Магистерская работа

«Педагогические условия развития образного мышления учащихся детской школы искусств на занятиях по композиции»

  • 77 страниц
Содержание

Введение 3

ГЛАВА I. Теоретические основы обучения изобразительному искусству в условиях детской школы искусств 8

1.1. Обучение изобразительному искусству в условиях дополнительного образования 8

1.2. Образное мышление в подростковом возрасте 10

1.3. Педагогические условия развития образного мышления у детей в ДШИ 17

ГЛАВА II. Экспериментальное исследование методов и приемов развития образного мышления у детей 10-12 лет на занятиях по композиции в ДШИ 25

2.1. Описание и результаты констатирующего эксперимента по определению уровня развития образного мышления учащихся ДШИ. 25

2.2. Описание и результаты формирующего эксперимента по развитию образного мышления учащихся художественной школы на занятиях по композиции 32

2.3. Методические рекомендации по проведению занятий по композиции с подростками в ДШИ 35

Заключение 43

Список используемой литературы 45

Приложение 52

Введение

Актуальность исследования:

Существующая теоретическая литература по композиции очень далека от того, чтобы пробудить в учениках самостоятельно использовать знания. Понимать и выражать форму с помощью средств художественной выразительности. Можно взять любую книгу для художников, мы найдем в ней общие рассуждения о композиции, общие правила компоновки, законы, принципы и средства и т.п. Несомненно в книгах описываются методы, приемы, достижения в художественной области, они имеют ценность и полезны для подготовки учеников по композиции, но все же малоэффективны как учебно- методический материал, чтобы сформировать целостную систему знаний о законах художественно- композиционного творчества. О развитии образного мышления практически нет информации и практических заданий. Разумеется, все это выражается в методиках практического освоения композиции на уроках, где все возможности урезаны в рамки нормативности. Из этого следует, что знания, которые получают ученики из существующих учебных пособий, не являются теорией формальной композиции в полном смысле этого слова, а методика их практического освоения не служит активному развитию образного мышления. Поэтому необходимо создать методику основ формальной композиции на уроках в ДШИ. Однако этого все равно будет недостаточно, если педагог будет не готов дать детям теорию и наглядные примеры формальной композиции. Здесь многое будет зависеть от грамотности преподавателя, его подготовленности, его видения, его композиционного чувства как художественно- образной составляющей. Поэтому важно разработать методику с наглядной практической работой.

Современное развитие нашего общества предъявляет школам требования, одним из которых является формирование творческой активности ее выпускников. Основным компонентом творческой деятельности на уроке рисования является художественно-образное мышление.

Для детей, обучающихся в детских художественных школах, умение мыслить образами является одной из важных задач. Проблемами развития образного мышления занимаются Посталовский И. З, Канунникова Т. А., В. Ю. Борисов, Грибакин Н.В., Сатарова Л.А и др.

И. З. Посталовский разработал систему специальных упражнений для школьников, охватывающую целенаправленную и всестороннюю тренировку образного мышления, чувственного аппарата, пространственного представления и воображения.

В образах и понятиях, отражается опыт человечества и является почвой для формирования сознания. За счет мышления человеку дается возможность получать новые знания не только эмпирически, но и благодаря чувственному опыту. Очень важно развитие художественно-образного мышления в сфере искусства. Можно говорить о том, что уровень развития художественно-образного мышления вполне способен выступать одним из критериев профессиональной подготовки специалиста.

Обязательное условие успешного развития разного вида деятельности является формирование творческих способностей. Дети, на занятиях по изобразительному искусству, получают более полное представление об окружающем мире, посредством изучения художественной деятельности.

Основным компонентом творческой деятельности на уроке рисования является художественно-образное мышление.

Детская художественная школа - это первое звено в системе художественного образования, где закладываются академические основы изобразительной грамоты и мастерства, раскрывается творческий потенциал учащегося в сфере изобразительного искусства, такие виды образовательных учреждений является фундаментом для дальнейшего профессионального в средних и высших художественных заведениях. Таким образом, обучение в детской художественной школе направлено на осуществление задач концепции художественного образования Российской федерации «вовлечение всех групп населения в активную творческую деятельность, предполагающую освоение базовых художественно-практических навыков; выявление художественно одаренных детей и молодежи, обеспечение соответствующих условий для их образования и творческого развития»

Предмет «композиция» - одна из ведущих дисциплин в детской художественной школе. Предмет развивает у учащихся образное мышление, учит образно отображать идеи, а также создавать композиционные работы с опорой на натуру и по воображению. Изучение законов композиции учит анализировать и правильно оценивать художественные произведения, а также грамотно выполнять свои собственные творческие работы на разные темы и в разных жанрах.

Обеспечение современного качества образования на основе его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства - главная задача российской образовательной политики, для достижения которого необходимо более полно использовать потенциал изобразительного искусства как средства формирования и развития эмоционально-чувственного, творческого, созидательного начала, способствующего гармоничному развитию личности, отвечающего требованиям, предъявляемым к современным выпускникам школ.

Психологами из разных стран было установлено, что личность и эстетический опыт вещи неразрывные, и через изобразительное искусство человек развивается как личность.

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить методику развития образного мышления учащихся 1 класса художественной школы на занятиях по композиции.

Объект исследования: процесс обучения изобразительному искусству в ДШИ.

Предмет исследования: методы и приемы развития образного мышления учащихся 1 класса Детской школы искусств на занятиях по композиции.

Гипотеза исследования: процесс развития образного мышления учащихся художественной школы на занятиях по композиции будет успешным, если:

- будут применяться активные методы обучения (дискуссионные, эвристические);

- будут использованы игровые методы обучения;

- будут применяться специальные методы мыслительной и художественно-практической деятельности (информационно рецептивный метод);

- будут использоваться зрительный ряд, смарт-технологии, анализ работ учащихся, репродукции работ известных художников.

Задачи исследовательской работы.

1. Анализ литературы по композиции, педагогике и философии с целью выявления образного мышления учащихся

2. Анализ литературы по декоративной композиции

3. Анализ литературы по формальной композиции

4. Разработка и реализация методики развития образного мышления учащихся художественной школы на занятиях по композиции в 1 классе в системе дополнительного предпрофессионального обучения.

Методы исследования, используемые для решения поставленных задач:

1. Изучение и анализ психолого-педагогической, философской и искусствоведческой литературы по проблеме исследования.

2. Изучение педагогического опыта по организации работы учащихся на уроках композиции.

3. Наблюдения за педагогическим процессом.

4. Тестирование оценка работ учащихся, полученных в результате практической и экспериментальной работы.

5. Анализ и обобщение результатов эксперимента.

Научная новизна исследования:

Определены педагогические условия развития образного мышления Определены критерии и уровни художественно-образного мышления учащихся;

Разработаны методические рекомендации

Разработана и экспериментально проверена методическая система формирования образного мышления учащихся 10-12 лет на уроках композиции в ДШИ.

Фрагмент работы

Глава I. Теоретические основы обучения изобразительному искусству в условиях детской школы искусств.

1.1. Обучение изобразительному искусству в условиях дополнительного образования

Одной из ведущих целей нынешнего образования является воспитание такой личности, которая способна к саморазвитию, к нахождению себя в профессии, в обществе, и в культуре. Эстетическое воспитание выполняет более полный подход к развитию личности.

Эстетическое воспитание - это влияние на личность, где целью является ее развитие. Происходит формирование творческой личности, которая способна видеть и понимать все прекрасное в жизни человека.

Искусство же, это основное средство эстетического воспитания.

Нельзя не подметить взаимосвязь эстетического и нравственного воспитания, где развитие выявляется тем, что этические и эстетические представления связаны с положительными и отрицательными переживаниями человека.

Ребенок в процессе художественно-творческой деятельности тренирует и улучшает свою память, особенно зрительную. Поэтому, в написании картин, дети лишь отражают то, что хранится в их памяти.

Эстетическая деятельности совершенствует мыслительные операции, такие как, анализ, сравнение, развиваются умственные способности, умение планировать свою деятельность. Таким образом, происходит полноценное эстетическое воспитание ребенка.

Формирование личности ребенка, воспитание у него правильного отношения к окружающему миру - сложный процесс, в основе которого лежит правильное, гармоничное развитие чувств.

Для того чтобы осуществлять эстетическое воспитание исходя из современных тенденций, необходимо вызвать интерес учащихся к предмету и удержать его. Через освоение изобразительного искусства происходит передача духовного опыта человечества, сохранение культурных традиций,

уважение к историческому и культурному наследию народов мира. Цель преподавания художественных предметов: донести до ребёнка и вложить в него истинные ценности нашей жизни, обратить его внимание на вечные духовные ценности, на то, что близко каждому человеку, что помогает любить и созидать, воспитать человека-творца с развитой индивидуальностью, богатого духовными интересами и запросами, способного к творческому труду в любом виде деятельности. Очень важен в жизни человека эстетический опыт.

Эстетическая культура активно влияет на духовную жизнь, трудовую деятельность, условия развития творческих сил, средства развития личности, способность преобразовывать действительность, воспринимать эмоционально, переживать, оценивать и создавать красоту, совершенство, гармонию в материальной жизненной среде, межличностных отношениях - во всех сферах жизни.

Главным фактором обучения детей несомненно является создание условий, способствующих формированию их творческих способностей. Следует окружить ребенка такой средой и такой системой обучения, которые только стимулировали бы его самую разнообразную творческую деятельность. Кроме того, для формирования и развития способностей необходим особый характер творческого процесса, который требует сил, но в тоже время, было посильным для учащихся. Способности развиваются тем успешнее, чем чаще в своей деятельности человек добирается до высшего уровня своих возможностей, преодолевая интересные творческие задачи.

Большая часть учебных заведений, обучающих художественным видам деятельности, готовит хороших художников исполнителей, но не художников- творцов. То есть ребенок в той или иной степени овладевает инструментальными навыками, но не растет как личность в этой сфере деятельности. Существующая традиционная система дополнительного образования зачастую не справляется с задачей развития личности детей, их творческих способностей, и раскрытием индивидуальности каждого.

Исследования С. В. Максимовой показали, что творческие дети, по ее терминологии, не всегда успешны в школе. Педагоги попросту не могут или не хотят разглядеть в таких детях творческий потенциал, а организация школьного пространства не дает таким детям полноценно реализовать свои возможности.

Такие творческие занятия по композиции развивают у детей воображение и, что важно, являются отличным и действенным способом в познании мира в целом. В процессе художественной деятельности ребёнку постепенно прививаются разные качества характера: трудолюбие, наблюдательность, усидчивость, повышается интеллект. Занятия творчеством развивают эстетическое восприятие, как уже упоминалось, память, мышление, а также, мелкую моторику рук, зрительно-моторную координацию и помогают познать окружающий мир в деталях. Ребёнок, занимаясь каким-нибудь видом творчества, думает, сравнивает, воображает. И учиться видеть свой конечный результат. Изобразительное искусство в целом дает ребенку возможность без труда увидеть, почувствовать натуру и в воображении уже представить, как все будет у него располагаться на холсте.

Заключение

По результатам проведенного исследования и эксперимента можно сделать вывод, что внедрение в систему обучения композиции заданий по декоративной композиции, позволило повысить уровень развития художественно-образного мышления, художественного вкуса учеников, а также повысило мотивацию к выполняемой работе.

В ходе диссертационного исследования мы проанализировали литературу по композиции, педагогике и философии с целью выявления образного мышления учащихся, провели анализ литературы по декоративной композиции, по формальной композиции. Разработали и экспериментально проверили методику развития образного мышления учащихся художественной школы на занятиях по композиции в 1 классе в системе дополнительного предпрофессионального обучения. Была разработана и экспериментально проверена методика развития образного мышления учащихся Детской школы искусств на уроках композиции. Разработаны критерии оценки, которые позволяют определить уровень развития образного мышления учащихся детской художественной школы по композиции.

Для успешного развития образного мышления были применены: методы декоративного рисунка; методы мыслительной и художественно-практической деятельности; применен специальный подход к понимаю законов композиции в игровой манере; использоваться игровые методы при работе с цветом, формой; применение специальных методов обучения; использовали принцип «насмотренности», наглядности; обязательно применяли смарт технологии.

В обязательном порядке производили анализ работ, не только детских, но и известных художников.

Экспериментально мы подтвердили, что использование именно таких методов обучения ведет к повышению уровня образного мышления у учащихся.

Итогом обучения формальной композиции явилось достижение большинством учеников высокого и среднего уровня развития образного мышления, что есть доказательство эффективности предложенной методики.

Список литературы

1. Авсиян, О. А. Натура и рисование по представлению: учеб.пособие. М.: Изобразительное искусство, 1985. 152 с.

2. Айзек Г., Айзек М. Исследования человеческой психики. М. : ЭКСМО- Пресс, 2001.480 с.

3. Аксенов Ю., Левидова М. Цвет и линия: Практическое руководство по рисунку и живописи. М.: Советский художник, 1986. 253,2. с.

4. Актуальные проблемы художественно-педагогического образования: Сборник научных трудов. Ростов-на-Дону: Изд-во пед. ун-та, 1986. 79 с.

5. Актуальные проблемы художественно-педагогического образования: сборник статей. Ростов-на-Дону: Изд-во Рост.гос. пед. ун-та, 2003. 170 с.

+ еще 68 источников

Покупка готовой работы
Тема: «Педагогические условия развития образного мышления учащихся детской школы искусств на занятиях по композиции»
Раздел: Педагогика
Тип: Магистерская работа
Страниц: 77
Цена: 2400 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

У нас можно заказать

(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)

Контрольная на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Решение задач на заказ

Решение задач

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Лабораторная работа на заказ

Лабораторная работа

от 200 руб.

срок: от 1 дня

Доклад на заказ

Доклад

от 300 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

42 задания

за последние сутки

10 минут

время отклика