Дипломная работа

«Обогащение словарного запаса учащихся на уроках русского языка»

  • 89 страниц
Содержание

Введение….3

Глава 1 Теоретические основы обогащения словарного запаса учащихся на уроках русского языка

1.1. Психологические основы обучения русскому языку…. .6

1.2. Лингвокультурологические основы обучения русскому языку…. 10

1.3. Обогащение словарного запаса как область методики развития речи учащихся….….…. 19

1.4. Цели, задачи и содержание работы по обогащению словарного запаса….….…. 26

Глава 2 Пути и средства обогащения словарного запаса учащихся на уроках русского языка в 5-7 классах

2.1. Виды работ по обогащению словарного запаса учащихся на уроках русского языка в 5 классе….….37

2.2. Виды работ по обогащению словарного запаса учащихся на уроках русского языка в 6 классе….….45

2.3. Система заданий по обогащению словарного запаса учащихся

в 7 классе….50

2.4. Исследование состояния словарного запаса учащихся 5 В класса с ЗПР… ….58

2.5. Методические рекомендации по формированию и обогащению словарного запаса учащихся ….60

Заключение….….…71

Список использованной литературы….74

Приложения ….…80

Введение

В современных условиях развития образования особое значение приобретает система работы по развитию речи и обогащению словарного запаса учащихся как одного из аспектов развития речи.

Анализ состояния уровня развития речи учащихся средней школы позволил выявить проблемы развития связной речи учащихся, повышения уровня культуры речи носителей языка. При этом актуальной остаётся проблема обогащения словарного запаса учащихся как основы развития речи.

Проблема состоит в том, что современного учащегося необходимо научить пользоваться словом в соответствии с коммуникативно значимыми нормами литературного языка. Ведь для каждого школьника хорошо развитая речь - не только средство общения, но и двигатель интеллектуального развития, инструмент познания и самовоспитания [6, с. 16].

На современном этапе преподавания русского языка последовательно утверждается мысль о том, что русский язык как предмет изучения должен рассматриваться в школе как источник знаний общечеловеческой и национальной культуры.

Работа над пополнением словарного запаса учащихся привлекла внимание методистов и учителей русского языка ещё в XIX в. Так, Ф.И. Буслаев (1844) рекомендовал учителям родного языка «развивать дитяти врождённый дар слова». И.И. Срезневский (1860) советовал преподавателям обогащать детей «словами и выражениями, для этого годными», добиваться того, чтобы «не оставалось неизвестных их памяти и непонятных их умам» слов, научить пользоваться словами и выражениями, обращать разумное внимание на значение слов и выражений. К.Д. Ушинский писал, что нужно «через слово ввести дитя в область духовной жизни народа» [5,с.233].

Обогащение словарного запаса – «одна из сторон развития речи учащихся - заключается как в количественном пополнении запаса слов, так и в качественном его совершенствовании, выражающееся в расширении объема понятий, в уточнении значений слов, в ознакомлении с новыми значениями уже известных слов, в замене в речевом обиходе учащихся просторечных и диалектных слов словами литературного языка» [55, с. 15]. В свою очередь усвоение новых слов и уточнение значений знакомых детям слов является одним из средств познания действительности, важнейшим путем совершенствования речи учащихся, овладения языком как средством общения. Чтобы работа по ознакомлению детей с новыми словами была наиболее эффективной, «каждому учителю необходимо прежде всего систематически изучать словарь детей, его типичные недостатки исходя из которых возможно установить, с какими конкретно словами нужно ознакомить детей для того, чтобы восполнить имеющиеся в их словаре пробелы» [8, с. 23].

Обогащение словарного запаса, в системе развития речи учащихся - важнейший аспект обучения русскому языку. Содержание работы по развитию речи складывается из обучения нормам литературного языка, работы по обогащению словаря учащихся и развитию связной речи [11, с. 9].

Проблеме обогащения словарного запаса учащегося посвящены исследования Баранова М.Т., Львова М.Р., Разумовской М.М., Бабайцевой В.В. и других.

Необходимость в специальной работе по обогащению словарного запаса учащихся определяется, во-первых, исключительно важной ролью слова в языке (являясь центральной единицей языка, оно несет разнообразную семантическую информацию - понятийную, эмотивную, функционально-стилистическую и грамматическую; заполняя определенные позиции в коммуникативных единицах - предложениях, слово обеспечивает акты речевого общения людей), во-вторых, потребностью в постоянном пополнении запаса слов (чем большим количеством слов владеет человек, тем точнее реализуется коммуникация между людьми как в устной, так и в письменной форме) [5, с. 233].

Львов М.Р. дает следующее определение школьной грамматики: «В школьном курсе русского языка грамматика занимает основное, ведущее положение как важнейшая теоретико-практическая учебная дисциплина, дающая школьникам систему понятий, понимание структуры языка и закономерностей его функционирования.

Грамматика в школе имеет самостоятельное и прикладное значение: первое состоит в том, что она дает учащимся определенную систему знаний о родном языке, строе и закономерностях, будучи построена на обобщениях и абстракциях, грамматика обеспечивает умственное развитие учащихся. Прикладное значение грамматики состоит в том, что на ее основе усваиваются орфография, пунктуация, формируются понятия нормы языка, вырабатываются умения и навыки в области правописания, другие языковые умения и навыки») [35, с. 41].

Однако проблема обогащения словарного запаса остаётся нерешенной.

Актуальность исследования заключается в необходимости решения проблемы обогащения словарного запаса учащихся в условиях общей тенденции падения культуры речи.

Объект исследования - учебно-воспитательный процесс на уроках русского языка МБОУ СОШ им. Г.М. Усманова с. Ахуново Учалинского района Республики Башкортостан.

Предмет исследования – обогащение словарного запаса учащихся 5 – 7 классов на уроках русского языка средней общеобразовательной школе.

На основании этого можно сформулировать цель нашей работы: выявить пути и средства обогащения словарного запаса учащихся 5 – 7 классов на уроках русского языка.

Задачи исследования:

- определить лингвистические и психолого-педагогические предпосылки обогащения словарного запаса учащихся на уроках русского языка;

- уточнить цели, задачи и содержание работы по обогащению словарного запаса учащихся 5 – 7 классов на уроках русского языка;

- выявить пути и средства обогащения словарного запаса на уроках русского языка;

- проанализировать систему упражнений, направленных на обогащение словарного запаса учащихся 5 – 7 классов.

- определить особенности работы с толковыми словарями в целях обогащения словарного запаса учащихся на уроках русского языка.

Методы исследования:

- теоретический анализ методической литературы;

- наблюдение за деятельностью учащихся и учителя в процессе изучения русского языка;

- обработка материалов из опыта работы учителей.

База исследования:

- муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа имени Г.М. Усманова с. Ахуново Учалинского района Республики Башкортостан.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы, приложения. Во введении обосновывается необходимость обогащения словарного запаса подростка, формулируются цель и задачи исследования, обосновывается актуальность работы и выявляется объект и предмет исследования, его практическая значимость.

В первой главе даны теоретические основы обогащения словарного запаса учащихся. Во второй главе рассматриваются особенности обогащения словарного запаса учащихся, проанализирована система заданий, направленных на обогащение словарного запаса учащихся. В заключении подводятся итоги исследуемой проблемы, делаются выводы и обобщения.

Фрагмент работы

Глава 1. Теоретические основы обогащения словарного запаса

1.1. Психологические основы обучения русскому языку

Науками, из которых методика преподавания русского языка как иностранного черпает сведения об особенностях усвоения языка, о характере формирования знаний, навыков и умений, об индивидуально-психологической специфике учащихся, являются психология, педагогическая психология, в частности психология воспитания, научно- прикладные задачи которых связаны с исследованием процесса формирования общественно значимых качеств личности, основ нравственности; психология обучения: центральное место в ней занимает изучение процесса усвоения знаний, формирование навыков и умений. Социальная психология и ее отрасли (психология наций, психология семьи, коллектива) изучают явления психики, существующие только в группе людей или у личности в группе: психологическая совместимость, коммуникативные способности, связанные с потребностью в общении, с наличием установки на общение, самочувствием в общении. Экспериментальная психология обогащает методику сведениями об объеме памяти, закономерностях произвольного, непроизвольного запоминания, особенностях восприятия и т.д. Психосемантика исследует различные формы существования значений в индивидуальном сознании (образы, символы, вербальные формы и т. д.). Психология личности и ее разделы (возрастная психология, дифференциальная психология, дефектопсихология) используются в методике при обосновании приемов индивидуализации обучения и построения различных моделей обучения, в том числе с учетом возрастных особенностей учащихся. Этнопсихологией изучается национально обусловленный характер психики. Психология дает методике ценнейшие сведения о памяти, которая является одним из необходимых условий усвоения языка, психологического и личностного развития человека. Память, как известно, способна выполнять взаимоисключающие функции: с одной стороны, запоминания и воспроизведения, с другой – забывания. Замечено, что забывание начинается сразу же после восприятия учебного материала и, если изученный материал не подкреплять повторением, то через пять дней в памяти остается 25% информации. Запоминание окажется успешным при условии включения нового материала в систему уже осмысленных связей, а также если человек ставит перед собой задачу запомнить ту или иную информацию (произвольное запоминание) и использует для этого такие способы, как составление плана, группировка материала. В обучении неродному языку важно развивать и применять различные виды памяти. В зависимости от того, что и каким образом запоминается и воспроизводится, различают память моторную (память на движения и действия), образную (память на зрительные и слуховые образы), словесно-логическую (память на мысли), эмоциональную (память на чувства). В обучении нужно постоянно использовать виды памяти по срокам их действия: мгновенную (действует в момент восприятия информации), кратковременную (информация объемом 7 плюс/минус 2 единицы удерживается в течение 30 секунд), оперативную (способна хранить информацию, пока не решена поставленная задача; действует при наличии установки на запоминание от нескольких минут до нескольких дней), долговременную (характеризуется большим объемом, способна в течение многих лет, всей жизни человека сохранять, к примеру, не столько точную последовательность слов в фразе, сколько ее смысл либо осмысленную интерпретацию), генетическую (передает из поколения в поколение опыт, эмоции, ассоциации). Психология предоставляет преподавателю неродного языка информацию об индивидуально-личностных особенностях учащихся, что позволяет относить последних к коммуникативному типу (экстраверты, легко вступающие в общение, склонные к групповым занятиям, работе в коллективе, с удовольствием участвующие в ролевых играх, умеющие использовать в обучении языку языковую догадку, прогнозирование) или некоммуникативному типу (интроверты, склонные к анализу языкового материала, сознательному заучиванию правил, неохотно вступающие в общение, в том числе из-за боязни сделать ошибку, отдающие предпочтение чтению, выполнению письменных заданий, объяснению, нежели речевой практике). Возрастная психология и богатый спектр ее разделов – от детской психологии до психологии старости (геронтопсихологии), изучая возрастные особенности психических процессов, усвоения знаний, возрастные факторы развития личности, – помогают в методике обучения неродному языку определить содержание, методы, приемы работы с учетом возраста учащихся. Исследования, выполняемые в рамках этой науки, свидетельствуют о том, что вербальные функции человека прогрессируют наиболее интенсивно, достигая самого высокого уровня после 40-45 лет. Д. Пельц, Ф. Эндрюс обнаружили пики высших достижений интеллекта в 47 и более лет. Что касается процесса речевого общения взрослого и ребенка на неродном языке, то психологами предлагается такая последовательность включения ребенка в речевое 19 взаимодействие: этап слушания и привыкания, затем понимания и спонтанного повторения, далее этап повторения слова в повторяющейся ситуации (обобщение употребления слова), повторение за образцом взрослого в вопросно-ответной форме, самостоятельное повторение, слова, словосочетания, их варьирование и комбинирование, подбор формы слова, самостоятельное построение предложений. Таким образом, развитие общения происходит у детей в результате обобщения, опробования, проверки выделенных ребенком закономерностей коммуникации. Установлено, что дети редко ошибаются при назывании цвета, поскольку это содержание обучения является легко представляемым и сопоставимым с родным языком. Им легче отвечать на альтернативные вопросы, придумывать синонимы, антонимы, варианты слов с уменьшительными или увеличительными суффиксами и т.д. Относительно новой научной дисциплиной, с точки зрения возрастающего к ней интереса, является психолингвистика. Ее оформление в самостоятельную науку в России связано с именами А.А. Леонтьева [Психолингвистика 1967], А.Р. Лурия, И.А. Зимней и др. Для методики важны воззрения российских и зарубежных ученых [Ч. Осгуд, Дж. Миллер] на сложную природу взаимоотношений языка и сознания, речи и мышления. Известно, что органом мышления считается головной мозг. Левое полушарие, речевое, отвечает за речь, ее связность, абстрактное, логическое мышление, понимание абстрактной лексики, оно управляет правой рукой. Это словесное полушарие всегда доминирующее. Оно «обеспечивает» энергичность, восторженность, оптимизм личности. Правое полушарие связано с наглядно-образным мышлением, с предметным значением слов. Это полушарие несловесное, отвечает за пространственное восприятие, управляет жестами. Оно – источник интуиции, позволяет различать голоса людей, пол говорящих, мелодику, ритм, ударения в словах и предложениях; «пессимистично». Эти данные играют роль в определении типа личности учащегося и влияют на эффективность процесса овладения неродным языком. Помимо рассмотренных выше типов – интровертивного и экстравертивного, выделяются по характерному способу построения умозаключений дедуктивный (от общего к частному) и индуктивный (от частного к общему) типы; инертный (для него характерно использование сознательного подхода к обучению, произвольное внимание, анализ материала) и лабильный типы (соотносится с интуитивно-чувственным способом мышления, неосознанностью, использованием непроизвольного внимания, целостным восприятием материала). Данные психолингвистики позволяют, таким образом, научно решать вопрос о когнитивных стилях овладения русским языком.

1.2. Лингвокультурологические основы обучения русскому языку

Лингвокультурология находится в русле актуальнейшей для 21 века тенденции в области филологических и педагогических наук – их интеграции. Усиление международных контактов, увеличение интереса к изучению языков привело к активизации межкультурного общения, что делает чрезвычайно актуальной проблематику соотношения языка и культуры как на национальном, так и на межнациональном уровне.

Таким образом, в центре внимания лингвокультурологии находится человек, рассматриваемый как носитель языка и культуры, то есть основным объектом изучения данной концепции является «Человек», «Язык», «Культура» в их взаимосвязи и взаимодействии.

Объединенными усилиями кафедры русского языка и методики его преподавания Башкирского государственного университета и кафедры русского языка и литературы Башкирского института развития образования при поддержке Министерства образования РБ, под руководством профессора Л.Г. Саяховой разработана лингвокультурологическая концепция обучения русскому языку в школах, гимназиях, лицеях. Кратко о этапах развития данной концепции в Республике Башкортостан.

«Концепт – это как бы сгусток культуры в сознании человека, то, в виде чего культура входит во внутренний мир человека. И, с другой стороны, концепт – это то, посредством чего человек сам входит в культуру, а в некоторых случаях влияет на нее. Концепт – основная ячейка культуры в ментальном мире человека», такое определение дает Ю.С. Степанов в словаре «Константы. Словарь концептов русской культуры». Во время работы над словом-концептом мы опираемся на план, предложенный Л.Г. Саяховой.

План описания концепта:

1. Мое ассоциативное поле (реалии, фоновая лексика, коннотативная лексика).

2. Словарный портрет слова: значение слова по толковым словарям В.И. Даля, С.И. Ожегова, Н.Ю. Шведовой, в словарях: синонимов, антонимов, омонимов.

3. Слово в народном творчестве: поговорки, пословицы, фразеологизмы с этим словом (по словарям фразеологическим, словарям пословиц, поговорок).

4. Текстовой портрет слова в художественной литературе (башкирском и русском), слово в поэтической речи.

5. Мой текст.

Новая концепция (лингвистическая) школьного предмета «Русский язык» реализуется в экспериментальной учебной программе и в учебниках русского языка «Слово» под редакцией Л.Г. Саяховой для 5-9 классов.

В работе по лингвокультурологическому обучению русского языка мы пользовались такими источниками: «Лингвокультурологическая концепция обучения русскому языку и учебники нового поколения» (Л.Г. Саяхова), «Русский язык в диалоге культур» (В.В. Воробьев, Л.Г. Саяхова), «Русский язык в диалоге культур» (методическое руководство под редакцией Л.К. Муллагалиевой Л.Г. Саяховой.), «Концепты русской культуры в межкультурной коммуникации» (Л.К. Муллагалиева), «Овладеваем орфографией – обогащаем словарь» (Л.Г. Саяхова), «Путешествие в мир русского языка» (К.З. Закирьянов), «Толковый словарь русского языка» (С.И. Ожегов и Н.Ю. Шведова).

С чего начинается работа над словом концептом?

1. Объяснение значения понятий: ассоциативное поле, концепт, реалии, лингвокультурология, безэквивалентная лексика, фоновая лексика, ключевые слова

2. Ознакомление с разными типами словарей

3. Одновременно повторяются лексические единицы: синонимы, антонимы, омонимы, фразеологизмы; морфемика, словообразование; единицы синтаксиса: словосочетание, предложение, текст.

4. Ознакомление с планом описания концепта.

Исследование слова как концепта может быть организовано:

1. Во-первых, в виде самостоятельной исследовательской работы учащихся.

2. Во-вторых, исследование может проводиться непосредственно на уроке при изучении теоретического материала.

Современные стандарты по русскому языку и литературе требуют воспитания духовно развитой личности, способной к созидательной деятельности в современном мире, формирования гражданской позиции, чувства патриотизма, толерантности, любви к литературе и языку, к ценностям отечественной культуры, личности, адаптированной к жизненным условиям.

«В современных условиях, когда проблема межнационального взаимопонимания приобретает особую значимость, диалог культур важен как средство формирования не только толерантности, но и уважения друг к другу, понимания многообразия нашего духовного и материального мира. В конечном счете, средство формирования умения жить и общаться в многонациональной стране» (Быстрова, 2001). Эта проблема наиболее актуальна именно в нашей многонациональной республике. Обучение русскому языку в условиях билингвизма ставит перед собой, прежде всего, коммуникативную цель. Иными словами, коммуникативная направленность, бесспорно, является основным принципом обучения русскому языку в национальной школе, где закладываются основы формирования умений и навыков общения на русском языке. Итак, актуальность проблемы обучения русскому языку в лингвокультурологическом аспекте обусловлена названными факторами.

Лингвокультурологическая концепция обучения русскому языку предусматривает такие приемы и методы, которые побуждают школьника к активной деятельности, нацеливают его на выполнение исследовательских и творческих работ.

Целью темы, во-первых, является выявление наиболее эффективных методов обучения в процессе преподавания русского языка как неродного с целью формирования коммуникативной компетенции учащихся национальных школ. Во-вторых, необходимо воспитать у нерусских детей уважительное отношение как к своему родному, так и к русскому языку, сформировать взыскательное отношение к культуре родной и русской речи как к одному из показателей общей культуры билингва. Поэтому на уроках русского языка нужно решать следующие задачи, направленные на воспитание интереса и уважения к языку, культуре других народов:

1) системой упражнений и формой работ формировать у школьников любовь и преданность Родине, своему народу;

2) работая над языковым материалом, воспитывать уважение к культуре и к русскому языку, как языку межнационального общения народов Российской Федерации;

3) развивать у школьников чувство уважения к памяти прошлого нашей Родины; своего народа и народов других стран.

Важно, чтобы учебный текст учитывал родной язык и национальную культуру учащихся, должна быть учтена мотивационная готовность учащихся к его восприятию. В этом плане текст должен быть занимательным, живым и интересным. Информация, представленная в нем, должна быть актуальной и новой, потому что именно работа над текстом в национально-культурном аспекте обогатит речь учащихся, даст возможность познакомиться с культурой других народов.

В процессе работы определена следующая цель: воспитание толерантной языковой личности, способной к межкультурному общению. Для достижения этой цели поставили следующие задачи:

* использовать в процессе обучения художественные тексты, насыщенные лексикой с национально-культурным компонентом семантики;

* разработать эффективную систему речевых упражнений для усвоения и закрепления лексики с национально-культурным компонентом семантики;

* использовать все виды лингвокультурологического материала, содержащего реалии русской культуры: картины, архитектурные памятники, драматургию, кино, живопись, скульптуру и др.

* анализ и отбор лексики с национально-культурным компонентом

семантики (на основе соответствующих критериев и принципов отбора

языковых единиц);

* продумать систему работы, предусматривающую регулярное пополнение словарного запаса учащихся с целью расширения их кругозора и повышения общего культурного уровня

Как мы выстраиваем систему работы по теме лингвокультурологической концепции обучения русскому языку? Учащиеся 5 класса заводят словарики, куда в течение года вносят новые слова, записывают с этим словом либо загадки и пословицы, либо предложения, взятые из художественных произведений. Идет работа по формированию устного монологического высказывания на заданную лингвистическую и культурологическую тему. Здесь предполагается и работа по индивидуальным заданиям, и опережающая домашняя подготовка

В более старших классах работают по плану:

1. Мои ассоциации со словом (слово в моем сознании).

2. Ассоциации у группы людей с этим словом (т.е. в сознании народа).

3. Словарный портрет слова (в словарях: толковом, этимологическом, фразеологическом, словообразовательном, словарях синонимов, антонимов). 4. Слово в народной мудрости (пословицы, поговорки, загадки с данным словом)

5. Текстовой портрет слова (афоризмы со словом, строчки из песен, стихов и прозы).

Такая работа идет с опорой на родной язык. Вспоминают строки стихов или из прозы приводят фрагменты текстов.

С 5 класса начинаем работу по формированию устного монологического высказывания на заданную лингвистическую и культурологическую тему. Здесь предполагается и работа по индивидуальным заданиям, и опережающая домашняя подготовка.

Для каждого класса составляется тематический блок. Собран большой материал текстов. В соответствии с возрастом обучающихся проводятся уроки по тематическим блокам «Дом», «Семья», «Друг», «Природа и человек», «Домашние животные» и т.д. Для этой работы привлекаем самих учащихся. Работая над текстами, учащиеся определяют тему, основную мысль текста, выделяют ключевые слова, отвечают на вопросы по содержанию текста, определяют роль изобразительно-выразительных средств языка, а дальше уже идет работа над лингвокультурологическим портретом слова. При этом они пользуются различными словарями. Такая работа обогащает речь учащихся новыми словами, пословицами, поговорками, загадками с данным словом, учит самостоятельно добывать знания. Параллельно с этим изучаются, повторяются и углубляются основные разделы школьного курса русского языка (лексики, морфологии, синтаксиса), что позволяет укрепить орфографические и пунктуационные навыки учащихся, проводить синтаксический разбор предложений, лингвистический и культурологический анализ текста.

Рассмотрим основные методические приемы работы с концептами, располагая их по степени развивающего потенциала.

При изучении нового концепта мы вводим его через характеристику ассоциативных представлений учащихся о данном слове-понятии. Например, через отгадывание загадки:

На зелёной хрупкой ножке

Вырос шарик у дорожки.

Ветерочек прошуршал

И развеял этот шар

мы осуществляем знакомство с одуванчиком по таким ее признакам, как зеленая хрупкая ножка, шарик у дорожки, ветер развеял этот шар.

На данном этапе проводится работа над лексическим значением слова по толковому словарю, со справочным материалом. Эта работа может быть предложена учащимся в качестве домашнего задания. Дети находят в словарях толкование слова, например, одуванчик – травянистое растение семейства одноцветных с желтыми цветками и семенами на пушистых волосках, разносимых ветром. Кроме значения нас интересует происхождение этого слова. Слово является исконно русским, родственным словам обдувать, дуть, дуновение. Существует поэтическая легенда о происхождении одуванчика. «В маленьком селении в глубине лесов жила девочка-молочница. Была приветлива и миловидна, всем умела сказать ласковое слово, и даже одно ее появление было желанно людям. За это ее прозвали Отдуваночкой: она своей улыбкой и приветливым словом отдувала от людей тяжелые мысли. Выросла Отдуваночка-молочница и горячо полюбила Жаворонка. Особенно нравилась ей его песня без слов. Но однажды захотелось ей узнать, о чем поет любимый. Уговорила она Жаворонка опуститься с неба и пропеть слова песни и услышала:

Нежна моя любовь к тебе,

Как солнца первый луч,

Но манит ввысь небес простор,

И зов его могуч.

Бросилась Отдуваночка к Жаворонку, хотела его удержать при себе навсегда, но не успела. Жаворонок взмыл в небо, и девушка поняла, что утратила свое счастье. В отчаянии взмахнула она своей желтой косынкой, и оттуда выпало несколько золотых монеток. Подхватил их ветер и стал носить по свету. Там, где они касались земли, вырастали золотые головки цветов, которые люди с тех пор назвали по имени молочницы».

Прочитав еще несколько легенд, рассказов об одуванчике, дети узнают, что одуванчик является символом доброты, тепла и света, потому что этот скромный цветок цветет с ранней весны до конца лета. Становится понятно, почему тихого и беззащитного человека, чаще кроткую, безобидную старую женщину называют «божий одуванчик». На этом этапе будут весьма логичны упражнения по подбору родственных слов: дуть, дудочка, дуновение.

Практическое применение знаний и умений в работе с концептами позволяет сформировать умение использовать слова правильно и уместно (составление словосочетаний, предложений с заданными словами; близкий к тексту пересказ с использованием важнейшей лексики и фразеологии оригинала; рассказ по наблюдениям, картинам и иные сочинения различных типов). Разнообразные задания творческого характера развивают ум, активизируют воображение и фантазию детей. Одним из вариантов такой работы является придумывание загадок и написание стихов.

Технология работы с концептами не только позволяет проводить различные виды работ, но и вызывает интерес и любовь к слову, родному языку, развивает творческое воображение, приобщает к историческим фактам культуры русского языка.

В процессе такой работы школьники учатся работать с разными источниками, словарями. Дети с более высоким уровнем развития, в том числе и с более высоким уровнем притязаний, получают, как правило, задания повышенной сложности, основанные на самостоятельном получении знаний и применении их на практике. Для слабоуспевающих учащихся даем задания базового уровня: подобрать загадки и нарисовать.

Так постепенно происходит приобщение детей к чтению. Им интересно искать и найти нужную информацию, узнать что-то новое, видеть результаты своего труда. Таким образом, они самостоятельно учатся приобретать знания.

В каждом уроке есть диалоговый блок «учитель – ученик», содержание которого различное. В старших классах это рассказ учителя о языковых явлениях, отражающих культуру народа. Ученик же может выступать с докладом, сообщением, или дополнить слово учителя.

Нами собран большой дидактический материал на темы природы, о животных, зверях и птицах, о растениях, родине, языке и слове, добре. Также подобраны к ним загадки и пословицы и поговорки, фразеологизмы. В дидактические материалы включаем сведения об этимологии слов. Этот материал является большим подспорьем при подготовке к урокам. При составлении дидактического материала привлекаю самих учащихся. Они охотно включаются в такую поисковую работу. Им интересно находить нужную информацию.

В заключении хочется сказать, что избранные нами педагогические приемы, методы и технологии результативны и целесообразны и нацелены на развитие толерантной и культурной личности.

Главное на современном уроке – научить учащихся самостоятельно приобретать знания и чтобы эти знания ученик смог умело применять на практике, научить трудиться над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня. Чтобы наши дети были коммуникабельными, контактными в различных социальных группах, умели сообща работать в различных областях. Роль же учителя – направлять, увлекать, помогать и стимулировать воспитанников.

1.3. Обогащение словарного запаса как область методики развития речи учащихся

Развитие речи учащихся - важный аспект обучения родному языку. В этой связи формирование коммуникативной компетенции учащихся является актуальной проблемой, решение, которой является основа успешного формирования социально-активной личности [25, с. 3].

Содержание работы по развитию речи идет по трем направлениям:

1) овладение нормами литературного языка;

2) обогащение словарного запаса;

3) обучение различным видам речевой деятельности [35, с. 506].

Рассмотрим одно из трех направлений: обогащение словарного запаса служит развитию речи точной, богатой и выразительной.

Заключение

Преподавание русского языка в современной школе ориентируется на воспитание и формирование коммуникативно-развитой личности, способной владеть правильной литературной речью, верно в речевом отношении излагать свои мысли, уметь давать оценку произведениям искусства, владеть соответствующей лексикой.

Выявлено, что современные программы по русскому языку составлены с учетом работы по развитию связной речи учащихся, обогащения словарного запаса. Усилена речевая направленность курса: ставится задача развития умений говорить на лингвистические темы, понимать лингвистический текст; читать и говорить, соблюдая интонацию, отвечающую содержанию речи и особенностям грамматического строя (тексты с обращениями, однородными членами, обособлениями). Предусматривается систематическая работа над орфоэпически грамотной речью.

На обогащение словарного запаса учащихся программа не отводит специального времени. Но в силу того, что все в языке связано со словом или проявляется в слове, решение этой задачи совмещается с изучением всех разделов науки о языке, с обучением правописанию, развитием связной речи учащихся, выработкой орфоэпических умений и навыков, формированием речевого этикета. Кроме этого, та система заданий, которая предлагается в учебном комплексе, включает элементы заданий, упражнений, вопросы связанные с обогащением словарного запаса учащихся. Задача учителя заключается в том, чтобы включение элементов словарной работы в урок не снижало эффективности изучения программного материала и по возможности способствовало усвоению этого материала, или являлось бы основой усвоения.

Коммуникативный подход к работе по обогащению словарного запаса существенно меняет методы и приемы работы на уроке русского языка. Наряду с традиционными упражнениями, упражнениями познавательного характера, используется метод моделирования речевого высказывания. Однако обнаруживается недостаток в различного вида ситуативных упражнениях, основанных на зависимости содержания и речевого оформления высказываний от речевой ситуации.

Обогащение словарного запаса направлено на то, чтобы при порождении речи учащихся владел свободной контекстуальной заменой слов для уточнения мысли, приемами создания образности и стилистической адекватности. При восприятии текста богатый лексикон позволяет адекватно воспринимать текст через понимание не только словарных значений слов, но и их коннотаций.

Словарная работа имеет два направления: грамматико-орфографическое и семантическое. Грамматико-орфографическое направление связано с проведением словарно-морфологической, словарно-орфоэпической, словарно-морфемной и словарно-орфографической работы, представленной в нашем исследовании различными видами заданий по каждому классу.

Семантическое направление включает словарно-семантическую и словарно-стилистическую работу и также представлено несколькими видами заданий в каждом классе.

Работа над обогащением словарного запаса, развития речи учащихся ведется в следующих направлениях:

1) изучаются смысловые, выразительные и стилистические возможности употребления грамматических форм слов;

2) изучаются смысловые, выразительные и стилистические возможности различных синтаксических конструкций, в первую очередь синонимия синтаксических конструкций (члены простого предложения и части сложного предложения).

Исследование системы заданий, предлагаемых учащимся с 5 по 7 класс, позволяет систематизировать работу по обогащению словарного запаса школьников. Важной составляющей является работа с различными видами словарей, на уроках русского языка выполнение заданий творческого характера, усвоение речевого этикета на основе образцов. При этом коммуникативный подход к работе по обогащению словарного запаса, развития речи существенно меняет методы и приемы работы на уроках русского языка. Наряду с традиционным для школы прямым, имитационным методом усвоения родной речи, такими его ведущими приемами обучения, как изложении и сочинение по образцу, большое значение имеет метод моделирования речевого высказывания. Особое значение приобретает различного вида ситуативные упражнения, основанные на зависимости содержания и речевого оформления высказываний от речевой ситуации.

Развивая у учащихся умение соотносить содержание и форму своих высказываний с речевой ситуацией эти задания дисциплинируют мышление, обостряют чувство родного языка, приучают гибко пользоваться им, выбирая из нескольких речевых вариантов один, наиболее подходящий к данным условиям речи.

Список литературы

1. Бабайцева, В. В. Русский язык. Сборник заданий. 5 кл. : учеб. пособие к учебнику В. В. Бабайцевой «Русский язык. Теория. 5-9 классы»: углубленное изучение / В. В. Бабайцева, Л. Д. Бернадская, Н. В. Дрозд. М., 2012.

2. Бабайцева, В. В. Русский язык. Сборник заданий. 6-7 классы. : учеб. пособие к учебнику В. В. Бабайцевой «Русский язык. Теория. 5-9 классы»: Предпрофильное обучение / В. В. Бабайцева, Л. Д. Бернадская, М., 2013.

3. Бабкина, М. В. Урок знакомства с речевым этикетом при изучении притяжательных местоимений / М. В. Бабкина // Русский язык в школе. 1995. № 2. С. 60-61.

4. Балакай, А. Г. Толковый словарь русского речевого этикета / А. Г. Балакай. М., 2004.

5. Балак, И. С. Использование лингвистического текста при изучении причастия / И. С. Балак // Русский язык в школе. 1995. № 1. С. 3-8.

6. Баранов, М. Т. Словарная работа в школе. / М. Т. Баранов // Педагогическая энциклопедия, т. 3. М., 1969.

7. Баранов, М. Т. Методика преподавания русского языка в школе : Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / М. Т. Баранов, Н. А. Ипполитова, Т. А. Ладыженская, М. Р. Львов; под ред. М. Т. Баранова. М., 2001.

8. Бирюкова, Т. Г. О культурно-речевой подготовке старшеклассников / Т. Г. Бирюкова // Русский язык в школе. 2001. № 3. С. 16-23.

9. Козлова, Г. Ю. Вопросы культуры речи / Г. Ю. Козлова // Русский язык в школе. 2005. № 2. С. 88-90.

10. Беседина, Н. К. О работе с «трудными словами» / Н.К. Беседина // Русский язык в школе. 1999. № 1. С. 23-25.

11. Боброва, Т. А., Протченко, И. Ф. Словари русского языка / Т. А. Боброва, И. Ф. Протченко // Русский язык в школе. 1996. № 2. С. 9-12.

12. Буданова, Н. В. Выборочный лингвостилистический анализ прозаического фрагмента / Н. В. Буданова // Русский язык в школе. 2008. № 6. С. 3-5.

13. Быстрова, Е. А. Коммуникативная методика в преподавании русского языка / Е. А. Быстрова // Русский язык в школе 1996. № 1. С.-3-9.

14. Вознюк, Л. В. Учебный анализ синонимов и антонимов с помощью школьных словарей / Л. В. Вознюк // Русский язык в школе. 1996. № 6. С.20-23.

15. Вознюк, Л. В. Учебные действия школьника со словообразовательным словарем при подборе однокоренных слов / Л. В. Вознюк // Русский язык в школе. 1998. № 3. С.13-18.

16. Галлингер, И. В. Формирование умения работать со справочной литературой как необходимое условие овладения культурой речи / И. В. Галлингер // В кн. «Работа над умениями и навыками по русскому языку в 4-8 классах». М., 1988. С. 92-108.

17. Галлингер, И. В. Когда и как работают словари на уроке русского языка / И. В. Галлингер // Русский язык в школе. 1990. № 5. С. 5-14.

18. Ганиев, Ж. В. Развитие орфоэпии как школьной дисциплины / Ж. В. Ганиев // Русский язык в школе. 2012. № 6. С. 40 - 43.

19. Гац, И. Ю. «Целенаправленный комплекс (о работе по культуре речи на основе текста) / И. Ю. Гац // Русский язык в школе. 2007. № 5. С. 7-9.

20. Денисова, М. А. Словарь как связь слов с жизнью / М. А. Денисова // Русский язык в школе. 1999. № 5. С. 14-17.

21. Денисова, М. А. Литературная норма и практика разговорной речи / М. А. Денисова // Русский язык в школе. 1996. № 1. С. 86-88.

22. Иванова, А. М. Урок, посвященный словарям / А. М. Иванова // Русский язык в школе. 1991. № 6. С. 11-12.

23. Ипполитова, Н. А., Князева О.Ю., Савова М.Р. Русский язык и культура речи / Учебник. М.2013.

24. Ипполитова, Н. А. Совершенствование механизма речи школьников на уроках русского языка / Н. А. Ипполитова // Русский язык в школе. 1995. № 3. С. 3-9.

25. Капинос, В. И. Развитие речи: Теория и практика обучения / В. И. Капинос, Н. Н. Сергеева, М. С. Соловейчик. М., 1994.

26. Киселева, А. С. Обучение словесной вежливости на уроках русского языка / А. С. Киселева // Русский язык в школе. 1989. № 3. С.27-32.

27. Клюева, Г. Ю. Формирование культуроведческой компетенции учащихся 5-6 классов при изучении лексики на уроках русского языка / Г. Ю. Клюева // Русский язык в школе. 2009. № 6. С. 16-19.

28. Коренева, А. В.Урок, посвященный речевому этикету / А. В. Коренева // Русский язык в школе. 1991. № 4. С. 36-38.

29. Косолапкова, А. А. Работа по развитию речи учащихся на основе рисунков учебника / А. А. Косолапкова // Русский язык в школе. 1989 № 3. С.20-23.

30. Корчагина, Л. М. Развитие речи и культура общения / Л. М. Корчагина // Русский язык в школе. 2002. № 2. С. 33-36.

31. Кругликова, Л. Е. Использование «Большого академического словаря русского языка при обучении в школе / Л. Е. Кругликова // Русский язык в школе. 2012. № 5. С. 21 - 24.

32. Купирова, Е. А. Формирование интеллектуально-речевой культуры - условие становления учащегося как субъекта познавательной деятельности / Е. А. Купирова, Е. П. Суворова // Русский язык в школе. 2012. № 9. С. 28-30.

33. Ладыженская, Т. А. Система работы по развитию связной устной речи учащихся / Т. А. Ладыженская. М., 1975.

34. Левушкина, О. Н. «Виды словарных диктантов с опорой на этимологический анализ «трудных слов» / О. Н. Левушкина // Русский язык в школе. 1999, №7. С. 32-34.

35. Литневская, Е. В. Методика преподавания русского языка в средней школе: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений; под ред. Е. И. Литневской. М., 2006.

36. Лысенко, Е. И. Работа над фразеологизмами и повышением культуры речи / Е. И. Лысенко // Русский язык в школе. 1992. № 2. С. 16-19.

37. Львов, М. Р. Речь учащихся средней школы / М. Р. Львов // Русский язык в школе. 1981. № 6. С. 38-44.

38. Маслова В.А. Лингвокультурология. М., 2004.

39. Муллаглиева Л.К. Русский язык в диалоге культур. София.2008.

40. Нилова, О. В. Работа над текстом как средство обогащения словарного запаса / О. В. Нилова // Русский язык. 2010. № 4. С. 20-22.

41. Новичкова, Е. Е. Работа над новым словом. 5 класс / Е. Е. Новичкова // Русский язык в школе. 2013 № 6. С.19-21.

42. Новичкова, Е. Е. Работа над новым словом / Е. Е. Новичкова // Русский язык в школе. 2013 № 5. С. 26-29.

43. Оморокова, М. И. Активизация словаря школьника на уроках русского языка / М. И. Оморокова. М., 1963.

44. Пахнова, Т. М. Развивающая речевая среда как средство приобщения к культуре / Т. М. Пахнова // Русский язык в школе. 2003. № 4. С. 8; № 5. С. 3.

45. Подгаецская, И. И. Активизация познавательной деятельности учащихся при работе со словарями / И. И. Подгаецская // Русский язык в школе. 1982. № 6. С. 17-19.

46. Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Русский язык. 5-9 классы. М., 2012.

47. Развитие речи. 5 класс. Пособие для учащихся в 2 частях; под редакцией Т. А. Ладыженской. М., 1998.

48. Развитие речи. 6 класс. Пособие для учащихся; под редакцией Т. А. Ладыженской. М., 1999.

49. Разумовская, М. М. Словарная работа в 5-7 кл. Из опыта работы учителя / М. М. Разумовская. Л., 1956.

50. Речь. Речь. Речь. Книга для учителя; под ред. Т. А. Ладыженской. М., 1990.

51. Ротанова, Н. М. Обучение пятиклассников речевым средствам комического / Н. М. Ротанова // Русский язык в школе. 1995. № 3-4 С. 41-45.

52. Русский язык. Учебник для общеобразовательных учреждений. 5 класс; под редакцией М. М. Разумовской, П. А. Леканта. М., 2012.

53. Русский язык. Учебник для общеобразовательных учреждений. 6 класс; под редакцией М. М. Разумовской, П. А. Леканта. М., 2012.

54. Русский язык. Учебник для общеобразовательных учреждений. 7 класс; под редакцией М. М. Разумовской, П. А. Леканта. М., 2012.

55. Рябухина, Е. А. Реализация компетентностного подхода в спецкурсе по речевой деятельности / Е. А. Рябухина // Русский язык в школе. 2013. № 4. С. 17-24.

56.Сахипова З.Г., Жуйков С.Ф., Азнабаева Ф.Ф. Развивающее обучение на уроках русского языка в башкирской школе / Уфа, 1995.

56. Синютина, Е. В. Урок подготовки к сочинению-рассуждению «Природа - наш общий дом» (6кл.) / Е. В. Синютина // Русский язык в школе. 2011. № 9. С. 27-30.

57.Скороход, Л. К. Словарная работа на уроках русского языка: Кн. для учителя из опыта работы / Л. К. Скороход. М., 1990.

59. Титов, В. А. Методика преподавания русского языка / В.А. Титов. М., 2005.

60. Формановская, Н. И. Речевой этикет и культура общения / Н.И. Формановская. М., 1989.

61. Францман, Е. К. Сборник диктантов по русскому языку. 5-9 классы / Е. К. Францман. М., 1994.

62. Хайруллина Р.Х. Лингвистика межкультурных коммуникаций. Уфа.2005.

63. Шакирова Л.З., Саяхова Л.Г., Закирьянов К.З. Методика преподавания русского языка в национальной школе. Ленинград. «Просвещение» 1990.

64. Школьная риторика. 7 класс. Учебное пособие для общеобразовательной школы в 2 частях; под редакцией Т. А. Ладыженской. М., 1998.

65. Щерба, Л. В. Преподавание иностранных языков в средней школе / Л. В. Щерба // Общие вопросы методики. М., 1974.

66. Юмаева, Л. А. О формировании речевых навыков учащихся / Л. А. Юмаева // Русский язык в школе. 1989. № 1. С. 18-24.

67. Юрьева, Е. С. Изучение речеведческих тем в 5 классе / Е. С. Юрьева // Русский язык в школе. 2012. № 4. С. 27-32.

Покупка готовой работы
Тема: «Обогащение словарного запаса учащихся на уроках русского языка»
Раздел: Языковедение
Тип: Дипломная работа
Страниц: 89
Цена: 2200 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

У нас можно заказать

(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)

Контрольная на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Решение задач на заказ

Решение задач

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Лабораторная работа на заказ

Лабораторная работа

от 200 руб.

срок: от 1 дня

Доклад на заказ

Доклад

от 300 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

42 задания

за последние сутки

10 минут

время отклика