Дипломная работа

«Взаимосвязь уровня депрессии с индивидуальными особенностями личности в пожилом возрасте»

  • 83 страниц
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЦ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА ПРИ ДЕПРЕССИВНЫХ СОСТОЯНИЯХ 8

1.1. Личностные особенности пожилого возраста 8

1.2. Тревожные и депрессивные состояния в пожилом возрасте. Причины, признаки, анализ 12

1.3. Индивидуально-личностные особенности лиц пожилого возраста при депрессивных состояниях

Выводы по первой главе

ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ УРОВНЯ ДЕПРЕССИИ С ИНДИВИДУАЛЬНЫМИ ОСОБЕННОСТЯМИ ЛИЧНОСТИ В ПОЖИЛОМ ВОЗРАСТЕ

2.1. Организация и методы исследования 44

2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования

2.3. Программа тренинга эмоциональной саморегуляции для лиц пожилого возраста 53

Выводы по второй главе 56

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 60

ПРИЛОЖЕНИЯ 69

Введение

Актуальность. На сегодняшний день депрессия в различных клинических вариантах признаны одними из основных причин снижения трудоспособности и занимает четвертое место среди всех заболеваний, по интегративной оценке, бремени, которое несет общество в связи с ними. По данным Всемирной организации здравоохранения депрессивные симптомы имеют место у 40-45% пациентов пожилого возраста, обратившихся к врачу в связи с различными заболеваниями.

Прошедший «век тревоги», характеризовавшийся войнами, социальными потрясениями, гонкой вооружения, бедностью населения и страданиями, вызвал рост пограничных психических расстройств. Пограничные психические расстройства - это достаточно широкий круг заболеваний невротического уровня, к ним относятся неврозы, депрессии, тревога, соматоформные вегетативные расстройства и другие нарушения. По уровню распространенности депрессивные расстройства являются безусловными лидерами среди других психических расстройств. В.А. Пак и ряд других отмечают, что исследования во всех странах мира показывают: депрессия, подобно сердечно-сосудистым заболеваниям, становится наиболее распространенным недугом нашего времени [31]. Р.А. Беккер, Ю.В. Быков в своей работе указывают на то, что депрессивные расстройства являются важными факторами риска по возникновению разных форм химической зависимости и, в значительной степени, осложняют течение сопутствующих соматических заболеваний [6]. Также депрессивные расстройства являются основным фактором суицидов.

Проблема депрессии особенно актуальна сейчас для нашей страны в связи с нестабильным экономическим и политическим положением, низким уровнем дохода и уровнем жизни населения, неуверенностью людей в завтрашнем дне, а также увеличением количества стрессовых ситуаций. По статистическим данным, подобного рода расстройства встречаются более, чем в 20% случаев. Особенно это заметно у пациентов пожилого возраста. Женщины страдают депрессией в 2 раза чаще, чем мужчины.

Для лиц пожилого возраста характерны следующие личностные особенности: сниженная поведенческая активность, эмоциональный резонанс, нарастание ригидности и упрямства. В личности пожилого человека происходит переориентация, переключение с внешнего мира во внутренний, концентрация на собственном «Я». Различные соматические заболевания и неприятные ощущения в сочетании с интравертированностью пожилого человека приводят к излишней ипохондричности, тревожности, страху, депрессии. Отмеченную возрастную категорию можно охарактеризовать, как главную группу риска: данные эпидемиологических исследований свидетельствуют о высокой распространенности депрессивных и тревожных расстройств среди людей пожилого возраста.

В последние несколько лет проблема взаимосвязи индивидуальных особенностей личности и депрессии стала предметом активных исследований за рубежом. Их интенсификация обусловлена данными о негативных эффектах, вызываемых сочетанием аффективных расстройств с индивидуальными особенностями личности. Сопутствующие черты личности снижают эффективность лечения депрессий и создают трудности рабочего альянса с пациентом.

Объект исследования: психологические аспекты депрессивных расстройств у пожилых людей.

Предмет исследования: взаимосвязь уровня депрессии с индивидуально-психологическими особенностями личности в пожилом возрасте.

Цель исследования заключается в выявлении взаимосвязи уровня депрессии с индивидуальными особенностями личности в пожилом возрасте.

Гипотеза исследования состояла в предположении о взаимосвязи уровня депрессии с индивидуальными особенностями личности в пожилом возрасте.

Для достижения цели исследования были поставлены и поэтапно решены следующие задачи:

1. Рассмотреть и проанализировать личностные особенности пожилого возраста.

2. Проанализировать тревожные и депрессивные состояния в пожилом возрасте, выявить их причины и признаки.

3. Выявить индивидуально-личностные особенности лиц пожилого возраста при депрессивных состояниях.

4. Разработать программу тренинга эмоциональной саморегуляции для лиц пожилого возраста.

Теоретико-методологическая база исследования. Исследованы психологические особенности лиц пожилого возраста (Краева М.А., 2006; Бочкова Д.Б., 2015), изучены тревожные и тревожно-фобические,

невротические расстройства в позднем возрасте (Джогерст Г. Дж., 2006; Прудникова Ю. А , 2009; Иванец Н.Н., 2014; Сысоева В.П., 2015; Михайлова Н.М., 2016).

Методы исследования:

I. Теоретические методы: сравнительный анализ научной литературы, теоретический анализ, конкретизация материала;

II. Эмпирические методы: тестирование. Были использованы следующие методики (психометрические шкалы оценки депрессии):

- шкала депрессии пожилого и старческого возраста (Geriatrie Depres-sion Seale) (Приложение 1);

- Госпитальная шкала тревоги и депрессии (HADS) (Приложение 2);

- Шкала депрессии Бека (BDI) (Приложение 3).

Для анализа индивидуально-психологических особенностей личности использован пятифакторный личностный опросник «Большая пятерка», вариант 5PFK в адаптации А.Б. Хромова.

III. Методы математической обработки: статистическая обработка полученных результатов была осуществлена на персональном компьютере с использованием программы «Statistica 10.0». Для проверки гипотез использован t-критерий Стьюдента, расчет коэффициентов линейной корреляции Пирсона. Достоверными были выбраны результаты на уровне значимости p<0,05.

Этапы исследования:

1. Анализ психологической литературы по проблемам особенностей депрессивных расстройств личности в пожилом возрасте.

2. Подбор методов и методик исследования индивидуальноличностных особенностей лиц пожилого возраста при депрессивных состояниях.

3. Выявление взаимосвязи уровня депрессии с индивидуальными особенностями личности в пожилом возрасте.

4. Разработка программы тренинга эмоциональной саморегуляции для лиц пожилого возраста.

Эмпирическая база и выборка исследования: 60 пожилых людей, в возрасте 60-74 лет. Выборка была проведена согласно официальным данным Всемирной организации здравоохранения (далее - ВОЗ) и ассоциации геронтологов, согласно которым пожилым считается возраст от 60 до 74 лет. Средний возраст составил 63 года. В состав выборки вошли 28 мужчин (46%) и 32 женщины (54%). Исследование проводилось на базе ГБУЗ РБ «Поликлиника №1 г. Уфа».

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что его результаты расширяют научные представления о личностных особенностях лиц пожилого возраста, страдающих депрессивными расстройствами.

Практическая значимость исследования заключается в возможности использования результатов исследования в коррекционно-развивающих программах, разработанных для лиц пожилого возраста, страдающих депрессивными расстройствами, клиническими психологами, занимающихся проблемой психических заболеваний пожилых людей.

Достоверность и надежность полученных результатов обеспечивалась научно-методологической обоснованностью исследования, применением разнообразных и адекватных методов организации исследования, сбора и статистической обработки полученных данных, репрезентативностью эмпирической выборки.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Личностные особенности и депрессия выступают как взаимосвязанные различные проявления одного и того же глубинного процесса болезни с общей этиологией и факторами риска.

2. Индивидуальные особенности личности в пожилом возрасте оказывают влияние на формирование депрессивных состояний.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные теоретические и эмпирические положения данной работы обсуждались на заседаниях кафедры возрастной и социальной психологии, результаты исследования отражены в материалах очного межвузовского научно-практического семинара «Психическое здоровье в реалиях современного мира», Уфа (2019), представлены на Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Будущее клинической психологии - 2020», Пермь (2020).

Структура и объем работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. Список литературы включает 80 источников. Общий объем исследования составляет 79 страниц. В работе содержится 5 таблиц.

Фрагмент работы

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЦ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА ПРИ ДЕПРЕССИВНЫХ СОСТОЯНИЯХ

1.1. Личностные особенности пожилого возраста

В соответствии с последними медицинскими исследованиями, продолжительность жизни человека может достигать 85-90 лет. И так как некоторые люди умирают раньше 85 или живут дольше 90, необходимо принять во внимание, что на продолжительность жизни индивида и его общую жизнеспособность оказывают влияние разнонаправленные процессы. Прежде всего, это процесс старения, обусловленный физиологическими и иными природными механизмами. Однако с другой стороны, организм человека адаптируется к возрасту посредством компенсаторного механизма, который стабилизирует его жизнеспособность. Таким образом, возраст обуславливает функционально-структурные изменения организма, которые выражаются у индивидов в разной степени интенсивности. При этом получается, что одни люди стареют быстрее, а другие - дольше. Причем речь идет не только о внешних возрастных изменениях, но и о процессах физиологического, анатомического, психологического старения.

Соответственно, процесс старения обусловлен различными внутренними и внешними факторами.

Внутренние факторы старения заключаются в особом положении хромосом и заложенного генотипа, что во многом определяет индивидуальный обмен веществ, нейроэндокринную регуляцию и стабильность иммунологического статуса. А. Лэнгле отмечает, что от внутренних факторов зависит успешная возрастная адаптация организма к изменениям условий жизни [25].

Э.А. Лоскутова отмечает, что внешние факторы старения заключаются в определенном образе жизни, уровне физической активности, вредных привычках, подверженности стрессам и болезням [24].

В соответствие с международной классификацией, период геронтогенеза у мужчин начинается с шестидесяти лет, а у женщин с пятидесяти пяти. Однако по мнению Г.С. Абрамовой, возрастная хронология современного человека несколько иная: зрелость колеблется в пределах от 36 до 50 лет, пожилым человек является в возрасте от 51 года до 65 лет, старость начинается после 65 лет [1]. Таким образом, старость представляет собой итог жизненного пути человека.

А.Н. Ильницкий отмечает, что ряд эмпирических исследований свидетельствует о том, что люди в возрасте до 60 лет способны к активному обучению и самообразованию, сохраняя гибкую познавательную сферу, кроме того, мозговая активность в этом возрасте обеспечивает высокие потенциальные возможности для продуктивного познания и творчества [19]. Зрелый человек обладает высоким уровнем развития функции внимания, тогда как функция памяти постепенно ослабляется. Ответственность и стремление к ней представляет собой важнейший признак зрелости. Психологически ответственное лицо является личностью, которая отвечает за собственные поступки, как перед собой, так и перед обществом [8].

В раннем пожилом возрасте убеждения и жизненные принципы индивида костенеют, и появляется нетерпимость к иному взгляду на жизнь. В ряде случаев индивид пожилого возраста может проявлять агрессивное поведение, отстаивая свои убеждения.

Второй пик творческой активности индивида приходится на возраст от 55 до 60 лет. Нужно помнить, что основной психологической особенностью людей пожилого возраста является поиск смысла прожитой уже жизни и доказательств оправданности смысло-жизненных ориентаций. В возрасте 6070 лет у индивида появляется перспектива самостоятельно оценить результаты прожитой жизни. Убеждение многих людей, что старость не может быть приятной и полезной ложно, если пожилой человек чувствует себя счастливым и умиротворенным, тогда старость будет гармоничным продолжением жизни. Основная цель развития в старости заключается в осознании и принятии того, что прожита значительная и осмысленная часть жизнь, принесшая пользу как самому индивиду, так и окружающим.

Умение передать жизненный опыт и знания следующим поколениям представляет собой непреложное условие для успешной самоактуализации и развития диалогичности сознания Я-концепции, которая предполагает эмпатию и способность понимать мотивы и логику других людей. П.А. Воробьев и А.В. Власова отмечают, что внутренний диалог пожилого человека основывается на Я-концепции и накопленном опыте, именно поэтому принятие бренности и конечности существования и является одной из основных задач развития личности индивида на данном этапе [13].

Заключение

В ходе написания выпускной квалификационной работы поставленная цель была достигнута, задачи были выполнены, а гипотеза о наличии взаимосвязи уровня депрессии с индивидуальными особенностями личности в пожилом возрасте подтвердилась.

Полученные результаты исследования не противоречат обнаруженным в более ранних исследованиях закономерностям и свидетельствуют о том, что такие особенности как: замкнутость, но при этом потребность в общении, нетолерантность к фрустрации, эмоциональная лабильность, застреваемость на собственных переживаниях и на данный момент являются ведущими в картине личности пациентов пожилого возраста с депрессивным расстройством. Среди социальных условий жизни особую роль играет возраст, уровень образования. Также влияние оказывают гендерные различия в распространенности депрессии: в популяции пациентов преобладают женщины.

Полученные нами данные о взаимосвязи психологических особенностей свидетельствуют о том, что личностные особенности таких пациентов откладывают отпечаток на их отношение к самоорганизации деятельности, способствуют большему ощущению тревоги, меньшему ощущению удовлетворения от жизни, а также способствуют большему напряжению. У пожилых людей с депрессивным расстройством преобладают такие личностные особенности, как: желание уединения и нацеленность на собственные переживания, но при этом, высокая потребность во взаимодействии с другими и отзывчивость к их нуждам, эмоциональная неустойчивость и лабильность, а также, тревожное ожидание неприятностей, чувство беспомощности в трудных и стрессовых ситуациях.

Разработанную и представленную в исследовании программу тренинга эмоциональной саморегуляции для лиц пожилого возраста, представляется возможным использовать для оптимизации состояния пожилых людей, с целью психокоррекции и снижения депрессивных расстройств.

Список литературы

1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: учебник. - М.: Академический проект, 2012. - 340 с.

2. Авдеева Т.И. Клиника, психопатология и фармакотерапия депрессий у лиц пожилого возраста : автореф. дис канд. мед. наук : 14.00.18 / Т.И. Авдеева. - М.:РУДН, 2003. - 24 с.

3. Аведисова А.С. Контролирование симптомов тревоги и лечение тревожно-фобических расстройств - альтернатива или нет? / А.С. Аведисова // Международный неврологический журнал. - 2006; - № 4. - С. 23-31.

4. Андрусенко М.П. Возрастные аспекты терапии поздних депрессий (клинико-терапевтические закономерности) : автореф. дис д-ра мед. наук: 14.00.18 / М.П. Андрусенко. - М.: РУДН, 2004. - 40 с.

5. Аксенов М.М. Психологические особенности пациентов пожилого возраста с непсихотическими психическими расстройствами / М.М. Аксенов // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2015. - № 3. - С. 58-63.

+ еще 75 источников

Покупка готовой работы
Тема: «Взаимосвязь уровня депрессии с индивидуальными особенностями личности в пожилом возрасте»
Раздел: Психология
Тип: Дипломная работа
Страниц: 83
Цена: 2700 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

У нас можно заказать

(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)

Контрольная на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Решение задач на заказ

Решение задач

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Лабораторная работа на заказ

Лабораторная работа

от 200 руб.

срок: от 1 дня

Доклад на заказ

Доклад

от 300 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

42 задания

за последние сутки

10 минут

время отклика