ВКР

«Методика развития художественно-образного мышления школьников средствами пейзажной живописи «просторы башкирии» (холст, масло)»

  • 63 страниц
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

Глава I. Пейзажная живопись в изобразительном искусстве 10

1.1. История пейзажной живописи 10

1.2. Пейзажный жанр в развитии художественно-образного мышления школьников 18

1.3. Ведущие художники-пейзажисты Республики Башкортостан 23

Глава II. Методика работы над серией масляных пейзажей «Просторы Башкирии» (холст, масло) 41

2.1. Работа над эскизами к серии работ «Просторы Башкирии» 41

2.2. Последовательность работы над дипломным проектом «Просторы Башкирии» (холст, масло) 44

2.3. Методические рекомендации по развитию художественно-образного мышления школьников средствами пейзажной живописи 47

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 61

ПРИЛОЖЕНИЕ 65

Введение

Актуальность работы связана c возрастанием в последние годы роли активизации познавательной сферы для подрастающего поколения, и увеличивающимся признанием роли изобразительного искусства в процессе образовательной деятельности, начиная уже с младшего школьного возраста ввиду повышения количества детей у которых снижается уровень творческого мышления ввиду вторжения в социум, компьютеров, гаджетов и увеличением их доли во времени детского досуга и усложнения системы соревнований и подготовки к ней. В последние годы проблема взаимосвязи творчества, мыслительной и эмоциональной деятельности в развитии школьников все чаще становится объектом исследования в психологии и педагогике.

Коренным вопросом художественного образования в условиях современности становится формирование духовной культуры личности, причем речь идет не о декларировании, а о культивировании духовных способностей. И в этом деле, как известно, важнейшая роль отводится искусству.

Искусство служит обществу, несет сознанию человека нормы морали и эталоны красоты, нравственные и духовные ценности. Именно поэтому среди множества функций искусства в системе образования важнейшей признается его воспитывающая функция.

Но здесь же следует признать, что неисчерпаемое богатство духовного опыта, накопленного человечеством, нашедший отражение в искусстве, становится достоянием далеко не каждой личности. Если при восприятии произведений искусства не достигается их понимание, если при этом чувства не приходят в волнение, трудно говорить о воздействии нравственного и духовного потенциала искусства на сознание человека. А раз искусство не становится частью жизни, можно ли говорить об овладении духовным опытом, содержащимся в нем, и использовании этого опыта в познании действительности, в построении собственной стратегии жизни.

В современном мире внимание многих специалистов в области педагогики обращено на проблему развития воображения и фантазии у детей. Этот интерес не случаен: развитие познавательных особенностей детей играет большую роль в становлении личности, именно благодаря хорошо развитой фантазии наряду эмоционально-волевой сферой человек способен добиваться успехов.

В детском возрасте инерционность мышления, связанные с частым контактом технических средств с его мозговыми процессами, могут стать очень тяжелой нагрузкой[2]. Для профилактики возникновения таких неблагоприятных состояний и оптимизации состояния его творческого мышления и развития его эстетических представлений, актуально использование методик изобразительного искусства, с целью развития у него не только воображения и нравственности, но и навыков саморегуляции, которые должны постоянно совершенствоваться.

Назначение этих методик - снижение риска его постоянной инертности в мышлении, переутомления и повышения возможности управления собственной эмоциональной сферой. Система школьного образования часто дает детям высокие нагрузки, однако при заполнении досуга компьютером и гаджетами, интеллектуальная перегрузка незаметно приводит к ослаблению физического развития, ребенок может часто находиться в условиях стресса, а по своему механизму действие приемов психической саморегуляции имеет антистрессовый характер.

Изучение проблем развития художественно-образного мышления детей в психологии вопросов и влияния их на результаты ребенка в учебе и творческой деятельности уже с конца 19-начала 20 века попало в поле зрения исследователей. Влияние изобразительного искусства на развитие художественно-образного мышления наглядно стало предметом спора ряда ученых на самых разных уровнях и платформах- в неофициальной дискуссии участвовали и романтисты и позитивисты, которые напрямую связывали обучение живописи не только с творческим, но и с интеллектуальным развитием.

Если удастся создать методическую систему, то есть, условия обучения, при которых работа образного мышления становится продуктивной, а мировосприятие - целостным, то это позволит сохранить потенциал образного мышления у одних детей и успешно развивать правополушарную стратегию мышления у других, потому что: во-первых, наличие специально разработанного содержания обучения, где искусство реально выполняет функции способа познания, объекта познания и средства самопознания и самосовершенствования, позволяет расширить диапазон знаний и область осмысления искусства; во-вторых, включенность ребенка в мыслительный процесс, продуктивно влияющий на все компоненты мышления, подводит его к «открытиям» закономерностей явлений искусства и познанию самих себя, качественно изменяет мышление и приводит к выполнению работ, наполненных духовно-нравственным содержанием.

Проблемы повышения уровня художественно-образного мышления у детей школьного возраста, долгое время не были объектом достаточного внимания в трудах исследователей, только с начала 21 века стали попадать в поле зрения ученых, в силу ряда факторов: резкое увеличение количества младших школьников, совершенствования методик обучения, усиления пространства творческих и научных связей, а также введением новых форм обмена информацией и изменения стандартов качества.

Гипотеза: предполагается, что эффективность процесса формирования творческого мышления и памяти у детей о школьного возраста, направленного и на повышение уровня их художественно-образного мышления увеличится, если:

- будут определены эффективные методики обучения пейзажной живописи детей младшего школьного возраста в соответствии с уровнем их познавательных мотивов и способностей в процессе обучения в художественной школе;

- в его содержание внедрить разработанные комплексы, в содержание, которых включены приемы адекватного построения процесса преподавания пейзажной живописи, приемы релаксации и психогимнастики, направленные на повышения уровня творческого мышления и эмоциональной устойчивости детей младшего школьного возраста.

Цель исследования: создать серию работ «Просторы Башкирии» (ХОЛСТ, МАСЛО) и разработать методы и приемы обучения пейзажной живописи детей школьного возраста.

Объект исследования : процесс обучения детей младшего школьного возраста изобразительному искусству в ДХШ и ДШИ.

Предмет исследования: процесс формирования творческого мышления у детей школьного возраста на занятиях по живописи.

Задачи:

1. Проанализировать данные научно-методической литературы по теме исследования.

2. Обосновать и разработать комплексы, направленные на повышение эффективности обучения пейзажной живописи детей школьного возраста в соответствии с уровнем их познавательных мотивов и способностей в процессе обучения в художественной школе.

3. Экспериментально выявить эффективность разработанных комплексов. 4. Подготовить методические рекомендации на тему развития художественно-образного мышления средствами пейзажной живописи

Научная новизна исследования.

1. Разработаны комплексы, направленные на повышение эффективности обучения пейзажной живописи детей школьного возраста в соответствии с уровнем их познавательных мотивов и способностей в процессе обучения в художественной школе.

2. Определена эффективность разработанных комплексов, в содержание, которых включены приемов релаксации и психогимнастики, направленные на повышения эмоциональной устойчивости детей школьного возраста.

Практическая значимость исследования заключается в том, что содержащиеся в ней теоретические положения и выводы, результаты педагогического эксперимента позволили повысить эффективность процесса подготовки детей школьного возраста. Выявлен положительный результат использования в процессе обучения детей школьного возраста разработанного комплекса, направленного на повышение обучения пейзажной живописи детей школьного возраста в соответствии с уровнем их познавательных мотивов и способностей в процессе обучения в художественной школе. Совокупность положений и выводов, полученных в итоговой аттестационной работе, может быть использована в работе художественных школ, кружков, учреждений дополнительного образования.

Теоретическая значимость результатов исследования заключается в эффективном решении научно-педагогической задачи, научном обосновании методической системы, позволяющей комплексно решать вопросы формирования образного мышления школьников и лежащих за ним способностей оперирования представлениями памяти и воображения с целью понимания явлений искусства и самостоятельного создания выразительных образов.

Разработан метод интерпретации произведений живописи и графики, трансформирован метод вопросов для использования их в качестве механизмов приведения в действие мыслительный процесс в рамках правополушарной стратегии мышления. На базе метода интерпретации найден ряд приемов, активизирующих образное мышление, как в решении теоретических задач, так и задач, связанных с графическим толкованием образа или самостоятельным созданием образа в русле изобразительной деятельности.

Практическая значимость результатов исследования заключается в том, что созданная методическая система, позволяющая целенаправленно формировать образное мышление школьников, активизировать внутренние ресурсы личности в русле художественно-изобразительной деятельности, может быть использована в практике работы общеобразовательных школ, центров дополнительного образования. Разработанный учебно-методический комплекс (учебные программы, методические разработки уроков, система заданий упражнений) может использоваться в практике преподавания изобразительного искусства в детских художественных школах.

Первый период (сентябрь-октябрь 2020) на этом этапе осуществлялись первичные наблюдения, их обобщение, изучалась специальная литература, проводился констатирующий эксперимент.

Второй этап (октябрь-ноябрь 2020) осуществлялась и уточнялась проблема исследования, изучались и анализировались психологометодические труды отечественных ученых. В этот период был проведен анализ современного состояния проблемы формирования образного мышления у школьников, была сформулирована гипотеза, намечены цели и задачи исследования. Осуществлялся поисковый и обучающий

педагогический эксперимент с целью выявления результативности, разработанной нами системы обучения, включающей в себя учебные программы, методические материалы, упражнения и задания. Уточнялись условия успешного функционирования данной системы на базе общеобразовательных учреждений. Третий период (ноябрь 2020). Анализировались и обобщались результаты исследования. Доводилась до надлежащего вида методическая система обучения, осуществлялась апробация методических рекомендаций.

Теоретическая основа, поставленные задачи и выдвинутая гипотеза определили логику и методы теоретико-экспериментального исследования, которое выполнялось в три этапа, в течение 2019-2020 г.г.

Обоснованность и достоверность научных результатов и сделанных выводов определяются глубоким теоретическим анализом состояния изучаемых вопросов, адекватностью комплекса методов цели и задачам исследования, достаточным объемом выборки, корректной статистической обработкой экспериментальных данных.

Структура и объем итоговой аттестационной работы. Исследование изложено на 63 страницах компьютерного текста и состоит из введения, двух глав, оканчивающихся выводами, заключения, списка использованных источников. Список литературы включает 50 источников.

Фрагмент работы

Глава I. Пейзажная живопись в изобразительном искусстве

1.1. История пейзажной живописи

Детское изобразительное творчество, общение с искусством, является органичным способом познания мира, расширения опыта жизненных и эстетических отношений, условием самовыражения личности, средством духовной и эмоциональной сфер ребенка. При организации художественной самостоятельной деятельности детей необходимо не только обеспечивать условия проявления творческих способностей, но ставить задачу дальнейшего их развития, формируя определенную систему оценок, обеспечивающих обоснованный выбор способов и средств решения творческих задач.

Изучение истории живописи, если его сопровождать правильно подобранным визуальным рядом, будет способствовать увеличению познавательных мотивов ребенка, укреплению памяти, умению понять логику процессов развития человека и мира вокруг него, осознания что стремление к прекрасному всегда было элементом человеческой истории.

Изобразительное искусство появилось еще в период каменного века. На территории Европы обнаружена пещерная Живопись на стенах таких пещер как Ласко, Альтамира, Шове. И на территории Республики Башкортостан обнаружены такие образцы древнего искусства в пещере Шульган-Таш, возрастом более 35 тысяч лет. В искусстве Древнего Египта и Месопотамии пейзажная тема была довольно распространенной деталью на фресках. Как самостоятельный жанр пейзаж появился в шестом веке у представителей китайского искусства. Средневековые китайские картины очень поэтично передают окружающий мир. В этих произведениях духовная и величественная природа, выполненная преимущественно шелковыми чернилами, кажется огромной вселенной без границ.

Культурная традиция пейзажного жанра прошла продолжительный путь и испытала закономерное влияние перипетий исторического процесса. В Европе пейзаж появился гораздо позже как отдельный жанр, чем в Китае и Японии. Это связано с основными чертами культурной традиции европейского Средневековья - схоластика и влияние церковного канона, высокое влияние католической церкви и ее вмешательство во многие аспекты средневекового европейского общества и культуры.

То есть, произведения, затрагивающие религиозные сюжеты, имели куда больше шансов увидеть свет, чем другие. Отсюда и стремление интерпретировать пейзаж как среду, окружающую человека. Отсюда и традиция иллюстративного изображения.

Прежде чем стать самостоятельным, значимым предметом описания, пейзаж прошел этап подчиненного, фонового присутствия в картине. Будучи поначалу знаком сопровождающих обстоятельств, более или менее правдоподобной «рамой» событий священной и древней истории, пейзаж постепенно обретает характер суверенного предмета изображения и вместе с тем статус самостоятельного жанра .

В начале XII века Святой Ансельм утверждал, что пагубность вещей пропорциональна числу чувств, на которые они воздействуют, и посему почитал опасным сидеть в саду с розами, услаждающими зрение и обоняние. И это притом, что для христианского Средневековья красная роза символизирует кровь мученика, а белая - непорочность Девы Марии [9].

Простому мирянину в те времена не приходило в голову наслаждаться природой, поскольку луга и поля напоминали о тяжком труде или угрозе голода, морской берег означал опасность шторма или пиратских набегов. А за пределами этих пусть и опасных, но все-таки полезных частей простирались бесконечные леса, болота, ущелья и т.п.

Даже Джотто (ок. 1267 - 1337), этот великий наблюдатель человеческих жестов и лиц, от внимания и острого языка которого не могли ускользнуть малейшие изменения настроения его модели, не снизошел до фиксации своих наблюдений растительного мира, хотя и разработал абсолютно новый подход к изображению пространства

На территории современной Франции в эпоху Средних веков, братья Лимбург - видные иллюстраторы творили при дворах герцогов Бургундии и Берри в начале пятнадцатого века. Эти труды описывают

сельскохозяйственный цикл и его завершение, природу и обращаются к хронологии.

В последующем в эпоху Ренессанса и присущую ей традицию сильного интереса к истории античности и антропологической устремленности, явно проявился и интерес к пейзажу.

Идеи гармонии человека и природы уже явственно угадываются, несмотря на пока еще слабую возможность донести масштабы всеобщего на фоне слабо связанных порой элементов пейзажа.

В период развитого Ренессанса пейзаж и его антропоцентрические тенденции набирают силу. Важным элементом также становятся сюжетные линии, направленные на стремление познания природы и связи человека с ней, а также стимулирование интереса к линейной перспективе науки на фоне «культа гения».

Заключение

Изучение проблем развития художественно-образного мышления детей в психологии вопросов и влияния их на результаты ребенка в учебе и творческой деятельности уже с конца 19-начала 20 века попало в поле зрения исследователей. Влияние изобразительного искусства на развитие художественно-образного мышления школьников наглядно стало предметом спора ряда ученых на самых разных уровнях и платформах- в неофициальной дискуссии участвовали и романтисты и позитивисты, которые напрямую напрямую связывали обучение живописи не только с творческим, но и с интеллектуальным развитием.

Именно сегодня возрастает необходимость нравственной

направленности всего процесса обучения, как в школе, так и в системе дополнительного образования, в силу возникших противоречий между уровнем образованности подрастающего поколения и качеством его гражданской и нравственной воспитанности, уровнем социальной культуры. Преподавание живописи может стать является тем элементом образования на сегодняшнем этапе, который обогащает учащихся знаниями об искусстве, знанием истоков и корней, воспитывает любовь к Отечеству и способствует формированию гражданственных понятий и навыков, а также творческих способностей и нравственных качеств. Оно помогает уяснить неразрывное единство истории, почувствовать причастность к ней каждой семьи и признать своим долгом, честью стать достойным наследником лучших традиций. В основе всего этого лежит поиск, глубокий интерес к прошлому.

В современном мире внимание многих специалистов в области педагогики обращено на проблему развития эстетических представлений и морально-нравственного воспитания у детей. Этот интерес не случаен: развитие фантазии и духовности играет большую роль в становлении личности, именно благодаря нравственности и хорошо развитой эмоционально-волевой сфере человек способен добиваться успехов.

В детском возрасте эмоциональные стрессы, могут стать очень тяжелой нагрузкой [2]. Для профилактики возникновения неблагоприятных состояний и оптимизации состояния детей, актуально использование методов саморегуляции, которые должны постоянно совершенствоваться.

Назначение этих методик - снижение риска переутомления и повышения возможности управления собственной эмоциональной сферой. Сегодня процесс обучения в школе часто становится связан с нервными перегрузками и осуществляется часто в условиях стресса, а по своему механизму действие приемов психической саморегуляции имеет антистрессовый характер.

Но не менее значимо и воспитание личности, способной использовать творческое мышление и это прекрасно может получиться на примере правильно выстроенной методики обучения живописи в художественных школах.

1. Нами проведен анализ научных и учебно-методических работ по проблеме исследования, где мы рассмотрели эволюцию техники масляной живописи, изучили основные средства и методы, направленные на повышение эффективности обучения живописи детям школьного возраста. Воспитание психической готовности к обучению складывается из формирования умения наставника сохранять уровень своего эмоционального состояния, работоспособность и эффективность действий, управлять вниманием детей. Но важно сначала осуществить формирование базовых компонентов обучения живописи масляной техникой.

2. Нами обоснованы и разработаны комплексы, направленные на повышение мотивации обучения живописи детей школьного возраста в процессе их подготовки в художественной школе, включающие в свое содержание педагогических приемов, направленные на повышения творческих способностей детей школьного возраста в процессе подготовки в художественной школе.

3. Результаты формирующего педагогического эксперимента свидетельствуют об эффективности использования разработанных комплексов. Выявлены статистически достоверно значимые различия между группами во всех исследуемых показателях.

Завершая дипломную работу, посвященную обучению технике масляной живописи детей школьного возраста, следует отметить выводы, достигнутые по мере решения поставленных в работе задач.

Преподавание живописи для детей школьного возраста имеет ряд специфических особенностей при планировании и конструировании процесса работы с ними.

Для начала работы с детьми в этом направлении необходимо вначале провести работу по формированию у детей художественно-образных представлений. Кроме того, дети должны получить информацию, о том какие бывают виды пейзажей, узнать о том, что такое живопись, какие бывают ее виды и только потом рассказать о ее различных техниках.

Вначале детям стоит показать некоторые простые упражнения, небольшие этюды пейзажа, показать, как выполняются отдельные зарисовки их детали.

Список литературы

1. Аверьянов В. В. Энциклопедический словарь художника-графика. - М.: АЛЕВ-В, 2009. -328 с. с илл.

2. Агеев П. Я. Технические заметки по живописи. -«Вестник изящных искусств», т. 4, 1886, -180 с.

3. Алексеев-Алюрви Ю.В. Краски старых мастеров. М.: Центр

Информационных Технологий Информатики и Информации, 2004 - 160 с.

4. Алексеев-Алюрви Ю.В. Красочное сырьё и краски, используемые в живописи. - М.: Центр Информационных Технологий Информатики и Информации, 2004 - 308с.

5. Алешин А.Б. История реставрации станковой масляной живописи в России. - Ленинград, Художник РСФСР, 1989.

+ еще 44 источника

Покупка готовой работы
Тема: «Методика развития художественно-образного мышления школьников средствами пейзажной живописи «просторы башкирии» (холст, масло)»
Раздел: Педагогика
Тип: ВКР
Страниц: 63
Цена: 2500 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

У нас можно заказать

(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)

Контрольная на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Решение задач на заказ

Решение задач

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Лабораторная работа на заказ

Лабораторная работа

от 200 руб.

срок: от 1 дня

Доклад на заказ

Доклад

от 300 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

42 задания

за последние сутки

10 минут

время отклика