ВКР

«Методические рекомендации по развитию творческих способностей школьников в детской художественной школе. серия работ «сельский пейзаж» мягким материалом»

  • 39 страниц
Содержание

Введение 3

Глава I. Графика как вид изобразительного искусства 6

1.1. История графики 6

1.2. Виды графики 10

1.3. Художники-графики республики Башкортостан 16

Глава II. Ход работы над выполнением серии работ «Сельский пейзаж» мягким материалом 22

2.1. Выбор темы и творческие поиски 22

2.2. Основные технические приёмы и инструменты 25

2.3. Методические рекомендации по развитию творческих способностей школьников средствами графики в детской художественной школе 26

Заключение 31

Список использованной литературы 33

Введение

Актуальность исследования. Графика как один из самых древних и распространённых видов художественного творчества, занимает видное место в изобразительном искусстве.

Язык графики и главные его выразительные средства - это линия, штрих, контур, пятно и тон. Активно участвует в создании общего впечатления от произведения графики белый лист бумаги. Добиться выразительного рисунка можно даже при использовании только черного цвета. Именно поэтому графику часто называют искусством черного и белого. Однако это не исключает применение в графике цвета.

Границы между графикой и живописью очень подвижны, например, технику акварели, пастели, а иногда и гуаши относят то в один, то в другой вид искусства, в зависимости от того, в какой степени используется цвет, что преобладает в произведении - линия или пятно, каково его назначение.

Художественно выразительные достоинства графики заключаются в ее лаконизме, емкости образов, концентрации и строгом отборе графических средств. Некоторая недосказанность, условное обозначение предмета, как бы намек на него, составляют особую ценность графического изображения, они рассчитаны на активную работу воображения зрителя [12, c. 41].

В этой связи не только тщательно прорисованные графические листы, но и беглые наброски, зарисовки с натуры, эскизы композиции имеют самостоятельную художественную ценность.

Графике доступны разнообразные жанры (портрет, пейзаж, натюрморт, исторический жанр и др.) и практически неограниченные возможности для изображения и образного истолкования мира.

Тема выпускной квалификационной работы «Методические рекомендации по развитию творческих способностей школьников в детской художественной школе» является актуальной, так как для формирования всесторонне развитой личности важно эстетическое воспитание, развитие художественно-творческих способностей, нестандартного и креативного мышления при решении поставленных задач. Занятия графикой с учащимися формируют и развивают перечисленные качества личности.

Цель исследования: создание серии графических работ «Сельский пейзаж» и разработка методических рекомендаций по развитию творческих способностей школьников в детской художественной школе.

Объект исследования: процесс обучения изобразительному искусству в системе дополнительного образования.

Предмет исследования: методы и приемы развития творческих способностей учащихся средствами графики.

Задачи исследования:

1. Изучить теоретическую и методическую литературу по теме исследования.

2. На основе анализа литературы представить в тексте исследования историю, теоретические основы, виды и особенности искусства графики.

3. Описать процесс и приемы работы над серией графических пейзажей.

4. Разработать методические рекомендации по развитию творческих способностей школьников в детской художественной школе.

Методы исследования:

1. Теоретические: сбор и изучение искусствоведческой и методической литературы.

2. Эмпирические: классификация и систематизация изученного материала.

3. Практические: наблюдение за работой учащихся на уроках в детской художественной школе.

Теоретическая значимость: на основании изученной литературы и теоретических исследований разработаны методические рекомендации по развитию творческих способностей школьников в системе дополнительного образования средствами художественной графики.

Практическая значимость: методические рекомендации могут быть использованы в практике преподавания в детских художественных школах, школах искусств, изостудиях. Серия работ может экспонироваться на выставках и служить наглядным пособием на занятиях по графике.

Структура дипломной работы. Теоретическая часть исследовательской работы объемом 53 страницы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложения.

Практическая часть представлена серией графических работ «Сельский пейзаж» мягким материалом из 3 листов.

Фрагмент работы

ГЛАВА I. ГРАФИКА КАК ВИД ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

1.1. История графики

Графика - древнейший вид изобразительно искусства, который существует и по сей день.

История графики как вида изобразительного искусства насчитывает уже несколько тысяч лет. Первые графические работы появились на самых ранних стадиях развития человечества, когда древний человек выцарапывал рисунки на камнях и стенах пещер, на костяных пластинах. Подобные наскальные изображения сохранились в пещерах Франции - Фон-де-Гом, Ласко, Шове, Комбарель, а также в пещерах и скалах Австралии, Испании, Сахары. Первые рисунки изображали не только происходящие события и окружающий мир, а также служили украшением жилища, бытовых предметов и оружия. Долгое время наскальные изображения были средством общения между людьми. Так, с помощью различных рисунков первобытный человек пытался изложить свою мысль. В подобных изображениях передавались определенные понятия и повествования [53,с. 2].

С развитием человеческой речи, постепенно начал появляться язык, рисунки стали превращаться в отдельные слова, фразы. Начертание слов менялось, пока полностью не видоизменилось в знакомые для нас буквы, ставших в последствие основой алфавита [24, с. 90].

С течением времени объем информации увеличивался, возникла потребность в письменности, и графика постепенно начала носить чисто декоративный характер. Она широко применялась в рукописных дощечках, пергаментах, грамотах для украшения и полного раскрытия текста. Над такими рукописными книгами трудились настоящие мастера. Само использование шрифтов превращалось в отдельное искусство - каллиграфию.

Графика как теория основных правил рисования, графика, как искусство, - принадлежит египтянам. В Египте впервые начали обучать технике рисования. Ученик должен был научиться легко наносить линии на различные поверхности, будь то папирус или деревянные дощечки. Важнейшим средством выражения египетского искусства была настенная живопись. Чаще всего египтяне делали свои рисунки на стене с барельефами. Размещение таких рисунков и рельефов подчинялось строгим нормам и канонам, которые диктовали жрецы. Древнеегипетские мастера стремились выразить прекрасное в искусстве через симметрию и гармонию основных частей и всего целого. Основной метод обучения в то время - рисование с натуры [5, с.25].

Рисунки Древнего Египта служили для его жителей ни чем иным как «двойником действительности» - отображением их жизни.

В период римской империи изобразительное искусство, имело прикладной характер. В эту эпоху преобладало копирование образцов, повторение приемов работ древних греков.

Средневековое изобразительное искусство имело религиозную направленность и отрицало реалистическое изображение действительности. Рисунок был ориентирован на передачу эмоционального и духовного состояния человека, а не на достоверность и реалистичность.

Изображения заимствовались более или наименее точно из разных источников и предназначались для использования в живописи, фреске, миниатюре. Аналогичным методом могли скопировать и отельные группы людей, фрагменты фигуры, различные детали. В средние века иконография строго закрепляла за собой различного вида всеобщих сюжетов, отсюда и возникла потребность в их неизменном копировании. Данные произведения не требовали не творческой выдумки, не извлечения из наблюдений натуры. Первоисточниками для этого были в основном готовые произведения, а далее с них для памяти могли выполнять рисунки-образцы [20, с.7].

Рисунок, лежащий в основе графики, приобрел свой нынешнее место в период Возрождения и окончательно трансформировался в отдельный вид искусства именно благодаря усилиям мастеров Ренессанса, устремленным к научному познанию мира. Художники того времени работали с разнообразными материалами: графит, мел, пастель, сангина, уголь и разные типы грифелей. Еще применяли жидкие графические материалы - тушь, чернила, акварель, белила. Для своих произведений использовали разные виды кистей, перьев и бумаги.

Именно этот период превращает рисунок в многоцелевое средство художника, применяемое для изучения натуры и приёмов её изображения на плоскости, разработки основных принципов изобразительного искусства, фиксации наблюдений и выводов, подготовки к созданию больших произведений. Рисунок становится основой и важным этапом в живописи [4, С. 12-13].

Заключение

Мы провели исследовательскую работу по разработке методических рекомендаций по развитию творческих способностей учащихся на уроках графики в детской художественной школе, выявили условия, влияющие на развитие творческого воображения, тем самым решили поставленные задачи и пришли к следующим выводам. Проблема развития творческих способностей в современном быстро развивающемся мире очень актуальна. На сегодняшний день нужны люди, способные к творческому мышлению, принятию нестандартных решений.

Социально-экономическое развитие нашей страны, создание рыночной экономики, особенности современного этапа научно-технического прогресса обуславливают творческий характер труда, мобильность, гибкость мышления, творческое воображение. В свою очередь, это требует повышения эффективности и качества обучения, воспитания творческой активности и способностей у подрастающего поколения, что является важным и необходимым условием развития общества, всей страны.

Графика способствует развитию творческих способностей. Уроки графики начинаются с беседы и сопровождаются иллюстративным материалом. Наглядные изображения имеют неоценимое значение на уроках изобразительного искусства, что способствует формированию у детей наблюдательности, развитию внимательности, повторному обращению к иллюстративному материалу в процессе изобразительной деятельности.

На примере дипломной работы показано, что процесс обучения графики будет более эффективным, если применять проблемные методы обучения, продумывать и разрабатывать уроки, направленные на углубленное изучение техник графики, применение различных мягких материалов, использовать визуальный ряд (репродукции картин художников, фотографий, методических образцов, презентаций), раскрывающий основные задачи работы, закрепить на практике теоретические знания.

Цель исследования была достигнута путем создания серии работ «Сельский пейзаж» и разработанных на этой основе методов и приемов обучения графике школьников в детской художественной школе. Реализованы следующие задачи: изучение литературы по истории формирования и развития искусства графики, анализ творчества отдельных мастеров графики республики Башкортостан, создание методических рекомендаций по выполнению графических работ на уроках в детской художественной школе, создание программы по данной теме.

Список литературы

1. Авдеев Ю.С., Графики. Учебное пособие. — Спб. Издательство РГПУ им. А.И. Герцина, 1999. - 205 с.

2. Антимонов Л.С. Графика. Линия, штрих, точка. — Витебск, изд. Витебского госуниверситета им. П.М.Машерова, 1999. - 250 с.

3. Аранова С.В. Обучение изобразительному искусству. Интеграция художественного и логического / Аранова С.В. — Спб: Каро, 2004. -156 с.

4. Бабияк В.В., История графики. Учебное пособие. — Спб.: Издательство РГПУ им.А.И. Герцина, 1999.- 360 с.

5. Бадж Э.А.У. Мумия. Материалы археологических исследований египетских гробниц / Пер. с англ. — М.: Алетейа, 2001 - 156 с.

6. Барышева Т.А. Диагностика эстетического развития личности. — М.: Просвещение, 1999. - 86 с.

+ еще 50 источников

Покупка готовой работы
Тема: «Методические рекомендации по развитию творческих способностей школьников в детской художественной школе. серия работ «сельский пейзаж» мягким материалом»
Раздел: Педагогика
Тип: ВКР
Страниц: 39
Цена: 2100 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

У нас можно заказать

(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)

Контрольная на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Решение задач на заказ

Решение задач

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Лабораторная работа на заказ

Лабораторная работа

от 200 руб.

срок: от 1 дня

Доклад на заказ

Доклад

от 300 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

42 задания

за последние сутки

10 минут

время отклика