Дипломная работа
«Педагогические условия приобщения дошкольников к активной музыкальной деятельности на основе обучения пению»
- 60 страниц
ВВЕДЕНИЕ….…. 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИОБЩЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ К АКТИВНОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ОСНОВЕ ОБУЧЕНИЯ ПЕНИЮ….….7
1.1. Приобщение дошкольников к музыкальной деятельности как психолого-педагогическая проблема… ….….….…7
1.2. Особенности организации активной музыкальной деятельности дошкольников на основе обучения пению в ДОО.….….….13
Выводы по первой главе….21
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПРИОБЩЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ К АКТИВНОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ОСНОВЕ ОБУЧЕНИЯ ПЕНИЮ…23
2.1. Педагогические условия приобщения дошкольников к активной музыкальной деятельности на основе обучения пению в ДОО…. 23
2.2. Анализ результатов педагогического эксперимента….42
Выводы по второй главе….48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…50
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…52
Актуальность исследования состоит в том, что пение, а также иные виды музыкальной деятельности, активно применяются в современной системе дошкольного образования. В рамках различных режимных моментов пение и музыкальная деятельность сопровождает дошкольников на всем протяжении пребывания в дошкольном образовательном учреждении. Однако, нередко получается так, что ребенок, выпустившись из детского сада и поступив в школу, не любит петь. Более того, по мере взросления музыкальный вкус ребенка может меняться не в лучшую сторону. Это связано с тем, что на самых ранних этапах образования и воспитания, т.е., в период дошкольного детства, ребенку не привили музыкальный вкус и любовь к качественной музыке.
Принимая во внимание вышесказанное, необходимо совершенствовать систему музыкального образования в дошкольных образовательных учреждениях Российской Федерации, что также говорит в пользу актуальности исследования заявленной темы.
Степень научной обоснованности: в отечественной психологии проблема формирования и последующего развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста изучалась в разном контексте. Д.С. Выготский и Б.М. Теплов рассматривали её с точки зрения возрастных особенностей детей; Г.П. Новикова и Л.В. Школяр видели в формировании музыкальных способностей и активной музыкальной деятельности детей дошкольного возраста огромный потенциал развития творческих способностей и эстетических представлений. По мнению известных педагогов – Н.А. Ветлугиной, М.А. Михайловой, Е.В. Сукайло и др., приобщение детей дошкольного возраста к активной музыкальной деятельности, в том числе и посредством пения, дает возможность привить дошкольникам музыкальный вкус, а также умение слушать и анализировать музыкальные произведения. Изучением формирования и развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста с точки зрения приобщения их к активной музыкальной деятельности занимались такие специалисты как:И.Л. Дзержинская, В.А. Петрова, О.П. Радынова и др. Вместе с тем, развёрнутой теории приобщения дошкольников к активной музыкальной деятельности на основе обучения пению в условиях дошкольного образовательного учреждения пока не создано, обобщающих трудов по данной теме нет.
Цель работы: теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия приобщения детей дошкольного возраста к активной музыкальной деятельности на основе обучения пению в условиях дошкольного учреждения образования и воспитания.
Объект исследования: процесс приобщения дошкольников к активной музыкальной деятельности в процессе обучения пению в дошкольном учреждении образования и воспитания.
Предмет исследования: педагогические условия приобщения дошкольников к активной музыкальной деятельности на основе обучения пению в детском саду.
Нами выдвигается следующая гипотеза: приобщение дошкольников к активной музыкальной деятельности на основе обучения их пению будет успешным, если организация данного процесса основывается на следующих педагогических условиях:
- создание предметной музыкально-развивающей среды;
- организация разнообразных музыкальных занятий;
- опора на игровую деятельность и использование музыкально-дидактических игр;
- активное проведение музыкальных праздников и развлечений, вовлечение дошкольников в концертную деятельность (на утренниках и т.д.);
- работа с педагогами и иными специалистами;
- работа с родителями.
Кроме того, в процессе применения современных педагогических условий необходимо учитывать следующее:
- соответствие занятий пением возрасту дошкольников;
- подбор репертуара, максимально подходящий детям дошкольного возраста;
- регулярность и систематичность занятий по обучению пению и музицированию.
Для достижения заявленной цели в работе решаются задачи:
1. Рассмотреть особенности приобщения дошкольников к музыкальной деятельности как психолого-педагогическую проблему;
2. Изучить особенности организации активной музыкальной деятельности дошкольников на основе обучения пению в ДОО;
3. Исследовать педагогические условия приобщения дошкольников к активной музыкальной деятельности на основе обучения пению в ДОО;
4. Разработать и апробировать педагогические условияприобщения дошкольников к активной музыкальной деятельности на основе обучения пению в ДОО;
5. Проанализировать результаты педагогического эксперимента и сделать выводы.
Методологическая основа исследования представлены множеством работ, касающиеся музыкальной деятельности детей дошкольного возраста, среди которых в качестве основных можно выделить следующие:
– психолого-педагогические работы по проблеме развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста, представленные в работах таких исследователей и педагогов-практиков, как: Л.А. Баренбойм, А.А. Бороздинов, Н.А. Ветлугина, Л.С. Выготский, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Гончарова, Е.В. Назайкинский и др.;
– исследования в области приобщения детей дошкольного возраста к музыке и пению, например, работы: Н.А. Метлова, Е.В. Сукайло, А.М. Зиминой и др.;
– труды, посвященные возрастным особенностям детей дошкольного возраста таких ученых, как: О.П. Радынова, К.В. Тарасова, Б.М. Теплов, И.Л. Дзержинская и др.
Методы исследования:
- теоретические (изучение научной литературы по теме исследования; теоретическое сравнение и обобщение);
- практические (педагогическое наблюдение, беседа, педагогический эксперимент).
Теоретическая значимость работы определяется тем, что в ней проведено детальное исследование влияния современных педагогических условий на приобщение детей дошкольного возраста к активной музыкальной деятельности на основе обучения пению в детском саду.
Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты исследования, а также выводы могут быть использованы в процессе разработки программ музыкального воспитания, направленных на приобщение детей дошкольного возраста к активной музыкальной деятельности на основе обучения пению в дошкольных образовательных учреждениях Российской Федерации.
База исследования: МАДОУ Центр развития ребенка детский сад «Айыукай» г. Баймак РБ.
Структура работы: введение, две главы, заключение, список использованной литературы.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИОБЩЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ К АКТИВНОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ОСНОВЕ ОБУЧЕНИЯ ПЕНИЮ
1.1. Приобщение дошкольников к музыкальной деятельности как психолого-педагогическая проблема
Музыка помогает детям почувствовать многообразие окружающего их мира. Приобщение к музыке вводит ребенка в мир волнующих, радостных переживаний, открывает ему путь эстетического освоения жизни в рамках, доступных его возрасту. Чтобы открыть перед ребенком дверь в этот мир, надо развивать у него способности, позволяющие успешно проявлять себя в музыкальной деятельности. Надо прежде всего воспитать у ребенка музыкальный слух и эмоциональную отзывчивость - два важнейших компонента музыкальности. Вне их невозможно приобщить ребенка к этому прекрасному миру, невозможно и целостное развитие личности.
Мамы с удовольствием поют грудным детям, но, когда они подрастают, нередко перестают это делать. Но почему? «Музыкальные» дети легче заводят друзей, потому что обладают лучшим социальным опытом, высокой самооценкой и большей уверенностью в себе. К тому же, когда дети поют простые песенки, это помогает им усваивать грамматику родного языка, его синтаксис, различать тонкие эмоциональные оттенки.
В детском исполнительстве особое место занимает пение. Пение принадлежит к тому виду музыкального искусства, которое можно назвать самым массовым и доступным. Пение - основной вид музыкального искусства, которому последовательно обучают в яслях, детском саду, школе и различных самодеятельных и профессиональных коллективах для взрослых. На любой ступени обучения детей учат правильному звукообразованию, ясному произношению, чистому, стройному пению (строю) и слитности звучания, одинакового по времени, силе, характеру (ансамблю); формируют певческое дыхание. Освоение этих навыков - путь к выразительному исполнений, к формированию слуха и голоса. Развитие мелодического слуха особенно интенсивно происходит в условиях обучения пению. Музыкальное развитие активизируется, если устанавливается нужное взаимодействие слуха и певческого голоса. Слух контролирует качество пения, а вокализация требует упражнений в слуховом внимании. Пение занимает одно из ведущих мест в деятельности ребенка, обеспечивающей его разностороннее музыкальное развитие.
Наиболее важный показатель музыкальности - эмоциональная отзывчивость на музыку. Простейшие сенсорные способности в этой области являются базой для становления более сложных основных: ладо-высотного слуха и чувства ритма. Этот комплекс способностей проявляется при восприятии музыки в слуховых представлениях, в исполнении и творчестве.
Б.М. Теплов выделяет три вида музыкальных способностей:
1) ладовое чувство - проявляется при восприятии музыки, как эмоциональное переживание, прочувствованное восприятие;
2) музыкально-слуховое представление, включает в себя память и воображение, эта способность, проявляющая в воспроизведении по слуху мелодии;
3) чувство ритма - это восприятие и воспроизведение временных отношений в музыке - это способность активно переживать музыку, чувствовать эмоциональнуювыразительность музыкального ритма и точно воспроизводить его.
Н.А.Ветлугина называет в качестве основных музыкальных способностей две: ладо-высотный слух и чувство ритма (Ветлугина, 1983, с. 95). В таком подходе подчеркивается неразрывная связь эмоционального (ладовое чувство) и слухового (музыкально-слуховые представления) компонентов музыкального слуха.
Объединение двух способностей (двух компонентов музыкального слуха) в одну (ладо-высотный слух) указывает на необходимость развития музыкального слуха во взаимосвязи его эмоциональной и слуховой основ. Конкретизируя понятие о ладо-высотном слухе, следует подчеркнуть, что речь идет о способности воспринимать и воспроизводить мелодию, чувствовать устойчивые, опорные звуки, завершенность или незавершенность мелодии.
Предполагается, что голос был первым музыкальным инструментом, с помощью которого человек мог передавать свои переживания, идейно-образное содержание своего внутреннего мира или музыкального произведения.
В отечественной системе музыкального воспитания певческая деятельность занимает ведущее место. Все народные праздники, обряды, церковные богослужения сопровождались пением, поэтому пение самый массовый вид народного исполнительства.
Пение – это колебание голосовых связок, возникающее в результате периодического выпускания упругой струи воздуха.
Обучение пению – это не только обучение одному виду деятельности. Помимо развития голоса, решаются ещё другие задачи. Решаются задачи воспитательного характера и задачи, связанные с проблемой развития личности ребёнка, его общего развития. Поэтому обучение пению - это, прежде всего, педагогическая задача.
Исследователи формирования музыкальных способностей и музыкальной деятельности детей дошкольного возраста полагают, что задачи по формированию певческих навыков, как средство развития музыкальных способностей у детей дошкольного возраста состоят в следующем:
1. Формирование вокальных навыков, среди которых основными являются:
-чистое интонирование - развитие у детей слухового внимания, слухового самоконтроля, точности в интонировании мелодии;
- певческое дыхание - умение детей распределять дыхание по фразам;
-певческая дикция – чёткость в произношении согласных звуков и протяжного пропевания гласных звуков;
-стройное, слитное пение – умение начинать и заканчивать пение вместе;
- звукообразование - пение напевно, протяжно и звонко.
2. Развитие музыкальных способностей ребенка, а именно:
- ладовый, тембровый и гармонический слух;
- чувство ритма;
3. Развитие эмоционально-положительного отношения к песенному творчеству.
4. Развитие способности к применению вокального опыта в собственной самостоятельной деятельности детей, совместной деятельности со сверстниками.
В соответствии с ФГОС дошкольного образования музыкальная деятельность - это форма активности ребенка, дающая ему возможность выбирать наиболее близкие и успешные в реализации позиции: слушателя, исполнителя, сочинителя.
Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста в этой области предполагает:
1.Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы.
2. Становление эстетического отношения к окружающему миру.
3. Формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора.
4. Стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений.
5. Реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно - модельной, музыкальной и др.).
Приобщение дошкольников к музыкальному искусству происходит через:
- восприятие музыки;
- исполнительство (вокальное, инструментальное): игра на детских музыкальных инструментах;
- творчество (вокальное, инструментальное): музыкально-ритмические движения, музыкально-игровая деятельность, игра на музыкальных инструментах.
Восприятие музыки – ведущий вид музыкальной деятельности во всех возрастных периодах дошкольного детства. Восприятие зависит от уровня музыкального и общего развития человека, от целенаправленного воспитания. В восприятии произведений искусства участвуют как эмоции, так и мышление. При прослушивании музыки роль эмоционального компонента особенно велика. Только через выражение эмоций музыка может передавать «мысли и образы» или «картину природы», через эстетическую эмоцию человек познает мир.
Одна из труднейших задач художественного воспитания - сохранить эмоциональную природу восприятия по мере того, как будут усложняться средства выразительности. Если человек обладает развитым восприятием, то он поймет смысл музыкального произведения даже при одном прослушивании. В детстве, когда опыт восприятия музыки еще мал, как правило, требуется несколько прослушиваний, чтобы восприятие произведения стало более осмысленным, прочувствованным. Поэтому так необходимо развивать музыкальное восприятие дошкольников, тренировать его.
Используя музыку на занятиях в детском саду, воспитателю необходимостараться сделать процесс общения детей с музыкой радостным и увлекательным. Учитывая разный уровень музыкального и общего развития детей, их природные возможности особое внимание необходимо уделять отбору музыкального материала для работы с детьми – музыки для слушания, песен, танцевальных мелодий и т.п. Эта музыка должна быть привлекательной для детей и вызывать у них эмоциональный отклик.
Музыкальное исполнительство осуществляется в пении, музыкально-ритмических движениях, игре на музыкальных инструментах. Для освоения различных видов исполнительской деятельности необходимо формировать у детей определенные навыки и умения. Некоторые из них осваиваются с легкостью, другие – с трудом. Для того, чтобы детское исполнительство и творчество могли проявляться успешно, ребенку нужно накопить музыкальные впечатления (через восприятие музыки). Если дети различают смену характера музыки, могут соотносить музыкальные образы с жизненными явлениями, хорошо ориентируются в средствах музыкальной выразительности, они используют опыт восприятия музыки при исполнении музыкальных произведений и в творческих импровизациях (). Без развитого восприятия исполнительская деятельность детей сводится к подражанию и не выполняет развивающей функции.
Детское музыкальное творчество - важный фактор в развитии личности ребёнка. Оно может проявляться во всех видах музыкальной деятельности: пении, танцах, игре на детских музыкальных инструментах. Дети обычно импровизируют спонтанно, в различных играх. Они поют куклам колыбельную, напевают марш для солдатиков, охотно сочиняют песни, придумывают мелодии на заданный текст. Также дошкольники способны сочинить простейшие ритмические и мелодические мотивы, различные по характеру (маршевые, плясовые, спокойные), импровизировать на заданную тему на детских музыкальных инструментах.
Детское творчество имеет ряд особенностей, которые необходимо учитывать, развивая творческие способности детей. Оно обычно не имеет большой художественной ценности для окружающих людей по качеству, по масштабности охвата событий, по решению проблем, а является важным для самого ребёнка. Ребёнок в творческой деятельности выявляет своё понимание окружающего и отношение к нему. Он открывает новое для себя, а для окружающих его людей – новое о себе. Через продукт детского творчества есть возможность раскрыть внутренний мир ребёнка.
Для проявления творчества требуется воображение, фантазия, свободная ориентировка в непривычных ситуациях (Ветлугина, 1968, с. 49). Детское музыкальное творчество по своей природе синтетическая деятельность. Оно может проявляться во всех видах музыкальной деятельности: в пении, ритмике, игре на детских музыкальных инструментах. Таким образом, творчество детей разделяется на изобразительное, словесное, театрально-игровое и музыкальное.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что приобщение детей дошкольного возраста к музыкальной деятельности представляется собой актуальную психолого-педагогическую проблему, которая активно исследовалась, исследуется и будет исследоваться в дальнейшем, так как музыкальная деятельность занимает значительное место в обучении и воспитании детей дошкольного возраста в условиях дошкольных учреждений образования и воспитания.
В результате анализа было выявлено следующее
- музыкальная деятельность в ДОО – это деятельность, направленная на развитие музыкальных способностей и вкусов ребенка дошкольного возраста: пение, игра на детских музыкальных инструментах, инсценирование и т.д.;
- приобщение дошкольников к активной музыкальной деятельности – это целенаправленная работа педагогов ДОО, в рамках которой имеет место знакомство дошкольников вс различными видами музыкальной деятельности, а именно: пением, игрой на музыкальных инструментах, инсценирование, слушание музыки и др.
1.2. Особенности организации активной музыкальной деятельности дошкольников на основе обучения пению в ДОО
Организации активной музыкальной деятельности дошкольников на основе обучения пению в ДООтребует определенной системы и последовательности. Применительно к детям дошкольного возраста приобщение к активной музыкальной деятельности возможно путем подбора соответствующих произведений. Им прививаются простейшие навыки, закладывающие первые основы культуры слушания : умение выслушать произведение до конца, следить за его развитием, запоминать и узнавать его, различать его основную идею и характер, наиболее яркие средства музыкальной выразительности (Выготский, 2000, с. 311). Считается, что классическая музыка, и в особенности произведения Моцарта, способна повысить качество жизни детей дошкольного возраста, стимулировать их умственное развитие, уменьшить последствия неизбежных стрессов, улучшить память и развить творческие способности.
Ребенку необходимо не только слушать, но и играть. Так, например, в детском саду можно предложить детям дошкольного возраста подпевать и аккомпанировать записям, которые они слушают, на самодельных музыкальных инструментах.
Основная идея - близость к детской жизни. Игра на инструментах должна возникнуть в быту ребенка и сопровождать его свободные игры. Звучание инструментов ассоциируется с жизненными явлениями, поэтому игра приобретает творческий, импровизационный характер (Гогоберидзе, 2012, с. 80). В этих условиях развитие музыкальности происходит интенсивно и плодотворно. Дети привыкают к инструментам, они пытаются самостоятельно подбирать мелодию, находят приемы игры.
Приобщение к активной музыкальной деятельности должно рассматриваться не как развлечение с помощью безделушек, которыми манипулируют дети, а как средство развития у них способности самовыражения, наиболее существенных сторон личности.
Также детское музыкальное творчество формируется в музыкально-ритмических движениях- это благодатная почва для становления и развития творчества детей. Песня, музыкальная игра, танец требуют своего исполнения. Всем видам музыкального исполнительства присуща общая черта - исполнение всегда должно выражать музыкально-эстетическое содержание, переданное в произведениях, будь то песня или танец, хоровод или инсценировка. Обе деятельности - и музыка, и движение - развертываются во времени.
Детский дошкольный возраст - оптимальный возраст для ребенка, чтобы начать учиться играть на своем первом музыкальном инструменте или петь. Именно в этом возрасте дети лучше всего воспринимают и запоминают музыку и могут научиться читать с листа. Дети, изо дня в день упражняющиеся в игре на каком-нибудь музыкальном инструменте, развивают способность к концентрации, внимание, что очень помогает им в школе. Игра на музыкальном инструменте улучшает координацию глаз и рук, а также формирует у детей сознание выполненного дела, укрепляет веру в себя.
Формы организации музыкальной деятельности в современных ДОО можно охарактеризовать следующим образом:
1. Непрерывная образовательная деятельность:
- слушание музыки;
- экспериментирование со звуками;
- музыкально-дидактические игры;
- шумовые оркестры;
- разучивание музыкальных игр и танцев;
- совместное пение; импровизация;
- беседы;
- совместное и индивидуальное музыкальное исполнение; музыкальное упражнение;
- распевка;
- двигательный пластический танцевальный этюд;
- творческое задание;
- концерт-импровизация;
- музыкальная сюжетная игра.
2. Режимные моменты: слушание музыки, сопровождающей проведение режимных моментов; музыкальная подвижная игры; концерт-импровизация;
3. Самостоятельная деятельность детей: музыкальная деятельность по инициативе ребенка (Радынова, 1994, с. 89).
Включение детей в музыкальное творчество требует особых педагогических усилий. Необходимо стараться учитывать индивидуальные особенности, личные предпочтения и способности дошкольников.
Музыкальная деятельность в детском саду – самый распространённый вид детского творчества и форма развлечения в детском саду, которая тесно связана с музыкальным развитием детей. Она является самым популярным и увлекательным направлением. В этой деятельности дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, учатся замечать хорошие и плохие поступки, проявляют любознательность, они становятся более раскрепощёнными и общительными, учатся четко формулировать и излагать свои мысли (Петрова, 2001, с. 200).
Пение и музицированиепревращается для детей дошкольного возраста внастоящий праздник. Музыка помогает передать характер персонажей в движении, герои поют, танцуют. Происходит обогащение музыкальными впечатлениями, пробуждается творческая активность, целеустремлённость, усидчивость, формирует эмоциональную отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально-слуховое представление, чувство ритма. Детям нравится самим обыгрывать песни, разыгрывать действия сказок, знакомые литературные сюжеты. Музыка вызывает радостные эмоции, развивает память, речь детей, эстетический вкус, способствует проявлению творческой инициативы, становлению личности ребёнка, формированию у него нравственных представлений, снимает зажатость и скованность, развивает чувство ритма и координацию движений, пластическую выразительность и музыкальность, умение использовать интонацию, выражающую основные чувства, формируется уважительное отношение друг к другу (Зимина, 2000, с. 105).
Подводя итог проведенному исследованию, можно сделать ряд выводов относительно особенностей применения педагогических условий приобщения дошкольников к активной музыкально деятельности на основе обучения пению.
В первую очередь необходимо отметить тот факт, что музыкальное искусство оказывает несомненное воздействие на личность ребенка уже в дошкольном возрасте, в своем творческом процессе способствует накоплению музыкального опыта. Через приобщение к музыкальному искусству в человеке активизируется творческий потенциал, идет развитие интеллектуального и чувственного начал, и чем раньше заложены эти компоненты, тем активнее будет их проявление в приобщении к художественным ценностям мировой культуры.
Издавна музыка признавалась важным средством формирования личностных качеств человека, его духовного мира. Формирование личности через искусство - воспитание человека, способного ценить, творчески усваивать и приумножать ценности родной и мировой культуры. Решение этой задачи возможно при взаимодействии педагогов и родителей. Психологами установлено, что дошкольный возраст наиболее благоприятный период для приобщения детей к искусству, творчеству и музыке. Воздействуя на эмоционально-чувственную сферу ребёнка, музыка оказывает влияние на процессы воспитания духовности, культуры чувств, развития познавательных сторон личности.
Для того чтобы научиться петь, необходимо обладать музыкальным слухом, который есть у всех без исключения людей. Уровень развития музыкального слуха у всех людей разный, от очень слабого до абсолютного, и его необходимо тренировать и развивать. Чем раньше начать развивать музыкальный слух, тем больших результатов можно добиться. Неразвитость музыкального слуха, неумение правильно спеть ту, или иную песню, создают у ребёнка комплексы. На музыкальных занятиях такие дети чувствуют себя неуверенно, на просьбу петь громче, начинают кричать. Многие дети, так и не научившись петь, став взрослыми, сохраняют свою неприязнь к музыке. Поэтому, научить детей правильно петь, является главной задачей вокальной работы с детьми дошкольного возраста.
Пение – это основной вид музыкальной деятельности детей, это выражение душевных переживаний, поэтому именно оно является одним из самых любимых детьми видов музыкальной деятельности. В процессе пения дети обучаются музыкальному языку, что повышает у них восприимчивость к музыке. В процессе пения у детей развиваются музыкальные способности: музыкальный слух, память, чувство ритма. Огромную роль в обучении пению играют навыки восприятия музыки. Поэтому, при знакомстве детей с новой песней, необходимо исполнять её очень выразительно, или дать прослушать песню в исполнении детского хора или вокальной группы в записи. Если детям понятны слова песни, то они разучивают её с удовольствием. Таким образом, у детей развивается эмоциональная отзывчивость на музыку, закрепляется интерес к музыке, развиваются музыкальные способности. Постепенно дети познают жанровую основу песни. У детей формируется способность чувствовать тембровые, высотные и ритмические изменения в музыке. Ребенок-дошкольник не просто познает язык музыкальной речи, он начинает сознательно активно им пользоваться в своей исполнительской деятельности. С помощью голоса, ребёнок выражает свои чувства, переживания.
Настоящее, прочувствованное и продуманное восприятие музыки - одна из самых активных форм приобщения к музыке, потому что при этом активизируется внутренний, духовный мир, чувства и мысли. Вне восприятия музыка как искусство вообще не существует. Бессмысленно говорить о каком-либо воздействии музыки на духовный мир детей, если они не научились слышать музыку как содержательное искусство, несущее в себе чувства и мысли человека, жизненные идеи и образы. Однако, слушание музыки является недостаточным для музыкального развития детей, поскольку очень важно также научить дошкольников петь, пусть и на любительском уровне. Занятия пением оказывают эффективное влияние на развитие музыкального слуха, чувства ритма, творческих способностей детей и т.д. Кроме того, такие занятия знакомят их с лучшими образцами музыкального искусства, формируя их музыкальный вкус.
Однако для того, чтобы музыкальные занятия протекали максимально эффективно и принесли наибольшую пользу, необходимо, чтобы они проводились в рамках современных педагогических условий, которые были сформулированы в процессе данного исследования и апробированы на музыкальных занятиях в детском саду.
В качестве основных педагогических условий приобщения детей дошкольного возраста к активной музыкальной деятельности на основе обучения пению можно назвать следующие:
- наличие предметной музыкально-развивающей среды;
- разнообразные музыкальные занятия;
- игровая деятельность, в том числе и музыкально-дидактические игры;
- активное проведение музыкальных праздников и развлечений; концертная деятельность (например, во время утренников);
- работа с педагогами и иными специалистами;
- работа с родителями (законными представителями) детей дошкольного возраста.
Во второй главе данной работы была проведена диагностика музыкально-певческих способностей детей дошкольного возраста. С целью диагностики музыкально-певческих способностей детей дошкольного возраста была использована упрощенная диагностика, в основу которой легла методика О.П. Рыдановой. Исследование проводилось в два этапа: первичная диагностика, а также диагностика на контрольном этапе эксперимента, т.е., после проведения музыкальных занятий в рамках сформулированных педагогических условий. Диагностика О.П. Радыновой, проведенная до начала применения вышеперечисленных педагогических условий, направленная на анализ уровня сформированности музыкально-певческих способностей детей дошкольного возраста, а также после применения этих условий, показала, что уровень развития музыкально-певческих способностей детей дошкольного возраста значительно улучшился, что говорит об эффективности применения этих педагогических условий.
Дальнейшие направления работы музыкального руководителя и воспитателей в рамках приобщения дошкольников к активной музыкальной деятельности на основе обучения пению с применением сформулированных педагогических условий видится в направлении разработки картотеки музыкальных занятий с учетом современных педагогических условий, апробации этих занятий с детьми дошкольного возраста разных групп (младшая, средняя, старшая и подготовительная), а также в уточнении и детализации педагогических условий, в которых приобщение детей дошкольного возраста к активной музыкальной деятельности на основе пения будет проходить максимально эффективно.
1. Абрамова, М. Музыкальные игры [Текст] / М. Абрамова // Искусство (приложение к газете «Первое сентября»). – 2001. - № 8 (226). - С. 2–5.
2. Баренбойм, Л. А. Музыкальное воспитание в современном мире [Текст] / Л. А. Баренбойм : Материалы IX Конф. Междунар. о-ва по муз.воспитанию (ИСМЕ) / Ред. коллегия: Д. Б. Кабалевский, отв. ред. [и др.]. - Москва : Сов. композитор, 1973. - 415 с. : ил.; 21 см.
3. Бегидова, С. Н. Ритмика, игры, танцы: основы музыкально-ритмического воспитания детей : Учеб.-метод. пособие [Текст] / С.Н. Бегидова, О.В. Соловьева, Н.К. Куприна, А.К. Басте; М-во образования Рос. Федерации. Адыг.гос. ун-т. - Майкоп :Адыг. гос. ун-т, 1999. - 94, [1] с. : ил. нот.; 20 см.
4. Бороздинов, А. А. Музыкальное творчество и креативные способности детей [Текст] / А. А. Бороздинов // Вестник Калужского университета. – 2016. – № 1 (30). – С. 92-95.
5. Будко, Е. Ю. Проблемы певческого воспитания в ДОО [Электронный ресурс] / Е. Ю. Будко. – 09.10.2022. –URL: https://m**oip.ru/blog/2022/10/09/problemy-pevcheskogo-vospitaniya-v-doo/?ysclid=lgxssilunl143459844 (дата обращения: 24.04.2023).
+ еще 45 источников
к вкр методичка прилагается
Тема: | «Педагогические условия приобщения дошкольников к активной музыкальной деятельности на основе обучения пению» | |
Раздел: | Музыка | |
Тип: | Дипломная работа | |
Страниц: | 60 | |
Цена: | 2900 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Музыкально – композиционная реализация джазового стиля
Дипломная работа:
Использование музыкально-компьютерных технологий во внеклассной музыкальной деятельности учащихся
Дипломная работа:
Развитие ценностного отношения к искусству у школьников на основе изучения башкирского фольклора
Дипломная работа:
Формирование кросскультурной грамотности учащихся младшего школьного возраста на основе музыкального искусства
Дипломная работа:
Организация музыкально-игровой деятельности детей дошкольного возраста