Дипломная работа

«Новые формы внеклассной работы по русскому языку»

  • 72 страниц
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОВЕДЕНИЯ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ 6

1.1. Внеклассная работа по русскому языку как форма организации учебно-воспитательной работы в школе 6

1.2. Традиционные виды и формы внеклассной работы по русскому языку 9

1.3. Новые формы внеклассной работы по русскому языку 19

1.4. Методический аспект организации внеклассной работы по русскому языку 26

Выводы по первой главе 30

ГЛАВА II. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НОВЫХ ФОРМ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ 33

2.1. Лингвистические квесты на внеклассных мероприятиях по русскому языку 33

2.2. Внеклассные мероприятия-квизы по русскому языку 44

2.3. Ведение образовательного аккаунта в Instagram 50

2.4. Методические рекомендации по использованию новых форм внеклассной работы по русскому языку в общеобразовательной школе 56

Выводы по второй главе 62

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 67

Введение

Развитию русского языка в нашей стране сейчас уделяется значительное внимание. Финансируется большое количество образовательных проектов, которые способствуют повышению уровня грамотности среди населения нашей страны, а также привлечению иностранцев для профессионального изучения русского языка. Только с хорошим знанием государственного языка возможно воспитание всесторонне развитого гражданина, который будет способен проявить себя в любой профессиональной отрасли. К сожалению, сейчас в нашей стране отмечается ухудшение речевой культуры, что связано, безусловно, со многими факторами: неверное обучению русскому языку, отсутствие речевой и языковой культуры в семье и окружении ребенка. Отсюда огромное количество людей, которые не могут связно выразить свои мысли ни в устной, ни в письменной форме.

По завершении школы ученик должен находиться на достаточно высоком уровне владения русским языком, чтобы положительно сдать государственный экзамен по русскому языку и иметь возможность продолжить обучение в высшем учебном учреждении. Такой уровень владения русским языком может быть достигнут лишь при комплексном использовании различных организационных форм учебной работы по русскому языку: различного типа уроков, факультативных занятий, внеклассной работы и индивидуальных самостоятельных занятий. По этой причине внеклассная работа является неотъемлемой частью общей работы по обучению русскому языку, что обусловливает несомненную актуальность данной работы.

Целью настоящего исследования является изучение новых форм внеклассной работы по русскому языку, особенностей их использования, а также выработка методический рекомендаций по их применению в общеобразовательной школе.

Цель исследования определяет его задачи:

1) рассмотреть внеклассную работу по русскому языку как форму организации учебно-воспитательной работы в школе;

2) описать традиционные и новые виды и формы внеклассной работы по русскому языку

3) изучить методический аспект организации внеклассной работы по русскому языку;

4) исследовать лингвистические квесты и квизы как формы внеклассных мероприятий по русскому языку, а также разработать занятия в данных формах;

5) спланировать ведение образовательного аккаунта в Instagram;

6) разработать методические рекомендации по использованию новых форм внеклассной работы по русскому языку в общеобразовательной школе.

Объект исследования – новые формы внеклассной работы по русскому языку в общеобразовательной школе.

Предмет исследования – пути применения таких новых форм внеклассной работы, как квест, квиз и ведение аккаунта в социальной сети «Инстаграм», в общеобразовательной школе.

Теоретико-методологической базой настоящей работы послужили труды лингвистов и методистов М.В. Андреевой, А.В. Астаховой, Б.Б. Батыршина, З.В. Борисовой, Л.В. Загрековой, Г.М. Киселева, А.А. Кравка, О.А. Кузиной, О.Ю. Соловьевой и др.

Решение поставленных задач, учитывая специфику исследуемых языковых явлений, осуществлялось при помощи следующих методов:

а) описательного, способствующего сопоставлению, обобщению, типологизации анализируемого материала;

б) методы анализа и синтеза;

в) сопоставительный метод;

г) метод наблюдения.

Научная новизна данного исследования заключается в практическом применении на уроках русского языка новых форм внеклассной работы, а также в экспериментальном составлении плана ведения образовательного аккаунта в социальной сети «Инстаграм».

Практическая значимость данной работы заключается в возможности использования результатов исследования в школьной и вузовской практике.

Структура работы следующая: введение, 2 главы (теоретическая и практико-методическая), заключение, список используемой литературы.

Фрагмент работы

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОВЕДЕНИЯ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

1.1. Внеклассная работа по русскому языку как форма организации учебно-воспитательной работы в школе

Давно известно, что успех школьного образования зависит не только от выбора эффективных методов и приемов обучения на уроке, но и от грамотно продуманной внеклассной воспитательной работы, основной целью которой является формирование нравственной личности и закрепление знаний, полученных на уроках.

Внеклассные мероприятия – это занятия или события в коллективе, которые организуются непосредственно учителем или же самим образовательным учреждением и носят воспитательный, общеобразовательный и общеразвивающий характер [8, 98]. Это деятельность учащихся класса (классного коллектива) вне уроков (после уроков), в свободное от занятий время, осуществляемая под руководством и совместно с педагогом (классным воспитателем, классным руководителем, куратором) [9].

Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы общего образования [59].

Цель внеклассных мероприятий – способствовать всестороннему и гармоничному развитию школьников. Внеклассные мероприятия способствуют развитию творческих способностей детей и их личностному росту, раскрытию потенциала учеников и решению различных проблем в классном коллективе.

Внеклассные занятия должны расширять лингвистический кругозор школьников и развивать их языковое чутье, воспитывать любовь и уважение к русскому народу, его культуре, интерес к его языку, должны прививать учащимся навыки самостоятельной работы с книгой, учить пользоваться словарями и другой справочной литературой, самостоятельно пополнять знания по русскому языку [8, 21].

Исходя из основной цели внеклассной работы по русскому языку, можно выделить частные задачи, которые решаются учителем в процессе такой деятельности:

1) воспитание коммуникативной культуры школьников;

2) расширение и углубление запаса знаний учеников и формирование лингвистической компетенции;

3) выявление и поддержка лингвистически одаренных учащихся;

4) поддержка и воспитание веры в свои силы у учеников, которые недостаточно хорошо себя проявляют на уроках русского языка;

5) развитие и совершенствование психологических качеств личности школьников: любознательности, инициативности, трудолюбия, воли, настойчивости, самостоятельности в приобретении знаний [10, 98].

Являясь важной составной частью методики обучения русскому языку, внеклассная работа не может не основываться на методических принципах: внимания к материи языка, понимания языковых значений, оценки выразительности речи и т.д.

Общеизвестно, что существуют некоторые принципы, которые лежат в основе именно внеклассной работы по предмету. Это принцип добровольного участия школьников во внеклассных занятиях, принцип самодеятельности, предполагающий самостоятельность учащихся в подготовке и проведении мероприятий, принцип равноправного участия школьников [12].

Методы, которые используются во внеклассной работе по предмету, отличаются от основных методов обучения не столько содержанием, сколько формой. Так, широко используется во внеклассной работе и слово учителя, и беседа, и самостоятельная работа ученика. Однако все эти методы используются в непринужденной обстановке, что создает атмосферу большой заинтересованности в работе.

Дети, как правило, очень позитивно и инициативно относятся к внеклассной работе, если их мотивировать и заинтересовать. Внеклассные мероприятия позволяют показать скрытые, не всегда используемые на уроках личные качества воспитанников.

Несмотря на то, что помимо воспитательной и развивающей функции, любое внеклассное мероприятие является одновременно и образовательным, ученики не воспринимают внеклассные мероприятия как обучающие за счет неформального общения между сверстниками и учителями, что создает комфортную атмосферу для образовательного и воспитательного процесса.

Разработка внеклассных мероприятий требует от педагогов длительной подготовки, ведь необходимо найти интересную для всех тему, выбрать оригинальную форму работы, которая заинтересует учеников, подобрать соответствующий материал и организовать учащихся. Кроме того, нужно четко распланировать все составные элементы мероприятия, выбрать методы и приемы подачи материала, определиться с формой проведения занятия, приготовить все необходимые материалы и нужное оборудование.

Таким образом, внеклассная работа составляет неотъемлемую часть учебно-воспитательного процесса, сложного процесса воздействия на «сознание и поведение младших школьников, углубление и расширение их знаний и навыков таких факторов, как содержание самого учебного предмета, всей деятельности учителя в сочетании с разносторонней деятельностью учащихся». [38, 444].

1.2. Традиционные виды и формы внеклассной работы

по русскому языку

В школьной практике сложились определенные формы внеклассной работы, которые успешно используются в работе с учащимися. Они делятся на индивидуальные, групповые и массовые. Одни из них являются постоянно действующими (кружки, клубы, журналы, стенная печать, информационный стенд), то есть работающими в течение всего учебного года, другие – эпизодическими (викторины, конкурсы, вечера, олимпиады, КВНы, экскурсии и т.д.) [57, 138]. Некоторые методисты отмечают иное деление распространенных формам внеклассной работы: индивидуальные, кружковые, объединяющие и массовые [10, 218].

Индивидуальная работа – это самостоятельная деятельность отдельных учащихся, направленная на самовоспитание, например, подготовка доклада или номеров художественной самодеятельности. Но при этом педагогу важно определить роль и место конкретной индивидуальной работы ребенка или подростка в общем социально значимом деле. Эта деятельность требует от воспитателей знания индивидуальных особенностей учащихся, достигаемого путем бесед, анкетирования, изучения их интересов.

Кружковая внеклассная работа способствует выявлению и развитию интересов и творческих способностей в определенной области науки, искусства, спорте. Наиболее распространены при этом такие ее формы, как кружки и секции (предметные, технические, спортивные, художественные). В кружках проводятся занятия разного типа: подготовка и обсуждение докладов, защита малых проектов; проектная или моделирующая деятельность; организация экскурсий, изготовление наглядных пособий; проведение лабораторных занятий (исследований), встречи с интересными людьми и др. Отчет работы кружка за год проводится в виде вечера, конференции, выставки, смотра [19, 103].

К объединяющей внеклассной форме работы относятся детские и подростковые клубы, школьные музеи, общества. Действуют они на принципах самоуправления, имеют свои названия, уставы. Работа клубов чаще всего строится по секциям. В настоящее время в учебных заведениях распространены профильные клубы (литературные, исторические, краеведческие, кинолюбителей, юного физика, химика, математика). К сожалению, менее распространенной формой является деятельность школьного музея [10, 221].

Формы массовой внеклассной работы, как правило, наиболее распространены в общеобразовательных учреждениях. Они рассчитаны на одновременный охват многих обучающихся, им свойственны красочность, торжественность, яркость, большое эмоциональное воздействие на детей и подростков. Массовая работа содержит в себе большие возможности активизации учащихся. Так, например, конкурс, олимпиада, соревнование, выставка, игра требуют непосредственной активности каждого участника данного вида деятельности. При проведении же бесед, вечеров, утренников лишь часть школьников выступают в качестве организаторов и исполнителей.

Актуальными остаются такие массовые формы внеклассной деятельности, как конкурсы, олимпиады, смотры. Они стимулируют детскую активность, развивают инициативу и творчество. Характерной особенностью является их наиболее полная реализация принципа взаимного обучения, когда старшие, более опытные учащиеся передают свой опыт младшим. В этом состоит один из эффективных способов осуществления воспитательных функций коллектива [8, 8].

Отметим наиболее распространенные формы организации внеклассной работы и дадим их краткую характеристику:

1) Кружок (научное общество учеников) – основной и наиболее распространенный вид групповой внеклассной работы. Организуется он из учащихся одного или параллельных классов; постоянный состав обычно не превышает двадцати человек. Основу кружка, как правило, составляют школьники, интересующиеся русским языком. Кружок относится к групповым формам работы с закрепленным составом учащихся.

Созданию кружка русского языка должен предшествовать более или менее длительный подготовительный период, во время которого с учениками проводятся беседы, для них устраиваются выставки научно-популярных книг по русскому языку, выпускаются газеты и бюллетени, организуются часы занимательной грамматики и т.п. Созданию кружка могут предшествовать также массовые формы внеклассной работы: вечера русского языка, олимпиады, различные конкурсы, организуемые для старших по возрасту школьников.

Агитационной цели организации различных форм внеклассной работы, и прежде всего созданию кружка служат также первые уроки в начале учебного года, которые отводятся для бесед о русском языке. Все это дает возможность приоткрыть перед школьниками богатый мир русского слова, показать на конкретных примерах отличие работы на уроке и во внеурочное время, дать понятие о том, какими будут кружковые занятия (занятия клуба по интересам – лингвистического профиля) [34, 33].

Несомненно, велика роль игр на таких занятиях. Игровой момент вносится и в серьезный материал. Это разряжает обстановку, снимает напряжение и повышает интерес на занятиях, несмотря на возраст детей. Варианты тем для кружков настолько различны, насколько высоко желание к данному вопросу у учителей, ведущих кружки внеклассной работы по русскому языку.

Нельзя не отметить, что перечисленные выше факторы создают очень благоприятную почву для развития непосредственно логического мышления подростков. Задача учителя – строить занятия кружка так, чтобы были задействованы все мыслительные операции обучаемых. Поскольку занятия кружка довольно постоянны и продолжительны во времени, учитель должен использовать различные варианты преподнесения материала и методы работы, обучая детей анализировать, формулировать собственные мысли, правильно отвечать на поставленный вопрос, слушать собеседника и т.д.

2) Газета, журнал – чаще периодическое издание какой-либо печатной продукции силами кружка либо специально созданного коллектива-редакции. Также это может быть и эпизодический конкурс лингвистических и литературных газет. Исходя из задач конкурса определяются и основные требования, предъявляемые данным газетам для определения лучших исполнителей: соответствие содержания газеты теме; уровень научно-популярного изложения материала; художественное оформление (красочность, наличие рисунков, соблюдение рамок, аккуратное написание заголовков, текстов используемых в стенгазете жанров, а также списка фамилий с инициалами членов редколлегии, участвующих в подборе материала и оформлении газеты; четкое указание цифры и буквы класса); оригинальность названия (в соответствии с предложенной тематикой); объем газеты, например, один или два листа ватмана.

3) Тематический вечер. Как правило, тематика вечера соответствует изучаемому в этот период учебному материалу по русскому языку или литературе или обобщением по изученной теме. В настоящее время вновь становятся популярными литературные балы (балы литературных или сказочных героев), фольклорные вечера или вечера дружбы. Обязательным элементом в подготовке к вечеру является создание оргкомитета, который займется составлением программы вечера, распределением всех видов работ между классами (учениками класса), установлением сроков изготовления наглядных пособий или костюмов, назначение репетиций, оформлением пригласительных билетов для гостей вечера.

Тематический вечер может стать отличным подспорьем для отчета кружка русского языка о своей работе. Но в подготовке и проведении его участвуют не только члены кружка, но и все желающие, что должно привлечь новых участников в кружковую деятельность, посвященную проблемам и развитию грамотного русского языка [8, 281].

4) Дни, неделя, декада русского языка предполагают проведение серии мероприятий и конкурсов: олимпиад; библиотечных уроков, конкурсов сочинений, эссе, рисунков, плакатов или стенгазет, викторин, встреч с писателями и поэтами, экскурсий в библиотеки и музеи. Как правило, в конце недели или декады необходимо провести заключительное (обобщающее) мероприятие.

Такие мероприятия являются итогом внеклассной работы, проведенной за год. Подготовка недели (декады) ведется в течение длительного времени, ее тема и содержание обсуждаются и утверждаются на заседании методического объединения учителей. Важным этапом подготовки недели русского языка является избрание оргкомитета, в который входят, кроме ведущих учителей-словесников, учащиеся, проявляющие большой интерес и активность во внеклассной работе по языку. В оргкомитет могут входить по 1-2 ученика от каждого класса. Тогда будет обеспечена гласность при подготовке к неделе и при ее проведении.

Успешно проходят в школе смотр лингвистических газет и лингвистический КВН. Эти мероприятия включаются обычно в программу недели русского языка по желанию самих учащихся.

Открывается неделя русского языка каждый год по-разному. Это может быть устный журнал, научно-практическая конференция, викторина, утренник, конкурс. Выбор мероприятия зависит от темы недели. Так, неделю орфографии уместно начать с конкурсного диктанта повышенной трудности с шуточным содержанием или с конкурса грамотеев. Неделю русской диалектологии можно открыть утренником, на котором будут инсценированы фрагменты русских народных сказок, прочитаны отрывки былин, другие фольклорные и местные диалектологические материалы. Неделю этимологии можно открыть конференцией о происхождении русских слов или викториной, в которую включить забавные истории о происхождении слов, лингвистические казусы и парадоксы. Желательно не повторять темы недели в течение нескольких лет, чтобы одни и те же учащиеся, переходя из класса в класс, изучали новые разделы языка. Тематика недель очень обширна. Даже примерный перечень может быть значительным: фонетика, лексика (топонимика, ономастика, терминология, этимология и др.), фразеология, орфография, пунктуация, грамматика (морфология, синтаксис), культура речи, стилистика, лингвистика текста и т.д. [39, 73].

5) Занятие-игра. Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приёмов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. К.Д. Ушинский советовал включать элементы занимательности, игровые моменты в учебный труд учащихся для того, чтобы процесс познания был более продуктивным [58, 113]. Сегодня игра является одним из эффективных средств развития интереса к учебному предмету.

В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком – чётко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебной познавательной направленностью. Игровая форма занятий создаётся на уроках при помощи игровых приёмов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.

Дидактические игры, с одной стороны, способствуют формированию учебных навыков и умений, изучению нового материала или повторению и закреплению пройденного, т.е. решают определенные дидактические задачи. С другой стороны, они способствуют развитию мышления, памяти, внимания, наблюдательности. В процессе игры у детей вырабатывается привычка мыслить самостоятельно, сосредоточиваться, проявлять инициативу.

6) Олимпиада проверяет знания по русскому языку в объеме программы, уровень развития речи, грамматический кругозор и, наконец, сообразительность и смекалку школьников. Олимпиада выявляет лучшего, но каждый может попробовать в ней свои силы. Учебная олимпиада понимается большинством методистов как «соревнование, в ходе которого учащимися решается целый ряд мыслительных задач с целью определения личного первенства» [27, 53].

Организация школьной олимпиады решает сразу несколько проблем: 1) популяризация русского языка среди учеников; 2) выявление одаренных учеников для дальнейшей с ними работы и подготовки к крупным олимпиадам по русскому языку; 3) способствует развитию чувства соперничества, что может повлиять на дальнейшее изучение предмета; 4) расширяет кругозор ученика [44, 84].

Много споров вызывает содержание олимпиад по русскому языку. Часть исследователей считает главным во время олимпиады обстановку непринужденности, веселья, поэтому предлагает в качестве олимпиадных так называемые «шутливые» вопросы, вопросы на сообразительность, не имеющие отношения к науке о языке. Например: «Назовите город, в котором живет один мальчик и 100 девочек» (Севастополь – Сева, сто Поль.) На наш взгляд, эти вопросы могут быть уместны на конкурсе смекалистых, на лингвистическом КВН, а для олимпиады они непригодны, так как не проверяют научный уровень знаний учащихся.

С другой стороны, учителя часто используют на олимпиаде задания, дублирующие вопросы и задания, сформулированные в школьных учебниках. В этом случае учащиеся воспринимают олимпиаду как дополнительный контрольный урок и участвуют в ней неохотно.

Очень важно для проводящего олимпиаду по русскому языку понимать, что вопросы и задания не должны выходить за рамки школьной программы для этого класса. Нужно только так их сформулировать, чтобы они не повторяли заданий учебника. Кроме того, награда за получение места должна быть достойной, безусловно, чтобы за победу стоило бороться [44, 141].

7) Конференция, пресс-конференция. Цель проведения конференций – расширение знаний учащихся по той или иной теме, а также обучение подростков самостоятельной работе со словарями и справочниками, научно-популярной литературой по языкознанию и литературоведению. Как правило, научно-практические конференции проводятся в старших классах, читательские конференции, конференции по обсуждению кинофильма или спектакля могут проводиться и в 5-8-х классах. Продолжительность конференции – час-полтора.

Т.П. Мухометзянова считает, что разновидностями конференции по русскому языку и литературе могут быть:

1) Чтение и обсуждение докладов на заданную тему, подготовленных под руководством учителя.

2) Театрализованные представления по сценарию, написанному по книгам о жизни писателей, ученых- лингвистов или представляющему собой иносказательные истории о тех или иных лингвистических явлениях.

3) Смешанный вид проведения конференции, на которой могут быть использованы и чтение (обсуждение) докладов, и различные инсценировки по ходу чтения этих докладов [41].

8) Занятия-соревнования, или конкурсы (лингвистический бой, турнир, битва юных языковедов, конкурс грамотеев и множество подобных вариаций; также такие формы могут повторять названия популярных телевизионных передач: «Своя игра», «Умники и умницы», «Что? Где? Когда?» и пр.) Отличительной особенностью этого вида внеклассной работы является наличие игрового и соревновательного момента. Значительную часть конкурса готовит учитель, это могут быть не только отдельные вопросы, но и специальные задания для учащихся. Некоторые вопросы друг для друга команды готовят сами. Вопросы-задания предлагаются поочередно командам в целом или их представителям. После коллективного обсуждения вопроса и принятия решения капитаны (либо члены команды) сообщают ответы. Оценивает конкурс комиссия, состоящая, как правило, из учителей-словесников, старшеклассников.);

9) Лингвистический КВН является синтезом многих жанров и дает возможность провести комплексное конкурсно-игровое занятие. КВН помогает проверить теоретические знания и практические навыки учащихся, привлечь к игре учеников разных уровней знаний. Занимательный материал мероприятия способствует формированию языковой и коммуникативной компетенций, развивает логическое мышление. Чаще КВН включается в программу недели русского языка по желанию самих учащихся, но может проводиться и как отдельное эпизодическое внеклассное мероприятие.

10) Театрализованная постановка – инсценировка языковых сказок, различных рассказов о языке, в частности опубликованных в предметных журналах, в научно-популярной литературе. Кроме того, миниатюры пишут как учителя, так и сами учащиеся (что более важно). Это может быть и театр лингвистических миниатюр, то есть театр, посвящённый сценарному воплощению языковой тематики.

11) Занятие-аукцион – занятие, проходящее в форме типичного аукциона: с лотами, продавцами, аукционистом, повышениями ставок и т.д. Главное отличие – это то, что в качестве лотов предлагаются интеллектуальные задания, а в качестве оплаты – оценки по предмету. Лучше всего планировать аукцион как завершающее и обобщающее внеклассное мероприятие, когда у учащихся уже накоплена определенная база знаний по данной теме.

12) Занятие-«суд». Это один из видов ролевой игры, занятие проводится в форме судебного заседания. Это далеко не новая практика в методике преподавания. Например, урок литературы «Суд над Евгением Онегиным» уже считается классикой. Что касается русского языка, то здесь форма судебного заседания будет уместна при изучении, к примеру, частей речи, вызывающих много вопросов, занимающих промежуточную позицию. Например, это может быть занятие «Суд над причастием», т.к. причастие имеет признаки и глагола, и прилагательного, кроме того, до сих пор остается спорным вопрос о статусе причастия.

13) Занятие-концерт подразумевает выступление учащихся на сцене с различными творческими номерами. Это может быть как занятие, включенное в неделю русского языка, так и отдельное мероприятие, завершающее изучение какой-либо темы. Кроме того, это может быть традиционный концерт, посвященный, например, Дню русского языка или Дням славянской письменности.

14) Экскурсия. В «Словаре русского языка» А.П. Евгеньевой учебная экскурсия трактуется как «организованный, сопровождаемый объяснениями показ чего-либо (произведений искусства, памятников прошлого, каких-либо сооружений, механизмов и т.д.), проводимый по определенному плану с образовательной или ознакомительной целью» [24]. Отметим, что экскурсия как форма обучения давно используется в школьной практике. В настоящее время экскурсии широко используются на разных уроках и во внеурочной работе с учащимися. Специфика урока-экскурсии заключается в следующем: 1) тема и содержание такого урока зависят от школьной программы, новая информация органично связана с уже полученными учащимися на уроках знаниями; 2) основным источником новой информации для учащихся является не только речь учителя-экскурсовода, но и памятники природы, истории и культуры (подлинные или представленные на фотографиях, репродукциях и т.д.); 3) при объяснении нового материала учитель пользуется приемами и методикой экскурсии (ведет экскурсантов по заранее намеченному маршруту, показывает и рассказывает одновременно). Экскурсия при этом может быть как реальной, так и виртуальной.

15) Путешествие. Близкая к экскурсии форма, подразумевающая путешествие по выдуманной лингвистической стране (Страна русского языка, Соединенные штаты языкознания, Город частей речи, Остров твердого и мягкого знаков и мн.др.) Здесь, в отличие от экскурсии, всегда присутствует элемент сказочности, больше игры, меньше ощущения запланированности. Кроме того, учащиеся могут встречать неожиданных героев, изучая неизвестную страну.

16) Элективный курс (англ. elective) – это дополнительные обучающие занятия по выбору, выборный, факультативный курс. Список таких курсов предлагается школьникам в начале учебного года. Они дополняют содержание уроков русского языка, а также призваны актуализировать и индивидуализировать процесс образования. Как правило, эти занятия дают более глубокие знания, которые невозможно почерпнуть из стандартной программы.

Элективный курс выполняет несколько функций: если он содержит углубленные знания по профильной дисциплине, то учебное заведение, где он практикуется, становится специализированным; если курс направлен на закрепление и развитие базисной образовательной программы, то учащийся получает дополнительную подготовку (это дает ему уверенность и повышает конкурентную способность при сдаче ЕГЭ и поступлении в вуз).

Это далеко не все формы организации внеклассной работы по русскому языку. Его можно продолжить настолько, насколько богата фантазия учителя-словесника. Отметим, что такие популярные формы внеклассной работы, как конкурсы, викторины, игры, КВН, утренники и вечера, конференции и устные журналы, олимпиады и т.д. к настоящему времени перестали считаться пригодными лишь для внеклассной работы, и в практике преподавания русского языка все чаще учителя проводят уроки-игры, уроки-путешествия, уроки-конференции, уроки-сказки и т.д., апробированные сначала во внеклассной работе по предмету [39, 218].

Стоит отметить, что некоторые из указанных форм внеклассной работы сложно назвать традиционными (например, занятие-суд или занятие-аукцион). Тем не менее, появились они уже сравнительно давно, и их нельзя отнести к новым формам. В последнее время же появились совершенно новые эпизодические формы внеклассной работы. Таковыми являются различные квесты по русскому языку, квизы, которые далее мы рассмотрим подробно.

Заключение

Таким образом, обзор научно-методической литературы по теме и исследование новых форм внеклассной работы по русскому языку в общеобразовательной школе позволили сделать определенные выводы.

Высокий уровень владения русским языком может быть достигнут лишь при комплексном использовании различных организационных форм учебной работы по русскому языку: различного типа уроков, факультативных занятий, внеклассной работы и индивидуальных самостоятельных занятий.

Внеклассные мероприятия – это деятельность учащихся класса вне уроков, в свободное от занятий время, осуществляемая под руководством и совместно с педагогом (классным воспитателем, классным руководителем, куратором).

Цель внеклассных мероприятий – способствовать всестороннему и гармоничному развитию школьников. Внеклассные мероприятия способствуют развитию творческих способностей детей и их личностному росту, раскрытию потенциала учеников и решению различных проблем в классном коллективе.

Разработка внеклассных мероприятий требует от педагогов длительной подготовки: необходимо найти интересную для всех тему, выбрать оригинальную форму работы, которая заинтересует учеников, подобрать соответствующий материал и организовать учащихся. Кроме того, нужно четко распланировать все составные элементы мероприятия, выбрать методы и приемы подачи материала, определиться с формой проведения занятия, приготовить все необходимые материалы и нужное оборудование.

В школьной практике сложились определенные формы внеклассной работы, которые успешно используются в работе с учащимися. Они делятся на индивидуальные, групповые и массовые. Одни из них являются работающими в течение всего учебного года, другие – эпизодическими.

Среди новых форм внеклассной работы можно выделить квест, квиз и ведение образовательного аккаунта в соцсети «Инстаграм».

Квест является интеллектуальным видом игровых развлечений, во время которого участникам нужно преодолеть ряд препятствий, решить определенные задачи, разгадать логические загадки, справиться с возникающими на пути трудностями для достижения общей цели – используя различные подсказки, решая головоломки, преодолевая препятствия, найти выход из комнаты. Запертая комната, наряду с походами и конструкторами, является одним из вариантов квест-игры, причем самым распространенным.

Квест состоит из четырех этапов: адаптация, завязка, кульминация и фиал. Кроме подвижного реального квеста на внеклассных мероприятиях можно использовать и виртуальный квест. Внеклассное мероприятие в таком формате можно посвятить теме исторического развития русского языка.

Квиз как командная интеллектуально-развлекательная игра не требует предварительной подготовки. Данная форма является разновидностью викторины, но имеет четко прописанную структуру: вопросы с картинками, простые вопросы (текстовые задания из разных сфер), музыкальные вопросы, вопросы «чистого интеллекта».

Задача участников – продемонстрировать свою логику, внимательность и эрудицию. Хотя вопросы обычно не связаны с точными знаниями, они требуют определенного уровня образованности, без которого строить логические рассуждения будет просто не на чем.

Вопросы подобраны таким образом, что проявить себя в этой игре могут и интеллектуалы, и эрудиты, наблюдательные, находчивые, сообразительные. Количество участников в команде от 3 до 6. Каждая команда должна иметь оригинальное название.

«Инстаграм» представляет собой приложение для смартфона, созданное с целью обмена фотографиями и видеозаписями с элементами социальной сети. В настоящее время социальная сеть вызывает повышенный интерес и у школьников, однако родители зачастую не позволяют детям заводить инстаграм-аккаунт. Тем интереснее для учеников будет ведение образовательного аккаунта, которое может быть организовано в кружковой форме, то есть здесь имеются в виду занятия, носящие систематический, а не эпизодический характер.

Работу необходимо выстроить таким образом, чтобы ученики в течение времени между внеклассными занятиями находились в поиске нужного языкового материала, готовили идеи по развитию аккаунта и др. В качестве примерного образца класс может взять страничку в «Инстаграме» ежегодной международной образовательной акции «Тотальный диктант».

Ведение аккаунта в соцсети «Инстаграм» является экспериментальной новейшей формой внеклассной работы по русскому языку, которая вызывает неподдельный интерес у школьников. Именно на них должна быть возложена инициатива по отбору контента страницы.

В качестве наполнения образовательного аккаунта могут использоваться посты в ленте (фото и текст, видео и текст); stories (сториз, истории); опросы в историях; вопросы в историях, оценка в историях. Данные функции позволяют разнообразить работу и повысить эффективность усвоения правил.

Квест и квиз являются эпизодическими формами внеклассной работы, что снижает их эффективность в процессе обучения. Необходимо разработать определенную систему и, например, проводить их в конце каждой четверти. В отличие от первых двух форм, ведение аккаунта в «Инстаграме» является систематическим, а не эпизодическим.

Успеху внеурочной воспитательной работы в любых формах содействует четкая организация как всей системы внеклассной работы в учебном заведении, так и работы конкретных кружков, спортивных секций или клубов по интересам. Осуществление комплексного подхода к воспитанию требует, чтобы при организации всех мероприятий решалась не только одна профильная, но и предполагались несколько других воспитательных задач. Систематически и планомерно осуществляемая внеклассная работа по русскому языку имеет большое образовательное и воспитательное значение, что способствует овладению русским языком на высоком уровне.

Список литературы

1. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс. – Казань: Изд-во Казанского ун-та, 2008. – 120 с.

2. Андреева М.В. Технологии веб-квест в формировании коммуникативной и социокультурной компетенции // Информационно-коммуникационные технологии в обучении языкам. Тезисы докладов I Международной научно-практической конференции. – М.: Школьные технологии, 2014. – С. 48-53.

3. Артеменко Н.А. Теория и методика обучения русскому языку. – Томск: Изд-во ТГПУ, 2009. – 201 с.

4. Астахова А.В., Налимова Т.А. Особенности речевого сопровождения учебной виртуальной экскурсии в начальной школе // Академическая наука – проблемы и достижения: материалы Х международной научно-практической конференции. – 2016. – №1. – С. 29-31.

5. Астахова А.В., Налимова Т.А. Организация виртуальных экскурсий на уроках русского языка // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 39. – С. 2836-2840. [Электронный ресурс]. URL: http://e-koncept.ru/2017/970894.htm (дата обращения: 28.11.2018).

6. Атарщикова Е.Н. Теория и методика обучения русскому языку и литературе. Учебно-методический комплекс. – Ставрополь: Изд-во СГПИ, 2008. – 332 с.

7. Баранов М.Т. и др. Методика преподавания русского языка в школе: Учебник для студентов вузов / М.Т. Баранов, Н.А. Ипполитова, Т.А. Ладыженская, М.Р. Львов. – М.: Академия, 2001. – 368 с.

8. Батыршин Б.Б. Внеклассная работа. – М.: Аквилегия, 2016. – 292 с.

9. Безрукова В.С. Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога). – Екатеринбург: 2011. [Электронный ресурс]. URL: https://spiritual_**lture.academic.ru/415/Внеклассная_работа (дата обращения: 24.12.2018).

10. Бетенькова Н.М., Фомина Д.С. Конкурс грамотеев. – М.: Просвещение, 1999. – 208 с.

11. Борисова Г.В. и др. Современные технологии обучения. Методическое пособие по использованию интерактивных методов в обучении / Г.В. Борисова, Т.Ю. Аветова, Л.И. Косова. – СПб.: Полиграф-С, 2012. – 79 с.

12. Борисова З.В. Современные формы внеклассной работы в школе // Инфоурок. – [Электронный ресурс]. URL: https://info**ok.ru/ statyasovremennie-formi-vneklassnoy-raboti-2605296.html (дата обращения: 11.01.2019).

13. Борытко Н.М. и др. Педагогические технологии / Н.М. Борытко, И.А. Соловцова, А.М. Байбаков. – Волгоград: ВГИПК РО, 2006. – 159 с.

14. Быстрова Е.А. и др. Обучение русскому языку в школе / Е.А. Быстрова, С.И. Львова, В.И. Капинос. – М.: Дрофа, 2004. – 264 с.

15. Быстрова Е.А. Программа элективного курса «Русский язык и культура» Для школ гуманитарного профиля // Мир русского слова. – 2003. – №4. – С. 65-69.

16. Васильева Ю.В. Квест как этап урока // Учитель и инновации: идеи, опыт, практика. – 2017. [Электронный ресурс]. URL: https://inf**rok.ru/master-klass-kvest-kak-etap-uroka-1415252.html (дата обращения: 13.01.2019).

17. Волков А.А. Введение ФГОС основного общего образования как фактор модернизации системы образования. – Ставрополь: ГБОУ ДПО СКИРО ПК и ПРО, 2012. – 170 с.

18. Ворожцова И.Б. Основы лингводидактики. – Ижевск.: УГУ, 2007. – 113 с.

19. Воспитание творческого читателя: Проблемы внеклассной и внешкольной работы по литературе / Под ред. С.В. Михалкова, Т.Д. Полозовой. – М.: Просвещение, 1981. – 134с.

20. Головаха Е.И., Кроник А.А. Психологическое время личности. – Киев: Наукова думка,1984. – 209 с.

21. Гончаров B.C. Факторы взаимодействия учителей с учениками на уроке // Школьные технологии. – 2006. – №6. – С. 119-121.

22. Горбич О.И. Современные педагогические технологии обучения русскому языку в школе // Русский язык. – 2013. – №17. – [Электронный ресурс]. URL: http://rus.1se**mber.ru/view_article.php?ID=200901701 (дата обращения: 7.12.2018).

23. Григорян Л.Т. Язык мой – друг мой: Материалы для внеклассной работы по русскому языку. – М.: Просвещение, 1998. – 207 с.

24. Евгеньева А.П. Словарь русского языка [Электронный ресурс]. – URL: http://www.вок**ула.рф/словари/толковый-словарь-евгеньевой/экскурсия (дата обращения 22.11.2018).

25. Еделева Е.И. Интерактивные техники групповой работы // Школьный психолог. – 2012. – №15. – С. 22-26.

26. Жерноклеева Е.А. Метапредметные и предметные результаты обучения в процессе внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС // Молодой ученый. – 2017. – №5. – С. 487-489. [Электронный ресурс]. URL: https://m**uch.ru/archive/139/39242/ (дата обращения: 10.01.2019).

27. Загрекова Л.В., Николина В.В. Теория и технология обучения. – М.: Высшая школа, 2004. – 232 с.

28. Инстаграм-словарь. Руководство для инстаграм-редактора [Электронный ресурс]. – URL: http://blog.insta**dactor.com/instagram-slovar-znacheniya-terminov/ (дата обращения: 14.12.2018).

29. Капранова Е.А. Интерактивное обучение: концептуальные подходы // Вестник Полоцкого государственного университета. – 2012. – №7. – С. 42-45.

30. Киселев Г.М., Бочкова Р.В. Информационные технологии в педагогическом образовании. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2014. – 304 с.

31. Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий: пособие для преподавателей. – СПб.: КАРО, 2005. – 314 с.

32. Кондаков А.М. Концепция федеральных образовательных стандартов общего образования. – М.: Просвещение, 2008. – 39 с.

33. Кравка А.А. Урок-квест как педагогическая информационная технология и дидактическая игра, направленная на овладение определенными компетенциями // Мир науки. – 2016. – №3. – С. 11-17.

34. Крайнова И.Н. В часы досуга. – СПб: «Кристалл», 1996. – 544 с.

35. Кузина О.А. Квиз как новая форма работы в школе // Инфоурок. – [Электронный ресурс]. URL: https://in**urok.ru/prezentaciya-po-novoy-forme-raboti-kviz-2174856.html (дата обращения: 13.12.2018).

36. Кустова Г.И. Использование Интернет-ресурсов в школьном обучении: Национальный корпус русского языка // Русский язык в школе. – №10. – 2009. – С. 25-33.

37. Литневская Е.И., Багрянцева В.А. Методика преподавания русского языка в средней школе. – М.: Академический проект, 2006. – 590 с.

38. Львов М.Р. Методика преподавания русского языка в школе. – М.: Академия, 2007. – 464 с.

39. Михайлова М.А. Детские праздники. Игры, фокусы, забавы. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: «Академия развития», 2002. – 240 с.

40. Мозговой штурм // Центр креативных технологий. Методы поиска идей и создания инноваций [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.inv**tech.ru/pdf/methods/methods-05.pdf (дата обращения: 11.09.2018).

41. Мухометзянова Т.П. Внеклассная работа по русскому языку и литературе в школе. – [Электронный ресурс]. URL: http://ped-k**ilka.ru/pedagogika/metodika/vneklasnaja-rabota-po-ruskomu-jazyku-literature-v-shkole.html (дата обращения: 17.11.2018).

42. Новикова А.А., Федоров А.В. Медиаобразовательные квесты // Инновации в образовании. – 2016. – №10. – С. 71-93.

43. Образовательные аккаунты в Instagram / Постом и лайком. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://theoryan**ractice.ru /posts/15992-postom-i-laykom-18-obrazovatelnykh-akkauntov-v-instagram (дата обращения: 17.11.2018).

44. Организация внеклассной работы по русскому языку. Пособие для учителя / Под ред. И.Д. Чаплыгиной. – М.: ВЛАДОС, 2000. – 184 с.

45. Осяк С.А. и др. Образовательный квест – современная интерактивная технология / С.А. Осяк, С.С. Султанбекова, Т.В. Захарова, Е.Н. Яковлева, О.Б. Лобанова, Е.М. Плеханова // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – №2. – С. 34-42.

46. Панфилова А.П. Инновационные педагогические технологии: Активное обучение. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 192 с.

47. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. – М: Издательский центр «Академия». – 2007. – 368 с.

48. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе дидактического и методического усовершенствования УВП. – М.: НИИ школьных технологий, 2005. – 288 с.

49. Словарь инстаграмера / Разбираем основные термины Инстаграм. [Электронный ресурс]. – https://gr**devv.ru/osnovnye-terminy-v-instagram/ (дата обращения: 9.01.2019).

50. Созонова А.Ю. Игра – интерактивный метод обучения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – Т.3. – С. 2566-2570. – [Электронный ресурс]. URL: http://e-k**cept.ru/2013/53516.htm (дата обращения: 8.10.2017).

51. Соловьева О.Ю. Поколение Z: новые образовательные форматы развития современных школьников. – 2017. [Электронный ресурс]. – URL: http://ya**l-obr.ru/articles/pokolenie-z-novie-obrazovatelnie-formati/ (дата обращения: 8.10.2018).

52. Тараканова Л.В. Квизы как одно из средств создания мотивации на уроках. – Шира: 2017. [Электронный ресурс]. – URL: https://mul**urok.ru /index.php/files/kvizy-kak-odno-iz-sriedstv-sozdaniia-motivatsii-na.html (дата обращения: 17.12.2018).

53. Теракойя Э. Мастер-класс: как провести квест на уроке / Русский язык для детей-билингвов. – 2017. [Электронный ресурс]. – URL: https://2l**gual.livejournal.com/77927.html

54. Тотальный диктант / Сообщество в Instagram. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.inst**ram.com/totaldict.ru/ (дата обращения: 4.01.2019).

55. Тотальный диктант. Образовательная акция. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://tota**ict.ru (дата обращения: 6.12.2018).

56. Ушаков Н.Н, Суворов Г.Н. Внеурочная работа по русскому языку. – М.: Просвещение, 1995. – 175 с.

57. Ушаков Н.Н. Кружковая работа по русскому языку. Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1979. – 192 с.

58. Ушинский К.Д. Избранные сочинения. Т. 1. – М.: Изд-во Акад. пед. наук, 1953. – 650 с.

59. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897); Зарегистрировано в Минюсте РФ 1 февраля 2011 г. Регистрационный № 19644. – [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ga**nt.ru/products/ipo/prime/doc/55070507/#ixzz5e5ToyMm (дата обращения: 22.11.2018).

60. Шанский Н.М. Педагогическое содержание и лингводидактический характер внеклассной работы по русскому языку в школе // Русский язык за рубежом. – 2002. – №2. – С. 24-31.

61. Янгляева Г.Р. Формы и методы внеклассной работы по русскому языку и литературе / Инфоурок. – 2014. [Электронный ресурс]. URL: https://in**urok.ru/formy_i_metody_vneklassnoy_raboty_po_russkomu_yazyku_i_literature-322605.htm (дата обращения: 17.12.2018).

Покупка готовой работы
Тема: «Новые формы внеклассной работы по русскому языку»
Раздел: Педагогика
Тип: Дипломная работа
Страниц: 72
Цена: 2900 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

У нас можно заказать

(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)

Контрольная на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Решение задач на заказ

Решение задач

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Лабораторная работа на заказ

Лабораторная работа

от 200 руб.

срок: от 1 дня

Доклад на заказ

Доклад

от 300 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

42 задания

за последние сутки

10 минут

время отклика