Курсовая работа
«Особенности реализации программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи»
- 56 страниц
Введение 3
1 Теоретические аспекты реализации государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Российской Федерации 6
1.1 Понятие и сущность программы государственных гарантий 6
1.2 Структура и нормативы программы государственных гарантий 9
2 Оценка реализации государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Свердловской области 15
2.1 Анализ деятельности Территориального Фонда обязательного медицинского страхования Свердловской области 15
2.2 Оценка реализации программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Свердловской области 25
3 Совершенствование реализации программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи 37
3.1 Проблемы реализации государственной политики в сфере обеспечения права на бесплатную медицинскую помощь в Свердловской области 37
3.2 Направления оптимизации управления средствами ФОМС на оказание медицинской помощи, включенной в программу государственных гарантий 42
Заключение 50
Список использованных источников 52
В настоящее время в России практически полностью сформировалась одноканальная модель финансирования гарантированной населению бесплатной медицинской помощи со многими частными страховыми медицинскими организациями, выполняющими функции плательщиков медицинской помощи в системе обязательного медицинского страхования (далее – ОМС) [3].
Система ОМС является формой социальной защиты прав граждан и обеспечивается программами ОМС. Первая программа ОМС (базовая) появилась в России в 1992 г. в период системной дезинтеграции в народном хозяйстве и была сформирована в рамках существующего правового поля РСФСР [4]. Тогда же была создана правовая основа ОМС в дополнение к бюджетной системе. Попытки внести в данную сферу значимые институциональные изменения, переход от доминирования государственной медицины к ее страховой модели не дали сразу ожидаемых результатов и только ухудшили общее состояние института здравоохранения [6]. Реальные затраты медицинских организаций оставались выше, чем объемы их финансирования из государственных источников. Население продолжало из личных средств возмещать дефицит финансирования системы здравоохранения. С целью легализации и ограничения платных медицинских услуг в 1996 г. Правительство Российской Федерации утвердило «Правила предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями» [7]. Ожидалось, что одновременно с введением Правил произойдут изменения организационно–правовых форм учреждений, расширение их хозяйственной самостоятельности, уменьшение зоны компетенции хозяйственно–властных структур, однако эффект оказался обратным: государственные учреждения здравоохранения стали развивать практики взимания соплатежей с населения. В 1998 г. Программа ОМС стала составной частью «Программы бесплатного оказания гражданам Российской Федерации медицинской помощи» (далее – Программа), утверждаемой ежегодно Правительством Российской Федерации. Вместе с тем на протяжении всего периода действия Программы и до настоящего времени сохраняется коллизия между всеохватностью государственных гарантий и развитием практик оплаты населением медицинской помощи, виды которой включены в государственные гарантии. Деятельность страховых медицинских организаций не смогла существенно повлиять на эффективность использования средств ОМС. Все изложенное определяет актуальность исследования и анализа показателей Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи с целью повышения эффективности здравоохранения.
Целью данной работы анализ Программы государственных гарантий обеспечения граждан РФ бесплатной медицинской помощью, формирования нормативов затрат на единицу медицинской помощи.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
– рассмотреть теоретические основы обеспечения гарантий права граждан на бесплатную медицинскую помощь в Российской Федерации;
– провести оценку реализации программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Свердловской области;
– выявить проблемы реализации государственной политики в сфере обеспечения права на бесплатную медицинскую помощь в Свердловской области;
– разработать направления оптимизации управления средствами ФОМС на оказание медицинской помощи, включенной в программу государственных гарантий.
Объектом исследования в данной работе являются общественные отношения, складывающиеся при реализации программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
Предметом исследования является деятельность Территориального ФОМС Свердловской области по реализации программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
Теоретическими и методологическими основами написания курсовой работы выступили модели организации государственной политики в реализации программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, разработанные в федеральном и региональном законодательстве, а также в специализированной литературе.
В процессе написания курсовой работы применялись общенаучные и специальные методы: системный подход, сравнительный анализ и синтез, индукция и дедукция, приемы логического мышления, статистико-экономический метод, сравнительно–правовой, а также методы графического анализа для систематизации и визуализации информации.
Информационной базой исследования выступили учебная и научная литература, монографии российских ученых, система нормативно–правовых актов Российской Федерации, Свердловской области материалы специальных периодических изданий, статистические данные Росстата и отчеты ТФОМС Свердловской области за 2019 – 2021 гг.
Эмпирическую базу исследования составляют официальные документы, формирующие нормативно–методическую базу программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, и статистические данные.
Структура работы обусловлена поставленной целью и задачами и состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.
Ключевым нормативно-правовым актом, регламентирующим сферу здравоохранения в Российской Федерации, является Федеральный закон ФЗ-323 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» [1]. Он определяет законодательный, организационно-экономический и социальный базис функционирования медицинских учреждений, а также формирует основу для развития здравоохранения в Российской Федерации, которая направлена на формирование оптимальных условий и благоприятной жизнедеятельности человека.
Концепция развития системы здравоохранения Российской Федерации до 2020 года обеспечивается устойчивое социально-экономическое развитие Российской Федерации в сфере здравоохранения. Данный документ включает исследование ключевых аспектов развития сферы здравоохранения, а также определяет приоритетные цели, задачи и возможности для их достижения на основании применения программно-целевого планирования [7].
Сфера здравоохранения Российской Федерации развивается на основании реализации государственной программы Российской Федерации «Развитие системы здравоохранения» [10]. Она определяет ключевые приоритеты социально-экономической политики в рамках сферы здравоохранения, включающие принципов здорового образа жизни, интеграцию инновационных технологический решений и минимизации проблем с кадровым обеспечением реализации предложенных мероприятий.
В настоящее время система здравоохранения Российской Федерации динамично изменяется, при этом используются инструменты программно-целевого управления для модернизации и трансформации данной системы, что позволяет обеспечить систему оказания медицинской помощи с учетом интеграции в структуру государственного управления на выделенном сегменте. Дополнительное исследование данного направления предполагает оценку эффективности и рациональности в системе здравоохранения.
В рамках данной работы проведено исследование Программы государственных гарантий обеспечения граждан РФ бесплатной медицинской помощью, формирования нормативов затрат на единицу медицинской помощи.
В первой главе данной работы была дана характеристика права граждан РФ на охрану здоровья и бесплатную медицинскую помощь.
Программа государственных гарантий оказания гражданам России бесплатной медицинской помощи определяет виды, нормативы объемов медицинской помощи, финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, подушевые нормативы финансирования.
Целью Программы является реализация конституционного права граждан на получение бесплатной медицинской помощи.
Во второй главе были проанализированы результаты реализации государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Свердловской области за 2019–2021 гг.
Отметим, что реализация территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи (далее – ТПОМС) на территории Свердловской области на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов, включающая ТПОМС утверждена постановлением Правительства Свердловской области от 30 декабря 2020 г. № 1018-пп.
Утвержденная стоимость Территориальной программы на 2020 год составляет 7 983,9 млн. руб., что больше стоимости утвержденной Территориальной программы 2019 года на 1 413,9 млн. руб. или на 21,5%.
Утвержденная стоимость Программы государственных гарантий из средств бюджета Свердловской области – 1 494,4 млн. руб. Доля средств ОМС составляет 81,3%, доля средств бюджета Свердловской области составляет 18,7%.
Проблемам, препятствующим реализацию государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи на территории Свердловской области являются низкое качество работы амбулаторно–поликлинической службы, недостаточное развитие в сельских ФАПах информационных технологий и низкие тарифы на оказание помощи, постоянное недофинансирование оказываемых услуг и региональную разницу тарифов, ставящих жителей России в разные условия получения помощи.
В третьей главе были выявлены основные проблемы реализации программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
В них вошли следующие проблемы, связанные с реализацией права на бесплатную медицину в стране: проблема финансирования сферы здравоохранения в РФ; проблема неграмотности граждан; коррупционная деятельность сотрудников медицинских учреждений.
Сложившаяся система ОМС имеет целый ряд проблем, для их решения автором была разработана модернизация ОМС по следующим направлениям:
– повышение прозрачности функционирования системы ОМС;
– расширение информирования граждан о результативности работы медицинских организаций и страховых медицинских организаций;
– развитие планирования распределения объемов медицинской помощи между медицинскими организациями;
– обеспечение стабильности параметров финансирования страховых медицинских организаций и медицинских организаций;
– совершенствование методов обоснования тарифов на медицинскую помощь;
– совершенствование способов оплаты медицинской помощи в ОМС;
– расширение возможностей участия в ОМС частных медицинских организаций и развитие конкуренции между медицинскими организациями, участвующими в ОМС.
1. Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс]: основной закон РФ от 12.12.1993 (ред. от 14.03.2020) – Режим доступа: http://www.con**ltant.ru, свободный.
2. Гражданский кодекс, часть первая [Электронный ресурс]: федер. закон от 30.11.1994 № 51–ФЗ (ред. от 31.07.2020) – Режим доступа: http://www.con**ltant.ru, свободный.
3. Бюджетный кодекс РФ [Электронный ресурс]: федер. закон от 31.07.1998 № 145–ФЗ (ред. от 15.10.2020) – Режим доступа: http://www.cons**tant.ru, свободный.
4. О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования [Электронный ресурс]: федер. закон от 24.07.2009 г. № 212–ФЗ – Режим доступа: http://www.co**ltant.ru, свободный.
5. Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации: [Электронный ресурс]: федер. закон от 29.11.2010 г. № 326–ФЗ – Режим доступа: http://www.cons**ant.ru, свободный.
+ еще 38 источников
Тема: | «Особенности реализации программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи» | |
Раздел: | Управление | |
Тип: | Курсовая работа | |
Страниц: | 56 | |
Цена: | 1500 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Современные подходы к оказанию медицинской помощи раненым в условиях локального вооруженного конфликта. опыт работы зарубежных стран
Курсовая работа:
Медицинская помощь в РФ
Дипломная работа:
Государственное управление и регулирование в сфере здравоохранения и социального развития
Курсовая работа:
Основная программа профессионального обучения–программа профессиональной подготовки по должности служащих «Медицинский регистратор»
Контрольная работа:
Правовые основы оказания платных медицинских услуг