ВКР

«Методика обучения живописи в системе дополнительного образования серия работ «поэты серебряного века» холст, масло»

  • 47 страниц
Содержание

Введение 5

Глава I. Масляная живопись в изобразительном искусстве

1.1. История масляной живописи 10

1.2. Портретный жанр в масляной живописи 16

1.3. Ведущие художники-живописцы РБ 21

Глава II. Методика работы над живописной серией портретов « Поэты Серебряного века » (холст, масло).

2.1. Работа над эскизами к живописной серии « Поэты Серебряного века » 24

2.2. Последовательность работы над дипломным проектом « Поэты

Серебряного века » (холст, масло) 29

2.3. Методические рекомендации по развитию творческих способностей дошкольников средствами живописи 31

Заключение 40

Список использованной литературы 43

Введение

Актуальность работы определяется возросшим в последние годы значением вопроса формирования эстетических представлений и нравственных представлений, начиная уже с детского возраста. В этом отношении закономерно начинать работу уже с детьми раннего школьного возраста - очень важном этапе в становлении и социализации личности. Характерная черта работы с обучением детей основам живописи - заключается художественных образах, которые влияют на восприятие личности, воспитывают определенное отношение к происходящему, помогают углубить реальность, а также способствуют возможности полностью осознать влияние искусства на формирование личности человека.

Эстетическое воспитание включает в себя знакомство с разными видами искусства, накопление эстетических впечатлений, пробуждение интереса к произведениям искусства, первые шаги осознанного творческого процесса, воспитание грамотного зрителя, умение понимать, обдумывать и ценить произведения искусства, пропагандируя способность выявить красоту во всех проявлениях жизни.

Не случайно при выборе материала для дипломной работы мы остановили свой выбор на масляной технике. Возрастной фактор в современной парадигме образования имеет большое значение, поскольку уже со школьного родители начинают работу по вовлечению детей в образовательное пространство, и даже раньше - в детском садике и в частных дошкольных учреждениях. В этом плане на наш взгляд, актуально использование материала, такого как масло, который будет способствовать развитию творческого восприятия детей, обогащая их эстетические способности.

Отечественная система образования в России на всех уровнях отличается достаточно быстрым обновлением содержания, на фоне чего возрастает значение понимания в социуме необходимости самобытности, но с учетом исторического многовекового мирового наследия.

В реалиях сегодняшнего дня система образования России стоит на пороге очень значительных изменений - переосмысления культурных ценностей, базирующихся на достижениях многовековой национальной духовности и самобытности, что, в свою очередь, становится важнейшей задачей в сфере образования и воспитания современной молодежи.

На фоне обновления системы образования при явной выраженности нескольких ее векторов: модернизация, соревновательность, гуманизация, демократизации увеличение количества различных образовательных концепций, моделей, технических новшеств, концепций образования, необходимо совершенствование методик обучения и выстраивание линий на формирование целостной, современной образовательной системы.

Установлено, что правильная подготовка - это система мероприятий, направленных на организацию сознания и деятельности личности, сообразованных с предполагаемыми условиями на реальном уровне ее развития. Конечной ее целью является формирование и совершенствование значимых свойств личности путем изменения системы отношений. Основной задачей этого процесса является создание психической готовности к продолжительному процессу занятий; к конкурсам вообще; к выставочной работе.

Очень важным является соответствие содержания образования и возрастных особенностей обучающихся. Для детей младшего школьного возраста это, несомненно, актуально особенно в системе художественного образования.

Вообще тема достаточно интересна, поскольку имеет большое практическое значение, соответственно определенный уровень разработанности теоретического ее содержания также присутствует - тема визуальной грамотности и эстетических представлений уже получила свое развитие в трудах таких ученых, как Шорин В.С., Виноградов Н.Б., Линдер И.А., Сокольникова Н.М. и другие, которые вели исследования в направлении совершенствования методик преподавания живописи.

Объект исследования - техника масляной живописи.

Предмет исследования - преподавание масляной живописи детям младшего школьного возраста.

Цели работы - исследование проблемы «Методика обучения масляной живописи детей младшего школьного возраста». Работа также предполагает непосредственное создание серии портретов «Поэты Серебряного века»;

Для их достижения необходимо было решить следующие задачи:

Проанализировать историю техники масляной живописи.

Осветить эволюцию портретного жанра.

Разработать эскизы.

Показать ход работы, применить разработанные схематические планы.

Подготовить методические рекомендации для работы по воспитанию эстетических представлений у детей младшего школьного возраста.

Методы исследования: работа с литературой, наблюдение за работой детей, беседа с детьми на эту тему, сравнительный опыт. Анализ литературы и практики позволил сформулировать общую гипотезу исследования. Развитие знаний, умений, навыков, эстетических идей, концепций, вкуса будет более эффективным, если будет создана система развития навыков художественного письма, анализа детских шедевров, развития умения работать над развитием зрительной памяти, воображения, воображения учащихся.

В Российской Федерации система образования включает в себя несколько этапов, дошкольное, школьное, средне-специальное и высшее образование в соответствии с возрастом учащихся. Обучение младших школьников в соответствии с возрастной психологией очень сильно связано с наглядностью - основным познавательным мотивом детей в данный период. Частично система обучения детей сегодня взаимосвязана с дополнительным образованием, а в сфере художественного обучения - напрямую. В то же 7

время в системе государственных школьных учреждений общего профиля тоже возможна работа повышения потенциала для реализации возможностей формирования эстетических представлений и развития творческих способностей дошкольников разного возраста, однако учебные планы и материальная база, а также наличие профессиональных квалифицированных кадров отличают систему художественных школ.

В нашей дипломной работе во второй главе будут освещены методы обучения масляной живописи детей школьного возраста и развития эстетических и познавательных способностей детей.

Практическая значимость исследования заключается в том, что содержащиеся в ней теоретические положения и выводы, результаты педагогического эксперимента могут позволить повысить эффективность процесса подготовки детей младшего школьного возраста в учреждениях дополнительного образования. Выявлен положительный результат использования в процессе подготовки детей младшего школьного возраста разработанного комплекса, направленного на повышение эстетических способностей и уровня творческих инициатив юных художников младшего школьного возраста в процессе обучения и подготовки к конкурсам. Совокупность положений и выводов, полученных в итоговой аттестационной работе, может быть использована в работе художественных школ, кружков, центров дополнительного образования.

База исследования. Исследования проводились на базе Детской художественной школы №1 им. А.Кузнецова городского округа города Уфы. В них приняли участие ее воспитанники младшего школьного возраста.

Теоретическая основа, поставленные задачи и выдвинутая гипотеза определили логику и методы теоретико-экспериментального исследования, которое выполнялось в три этапа, в течение 2019-2020 г.г.

На первом этапе (декабрь 2019 - сентябрь 2020 г.) опытно-экспериментальной работы проводился анализ научно-методической литературы по вопросам дипломной работы, направленной на повышение эстетических способностей детей младшего школьного возраста в процессе подготовки в художественной школе. На основе анализа научно-методической литературы были разработаны комплексы, направленные на обучение основам техники масляной живописи и повышение мотивации младшего школьного возраста в процессе подготовки.

Методы: анализ и обобщение научно-методической литературы.

На втором этапе исследования (сентябрь 2020 г. - октябрь 2020 г.) проводился педагогический эксперимент, в содержание которого входили: оценка уровня психологического состояния детей младшего школьного возраста и их мотивации.

Методы: констатирующий и формирующий педагогической эксперименты; психологическое тестирование по оценке состояния детей младшего школьного возраста, методы математической статистики.

На третьем этапе опытно-экспериментальной работы (октябрь 2020 г. - ноябрь 2020 г.) осуществлялась обработка результатов педагогического эксперимента, выполнялись анализ и их систематизация, формулировались общие выводы и заключение, оформлялась итоговая аттестационная работа.

Методы: методы математической статистики.

Обоснованность и достоверность научных результатов и сделанных выводов определяются глубоким теоретическим анализом состояния изучаемых вопросов, адекватностью комплекса методов цели и задачам исследования, достаточным объемом выборки, корректной статистической обработкой экспериментальных данных.

Структура и объем итоговой аттестационной работы. Исследование изложено на 45 страницах компьютерного текста и состоит из введения, двух глав, оканчивающихся выводами, заключения, списка использованных источников, двух приложений. Список литературы включает 32 источника.

Фрагмент работы

ГЛАВА I. МАСЛЯНАЯ ЖИВОПИСЬ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ

1.1. История масляной живописи

Задача освещения истории масляной живописи задекларированная во введении данной дипломной работы предполагает достаточно объемную работу, поскольку предусматривает не просто рассмотрение хронологического развития данного вида живописи, но и приведение аргументированной ее поэтапной периодизации и стремление выделить логически эти самые этапы.

Кроме того, определение понятийных рамок предполагает конкретизацию: вначале определимся с первым термином нашего глоссария: понятие "живопись" - под ней мы понимает творческую деятельность индивида, обусловленную способностью к визуализации разнообразных явлений жизни.

В последнее десятилетие развивается гипотеза, что масляная живопись появилась еще в эпоху Древнего Востока, на территории современного Афганистана, что стало известно, после того как оказались разрушенными так называемые Бамианские статуи Будды. Однако, хотя и есть датировки, относящие ее к VII веку до н.э., однако в настоящее время мне не довелось встретить системных исторических или искусствоведческих работ в открытом опубликованном доступе дающих объемный убедительный материал, поэтому хотелось бы несколько отдалиться от этой дискуссии, поскольку это может вывести работу за оговоренный во введении предмет.

Тут следует внести, правда, некоторую определенность, вроде эти исследования, позволили получить информацию, свидетельствующую о наличии возможности использования масла в качестве связующего элемента красок, детали пока точно не прояснены.

Тем не менее, грандиозность полученной информации стала понятна, когда ученые проводили исследования в Бамианской долине, обнаружив следы масляной живописи на стенах пятидесяти пещер и гротов.

Географически пространство Древнего Востока и Античного мира было очень богато и разнообразно. Есть упоминания использования красок на льняной основе в Древней Греции.

Трактат Ираклия (XIII век) в части главы номер 26 содержит даже сведения о способе создания рецепта приготовления масляных красок, а в 29 главе даже есть материал о технологии получения и использования важного компонента - льняное масло для подготовки субстанции масляных красок.

Однако сведении о разработке техники масляной живописи Яном ван Эйком, стало устойчивым сюжетом литературы истории искусства. Однако важно, что до работ ван Эйка нет сохранившихся экспонатов, нарисованных техникой масляной живописи.

Поэтому, «европо-центристская», как ее именуют некоторые исследователи точка зрения возводит понимание возникновения к процессу Европейского Ренессанса и деятельности братьев ван Эйков. Очень важно что один из них, Ян сумел выйти за рамки существующих ранее проблем, усовершенствовав характеристики существующих образцов масляных красок - соответственно процесс их высыхания стал более скорым и консистенция более подходящей для написания картин. Вот эти меры ван Эйков стали катализатором распространения техники масляной живописи на Европейском континенте.

Надо отметить, что период пятнадцатого столетия был временем, когда активно стали распространятся идеалы эпохи Ренессанса, что стало знаменоваться рядом явлений новой Европейской культурной традиции, с такими элементами как: отрыв от традиционного католического канона, ориентированного на церковные устои, большая устремленность мысли деятелей искусства к человеку и природе, интерес к античному наследию. Поиск свободы творческих устремлений совпал с появлением удобного технического способа живописи - масляных красок. И художники данного периода стали испытывать большое наслаждение от ощущения свободы, получаемой при осознании перспектив масляных красок в отношении к используемым материалам.

Очень важно, что именно в 16 веке произошел процесс перехода на масляные краски, поскольку масляная живопись сопровождалась использованием простой технологии живописи, не отличаясь большой сложностью. Важно, что примитивные техники живописи не требовали такой субстанции и в целом живописцев устраивало использовании красок другого типа, где важнейшей составной частью была более простая субстанция - вода.

Именно водные краски были основой использовавшихся в Средневековье первоначально приемов живописи, до конца пятнадцатого столетия характеризуясь, использование такой субстанции как водные краски (темпера и прочие). Соответственно прямой потребности в таком материале, как масляные краски, характерные стороны которой: густая консистенция, медленно сохнущая субстанция - масло было пока малоинтересным и непривычным, на фоне преобладающих материалов, где связующий элемент была вода.

Заключение

1. Нами проведен анализ научных и учебно-методических работ по проблеме исследования, где мы рассмотрели эволюцию техники масляной живописи, изучили основные средства и методы, направленные на повышение эффективности обучения живописи детям младшего школьного возраста. Воспитание психической готовности к обучению складывается из формирования умения наставника сохранять уровень своего эмоционального состояния, работоспособность и эффективность действий, управлять вниманием детей. Но важно сначала осуществить формирование базовых компонентов обучения живописи масляной техникой.

2. Нами обоснованы и разработаны комплексы, направленные на повышение мотивации обучения живописи детей младшего школьного возраста в процессе их подготовки в художественной школе, включающие в свое содержание педагогических приемов, направленные на повышения творческих способностей детей младшего школьного возраста в процессе подготовки в художественной школе.

3. Результаты формирующего педагогического эксперимента свидетельствуют об эффективности использования разработанных комплексов. Выявлены статистически достоверно значимые различия между группами во всех исследуемых показателях.

Завершая дипломную работу, посвященную обучению технике масляной живописи детей младшего школьного возраста, следует отметить выводы, достигнутые по мере решения поставленных в работе задач.

Преподавание живописи для детей дошкольного возраста имеет ряд специфических особенностей при планировании и конструировании процесса работы с ними.

Для начала работы с детьми в этом направлении необходимо вначале провести работу по формированию у детей наглядно-образных представлений. Кроме того, дети должны получить информацию, о том какие бывают виды пейзажей, узнать о том что такое акварель, какие бывают ее виды и только потом рассказать о ее различных техниках.

Вначале детям стоит показать некоторые простые упражнения, небольшие этюды пейзажа, показать, как выполняются отдельные зарисовки их детали.

Проведение теоретического анализа проблемы в научной и научно-методической литературе, показало, что отдельные аспекты изучаемой в данной дипломной работе проблема стала объектом внимания исследователей еще на рубеже 19 - 20 веков, однако полноценное научное изучение ее основных сегментов - стало осуществляться только в последние годы. Причин тому достаточно много.

Вначале проблемам подготовки художников юного возраста в литературе не уделялось достаточного внимания, и вопросами значительной роли изучения ее исторических аспектов занимались теоретики [13] и ряд аспектов, например учет познавательных мотивов и наглядности долгое время не были объектом достаточного внимания в трудах исследователей, только с начала 21 века стали попадать в поле зрения ученых, в силу ряда факторов: резкое увеличение количества детей, занимающихся в системе дополнительного образования.

Возможности практического изучения вопросов, связанных с обучением масляной живописи детей младшего школьного возраста стали объектом устойчивого внимания исследователей особенно в последние годы, с увеличением внимания к эффективности дополнительного общеобразовательное пространства как за рубежом - Азербайджан, Армения, Дания, так и в России - с 2018 года. Исследователи различной направленности Биологи - С.В. Рязанов, психологи Н. Тоски, Вершинин М.А., Линовицкий Е.П., Найдоски Т. Арзуманян С.Б., Хачатрян А.С. обращаются к изучению отдельных аспектов данной проблемы, однако несмотря на продолжительное время изучения, комплексного исследования по данным вопросам еще не было.

В Российской Федерации система образования включает в себя несколько этапов, дошкольное, школьное, средне-специальное и высшее образование в соответствии с возрастом учащихся. Обучение младших школьников в соответствии с возрастной психологией очень сильно связано с наглядностью - основным познавательным мотивом детей в данный период Частично система обучения детей сегодня взаимосвязана с дополнительным образованием, а в сфере художественного обучения - напрямую. В то же время в системе государственных школьных учреждений общего профиля тоже возможна работа повышения потенциала для реализации возможностей формирования эстетических представлений и развития творческих способностей дошкольников разного возраста, однако учебные планы и материальная база, а также наличие профессиональных квалифицированных кадров отличают систему художественных школ.

Нами обоснованы и разработаны комплексы, направленные на повышение познавательной активности детей младшего школьного возраста в процессе их обучения в художественных школах, включающие в свое содержание изучение эволюции живописи, выделение главной сюжетной линии.

Результаты формирующего педагогического эксперимента свидетельствуют об эффективности использования разработанных комплексов. Выявлены статистически достоверно значимые различия между группами во всех исследуемых показателях.

Список литературы

1. Байрамова Л., «Делакруа», М.: Белый город, 2007г., 48с

2. Васильева, В.В. Физиология человека: Учебное пособие / В.В. Васильева, Э.Б. Коссовская, М.А. Степочкина. - М. : Физкультура и спорт, 2012. - 164 с.

3. «Федор Александрович Васильев». Альбом. М.: Изобразительное искусство, 1991. 147 с. .

4. Головин А.Я. «Воспоминания»; Цит. по: «Встречи и впечатления. Письма. Воспоминания о Головине», Л.-М. 1960г. с.20 .

5. Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы: Монография / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2000. - 512 с.

+ еще 30 источников

Покупка готовой работы
Тема: «Методика обучения живописи в системе дополнительного образования серия работ «поэты серебряного века» холст, масло»
Раздел: Педагогика
Тип: ВКР
Страниц: 47
Цена: 2400 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

У нас можно заказать

(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)

Контрольная на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Решение задач на заказ

Решение задач

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Лабораторная работа на заказ

Лабораторная работа

от 200 руб.

срок: от 1 дня

Доклад на заказ

Доклад

от 300 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

42 задания

за последние сутки

10 минут

время отклика