Дипломная работа
«Формирование лексических навыков с помощью компьютерных обучающих программ»
- 59 страниц
ВВЕДЕНИЕ….3
ГЛАВА I. КОМПЬЮТЕРНЫЕ ОБУЧАЮЩИЕ ПРОГРАММЫ…5
1.1. Определение понятия «компьютерные обучающие программы»….5
1.2. Цели и задачи использования компьютерных обучающих программ…7
1.3. Применение компьютерных обучающих программ в иноязычном образовательном процессе…11
Выводы по I главе….….…16
ГЛАВА II. КОМПЬЮТЕРНЫЕ ОБУЧАЮЩИЕ ПРОГРАММЫ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЛЕКСИЧЕСКИХ НАВЫКОВ…17
2.1. Лексические навыки в процессе формирования коммуникативной компетенции….17
2.2. Стадии формирования лексических навыков….20
2.3. Трудности формирования лексических навыков….….22
2.4. Контроль сформированности лексических навыков….25
2.5. Компьютерные обучающие программы для формирования лексических навыков….27
Выводы по II главе…34
ГЛАВА III. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ КОМПЬЮТЕРНЫХ ОБУЧАЮЩИХ ПРОГРАММ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ЛЕКСИЧЕСКИХ НАВЫКОВ….35
3.1. Цели, задачи и условия проведения экспериментального обучения….35
3.2. Организация и реализация экспериментального обучения…39
3.3. Анализ результатов экспериментального обучения….46
Выводы по III главе….….49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ….50
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ….52
ПРИЛОЖЕНИЕ….56
Актуальность исследования. В настоящее время актуальным остается вопрос модернизации процесса иноязычного образования путём использования компьютерных технологий. Однако, остаются те, кто не готов отступить от традиционных методов обучения иностранным языкам. Это следует из того факта, что роль компьютера на уроке и полезность его применения до сих пор остаётся нераскрытой с точки зрения методистов. Вторым ключевым моментом является то, что ученики сталкиваются с проблемами запоминания и использования новых лексических единиц по мере возрастания их количества и случаев их употребления. На данный момент не разработаны какие-либо эффективные способы повышения качества формирования лексических навыков у школьников.
Цель и задачи исследования. Целью данного исследования является показать эффективность компьютерных обучающих программ в формировании лексических навыков посредством сравнения с традиционными методами обучения. А также показать особенности, преимущества и недостатки использования данных программ в процессе обучения иностранным языкам. Провести эксперимент и продемонстрировать способы работы с компьютерными обучающими программами.
Объект и предмет исследования. Объектом данного исследования является процесс формирования лексических навыков на уроках французского языка. Предметом исследования являются компьютерные обучающие программы для формирования лексических навыков по второму иностранному языку.
Методы исследования: изучение, эксперимент, наблюдение, тестирование, опрос, сравнение.
Научная новизна исследования. Во-первых, привести доводы использования компьютерных обучающих программ в школе. Во-вторых, показать их положительное воздействие на формирование лексических навыков. В-третьих, проверить на практике данные заключения.
Гипотеза исследования: применение компьютерных обучающих программ в процессе иноязычного обучения позволяет повысить качество сформированности лексических навыков учащихся.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка литературы и приложения. Первая глава изучает цели и задачи использования компьютерных обучающих программ и выделяет их применение в иноязычном образовательном процессе. Вторая глава изучает стадии, трудности и контроль сформированности лексических навыков и рассматривает применение компьютерных обучающих программ при формировании лексических навыков. Третья глава включает в себя описание проведённого экспериментального обучения и анализ его результатов.
Апробация исследования была проведена во время педагогической практики в МБОУ Ордена дружбы народов Гимназии №3 им.А.М.Горького г.Уфа. Также данное исследование было апробировано на межрегиональной научно-практической конференции «Система непрерывного образования: школа – педколледж – вуз», проходившей на базе Башкирского Государственного Педагогического Университета им.М.Акмуллы 25 апреля 2018 года.
ГЛАВА I. КОМПЬЮТЕРНЫЕ ОБУЧАЮЩИЕ ПРОГРАММЫ
1.1 Определение понятия «компьютерные обучающие программы»
Компьютерные обучающие программы – это электронные гипертекстовые учебники с диалоговыми функциями и элементами мультимедиа, которые решают определенные педагогические задачи, имеют предметное содержание, ориентированы на взаимодействие с учащимися, а также могут быть предназначены для самостоятельной работы студентов с учебным материалом при различных формах обучения и эффективны при дистанционной технологии обучения.
Компьютерные обучающие программы не подменяют собой традиционные учебные материалы, имеющиеся в наборе студента, а дополняют их, используя возможности современных компьютерных технологий. Наличие предметного содержания позволяет отделить компьютерные обучающие программы от вспомогательных средств, обеспечивающих техническую и методическую поддержку учебного процесса. Они включают в себя теоретический материал, разбор решения типовых задач и поясняющие примеры (в том числе интерактивные), графические и анимационные материалы, тесты для самоконтроля и контроля знаний, необходимые дополнительные и сервисные средства. В компьютерные обучающие программы заложен опыт преподавателей, поэтому при общении студентов с ними не возникает явных трудностей. Компьютерные обучающие программы выполнены по единой оригинальной методике.
Компьютерные обучающие программы могут способствовать активному включению учащегося в учебный процесс, поддерживать интерес, способствовать пониманию и запоминанию учебного материала. Язык программирования должен быть удобным для описания условия и анализа задачи, планирования её решения, включая составление программы, чтобы решение задач с помощью компьютера, с одной стороны, способствовало развитию мышления, а с другой – не вызывало дополнительных трудностей. Язык должен быть удобен для общения человека с компьютером.
Компьютерные обучающие программы по каждому курсу включают в себя:
1) личный кабинет учащегося с информацией о проделанной работе ученика и его результатов;
2) набор компьютерных обучающих программ, расчитанных на курс;
3) отдел контроля, где учитель видит результаты учеников, а также возникающие вопросы.
Обучающая программа содержит:
• основную информацию по компьютерной обучающей программе;
• иллюстрации, примеры решения упражнений, словарь терминов и другие дополнительные материалы;
• тестовые задания для самоконтроля;
• контрольные тестовые задания для проверки учителем;
• раздел для записи студентом вопросов к преподавателю.
Компьютерные технологии обучения в педагогике появились с появлением промышленных компьютеров в образовательных учреждениях. Первая обучающая система была разработана в США в конце 1950-х гг., которая развивалась в течение 20 лет. Массовым создание и использование обучающих программ стало с начала 1980-х гг. с появлением и широким распространением персональных компьютеров. Основным их применением стали образовательные функции и обработка текстов и графики.
С появлением примеров компьютерных обучающих программ к их созданию приступило огромное количество педагогов, в основном специалистов по техническим наукам. В разрабатываемых программах реализовывался практический опыт преподавания конкретных дисциплин с помощью персональных компьютеров. В силу того, что педагоги-теоретики долгое время не принимали участие в разработке принципов этого нового направления в обучении, до сих пор нет общепризнанной психолого-педагогической теории компьютерного обучения. Таким образом, компьютерные обучающие программы создаются и применяются без необходимого учета принципов и закономерностей обучения.
Этот вопрос получил освещение в теоретических работах по использованию компьютерных программ в процессе обучения иностранным языкам Э.Г. Азимова, С.В. Андреева, Т.В. Григорьевой, Е.И. Дмитриевой, Т.В. Карамышевой, О.П. Крюковой, Е.А. Маслыко, Е.И. Машбица, О.А. Мерцаловой, Э.Л. Носенко, И.С. Пановой-Яблошниковой, Е.С. Полат, М.Д. Рыбакова, С.П. Седых, П.И. Сердюкова, Л.С. Суворовой, Г.В. Фроловой. Однако в перечисленных работах в основном рассматриваются общие вопросы. Проблемы обучения лексике с помощью компьютера затрагивались в работах таких исследователей, как И.И. Антонова, С.А. Долидзе, С.Ш. Канатова, Т.П. Карпилович, О.Э. Михайлова, О.А. Нехай, Н.Л. Папкович, Л.Н. Рыжова, Л.И. Трибис, СВ. Фадеев, А.Г. Шмелев.
Целью нашей работы являлась проверка эффективности компьютерных обучающих программ при формировании лексических навыков.
Исходя из цели и изучив понятие компьютерные обучающие технологии, их цели и задачи, а также применение в иноязычном образовании, мы можем сделать вывод, что компьютерные обучающие программы являются отличным помощником для преподавателя, так как многозначительно облегчают и ускоряют учебный процесс по сравнению с традиционными методами обучения. Также они соответствуют всем методическим и дидактическим принципам, что является одним из главным требованием к какой-либо технологии при её внедрении в учебный процесс.
Затем мы рассмотрели понятие лексический навык, стадии его формирования и контроль его сформированности, а также применение компьютерных обучающих программ при формировании лексических навыков. Отсюда мы заключили, что компьютерные обучающие программы эффективны на любой стадии формирования лексических навыков во французском языке (восприятие, осознание значения, имитация, комбинирование, употребление, контроль), а значит вполне могут стать интерактивным другом как для ученика, так и для учителя.
В ходе нашего исследования было выявлено, что на данный момент разработано множество программ, которые предназначены для формирования, развития и совершенствования всех навыков и умений, так как они очень востребованы для современного процесса иноязычного обучения.
По проведенному экспериментальному обучению, которое является главным компонентом данного исследования, можно заключить, что компьютерные обучающие программы позволяют сделать материал более доступным и наглядным, больше мотивируют и заинтересовывают детей к работе на уроке, тем самым, делая процесс запоминания и использования слов более эффективным. В тоже время развивают у детей компьютерную грамотность и самостоятельность.
Однако, хотелось бы подчеркнуть, что на данный момент процесс иноязычного образования неразрывно связан с традиционной формой обучения, потому что главной задачей учителя является не только передать информацию, что происходит при обучении при помощи компьютерных технологий, но и передать знания. А также, учитель, в отличии от машины, всегда рядом, чтобы помочь и объяснить учащимся затруднительные моменты.
1. Амосова Т.Ю. Формирование культуры иноязычного общения старшеклассников. – Уфа, 2016. – 240 с.
2. Арестова О.Н., Бабанин Л.Н., Войскунский А.Е. Специфика психологических методов в условиях использования компьютера. – М.: МГУ, 2007.
3. Артёмов В.А. Психология обучения иностранным языкам. – М.: Просвещение, 1969. – 279 с.
4. Бенин В.Л. Педагогическая культурология. – Уфа: БГПУ, 2004. – 515 с.
5. Бовтенко М.А. Компьютерная лингводидактика. – Москва, 2010. – 194с.
6. Верещагина И.Н., Афанасьева О.В. Рабочие программы, стандарты по иностранным языкам в школах. – М.: Просвещение, 2012. – 97с.
7. Галанова М.А. Педагогические технологии. – Уфа: БГПУ, 2009. – 104с.
8. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам. – М.: академия, 2006. – 336 с.
9. Голикова Ж.А. Перевод с английского на русский. – М.: Новое знание, 2009.
10. Горцов А.Д., Бовтенко М.А. Компьютерная лингводидактика. – Москва, 2006. – 93 с.
11. Дмитрусенко И.Н. Критерии оценки сформированности лексического навыка. – Вестник ЮУрГУ № 125, 2012. – 126-127 с.
12. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании. – М.: Академия, 2007. – 7-62 с.
13. Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе. – М.: Просвещение, 1991. – 221 с.
14. Зимняя И.А. Педагогическая психология. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2012. – 307 с.
15. Зубов А.В., Зубова И.И. Информационные технологии в лингвистике. – М.: Академия, 2012. – 139-147 с.
16. Зубов А.В. Методика применения информационных технологий в обучении иностранным языкам. – М.: Академия, 2009.
17. Карамышева Т.В. Изучение иностранных языков с помощью компьютера. – Спб.: Союз, 2001.
18. Клейман Т.М. Школы будущего: Компьютеры в процессе обучения. – М.: Радио и связь, 2007.
19. Миньяр-Белоручев Р.К. Методика обучению французскому языку. – М.: Просвещение, 1990. – 224 с.
20. Михеева Е.В. Информационные технологии в профессиональной деятельности. – М.: Академия, 2005.
21. Мустафина Ф.Ш. Методика обучения иностранным языкам и воспитания. – Уфа: БГПУ, 2016. – 42-66 с., 124-139с.
22. Новиков А.И. Семантика текста и ее формализация. – М.: Наука, 1983. – 215 с.
23. Пассов Е.И. Основы методики обучения иностранным языкам. – М.: Русский язык, 2010. – 216 с.
24. Пассов Е.И. Коммуникативное иноязычное образование. – Липецк: ЛГПУ, 2000. – 160 с.
25. Полат Е.С. Дистанционное обучение. – М.: ВЛАДОС, 1998. – 9-47 с., 107-124 с.
26. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. – М.: Академия, 2002. – 157-163 с.
27. Половникова Н.А. Воспитание познавательной самостоятельности. – Казань, 1968. – 139 с.
28. Рабочая программа учебного предмета Французский язык 5-9 классы ФГОС.
29. Рогова Г.В. Содержание обучения иностранному языку в средней школе. – 1974. – 77 с.
30. Саркесеева Ж.Е. Автоматизированная обучающая программа по курсу Теория и методика воспитательной работы. – 2005г.
31. Селиванова Н.А., Шашурина А.Ю. УМК Синяя птица 7-8 классы. – М.: Просвещение, 2012.
32. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам. Базовый курс лекций. – М.: Просвещение, 2002. – 80-101 с.
33. Сутирин Б., Житомирский В. Компьютер в школе сегодня и завтра. – 2009.
34. Фролова Г.М., Щукин А.Н. Методика преподавания иностранных языков. – М.: Академия, 2015. – 125-141 с.
35. Хасанова Р.Ф. Обучение иностранному языку и культуре: принципы отбора и организации дискурса. – Уфа: РИЦ БашГУ, 2011. – 53-105с.
36. Щерба Л.В. Преподавание языков в школе. Общие вопросы методики. – М.: Академия, 2002. – 160 с.
37. Щепилова А.В. Теория и методика обучения французскому языку как второму иностранному. – М.: Гуманитар. ВЛАДОС, 2005. – 245 с.
38. Щукин А.Н. Современные интенсивные методы и технологии обучения иностранным языкам. – Москва, 2010. – 188с.
39. Bailin A. Artificial Intelligence and Computer Assisted Language Instruction: A Perspective // CALICO Journal. – 1988. – Vol. 5 – №3. – P. 25-51.
40. Canale M., Backer G. How Creative Language Teachers and Using Microcomputers // TESOL Newsletter, 1986. – Vol. 20. – № 1. – P.11-28.
41. Compte C. Ou en est le videodisque de langue? – Paris: CIEP, 1991. – 104p.
42. Fioux P. Minitel et revue de presse // Le Francais dans le monde. – № 246. – Paris: EDICEF, 1992. – P. 47-49.
43. Goullier Francis. Les outils du Conseil de l'Europe en classe de langue. – Paris: Didier, 2005. – 128 p.
44. Jannot M. Pour une didactique informatique // Zielsprache Franzosisch. – 1990. – № 4. – P. 220-226.
45. Lindeman M.J. Interface Styles from an Interface Designer’s Perspectives // Bulletin ASIS, 1989. – Vol. 15 – № 4. – P. 16-27.
46. Mangenot F. Informatique et autonomie: Conference au Congres national du LEND, Montecatini, 1992. – Strasbourg: BELC, 1994. – 8 p.
47. Miller L., Burnet D. Theoretical Consideration in Selecting Language Arts Software // Computers and Education, 1986. – Vol. 10. – № 1. – P. 159-165.
48. Perez V. C. Internet au service des professeurs de francais // Le Francais dans le monde. – № 299. – Paris: EDICEF, 1998. – P. 67-71.
49. Wellington J.J. Children, Computers ans the Curriculum. – London: Harper Education Series, 1985. – 120 p.
Тема: | «Формирование лексических навыков с помощью компьютерных обучающих программ» | |
Раздел: | Иностранные языки | |
Тип: | Дипломная работа | |
Страниц: | 59 | |
Цена: | 2700 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Формирование лексических навыков в режиме дистанционного обучения
Дипломная работа:
Формирование лексических навыков с использованием современных образовательных технологий на среднем этапе обучения
Дипломная работа:
Формирование лексических навыков в режиме дистанционного обучения
Дипломная работа:
Совершенствование лексических навыков на основе использования функционально-смысловых таблиц на младшем этапе обучения иностранному языку
Дипломная работа:
Совершенствование лексических навыков на основе использования функционально-смысловых таблиц на младшем этапе обучения иностранному языку