Дипломная работа

«Формирование вокальной культуры подростков в системе дополнительного образования»

  • 50 страниц
Содержание

ВВЕДЕНИЕ….

ГЛАВА I. ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ФОРМИРОВАНИЯ ВОКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ПОДРОСТКОВ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ…

1.1.Сущность и содержание понятия «формирование вокальной культуры подростков»…

1.2. Педагогический потенциал системы дополнительного музыкального образования в формировании вокальной культуры подростков….

ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ…

ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ВОКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ПОДРОСТКОВ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ….

2.1.Содержание, формы и методы формирования вокальной культуры подростков в системе дополнительного образования….

2.2.Эксперимент и его результаты…

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ….

ЗАКЛЮЧЕНИЕ….

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ….

ПРИЛОЖЕНИЕ….

Введение

Актуальность исследования. Воспитание развивающейся личности невозможно без приобщения к общечеловеческим культурным ценностям, без глубокого овладения всем опытом мирового культурного наследия прошлого. Сегодня образованность человека определяется не столько предметными знаниями, сколько его разносторонним развитием как личности, ориентирующейся в традициях отечественной и мировой культуры, в современной системе ценностей, способной к самообразованию и самосовершенствованию.

В настоящее время социокультурная ситуация характеризуется целым рядом негативных процессов, наметившихся в сфере духовной жизни – утратой духовно-нравственных ориентиров, отчуждением от культурного наследия и искусства детей и молодежи. Серьезные деформации, сложившиеся в последние два десятилетия в сфере формирования идеалов, нравственно-ценностная дезориентация значительной части населения, особенно подрастающего поколения, диктуют необходимость поиска путей конструктивных изменений как на уровне личности, так и на уровне групп (Б.С. Волков, А.В. Мудрик, В.С. Мухина, А.В. Семенов, В.Э. Чудновский, Т.И. Шульга, Н.М. Шкурко, Д.И. Фельдштейн и др.).

Актуальность проблемы отражена в ряде правительственных концептуальных документов, касающихся образования и воспитания подрастающего поколения: в Законе «Об образовании» (2012 г.); в Национальной доктрине образования в Российской Федерации (принятой постановлением Правительства РФ от 04.10.2000 г. № 751), Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (2012 г.), в «Основах Законодательства Российской Федерации о культуре» (2002 г.); в Концепции развития образования в сфере искусства и культуры на 2008-2015 гг. (принята постановлением Правительства РФ от 25.08.2008 г. № 1244-р), в Концепции модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации на период до 2010 г. (одобрена решением коллегии Минобрнауки РФ от 06.10.2004 №ПК-2) и др.

В Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования процесс образования понимается не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу учебной деятельности учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей. Большое внимание уделено организации внеурочной деятельности, как дополнительной среды развития ребенка.

Дополнительное образование является культурнообразовательной средой, способствует развитию мотивации ребенка к познанию и творчеству через широкое разнообразие видов деятельности. Главное предназначение дополнительного образования: компенсирование дефицита практической деятельности детей, регламентированной школьной программой, обеспечение возможности личностного роста через реализацию значимых для них интересов и склонностей в избранном виде деятельности.

Определенное место в системе дополнительного образования занимают центры детского и юношеского творчества, кружки, студии, детские музыкальные школы, детские школы искусств и др., которые средствами музыки призваны формировать духовную культуру, воспитывать музыкально-эстетический вкус, актуализировать музыкально-творческое развитие детей, деятельность которых направлена на профилизацию, всестороннее развитие с учетом интеграцией и потребностями учащихся.

Искусство как один из важнейших факторов формирования вокальной культуры подростка влияет на целостность его личности, личностный опыт, мотивационную сферу. Этот потенциал также используется в дополнительном образовании детей.

Проблема формирования вокальной культуры подростков в системе дополнительного образования, безусловно, актуальна и требует тщательного рассмотрения в свете требований нового поколения стандартов, обоснования и опытно-экспериментальной проверки её эффективности, чему и будет посвящена данная выпускная квалификационная работа.

Разработанность проблемы исследования. Многочисленные исследования в области философии, социологии, культурологи, искусствоведении, педагогики и психологии показали, что музыка является механизмом личностного развития человека.

Идею важности использования музыкального искусства в системе образования человека рассматривали труды Аристотеля, Сократа, Платона, Гердера, Гегеля, Вольтера и др.

О возможностях формирования способностей человека средствами искусства сказано в трудах известных отечественных психологов Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Б.М. Теплова и др.

Проблема формирования развития творческого потенциала личности средствами музыкального искусства рассматривалась в работах Ю.Б.Алиева, В.И.Петрушина, А.Н.Сохора, Б.М.Теплова, Г.М.Цыпина, и др.

Наиболее удачным для решения задач формирования культуры, на наш взгляд, является подростковый возрастной период, который, несмотря на всю свою сложность, позволяет закладывать основы сознательного поведения: именно в подростковом возрасте формируются важнейшие свойства личности, присущие будущему взрослому человеку (Л.И.Божович, И.В.Гребенников, В.В. Давыдов, Т.В. Драгунова, И.В. Дубровина и др.).

Научному обоснованию положений нашего исследования способствовали результаты известных ученых в области музыковедения и музыкальной педагогики – О.А. Апраксиной, Б.В. Асафьева, Л. П. Атанова, Н.А. Ветлугиной, Д.Б. Кабалевского, Н.Д. Леонтовича, В.Н. Шацкой, и др.

Проблема музыкально-образовательного процесса в системе дополнительного образования интересовала многих педагогов, в частности к разным её аспектам обращались такие педагоги-исследователи, как Э.Б.Абдуллин, Ю.Б.Алиев, О.А.Апраксина, А.С.Зиннурова, Л.М.Кашапова, Е.Д.Критская, Г.М.Науменко, Г.П.Сергеева, Л.В.Школяр и др.

Анализ педагогической практики показывает, что в свете современных требований важно формировать у подростков основы вокальной культуры, развивать их художественный вкус и интерес к искусству, как способу самовыражения и самореализации, показателями которых являются личностные, метапредметные и музыкально-предметные результаты, что, на сегодня, к сожалению, пока носит недостаточно системный характер.

Таким образом, мы можем определить следующие противоречия, между:

– возрастающими требованиями современного общества к личности с развитой культурой, в том числе и вокальной, как части ее духовной культуры и недостаточной разработанностью данной проблемы в современной психолого-педагогической науке;

– стремлением подростков быть личностью, обладающей вокальной культурой как средством самореализации, самосовершенствования и недостаточным использованием эстетико-творческого потенциала вокальной музыки педагогами в системе дополнительного образования подростков;

– необходимостью проявления креативности подростков в процессе формирования их вокальной культуры в системе дополнительного образования и отсутствием воспитывающей музыкальной среды по вокально-хоровой работе с детьми, обеспеченной специальным учебно-методическим сопровождением.

Актуальность рассматриваемой проблемы и ее практическая значимость заключается в недостаточной теоретической и методологической разработанности проблемы, что и определило тему нашего исследования: «Формирование вокальной культуры подростков в системе дополнительного образования».

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально определить содержание, формы и методы формирования вокальной культуры подростков в системе дополнительного образования.

Объект исследования: формирование вокальной культуры подростков.

Предмет исследования: процесс формирования вокальной культуры подростков в системе дополнительного музыкального образования детей.

Гипотеза исследования: формирование вокальной культуры подростков в системе дополнительного образования будет наиболее успешным, если:

– использовать педагогический потенциал системы дополнительного образования и музыкального искусства как нравственно-эстетического опыта человечества, накопленного на протяжении многих веков в деле формирования вокальной культуры современных подростков.

– создать творчески ориентированную образовательную среду, стимулирующую эффективность процесса формирования вокальной культуры подростков;

– разработать содержание, формы и методы формирования вокальной культуры подростков в системе дополнительного образования

Гипотеза и цель исследования определили постановку следующих задач:

1. Рассмотреть сущность понятия «формирование вокальной культуры подростков»

2. Обосновать эффективность педагогического потенциала системы дополнительного музыкального образования в процессе формирования вокальной культуры подростков.

3. Разработать и экспериментально проверить содержание, формы и методы формирования вокальной культуры подростков в системе дополнительного образования в условиях общеобразовательной школы.

Теоретико-методологической основой исследования являются:

- теоретические выводы философов и культурологов о содержании вокальной культуры общества и ее влиянии на духовное развитие подрастающего поколения (А.И. Арнольдов, Ю.Б. Борев, В.В. Ванслов, М.С. Каган, Б.Т. Лихачев, В.М. Розин, А.Н. Сохор, В.С. Цукерман, Г.М. Цыпин и др.);

- труды в области методологии музыкального и художественного образования, исследования, раскрывающие подходы к изучению вокальной и художественной культуры личности (Э.Б. Абдуллин, Ю.Б. Алиев, О.А. Апраксина, Л.Г. Арчажникова, А.Ю. Гончарук, Т.С. Комарова, Л.А. Рапацкая, Р.А. Тельчарова, Г.М. Цыпин и др.);

- труды по музыковедению, музыкальной психологии, раскрывающие закономерности музыкального восприятия (Б.В. Асафьев, С.Н. Беляева-Экземплярская, М.П. Блинова, Л.П. Бочкарев, А.Л. Гождинер, А.А. Мазель, В.В. Медушевский, Е.В. Назайкинский, В.И. Петрушин, В.Г. Ражников, Ж.С. Степанян, Б.М. Теплов, Г.Я. Трошин, Г.М. Цыпин, Б. Ярустовский и др.);

- педагогические аспекты восприятия музыки в системе дополнительного образования (О.А. Апраксина, С.Н. Беляева-Экземплярская, Н.А. Ветлугина, Э. Жак-Далькроз, Д.Б. Кабалевский, З. Кодай, А.С. Петелин, Е.А.Петелина, К.П. Португалов, В.Г. Ражников, Т.Д. Суслова, Г.С. Тарасов и др.);

Для решения обозначенной проблемы в работе использованы следующие методы исследования:

Теоретические: изучение и анализ философской, искусствоведческой, психолого-педагогической и методической литературы, нормативно-правовых документов, школьной документации (планы урочной и внеурочной деятельности учителей музыки, материалы методических объединений учителей музыки, классные журналы, дневники и рабочие тетради учащихся);

Эмпирические: изучение и обобщение передового педагогического опыта; наблюдение и анализ творческой деятельности учащихся на уроках музыки; анкетирование, тестирование, беседа, интервьюирование, опрос респондентов; проведение педагогического эксперимента, обработка и оценка полученных результатов.

Теоретическая значимость исследования заключается в изучении и подробном анализе методической и научной литературы по исследуемой проблеме; в рассмотрении сущности и содержании понятия «формирование вокальной культуры подростков»; выявлении, теоретическом обосновании и опытно-экспериментальной проверке содержания, форм и методов формирования вокальной культуры подростков в системе дополнительного образования, интерпретации полученных результатов.

Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные результаты, а также изученный, обобщённый и систематизированный материал по формированию вокальной культуры в системе дополнительного образования в рамках исследования может использоваться в системе подготовки и повышения квалификации работников образования, в практической деятельности учителей музыки, педагогов-музыкантов; системе дополнительного образования детей.

Этапы исследования. Исследование проводилось в 3 этапа:

На первом этапе (организационно-подготовительном) май-август 2014 г.– анализ уровня разработанности проблемы в научной литературе, разработка понятийного аппарата по теме исследования, определение проблемного поля и методологических основ исследования, общей гипотезы и задач исследования; выполнен констатирующий эксперимент и обобщены его результаты.

Второй этап (содержательно-процессуальный) сентябрь-декабрь 2014 г.– определены и опытно-экспериментальным путём проверены содержание, формы и методы формирования вокальной культуры подростков в системе дополнительного образования, проверка и уточнение гипотезы исследования, осуществлена интерпретация результатов формирующего эксперимента.

На третьем этапе (аналитическом, завершающем) январь-апрель 2014 г.– произведены систематизация и обобщение полученных результатов в рамках контрольного эксперимента, их качественно-количественный анализ и оценка, сформулированы выводы и методические рекомендации, литературно оформлена выпускная квалификационная работа.

Достоверность исследования обеспечивается: исходными теоретико-методологическими позициями; научно-теоретической базой исследования; полнотой рассматриваемого объекта изучения; согласованностью с требованиями, предъявляемыми к логике педагогического исследования, а также применением совокупности взаимодополняющих теоретических и эмпирических методов исследования, адекватных цели и задачам; достаточной экспериментальной базой; репрезентативностью объёма выборки, включившей оптимальное количество участников эксперимента; преемственностью и взаимосвязанностью результатов, полученных на различных этапах исследования; внедрением результатов исследования в практику дополнительного образования.

Опытно-экспериментальная база исследования: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение (МБОУ) «Лицей № 68», Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 34 Кировского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан

Структура исследования: состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

Фрагмент работы

ГЛАВА I. ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ФОРМИРОВАНИЯ ВОКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ПОДРОСТКОВ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

1.1.Сущность и содержание понятия «формирование вокальной культуры подростков»

Приступая к рассмотрению формирования вокальной культуры подростка, необходимо определить само понятие «культура».

Термин «культура» впервые встречается у Цицерона и с (лат. culture, от слова colere - взращивать,, заниматься земледелием. И на самом деле, первое значение этого термина - это «возделывание», «уход», в первую очередь возделывание земли и уход за ней, т.е. занятие сельским хозяйством. Чуть позже, в термин «культура» стали вкладывать смысл «воспитание», «обучение», «образование», т.е. взращивание, уход за человеком, в ходе которого что-то дополняется в природе человека. Культурный человек- воспитанный и образованный человек.

Как отмечают лингвисты до XVII века термин «культура» не имел самостоятельного значения. Он употреблялся лишь в словосочетаниях, означая при этом совершенствование, улучшение того, с чем сочетался: «cultura lingual» - совершенствование языка и т.д.

Впервые четкое значение термина «культура» дал немецкий философ С. Пуфендорф. Он употребил этот термин к «искусственному человеку», который был воспитан в обществе, в противоположную человеку необразованному. Перед философами в XVIII веке остро встала проблема объяснения образа жизни человека, особенностей его бытия человеческого Для этой цели стал использоваться термин culture, который был противоположен слову naturate - природа.

Идеологи Просвещения применяя термин «культура» выражали ею сферы развития «человечности», «человеческой природы», «человеческого начала в человеке» в противоположность природному, стихийному, животному. Культура в этот период трактовалась как средство возвышения человека, совершенствования духовной жизни и нравственности людей. Кроме того, очень является и тот факт, что термин «культура» в эту приобрел оценочно – нравственный характер. К ней относится только то, что выражает достоинство человека и что способствует ее развитию. Таким образом, не каждый результат деятельности человека заслуживает того, чтобы называться достоянием культуры.

С другой стороны, культура рассматривалась как реально существующий и постоянно меняющийся образ жизни людей, сущность которого обусловлена достигнутым уровнем человеческого разума, искусства, воспитания и образования. Развитие культуры было связано подрастающим поколением, их просвещением и воспитанием

В современном же понимании понятия «…культура охватывает все, что отличает жизнь человеческого общества от жизни природы». Она включает в себя результат духовной деятельности, изменение окружающей природы, формы общественных отношений, социальные институты и т.д.

Таким образом, культура включает в себя, то, что создано человеком и что характеризует его жизнь в исторических условиях. В ней воплощаются способы, средства, и результаты деятельности человека.

Наиболее сложную, на наш взгляд, категорию представляют обучающиеся подросткового возраста. «Подростковый возраст – это период развития детей от 11-12 до 15-16 лет. Это переходный возраст, т.к. переход от детства к взрослости. В данный период ребенок учится общаться, взаимодействовать с окружающей средой, что способствует развитию свободной, личности.

Важнейшим средством музыкального познания подростка становится вокальное искусство, которое выступает как усвоение и создание художественных ценностей. Это активный процесс, требуют не только творческих сил у подростка, но и, определенных знаний и умений, которые он приобретает в этой деятельности.

Подросток стремится к активному действию в области искусства, его на данном этапе не удовлетворяют занятия созерцательного характера. На общее развитие подростка. Влияет и развитие музыкальных способностей. Используя свои умения, знания и навыки, он впоследствии распространяет эту способность на другие виды деятельности.

Подростковый возраст-это период стремительного развития, изменения личности. Стрессовые ситуации, проблемы в отношениях со сверстниками и родителями, провоцируют реакцию в виде переживаний, тревожности, конфликтности в отношениях. И главная задача взрослых в работе с детьми - оказывать поддержку и ориентирования к ценностям, нравственным нормам и создание необходимых условий для реализации и раскрытия возможностей подростков с учетом индивидуальности каждого.

Музыка - результат человеческой деятельности. Как отмечал немецкий поэт Л. Тик: «Без музыки земля недостроенный дом, в котором никто не живет…». Кроме этого, культура включает в себя и изменения в самом себе, в своей душе ( в физическом и духовном .

И на самом деле, музыка - целый мир человеческой жизни: рождается вместе с ним, растет, оказывает влияние на его характер, поступки. Особенно для подростка, является дверью в новую реальность, дорогой в неизвестное;

Содержание понятия «культуры» раскрывается через ее многие проявления. Их изучение позволяет познакомится с «явлениями» культуры, одной из которых является - музыка.

И в этой связи, особый интерес на наш взгляд, представляет вокальная культура подростка.

Понятие «вокальная культура» включает в себя «совокупность процессов и явлений духовно-практической деятельности по созданию, распространению, освоению произведений искусства».

Оно может быть выделено на основании, что в определениях вокальной культуры подчеркиваются такие ее стороны, как - «способность понимать искусство и наслаждаться им»; активная творческая музыкальная деятельность людей; процесс создания, восприятия и усвоения музыкальных ценностей. Именно это и дает основание ученым развести понятия «вокальная культура» и «вокальная культура личности».

Источником для такого разделения стало утверждение о преобразовании личности подростка под воздействием музыкального искусства.

Среди исследователей, которые занимались изучением вокальной культуры подростка, можно выделить Ю.Б. Алиева, Ц.Г. Арзаканьяна, С.Б. Байрамова, Г.М. Бреслава, А.В. Гордееву, Л.В. Горюнову, Л.Н. Дорогову, Ю.А. Лукина, Л.П. Печко, А.В. Пирадова, Л.А. Рапацкую, В.Б. Чурбанова и др.

В более широком смысле «вокальная культура» подразумевает целенаправленное формирование в человеке его отношения к действительности. Это специфический вид общественно значимой деятельности, осуществляемой субъектом с целью выработки системы ориентации в мире эстетических и художественных ценностей.

На этой основе формируется и развивается способность человека к эстетическому восприятию, переживанию, его музыкальный вкус, представление об идеале. Воспитание красотой формирует ценностную ориентацию личности, развивает способность к творчеству, к созданию эстетических ценностей в сфере трудовой деятельности, в поступках и поведении и, несомненно, в искусстве.

Вокальная культура гармонизирует эмоциональную, коммуникативную сферы подростков, снижает остроту реагирования на стрессовые факторы, расширяет возможности совместной деятельности и общения подростков. От ее наличия и степени развития в личности зависит его творческая направленность стремлений, деятельности, особая отношений к миру и людям.

Становление и развитие вокальной культуры подростка - процесс поэтапный, который протекает под воздействием социальных и социально - психологических факторов. В нем задействованы механизмы целенаправленного характера, определяемые средой общения, условиями деятельности индивидов.

В случае целенаправленного воздействия на личность, при соблюдении всех факторов организации, условий, а также содержательного наполнения музыкального воспитания, осуществимо приближение к высокой степени сформированности всех элементов, которые составляют вокальную культуру личности.

Формирование вокальной культуры - один из главных звеньев воспитания культуры подростков. Потенциал человека, его возможности с наиболее полнотой и последовательностью проявляются в искусстве.

Средства же вокальной деятельности разнообразны. Специалисты должны уметь в конкретном случае использовать те, которые на их взгляд, дадут наибольшее лучший эффект, обеспечат выполнение определённой задачи: просвещение, образование и т.д. Этот вид носит- целенаправленный и систематический характер: овладение миром культурных ценностей, которое раздвигает границы вокального мира обучающегося.

Именно поэтому с помощью вокальной культуры можно раскрыть творческий потенциал подростка. В подростковом возрасте появляется желания выражать свою личность, своего места в нем; начинает не только наблюдать и познавать, но еще и анализировать мир и пространство вокруг себя.

Вместе с тем, формирование вокальной культуры подростка в нашем понимании – это целенаправленный процесс присвоения ими общечеловеческих ценностей, культурных норм и эстетического отношения к действительности, которое связано с восприятием и пониманием музыкального искусства через вокально-хоровую исследовательскую деятельность.

Для формирования вокальной культуры подростков можно использовать комплексный подход, в котором нами выделены два принципа:

- система вокально-хорового воспитания должна выстраиваться таким образом, чтобы в процессе воздействия на подростка различные виды музыкального искусства постоянно взаимодействовали между собой;

- вокально-хоровое искусство должно стать органической частью в деле воспитания подростков.

Благодаря взаимодействию восприятия, эмоций, слова, звука подросток обогащается, у него формируется художественный вкус, вокальная культура. Очень важно и в этом возрасте обогатить учащихся представлениями о музыкальных средствах передачи настроения человека, которые используются в вокальной культуре.

Выше рассмотренный анализ вокальной культуры личности подводит нас к мысли о чрезвычайной важности целенаправленного ее формирования в подростковом возрасте.

1.2. Педагогический потенциал системы дополнительного музыкального образования в формировании вокальной культуры подростков

Важной содержательной стороной дополнительного образования в практике общеобразовательной школы, является формирование творческих способностей подростков, в том числе в процессе музыкальной деятельности. По мнению ведущих отечественных и зарубежных педагогов и психологов, музыкальное, творческое развитие подростков может стать их жизненным принципом, реализующимся в рамках школьного обучения и воспитания.

Вокальное искусство – синтетический вид искусства, который прошел в процессе своего культурно-исторического развития ряд этапов – от народной к профессиональной и самодеятельной (любительской). Становление профессионального вокального искусства постепенно привело к его подразделению на классическую и народную. При этом русский фольклор (танцевальный, устно-поэтический, музыкально-песенный, декоративно-прикладной) не только выступил мощным фактором генезиса русской вокальной культуры в целом, но и на протя-жении периода становления вокального искусства в России, начиная с ХVIII века и по наши дни, остался неиссякаемым источником сюжетов, образов и героев, воссозданных средствами вокального искусства. Именно такие духовно-культурные основы обусловливают её особый педагогический потенциал, который способен, на наш взгляд, выступить действенным средством в формировании вокальной культуры подростков в системе дополнительного образования.

Как практика показывает, содержание дополнительного музыкального образования способствует не только познанию многообразия музыкального искусства, но и формированию национального самосознания, уважения к историческому и культурному наследию народов России и всего мира. От родной песни, родного слова, картин родной природы к пониманию искусства своих ближайших соседей и к мировой художественной культуре — таким видится путь познания национальных и мировых культурных традиций народов.

Педагогами на современном уровне творчества подростков используются различные виды музыкальной деятельности: сольное и хоровое пение, вокальные ансамбли, школьный хор, и т.д.

Участие подростков в системе дополнительного музыкального образования открывает перед ними возможность углубленно заниматься тем, что их влечет. Педагог, занимаясь с заинтересованными подростками, имеет возможность широко приобщать их к художественно-творческой деятельности, формировать самостоятельность и творческую активность. При этом необходимо помнить, что все виды музыкальной деятельности в системе дополнительного образования должны быть направлены на духовное воспитание, формирование культуры подростков. Широкое использование различных видов музыкальной деятельности должно способствовать пробуждению музыкальных интересов, воображения, художественно-творческих способностей школьников, воспитывать у них интерес к просветительской, исполнительской деятельности.

Успех же всей разнообразной музыкальной деятельности зависит от того, насколько они овладевают различными видами художественно-творческой деятельности и испытывают потребность и удовольствие от нее.

Формы работы системы дополнительного музыкального образования в практике общеобразовательной школы можно объединить следующим образом: массовые, кружковые, студийные, к рассмотрению которых мы и перейдем.

Само название массовые формы говорит о том, что их задачей является охват наибольшего количества (массы) подростков, не требуя от них каких-либо особых способностей, специальных знаний и навыков. Однако это не означает, что участие в том или ином массовом мероприятии вообще не требует от них никакой подготовки.

Под массовыми формами музыкального воспитания понимаются те мероприятия, которые проводятся без индивидуальной проверки художественно-творческих данных, уровня музыкального развития подростков. Они эпизодичны. Не предусматривают планомерной творче-ской деятельности. Достаточно желания, интереса — и подростки становятся участниками какого-то конкретного мероприятия. Создание такого интереса, желания зависит от педагога. Это тематические концерты, организация и проведение традиционных праздников (в школе, в доме творчества, в клубе и т.д.), карнавалов, конкурсов, смотров, викторин, выставок детского и юношеского творчества. Выполняя эстетико-просветительские функции, названные мероприятия в то же время способствуют выявлению у подростков, имеющих у них музыкальные, художественные, творческие данные; пробуждают или углубляют их эстетические чувства, потребности. Так, например, окружные, городские конкурсы хоровой музыки могут объединить большое количество хоров домов творчества, школ, студий, школ искусств

Конечно, степень музыкальных и художественных успехов участников подобных конкурсов-фестивалей различна, но их объединяет массовость, возможность приобщения подростков к миру прекрасного, а также возможность раскрыть индивидуальный творческий потенциал и способности. В связи с этим организация и проведение многообразных форм массовых мероприятий имеет свои отличия. Подготовка, например, к школьному празднику песни требует тщательного продумывания всех деталей: исходя из поставленной цели, определения темы, содержания (репертуара), распределения задач между ответственными за его проведение, времени и места выступлений. Тогда же как проведение общегородского конкурса — фестиваля хоров, требует создания оргкомитета, жюри, состоящего из специалистов по направлениям, составления программ, афиш, рекламы, организации концертных площадок и т.п.

Тематические концерты требуют меньших усилий со стороны педагогов дополнительного образования, хотя целесообразно и здесь провести некоторую подготовку: предварительно дать краткие сведения, помогающие восприятию программы концерта (об авторах исполняемых произведений, о самих произведениях, истории их создания, художественных образах, характеристиками основных героев и т.д.). При определении темы концерта, беседы, лекции, их содержания учитывается возраст и подростков, их общее и эстетическое развитие, так как свое воспитательное воздействие такие мероприятия могут осуществлять лишь тогда, когда они вызовут эмоциональный отклик, интерес слушателей.

В системе дополнительного образования на протяжении многих десятилетий широкое распространение получили студийные, ансамблевые и кружковые формы дополнительного музыкального развития детей и подростков. Одним из самых распространенных видов музыкальной деятельности является музыкальное воспитание — ансамбли песни, хоровые студии и кружки, вокальные ансамбли, индивидуальное соло.

Вступление в ту или иную студию, кружок обусловливается, главным образом, наличием желания со стороны подростков, открывает перед ними возможность углубленно заниматься тем, что их особенно влечет. Педагоги же, занимаясь с заинтересованными учащимися, имеют возможность больше приобщать их к музыкальному искусству.

И если ранее в музыкальные формы внешкольной работы принимались только те дети, которые обнаружили музыкальные способности, развитой музыкальный слух, то в последнее время музыкальные формы системы дополнительного образования комплектуются без особого отбора. Практика доказала справедливость того теоретического положения, что у каждого нормального здорового ребенка при его интересе к занятиям можно развить все музыкальные способности, включая певческий голос.

Участвуя в музыкальной, художественно-творческой работе, педагогу в системе дополнительного музыкального образования следует помнить, что:

• все виды музыкальной деятельности должны быть направлены на нравственно-эстетической воспитание детей и подростков, формирование их музыкальных вкусов и интересов;

• должны способствовать развитию художественного воображения, музыкальных, творческих способностей;

Различные виды музыкальной деятельности рассматриваются с точки зрения ее организации в системе дополнительного образования, а сам педагог, как активный помощник руководителей определенных коллективов (ансамблей песни, хоровых, кружков и т.д.). Рассмотрим некоторые из них.

Одной из самых популярных крупных форм музыкальной работы с подростками в учреждениях дополнительного образования являются ансамбли песни. Многолетний опыт таких коллективов подтверждается жизненностью этой формы. Она основана не только на очевидной заинтересованности в занятиях огромного числа юных участников, а также на большой эффективности ее эстетико-воспитательного воздействия на ду-ховный мир слушателей и самих участников ансамбля.

Совместная работа большого художественного коллектива над общей программой выступления, сами выступления создают атмосферу увлеченности искусством, что в свою очередь развивает чувство дружбы, понимание ответственности, воспитывает коллективизм. Участие в ансамбле позволяет каждому ребенку рассказать о том прекрасном, что живет в его сердце, это прекрасное донести до слушателей, заразить их эстетическими чувствами, мыслями, вдохновить их патриотическое отношение к Родине, к своему народу, родной природе, увлечь их красотой великих идеалов. Для этого сами педагоги ансамбля должны обладать этими чувствами, мыслями, идеалами.

Своеобразие самой формы ансамбля заключается еще и в том, что в нем занимается огромный коллектив подростков, которые объединяются в малые формы: кружки, коллективы, группы по интересам.

Главной целью ансамбля песни является гармоничное развитие личности, которое осуществляется посредством эстетического образования и воспитания, развития художественно-творческих умений и навыков на основе комплексного обучения.

В репертуаре ансамблей песни и танца традиционно включаются современные детские песни, песни о родной природе, о Родине, героизме, мужестве, о легендарном прошлом нашего народа, народные песни, русская и зарубежная хоровая и танцевальная классика. В таком разнообразии репертуара осуществляются основные задачи нравственно-эстетического воспитания подростков, а также связь со школой, семьей в решении задач гражданского воспитания, ответственности за себя, друзей, за страну. В ансамбле, как в едином коллективе, творческий успех воспринимается каждым участником как свой собственный, а успех каждого участника — как успех всего коллектива. Сама структура, в которой взаимодействуют разноплановые художественные коллективы, форма и стиль этого взаимодействия также активно влияет на воспитание личности (работа над общей программой, сводные репетиции, взаимоотношения педагогов и руководителей коллективов и т.д.).

В таком коллективе педагог – образец идеальной личности для подростков. Совместный труд в подготовке концертных программ, репетиции, концерты и вся деятельность ансамбля — это радость творчества. И только через совместную деятельность педагогов и детей осуществляется приобщение к прекрасному.

Высокие качества музыкального, песенного, материала, специально подобранного для исполнения, их идейный смысл, красочные костюмы и в целом вся подготовительная работа, воспитывает в подростках организованность, художественный вкус, способствует развитию музыкальности, творческой инициативы, содействует общему и физическому развитию.

Заключение

Результаты опытно-экспериментальной работы позволяют сделать следующие выводы:

Формирование вокальной культуры в практике дополнительного образования подростков, их целенаправленная и системная реализация способствует развитию личностных, метапередметных и предметных результатов как с позиции организации их достижения в образовательном процессе, так и с позиций оценки этих результатов. Соответственно деятельность учителей музыки должна быть направлена на учёт планируемых результатов освоения учащимися основной образовательной программы.

Для опытно-экспериментальной проверки этих требований нами были предложены содержание, формы и методы вокальной культуры подростков в

системе дополнительного образования; отбор и систематизацию диагностического инструментария – критериально-уровневых характеристик и показателей, для оценивания формированных вокальной культуры подростков в системе дополнительно образования начальной общеобразовательной школы, такие, как опрос, беседа, тестирование, анкетирование, коллективная разработка музыкально-образовательных проектов, постановка музыкальных инсценировок и др.

В организации музыкального образования младших школьников мы отметили, что ведущая роль отводится учителю музыки, со сформированными личностными качествами и владеющим комплексом профессиональных компетенций, способным выбирать методики и технологии обучения и воспитания, отбирать методы оценки общеучебных действий учащихся, использовать различные формы их образовательной деятельности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Результаты проведенного исследования, их обобщение и апробация позволяют сделать следующее заключение:

1. Формирование вокальной культуры в практике дополнительного образования подростков, их целенаправленная и системная реализация способствует развитию личностных, метапередметных и предметных результатов. Личностные – готовность и способность обучающихся к музыкальному саморазвитию; сформированность мотивации к обучению и познанию в области музыкального искусства; ценностно-смысловые установки обучающихся к изучению и освоению музыкальной культуры через проявление их индивидуально-личностных позиций, социальных компетенций и личностных качеств; сформированность основ гражданской идентичности. Метапредметные – освоение обучающимися универсальными учебными действиями (познавательные, регулятивные, и коммуникативные) в музыкально-познавательной и исполнительско-коммуникативной деятельности, которые обеспечивают овладение ключевыми компетенциями (умение учиться музыке, межпредметные понятия). Предметные – освоенный обучающимися опыт по получению нового знания, его преобразованию и применению в области вокального искусства подростков.

2. Уточнили содержание, формы и методы вокальной культуры подростков в системе дополнительного образования, систематизировали диагностический инструментарий для оценивания достижений подростков в области музыкального образования

3. Нашу опытно-экспериментальную работу по содержанию, методам и формам формирования вокальной деятельности подростков в системе дополнительного образования мы строили из того, что у них должны быть сформированы: первоначальные представления о роли музыки в жизни человека, ее роли в духовно-нравственном развитии человека; основы музыкальной культуры, развитие художественного вкуса и интереса к вокальному искусству.

4. Результаты опытно-экспериментальной работы показали правильность выбранных нами в исследовании теоретических подходов и положений, подтвердили эффективность содержаний, методов и форм, так как правильное и своевременное использование компетентностным педагогом-профессионалом лучших образцов отечественной и мировой музыкальной культуры, выступает гарантом формирования их духовно-нравственной культуры.

Таким образом, выдвинутая нами гипотеза подтверждена, положительными результатами опытно-экспериментальной проверки ее положения, а полученные результаты могут использоваться в системе подготовки и повышения квалификации работников образования, в практической деятельности учителей музыки, педагогов-музыкантов; системе дополнительного образования детей.

Список литературы

1. . Абдуллин Э.Б. Теория музыкального образования: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений / Э.Б.Абдуллин, Е.В.Николаева –М.; Академия, 2004. –336с.

2. Аверина Н.Г. О духовно-нравственном воспитании младших школьников. Нач. школа. - М.:2005.-68-71 с.

3. Актуальные проблемы современного музыкального образования: материалы научно-практической конференции «Проблемы этномузыкального непрерывного образования». - Уфа: Изд-во «БГПУ им. М.Акмуллы», 2006. - 116 с.

4. Абдуллин Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе. М„ Просвещение, 1983.

5. Абдуллин Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе. М., Просвещение, 1983.

6. Агарков О.М. Интонирование и слуховой контроль в сольном пении // Вопросы физиологии пения и вокальной методики / ГМПИ им. Гнесиных. М.,1975.

7. Алиев Ю. Б.«Подросток-музыка-школа». Сборник статей «Вопросы методики музыкального воспитания детей». «Музыка». Москва. 1975.

8. Алиев Ю. Б. «Настольная книга школьного учителя музыканта». М.,2000, ВЛАДОС, 336 стр.

9. Алиев Ю.Б. Формирование музыкальной культуры школьников-подростков., Автореф. дисс. на соиск. уч. степ, доктора пед. наук .М., 1987.

10. Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания: Учебное пособие / МГПИ им. Ленина, М.,1984.

11. Апраксина О.А. Методика развития детского голоса: Учебное пособие / МГПИ им. Ленина, М.,1983.

12. Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания в школе. М., Просвещение, 1983.

13. Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. Л.,Музыка, 1973.46

14. Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс. М.,1971.

15. Багадуров В.А. Вокальное воспитание детей. М., АПН РСФСР, 1953.

16. Багадуров В.А. Музыкальное воспитание и обучение в школе. М., АПН

РСФСР, 1955.

17. Блонский П.П. Педагогика. М., 1979.

18. Годсдинер А.Л. Музыкальная психология. М.1993.

19. Горюнова JI.B. Теория и практика формирования музыкальной культуры младшего школьника. Автореф. М., 1991.

20 Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Данилюк А.Я., Кандаков А.М., Тишков В.А. – М.: «Просвещение», 2009., -23 с.

21. Левидов И.И. Вокальное воспитание детей. Л., Тритон, 1936.

22. Марков М. Искусство как процесс. М.,1970

23. Медушевский В.В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. М., Музыка, 1976.

24. Мелик-Пашаев А.А. Педагогика искусства и творческие способности. М., Знание, 1981.

25. Менабени А.Г. Вокальные упражнения в работе с детьми.// Музыкальное воспитание в школе. Вып. 13. М., Музыка, 1978.

26. Методика музыкального воспитания школьников 1-4 кл. / Под ред. И.В.Артемьева и др. M.-., Просвещение, 1965.

27. Мигунов А.С. Искусство и процесс познания. М., Изд. МГУ,1986.

28. Педагогика: учебник. Сост. Л.П.Крившенко.-М. 2006.-432 с.

29. Содержание и технологии современного педагогического образования. Сб.статей.Под ред. Э.Ш.Хамитова., Р.М.Асадуллина.-Уфа.: Издательство БГПУ , 2002.- 108 с.

30. Стулова Г.П. Вопросы теории и практики музыкального воспитания

школьников. М., МГПИ им. Ленина, 1982.

31. .Ражников В.Г. Диалоги о музыкальной педагогике. М., Музыка, 1989.47

32. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. [Текст]. М.:Просвещение, 2011.- 32 с.

33. Фундаментальное ядро содержания общего образования. Под ред. В.В.Козлова, А.М.Кондакова. Москва.: Просвешение, 2011.-70 с.

34. Ушинский К.Д. Собрание сочинений. - М.: Педагогика , 1989.-324 с.

35. Фокин Ю.Г.Теория и технология обучения: деятельностный подход. Учебн. Пособие для студ. Высш. Учебн. Завед.- М.: Академия, 208.-240 с.[Текст] – М.: Педагогика, 1990.-576 с.

Покупка готовой работы
Тема: «Формирование вокальной культуры подростков в системе дополнительного образования»
Раздел: Музыка
Тип: Дипломная работа
Страниц: 50
Цена: 1800 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

У нас можно заказать

(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)

Контрольная на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Решение задач на заказ

Решение задач

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Лабораторная работа на заказ

Лабораторная работа

от 200 руб.

срок: от 1 дня

Доклад на заказ

Доклад

от 300 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

42 задания

за последние сутки

10 минут

время отклика