Дипломная работа

«Развитие образного мышления младших школьников на занятиях в классе фортепиано»

  • 63 страниц(ы)
  • 276 просмотров
фото автора

Автор: admin

Введение 3

Глава 1 Теоретические основы развития образного мышления младших школьников на занятиях в классе фортепиано 6

1.1 Особенности образного мышления младших школьников 6

1.2 Специфика образного мышления в музыкальном образовании 16

Выводы по Главе 1 21

Глава 2 Экспериментальная работа по развитию образного мышления младших школьников на занятиях в классе фортепиано 22

2.1 Методологические аспекты развития образного мышления младших школьников на занятиях в классе фортепиано 22

2.2 Педагогический эксперимент и его результаты 25

Выводы по Главе 2 40

Заключение 41

Список литературы 44

Приложения 47

Тема представленной работы «Развитие образного мышления школьников младших классов на занятиях в классе фортепиано» выбрана не случайно. Опыт работы в школе показал, что в методике музыкального воспитания и образования есть ряд нерешённых проблем, хотя успехи музыкальной педагогики очевидны и общеприняты. Одна из наиболее сложных и актуальных проблем-это воспитание не виртуоза, а воспитание всесторонне гармоничной личности, способной разбираться во всём многообразии явлений музыкального искусства, к самостоятельным и созидательным действиям, творческому мышлению, реализации своих способностей, постоянному овладению новыми знаниями.

Главная задача музыкальной, педагогики: «Дать ученику общие положения, опираясь на которые последний может пойти по своему художественному пути самостоятельно, не нуждаясь в чьей-либо помощи». (Николаев А.)

Максимального эффекта обучение достигнет тогда, когда ученик будет не пассивно вбирать в себя информацию, а сам, самостоятельно будет уметь добывать нужные сведения, активно и творчески перерабатывать их, отстаивать свою точку зрения, находить свои пути в реализации решений.

Развитие образного мышления как условие общего интеллектуального развития личности, активизации эмоциональной восприимчивости и образного воображения, приобщения детей к эстетическому опыту рассматривали такие ученые, как Коломинский Н.Л., Немов Р.Н., Тихомиров Н.Л., Шатковский Г.И. Установлено, что наиболее сензитивным в отношении развития образного мышления и нравственно-эстетических представлений является младший школьный возраст, когда формируются основы личности ребенка.

Отсюда возникла проблема исследования цель, которой:

1. Дать теоретическое обоснование проблемы музыкального мышления;

2. Раскрыть специфику его формирования;

3. Показать пути, способствующие активизации и развитию образного мышления.

Исходя из цели исследования мной в данной работе поставлены следующие задачи:

1.Раскрыть проблему образного музыкального мышления с позиции психологии, педагогики и современных научных представлений о предмете исследования;

2.Показать возможность решения этой проблемы в общем, и музыкальном развитии учащегося;

3. Проанализировать учебно-воспитательный процесс с точки зрения развития образного мышления;

4.Выявить некоторые методические приёмы в формировании образного мышления младших школьников;

5.Сделать выводы и дать практические рекомендации по воспитанию образного мышления.

Объектом исследования стал учебно-воспитательный процесс, музыкальные занятия младших школьников, осуществляемые в г. Серпухове, Московской области, МОУ ДОД ДМШ №1.

Предмет исследования: формирование и развитие самостоятельного образного мышления школьников младших классов.

Поставив цель и задачи я предположила, что необходимым условием формирования образного мышления является:

1.Учёт мотивационной сферы учащегося;

2.Мышление делается пытливым, творческим тогда, когда оно сталкивается с проблемной ситуацией;

3. В основе образного мышления лежат музыкально слуховые представления;

4. Самостоятельная работа-фактор, обеспечивающий образное развития.

Методологической основой исследования явились труды по музыковедению, теоретической и практической психологии и педагогике, методики музыкального воспитания.

Глава 1 Теоретические основы развития образного мышления младших школьников на занятиях в классе фортепиано

1.1 Особенности образного мышления младших школьников

Предметы и явления действительности обладают такими свойствами и отношениями, которые можно познать непосредственно, при помощи ощущений и восприятий (цвета, звуки, формы), и такими свойствами и отношениями, которые можно познать лишь опосредованно и благодаря обобщению, т.е. посредством мышления [19, c. 154].

Мышление - это опосредованное и обобщенное отражение действительности, вид умственной деятельности, заключающийся в познании сущности вещей и явлений, закономерных связей и отношений между ними [10, с. 23].

Первая особенность мышления - его опосредованный характер. То, что человек не может познать прямо, непосредственно, он познает косвенно, опосредованно: одни свойства через другие, неизвестное через известное.

Мышление всегда опирается на данные чувственного опыта - ощущения, восприятия, представления - и на ранее приобретенные теоретические знания. Косвенное познание и есть познание опосредованное.

Вторая особенность мышления - его обобщенность. Обобщение как познание общего и осуществленного в объектах действительности возможно потому, что все свойства этих объектов связаны друг с другом. Общее существует и проявляется лишь в отдельном, конкретном [5, c. 86-89].

Обобщение люди выражают посредствам речи, языка. Словесное обозначение относится не только к отдельному объекту, но также и к целой группе сходных объектов. Обобщенность также присуща и образам (представлениям и даже восприятию). Но там она всегда ограничена наглядностью. Слово же позволяет обобщать безгранично [2, c. 135].

Мышление - высшая ступень познания человеком действительности.

Чувственной основой мышления являются ощущения, восприятия и представления. Через органы чувств – эти единственные каналы связи организма с окружающим миром – информация поступает в мозг.

Содержание информации перерабатывается мозгом. Наиболее сложной (логической) формой переработки информации является деятельность мышления. Решая мыслительные задачи, которые перед человеком ставит жизнь, он размышляет, делает выводы и тем самым познает сущность вещей и явлений, открывает законы их связи, а затем на этой основе преобразует мир [30, c. 121].

Наше познание окружающей действительности начинается с ощущений и восприятия и переходит к мышлению.

Задача мышления - раскрытие отношений между предметами, выявление связей и отделение их от случайных совпадений. Мышление оперирует понятиями и принимает на себя функции обобщения и планирования.

Функция мышления - расширение границ познания путем выхода за пределы чувственного восприятия. Мышление позволяет с помощью умозаключения раскрыть то, что не дано непосредственно в восприятии [12, c. 135].

Мышление - наиболее обобщенная и опосредованная форма психического отражения, устанавливающая связи и отношения между познаваемыми объектами. Мышление - высшая форма активного отражения объективной реальности, состоящая в целенаправленном, опосредованном и обобщенном отражении субъектом существенных связей и отношений действительности, в творческом созидании новых идей, прогнозировании событий и действий; функция высшей нервной деятельности; понятийная форма психического отражения, свойственного только человеку, устанавливающая с помощью понятий связи и отношения между познаваемыми феноменами.

Мышление имеет ряд форм - от суждений и умозаключений до образного и диалектического мышления и индивидуальные особенности как проявление ума с использованием имеющихся знаний, запаса слов и индивидуального субъективного тезауруса (т.е.: словарь языка с полной смысловой информацией, полный систематический набор данных о какой- либо области знаний, позволяющий свободно ориентироваться в ней человеку [19, c. 155-157].

Таким образом, мыслительный процесс - это процесс, которому предшествует осознание исходной ситуации (условия задачи), который является сознательным и целенаправленным, оперирует понятиями и образами и который завершается каким-либо результатом (переосмысление ситуации, нахождение решения, формирование суждения и т. п.) [10, c. 135].

Ученые выделяют следующие виды мышления (Рис.1.1.), в основе которых такие основания, как

1) генезис развития;

2) характер решаемых задач;

3) степень развернутости;

4) степень новизны и оригинальности;

5) средства мышления;

6) функция мышления и т.д. [14, c. 119).

Проанализировав теоретические аспекты данной проблематики и проверив их экспериментальным путем, можно сформулировать следующие основные теоретические и практические выводы.

Мышление является деятельностью, опирающейся на систему понятий. В современной психологии принята и распространена следующая несколько условная классификация видов мышления по таким различным основаниям, как: генезис развития; характер решаемых задач; степень развернутости; степень новизны и оригинальности; средства мышления; функции мышления и т.д. К разрешению задач мышление идет с помощью многообразных операций, таких как сравнение, анализ, синтез, абстракция и обобщение. Мышление совершается по законам, общим для всех людей, вместе с тем в мышлении проявляются возрастные и индивидуальные особенности человека. Начальное обучение «подхватывает» и использует ту форму мышления, которая возникла еще у детей-дошкольников.

Большинство детских психологов называют основным видом мышления в младшем школьном возрасте наглядно-образное. К концу обучения в начальной школе происходит переход от наглядно-образного мышления к словесно-логическому. Этот переход осуществляется за счет процесса обучения, то есть в процессе приобретения детьми определенных знаний.

При влиянии обучения у детей младшего школьного возраста формируется осознанное критическое мышление; активно формируется умение планировать свои действия; формируется такие логические мышления как сравнение, обобщение и объединение. Таким образом, под влиянием обучения мышления детей становится более произвольным, более программируемым, более сознательным, более планируемым, т.е. оно становится словесно-логическим.

Пути развития учащегося, его образного мышления следует искать внутри процесса обучения, в его организации, в которой центральное место занимает проблема мотивации, дающая направленность и связанность мыслительных процессов. Для того чтобы привить любовь к музыке, желание заниматься, выстраивая урок, необходимо учитывать потребности ученика.

Опыт показал, что мышление делается активным, творческим, тогда, когда оно сталкивается с проблемной ситуацией. В такой ситуации поиска рождается истина, повышается эмоциональный настрой, активно и творчески работает мысль, воображение.

Основой формирования образного мышления является развитие музыкально-слуховых представлений, способности к внутренним умственно слуховым действиям. Произвольное оперирование представлениями способствует творческому осмыслению художественных задач, инициативному и самостоятельному поиску, умению слышать и оценивать себя.

В работе дана методика первоначального поэтапного формирования музыкально-слуховых представлений, на примерах индивидуальных занятий показаны пути развития звуко-высотного, ритмического и ладового слуха. Рассмотрены методические пути в обучении слуховому сознанию; подбор по слуху и транспонирование, чтение с листа, самостоятельные творческие задания.

Для формирования и развития образного мышления младших школьников в процессе обучения необходимо использовать следующие элементы;

1. Учет мотивационной сферы учащегося и развитие познавательного интереса.

2. Использование проблемного метода обучения.

3. Активизация и совершенствование музыкально-слуховых представлений.

4. Увеличение развивающей и познавательной стороны урока.

5. Развитие способности активно и самостоятельно работать.

6. Включение творческих заданий.

Приведенные данные, результаты исследования говорят об эффективности предлагаемой системы обучения, подтвердили правильность выдвинутой гипотезы: наличие методической системы влияет на процесс развития образного мышления, способствует формированию нравственных ориентиров личности ребенка, формирование воображению учащегося, его гибкости мыслей и не шаблонности.

1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология (4-е изд.) / Г.С.Абрамова. - М.: Академический Проект, 2009. - 672 с.

2. Артемов, А.С. Курс лекций по психологии / А.С.Артемов. - М: Просвещение, 1995.- 450 с.

3. Артоболевская А. Первая встреча с музыкой. - М.: Cоветский композитор,1985 - стр. 12-15.

4. Безруких М. Н., Ефимова С. П. Знаете ли вы своего ученика? М.: Просвещение, 1991. – 176 с.

5. Блонский, П.П. Память и мышление / П.П. Блонский. - М.: Просвещение, 2007. - 196 с.

6. Будасси С. А. Личность и эмоции. М.: РОУ, 1996. – 110 с.

7. Вилюнас В. К. Психология эмоциональных состояний. М.: Изд-во Московского университета, 1976. – 142 с.

8. Вохмянина, А.Е. Изучение мышления и интеллекта. Таблица Равена / А.Е. Вохмянина. - Магнитогорск, 1995.-264 с.

9. Гальперин, П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий / ред. А.И. Подольский. – Воронеж: МОДЭК; Москва: Институт практической психологии, 2008. - С. 272-317.

10. Гофман И. Фортепианная игра. М.: Музыка, 1974. - 44 с.

+ еще 28 источников

Покупка готовой работы
Тема: «Развитие образного мышления младших школьников на занятиях в классе фортепиано»
Раздел: Педагогика
Тип: Дипломная работа
Страниц: 63
Цена: 3500 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

Не подошла эта работа?

Воспользуйтесь поиском по базе из более чем 40000 работ

Другие работы автора
Наши услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика