Дипломная работа
«Развитие образного мышления младших школьников на занятиях в классе фортепиано»
- 63 страниц
Введение 3
Глава 1 Теоретические основы развития образного мышления младших школьников на занятиях в классе фортепиано 6
1.1 Особенности образного мышления младших школьников 6
1.2 Специфика образного мышления в музыкальном образовании 16
Выводы по Главе 1 21
Глава 2 Экспериментальная работа по развитию образного мышления младших школьников на занятиях в классе фортепиано 22
2.1 Методологические аспекты развития образного мышления младших школьников на занятиях в классе фортепиано 22
2.2 Педагогический эксперимент и его результаты 25
Выводы по Главе 2 40
Заключение 41
Список литературы 44
Приложения 47
Тема представленной работы «Развитие образного мышления школьников младших классов на занятиях в классе фортепиано» выбрана не случайно. Опыт работы в школе показал, что в методике музыкального воспитания и образования есть ряд нерешённых проблем, хотя успехи музыкальной педагогики очевидны и общеприняты. Одна из наиболее сложных и актуальных проблем-это воспитание не виртуоза, а воспитание всесторонне гармоничной личности, способной разбираться во всём многообразии явлений музыкального искусства, к самостоятельным и созидательным действиям, творческому мышлению, реализации своих способностей, постоянному овладению новыми знаниями.
Главная задача музыкальной, педагогики: «Дать ученику общие положения, опираясь на которые последний может пойти по своему художественному пути самостоятельно, не нуждаясь в чьей-либо помощи». (Николаев А.)
Максимального эффекта обучение достигнет тогда, когда ученик будет не пассивно вбирать в себя информацию, а сам, самостоятельно будет уметь добывать нужные сведения, активно и творчески перерабатывать их, отстаивать свою точку зрения, находить свои пути в реализации решений.
Развитие образного мышления как условие общего интеллектуального развития личности, активизации эмоциональной восприимчивости и образного воображения, приобщения детей к эстетическому опыту рассматривали такие ученые, как Коломинский Н.Л., Немов Р.Н., Тихомиров Н.Л., Шатковский Г.И. Установлено, что наиболее сензитивным в отношении развития образного мышления и нравственно-эстетических представлений является младший школьный возраст, когда формируются основы личности ребенка.
Отсюда возникла проблема исследования цель, которой:
1. Дать теоретическое обоснование проблемы музыкального мышления;
2. Раскрыть специфику его формирования;
3. Показать пути, способствующие активизации и развитию образного мышления.
Исходя из цели исследования мной в данной работе поставлены следующие задачи:
1.Раскрыть проблему образного музыкального мышления с позиции психологии, педагогики и современных научных представлений о предмете исследования;
2.Показать возможность решения этой проблемы в общем, и музыкальном развитии учащегося;
3. Проанализировать учебно-воспитательный процесс с точки зрения развития образного мышления;
4.Выявить некоторые методические приёмы в формировании образного мышления младших школьников;
5.Сделать выводы и дать практические рекомендации по воспитанию образного мышления.
Объектом исследования стал учебно-воспитательный процесс, музыкальные занятия младших школьников, осуществляемые в г. Серпухове, Московской области, МОУ ДОД ДМШ №1.
Предмет исследования: формирование и развитие самостоятельного образного мышления школьников младших классов.
Поставив цель и задачи я предположила, что необходимым условием формирования образного мышления является:
1.Учёт мотивационной сферы учащегося;
2.Мышление делается пытливым, творческим тогда, когда оно сталкивается с проблемной ситуацией;
3. В основе образного мышления лежат музыкально слуховые представления;
4. Самостоятельная работа-фактор, обеспечивающий образное развития.
Методологической основой исследования явились труды по музыковедению, теоретической и практической психологии и педагогике, методики музыкального воспитания.
Глава 1 Теоретические основы развития образного мышления младших школьников на занятиях в классе фортепиано
1.1 Особенности образного мышления младших школьников
Предметы и явления действительности обладают такими свойствами и отношениями, которые можно познать непосредственно, при помощи ощущений и восприятий (цвета, звуки, формы), и такими свойствами и отношениями, которые можно познать лишь опосредованно и благодаря обобщению, т.е. посредством мышления [19, c. 154].
Мышление - это опосредованное и обобщенное отражение действительности, вид умственной деятельности, заключающийся в познании сущности вещей и явлений, закономерных связей и отношений между ними [10, с. 23].
Первая особенность мышления - его опосредованный характер. То, что человек не может познать прямо, непосредственно, он познает косвенно, опосредованно: одни свойства через другие, неизвестное через известное.
Мышление всегда опирается на данные чувственного опыта - ощущения, восприятия, представления - и на ранее приобретенные теоретические знания. Косвенное познание и есть познание опосредованное.
Вторая особенность мышления - его обобщенность. Обобщение как познание общего и осуществленного в объектах действительности возможно потому, что все свойства этих объектов связаны друг с другом. Общее существует и проявляется лишь в отдельном, конкретном [5, c. 86-89].
Обобщение люди выражают посредствам речи, языка. Словесное обозначение относится не только к отдельному объекту, но также и к целой группе сходных объектов. Обобщенность также присуща и образам (представлениям и даже восприятию). Но там она всегда ограничена наглядностью. Слово же позволяет обобщать безгранично [2, c. 135].
Мышление - высшая ступень познания человеком действительности.
Чувственной основой мышления являются ощущения, восприятия и представления. Через органы чувств – эти единственные каналы связи организма с окружающим миром – информация поступает в мозг.
Содержание информации перерабатывается мозгом. Наиболее сложной (логической) формой переработки информации является деятельность мышления. Решая мыслительные задачи, которые перед человеком ставит жизнь, он размышляет, делает выводы и тем самым познает сущность вещей и явлений, открывает законы их связи, а затем на этой основе преобразует мир [30, c. 121].
Наше познание окружающей действительности начинается с ощущений и восприятия и переходит к мышлению.
Задача мышления - раскрытие отношений между предметами, выявление связей и отделение их от случайных совпадений. Мышление оперирует понятиями и принимает на себя функции обобщения и планирования.
Функция мышления - расширение границ познания путем выхода за пределы чувственного восприятия. Мышление позволяет с помощью умозаключения раскрыть то, что не дано непосредственно в восприятии [12, c. 135].
Мышление - наиболее обобщенная и опосредованная форма психического отражения, устанавливающая связи и отношения между познаваемыми объектами. Мышление - высшая форма активного отражения объективной реальности, состоящая в целенаправленном, опосредованном и обобщенном отражении субъектом существенных связей и отношений действительности, в творческом созидании новых идей, прогнозировании событий и действий; функция высшей нервной деятельности; понятийная форма психического отражения, свойственного только человеку, устанавливающая с помощью понятий связи и отношения между познаваемыми феноменами.
Мышление имеет ряд форм - от суждений и умозаключений до образного и диалектического мышления и индивидуальные особенности как проявление ума с использованием имеющихся знаний, запаса слов и индивидуального субъективного тезауруса (т.е.: словарь языка с полной смысловой информацией, полный систематический набор данных о какой- либо области знаний, позволяющий свободно ориентироваться в ней человеку [19, c. 155-157].
Таким образом, мыслительный процесс - это процесс, которому предшествует осознание исходной ситуации (условия задачи), который является сознательным и целенаправленным, оперирует понятиями и образами и который завершается каким-либо результатом (переосмысление ситуации, нахождение решения, формирование суждения и т. п.) [10, c. 135].
Ученые выделяют следующие виды мышления (Рис.1.1.), в основе которых такие основания, как
1) генезис развития;
2) характер решаемых задач;
3) степень развернутости;
4) степень новизны и оригинальности;
5) средства мышления;
6) функция мышления и т.д. [14, c. 119).
Проанализировав теоретические аспекты данной проблематики и проверив их экспериментальным путем, можно сформулировать следующие основные теоретические и практические выводы.
Мышление является деятельностью, опирающейся на систему понятий. В современной психологии принята и распространена следующая несколько условная классификация видов мышления по таким различным основаниям, как: генезис развития; характер решаемых задач; степень развернутости; степень новизны и оригинальности; средства мышления; функции мышления и т.д. К разрешению задач мышление идет с помощью многообразных операций, таких как сравнение, анализ, синтез, абстракция и обобщение. Мышление совершается по законам, общим для всех людей, вместе с тем в мышлении проявляются возрастные и индивидуальные особенности человека. Начальное обучение «подхватывает» и использует ту форму мышления, которая возникла еще у детей-дошкольников.
Большинство детских психологов называют основным видом мышления в младшем школьном возрасте наглядно-образное. К концу обучения в начальной школе происходит переход от наглядно-образного мышления к словесно-логическому. Этот переход осуществляется за счет процесса обучения, то есть в процессе приобретения детьми определенных знаний.
При влиянии обучения у детей младшего школьного возраста формируется осознанное критическое мышление; активно формируется умение планировать свои действия; формируется такие логические мышления как сравнение, обобщение и объединение. Таким образом, под влиянием обучения мышления детей становится более произвольным, более программируемым, более сознательным, более планируемым, т.е. оно становится словесно-логическим.
Пути развития учащегося, его образного мышления следует искать внутри процесса обучения, в его организации, в которой центральное место занимает проблема мотивации, дающая направленность и связанность мыслительных процессов. Для того чтобы привить любовь к музыке, желание заниматься, выстраивая урок, необходимо учитывать потребности ученика.
Опыт показал, что мышление делается активным, творческим, тогда, когда оно сталкивается с проблемной ситуацией. В такой ситуации поиска рождается истина, повышается эмоциональный настрой, активно и творчески работает мысль, воображение.
Основой формирования образного мышления является развитие музыкально-слуховых представлений, способности к внутренним умственно слуховым действиям. Произвольное оперирование представлениями способствует творческому осмыслению художественных задач, инициативному и самостоятельному поиску, умению слышать и оценивать себя.
В работе дана методика первоначального поэтапного формирования музыкально-слуховых представлений, на примерах индивидуальных занятий показаны пути развития звуко-высотного, ритмического и ладового слуха. Рассмотрены методические пути в обучении слуховому сознанию; подбор по слуху и транспонирование, чтение с листа, самостоятельные творческие задания.
Для формирования и развития образного мышления младших школьников в процессе обучения необходимо использовать следующие элементы;
1. Учет мотивационной сферы учащегося и развитие познавательного интереса.
2. Использование проблемного метода обучения.
3. Активизация и совершенствование музыкально-слуховых представлений.
4. Увеличение развивающей и познавательной стороны урока.
5. Развитие способности активно и самостоятельно работать.
6. Включение творческих заданий.
Приведенные данные, результаты исследования говорят об эффективности предлагаемой системы обучения, подтвердили правильность выдвинутой гипотезы: наличие методической системы влияет на процесс развития образного мышления, способствует формированию нравственных ориентиров личности ребенка, формирование воображению учащегося, его гибкости мыслей и не шаблонности.
1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология (4-е изд.) / Г.С.Абрамова. - М.: Академический Проект, 2009. - 672 с.
2. Артемов, А.С. Курс лекций по психологии / А.С.Артемов. - М: Просвещение, 1995.- 450 с.
3. Артоболевская А. Первая встреча с музыкой. - М.: Cоветский композитор,1985 - стр. 12-15.
4. Безруких М. Н., Ефимова С. П. Знаете ли вы своего ученика? М.: Просвещение, 1991. – 176 с.
5. Блонский, П.П. Память и мышление / П.П. Блонский. - М.: Просвещение, 2007. - 196 с.
6. Будасси С. А. Личность и эмоции. М.: РОУ, 1996. – 110 с.
7. Вилюнас В. К. Психология эмоциональных состояний. М.: Изд-во Московского университета, 1976. – 142 с.
8. Вохмянина, А.Е. Изучение мышления и интеллекта. Таблица Равена / А.Е. Вохмянина. - Магнитогорск, 1995.-264 с.
9. Гальперин, П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий / ред. А.И. Подольский. – Воронеж: МОДЭК; Москва: Институт практической психологии, 2008. - С. 272-317.
10. Гофман И. Фортепианная игра. М.: Музыка, 1974. - 44 с.
+ еще 28 источников
Тема: | «Развитие образного мышления младших школьников на занятиях в классе фортепиано» | |
Раздел: | Педагогика | |
Тип: | Дипломная работа | |
Страниц: | 63 | |
Цена: | 3500 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Развитие образного мышления у учащихся младших классов на уроках музыки
Дипломная работа:
Развитие познавательного интереса младших школьников с применением музыкально-компьютерных технологий на уроках музыки в общеобразовательной школе
Дипломная работа:
Использование игровой деятельности в процессе развития музыкальных способностей младших школьников
Дипломная работа:
Развитие речи младших школьников на уроках русского языка
Курсовая работа:
Формирование логического мышления младших школьников на уроках технологии посредством игры