Дипломная работа
«Воспитание скоростно-силовых способностей у детей 13-14 лет на уроках физической культуры по лыжной подготовке»
- 52 страниц
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ИЗУЧАЕМОЙ ПРОБЛЕМЫ 5
1.1 Общая характеристика скоростно-силовых способностей 5
1.2 Возрастные особенности изменения скоростно-силовых способностей у обучающихся среднего школьного возраста 16
1.3 Воспитание скоростно-силовых качеств у обучающихся среднего школьного возраста на уроках физической культуры 21
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 28
ГЛАВА II. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 29
2.1. Методы исследования 29
2.2. Организация исследования 31
ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ. 33
3.1. Разработанный комплекс упражнений 33
3.2. Результаты исследования 36
3.3. Обсуждение результатов исследования 40
ВЫВОДЫ 46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 48
Актуальность. Доступность лыжной подготовки делает ее крайне популярной среди всех возрастных групп населения. Передвижение на лыжах в условиях равнинной и пересеченной местности с преодолением подъемов и спусков различной крутизны вовлекает в работу большие группы мышц и оказывает положительное воздействие на развитие и укрепление функциональных систем организма и в первую очередь на сердечно-сосудистую, дыхательную и нервную. Занятия на лыжах имеют образовательное значение. В ходе занятий приобретаются новые знания, умения и навыки, связанные с лыжным спортом.
В многочисленных исследованиях указывается, что школьный возраст это то время, когда активно формируются физические качества, закладывается фундамент разнообразных двигательных навыков, совершенствуются функциональные возможности организма [14, 26].
Как указывает Безруких М.М.: «Регулярные занятия физическими упражнениями позволяют целенаправленно воздействовать на естественные изменения этих показателей и эффективно способствуют их росту [9]».
Лыжная подготовка - обязательный минимум занятий на лыжах по физическому воспитанию в общеобразовательных школах, профессионально-технических училищах, средних и высших учебных заведениях различного профиля, в Вооруженных Силах страны; рекомендуется в дошкольных учреждениях.
С помощью лыжной подготовки как вида деятельности связанной с продолжительной циклической работой, можно решить вопросы воспитания всех физических качеств.
В среднем школьном возрасте большое внимание уделяется воспитанию скоростно-силовых способностей, поскольку этот возраст считается самым благоприятным для данного качества. Значимость и недостаточная научная разработанность проблемы воспитания скоростно-силовых качеств на уроках физической культуры определяют актуальность данной работы.
Гипотеза исследования: предполагалось, что процесс воспитания скоростно-силовых способностей у обучающихся 13-14 лет, занимающихся на уроках физической культуры по лыжной подготовке будет более эффективным, если в учебно-воспитательный процесс внедрить составленный комплекс упражнений.
Объект исследования - учебно-воспитательный процесс, направленный на воспитание скоростно-силовых способностей у обучающихся 13-14 лет, занимающихся на уроках физической культуры по лыжной подготовке.
Предмет исследования - составленный комплекс упражнений, направленных на скоростно-силовых способностей у обучающихся 13-14 лет, занимающихся на уроках физической культуры по лыжной подготовке.
Цель исследования: определить эффективность составленных комплексов упражнений, направленных на воспитание скоростно-силовых способностей у обучающихся 13-14 лет, занимающихся на уроках физической культуры по лыжной подготовке.
Задачи исследования были сформулированы исходя из поставленной цели:
1. Проанализировать научно-методическую литературу по данной проблеме.
2. Составить комплексы упражнений, направленные на воспитание скоростно-силовых способностей у обучающихся 13-14 лет, занимающихся на уроках физической культуры по лыжной подготовке.
3. Экспериментально доказать эффективность составленных комплексов упражнений, направленных на воспитания скоростно-силовых способностей у обучающихся 13-14 лет, занимающихся на уроках физической культуры по лыжной подготовке.
ГЛАВА I. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ИЗУЧАЕМОЙ ПРОБЛЕМЫ
1.1. Общая характеристика скоростно-силовых способностей
По своему мнению В.Л. Ростовцев дает следующее определение: «Скоростно-силовые качества определяют, как способности развивать максимальное мышечное напряжение в минимальный отрезок времени» [45].
В основе скоростно-силовых способностей лежат функциональные свойства силовых способностей, лежат функциональные свойства нервно-мышечной системы, позволяющие совершать действия, в которых наряду со значительными мышечными напряжениями требуется максимальная быстрота движений. Иначе говоря, под термином «скоростно-силовые качества» понимается способность человека к проявлению усилий проявления максимальной мощности в кратчайший промежуток времени, при сохранении оптимальной амплитуды движения [36].
Степень проявления скоростно-силовых качеств зависит не только от величины мышечной силы, но и от способности спортсмена к высокой концентрации нервно-мышечных усилий, мобилизации функциональных возможностей организма [6].
Изучению физиологических механизмов, лежащих в основе воспитания скоростно-силовых качеств, посвящено значительное количество работ. При этом Капланский В.Е. дает определение: «С физиологической точки зрения скоростно-силовые качества относятся к качествам, проявление которых обусловлено тем, что мышечная сила имеет тенденцию к увеличению за счёт повышения скорости сокращения мышц и связанного с этим напряжения» [29].
Фомин Н.А. также отмечает: «Скоростно-силовые способности - это не просто соединение быстроты и силы. Максимальные параметры напряжения мышц достижима при относительно медленном их сокращении, а максимальная скорость движения в условиях минимального отягощения.
6 Между тем и другим максимумом находится область проявления скоростно-силовых способностей» [51].
При выполнении упражнений на скорости, сила заключается в том, чтобы сочетать на высоком уровне проявление мощности и скорости моторных способностей человека. В то же время, чем больше доля энергетической составляющей, тем больше внешнее сопротивление, тем меньше время, тем больший эффект приобретает высокоскоростной характер. Скоростные возможности во многом зависят от наследственных факторов и прежде всего от состава мышц. Как вы знаете, мышечные волокна делятся на группы: медленные и быстрые. Их соотношение у разных людей различно и не меняется во время жизни [17].
Преобладание быстрых мышечных волокон способствует лучшему проявлению скоростных и быстродействующих качеств. Однако наследственные предпосылки сами по себе не гарантируют достаточного развития скоростных качеств. Обязательным условием является долгосрочная систематическая подготовка. Чем скорее начнется развитие скоростных способностей, тем лучше.
Кроме того, меняется характер импульса мотонейронов мышц: увеличивается частота и сила нервных импульсов, улучшается синхронизация импульсов. Это приводит к улучшению внутренней и межмышечной координации [19, 33].
Качество прочности определяется с помощью тестов, которые требуют максимального мышечного напряжения в минимальный период времени. Точно так же, чем проще действие двигателя, тем точнее будут способности скорости. В сложных движениях значительное влияние на результат оказывает техническая готовность.
1. Установлено, что скоростно-силовые упражнения, наряду с бегом и другими двигательными действиями, изучаемыми в процессе обучения в школе, относятся в своем большинстве к группе естественных локомоций, которые выполняют важное прикладное значение в повседневной жизни. В настоящее время особое внимание уделяется воспитанию скоростно-силовых качеств у детей среднего школьного возраста. Согласно исследованиям, развитие скоростно-силовых качеств начинается с 8 лет и продолжается до 14 - 15 лет, отмечены изменения уровня развития скоростно-силовых качеств у школьников в возрасте от 7 до 17 лет. Воспитание скоростно-силовых способностей улучшает деятельность обучающихся и создаёт функциональные предпосылки для наиболее эффективного проявления других физических способностей.
2. В процессе исследования было выявлено, что высокоэффективное воспитание скоростно-силовых качеств у школьников в возрасте 13 - 14 лет на уроках физической культуры по лыжной подготовке достигаются только тогда, когда мы знаем конкретные требования и характеристики движений и лимитирующие звенья при выполнении избранного вида.
У обучающихся экспериментальной группы комплексы упражнений, направленные на воспитание скоростно-способностей, отражали специфическую направленность лыжной подготовки не только в развитии скоростно-силовых способностей, но и в укреплении функциональной системы.
Комплексы упражнений для воспитания скоростно-силовых качеств школьников в возрасте 13 - 14 лет на уроках физической культуры по лыжной подготовке включали разнообразные упражнения:
- «спурт» на лыжах в гору с отягощением и без;
- «спурт» на лыжах по прямой без работы ног с отягощением и без;
- «спурт» на лыжах по прямой без работы рук с отягощением и без;
- выпрыгивание вверх из глубокого приседа, прыжки (толчком обеих) через воображаемый резиновый шнур вперёд и назад;
- прыжки (толчком обеих) через воображаемый резиновый шнур вперёд и назад.
3. На основании полученных при проведении экспериментальной работы результатов можно установить, что использование обучающимися в рамках уроков физической культуры по лыжной подготовке составленных комплексов упражнений для воспитания скоростно-силовых способностей положительно и достоверно влияет на развитие скоростно-силовых способностей, что подтверждается показателями прироста результатов экспериментальной и контрольной групп.
По результатам внутригруппового и межгруппового анализа было выявлено, что составленные комплексы упражнений являются достоверно эффективными при воспитании скоростно-силовых способностей школьников в возрасте 13-14 лет на уроках физической культуры по лыжной подготовке. Статистически достоверные положительные изменения произошли в экспериментальной группе по результатам контрольных тестов по сравнению с контрольной группой в конце эксперимента. Значительно больший и достоверный внутригрупповой прирост результатов тестирования в экспериментальной группе также свидетельствует об эффективности составленных комплексов упражнений.
1. Аграновский, М.А. Классификация и характеристика специально-подготовительных упражнений лыжника-гонщика / М.А. Аграновский. - М.: Теория и практика физ. культуры, 2015. - 77 с.
2. Аникин, Н.Д. Применение специальных упражнений в тренировке лыжника-гонщика в подготовительном периоде / Н.Д. Аникин, В.Г. Ванеев. - М.: Лыжный спорт. 2013, - 125 с.
3. Антонов, М.Ф. Тренировка лыжников-гонщиков на предсоревновательном этапе / М.Ф. Антонов. - М.: Лыжный спорт, 2018. - 84 с.
4. Анучин, В.П. Развитие силовой выносливости у лыжников-гонщиков / В.П. Анучин, Э.М. Матвеев // Лыжный спорт, выпуск первый. - 2015. С. 11 - 13.
5. Арзуманов, С.Г. Физическое воспитание в школе учащихся 10-11 классов: учебно-методическое пособие для учителя / С.Г. Арзуманов. - Ростов-на- Дону : Феникс, 2014. - 413 с.
+ еще 48 источников
Оригинал в pdf
Тема: | «Воспитание скоростно-силовых способностей у детей 13-14 лет на уроках физической культуры по лыжной подготовке» | |
Раздел: | Физкультура и спорт | |
Тип: | Дипломная работа | |
Страниц: | 52 | |
Цена: | 2100 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика