Дипломная работа
«Формы организации творческой деятельности школьников в системе дополнительного образования»
- 56 страниц
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 8
1.1 Учреждение дополнительного образования, цели и задачи 8
1.2 Классификация видов детских творческих объединений в учреждениях дополнительного образования 15
1.3 Использования музыкально-компьютерных технологий на занятиях в учреждениях дополнительного образования 27
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ МУЗЫКАЛЬНО-КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ СОЗДАНИЯ ТВОРЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА 38
2.1 . Содержание, формы и методы применения музыкально-компьютерных технологий при создания творческого проекта 38
2.2 Педагогический эксперимент и его результаты 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 55
ПРИЛОЖЕНИЕ 57
Вопросы творческого развития ребенка всегда считались одной из важнейших проблем воспитания подрастающего поколения. На любом этапе своего существования общество требует разносторонних личностей, обладающих богатым творческим потенциалом. На современном этапе происходят существенные изменения социально-экономических условий жизни. Постоянно увеличивается объём получаемой информации. Необходима быстрая адаптация к переменам жизни. Раннее развитие творческих способностей и уникальности каждого ребенка требует расширения системы дополнительного образования. Оно, являясь составной частью цельного учебного процесса, позволяет учащемуся реализовать себя в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и профессиональном совершенствовании, приобрести устойчивую
необходимость познания, внутреннего развития и творчества, а в будущем реализовать себя по максимуму, самоопределиться и выразиться как личность.
Актуальность данной работы объясняется тем, что дополнительному образованию школьников в современном обществе уделяется особое внимание. Его назначение - удовлетворение многообразных потребностей детей в познании, развитии творческих способностей, общении, которые далеко не всегда могут быть реализованы в рамках предметного обучения в школе. Этим дополнительное образование детей (ДОД) существенно отличается от традиционной внешкольной работы.
Вопросы, связанные с развитием системы дополнительного образования детей, рассматриваются на уровне Правительства Российской Федерации. Утверждена Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей»). Составлен план реализации Концепции развития дополнительного образования детей на 2015-2020 годы (Распоряжение Правительства РФ от 24 апреля 2015 года № 729-р).
Задачами, стоящими перед системой дополнительного образования, Концепция считает:
создание условий для личностного развития детей, предоставление им возможности для самовыражения; развитие мотивации младшего поколения к творческому, научному, спортивному, трудовому развитию; внедрение в программы обучения вариативности, их персонализации.
Принятая Концепция предъявляет новые требования к уровню и качеству предоставляемых услуг и технологий разностороннего развития детей.
В представленной работе будут рассмотрены воспитательные возможности рок-группы школьников. Это такая форма работы, которая способна помочь учащимся наиболее полно реализовать свой творческий потенциал, дать положительную мотивацию в жизни, но которая пока недостаточно широко используема педагогами на практике.
Также будет рассмотрен вопрос о применении современных музыкальных компьютерных технологий в процессе создания рок-группы, которые позволят получить наиболее эффективные результаты в работе с детьми.
Цель исследования: изучение форм организации творческой деятельности школьников в системе дополнительного образования. В первую очередь мы рассмотрим вопросы музыкального воспитания учащихся.На основе исследования теоретических работ и практического материала нам предстоит выяснить роль музыки в социализации и формировании мировосприятия подростков и молодежи.
Объект исследования: влияние музыки (в том числе рок-музыки) на формирование творческой личности школьника в связи с психологическими особенностями этой возрастной категории. А также роль информационных компьютерных технологий в музыкальном воспитании детей.
Предмет исследования: практика работы по созданию рок-группы как одной из форм организации творческой деятельности школьников с применением музыкально-компьютерных технологий.
Гипотеза исследования: процесс воспитания подрастающего
поколения, приобщение к лучшим музыкальным традициям рок-музыки будет эффективным, если в художественно-образовательную деятельность будут внедрены следующие педагогические условия:
- включение юных музыкантов в рок-культуру с помощью музыкальных компьютерных технологий будет происходить посредством специально организованной педагогической деятельности;
- в процессе приобщения к рок-музыке с помощью музыкальных компьютерных технологий будут учитываться традиции, стиль, инструменты;
- методика приобщения к музыкальному творчеству будет являть собой совокупность педагогических форм, методов и приемов наследования подлинных традиций рок-культуры в современных условиях.
В соответствии с поставленной целью были определены следующие задачи исследования:
1. Изучить литературу по данной теме.
2. Ознакомиться с методами организации внеурочной и внеклассной работы.
3. Рассмотреть содержание, формы и методы обучения музыке в системе дополнительного образования.
4. На основе специальной литературы провести краткий исторический обзор рок-музыки как культурного феномена.
5. На основе теоретических работ провести анализ особенностей психики подростков и молодежи, связанных с их увлечением рок-музыкой.
6. Рассмотреть различные аспекты создания школьной рок-группы.
7. Проследить влияние рок-группы на личность школьника.
8. Сформулировать педагогические рекомендации по поводу возможностей использования рок-музыки в целях музыкального и общего воспитания и образования молодежи и подростков.
Методологической основой исследования являются работы И. С. Кона[19], Л.Ф. Обуховой[24] по возрастной психологии; Горбуновой И.Б.[6],
Сагитова Р.Р.[26] по использованию музыкальных компьютерных технологий в современном музыкальном образовании; исследовательская работа Алексея Козлова [18](лидера рок-группы «Арсенал») по истории развития рок-музыки.
Также использована и другая справочная, научная, методологическая литература по теме исследования.
Обобщен опыт практической работы с учащимися педагога дополнительного образования Юсупова И.Р.
Методы исследования:
теоретический анализ педагогической, психологической и методической литературы по теме исследования;
обобщение и систематизация изученного материала;
экспериментальный метод, включающий проведение констатирующего эксперимента, анализ и обобщение полученных данных.
Теоретическая значимость работы:
Рассмотрены теоретические основы развития творческой деятельности школьников в системе дополнительного образования, представлена классификация основных видов детских творческих объединений, их цели и задачи.
Практическая значимость работы: практическая значимость данной работы заключается в том, что материалы исследования могут быть использованы педагогами дополнительного образования в работе по созданию рок-группы с учащимися подросткового возраста. Структура исследования: в первой главе раскрывается понятие
«Дополнительное образование», его цель и формы организации.
Охарактеризованы наиболее распространенные формы организации
творческой деятельности школьников в системе дополнительного
образования и главные особенности каждой из них. Обоснованы возможности применения музыкально-компьютерных технологий на музыкальных занятиях в учреждениях дополнительного образования.
Во второй главе рассмотрены вопросы музыкального воспитания школьников в системе дополнительного образования, влияние музыки (в том числе, рок-музыки) на формирование личности школьника. Освещены различные аспекты создания рок-группы школьников и воспитательное влияние деятельности в рок-группе на формирование личности её участников. Представлена опытно-экспериментальная работа по созданию рок-группы школьников с применением музыкальных компьютерных технологий. Произведен анализ деятельности педагога дополнительного образования по ее созданию.
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
1.1 Учреждение дополнительного образования, цели и задачи
Дополнительное образование детей — это вид образования, направленный на всестороннее удовлетворение потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и профессиональном
совершенствовании. Многими исследователями дополнительное образование понимается как целенаправленный процесс воспитания и обучения посредством реализации специальных образовательных программ, которые подразделяются на дополнительные общеразвивающие программы и дополнительные предпрофессиональные программы. Предпрофессиональные программы реализуются в области спорта (спортивные школы) и области искусства (школы искусств, художественные и музыкальные школы).
Внешкольная работа с детьми и подростками «по интересам» велась еще с середины XVIII века имела целью удовлетворение потребностей детей, организацию содержательного досуга и профессиональную ориентацию.
В России внешкольное воспитание возникло в конце XIX века в виде кружков, клубов, мастерских, дневных приютов для детей, летних оздоровительных лагерей-колоний. Это были лишь единичные внешкольные учреждения, созданные прогрессивными русскими педагогами, которые ставили перед собой различные цели. Так, культурно-просветительное общество «Сетлемент» (англ. settlement — поселение, комплекс), основанное в Москве в 1905 году группой передовых педагогов во главе с С. Т. Шацким[35], ставило своей целью удовлетворение культурных и общественных потребностей детей и молодёжи малообеспеченной части населения. В 1909 году им же было создано общество «Детский труд и отдых», в 1911 году в Калужской губернии создана одна из первых детских летних колоний «Бодрая жизнь». К этому периоду относится и организация временных детских коллективов в летний период — летние палаточные лагеря.
На государственном уровне решение о развитии внешкольного образования было принято в ноябре 1917 года, когда в Народном комиссариате просвещения РСФСР был создан отдел внешкольного образования. В 1918 году создано первое государственное внешкольное учреждение «Станция юных любителей природы» (Москва, Сокольники). В июне 1919 года был проведён I Всероссийский съезд по внешкольному образованию. В 30-е годы термин «внешкольное образование» был заменён на «внешкольное воспитание». Очень бурно проходил рост учреждений, в которых получили распространение формы внешкольного воспитания. Они стали называться внешкольными учреждениями.
Большой вклад в организацию внешкольной работы был внесён деятельностью А. С. Макаренко и его сподвижников, которые на практике стремились осуществить целостное воспитание и обучение молодёжи. Содержание и особенности их подхода к постановке внеклассной деятельности подробно отражено в книгах В. Н. Терского[31].
В послевоенное время шло бурное восстановление и развитие системы внешкольного воспитания. Росла численность Домов и Дворцов пионеров, Станций юных туристов и техников, загородных пионерских лагерей, детско- юношеских спортивных школ.
Огромную роль в сохранении и развитии отечественной системы образования сыграл Закон Российской Федерации «Об образовании», принятый в 1992 году. В Законе дано правовое обоснование для реформирования внешкольной работы и превращения ее в систему дополнительного образования. Внешкольные учреждения стали именоваться «учреждениями дополнительного образования детей».
«Дополнительное образование является видом учебного процесса, направленным на удовлетворение потребностей индивидуума во всестороннем образовании, в духовном, нравственном, интеллектуальном, физическом, а также профессиональном совершенствовании, но при этом не сопровождающимся повышением образовательного уровня», - такое определение дано в Федеральном законе РФ(Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ).[1]
Это особая сфера образования, которая реализуется через специальные программы и услуги как в общеобразовательных учреждениях, так и во внешкольных. Оно является подсистемой общего образования, но одновременно может рассматриваться как самостоятельная образовательная система, так как обладает целостностью и единством составляющих элементов, связанных друг с другом.
Цель учреждений ДОД - создание условий для активного развития детей в согласии с их интересами, запросами и желаниями, для того чтобы каждый ребенок стремился узнавать новое в окружающем мире, пробовал себя в изобретательской, творческой и спортивной деятельности.
Это специально организованная совместная деятельность педагогов и учеников, отличающееся от обязательного школьного и проявляется в четко спланированном использовании учеником свободного от уроков времени. Оно направлено на изучение, воспитание и развитие личности ребенка и имеет более свободный, не ограниченный какими-либо рамками характер.
Формы занятий, выбранные педагогом дополнительного образования, играют немаловажную роль, ведь именно от них зависит интерес ребенка к тому или иному направлению деятельности. Преподаватель выступает и в качестве главного источника знаний, и в качестве помощника в
становлении личности ученика. Известный педагог и новатор В. Ф. Шаталов утверждал, что «учитель должен создать такую атмосферу в аудитории или классе, при которой невозможно не усвоить полученный материал»[36]. Он создал такие формы учебных занятий в дополнительном образовании, которые используют многие преподаватели. Выполняя функцию
консультанта, учитель оказывает на учеников сильное личностное влияние.
Именно поэтому требуется, чтобы он был самостоятельной и многогранной личностью.
Музыкальное искусство, воздействуя на эмоциональную и нравственную сферу человека, играет огромную роль в формировании духовно-богатой личности, творчески мыслящей и гармонично развитой высокоорганизованной личности.
Музыка является популярным средством приобщения молодежи к наследию мировой музыкальной культуры. В процессе исполнения высокохудожественного репертуара, музицирование на музыкальных инструментах помогает самовыражению личности, раскрытию ее внутреннего мира, формированию мировоззренческой позиции и личностного стержня, способствует духовному обогащению.
Учреждения дополнительного образования школьников являются инновационным типом образовательных учреждений, которые имеют свои задачи и особенности в едином образовательном пространстве. Одна из главных задач дополнительного образования заключается в создании таких условий, при которых дети с раннего возраста активно развивались бы в согласии с их желаниями, интересами и способностями, непрерывно стремились бы узнать что-то новое, изучать окружающий мир, пробовать свои силы в изобретательской, спортивной и творческой деятельности. По этой причине учреждениям дополнительного образования отводится особенная роль в процессе воспитания и социального самоопределения подростков. Также, с каждым годом важнейшее значение приобретают учреждения дополнительного образования школьников, которые
обеспечивают занятость детей и подростков, организуют их социально значимый досуг, профилактику наркомании, правонарушений и других девиантных проявлений в среде несовершеннолетних. Это является подтверждением востребованности подобной формы образования в обществе.
Использование музыкально-компьютерных технологий в организации творческой деятельности школьников в системе дополнительного образования музыкальном образовании дает возможность самостоятельно контролировать свои занятия при работе над сочинением и записью мелодий, автоматизировать практические занятия по развитию музыкальных способностей, развивать практические навыки в области композиции, аранжировки, развивать музыкально-художественный кругозор, разучивать музыкальные произведения с помощью интерактивных компьютерных уроков, самостоятельно изучать электронные учебные пособия, энциклопедии, анализировать собственное исполнение, записывать собственное исполнение на цифровые носители и осуществлять самоанализ музыкально-творческих интерпретаций.
Актуальным становится создание адаптированных методик и программ по изучению современной музыки, в частности, рок-музыки, предполагающих учет психологических особенностей молодежи подросткового возраста.
Новейшие музыкально-компьютерные технологии, соответственно, требует и новых подходов к обучению. Применение современных достижений науки делает занятия музыкой для молодёжи интересным, полезным и привлекательным делом. Их использование в процессе создания рок-группы позволяет педагогу добиться наиболее эффективных результатов.
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»
в редакции от 03.08.2018 года. Статья 75 «Дополнительное образование детей и взрослых».
2. Амонашвили Ш.А. Основная педагогика сотрудничества. М.: Педагогика, 1989.
3. Березина В. А. Дополнительное образование детей как средство их творческого развития. - М.: Просвещение,1998.
4. Бондаренко В., Дроздов А. История рок-музыки. Минск, 1994
5. Бурлака А., Запесоцкий А. В ритме эпохи. Очерки истории музыки "рок ". СПб, 1994
+ еще 34 источника
Оригинал в pdf
Тема: | «Формы организации творческой деятельности школьников в системе дополнительного образования» | |
Раздел: | Педагогика | |
Тип: | Дипломная работа | |
Страниц: | 56 | |
Цена: | 2500 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Формирование вокальной культуры подростков в системе дополнительного образования
Магистерская работа:
Педагогические условия развития коммуникативных способностей личности в процессе художественно- творческой деятельности в системе дополнительного образования
Магистерская работа:
Индивидуальный подход как средство развития художественно-творческих способностей учащихся на занятиях по изобразительному искусству в системе дополнительного образования.
Дипломная работа:
Повышение географической культуры школьников в системе дополнительного образования
Дипломная работа:
Воспитание исполнительской культуры баяниста в системе дополнительного образования