Дипломная работа

«Организация психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях регионального ресурсного центра»

  • 110 страниц
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ 3

1.1. Нормативно-правовые основы образования лиц с ограниченными возможностями здоровья 13

1.2. Основные понятия и принципы сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья 19

Выводы по главе I 30

ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ РЕСУРСНОГО ЦЕНТРА 31

2.1. Психолого-медико-педагогическая комиссия как стартовый механизм психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья 31

2.2. Организация и содержание деятельности психолого-медико-педагогической комиссии в Республике Коми 46

Выводы по главе II 64

ГЛАВА III. ОРГАНИЗАЦИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ РЕСУРСНОГО ЦЕНТРА 66

3.1. Организация психолого-педагогической диагностики в условиях регионального ресурсного центра 66

3.2. Результаты комплексного психолого-педагогического обследования ребенка с ограниченными возможностями здоровья 67

Выводы по главе III 104

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 105

ЛИТЕРАТУРА 107

ПРИЛОЖЕНИЕ 112

Введение

Актуальность темы исследования. Обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики не только в области образования, но и в области демографического и социально-экономического развития Российской Федерации. Проблемы специального образования сегодня являются одними из самых актуальных в системе образования Министерства просвещения Российской Федерации. Это связано, в первую очередь с тем, что число детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, неуклонно растет. Кроме роста числа почти всех категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, отмечается и тенденция качественного изменения структуры дефекта, комплексного характера нарушений у каждого отдельного ребенка.

Это связано, в первую очередь с тем, что число детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, неуклонно растет. По данным ЮНЕСКО, два миллиона российских детей имеют особенности в физическом и психологическом развитии. В настоящее время в России насчитывается более 2 млн. детей с ограниченными возможностями здоровья (8% всех детей), из них около 700 тыс. составляют дети-инвалиды [63]. Кроме роста числа почти всех категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, отмечается и тенденция качественного изменения структуры дефекта, комплексного характера нарушений у каждого отдельного ребенка.

На сегодняшний день происходят значительные изменения в системе образования: происходит слияние систем специального и общего образования, и соответственно:

- происходит увеличение количества детей с ОВЗ, преимущественно с легкими нарушениями в общеобразовательных школах;

- в школах, реализующих программы обучения детей с ОВЗ, появляется больше детей с тяжёлыми нарушениями развития;

- появляется необходимость разработки различных моделей сопровождения обучающихся с ОВЗ в школах;

- потребность у педагогов образовательных организаций в овладении методиками работы с детьми с ОВЗ;

- необходимость разработки адаптированных основных

общеобразовательных программ для обучения детей с тяжелыми сочетанными нарушениями развития;

- потребность формирования компетенций в области обучения детей с ОВЗ у всех выпускников педагогических вузов;

- необходимость создания условий для обучения детей с ОВЗ как в общеобразовательных школах, так и школах, реализующих адаптивные образовательные программы, в том числе и для детей с тяжёлыми нарушениями.

На современном этапе существует еще ряд проблем по оказанию своевременной квалифицированной помощи детям, имеющим различные нарушения. Так, учеными и практикующими специалистами отмечаются проблемы недостаточно скоординированной деятельности специальных служб по сопровождению детей с ограниченными возможностями здоровья (Л.М. Шипицына, Е.И. Казакова); недостаточного уровня педагогической культуры родителей данной категории детей (Ю.Ф. Гаркуша, Е.В. Бережнова, О.Е. Громова, В.Ионова, Г.А. Тютрина); недостаточных знаний особых образовательных потребностей детей с ОВЗ педагогами образовательных организаций (Ю.Ф. Гаркуша, О.А. Степанова, Н.В. Микляева, М.С. Давыдова). В силу приведенных причин остается невозможной или труднодоступной реализация единой образовательной программы и тем самым возрастает роль индивидуального психологопедагогического сопровождения ребенка.

Психолого-медико-педагогическая служба, состоящая из комиссий, консультаций и консилиумов, осуществляет сопровождение детей с ОВЗ, развития и обучения. Все эти структурные компоненты работают в интересах ребенка.

В этой связи возрастает роль и ответственность деятельности психолого-медико-педагогических комиссий (далее - ПМПК) - неотъемлемого направления службы психолого-педагогического и социального сопровождения в определении образовательного маршрута, индивидуальной траектории развития ребенка, имеющего трудности в обучении, развитии и социальной адаптации.

В силу того, что количество детей с ОВЗ увеличивается, процесс психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ выдвигает более серьезные требования к комплексной диагностике специалистами различных областей (психологов, педагогов, социальных работников, медиков - клиницистов) с одной стороны, нехватка психолого-медико-педагогических служб, лимита времени на обследование ребенка на ПМПК в связи с его краткосрочностью, все это приводит к противоречиям субъектов служб, обеспечивающих эту помощь в системе образования, в связи с этим возрастает необходимость в создании дополнительных ресурсов в психолого - медико-педагогическом сопровождении детей с ОВЗ.

Наше исследование нацелено на решение именно этой проблемы путем создания ресурсного центра как структурного подразделения ПМПК, позволяющего повысить качество психолого-медико-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ.

Вышеизложенное свидетельствует о наличии объективно существующего противоречия.

Таким образом, проблема исследования заключается в организации более продолжительной по времени и более углубленной и комплексной по содержанию выявления и дифференциации детей с нарушениями развития в процессе проведения комплексного обследования ребенка на ПМПК.

Указанные противоречия обуславливают объект, предмет и цель нашего исследования. Данное противоречие выявило проблему, которая, в свою очередь, обусловила выбор темы исследования: «Совершенствование психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях ресурсного центра».

Объект исследования: психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в условиях ресурсного центра ПМПК.

Предмет исследования: специальные образовательные условия организации индивидуального сопровождения дошкольников с особыми образовательными потребностями.

Цель исследования: разработать и внедрить модель индивидуального сопровождения детей с ОВЗ в условиях ресурсного центра ПМПК.

Гипотеза исследования основана на предположении о том, что индивидуальное психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях регионального ресурсного центра будет осуществляться успешно, если для данной категории детей будут созданы определенные педагогические условия, предполагающие комплексное взаимодействие специалистов ПМПК и ресурсного центра, а также составление индивидуальных программ развития и сопровождения с учетом индивидуально-личностных особенностей ребенка.

В соответствии с проблемой, объектом, предметом и целью исследования были поставлены и решались следующие задачи:

1. Изучить теоретические основы и практическую разработанность проблемы;

2. Проанализировать сущность понятия психолого-педагогического сопровождения, выделить ее структурные компоненты.

3. Проанализировать роль ПМПК в построении индивидуального психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ;

4. Обосновать целесообразность и разработать модель организации ресурсного центра ПМПК для индивидуального психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ, адекватную индивидуальным возможностям и личностным особенностям ребенка, проанализировать эффективность внедрения компонентов модели.

Теоретико-методологической основой исследования являются:

- теоретические положения ведущих отечественных ученых по проблеме аномального развития (Л.С. Выготский, В.И. Лубовский),

- концепция комплексного подхода к коррекционной работе (Т.А. Власова);

- теоретические положения о роли ПМПК в сопровождении детей с ОВЗ (С.Д. Забрамная, М.М. Семаго, Н.Я. Семаго.);

- методологические принципы психологической диагностики нарушения развития у детей (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, В.И. Лубовский, А.Р. Лурия);

- положения личностно-ориентированного подхода как особого рода педагогического процесса, включающего в себя специфические цели, содержания, технологии (Е.В. Бондаревская, И.Я. Лернер, В.В. Сериков, И.С. Якиманская).

База исследования: Региональный ресурсный центр комплексного сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья Центральной психолого-медико-педагогической комиссии Государственного учреждения Республики Коми «Республиканский центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи» (г. Сыктывкар).

Этапы исследования:

Исследование состояло из трех этапов:

Первый этап (2016-2017 уч. год) - комплексное изучение специальной дефектологической, социологической, психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; анализ нормативных документов, выявление теоретико-методологических педагогических комиссий.

Второй этап (2017 - 2018 уч. год) - расширение научно-понятийной базы, практико-ориентированное обоснование исследовательского опыта.

Третий этап (2018 - 2019 уч. год) - интерпретация полученных данных, анализ результатов исследовательской работы, соотнесение их с гипотезой исследования, формулировка выводов, положений, выносимых на защиту; оформление диссертационной работы.

Научная новизна исследования:

- Научно обоснована роль деятельности ПМПК как стартового механизма в осуществлении инклюзивного образования.

- Разработана модель психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в условиях регионального ресурсного центра - структурного подразделения Центральной ПМПК.

- Разработаны индивидуальные методические рекомендации по сопровождению детей с ОВЗ с описанием специальных образовательных условий для образовательных организаций - как инновационное направление деятельности ПМПК в условиях инклюзивного образования.

Теоретическая значимость исследования: состоит в анализе роли и возможностей ПМПК в комплексном сопровождении детей с ОВЗ; предложена модель психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в условиях регионального ресурсного центра по сопровождению детей с ОВЗ как структурного подразделения Центральной психолого-медико-педагогической комиссии, позволяющая повысить эффективность комплексной психолого-педагогической диагностики и уточнения актуального развития ребенка с ОВЗ и определения специальных образовательных условий в организации дальнейшего образовательного маршрута.

Практическая значимость исследования. В результате исследования был получен фактический и методический материал, имеющий практическое значение для осуществления диагностической деятельности в условиях психолого-медико-педагогических комиссий. Разработаны конкретные рекомендации по созданию специальных условий по психолого-педагогическому сопровождению ребенка с ограниченными возможностями здоровья в образовательной организации.

Методы исследования. Для достижения поставленной цели, решения задачи проверки выдвинутой гипотезы в работе использован комплекс методов: теоретический метод обзорно-аналитического анализа психолого-педагогической, медицинской, юридической литературы по исследуемой проблеме; эмпирические методы - наблюдение, анкетирование детей, родителей, педагогов, специалистов; эксперимент сравнительный количественный и качественный; моделирование. Для подтверждения достоверности полученных результатов в исследовании использовались статистические методы математических обработки данных.

Апробация и внедрение результатов осуществлялись посредством докладов на республиканских конференциях и семинарах по вопросам организации здоровьесберегающей деятельности в образовательных организациях, психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ОВЗ: во II Всероссийской молодежной научно-практической конференции «Здоровьесбережение обучающихся в условиях Севера» (16 декабря 2016 г., г. Сыктывкар), II Республиканской конференции «Инклюзивное образование. Опыт. Проблемы. Взаимодействие» (16 мая 2016 г., г. Сыктывкар), во Всероссийской научно-практической конференции (с международным участием) «Инновационные процессы развития образования: опыт и перспективы» (23 ноября 2017 г., г. Сыктывкар); во Всероссийской научно - практической конференции «Формирование семейных ценностей как основа социального благополучия детей и подростков» (3 октября 2017 г., г. Сыктывкар,); в республиканском форуме «Образование. Государство. Общество», в работе практической площадки «Индивидуализация обучения и социализация обучающихся с ОВЗ (с 03 по 06 октября 2017 г., г. Сыктывкар), в работе Уфимского международного салона образования с докладом «Современные нормативно-правовые основы образования лиц с ОВЗ» на панельной дискуссии «Организация коррекционно-развивающей среды в условиях обучения ФГОС для обучающихся с ОВЗ» (09 ноября 2018 г., г. Уфа).

Материалы исследования нашли отражение в следующих публикациях автора:

- статья «Стратегические аспекты деятельности образовательных организаций в условиях внедрения ФГОС НОО для детей с ограниченными возможностями здоровья и интеллектуальными нарушениями. Опыт работы Республики Коми» в сборнике докладов II Республиканской конференции «Инклюзивное образование. Опыт. Проблемы. Взаимодействие» (16 мая 2016 года, г. Сыктывкар);

- статья «О сущности здоровьесберегающей образовательной среды в контексте инклюзивного образования» в сборнике материалов Всероссийской научно-практической конференции (с международным участием) «Инновационные процессы развития образования: опыт и перспективы» (Сыктывкар, 23 ноября 2017 года);

- статья «Комплексное психолого-педагогическое сопровождение семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья» в сборнике материалов Всероссийской научно-практической конференции (с международным участием) «Инновационные процессы развития образования: опыт и перспективы» (Сыктывкар, 23 ноября 2017 года);

- статья «Психолого-педагогическое сопровождение семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, специалистами Лаборатории ранней комплексной помощи» в сборнике докладов Всероссийской научно - практической конференции «Формирование семейных ценностей как основа социального благополучия детей и подростков» (Сыктывкар, 3 октября 2017 года);

- статья «Повышение эффективности профилактики употребления психоактивных веществ в школах Крайнего Севера» в научно-практическом журнале «Санитарный врач» № 3 (170) 2018 (Журнал включен в «Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий», утвержденных ВАК РФ).

Структура исследования отражает логику исследования и его результаты, состоит из введения, трех глав, выводов по главам, заключения, списка литературы и приложений.

Фрагмент работы

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

1.1. Нормативно-правовые основы образования лиц с ограниченными возможностями здоровья

Самым значимым международным документом в области защиты прав лиц с ограниченными возможностями здоровья является Конвенция о правах инвалидов от 13 декабря 2006 года, ратифицированная Россией в 2012 году. В статье 24 Конвенции говорится, что государства-участники признают право инвалидов на образование. В целях реализации этого права без дискриминации и на основе равенства возможностей государства-участники обеспечивают инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни [2].

Одним из основных положений Конвенции о правах ребенка (1989) является уважение и обеспечение государствами-участниками Конвенции всех прав, предусмотренных в Конвенции, за каждым ребенком без какой- либо дискриминации, независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального, этнического или социального происхождения, имущественного положения, состояния здоровья и рождения ребенка, его родителей или законных опекунов или каких-либо иных обстоятельств. Конвенция утверждает, что свобода, необходимая ребенку для развития интеллектуальных, моральных и духовных способностей, требует не только здоровой, но и безопасной окружающей среды, соответствующего уровня здравоохранения, обеспечения минимальных норм питания, одежды и жилища. Кроме того, данные права должны предоставляться детям в первую очередь, всегда в приоритетном порядке. (Статья 23. Дети-инвалиды. «Каждый ребёнок, неполноценный в умственном или физическом отношении, имеет право на особую заботу и достойную жизнь» [1].

Инклюзивное образование в России является одним из стратегических направлений реализации права каждого ребенка на образование, что закреплено в положениях Конвенции о правах ребенка (1989) и Конвенции о правах инвалидов (2006), подписанной Российской Федерацией в 2008 году.

В соответствии с Конвенцией государства - участники должны предпринимать все надлежащие меры (в том числе законодательные) для обеспечения достаточного жизненного уровня инвалидов и их социальной защиты. К таким мерам отнесены обучение в системе общего образования, установление благоприятных условий на рынке труда, создание доступной для инвалидов среды и адаптация в этих целях градостроительной, транспортной, коммуникационной инфраструктуры, обеспечение доступа инвалидов к информации.

Конституция РФ (Статья 43) также провозглашает право каждого на образование. Принцип равноправия включает также запрещение дискриминации по состоянию здоровья [3].

Обеспечение реализации права детей с ОВЗ на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики не только в области образования, но и в области социально-экономического развития РФ. Распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р утверждена Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года (далее - Концепция). Концепцией предусмотрено создание образовательной среды, обеспечивающей доступность качественного образования и успешную социализацию для лиц с ОВЗ, что является одной из приоритетных задач в области модернизации институтов системы образования как инструментов социального развития [4]. Концепцией, кроме прочих целевых ориентиров развития системы образования, к 2020 году предусмотрено расширение возможностей обучения детей с ОВЗ в неспециализированных образовательных учреждениях.

Заключение

В современных условиях образования - в ситуации развития инклюзивного образования, положений нового Закона «Об образовании в Российской Федерации», введения федеральных государственных образовательных стандартов для детей с ограниченными возможностями здоровья, интерес и, в первую очередь, ответственность за детей данной категории существенно возрастает. Магистерская работа посвящена актуальной проблеме - организации сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях регионального ресурсного центра в рамках психолого-медико-педагогической комиссии.

Особое внимание уделено возрастающей роли деятельности психолого- медико-педагогических комиссий и, соответственно, повышению требований к профессиональной компетентности специалистов службы психолого-педагогического и социального сопровождения в определении образовательного маршрута, индивидуальной траектории развития ребенка, имеющего трудности в обучении, развитии и социальной адаптации. Ведь именно психолого-медико-педагогическая комиссия на сегодняшний день устанавливает наличие ограниченных возможностей здоровья у детей и потребность в создании специальных условий для их обучения и воспитания.

В этой связи отдельная глава посвящена анализу деятельности Центральной психолого-медико-педагогической комиссии в Республике Коми, являющейся структурой управления и координации деятельности территориальных ПМПК муниципальных образований республики. Эффективность и системность работы ЦПМПК подтверждают аналитикостатистические данные мониторинга детей, обследованных на Центральной психолого-медико-педагогической комиссии за последние пять лет.

Современный этап развития инклюзивного образования характеризуется условием внимания к особенностям психического и физического развития детей. Возрастает число детей с парциальными и сочетанными нарушениями развития, несформированностью отдельных когнитивных функций и эмоционально-волевых процессов.

Организация диагностико-консультативного обследования детей, испытывающих трудности в усвоении дошкольных и школьных образовательных программ, приобретает на современном этапе важнейшую значимость.

На психолого-медико-педагогической комиссии ведется динамическое наблюдение за ребенком, проводится комплексное психолого-педагогическое обследование. Однако, временной регламент работы специалистов комиссии не позволяет провести обследование углубленно, тем самым получить качественное заключение по его итогам.

В этой ситуации ресурсный центр является тем звеном, где можно провести качественную углубленную психолого-педагогическую диагностику детей.

В третьей главе магистерской диссертации представлена технология диагностики, результаты комплексного обследования ребенка с ограниченными возможностями здоровья по определению дальнейшего индивидуального образовательного маршрута.

Список литературы

1. Конвенция о правах ребенка, принятая резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1989 года;

2. Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года, утв. Распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р;

3. Указ Президента Российской Федерации от 01.06.2012 № 761

«Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 годы»;

4. Государственная программа «Доступная среда» на 2011-2020 годы, утв. Постановлением Правительства РФ от 1 декабря 2015 года №1297;

5. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

+ еще 50 источников

Примечания

Оригинал в pdf

Покупка готовой работы
Тема: «Организация психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях регионального ресурсного центра»
Раздел: Педагогика
Тип: Дипломная работа
Страниц: 110
Цена: 3200 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

У нас можно заказать

(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)

Контрольная на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Решение задач на заказ

Решение задач

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Лабораторная работа на заказ

Лабораторная работа

от 200 руб.

срок: от 1 дня

Доклад на заказ

Доклад

от 300 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

42 задания

за последние сутки

10 минут

время отклика