Магистерская работа

«Педагогические условия формирования научно-исследовательских компетенций студентов в системе высшего художественно педагогического образования»

  • 93 страниц(ы)
  • 334 просмотров
фото автора

Автор: navip

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА I. Теоретические основы формирования научно-исследовательских компетенций будущих учителей изобразительного искусства 9

1.1. Цель и задачи формирования научно-исследовательских компетенций студентов в системе высшего художественно-педагогического образования 9

1.2. Понятие о научно-исследовательских компетенциях будущих учителей изобразительного искусства 14

1.3. Организационно-педагогические условия формирования научно-исследовательских компетенций студентов в системе высшего художественно-педагогического образования 18

ГЛАВА II. Методика организации процесса формирования научно-исследовательских компетенций студентов в системе высшего художественно-педагогического образования 29

2.1. Описание и результаты констатирующего эксперимента по определению уровня научно-исследовательских компетенций студентов художественно-графического факультета 29

2.2. Методика формирования научно-исследовательских компетенций студентов в системе высшего художественно-педагогического образования 38

2.3. Методы и приемы формирования научно-исследовательских компетенций будущих педагогов-художников 46

Заключение 54

Список литературы 56

Приложение 64-93

Актуальность темы исследования. Многоуровневая система образования (бакалавриат - магистратура - аспирантура), внедренная сегодня в российскую высшую школу, требует освоения новых форм организации не только учебного процесса, но и научно-исследовательской деятельности обучающихся.

Научно-исследовательская работа студентов (НИРС) - это комплекс мероприятий, включающий обучение студентов основам научно-исследовательской деятельности в целях формирования у них навыков и опыта научной работы и собственно научные исследования, проводимые студентами под руководством профессоров и преподавателей вуза.

Художественно-творческая деятельность студентов - способ организации учебного процесса, направленный на овладение студентами методов и приемов художественно-творческой деятельности и усвоение опыта творческой деятельности, максимально приближенной к профессиональной.

Научно-исследовательские компетенции студентов - это комплекс знаний, умений и навыков в научной сфере, приобретенных в процессе обучения, который дополняется в дальнейшем определенными ценностными ориентирами, практическим опытом и способностью к решению сложных задач в избранной сфере деятельности.

Проблемы эффективности научно-исследовательской работы студентов в педагогических вузах, поиска способов и методов формирования у них опыта научной работы достаточно широко рассматриваются в научной среде. В частности, основы организации НИРС в ходе освоения профессии учителя отражены в трудах В.И. Загвязинского, Р.Атаханова и др. Авторами освещаются как теория, так и практика опытно-поисковой и экспериментальной работы студентов - от определения научной проблемы,

выбора темы исследования, анализа имеющихся теоретических положений и вплоть до апробации полученных материалов и оформления работы в соответствии с установленными требованиями. В их работах описываются правила постановки гипотезы, ход работы от первоначальной идеи по разработке конкретной психолого-педагогической проблемы, охарактеризованы основные пути и методология поисковой работы, способы апробации результатов научной работы, главные условия, при которых развиваются творческие и исследовательские способности будущих учителей. Проблемы организации студенческой учебно-исследовательской и научно-исследовательской работы и формирования исследовательских умений студентов также изучались В.А. Сластёниным, И.Ф.Исаевым и др. В целом вопросам активизации и повышению эффективности НИРС посвящен целый ряд публикаций, рассматривающих те или иные аспекты данной проблемы (И.Я. Лернер, М.И. Махмутов, А.М. Матюшкин, П.И. Пидкасистый, Л.Ф. Авдеева, В.П. Журавлев, А.И. Кочетов и др.).

Несмотря на значительное количество теоретических разработок, а также широкую нормативно-правовую базу в данной сфере, отечественная студенческая наука, как правило, еще не испытывает сколь-нибудь существенного обновления как по форме, так и по содержанию. На практике наблюдается противоречие между объективными потребностями школы в педагогических кадрах с высоким научно-исследовательским потенциалом и недостаточной разработанностью вопросов освоения будущими педагогами опыта научной работы на требуемом ФГОС уровне, в частности, в системе высшего художественно-педагогического образования.

Цель исследования: теоретическое обоснование и разработка модели организации научно-исследовательской деятельности студентов в системе высшего художественно-педагогического образования.

Объект исследования: процесс профессиональной подготовки будущих учителей изобразительного искусства в вузе.

Предмет исследования: методы и приемы формирования научно-исследовательских компетенций студентов в системе высшего художественно-педагогического образования.

Гипотеза: процесс профессиональной подготовки будущих учителей изобразительного искусства через освоение ими профессиональных компетенций в сфере научно-исследовательской деятельности будет эффективным, если:

- в обучающий процесс будет внедрена система поэтапного вовлечения студентов в научную и художественно-творческую деятельность;

- будет разработана и внедрена модель организации и управления научно-исследовательской деятельностью студентов в области искусства и художественной педагогики;

- будет теоретически обоснована и практически реализована технология развития научно-исследовательского потенциала студентов.

В частности, 1 этап - участие в работе студенческого научного кружка с освоением основ анализа художественных произведений, работой с литературными источниками, написанием научных рефератов, выступлениями с докладом, презентацией результатов исследований, ведением коллективной научной работы и проектной деятельности; 2-й этап - исследовательская работа в художественных музеях и выставках; 3-й этап - участие в научно-практических конференциях, публикация тезисов в сборниках конференций; 4-й этап - участие в конкурсах на лучшую студенческую научную работу, конкурсах среди студентов на соискание грантов различного уровня с освоением навыков работы с заявками, конкурсной документацией и другими атрибутами научных конкурсов.

Задачи исследования:

- разработка содержания, специфики и технологии организации научно-исследовательской деятельности студентов, изучающих искусство и дизайн;

- разработка модели управления деятельностью студентов, направленной на развитие научно-исследовательских компетенций студентов в системе художественного образования, их подготовку к руководству проектной деятельностью учащихся;

- разработка активных обучающих технологий, основанных на таких методах, как работа в творческих группах, критический практикум, конструктивный диалог, метод проектов.

Методологическая основа исследования: Методологической

основой исследования послужили работы по методологии педагогических исследований (В.И. Загвязинский, Р.А. Атаханов, Л.Л. Алексеева, А.Д Алехин, Д.О. Иванов), системному подходу к проектированию педагогических процессов и систем (Ф.Ш Галиуллина, И.Ю. Данилова, И.А. Зимняя), а также идеи, изложенные в работах по научным основам организации учебного процесса в вузе (Н.В. Ардашева, В. А. Сластенин, М.И. Колдина, С.В. Криводенченков), по компетентностному подходу в педагогическом образовании (В.А. Козырев, Н.Ф. Радионова, А.П. Тряпицына) и другие.

Теоретическая основа исследования: труды В.И. Загвязинского, Р. Атаханова и др. об основах организации НИД в процессе профессионализации личности учителя, В.А. Сластенина, И.Ф. Исаева о проблемах организации студенческой учебно-исследовательской и научно-исследовательской работы и формирования исследовательских умений студентов, И.Я. Лернера, П.И. Пидкасистого, Л.Ф. Журавлева, А.И.

Кочетова. - о вопросах активизации исследовательской деятельности обучающихся, и другие.

Методы исследования: Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: изучение и анализ психолого-педагогической, научно-методической и технологической литературы и нормативных документов, систематизация, проектирование, моделирование, педагогическое наблюдение, тестирование, анкетирование, беседа, анализ студенческих работ, обобщение, работа в творческих группах, критический практикум, конструктивный диалог, метод проектов.

База исследования: Художественно-графический факультет

Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы с участием студентов 3 курса (бакалавриат), направление «Педагогическое образование», профиль «Изобразительное искусство и технология» и направление «Профессиональное обучение», профиль «Декоративно-прикладное искусство и дизайн».

Научная новизна исследования: Впервые проведено исследование, посвященное разработке модели управления научно-исследовательской деятельностью студентов в художественном образовании, способствующей формированию у них научно-исследовательских компетенций, их роли в развитии критического мышления, способностей к восприятию искусства и руководству исследовательской деятельностью обучающихся.

Данное исследование призвано восполнить пробел в педагогической науке, связанный с отсутствием теоретического обоснования содержания и технологии развития научно-исследовательского потенциала студентов в художественном образовании за счет разработки инновационных подходов к организации учебного процесса, объединяющих как художественно-творческую, так и рационально-логическую, интеллектуальную составляющую.

Теоретическая значимость исследования заключается в разработке организационно-педагогических условий управления научно-исследовательской деятельностью студентов в системе современного художественного образования; обосновании потребности в технологии активного обучения, основанной на таких методах, как работа в творческих группах, критической практикум, конструктивный диалог, метод проектов.

Практическая значимость. Результаты исследования могут быть использованы в процессе организации научно-исследовательской работы студентов художественных направлений, охватывающей учебную и внеаудиторную деятельность, самостоятельную работу на основе единого подхода к пониманию и оценке искусства и художественного образования. В ходе исследования опубликованы научные статьи и разработаны методические материалы по технологии развития научно-исследовательских компетенций студентов и учителей изобразительного искусства в процессе выполнения длительных исследовательских проектов.

Структура диссертации. Диссертация объемом 93 стр. состоит из введения, двух глав, заключения, а также 5 таблиц, 4 диаграмм, списка использованной литературы из 71 источника и 4 приложений.

ГЛАВА I. Теоретические основы формирования научно-исследовательских компетенций будущих учителей изобразительного искусства

1.1. Цель и задачи формирования научно-исследовательских компетенций студентов в системе высшего художественно-педагогического образования

Действующий Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.04.01 «Педагогическое образование» предъявляет к обучающимся определенные требования, касающиеся научно-исследовательской деятельности. В частности, выпускники магистратуры должны быть готовы решать следующие профессиональные задачи: проводить научные исследования с использованием современных научных методов и технологий, анализировать, систематизировать и обобщать результаты научных исследований путем применения комплекса исследовательских задач. При этом они должны овладеть такими профессиональными компетенциями, как способность анализировать результаты научных исследований, применять их при решении конкретных научно-исследовательских задач в сфере науки и образования, самостоятельно осуществлять научное исследование, готовность использовать индивидуальные креативные способности для самостоятельного решения исследовательских задач [53].

Научно-исследовательская работа студентов призвана способствовать достижению следующих основных целей: формирование и развитие творческих способностей и профессиональных качеств обучающихся, всемерное привлечение студентов к научной, творческой и проектной деятельности, обеспечение улучшения качества подготовки будущих специалистов - выпускников вуза.

Вопросам эффективности научно-исследовательской деятельности студентов в педагогических вузах, изучению методов формирования их готовности к научной работе посвящено достаточно большое число психолого-педагогических исследований.

Вместе с тем следует отметить, что несмотря на значительное количество теоретических разработок, а также широкую нормативноправовую базу в данной сфере, на практике отечественная студенческая наука, как правило, еще не испытывает существенного обновления как по форме, так и по содержанию (за исключением НИДС в ведущих классических и технических вузах). В связи с этим интерес представляет ряд научных исследований, проведенных в последние годы и критически рассматривающих проблемные аспекты студенческой науки в российских вузах.

По мнению некоторых авторов, научно-исследовательская работа студентов, призванная по своей внутренней природе способствовать раскрытию творческого начала будущих специалистов, сегодня большей частью максимально формализована и не осуществляет своего назначения [11]. В основном, подготовка студентами курсовых работ, рефератов, докладов и дипломов - это обязательная часть их учебно-научной деятельности, и зачастую выполнение таких заданий характеризуется низкой мотивацией студентов, а также непониманием смысла выполняемой работы. Студенты в большинстве своем не проявляют самостоятельности в выборе темы исследования, и главной их целью становится лишь получение очередной оценки или рейтингового балла [23]. При этом решающее значение приобретает роль научного руководителя, его профессиональные способности, особенности его личности. Задача научного руководителя - создавать условия для самостоятельного научного поиска, непрерывно обеспечивать борьбу различных мнений, свободу критики, творческое самовыражение студента [30]. В части научных трудов раскрывается противоречие между потребностями современной школы в педагогах с высоким научно-исследовательским потенциалом и крайне малым багажом опыта научной работы у будущих педагогов при существующих подходах к НИРС в вузах [34].

В художественно-педагогических вузах проблема формирования научно-исследовательских компетенций будущих педагогов-художников сопряжена с особой спецификой. Эта специфика обусловлена их профессиональной особенностью и существующими технологиями обучения в вузе: при наличии весьма развитого интуитивного, художественнообразного мышления у студентов-художников наблюдается недостаток опыта научно-теоретической и проблемно-поисковой работы. В этой связи художественная педагогика и педагогическое образование в целом требуют дальнейшего изучения и поиска причин нереализованности потенциала студенческой науки, учитывая при этом указанные психологопедагогические аспекты образовательного процесса. В основе этой проблемы, как правило, лежат общефилософские противоречия в самой системе высшего образования, причем во всех категориях - между возможностью и необходимостью, наличием и отсутствием, целью и средствами, идеальной моделью и реальным состоянием, назначением и свойством, объективным и субъективным, общим и особенным [17, стр.15].

Основным итогом нашего исследования является систематизация, теоретическое и методологическое обоснование новых способов организации и управления научно-исследовательской деятельности студентов в системе высшего художественно-педагогического образования как неотъемлемой составляющей образовательного процесса, выявление принципиальных подходов к построению обучающих технологий в художественном образовании. Эффективность применения разработанной методики и методических рекомендаций в практической работе художественно-педагогических направлений вузов будет отражаться в результатах организации студенческой научно-исследовательской деятельности и влиять на формирование и развитие новых компетенций студентов в сфере науки, а также в целом на развитие исследовательского творчества будущих педагогов-художников. Эти характеристики ожидаемо будут дополняться такими навыками и компетенциями студентов, как навыки «проблемного видения» в работе с материалом, независимость и научный уровень суждений и оценок, коллективная рефлексия, постановка личностно-значимых целей.

В результате реализации данного проекта подтверждается наша гипотеза, предполагающая, что процесс профессиональной подготовки студентов-художников в педагогических вузах в части освоения ими профессиональных компетенций в сфере научно-исследовательской деятельности является эффективным при соблюдении следующих условий: - при теоретическом обосновании и практической реализации технологии развития научно-исследовательского потенциала студентов в художественно-педагогическом образовании;

- при внедрении предложенной нами модели управления деятельностью студентов по развитию научно-исследовательских навыков;

- на основании указанной модели в обучающий процесс будет внедрена система поэтапного вовлечения в научную деятельность студентов.

В ходе проведения нашего исследования решаются задачи:

- разработки содержания, специфики и технологии организации научно-исследовательской деятельности студентов, изучающих искусство и дизайн;

- разработки модели управления деятельностью студентов, направленной на развитие научно-исследовательских компетенций студентов в системе художественного образования, их подготовки к руководству проектной деятельностью учащихся;

- разработки и апробации активных обучающих технологий, основанных на таких методах, как работа в творческих группах, критический практикум, конструктивный диалог, метод проектов.

Полученные результаты исследования не противоречат существующим теоретическим положениям и послужат инновационным звеном, расширяющим и дополняющим возможности педагогических методов и технологий в сфере высшего художественно-педагогического образования.

1. Алексеева Л.Л. Художественно-эстетическое образование в профильной школе: эволюция и перспективы развития: автореф. Дисс. . д.п.н. 13.00.02 / Алексеева, Лариса Леонидовна. - М., 2009, 416 с.

2. Алехин А.Д. Система подготовки учителя изобразительного искусства: автореф. дисс. . д.п.н. 13.00.02 / А.Д. Алехин. - М., 1993.

3. Ардашева Н.В. Формирование исследовательской культуры студентов в учебно-познавательной деятельности. // Дисс канд.пед.наук.

13.00.01. Кемерово, 2011, 187 с.

4. Боголюбов Л.Н. Базовые социальные компетенции в курсе обществоведения // Преподавание истории и обществознания в школе. - 2002. - № 9. - С. 24

5. Большой психологический словарь / сост. и общ. ред.: Б. Мещеряков, В. Зинченко. - СПб. : Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. - 672 с.

+ еще 66 источников

Покупка готовой работы
Тема: «Педагогические условия формирования научно-исследовательских компетенций студентов в системе высшего художественно педагогического образования»
Раздел: Педагогика
Тип: Магистерская работа
Страниц: 93
Цена: 2700 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

Не подошла эта работа?

Воспользуйтесь поиском по базе из более чем 40000 работ

Другие работы автора
Наши услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика