Дипломная работа
«Взаимосвязь родительского отношения и социально-коммуникативных особенностей детей с ограниченными возможностями здоровья»
- 154 страниц
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ 10
1.1. Подходы к изучению личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья 10
1.2. Особенности семейного воспитания ребенка с ограниченными возможностями 18
1.3. Особенности развития и формирования коммуникативных особенностей детей с ОВЗ 23
ВЫВОДЫ ПО I ГЛАВЕ 39
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ И СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТЕЙ С ОВЗ 41
2.1. Организация и методы исследования 41
2.2. Анализ результатов эмпирического исследования 50
2.3. Программа развития коммуникативных навыков для детей с ограниченными возможностями здоровья 60
ВЫВОДЫ ПО II ГЛАВЕ 70
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 73
ПРИЛОЖЕНИЕ 79
Человек, являясь социальным существом, с первых месяцев жизни испытывает потребность в общении с другими людьми, которая постоянно развивается - от потребности в эмоциональном контакте к глубокому личностному общению и сотрудничеству. Данное обстоятельство определяет потенциальную непрерывность общения как необходимого условия жизнедеятельности.
С того момента, как ребенку ставят диагноз инвалидность, его непосредственная мысль от специалистов к родителям сосредотачивается на физическом и когнитивном развитии ребенка.
Дети с особыми потребностями нуждаются в жизнеспособном ресурсе и безопасной среде, где они могут свободно выражать любые негативные чувства, связанные с их состоянием, без каких-либо последствий. Семьи, которые изо всех сил пытаются примириться с ситуацией, должны видеть, что они не одиноки. Дети часто лучше относятся к неодушевленным предметам, таким как мягкие игрушки, где они могут свободно выражать свои эмоции без критики, и этот подход имеет множество положительных эффектов и побочных эффектов.
В жизни каждого ребенка наступает момент, когда он начинает остро осознавать себя, свое окружение и свое место в мире. Для ребенка с ограниченными возможностями это ничем не отличается. Часто именно в это время их уникальность подчеркивается и ощущается более остро, и они часто остаются разочарованными, особенно потому, что у них мало образцов для подражания, к которым они могли бы стремиться. Зачастую родителям, которые сами пытаются справиться с ситуацией, приходится помогать своему ребенку примириться с реальностью.
Дети постоянно пытаются ассимилировать и интерпретировать окружающий мир. Это верно и для детей с ОВЗ, и им иногда бывает труднее переварить мнение общества, которое проецируется на них и которое во многих случаях сильно отличается от их собственного.
Хотя дети с особыми потребностями могут посещать специализированные школы, семьи часто чувствуют, что они живут в изоляции, имея дело не только с физическими последствиями инвалидности, но и с социальными и эмоциональными аспектами. Не каждая семья способна обеспечить достаточную эмоциональную поддержку, чтобы поддерживать развитие ребенка.
Общение, являясь сложной и многогранной деятельностью, требует специфических знаний и умений, которыми человек овладевает в процессе усвоения социального опыта, накопленного предыдущими поколениями. Высокий уровень социально- коммуникативного развития выступает залогом успешной адаптации человека в любой социальной среде, что определяет практическую значимость формирования коммуникативных умений с самого раннего детства, особенно детей с ОВЗ.
Выбирая социально - коммуникативные объектом исследования, ученые осознают, что в современных условиях оно приобретает иное качество. В обществе стремительно развиваются новые информационные технологии, создающие специфическую коммуникативную среду (компьютерная сеть, телевизионные мосты и т.д.), возрастает роль диалога при решении задач международного значения и внутриполитического характера, интенсифицируются межнациональные контакты. В этом контексте общение и его значение для развития личности - важная проблема научных исследований.
Современная практика опирается на психолого-педагогические исследования, теоретически обосновывающие сущность и значение формирования коммуникативных умений в развитии ребенка раннего и дошкольного возраста. В основе многочисленных публикаций лежит концепция деятельности, разработанная А.Н. Леонтьевым, В.В. Давыдовым, Д.Б. Элькониным, A.B. Запорожцем и др. Основываясь на ней, М.И. Лисина, А.Г. Рузская, Т.А. Репина рассматривали общение как коммуникативную деятельность.
Теоретический анализ психолого-педагогической литературы (Л.Д. Давыдов, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, И.А. Зимняя, Б.Д. Эльконин и др.) показал, способность метода к образованию, которая в настоящее время активно развивается, основана на социальных и коммуникативных навыках, а также является наиболее важным выбором в способности быть обоснованным, метод для реализации этого метода является практикой опроса, который они делали. Но в целом принципов взаимоотношений больше, чем разработки новых программ и высшего образования. В результате было обнаружено небольшое количество разработанных программ для дошкольного образования, детей с дошкольными и речевыми проблемами, и выявлено, что они используют компетентностный подход с акцентом на обучение социальным и коммуникативным навыкам в основном подходе.
Объясняя состояние знаний о проблемах, связанных с детьми раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья, мы раскрываем многие аспекты психолого-педагогической литературы, тренинг коммуникативных умений которых недостаточен по содержанию, а критерии коммуникативной способности и показатели нарушений воспитания не всегда были достаточными. Имеющиеся исследования позволяют выявить противоречие между признанием значимости социально-коммуникативных умений для развития их в сознании личности ребенка, являющегося субъектом коммуникативной деятельности, и недостаточной разработанностью методов формирования этих умений.
Это противоречие позволяет сформулировать исследовательскую проблему следующим образом: взаимосвязь родительского отношения и социально-коммуникативных особенностей детей с ограниченными возможностями здоровья.
Цель исследования: изучить взаимосвязь родительского отношения и социально-коммуникативных особенностей у детей с ОВЗ.
Объект исследования: родительское отношение и социально-коммуникативные особенности.
Предмет исследования: взаимосвязь родительское отношение и социально-коммуникативных особенностей детей с ОВЗ.
Гипотеза: предполагаем, что стиль родительских отношений имеет взаимосвязь с уровнем сформированности социально-коммуникативных особенностей у детей с ОВЗ.
В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой были сформулированы следующие задачи исследования:
1. Изучить научную литературу по особенностям развития детей с ОВЗ;
2. Определить понятие «социально-коммуникативные умения»;
3. Проанализировать проблему родительских отношений в семьях, где воспитывается ребёнок с ОВЗ.
4. Исследовать особенности стиля родительских отношений в семьях, где воспитываются дети с ОВЗ.
5. Изучить особенности взаимосвязи родительских отношений на социально-коммуникативное особенности детей с ОВЗ.
6. Разработать программу развития коммуникативных навыков для детей с ОВЗ.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют:
- теоретико-методические положения о сущности социализации личности (Т.Ф. Борисова, В.Г. Морозов, A.B. Мудрик и др.);
- коммуникативно-деятельностный подход к обучению языку (Е.М. Верещагин, В.Г. Костомаров, А.А. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.)
- теоретико-методические положения о компетентностном подходе в образовании и о сущности и формировании социальной компетентности (Э.Ф.Зеер, И.А.Зимняя, Н.В.Кузьмина, О.Е.Лебедев, А.К.Маркова, Дж.Равен, Г.К.Селевко, Е.В. Коблянская и др.);
- современные подходы к формированию образовательной развивающей среды (Л.И. Божович, Л.С.Выготский, В.П.Зинченко, Т.С. Комарова и др.);
- междисциплинарные аспекты исследования общения как коммуникативной деятельности (Г.М. Андреева, М.М. Бахтин, И.А. Зимняя, А.А. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, М.И. Лисина, Е.В. Руденский, Т.Н. Ушакова, Л.В. Щерба и др.);
- концепция о единстве и неразрывности психических процессов и речи, теория речевой деятельности (Н.И. Жинкин, Р.Е. Левина, А.А. Леонтьев и др.);
Методы и методики исследования:
I. Теоретические методы: анализ научной литературы по проблеме исследования; сравнение, систематизация,
II. Эмпирические методы: тестирование с применением следующих психодиагностических методик:
— Методика для выявления уровня развития коммуникативной деятельности детей (редакции М. И. Лисиной).
— Методика «День рождения» в адаптации М. А. Панфиловой.
— Методика «Рукавички» Г.А. Цукерман.
— Тест-опросник родительского отношения к детям (А. Я. Варга, В. В. Столин)
III. Методы математической обработки данных: группировка данных по их значениям, оценка центральной тенденции распределения, корреляционный анализ rs-Спирмена. Математическая обработка полученных данных проводилась с использованием компьютерных программ SPSS 13.0, MicrosoftExcel XP.
База исследования: Благотворительный образовательный фонд «Мархамат» г. Уфа.
Выборка исследования состоит из детей с ОВЗ в возрасте от 8-12 лет и их матери в возрасте от 26 до 44 лет, общее количество испытуемых - 60 человек, среди которых 30 матерей и 30 детей.
Этапы исследования:
I этап: изучение теоретических аспектов проблемы, определение понятийного аппарата исследования, операционализация понятий, подбор методов и методик исследования, составление программы эмпирического исследования (январь - апрель 2019 г.).
II этап: эмпирическое исследование взаимосвязи между родительским отношением и социально-коммуникативными особенностями детей с ОВЗ (май 2019 г. - май 2020 г.).
III этап: качественный и количественный анализ результатов исследования с применением методов математической статистики, интерпретация результатов, разработка программы, оформление работы (май - ноябрь 2020 г.).
Положения, выносимые на защиту:
1. У детей с ОВЗ низкий показатель сформированности коммуникативных навыков.
2. Эмоционально принятие или отвержение родителей по отношению к своим детям с нарушением развития, стремлению к единению (симбиоз), установлению тесной психологической дистанции имеет взаимосвязь с развитием социально-коммуникативных особенностей детей с ОВЗ.
Достоверность результатов исследования обеспечивается использованием совокупности методов, адекватных предмету, целям и задачам исследования; применением стандартизированных методик исследования; репрезентативностью и объемом выборки; использованием методов математической статистики, адекватных задачам исследования.
Апробация и внедрение результатов исследования: осуществлялась в процессе учебно-научно-исследовательской деятельности в Башкирском государственном педагогическом университете имени М. Акмулы, на базе благотворительного образовательного фонда «Мархамат» г. Уфа., а также посредством публикаций и выступлений на научно-практических конференциях разного уровня. Результаты были представлены в виде 2х статей и опубликованы в сборнике «Молодой ученый».
Научная новизна результатов исследования в том, что выявлены данные об особенностях родительского отношениях в семьях, воспитывающих детей с ОВЗ, проведена диагностика социально-коммуникативных особенностей детей с ОВЗ;
Практическая значимость исследования заключается в том, что:
• получены данные о специфики взаимосвязи родительского отношения и социально-коммуникативных особенностей детей с ОВЗ;
• предложена программа по развитию коммуникативных навыков детей с ОВЗ.
• полученные в исследовании данные могут быть использованы в работе психологов, педагогов, врачей при оказании помощи семьям, воспитывающих детей с ОВЗ в дошкольных образовательных учреждениях, в центрах психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи;
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, программы развития коммуникативных навыков, выводов, заключения, списка литературы и приложения.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ
1.1. Подходы к изучению личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья
Все чаще инвалидность рассматривается не только как отражение нарушения ребенка, но, скорее, как результат сложного взаимодействия между ребенком, нарушением и окружающей. Современные представления о детской инвалидности продвигают идею о том, что характер и серьезность инвалидности определяются не только основными заболеваниями, но и физической средой, требованиями, ожиданиями, возможностями и социальными ролями, которые дети принимают на себя в повседневной жизни. Соответственно, как в детстве, так и с точки зрения улучшения результатов для детей с ограниченными возможностями, необходимо сосредоточить внимание не только на лечении нарушений, но и на тех факторах, которые повышают способность детей выполнять действия, соответствующие их возрасту, и участвовать в социальной жизни и в обществе. деятельность в контексте своего окружения.
Концептуальное представление об инвалидности как о сочетании медицинских и контекстных (социальных или экологических) факторов продвигается как «биопсихосоциальная модель» детской инвалидности .Ярким примером такого подхода к пониманию инвалидности является Международная классификация функционирования, инвалидности и здоровья (МКФ) Всемирной организации здравоохранения (2001 г.)
представляет собой интегрированную биопсихосоциальную модель, которая включает как физические, так и поведенческие аспекты здоровья, и может использоваться для определения и измерения результатов в отношении здоровья, которые программы и центры по инвалидности стремятся оптимизировать. МКФ выходит за рамки традиционного подхода к медицинской модели, уделяя особое внимание структурам тела (анатомическим частям тела, таким как органы, конечности и их компоненты), функциям тела (физиологические функции систем организма, включая функции психического и поведенческого здоровья) и их нарушения (проблемы в структуре и функциях тела, такие как значительное отклонение или дефицит). Он признает, что нарушение - это не инвалидность, а скорее, инвалидность является результатом сложного взаимодействия между нарушениями и личными факторами и факторами окружающей среды, и лучше всего понимается с точки зрения деятельности (выполнение задачи человеком) и участия (участие в жизненных ситуациях) [39].
Получение информации о состоянии и развитии детей с ограниченными возможностями здоровья может преследовать две задачи: исследовательскую и практическую.
В ходе теоретических научно-исследовательских работ результаты исследований были использованы для следующих целей:
- Выявить и обосновать общие закономерности и особенности развития личности ребенка в условиях организованного общества;
- Определить правила максимального влияния на развитие психики и личности ребенка;
- Выявление ошибок в практике социальной реабилитации, возможность учета развития индивидуальных и возрастных особенностей;
- Поиск наиболее подходящих взаимоотношений между специалистами социальной реабилитации и детьми, а также между детьми в системе корреляции;
- Определить социально-психологические особенности социально-реабилитационной деятельности и характер деятельности специалистов социальной реабилитации и др.
В теоретической главе исследуется анализ литературы по проблеме развития социально-коммуникативных умений у детей с ограниченными возможностями здоровья, в соответствии с темой исследования, формы, метода работы по обучению навыкам социального общения, анализируются различные технологии для определения целесообразности использования их для развития коммуникативной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья.
Подтверждено, что коммуникативная деятельность детей с ограниченными возможностями здоровья развивается определенным образом и не оказывает большого негативного влияния на процесс общения. Это общение проявляется в низких коммуникативных и познавательных потребностях, в отсутствии лексических и грамматических средств, трудностях в построении связанной речи и доказано рядом исследований Ипполитовой М. В., Мастюкова Е. М., Лебединской К. С., Никольской О. С. И.
Во второй главе описывается исследование, направленное на установление связи между родительским отношениями и социально-коммуникативными особенностями у детей с ограниченными возможностями здоровья. Для определения стиля родительских отношений мы использовали тест-опросник родительского отношения (авторы А.Я.Варга, В.В.Столин), для выявления уровня развития коммуникативной деятельности детей в редакции М. И. Лисиной, методики «День Рождения» М. А. Панфиловой, «Рукавички» Г. А. Цукерман. Исследование проводилось на базе Благотворительного образовательного фонда «Мархамат» г. Уфа.
В процессе исследования мы выяснили, что большая часть детей владеет социально-коммуникативными навыками на низком уровне, что выражается в невнимательности к собеседнику, его мнению, ученики не умеют договариваться друг с другом, не придерживаются заранее намеченного плана деятельности друг с другом.
Мы предположили, что уровень коммуникативности связан с особенностями родительских отношений и с помощью статистических методов установили эту взаимосвязь.
По результатам исследования мы можем сделать следующие выводы:
1) высокий показатель взаимосвязи между укоммуникативными особенностями детей с ОВЗ и стилем родительских отношений «принятие - отвержение».
2) также мы получили заметную тесноту взаимосвязи между стилем родительских отношений «симбиоз» и уровень коммуникативности;
3) существует обратная взаимосвязь между стилем родительских отношений «маленький неудачник» и коммуникативными способностями ребенка с ОВЗ.
Таким образом, выдвинутая нами гипотеза о взаимосвязи родительских отношений и сформированности социально-коммуникативными особенностями детей с ограниченными возможностями здоровья, нашла свое подтверждение в данной работе.
На основе полученных данных исследования нами была разработана коррекционно-развивающая программа развития коммуникативных навыков для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Можно сделать вывод, что развитие социально-коммуникативных особенностей детей с ОВЗ является необходимым условием успешной социализации обучающихся. Данная работа будет способствовать улучшению межличностных отношений ребенка с проблемами в развитии с окружающими, что в свою очередь будет способствовать успешному вхождению его в социум, что подтверждает необходимость организации специальной работы по созданию условий взаимодействия, способствующему развитию коммуникативной деятельности, демонстрирующей перспективные результаты.
1. Амонашвили Ш.А. Школа Жизни [Текст] / Ш. А. Амонашвили. — М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 1998. - 80 с.
2. Богомолов В. Тестирование детей [Текст]/В. Богомолов. - Ростов н/Д: «Феникс», 2004. - 352 с.
3. Бодалев А. А. Психология общения[Текст]/ А. А. Бодалев. - М.: Издательство "Институт практической психологии", Воронеж: НПО
"МОДЭК", 1996
4. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л.И. Божович. - СПб.: Питер, 2008. - 400с.
5. Большакова С.Е. Речевые нарушения и их преодоление [Текст]/ Е. С. Большакова. - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 128 с.
+ еще 57 источников
Тема: | «Взаимосвязь родительского отношения и социально-коммуникативных особенностей детей с ограниченными возможностями здоровья» | |
Раздел: | Психология | |
Тип: | Дипломная работа | |
Страниц: | 154 | |
Цена: | 3100 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Особенности совладающего поведения и эмоционального интеллекта матерей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья
Дипломная работа:
Организация физкультурно-оздоровительной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в школе
Дипломная работа:
Реализация права детей с ограниченными возможностями на образование
Дипломная работа:
Педагогические условия организации занятий ритмики с младшими школьниками с ограниченными возможностями здоровья
Дипломная работа:
Деятельность социального педагога по реализации прав детей с ограниченными возможностями на образование в современных условиях