ВКР

«Разработка электронного сопровождения курса программирования для обучающихся средней школы»

  • 72 страниц(ы)
фото автора

Автор: navip

Введение 4

ГЛАВА 1. Теоретические основы информационно-образовательного процесса в современном образовании 8

1.1 Анализ проблемы создания информационно-образовательной среды для повышения эффективности и качества педагогического взаимодействия 8

1.1.1 Понятие и сущность информационно-образовательной среды 8

1.1.2 Информационно-образовательный процесс как фактор повышения качества образования 16

1.1.3 Проектирование обучающей программы в информационно-образовательном процессе как основы обучения 23

1.1.4 Создание информационно-образовательной среды как условие реализации эффективного педагогического взаимодействия 29

1.2 Обзор современного состояния проблемы внедрения информационных технологий в образовательную систему дополнительного образования 36

1.2.1 Опыт внедрения информационных технологий в образовательную систему дополнительного образования 36

1.2.2 Преимущества и недостатки использования информационных технологий в образовательном процессе 46

1.2.3 Информатизация образовательного процесса как залог развития структуры дополнительного образования 47

глава 2. Практическая. Проектирование и разработка электронного сопровождения курса программирования с использованием облачного сервиса TALENTLMS 51

2.1. Обзор существующих облачных сервисов для образовательных учреждений 51

2.2. Методика разработки электронного учебного курса в облачном сервисе TalentLMS 53

2.3. Методика разработки средств тестирования и оценки знаний учащихся в рамках электронного учебного курса 63

Заключение 65

Список литературы 67

Актуальность исследования. Прогресс современного общества, вступающего в информационную фазу развития, требует рассмотрения роли и значения информации и информационных процессов, новых технологий обработки информации, телекоммуникаций на основе компьютерных систем. В настоящее время существуют и активно используются информационные системы, охватывающие все сферы производственной деятельности и заметную часть нашего быта. Применение подобных систем обеспечивает надежность хранения и оперативность обмена информацией, возможность ее автоматической обработки; оно в значительной степени меняет образ мышления и характер профессиональной деятельности специалиста.

Информация становится базовым свойством образования. Специалист в лю-бой отрасли не может ограничиться теми знаниями, которые он получил, окончив то или иное учебное заведение. Он должен быть приобщен к непрерывному и бес-конечно разностороннему объему, восприятию и усвоению информации и знаний, которым нет границ. Глобальность мышления, способность к осмыслению ин-формационных потоков, готовность к решению любых проблем по своей специальности - вот те ориентации на которые должен быть направлен образовательный процесс современной высшей школы.

В этой связи все более появляются исследования у нас и за рубежом по проблеме информатизации, теории информации, новых информационных технологий обучения.

Вопрос об актуальности научных исследований в области информатизации в системе народного образования, в частности в учреждениях высшего образования, получил достаточно глубокую и убедительную аргументацию в целом ряде специальных работ отечественных и зарубежных педагогов и психологов и в на-стоящее время ни у кого не вызывает сомнения. Однако, несмотря на значительное количество научных публикаций по некоторым частным вопросам и ряд крупных обобщающих работ в этой области, проблема информатизации учреждений дополнительного образования все еще продолжает относиться к числу наименее разработанных вопросов современной дидактики образования и взаимодействия участников информационно-образовательного процесса.

Целью настоящего исследования - является анализ теоретических основ, принципов и методики построения обучающих курсов с использованием систем управления обучением, направленных на повышение эффективности взаимодействия участников информационно-образовательного процесса при изучении программирования в учреждении дополнительного образования.

Объект исследования - процесс использования облачных обучающих сервисов для повышения эффективности взаимодействия участников информационно-образовательного процесса при изучении программирования в учреждении дополнительного образования.

Предмет исследования - комплексное использование системы управления обучением TalentLMS для повышения эффективности взаимодействия участников информационно-образовательного процесса при изучении программирования в учреждении дополнительного образования.

Задачами исследования являются:

1) Анализ проблемы создания информационно-образовательной среды для повышения эффективности и качества педагогического взаимодействия.

2) Обзор современного состояния проблемы внедрения информационных технологий в образовательную систему среднего образования

3) Разработка структуры и средств тестирования для курсов дистанционного обучения с использованием системы управления обучением TalentLMS;

4) Разработка методики создания обучающих курсов и средств тестирования в системе контроля обучения TalentLMS с целью повышения эффективности педагогического взаимодействия преподавателей и учеников при обучении информатики в общеобразовательной школе;

Теоретическая база исследования. При разработке концептуальных основ исследования использованы положения общей теории обучения (Ю.К. Бабанский, И.К. Журавлев, В.В. Краевский, B.C. Леднев, И.Я. Лернер, A.M. Новиков, М.Н. Скаткин и др.), дидактики высшей школы (С.И. Архангельский, A.B. Бара-банщиков, А.П. ВерхолаЗ.П. Давыдов, С.И. Зиновьев, И.И. Кобыляцкий, В.А. Сластенин,СД. Смирнов, Н.Ф. Талызина и др.), теории педагогических систем, исследования проблем анализа образовательного процесса (В.П. Беспалько, В.В. Давыдов, В.В. Сериков, В.Д. Шадриков, Г.П. Щедровицкий и др.), образовательных технологий (Б.С.Гершунекий, В.И. Загвязинский, И.А. Липский, И.П. Подласый и др.), модульного обучения (Н.Д. Никандров, Т.И. Шамова, М.А. Чошанов, П. Юцявичене), теории опережающего содержания профессионального образования (В.И. Байденко, Б.М. Бим-Бад, H.A. Селезнева, Ю.Г. Татур и др.).

Методы исследования определялись сущностью поставленных теоретических и практических проблем. В работе использованы методы системного анализа, теории баз данных, проектирования технических систем, объектно-ориентированного анализа проектирования, методы информатики.

Научная новизна, проведенных исследований, состоит в разработке следующих положений:

1. Принципы представления различной информации в информационных образовательных системах отвечают требованиям современного образования.

2. Теоретические основы и принципы построения обучающих курсов программирования и средств тестирования с использованием TalentLMS, ее функциональной и структурной организации для повышения эффективности взаимодействия преподавателей и учеников в процессе изучения информатики в общеобразовательной школе.

3. Методика создания и развития информационно-образовательной среды путем разработки и внедрения обучающих курсов в системе управления обучением TalentLMS, для повышения эффективности педагогического взаимодействия преподавателей и учеников, с учетом изменения условий ее эксплуатации и эволюции требований системы образования и учебных заведений.

Практическая и теоретическая значимость выполненного исследования состоит в формировании теоретической базы, в разработке инструментария, обеспечивающих создание на практике информационно-образовательной среды.

Структура исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ

1.1 Анализ проблемы создания информационно-образовательной среды для повышения эффективности и качества педагогического взаимодействия

1.1.1 Понятие и сущность информационно-образовательной среды

Современное состояние развития общества постепенно меняет роль учителя и школы вообще, они теряют информационную монополию. Результатом деятельности образовательного учреждения становится не система знаний, умений и навыков, а набор ключевых компетенций. Совершенствование качества целостного образовательного процесса в средней школе прямо пропорционально зависит не только от уровня профессиональной подготовки педагогов, но и от их постоянного профессионально-педагогического роста и развития, которые реализуются многими путями.

Сегодня знания учителя требуют регулярного и системного обновления, ведь меняется методология деятельности современного учителя. Главная его задача сегодня - научить школьника работать с информацией, использовать современные информационные технологии, а это, в свою очередь, требует создания со-ответствующей образовательной среды. Современная информационно-образовательная среда имеет свои законы, принципы и направления развития. Ее качество влияет на качество образования вообще, в том числе и дальнейшую профессиональную подготовку специалистов.

Анализ современной философской, психологической, педагогической литературы показал, что многие исследователи рассматривали теоретические и практические основы образовательной и информационно-образовательной среды. Так, в работах Г. Беляева Ю. Мануйлова, Т. Менг исследуются педагогические характеристики образовательной среды в различных типах образовательных учреждений; дидактические особенности его развития изучала Е. Мамонтова, информационно-образовательная среда высших учебных заведений - А. Андреев, С. Грушевский, Р. Гурниковская, Ю. Жук, В. Здановская, И. Захарова, Н. Кобиашвили, Е. Лобанова, А. Михайлов, С. Мякишев, Н. Моисеенко, С. Сытник и др. Однако в различных исследованиях понятие «информационно-образовательная среда» трактуется по-разному что вызывает необходимость анализа различных подходов толкования этого понятия способствует значительному сужению содержания этого понятия

Ближайшим к понятию «информационно-образовательная среда» является понятие «образовательная среда», различные подходы к определению и использование которого широко представлены в педагогической литературе и научных исследованиях. Так, Дж. Гибсон, Д. Маркович рассматривали соотношение образовательной и окружающей среды. Понятие «образовательная среда» является видовым относительно понятия «окружающая среда», которое рассматривается как окружающий мир человека - объективная реальность, - некоторая совокупность природно-климатических (природных) и социальных (искусственно созданных) условий, в которых человек приобретает опыт деятельности [1].

Экологический подход является средством организации среды, оптимизации его влияния на личность [2]. В педагогическом аспекте возможности образовательной среды - это ресурс повышения качества образования, источник развития личностного и профессионального опыта. Изучение образовательной среды в ряде других явлений педагогической действительности позволяет акцентировать внимание на особенностях развития субъекта образования на индивидуальном и социальном уровнях [3].

В современных исследованиях «образовательная среда» рассматривают в двух значениях - широком и узком. Причем, понятие «образовательная среда» рассматривается с позиций системного подхода как объект образовательной системы в связи с общими и специальными задачами ее развития.

В широком смысле понятие «образовательная среда» рассматривают как подсистему социокультурной среды, совокупность фактов, исторически сложившихся обстоятельств, ситуаций, специально организованных педагогических условий развития личности [1]. По мнению Ю. Кулюткина и С. Тарасова, образовательное социокультурная среда - это система ключевых факторов, определяющих образование и развитие человека [4].

Т. Менг считает, что образовательная среда - это многомерное социально-педагогическое явление, с различными коммуникативными механизмами представляет собой единое целое и ситуативно влияет на развитие ценностных ориентаций личности, отношений и способов поведения, которые актуализируются в процессах усвоения и распространения социокультурным ценностям [3].

Таким образом, проведенные исследования дали возможность сформулировать следующие выводы, по возможности применения облачных сервисов в образовательном процессе:

- обеспечение совместной работы коллектива учеников и преподавателей;

- обеспечение совместной работы и публикации документов различной сложности и типа;

- простота развертывания и добавления облачных сервисов в учебный процесс;

- организация интерактивных занятий и коллективного преподавания;

- возможность ученикам выполнять индивидуальные задания без ограничений по времени и месту проведения;

- возможность распределенной разработки самостоятельных проектов без привязки к конкретному местонахождению;

- создание web-лабораторий по конкретным школьным предметам с возможностью использования всех доступных инструментов облачных образовательных сервисов;

- возможность использования различных форм контроля знаний;

Основным преимуществом использования LMS систем, является организация совместной работы учащихся и преподавателя.

Однако стоит отметить, что использование таких систем еще не нашло широкого применения в дополнительном образовании в общем, и в преподавании информатики в частности. Внедрению этих технологий препятствует ряд объективных факторов, один из которых - это настороженное отношение к аренде виртуальных мощностей.

Облачные технологии дают возможность расширить методы организации учебного процесса такие как:

персональное обучения;

интерактивные занятия;

коллективное преподавания.

Внедрение облачных технологий позволит уменьшить расходы на проектирование и развертывание программного обеспечения для обучения, повысит качество, эффективность и заинтересованность учащихся в образовательном процессе, а также даст возможность ученикам получить базовые навыки работы и обучения в современном информационном обществе.

Таким образом, введение облачных технологий в образовательный процесс является вполне оправданным, что было подтверждено на практике в ходе реализации выпускной квалификационной работы.

1. Педагогика в современных информационно-образовательных средах [Элек-тронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gd**et.ru/bibl/education/ Communications/5.1.html

2. Мануйлов Ю. С. Соотношение понятий пространство и среда в контексте управленческой практики [Электронный ресурс] / Ю. С.Мануйлов. - Режим доступа: http://new.n**ro.nnov.ru/?id=1971 - Название c экрана.

3. Менг Т. В. Педагогические условия построения образовательной среды вуза: дис. .канд. пед. наук: 13.00.01 / Т. В.Менг. - СПб., 1999. - 170 с.

4. Кулюткин Ю., Тарасов С. Образовательная среда и развитие личности / Ю. Ку- люткин, С. Тарасов // Новые знания. - 2001. - № 1. - С. 6-7.

5. Дерябо С. Д. Учителю о диагностике эффективности образовательной среды / С. Д.Дерябо; под ред. В. П.Лебедевой, В. И.Панова. - М.: ЦКФЛ РАО, 1997.

+ еще 23 источника

Примечания к работе

оригинал в pdf формате

Покупка готовой работы
Тема: «Разработка электронного сопровождения курса программирования для обучающихся средней школы»
Раздел: Информатика
Тип: ВКР
Страниц: 72
Цена: 2700 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

Не подошла эта работа?

Воспользуйтесь поиском по базе из более чем 40000 работ

Другие работы автора
Наши услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика