Дипломная работа

«Развитие хореографических способностей у детей в фольклорном ансамбле»

  • 67 страниц
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ХОРЕОГРАФИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ 7

1.1. Понятие «хореографические способности» в педагогической науке 7

1.2. Специфика функционирования фольклорного ансамбля 16

Выводы по первой главе 28

ГЛАВА II. ФОЛЬКЛОРНЫЙ АНСАМБЛЬ КАК ОСНОВА РАЗВИТИЯ ХОРЕОГРАФИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ 31

2.1. Педагогические условия развития хореографических способностей детей в фольклорном ансамбле 31

2.2. Педагогический эксперимент и его результаты 39

Выводы по второй главе 52

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 58

ПРИЛОЖЕНИЕ 63

Введение

Каждый ребенок рано или поздно становится взрослым. За этот период он может проявить себя хорошим исполнителем, научиться воплощать чужие идеи. При этом вряд ли он будет чувствовать себя счастливым. Дело в том, что в каждом человеке преобладает творческое начало, что приводит к стремлению его к самореализации. Наиболее плавно и эффективно этот процесс может быть осуществлен при помощи видов искусства, в частности, средствами хореографии.

В настоящее время хореографическое искусство приобретает широкое распространение среди детей. Это не удивительно, поскольку у них происходит формирование интересов, появляется потребность в систематической двигательной активности. Все это предполагает развитие хореографических способностей. Однако данная проблема в педагогической науке исследована недостаточно. Исследования затрагивали отдельные аспекты и вопросы: особенности детского танцевального творчества (Р.Т. Акбарова, С.В. Акишев, Е.В. Горшкова), влияние фольклорного материала на совершенствование музыкально-двигательного развития (С.И. Мерзлякова) и гармоничность мышления детей (А.Г. Назарова), основы хореографической пластики подростков (А.И. Буренина). Проблема развития хореографических способностей детей рассматривалась учеными незначительно.

Хореографические способности наиболее эффективно могут развиваться в рамках функционирования фольклорного ансамбля. Однако для этого недостаточно изучены необходимые педагогические условия.

Актуальность обозначенной проблемы определяется необходимостью решения возникших противоречий между:

- возросшей потребностью общества в детях с развитыми хореографическими способностями и недостаточной готовностью танцевальных ансамблей и коллективов к реализации этого социального заказа;

- потребностью учреждений дополнительного образования в научно - методическом обеспечении процесса развития хореографических способностей детей и недостаточным уровнем изученности данного вопроса в педагогических исследованиях и практической деятельности.

С учетом этих противоречий была сформулирована проблема исследования, направленная на выявление теоретических основ, разработку и экспериментальную апробацию педагогических условий в фольклорном ансамбле, способствующих развитию хореографических способностей детей. В соответствии с проблемой была определена тема исследования - «Развитие хореографических способностей у детей в фольклорном ансамбле».

Цель исследования: обосновать и экспериментально проверить педагогические условия развития хореографических способностей детей в фольклорном ансамбле.

Объект исследования: процесс развития хореографических

способностей детей в фольклорном ансамбле.

Предмет исследования: педагогические условия развития

хореографических способностей детей в фольклорном ансамбле.

Гипотеза исследования. Развитие хореографических способностей детей будет более эффективным, если:

- хореографические способности рассматриваются педагогом- хореографом в качестве приоритетных;

- в практической деятельности учитываются определенные педагогические условия: точная цель, опора на принципы организации обучения и принципы целостной педагогической системы, адекватность методов и приемов обучения хореографией;

- учитывается специфика функционирования фольклорных ансамблей;

- используется авторская программа обучения «Мир народного танца».

Названная цель и гипотеза исследования предполагают решение следующих задач:

1. Провести анализ исходных понятий «способности» и «хореографические способности» в теории и практике различных наук.

2. Выявить и теоретически обосновать педагогические условия развития хореографических способностей детей.

3. Рассмотреть особенности развития хореографических способностей в фольклорном ансамбле (на примере функционирования Образцового фольклорного ансамбля «Ларец»).

4. Экспериментально проверить эффективность педагогических условий развития хореографических способностей детей в фольклорном ансамбле.

Теоретико-методологическую базу исследования составили:

- психолого-педагогические теории деятельности детей

(Л.С. Выготского, И.А. Зимней, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина);

- исследования в области теории и методики преподавания хореографического искусства (А.Н. Беликова, А.Я. Ваганова, Ф.В. Лопухов, A.M. Мессерер, Т.В. Пуртова, В.И. Уральская);

- эстетические и искусствоведческие позиции, рассматривающие танец как сферу жизнетворчества (В.Ванслов, М.Каган, Ф.Ницше).

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы использован ряд взаимодополняющих методов исследования: теоретический анализ

философской, педагогической и методической литературы и исследований по проблеме; научно-методический анализ и обобщение педагогического опыта по проблеме исследования; педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный); наблюдение; статистические методы обработки данных эксперимента.

Опытно-экспериментальной базой исследования являлись: участники Образцового фольклорного ансамбля «Ларец» (55 детей). Возраст детей - 7-12 лет.

Научная новизна исследования определяется следующим:

- теоретически обоснованы педагогические условия,

обеспечивающие развитие хореографических способностей детей в рамках функционирования фольклорного ансамбля;

- разработана авторская программа «Мир народного танца».

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что: обоснована целесообразность включения в процесс обучения детей в фольклорном ансамбле педагогических условий, ведущих к развитию их хореографических способностей; уточнены и экспериментально подтверждены педагогические условия развития хореографических способностей детей в фольклорном ансамбле.

Практическая значимость исследования состоит в следующем: разработана авторская программа «Мир народного танца», направленная на развитие хореографических способностей детей. Описанные материалы могут быть использованы при обучении студентов-бакалавров на занятиях по методике преподавания хореографического искусства, а также могут быть рекомендованы для хореографов-слушателей курсов повышения квалификации.

Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, в каждой из которых по два параграфа, заключения и списка использованной литературы.

Фрагмент работы

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ХОРЕОГРАФИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ

1.1. Понятие «хореографические способности» в педагогической науке

В настоящее время в педагогике идет активный поиск образовательных систем, направленных на всестороннее развитие детей. Наиболее оптимальный вариант решения данной проблемы - это привлечение подрастающего поколения к хореографической деятельности. Дело в том, что хореография обладает эмоциональным воздействием, внушением и убеждением, участвует в биологическом, социальном и духовно-нравственном развитии личности, формирует основы общей и художественной культуры. Но для занятий хореографией необходимо иметь специальные способности - хореографические.

Чтобы понять смысл и специфику хореографических способностей, обратимся к исходному понятию «способности». Чаще всего, их трактуют индивидуально-психологическими особенностями личности, являющимися важным условием при успешном выполнении какой-либо деятельности (данную трактовку можно найти в исследованиях Н.В. Бордовской [8], В.А. Крутецкого [20], А.А. Реана [32], С.И. Розума [33], Б.М. Теплова [39], В.Д. Шадрикова [42]). В общем плане способности рассматриваются в виде индивидуальных особенностей человека, являющихся субъективным условием успешного выполнения любой деятельности [28]. Способности - это не знания, умения и навыки; они проявляются только в быстром, глубинном и прочном овладении способами осуществления деятельности [7].

Отметим, что проблему способностей в педагогической науке и психологии рассматривали многие ученые, среди которых выделим Г. Айзенка [1], Е.Ю. Артемьеву [2], Д.Б. Богоявленскую [6], В.Н. Дружинина [13], Ф. Кликса [18], Н.С. Лейтеса [21], А.Н. Леонтьева [22], А.А. Мелик- Пашаева [23], В.Д. Шадрикова [42]. Нам близка позиция Б.М. Теплова и С.Л.

Рубинштейна [39; 34], согласно которой способности можно рассматривать определенными индивидуально-психологическими особенностями,

отличающими людей друг от друга [6]. Именно в этом плане мы и будем рассматривать данный термин в своей работе.

Способности можно разделить на общие и специальные. Рассмотрим их более детально.

1) Общие способности - это определенные психические свойства человека, такие как:

- качество ума (включает в себя широту, глубину, самостоятельность, гибкость);

- особенность мыслительной деятельности (скорость,

систематичность, способность к анализу, обобщению, продуктивности);

- специфика памяти (демонстрация точности, прочности запоминания);

- особенности внимания (склонность к устойчивости, сосредоточенности, распределяемости, переключаемости, внимательности, собранности);

- - трудолюбие (готовность к осуществлению деятельности,

какого-либо вида работы).

2) Специальные способности проявляются при успешном выполнении специфических видов деятельности. Например, музыкальная,

изобразительная, конструкторская, литературная, управленческая и др. Согласимся с А.З. Рахимовым, что благодаря этим способностям происходит процесс развития творческих дарований [31], в частности, в области хореографического искусства.

Субъективно дети способны к развитию своих способностей беспредельно, к достижению личных высот. Но не каждое достижение, ценное в субъективном плане, может быть объективно-ценным. Отсюда важность правильного выбора детьми вида деятельности (к примеру, занятий

хореографией) При этом потенциальные возможности должны совпадать с выбранным видом деятельности [29].

Заключение

В настоящее время хореографическое искусство приобретает широкое распространение среди детей. Это не удивительно, поскольку у них происходит формирование интересов, появляется потребность в систематической двигательной активности. Все это предполагает развитие хореографических способностей.

Нами была выдвинута гипотеза исследования, согласно которой развитие хореографических способностей детей будет более эффективным, если:

- хореографические способности рассматриваются педагогом -

хореографом в качестве приоритетных;

- в практической деятельности учитываются определенные педагогические условия: точная цель, опора на принципы организации обучения и принципы целостной педагогической системы, адекватность методов и приемов обучения хореографией;

- учитывается специфика функционирования фольклорных ансамблей;

- используется авторская программа обучения «Мир народного танца».

Для проверки данной гипотезы нами были поставлены следующие задачи:

1. Провести анализ исходных понятий «способности» и «хореографические способности» в теории и практике различных наук.

2. Рассмотреть особенности развития хореографических

способностей в фольклорном ансамбле (на примере функционирования Образцового фольклорного ансамбля «Ларец»).

3. Выявить и теоретически обосновать педагогические условия развития хореографических способностей детей.

4. Экспериментально проверить эффективность педагогических условий развития хореографических способностей детей в фольклорном ансамбле.

Изначально мы рассмотрели исходные понятия по теме исследования. Так, способности можно рассматривать определенными индивидуально-психологическими особенностями, отличающими людей друг от друга. Именно в этом плане мы и рассматриваем данный термин в своей работе. Хореографическими способностями можно назвать индивидуально-психологические особенности ребенка, среди которых выделяются ритмическая чувствительность и личностное отношение к музыкальной интонации (выражается в танцевальных движениях).

Во вторую очередь мы изучили специфику функционирования фольклорных ансамблей. Они затрагивают не только старшее поколение, но и детей. К примеру, Образцовый фольклорный ансамбль «Ларец». Он функционирует на базе Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Детской школы искусств муниципального района Давлекановский район Республики Башкортостан». Благодаря поддержке Общественно-танцевального движения «Дети России» Образцовый фольклорный ансамбль «Ларец» получил множество наград. Он осуществляет свою деятельность аналогично работе многих других танцевальных коллективов. Мы выделили наиболее характерные черты функционирования детских фольклорных ансамблей:

- при знакомстве воспитанников со звуковой сферой фольклорной музыки большое значение имеют личные встречи с носителями культуры определенного народа, экскурсионные программы, участие в фольклорных праздниках;

- музыкально-танцевальный фольклор обладает синкретической сущностью, отсюда множественные введения в хореографические занятия слушания, пения, движений, игры на народных инструментах;

- часто педагоги-хореографы на занятиях обращаются к обзору экспонатов декоративно-прикладного искусства, беседуют об истории народных костюмов, просматривают видеозаписи танцев и прослушивают аудиозаписи исполнителей фольклора;

- эффективно использовать на занятиях и на мероприятиях выступления фольклорных ансамблей старших поколений (участники - родители, бабушки и дедушки);

- эффективный способ обучения детей народной хореографии - устно-слуховой или подражательный.

В своей работе мы выяснили, что уровень хореографических способностей зависит не только от природных данных, но и от целенаправленности процесса обучения. В связи с этим, занятия хореографией должны выстраиваться на основе педагогических условий. Сюда относятся: принципы организации обучения, методология организации обучения, принципы целостной педагогической системы, методы и приемы обучения.

Мы предположили, что от целенаправленной и систематической работы педагога-хореографа зависит степень развития хореографических способностей детей. Проверка педагогических условий осуществлялась на базе Образцового фольклорного ансамбля «Ларец» (55 детей). Возраст детей - 7-12 лет. Для формирующего этапа эксперимента мы составили авторскую программу «Мир народного танца».

Как итог: созданные экспериментальные условия в экспериментальной группе привели к росту показателей, определяющих уровень развития хореографических способностей детей; количество таких учащихся значительно выросло. Значит, развитие хореографических способностей детей в рамках фольклорного ансамбля зависит от правильно организованной работы педагога-хореографа.

В последние годы (в связи с увеличением всеобщей компьютеризации детей, их увлечённостями виртуальными играми, уходом от реальной жизни) родители начинают демонстрировать обеспокоенность за физическое состояние своих детей. Поэтому большой популярностью начинают пользоваться занятия хореографией в фольклорных ансамблях. Такая деятельность приводит к решению проблем физической подготовки детей, а в процессе занятий происходит позитивное влияние на интеллектуальные, нравственные, эстетические и социально-психологические их сферы. Кроме того, занятия в фольклорном ансамбле развивают хореографические способности воспитанников, что позитивно отражается на последующем развитии подрастающего поколения.

Список литературы

1. Айзенк, Г. Проверьте свои способности [Текст] / Г. Айзенк. - Москва: Педагогика-Пресс, 1992. - 176 с.

2. Артемьева, Е.Ю. Психология субъективной семантики [Текст] / Е.Ю. Артемьева. - Москва: URSS: ЛКИ, 2007.- 126с.

3. Базарова, Н.П. Классический танец [Текст] / Н.П. Базарова. - Ленинград: Искусство. Ленингр. отд-ние, 1984. - 199 с.

4. Балашова, С.С. Спутник учителя музыки [Текст] / С.С. Балашова. - Москва: Просвещение, 1993. - 236 с.

5. Балет. Танец. Хореография: краткий словарь танцевальных терминов и понятий [Текст] / Сост.: Н.А. Александрова. - Санкт-Петербург: Лань Планета музыки, 2011. - 622 с.

+ еще 46 источников

Примечания

Оригинал в pdf

Покупка готовой работы
Тема: «Развитие хореографических способностей у детей в фольклорном ансамбле»
Раздел: Педагогика
Тип: Дипломная работа
Страниц: 67
Цена: 2500 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

У нас можно заказать

(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)

Контрольная на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Решение задач на заказ

Решение задач

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Лабораторная работа на заказ

Лабораторная работа

от 200 руб.

срок: от 1 дня

Доклад на заказ

Доклад

от 300 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

42 задания

за последние сутки

10 минут

время отклика