Дипломная работа

«Танец как форма самовыражения актеров драматического театра»

  • 82 страниц(ы)
  • 306 просмотров
фото автора

Автор: navip

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ САМОВЫРАЖЕНИЯ АКТЕРОВ ДРАМАТИЧЕСКОГО ТЕАТРА ЧЕРЕЗ ТАНЕЦ 11

1.1 Проблема самовыражения средствами танца в теории и практике. Основные источники и способы самовыражения личности 11

1.2 . Особенности творческой профессиональной деятельности актеров драматического театра 17

Выводы по 1 главе 34

ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ТАНЦА КАК ФОРМЫ САМОВЫРАЖЕНИЯ АКТЕРА ДРАМАТИЧЕСКОГО СПЕКТАКЛЯ 36

2.1. Содержание, формы и методы использования танца как формы самовыражения актера драматического спектакля 36

2.2. Примерная программа занятий танцевальными и пластическими дисциплинами у актеров драматического театра 58

2.3. Анализ результатов опытно-экспериментального исследования 67

Выводы по главе 2 74

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 76

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 79

ПРИЛОЖЕНИЕ 83

Танец - искусство пластическое. Тело исполнителя является средством выражения идей, мыслей, содержания танцевального произведения. Поэтому, чем лучше он будет им владеть, тем вернее, ярче и выразительнее станет его танцевальный язык [35. с.25].

Любой вид, жанр искусства определяется своими законами и особенностями, заложенными внутри его системы. Постулаты, принятые в хореографии будут сильно отличаться от того, чем руководствуются композиторы при создании музыки. Хотя в настоящее время, использование закономерностей других жанров стало основополагающим при создании современного искусства, ограниченность в выражении и использовании средств может обернуться как чем-то новым и многозначным, так и стать пережитком прошлого.

Актуальность исследования. В настоящее время драматический театр динамично развивается, и от актеров требуется не только хорошая физическая подготовка, но и высокого уровня танцевальные навыки, умение телесно импровизировать. Это видно по многочисленным постановкам в современных драматических спектаклях, мюзиклах осуществляемых в разных театрах России, также об этом свидетельствует появление такого нового жанра, как «спектакль без слов», «пластический спектакль» и некоторые другие. В последние годы, учебный процесс в театральных школах и вузах постоянно совершенствуется, добавляется все больше «движенческих» и танцевальных дисциплин, развитию тела драматического актера, его пластическому мышлению, а также танцевальному воспитанию и навыкам импровизации уделяют все больше внимания, но их совершенствование и оттачивание продолжается на протяжении всей профессиональной деятельности, во время репетиций, тренингов и самого постановочного процесса.

Степень разработанности проблемы. В настоящее время многие ученые и теоретики посвятили свои научные исследования проблемам связи задач обучения с предстоящей сценической практикой, исследовал Х.Х. Кристерсон в статье «Танцевальное образование драматического актера», также созданию развернутой и научно обоснованной программы по «танцу» для студентов режиссерского факультета он представил свою работу «Танец в спектакле драматического театра».

Вопросы танцевального воспитания актера разрабатывает Е.Д. Васильева в книге «Танец», которая стала первым учебным пособием по методике преподавания «танца» на актерском факультете. Автор выстраивает систему обучения на основе классического экзерсиса, историко-бытового и народного танцев.

Проблемам обучения актера средствами танца посвящено исследование Ю.И. Громова «Танец и его роль в воспитании пластической культуры актера».

Проблемы организации системы танцевального воспитания актера затрагивает С.П. Кузнецов в статье «Прикладная хореография и некоторые проблемы обучения танцу в театральной школе».

Вопросы организации обучения «танцу» в театральном вузе рассматривает В.В. Гуревич в работе «Роль танца в процессе воспитания драматического актера».

Однако, накопленный в педагогике и в системе танцевального образования опыт для разрешения следующих противоречий:

- между потребностью в формировании у студентов театральных

вузов танцевальной культуры и отсутствием целостной системы танцевального воспитания в практике общего образования;

- значимостью педагогических условий развития и становления

уроков классического танца и недостаточной разработанностью уроков п современным танцевальным направлениям у студентов актерских отделений.

Данные противоречия выявляют проблему исследования, специфика творческих взаимоотношений хореографа с участниками постановочного процесса драматического спектакля, проблемы пластического воспитания будущих актеров.

Объектом данного исследования послужил исторический процесс формирования и становления танцевального воспитания и развития актера в драматическом театре. Также, в работе мы исследуем вопросы танцевально-пластической подготовки драматических актеров, методику, педагогические методы постановочной деятельности хореографов, которые помогают развитию тела и пластики актеров, сам процесс становления и развития танцевальных учебных дисциплин.

Предметом исследования стали основные принципы взаимодействия и взаимопроникновения танцевальных и драматических школ, пластика и танец в современном драматическом спектакле. Взаимосвязь режиссера- постановщика и режиссера по пластике, специфика их творческих отношений.

Целью написания данной работы стало изучение и анализ истории процесса подготовки актера к работе в театре при помощи движения и танца, также раскрыть место пластики и танца в современном драматическом театре, рассмотреть сложную взаимосвязь режиссера-постановщика и режиссера по пластике, хореографа в работе над драматическим спектаклем, которая, в конечном счете, обусловливает художественную целостность сценического произведения.

Гипотеза исследования. Обучение танцевальным и пластическим дисциплинам у студентов театральных вузов будет успешным, если:

- разработать учебно-тематический план уроков танцев, направленный на изучение новых актуальных танцевальных направлений;

- разработать урок по реабилитации травм, основанный на таких техниках как пилатес, йога, соматик-техники.

В соответствии с целью и гипотезой исследования определены задачи исследования:

1. проанализировать место и значение режиссера по пластике, хореографа в современном драматическом театре

2. раскрыть основные принципы и особенности становления и развития системы профессиональной подготовки драматического актера средствами хореографического и пластического языка;

3. исследовать основные принципы построения взаимоотношений между хореографом (режиссером по пластике) и актерами во время репетиционного и постановочного процесса;

4. осмыслить сам процесс создания танцев и пластики в спектакле

5. проанализировать образовательную программу подготовки актеров драматического театра в России.

Теоретико-методологической основой исследования стали идеи и вопросы:

- в области хореографии (И.В. Яснец «Танец и пластическое решение спектакля в драматическом театре на рубеже XX-XXI вв.»);

- рецензии (М.Н. Суворовой «Работа балетмейстера в драматическом театре»);

- статьи о драматических спектаклях (В.А. Звездочкин в работе «Пластика актера в современном драматическом спектакле);

- труды режиссеров (А.Я. Таирова «Записки режиссера»);

- хореографов (Ю.А. Бахрушина «История русского балета»);

- историков театра (Г.В. Морозова «Пластическое воспитание актера»), которые затрагивают методику танцевального воспитания актеров.

Для рассмотрения явлений танца как специфически художественных использовался философско-эстетический и историко-искусствоведческий подход.

Для решения поставленных задач и проверки исходных положений применялись следующие методы исследования: теоретические (анализ

психолого-педагогической, танцевально-педагогической литературы,

периодических научных изданий, учебных планов и программ по предмету «Танец»); эмпирические (педагогическое наблюдение за деятельностью актеров драматического театра, беседа, анкетирование, диагностический опросник, выявляющий сформированность умений, «отношений», «желаний» у актеров к новым танцевальным знаниям, эксперимент); методы математической обработки (анализ и обработка результатов опытно-экспериментальной работы с применением методов математической статистики).

Теоретическая значимость исследования:

- теоретически проанализирована сущность понятий «режиссер по

пластике», «танцевальное воспитание и образование» в контексте исследуемой проблемы;

- проанализированы современные научные исследования в области

образования актеров в театральных вузах.

Практическая значимость исследования:

- разработан тематический план уроков хореографии для студентов актеров драматического театра и уже действующих актеров;

- теоретически осмысленна модель воспитания танцевальной культуры мышления студентов на уроках танцев.

Опытно-экспериментальная база исследования: Альметьевский государственный татарский драматический театр г. Альметьевск.

Опытно-экспериментальная работа проводилась нами в три этапа:

Первый этап - (констатирующий), предполагал анализ философской, психолого-педагогической и методической литературы по исследуемой проблеме; ретроспективный анализ педагогической практики; выявление проблемного поля и разработку категориального аппарата исследования; теоретическое раскрытие модели обучения хореографии студентов театральных вузов. Проведенный анализ послужил основой для определения теоретических основ, разработки цели, задач, методологии и методов исследования.

Второй этап - (формирующий), включал разработку и внедрение учебно-методического обеспечения (разработку тематического плана и практическую реализацию на уроках хореографии и танца) и определение эффективности предложенной модели обучения хореографии студентов театральных вузов; было проведено первичное исследование действующих актеров на базе Альметьевского государственного татарского драматического театра г. Альметьевсвка с целью определения уровня танцевальной культуры артистов. По теме исследования организованы экспериментальные занятия по разработанному тематическому плану на базе Альметьевского государственного татарского драматического театра г. Альметьевсвка, с актерами обоих полов.

Третий этап - (результативный) - подведение итогов проведённого эксперимента и литературное оформление исследовательской работы в виде магистерской диссертации.

Положения, выносимые на защиту:

- подготовка драматических актеров средствами танца на протяжении изученного исторического периода в России основывалась на профессиональных требованиях танцевальной школы;

- формирование системы танцевального воспитания актера в 21 веке;

- создание современной системы танцевальной подготовки драматического актера основывается на принципе комплексного изучения классического, народно-сценического, историко-бытового и современных танцев, а также техник по реабилитации травм;

- особенности работы режиссера по пластике.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования:

- на основе анализа философской, психолого-педагогической литературы уточнены понятия «творчество», «творческая деятельность», «режиссер по пластике»;

- обоснованы особенности деятельности студентов на занятиях танцевальными дисциплинами в театральных вузах;

- разработана и теоретически обоснована система форм и методов развития тела будущего актера в процессе обучения танцевальными и пластическими дисциплинами.

Мир танца и хореографии устанавливает свои законы представления реальности, базирующиеся никак не в дословном согласовании актуального и образного использованного материала, а в уровне преданности фигуральному, лироэпическому отблеску существования. Балет, как особый вид искусства, отрицает натуралистическое воплощение, прямую достоверность, ему свойственны образные и метафорические высказывания. Но в тоже время, автор не может создавать за пределами существующей реальности, так или иначе, проецируя свои постановки с настоящим. Эта связь носит опосредованный характер, совмещая в себе общие законы эстетики и хореографии.

В наше время театральное искусство и хореография, пластика неразрывно связаны между собой, взаимно дополняя и обогащая друг друга.

Современному артисту, чтобы быть востребованным необходимо владеть разными навыками, помимо всего и танцевальными. Любому режиссеру и хореографу интереснее творить с актером, тело которого готово к работе, пластично и эмоционально выразительно.

Процесс становления обучения танцам и пластики актеров драматического театра в нашей стране проходил разные этапы, от изучения только классического, народного и бальных танцев, до contemporary dance и основ соматик техник.

В настоящее время программа подготовки и обучения танцам и пластики в разных учебных заведениях различна, но самое главное она непрерывно обновляется и развивается. Мы хотим попробовать отследить эти изменения и составить свою программу обучения будущих артистов в высших учебных заведениях.

Апробация и внедрение результатов основных положений исследования осуществлялись на научно-практических конференциях: на Всероссийской очно-заочной научно-практической конференции

«Музыкальное образование сегодня: проблемы и решения. В рамках Всероссийского педагогического арт-форума «Камертон» (г. Уфа, 2019). По теме диссертации опубликовано 3 научных работы.

Структура работы. Диссертационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложения. Список использованных источников включает наименования научной и специальной литературы, интернет-источников общим объемом 57 источников.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ САМОВЫРАЖЕНИЯ АКТЕРОВ ДРАМАТИЧЕСКОГО ТЕАТРА ЧЕРЕЗ ТАНЕЦ.

1.1. Проблема самовыражения средствами танца в теории и практике. Основные источники и способы самовыражения личности.

С самого начала формирования театрального образования в нашей стране «танец» был неотъемлемым предметом подготовки драматических актеров. Уровень преподавания был соответствующим тому времени, в основном обучали историко-бытовым танцам и сценическому движению. В основе преподавания лежал принцип от простого к сложному, а также изучение основных классических поз и элементов для построения выразительного тела актера, позже добавился народно-сценический танец, для освоения более бытовых жестов и движений.

С появлением режиссерского театра, который возглавляли такие личности как К.С. Станиславский, В.Э. Мейерхольд, В.И. Немирович- Данченко, Е.Б. Вахтангов и другие началось появление пластического осмысления существования актера на площадке. Вопрос пластической импровизации актера, выразительности через движение стал осуществляться через театральные студии и школы при театрах. Особое влияние оказало творчество А. Дункан, ее система «свободного танца», также теория жеста по Ф. Дельсарту и некоторых других.

В 20-е гг. количество движенческих дисциплин было увеличено, добавились такие предметы как «ритмика», «фехтование», «пантомима». «акробатика», «биомеханика», «жонглирование» и др. Самым главным было формирование естественного, свободного существования актеров на площадке.

В 30-х гг. в связи с репрессиями театральных деятелей искусств, развитие экспериментального синтетического театра приостановилось, как следствие снижение пластической выразительности актеров. Возникшие проблемы усугубились в связи с Великой Отечественной войной, но в конце 50-х годов стал возобновляться процесс развития новой системы танцевального воспитания актеров. Тема выразительного жеста активно разрабатывалась как на общих, так и индивидуальных занятиях.

В связи с расширением репертуара и появление иностранной литературы, стало необходимым изучение стилевых особенностей разных культур и национальностей.

В 80-е годы особое развитие получил такой жанр как мюзикл, который требовал особой танцевальной и физической подготовки от артистов, он способствовал появлению новых дисциплин: «джаз-модерн танец»,

«современный танец». Актеры должны уметь не только драматически существовать на площадке, но и петь, танцевать, выполнять какие-то акробатические трюки.

Любое сценическое действо в драматическом спектакле, подчиняется замыслу и задумке автора спектакля - режиссеру и его команде. Современные студенты театральных школ - это конкретная возрастная категория, с надлежащими психическими отличительными чертами формирования, это подростки и молодежь, которые в силу различных обстоятельств мало знакомы с культурой, тем более танцевальной, как своей страны, так и своего народа. Основным источником знаний у них остается интернет, который является великим достижением, но полон ошибок. Поэтому, складывается такая ситуация, что у многих студентов при поступлении нет танцевальной базы, пластической развитости тела, отсутствуют эстетические критерии оценки работы, умение анализировать, сопоставлять художественные произведения, а также объективно оценивать свою работу.

С другой стороны, если студент-актер до поступления, занимался каким- то одним танцевальным направлением, или одним видом спорта, то это тоже чревато последствиями, педагогу-хореографу будет необходимо работать индивидуально, чтобы убрать мышечные зажимы, вызванные прежними занятиями, также выводить тело студента из зоны комфорта, заставляя по-новому телесно мыслить, убирая штампы и хорошо отработанные приемы.

Студенты-актеры понимают необходимость пластических дисциплин, и важность их освоения, умении импровизировать в том или ином танцевальном стиле.

Мир танца уникален и своеобразен, иногда более реалистично, иногда более метафорично и завуалированно раскрывает нам действительность, существую по своим собственным законам.

Танец, по природе своей чужд натуралистической достоверности, это в первую очередь, эмоции, чувства, жесты, выраженные языком тела, движений, которые сливаясь воедино раскрывают образы героев и саму идею произведения, его структуру.

Сегодня танец несет в себе все больше функции, становясь не просто средством выразительности, но и одним из методов релаксации, реабилитации, источником вдохновения, а также физического воспитания и раскрытия человека, снятие его внутренних и мышечных зажимов и т.д.

В данной работе мы рассмотрели разные виды танцев, от классического экзерсиса, народно-сценического танца и спортивно-бальных до соматических методик, все более заовоевывающих современный «танцевальный рынок». Каждый танец принадлежит своей эпохе, своему времени и народу.

Современному актеру с каждым годом необходимо постоянно совершенствоваться, дабы быть востребованным и соответствовать все усложняющимся стандартам, помимо актерского мастерства, умения петь и играть на различных музыкальных инструментах, сейчас от артистов требуется навык танцевания различных стилей, от классических до уличных, также умение импровизировать в этих разных направлениях, что очень непросто.

В заключении, мы пришли к выводу, что танец стал неотъемлемой частью практически каждого современного драматического спектакля, а сам современный драматический театр стал площадкой пересечения разных видов искусств, хореографии, пластики, акробатики, пантомимы, драматической игры и некоторых других. Изучение взаимодействия работы режиссера-постановщика и хореографа дало толчок появлению новой функции профессии, как режиссер по пластике и режиссер-хореограф.

Личный опыт, как хореографа и режиссера по пластике подтверждает практическую ценность системы танцевального развития актера, его пластической и хореографической подготовки. Синтез драматического и балетного искусства плодотворно сказался на развитии театра в целом. Сейчас требования к драматическому актеру ужесточились, помимо мастерской драматической игры, нужны навыки владения разными танцевальными стилями, умение импровизировать в разных жанрах, жонглировать, фехтовать, петь, исполнять трюки. Все это помогает авторам создавать неповторимый, уникальный спектакль, используя по максимуму возможности актеров.

Совместное творчество режиссера-постановщика и хореографа позволяет осуществлять постановочную работу, отвечая современным мировым тенденциям, соединяя драму и танец в единое художественное целое, тем самым обогащая традиционный язык драмы и образуя новые средства художественной выразительности. Насколько «приживется» и закрепится этот синтез в будущем, покажет время, но он еще раз доказывает актуальность и важность визуального ряда, так называемой «картинки», которая помогает лучшему восприятию зрителя, более полному раскрытию образов. Вопрос реформирования в области образования и подготовки актеров остается открытым, необходимо появление таких дисциплин как «contemporarydance», пилатес, йога, пластическая импровизация, а также соматик техник по реабилитации травм и многие другие.

Современная хореография и пластика представляют собой сложный синтез различных видов искусств: живописи, музыки, танца, драматургии, слова, актёрского воплощения и авторского прочтения. Содержательность образа тесно связана в первую очередь с драматургией, а потом уже с ее воплощением посредством пластики, музыки, живописных характеристик.

Только при гармоничном единстве и целостности, получается настоящее художественное открытие, достойный культурный продукт.

Мы пришли к выводу, что классический танец, остается актуальным, как система развития тела актера, но наиболее действенным будут соматические техники, такие как контактная импровизация, метод Фельдинкрайза, Хосе Лимоне, буто и другие. Взрослому человеку, с уже сформировавшейся костной системой, достаточно сложно начинаться осваивать классический станок, изучение которого артисты балета начинают в среднем от трех до 11 лет, когда мышцы и сухожилия более эластичны и подвижны. Поэтому основная задача современных педагогов театральных вузов, по нашему мнению, заключается в первую очередь в гармоничном развитии тела актеров, снятии мышечных зажимов, дать им базовые знания основных танцевальных направления классического, народно-сценического, современного, джазового и уличных танцев, а также научить импровизировать, выражать свои чувства и эмоции языком тела, а также методам реабилитации травм и ушибов, для быстрого восстановления.

Педагог - хореограф должен объяснить, что понятие «некрасивое движение» не существует, что пластика может быть разной, главное это внутреннее наполнение и содержание актера.

Что касается, хореографов в театре и режиссеров по пластике. На наш взгляд, в первую очередь нужно ориентироваться на психосоматику актера, выявление его индивидуальных особенностей и акцентирование на них, создавая тем самым, неповторимый образ персонажа. Наиболее оптимальный и правильный вариант это совместный поиск с актером, тогда получится наиболее яркий и интересный образ.

1. Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1980 г.

2. Арсеньев А.С. Философские основания понимания личности. М. 2001 г.

3. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. М. 2002 г.

4. Богданов Г.Ф. Урок русского народного танца / Г.Ф. Богданов. - М., 1995. - С.23.

5. Брук П. Пустое пространство. Секретов нет. М. 2003 г.

+ еще 80 источников

Примечания к работе

Оригинал в pdf

Покупка готовой работы
Тема: «Танец как форма самовыражения актеров драматического театра»
Раздел: Педагогика
Тип: Дипломная работа
Страниц: 82
Цена: 2800 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

Не подошла эта работа?

Воспользуйтесь поиском по базе из более чем 40000 работ

Другие работы автора
Наши услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика