Курсовая работа
«Особенности самооценки в подрастковом возрасте»
- 31 страниц
Введение 3
1 Теоретические аспекты проблемы самооценки в подростковом возрасте 6
1.1 Подходы к пониманию самооценки в психолого-педагогической литературе 6
1.2 Возрастные особенности формирования самооценки у старших подростков 10
2 Эмпирическое исследование самооценки подростков 14
2.1 Этапы, методы и методики исследования 14
2.2 Характеристика выборки и анализ результатов исследования 16
Заключение 27
Список литературы 29
Актуальность исследования. Самооценка играет важную роль в развитии личности, особенно в подростковом возрасте. Период подростковых изменений сопровождается кардинальными физическими, эмоциональными и когнитивными преобразованиями, а также влиянием социального окружения. В связи с этим, самооценка в подростковом возрасте имеет свои особенности, которые заслуживают внимания и исследования.
Актуальность данного исследования обусловлена необходимостью более глубокого понимания особенностей самооценки в подростковом возрасте и ее роли в формировании психологического благополучия подростков. Подростковый период часто сопровождается нестабильностью эмоций, поиском себя, приспособлением к новым социальным ролям и оценкой своей принадлежности к пире социальным группам. Исследование особенностей самооценки в подростковом возрасте может способствовать разработке рекомендаций и программ, направленных на поддержку позитивного развития подростков и содействие формированию здоровой самооценки.
Теоретической основой исследования являются концепции самооценки и социальной психологии, такие как теория самооценки, теория социального сравнения и теория идентичности. Методология работы включает анализ научной литературы, опросы и интервью с подростками, а также статистический анализ полученных данных.Степень разработанности. Исследование самооценки подростков – одна из значмых проблем психологической науки и наиболее подробно освещается в трудах отечественных психологов Б.Г. Ананьева, Л.И. Божович, Л.С. Выготского, А.В. Захаровой, И.С. Кона, А.Н. Леонтьева,
С.Л. Рубинштейна, В.В. Столина, И.И. Чесноковой и других, а также в работах зарубежных психологов Р. Бернса, У. Джемса, Ю. Келли и других.
Объект исследования: самооценка у старших подростков.
Предмет исследования: формирование нормальной самооценки у старших подростков.
Целью данной работы является изучение особенностей самооценки в подростковом возрасте и их влияния на психологическое и социальное благополучие подростков.
Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
- 1) проанализировать современные теоретические подходы к понятию самооценки и их применение к подростковому возрасту,
- 2) исследовать факторы, влияющие на формирование самооценки подростков,
- 3) выявить возможные проблемы и последствия низкой или высокой самооценки в данном возрастном периоде.
Теоретико-методологическая основа исследования. Исследование самооценки подростков – одна из значимых проблем психологической науки и наиболее подробно освещается в трудах отечественных психологов Н.В. Бордовской, Б.С. Волкова, И.Ю. Кулагиной, А.В. Петровского, Е.И. Рогова и других, а также в работах зарубежных психологов, таких как: J. Garneau, S. Luneau, U. Orth, R.W. Robbins и других.
Методы и методики исследования:
а) Теоретические: анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования, обобщение, аналогия, сравненеи.
б) Психодиагностические:
1) методика диагностика самооценки Т.В. Дембо – С.Я. Рубинштейн модифицированный вариант Л.В. Бороздиной, Л. Видинска;
2) методика «Самооценка личности» О.И. Моткова;
3) методика «Исследование самооценки личности» С.А. Будасси;
4) методика «Самооценка личности старшеклассника» Г.Н. Казанцевой.
Анкетирование родителей подростков.
Базой исследования являлся ГПБОУ «Тольяттинский медицинский колледж», 1 курс, группа 103-с. Количество 15 человек, в том числе: мальчики – 7 человек, девочки – 8 человек. Возраст – 15-16 лет. А также родители подростков в количестве 15 человек.
Теоретическая значимость исследования заключается в обобщении опыта теоретиков и практиков в сфере формирования нормальной самооценки у старших подростков.
Практическая значимость исследования. Результаты исследования могут быть полезны для практикующих психологов, педагогов и специалистов, работающих с подростками, помогая им понять и поддерживать развитие здоровой самооценки у подрастающего поколения.
Структура работы включает: введение, две главы, заключение, список литературы 24 источника, 16 рисунков, 3 таблицы.
1 Теоретические аспекты проблемы самооценки в подростковом возрасте
1.1 Подходы к пониманию самооценки в психолого-педагогической литературе
Изучение самооценки как психологической категории представляет интерес для многих ученых. Даже советские психологи (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, А.Г. Спиркин) уделяли большое внимание изучению чувства собственного достоинства. Несмотря на простоту понятия самооценки, эта психологическая категория требует структурированного определения.
Проанализировав значительный объем психологической и педагогической литературы, мы обнаружили, что различные психологи и педагоги неоднозначно трактуют термин "самооценка". Каждый ученый исходит из своего собственного понимания самооценки с точки зрения характеристик, которые он идентифицирует. Самооценка, по мнению отечественных и зарубежных исследователей, может быть интерпретирована как структурное формирование самосознания человека. Самооценка является конечным результатом саморефлексии человека и позволяет ему анализировать соответствие собственного поведения желаниям, принципам и идеалам. Итак, в широком смысле самооценка - это важная часть самосознания человека, совокупность его представлений о себе, личная оценка его поведения, личных качеств, талантов и способностей.
«Самооценка в узком смысле этого слова понимается как степень соответствия между идеальным и реальным "я" человека и, следовательно, его притязаниями на уже достигнутые или потенциально возможные результаты» [15, с. 150]. Степень несоответствия между идеальным и реальным "я" напрямую влияет на поведение человека и отражает его самооценку. Таким образом, незначительные различия между реальными достижениями и требованиями указывают на высокую самооценку человека.
Напротив, чем больше разница между идеальным и реальным "я", тем ниже самооценка. Следовательно, самооценку следует понимать как степень, в которой индивид соотносит свои способности с реальными ситуациями, а также свое самовосприятие в зависимости от существующих условий.
А. В. Петровский считает самооценку «ядром личности, которое оказывает существенное влияние на его поведение и развитие в целом» [22, с. 55]. С мнением ученого невозможно не согласиться, поскольку потребность человека в самосовершенствовании на самом деле зависит от его внутренних ощущений, самооценки. Человек с завышенной самооценкой уже считает себя идеальным, а потому не испытывает потребности в саморазвитии.
По мнению американского психолога У. Сатира, «важную часть самосознания индивида, его оценку своего внутреннего и внешнего "я", а также всех тех мыслей и чувств, которые возникают у индивида по отношению к самому себе, следует понимать как самооценку» [11, с. 72].
Резюмируя вышеизложенное, мы приходим к выводу, что самооценка - это оценка ваших поступков, убеждений и мотивов в морально-нравственном аспекте, а также является проявлением самосознания и совести человека.
В психологическом аспекте жизни индивида самоуважение просто необходимо для того, чтобы внутренне координировать и саморегулировать личностью свои поступки, мысли и поступочки. Таким образом, «самооценка является своеобразным стимулирующим фактором для индивидуальной деятельности, благодаря которому человек может реально оценить степень соответствия поставленных целей и задач своим внутренним психологическим возможностям и умениям» [5, с. 136]. Саморегуляция, опосредованная самооценкой, проявляется в стремлении к саморазвитию и самосовершенствованию личности, своеобразном творческом отношении к своему "я".
Существует категорическая и проблемная модальность самооценки.
«В первом случае индивид объективно оценивает свои психические особенности и физические возможности. Ведь во втором случае речь идет о рефлексивном самовосприятии индивида» [33, с. 221].
Завершая научно-исследовательскую работу, следует отметить, что проблема формирования нормальной самооценки является актуальной в современной психологии. Уровень самооценки играет важную роль в успешности индивида в его деятельности и коммуникативном процессе. Самооценка влияет на восприятие личностью своих достижений и ошибок, а также на восприятие критики окружающими и обществом.
Нормальная самооценка является одной из важнейших проблем в современной психологии. Уровень самооценки влияет на успех индивида и его способность общаться. Она также влияет на восприятие личностью собственных достижений, ошибок, критики окружающих и мнений общества.
Мы провели анализ разных педагогических и психологических источников и обнаружили, что наиболее точное определение самооценки было предложено С.Ю. Головиным. Он определил ее как оценку личностью самой себя, своих способностей, качеств и места среди других людей. Самооценка является частью самосознания человека и оказывает влияние на его поступки и восприятие себя и других.
Подростковый возраст – это важный период для развития самосознания и формирования нормальной самооценки. Это связано с психофизиологическими изменениями, происходящими в жизни подростка.
В заключение научно-исследовательской работы следует отметить, что исследование самооценки подростков, проведенное на базе ГБПОУ "Тольяттинский медицинский колледж", включало участие обучающихся 1 курса, группы 103-с, в количестве 15 человек (7 мальчиков и 8 девочек) в возрасте 15-16 лет, а также родителей подростков, всего 15 человек.
В рамках экспериментальной работы использовались четыре теста для анализа самооценки подростков и проводилось анкетирование родителей для выявления их мнения относительно самооценки детей и мероприятий по формированию нормальной самооценки подростков, проводимых в колледже.
Полученные данные позволяют сделать следующие выводы. Большинство подростков (66,7% или 10 человек) имеют адекватный уровень самооценки. Однако, выявлены ребята с завышенной (13,3% или 2 человека) и заниженной самооценкой (20% или 3 человека).
Цель и задачи исследования были достигнуты.
1. Байдин Д. В. Изучение влияния самооценки на учебную мотивацию у младших подростков // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2015. Т. 18. С. 11–15.
2. Бордовская Н. В., Розум С. И. Психология и педагогика. СПб. : Питер, 2021. 620 с.
3. Бурамбаева Д. А. Формирование нормальной самооценки младших подростков как фактор психологической безопасности личности // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2015. № S1. С. 136– 140.
4. Волков Б. С. Психология подростка: учебное пособие. М.: Академический проект, 2017. 240 с.
5. Галкина Т. В. Самооценка как процесс решения задач. Системный подход. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2021. 399 c.
+ еще 19 источников
Тема: | «Особенности самооценки в подрастковом возрасте» | |
Раздел: | Психология | |
Тип: | Курсовая работа | |
Страниц: | 31 | |
Цена: | 900 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Взаимосвязь уровня депрессии с индивидуальными особенностями личности в пожилом возрасте
Курсовая работа:
Самооценка детей, воспитывающихся в полных и неполных семьях.
Курсовая работа:
Конфликтность в подростковом возрасте
ВКР:
Особенности совладающего поведения женщин с разным семейным статусом
Курсовая работа:
Особенности самооценки у младших школьников и подростков