Дипломная работа
«Воспитание исполнительской культуры баяниста в системе дополнительного образования»
- 93 страниц
Введение 3
Глава I. Теоретические основы воспитания исполнительской культуры обучающихся 5-6 классов в системе дополнительного образования 7
1.1 Сущность понятия «исполнительская культура»….7
1.2 Возрастные особенности обучающихся 5-6 классов 12
1.3 Основные принципы обучения игре на баяне…16
Выводы по первой главе 26
Глава II. Экспериментальная работа по воспитанию исполнительской культуры учащихся 5-6 классов в системе дополнительного образования 27
2.1 Диагностика исходного уровня исполнительской культуры учащихся 5-6 классов в системе дополнительного образования 27
2.2 Повышение эффективности процесса воспитания исполнительской культуры обучающихся в классе специального инструмента (баян) 36
2.3 Результаты диагностического исследования по воспитанию исполнительской культуры учащихся 5-6 классов на контрольном этапе исследования…48
Выводы по второй главе 54
Заключение 56
Список литературы 58
Приложение….62
Воспитание всесторонне развитой, гармоничной личности в настоящее время является одной из важнейших задач современного образова- тельного процесса. Наряду с областью общего образования дополнительное образование является сферой, в которой происходит приобщение человека к культурным достижениям человечества, средой для развития творческих способностей, формой самореализации и самоактуализации личности.
В современной ситуации перехода Российской Федерации от индустриального к постиндустриальному информационному обществу нарастают многочисленные вызовы системе образования и социализации человека. Именно в XXI веке встает задача формирования мотивирующего персонального образования и жизнетворчества детей и подростков через познание, творчество, труд, исследовательскую деятельность, приобщение их к общечеловеческим ценностям мировой культуры.
В течение длительного времени вырабатывалось отношение к системе дополнительного образования как к чему-то малозначительному второстепенному, финансируемому по остаточному принципу.
Правительство Российской Федерации своим распоряжением № 1726-р 4 сентября 2014 г. утвердило Концепцию развития дополнительного образования [18], являющуюся документом стратегического значения. В ней утверждается идея перехода базовых потребностей (доступности и обязательности общего образования) к задаче проектирования пространства персонального образования для полноценной самореализации личности. В
этом документе подчеркивается актуальность формирования образованной, конкурентоспособной личности, способной жить в современном динамично развивающемся мире, проявляя все свои способности как в своих собственных интересах, так и в интересах общества.
Именно дополнительное образование принципиально расширяет возможности человека, предлагая ему большую свободу выбора, где каждый может определить для себя цели и стратегии индивидуального развития. Персонализация в целом системы внешкольного образования проявляется в вариативности программ обучения в соответствии с способностями, интересами, индивидуальными и возрастными особенностями детей. Именно в системе дополнительного образования возможен выбор режима и темпа освоения образовательных программ, выстраивание индивидуальных учебных траекторий, креативность содержания образования и публичной презентации результата творческой деятельности (участие в различных концертных, фестивальных и конкурсных мероприятиях).В целом дополнительное образование содействует поиску талантливых детей и молодежи.
Чрезвычайно остро и актуально на сегодняшний день стоит проблема воспитания исполнительской культуры начинающих музыкантов. Сохранение и передача лучших традиций отечественной исполнительской школы было и остаётся до сих пор основополагающей задачей не только учебных заведений культуры и искусства, но и сферы дополнительного образования.
Не вызывает сомнения тот факт, что обучение школьников в классе специального инструмента (баян) системы дополнительного образования создает условия для широкого приобщения обучающихся к исполнительской культуре. Большинство учащихся 5-6 классов, когда происходит подлинное становление личности, действительно испытывают огромную потребность в активной творческой деятельности, стремятся к развитию своих способностей, самореализации. Именно в данном возрасте формируются мировоззренческие устремления личности, ее ценностные ориентиры, нравственная мотивация поведения, музыкальные предпочтения, проявляемые в контексте исполнительской культуры.
В этой связи владение эффективными методами организации педагогической деятельности позволит повысить мотивацию и результативность учащихся в деле совершенствования своего исполнительского мастерства.
Таким образом, задачей первостепенной важности в системе дополнительного образования в настоящее время является воспитание исполнительского мастерства, основанного на лучших традициях отечественной школы.
Цель работы: поиск эффективных методик и условий организации деятельности учащихся Детской школы искусств в классе специального инструмента (баян) в целях повышения их исполнительской культуры.
Объект исследования - система дополнительного образования как пространство персонального образования учащихся для самоактуализации и самореализации личности.
Предмет исследования – воспитание исполнительской культуры учеников 5-6 классов по специальному классу (баян) в системе дополнительного образования.
Анализ данной проблемы позволил выдвинуть гипотезу исследования. Воспитание исполнительской культуры обучающихся 5-6 классов в системе дополнительного образования станет более эффективным, если структура занятий предмета музыкальный инструмент (баян) будет строиться с учетом психологических и физиологических особенностей подростков, а также за счет расширения и активного внедрения в педагогический процесс новых технических упражнений, творческих заданий, музыкального репертуара, включаюшего произведения отечественных, зарубежных композиторов, а также образцы народного творчества
В соответствии с объектом, предметом, целью и гипотезой исследования нами были обозначены следующие задачи:
1.определить сущность понятия «исполнительская культура»;
2.изучить возрастные особенности подростков - учащихся 5-6 классов;
3.выявить основные принципы обучения и особенности подготовки учащихся в классе специального инструмента (баян);
4.диагностировать уровень исполнительской культуры обучающихся 5-6 классов Детской школы искусств им. Г.Сулейманова (с.Старый Сибай).
5. с помощью эксперимента проверить эффективность рекомендуемых технических упражнений, творческих заданий и музыкального репертуара.
Методологическая основа исследования представлена научными трудами отечественных психологов таких, как Л.С. Выготский, Б.М.Теплов, Д.К. Кирнарская, А.И. Ямпольский. Помимо прочего, привлечены были и работы, в которых освещение получила проблематика, связанная с педагогической культурой в области музыкального образования (Л.Л. Бочкарев, B.И. Петрушин, В.Г. Ражников, Г.М. Цыпин и др.). Не менее важными оказались и труды, посвященные становлению исполнительской культуры личности (Э.Б. Абдуллин, Л. А. Баренбойм, А.Л. Готсдинер, Л.Т. Файзрахманова, Л.В. Школяр, В.И.Яковлев и др.);
Теоретическая значимость исследования связана с выявлением составляющих исполнительской культуры, что обусловливает необходимость комплексного подхода к педагогическому процессу.
Практическая значимость исследования состоит в рекомендациях педагогам по совершенствованию процесса воспитания исполнительской культуры обучающихся 5-6 классов в системе дополнительного образования.
Описание базы исследования. Исследование проводилось на базе МАУДО Детской школы искусств им. Г.Сулейманова муниципального района Баймакский район Республики Башкортостан (филиал с. Старый Сибай).
Структура работы.Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.
Глава I. Теоретические основы воспитания исполнительской культуры обучающися 5-6 классов в системе дополнительного образования 1.1. Сущность понятия «исполнительская культура»
Феномену воспитания исполнительской культуры посвящено множество исследований в области психологии, музыкознания, педагогики музыкального образования. Наиболее известными являются труды В.И. Петрушина [25], Г.М. Цыпина [36], а также работы по теории исполнительства Т.И. Артемьевой [4], Л.А. Баренбойма [5] и др.
Понятие исполнительской культуры многомерно по своей сути, что обусловленно различными подходами специалистов.
Рассматривая термин «исполнительская культура» учащихся, профессор Абдуллин Э. Б. приводит следующие характеризующие ее показатели:
- выраженный интерес, склонность именно к данному конкретному виду исполнительской деятельности;
- овладение необходимыми исполнительскими знаниями, умениями и навыками, обеспечивающими целостное восприятие произведения в соответствии с его характером, стилем и жанром;
- отношение к исполнительству как творческому процессу;
- умение оценить качество воплощения музыки на основе своих слуховых представлений о характере инструментального звучания, а также убедительности исполнительской интерпретации произведения [1, c.36].
Процесс воспитания исполнительской культуры является одним из важнейших в деле самоактуализации, самовоспитании личности, так как именно здесь школьниками усваивается определенная ценностная система, осознается свое место в мире.
Воспитание как педагогическая категория рассматривается в современной педагогической науке с разных позиций. В широком социальном смысле воспитание – это воздействие общества на человека в целом. В узком, педагогическом смысле, воспитание определяется как целенаправленное формирование у детей системы определённых духовно-нравственных, этических и эстетических качеств.
Воспитание исполнительской культуры учащихся начинается в период школьного обучения и основывается на фундаментальных знаниях, приобретённых умениях и навыках. Д. Б. Кабалевский утверждал, что воспитание музыкальной культуры является неотъемлемой частью становления духовной культуры молодёжи. По его мнению, урок музыки - это урок искусства, цель которого – ввести учащихся в безграничный мир искусства, научить их любить и понимать музыку во всём богатстве её форм и жанров [15, с. 52].
Деятельность педагога приобретает важное воспитательное значение и должна быть направлена не только на обучение навыкам исполнения на инструменте, но и овладению исполнительской культуры. Чем сложнее инструмент, тем разнообразнее и богаче его звуковая палитра, и соответственно, тем более высокие требования предъявляются к исполнителю.
Методика обучения игре на баяне в настоящее время находится в стадии своего развития: постоянно совершенствуются технические характеристики и исполнительские возможности инструмента, и, как следствие, возрастают требования к учащимся.
Одним из важнейших критериев уровня исполнительской культуры баяниста является умелое владение мехом. Насколько грамотно баянист применяет данный навык, настолько качественным будет звукоизвлечение. Анализ современного состояния методики обучения игре на баяне показывает, что на сегодняшний день не существует единого мнения в концепции формирования музыкально-слуховых представлений учащихся, связанных с процессом звукоизвлечения на баяне. В связи с этим в последнее время все чаще в методической литературе разрабатывается столь важная проблема, как воспитание культуры звука у баяниста.
В содержательном аспекте определение «культура звука» включает не только определённую тембральную окраску звука, но также умение исполнителя воспроизвести особые звуковые краски, соответствующие стилю эпохи исполняемого произведения, характеру заключенного в нем художественного образа. Таким образом, задача исполнителя заключается в поиске своего оригинального звучания инструмента, собственной характерной манеры поведения и сценического образа.
В практике обучения игре на баяне основное внимание должно быть направлено не только ведению меха и звукоизвлечению, но и на активизацию внутреннего слуха и музыкального мышления, развитию таких навыков, как подбор музыки по слуху, чтению с листа, транспонированию.
Немаловажной составляющей исполнительской культуры обучающихся в классе баяна является владение навыком интерпретации. Процесс исполнительского творчества подразумевает создание собственной исполнительской трактовки, индивидуально-неповторимое прочтение произведения, обогащающее и углубляющее его содержание. Отметим, что недостаточно развитый уровень исполнительской культуры начинающего музыканта может привести к искажению авторского замысла, что является следствием пренебрежения эстетических воззрений и стиля эпохи.
В целом исполнительская культура обучающихся может быть определена как совокупность личностных качеств, проявляющихся в процессе исполнительской деятельности и раскрывающих меру понимания начинающим музыкантом образного содержания произведения. В этом процессе важную роль играет весь комплекс музыкальных способностей обучающегося: слуховые представления, музыкальное восприятие, художественно-образное мышление.
Среди составляющих исполнительской культуры музыканта одной из важнейших является артистизм исполнителя. Данное понятие подразумевает не только художественно-образное прочтение исполняемых произведений, но и яркость их эмоционального воспроизведения. Подлинный артистизм исполнителя позволяет максимально глубоко раскрыть художественную идею произведения, вызывая у слушателей эмоциональный отклик на исполняемое сочинение.
Среди публикаций, в которых определяются компоненты исполнительской культуры музыканта, необходимо назвать исследование кандидата педагогических наук Л.Т. Файзрахмановой, выявившей следующие составляющие исполнительской культуры музыканта:
1. личностный компонент, включающий в себя процесс формирования многогранных черт личности, а также воспитания художественного вкуса исполнителя;
2. творческий аспект, подразумевающий исполнительский процесс, как особое умение исполнять, интерпретировать музыку, наполнять ее личностным прочтением. К данной составляющей исполнительской культуры можно отнести также поиск индивидуального стиля музыканта, связанного прежде всего с культурой звукоизвлечения и качеством музыкального мышления;
3. эмоционально-чувственная характеристика, связанная с формированием таких артистических качеств, как яркая эмоциональная выразительность исполнения, тонкое художественно-образное мышление;
4. уровень технической оснащенности, включающий в себя всю совокупность знаний, практических умений и навыков, овладев которыми исполнитель сможет подняться на более высокие ступени исполнительского творчества;
5. волевое начало артиста, как один из важнейших факторов, характеризуемый убежденностью в необходимости полной самоотдачи, труда и усердия учащихся в процессе совершенствования своего исполнительского мастерства [33].
Таким образом, исполнительска я культура - сложное понятие, вмещающее в себя всю многогранность профессиональной подготовки обучающихся, весь комплекс индивидуально-личностных, познавательных, ценностных, творческих, высокохудожественных, технических компонентов, направленных на совершенствование исполнительской деятельности обучающихся.
Это есть целенаправленный процесс активизации творческого потенциала личности с учётом её индивидуальных особенностей, формирования у учащихся музыкально-слуховых представлений о законах различных музыкальных стилей и жанров. Неотъемлемыми атрибутами культуры музыканта являются способность к эмоциональному переживанию, самовыражению, владение необходимыми исполнительскими знаниями, умениями и навыками, анализ и самоанализ исполнительской деятельности, а также личностный рост музыканта.
Воспитание музыканта как носителя высокой исполнительской культуры, было и остаётся до сих пор основополагающей задачей системы дополнительного образования, в которой происходит приобщение человека к культурным ценностям человечества, раскрытие его творческих способностей, проявление внутренних потребностей в самореализации и самоактуализации личности.
Предмет музыкальный инструмент (баян) образует вокруг себя мощную воспитательную среду, оказывающую непосредственное влияние на всех участников педагогического процесса .
В экспериментальном исследовании была использована совокупность качественных и количественных показателей. Качественная эффективность проявилась в обогащении репертуара обучающихся за счет использования разнообразных жанров баянного искусства ,творческих заданий и технических упражнений для развития навыка создания художественного образа произведения.
Формирующий этап эксперимента был выстроен в соответствии с логикой исследования. В ходе теоретического анализа были выделены три уровня проявления исполнительской культуры обучающихся 5-6 классов:
1) отношение обучающихся к предмету музыкальный инструмент (баян);
2) музыкальная грамотность и образованность;
3) техническая и художественная сторона исполнительской культуры.
Таким образом, проведенный эксперимент продемонстрировал, что педагог в системе дополнительного образования должен вырабатывать стратегию личностного индивидуального развития учеников, создать условия для позитивной социализации и профессионального самоопределения обучающихся.
Система дополнительного образования нацелена на реализацию модели образования для человека, подразумевающей свободный выбор персональных образовательных траекторий с учетом индивидуальных особенностей детей путем проектирования поэтапной программы своего личностного развития.
Персонализация дополнительного образования в настоящее время, согласно Концепции развития дополнительного образования, выступает как ведущий тренд в образовательном пространстве XXI века [18]. Именно сфера дополнительного образования должна выступить в качестве инновационной площадки для формирования образовательных моделей и технологий будущего, обеспечить соответствие системы образования новым вызовам времени в условиях глобализации.
Правительство Российской Федерации согласно Концепции развития дополнительного образования наметило к 2020 году охватить не менее
75 % детей в возрасте от 5 до 18 лет с целью привлечь к внешкольной творческой деятельности. Смеем надеяться, что данные планы воплотятся в жизнь и будут способствовать самообразованию, самовоспитанию, самореализации подрастающего поколения, их позитивной социализации в стремительно меняющихся условиях окружающего мира.
Таким образом, цель дипломной работы была достигнута , следовательно поставленные задачи выполнены, гипотеза подтверждена .
1. Агин, М.С. Репертуарная вокальная энциклопедия. Арии [Текст] / М.С. Агин. – М.: РАМ им. Гнесиных, 2013. – 238 с.
2. Алкин Мажит Самигуллович [Текст]// Вехи становления и развития Уфимской государственной академии искусств имени Загира Исмагилова: информационно-справочный сборник / автор проекта и отв. ред.-сост. Н.Ф. Гарипова. – Уфа, 2008. – С. 56 – 58.
3. Алкин, М.С. Избранные статьи. Воспоминания[Текст] / М.С. Алкин. – Уфа: Изд-во БГПУ, 2016. – 324 с.
4. Ахмадиева, Р.Р. Бану Валеева [Текст]/ Р.Р. Ахмадиева. – Уфа, Баш кн. изд-во, 1974, – 47 с.
5. Ахмадиева, Р.Р. Габдурахман Хабибуллин [Текст]/ Р.Р. Ахмадиева. – Уфа, Баш кн. изд-во, 1973, – 31 с.
+ еще 48 источников
Тема: | «Воспитание исполнительской культуры баяниста в системе дополнительного образования» | |
Раздел: | Музыка | |
Тип: | Дипломная работа | |
Страниц: | 93 | |
Цена: | 2900 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Формирование вокальной культуры подростков в системе дополнительного образования
Дипломная работа:
Вокальная культура подростков
Дипломная работа:
Этнокультурное развитие школьника в системе дополнительного образования на примере чувашской вышивке
Дипломная работа:
Повышение географической культуры школьников в системе дополнительного образования
Дипломная работа:
Формы организации творческой деятельности школьников в системе дополнительного образования