Дипломная работа

«Государственное управление и регулирование в сфере здравоохранения и социального развития»

  • 69 страниц(ы)
  • 5049 просмотров
фото автора

Автор: rezultat

Введение ….3

1. Теоретические аспекты государственного управления здравоохранением и социальным развитием…3

1.1. Понятие управления здравоохранением и социальным развитием….7

1.2. Элементы системы государственного управления здравоохранением и социальным развитием и формы ее осуществления….16

2. Правовой статус органов государственного управления здравоохранением и социальным развитием….23

2.1. Правовое регулирование деятельности федеральных органов государственного управления здравоохранением и социальным развитием Российской Федерации.23

2.2. Правовое регулирование деятельности органов государственного управления здравоохранением и социальным развитием в Омской области….31

3. Общие направления совершенствования системы государственного управления здравоохранением и социальным развитием….….40

3.1. Модернизация системы государственного управления здравоохранением и социальным развитием….….….40

3.2. Совершенствование компетенции органов государственной власти в сфере управления здравоохранением и социальным развитием….48

Заключение….56

Глоссарий….59

Список использованных источников….62

Список сокращений….69

Приложение А….70

Необходимость именно государственного регулирования охраны здоровья рождается в понимании, к которому уже пришла современная западная либеральная теория, - что рыночная экономика не способна вопреки существующим либерально-догматическим воззрениям полностью обеспечивать все сферы жизни. Существуют сферы общественной жизни, частично или целиком не вписывающиеся в концепции рынка по причине своей гуманистической природы, противоречащей рыночным законам, выражающимся в формуле «эгоизм каждого - благо для всех». И здравоохранение наряду с наукой, культурой, искусством и т.п. - одна из сфер жизни, в которых обязательно государственное вмешательство, регулирование и финансирование, несмотря на самые высокие уровни развития рыночной экономики. Большинство демократических стран пришли к схеме смешанных экономик, где рынок подвергается в необходимой мере государственному вмешательству, осознав опасность оставления социальной сферы на волю рынка, который не в состоянии решать задачи удовлетворения множества социальных потребностей общественной жизни. Эти задачи могут решаться только целенаправленной социальной политикой государства. И краеугольным камнем в здании этой политики лежит такая конституционная декларация, как рассматриваемое право на охрану здоровья, задающая вектор развития и гарантирующая, что человек, имеющий свободу распоряжаться своим временем и жизнью, вольный принимать решение трудиться или не трудиться, никогда не останется без поддержки его главной ценности - жизни.

Несмотря на это, функционирование системы здравоохранения и социального развития сталкивается с определенными трудностями: снижением качества медицинской помощи населению; увеличением числа заболеваний социально опасного характера; ростом смертности и снижением рождаемости, отрицательным естественным приростом населения; недостаточным финансированием отрасли и декларативным характером Программы государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи. Их наличие обусловлено утратой комплексного подхода к охране здоровья, деформированием системы медицинской профилактики, снижением доступности квалифицированной медицинской помощи для большей части населения, развитием неконтролируемой теневой экономики в отрасли. Правовое обеспечение отстает от развития общественных отношений, складывающихся в области здравоохранения. Более того, несовершенное законодательство в ряде случаев сдерживает позитивные процессы в рассматриваемой отрасли.

Объектом написания выпускной квалификационной работы являются общественные отношения, возникающие в сфере государственного управления здравоохранением и социальным развитием. Предметом выпускной квалификационной работы являются нормы конституционного, административного, гражданского и иного законодательства, регламентирующего вопросы управления здравоохранением и социальным развитием, а также научные исследования по выбранной тематике и правоприменительная практика.

Целью написания выпускной квалификационной работы является комплексное исследование института государственного управления здравоохранением и социальным развитием, нормативно-правовых актов, научной литературы, правоприменительной практики. Указанная цель достигается посредством постановки и решения следующих задач:

1. дать понятие государственного управления здравоохранением и социальным развитием;

2. выделить элементы государственного управления здравоохранением и социальным развитием, а также формы его осуществления;

3. охарактеризовать правовое регулирование деятельности федеральных органов государственного управления здравоохранением и социальным развитием Российской Федерации;

4. охарактеризовать правовое регулирование деятельности органов государственного управления здравоохранением и социальным развитием в Омской области;

5. определить основные направления модернизации системы государственного управления здравоохранением и социальным развитием;

6. выделить направления совершенствования компетенции органов государственной власти в сфере управления здравоохранением и социальным развитием.

Исследование проводилось на основе диалектико-материалистической методологии, в рамках которой для решения задач исследования применялись логический, формально-юридический, историко-правовой, сравнительно- правовой и иные методы научного познания.

Нормативную базу исследования составляют нормы Конституции Российской Федерации , Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» , Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» , Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» , Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» , а также нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации (на примере Омской области), регламентирующих вопросы управления здравоохранением и социальным развитием.

Следует отметить, что отдельные вопросы управления здравоохранением и социальным развитием затрагиваются в трудах таких ученых как Ю.Н. Андреев , Н.М. Бевеликова , Н.С. Волкова , Н.Ф. Герасименко и т.д. Однако необходимость приобретает именно комплексное исследование вопросов управления здравоохранением и социальным развитием.

Практическую основу исследования составила правоприменительная практика, а также статистические данные, касающиеся деятельности системы здравоохранения Омской области.

Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, глоссария, списка используемых сокращений и списка использованных источников. Первая глава работы посвящена теоретическим аспектам государственного управления здравоохранением и социальным развитием. Вторая глава работы посвящена характеристике правового статуса федеральных органов государственного управления здравоохранением и социальным развитием Российской Федерации, а также органов государственного управления здравоохранением и социальным развитием в Омской области. Третья глава работы посвящена общим направлениям совершенствования системы государственного управления здравоохранением и социальным развитием.

Федеральные органы управления здравоохранением призваны осуществлять управление здравоохранением на всей территории России. Общее руководство системой здравоохранения возложено на Президента РФ как гаранта защиты основных прав и свобод граждан РФ и Правительство РФ.

Федеральными органами по управление здравоохранением и социальным развитием является Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации и входящее в его состав Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

Президент РФ принимает нормативные акты по вопросам здравоохранения, определяет стратегию разработки и руководит реализацией федеральной государственной политики в области охраны здоровья граждан и в своих ежегодных посланиях Федеральному Собранию РФ ставит задачи тактического плана по совершенствованию законодательства, форм и методов организации и деятельности Правительства РФ и других федеральных органов исполнительной власти в этой области. Согласно ст. 110 Конституции РФ исполнительную власть в стране осуществляет Правительство РФ. Полномочия Правительства РФ в социальной сфере закреплены в Федеральном конституционном законе от 17 декабря 1997 г. №2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации». В частности, Правительство РФ осуществляет федеральную государственную политику в области охраны здоровья граждан; разрабатывает, утверждает и финансирует федеральные программы по развитию здравоохранения либо непосредственно учитывающие его важнейшие интересы; в целях координации деятельности и осуществления государственной политики в области здравоохранения уполномочивает специально образованные федеральные органы или иные федеральные органы исполнительной власти на решение задач в сфере охраны здоровья населения; представляет палатам Федерального Собрания Российской Федерации ежегодные государственные доклады о состоянии здоровья населения Российской Федерации и о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения Российской Федерации.

В настоящее время по вопросам здравоохранения действует ряд законов Российской Федерации, конкретизирующих основные положения единой государственной политики в сфере здравоохранения, которые реализуются через федеральные целевые программы, утверждаемые Правительством РФ. Руководствуясь законами, Правительство РФ осуществляет регулирование: основных требований, предъявляемых к деятельности государственных и муниципальных органов по созданию условий, необходимых для поддержания физического и психического здоровья граждан; компетенции федеральных органов исполнительной власти, ведающих вопросами охраны здоровья и санитарно-эпидемиологического благополучия населения; основных положений об организации учреждений здравоохранения и их взаимоотношениях с гражданами; организации оказания гражданам лечебной лекарственной помощи, а также решает основные вопросы подготовки кадров для системы здравоохранения.

В соответствии с законодательством Российской Федерации органом управления здравоохранением, ответственным за организацию деятельности системы здравоохранения на федеральном уровне является Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Следует заметить, что Указом Президента РФ от 21.05.2012 № 636 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» Министерство здравоохранения и социального развития переименовано в Министерство здравоохранения Российской Федерации.

В результате проведенного исследования мы можем прийти к следующим выводам:

Проведенное исследование проблемы государственного управления здравоохранением в Российской Федерации позволяет сделать вывод о том, что, несмотря на многообразие нормативных актов разного уровня, принятых в сфере охраны здоровья, по-прежнему актуальными остаются вопросы совершенствования федерального и регионального законодательства по вопросам организации и функционирования российской системы государственного управления здравоохранением, повышения эффективности управленческой деятельности в данной сфере, разграничения предметов ведения и полномочий между всеми уровнями публичной власти.

Перед системой управления здравоохранением в России стоит ряд проблем, основными из которых являются:

- социальная и экономическая нестабильность в обществе, острый дефицит финансовых ресурсов;

- неполнота и несовершенство нормативно-правовой базы в области здравоохранения;

- систематическое неисполнение норм здравоохранительного законодательства.

Решение данных проблем видится в следующем.

Во-первых, управленческая деятельность должна быть прозрачной и осуществляться в соответствии с социальными реалиями общества.

Во-вторых, проведение эффективной государственной политики в сфере здравоохранения с учетом мнения ведущих практиков страны.

В-третьих, принимаемые в сфере здравоохранения нормативные акты должны быть своевременны, лаконичны, ясны в применении, юридически грамотны и не должны нарушать права граждан, противоречить Конституции РФ и иным вышестоящим законам.

В-четвертых, необходимо ужесточить надзор за неисполнением здравоохранительного законодательства.

Для оздоровления ситуации в сфере местных финансов и большей нацеленности муниципальных бюджетов на решение специфических местных проблем необходимо законодательно ограничивать объем переданных на муниципальный уровень управления и обязательных к исполнению государственных полномочий.

Одним из эффективных способов реорганизации системы финансирования учреждений здравоохранения может стать переход от сметного к нормативно-целевому финансированию. Последнее представляет собой возмещение государственным учреждениям расходов на оказание конкретных услуг конкретным категориям потребителей по единым нормативам, устанавливаемым в административном порядке Тем самым финансирование будет поставлено в зависимость от объема оказанных учреждением услуг, а не от штата, расходов на эксплуатацию и закупку материалов. В литературе также рассматривается несколько разновидностей нормативно-целевого финансирования: оплата по нормативам за завершенное лечение; оплата согласованных объемов медицинской помощи; оплата по нормативам на число прикрепленных к учреждению граждан и др. Однако основная проблема сводится к преодолению дублирования финансирования из бюджета и через систему страхования.

Важнейшим фактором совершенствования правоотношений в сфере здравоохранения является грамотное разграничение полномочий, касающихся предоставления бесплатных для граждан медицинских услуг, между уровнями государственной власти. Однако такое разграничение должно быть не только верным с конституционной точки зрения, но и оправданным с точки зрения финансовой обеспеченности, чтобы не допустить умаления права граждан на медицинскую помощь.

Нуждается в совершенствовании сложившийся порядок обязательного медицинского страхования. В этих целях необходимыми являются: повышение ответственности фондов обязательного медицинского страхования за результаты их деятельности, а также обеспечение прозрачности финансирования учреждений здравоохранения. Система страхования также должна быть подвергнута пересмотру в целях исключения дублирования финансирования учреждений в сметно-страховой системе.

Необходимо принятие федерального закона о правовом регулировании частной системы здравоохранения, так как требует дальнейшего развития и совершенствования частная система здравоохранения, которая при условии принятия соответствующих мер со стороны государства должна составить конкуренцию государственной и муниципальной системам здравоохранения. Однако до настоящего времени, несмотря на стремительное развитие коммерческих медицинских организаций, нормативная правовая основа развития таких организаций остается несовершенной и отстает от практики. Представляется необходимым определить основы частного здравоохранения на федеральном уровне. Полагаем, что специфика медицинской деятельности, значимость ее для поддержания здоровья населения, обеспечения будущего российского государства должны быть отражены в требованиях законодательства о частном здравоохранении.

Системная модернизация здравоохранения не может быть успешно проведена в условиях нынешней правовой базы. Вывод - необходимо определение последовательности мероприятий по правовому сопровождению процессов модернизации здравоохранения и упорядочения массива нормативных правовых актов. Считаем необходимым разработать научно обоснованную, реальную для воплощения на практике концепцию развития законодательства об охране здоровья граждан. Основой может стать опыт Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ по разработке концепций развития российского законодательства. Но участвовать в ней должны Парламент, Правительство и общественные организации. Чтобы придать более обязательный характер данному акту, утвердить его должно Правительство РФ, не исключено использование формы закона.

1. Нормативные правовые акты

1 Конституция Российской Федерации // Российская газета. – 2009. – № 237.

2 Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24 июля 2002 г. № 95-ФЗ ( в редакции федерального закона от 3 мая 2012 года № 47-ФЗ) // Российская газета. – 2002. – № 137.

3 Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. № 138-ФЗ ( в редакции федерального закона от 23 апреля 2012 года № 35-ФЗ) // Российская газета. – 2002. – № 220.

4 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (в редакции федерального закона от 3 мая 2012 года № 47-ФЗ) // Российская газета. – 2001. – 31 декабря.

5 Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» (в редакции федерального закона от 28 декабря 2010 года № 8-ФКЗ) // Российская газета. – 1997. – 23 декабря.

6 Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» // Российская газета. – 2011. – 23 ноября.

7 Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» ( в редакции федерального закона от 8 декабря 2011 года № 417-ФЗ) // Российская газета. – 2003. – № 202.

8 Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. № 196-ФЗ «О введении в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2002. – № 1. – Ст. 2.

9 Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» ( в редакции федерального закона от 7 декабря 2011 года № 417-ФЗ) // Российская газета. – 1999. – № 206.

10 Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ // О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения (в редакции федерального закона от 7 декабря 2011 года № 417-ФЗ) // СЗ РФ. – 1999. – № 14. – Ст. 1650.

11 Федеральный закон от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (в редакции федерального закона от 3 декабря 2011 года № 383-ФЗ) // СЗ РФ. – 1998. – № 31. – Ст. 3803.

12 Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан // Ведомости СНД и ВС РФ. –1993. – № 33. – Ст. 1318. (утратил силу)

13 Постановление Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 321 «Об утверждении Положения о Министерстве здравоохранения Российской Федерации» (с изм. от 21 мая 2012 года) // Российская газета. – 2004. –№ 144.

14 Постановление Правительства РФ от 12 февраля 1994 г. № 101 «О Фонде социального страхования Российской Федерации» (с изм. от 11 августа 2011 года) // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. – 1994. – № 8. – Ст. 599.

15 Закон Омской области от 20 декабря 2004 г. № 591-ОЗ «Об охране здоровья населения Омской области» // Омский вестник. – 2004. – № 2.

16 Указ Губернатора Омской области от 8 июля 2011 г. № 62 «О создании межведомственной комиссии по вопросам реализации мероприятий региональной программы Омской области "Модернизация здравоохранения Омской области» на 2011 - 2012 годы» // Омский вестник. – 2011. – № 29.

17 Указ Губернатора Омской области от 13 ноября 2007 г. № 133 «Об утверждении Положения о Министерстве здравоохранения Омской области» (с изм. от 6 мая 2011 года) // Омская правда. –2007. –№ 114.

18 Постановление Главы Администрации (Губернатора) Омской области от 4 октября 1999 г. № 425-п «О комитете по лицензированию деятельности в здравоохранении Администрации Омской области» (с изм. от 28 мая 2008 года) // Омский вестник. –1999. –№ 224.

19 Постановление Правительства Омской области от 16 марта 2011 г. № 35-п «Об утверждении региональной программы Омской области «Модернизация здравоохранения Омской области» на 2011 - 2012 годы» // Омская правда. – 2011. – № 23.

2. Научная и обзорная литература

20 Андреев Ю.Н. Платные медицинские услуги. М., 2007. – 101с.

21 Атаманчук Г.В. Теория государственного управления. М.: Юристъ, 2008. – 132с.

22 Бевеликова Н.М. Совершенствование компетенции органов публичной власти в сфере здравоохранения // Журнал российского права. – 2011. – № 2. – С. 54-57.

23 Валентей С.Д., Бухвальд Е.М. Законодательство о местном самоуправлении и экономические реалии // Журнал российского права. –2008. – № 3. –С. 93.

24 Волкова Н.С. Модернизация здравоохранения и совершенствование статуса его учреждений М.: Юрайт, 2009. – 67с.

25 Герасименко Н.Ф. Сверхсмертность населения - главная демографическая проблема России в контексте европейских тенденций здоровья // Здравоохранение Российской Федерации. –2009. № 3. – С. 10-14.

26 Глашев. Медицинское право: Практическое руководство для юристов и медиков М.: Волтерс Клувер, 2011. – 399с.

27 Ерохина Т.В. Общая характеристика нормативно-правовых актов РФ об охране здоровья граждан // Медицинское право. – 2007. – № 2. – С. 18-22.

28 Клименко А.В. Теория государства и права / А.В. Клименко, В.В. Румынина. (2-е переиздание) М.: Мастерство; Высшая школа, 2007. – 443с.

29 Ковалевский М.А. Система здравоохранения в Российской Федерации: организационно-правовые аспекты. М., 2009. – 299с.

30 Конин Н.М. Система здравоохранения в Российской Федерации М., 2007. – 398с.

31 Курноскина О.Г. Защита прав при обращении за медицинской помощью: Экспресс-справочник. М.: Вершина, 2010. – 99с.

32 Малеина М.Н. Человек и медицина в современном праве. М.: МГУ, 2009. – 261с.

33 Мохов А.А. Некачественное медицинское обслуживание как источник повышенной опасности для окружающих // Современное право. –2009. – № 10. – С. 56-59

34 Никитина И.О. Преступления в сфере здравоохранения (законодательство, юридический анализ, квалификация, причины и меры предупреждения): Автореф. дис. . канд. юрид. наук. Н. Новгород, 2007. – 19с.

35 Никульникова О.В. Государственное управление здравоохранением в России. (3-е переиздание) Энгельс: Регион, 2008. – 99с.

36 Писарев Д.И. Основные проблемы врачебной этики и медицинской деонтологии. М.: НОРМА, 2008. – 199с.

37 Постатейный комментарий к Конституции Российской Федерации / Под ред. В.Д. Карповича. М.: Юрайт-М, Новая правовая культура, 2008. – 653с.

38 Постатейный комментарий к Конституции Российской Федерации / Под ред. В.Е. Чиркина М.: Юрайт-М, 2010. – 674с.

39 Постатейный комментарий к Конституции Российской Федерации / Под ред. Ю.А. Тихомирова М.: Юристъ, 2010. – 653с.

40 Рабец А.М. Обязательства по возмещению вреда, причиненного жизни и здоровью. М.: Федеральный фонд ОМС, 2008. – 223с.

41 Риффель А.В. К вопросу о правовом статусе врача // Законы России: опыт, анализ, практика. – 2007. – № 12. – С. 12–18

42 Селюков А.Д. Финансовое обеспечение бюджетных учреждений М., 2009. – 223с.

43 Старилов Ю.Н. Формы и методы управленческих действий. Правовые акты управления. Административный договор. М.: НОРМА, 2010. – 34с.

44 Стеценко С.Г. Платные медицинские услуги М.,2009 – 109с.

45 Тихомиров А.В. Медицинское право: Практ. пособие. М.: НОРМА, 2008. – 509с.

46 Тихомиров Ю.А. Управление на основе права. М., 2007. – 567с.

47 Трушкина Л.Ю. Экономика и управление здравоохранением / Л.Ю. Трушкина, Р.А. Тлепцершиев, А.Г. Трушкин. Ростов н/Д: Феникс, 2010. – 113с.

48 Флоря В. Медицинское право как самостоятельная отрасль права // Медицинское право. – 2004. – № 1. –С. 22-28.

49 Улюкаев А.В. Проблемы государственной бюджетной политики. – М., 2011. – 89с.

50 Чиркин В.Е. Государственное и муниципальное управление М.: Юристъ, 2012. – 489с.

Покупка готовой работы
Тема: «Государственное управление и регулирование в сфере здравоохранения и социального развития»
Раздел: Государственное регулирование, Таможня, Налоги
Тип: Дипломная работа
Страниц: 69
Цена: 7000 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

Не подошла эта работа?

Воспользуйтесь поиском по базе из более чем 40000 работ

Другие работы автора
Наши услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика