Дипломная работа
«Использование системы Карла Орфа на уроках музыки в младших классах»
- 68 страниц
ВВЕДЕНИЕ… 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ НА УРОКАХ МУЗЫКИ…. 8
1.1 Музыкально - педагогическое наследие о роли музыкального искусства в воспитании детей…. 8
1.2. Система музыкального воспитания Карла Орфа за рубежом и его последователи в России…. 13
1.3. Инструментальное музицирование как фактор развития творческих способностей детей (на материале К.Орфа)… 20
Выводы по I главе…. 33
ГЛАВА II. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ НА ОСНОВЕ СИСТЕМЫ К.ОРФА…. 35
2.1. Опытно-экспериментальная работа по организации музыкально-игровой деятельности и формированию творческих способностей младших школьников…. 35
2.2. Методика и результаты формирования музыкально-творческих способностей личности в процессе целенаправленного обучения на уроках музыки…. 44
2.3. Методика и результаты формирования музыкально-игровых навыков учащихся 1-ых классов в процессе внеклассной художественно-творческой деятельности…. 50
2.4. Динамика развития музыкально-творческих способностей учащихся 1-ых классов в условиях музыкально-игровой деятельности… 55
Выводы по II главе… 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ… 61
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ… 64
Актуальность исследования. Музыка как вид искусства открывает человеку возможность познавать мир и в процессе познания развиваться. Возникновение в нашем сознании естественных, закономерных ассоциаций музыки с самой жизнью, другими жанрами искусства убеждает нас в огромных возможностях музыкального воспитания, которое фактически дает человеку ключ к восприятию, постижению образного мира прекрасного. Обладание таким ключом - это важная предпосылка формирования не только действительно прекрасного во всех отношениях человека, но, что немаловажно, - формирование вкуса.
Древние греки первые в истории создали теорию воспитания, построенную на принципах гармонии и всесторонности. Эти принципы развивали в политико-этических трактатах Платон и Аристотель. Цели школьной системы образования в Афинах были направлены на гармоническое и всестороннее развитие духовных и телесных сил юношества. Гармонически и всесторонне развитый человек - центральная тема древнегреческого искусства: в статуях богов и героев запечатлели художники "канон" идеального человеческого тела; афинская драма представила цельные могучие характеры, сочетающие высокий интеллект и нравственную чистоту, мужество, гуманность и непреклонную силу воли [21, 20].
Музыкальное воспитание рассматривается в музыкальной педагогике как неотъемлемая часть нравственного воспитания подрастающего поколения, итогом которого является формирование общей культуры личности. В нашей стране музыкальное воспитание рассматривается не как сфера, доступная лишь избранным особо одарённым детям, но как составная часть общего развития всего подрастающего поколения. Выдающийся советский педагог В.А.Сухомлинский называл музыку могучим средством эстетического воспитания: «умение слушать и понимать музыку - один из элементарных признаков эстетической культуры, без этого невозможно представить полноценного воспитания» [43, 56].
Музыкальная деятельность включает в себя не только восприятие музыки, но и посильное детям исполнительство, основанное на опыте восприятия, - пение, игра на музыкальных инструментах, музыкально- ритмические движения. С помощью пения, игры на музыкальных инструментах можно развить другую музыкальную способность - умение представить и воспроизвести высоту музыкальных звуков в мелодии. Развитие этой способности предполагает умственные операции: сравнение, анализ, сопоставление, запоминание - и, таким образом, влияет не только на музыкальное, но и на общее развитие ребенка.
К проблеме формирования творческих способностей детей обращались многие ученые-музыковеды (Э.Б. Абдуллин, Д.Б. Кабалевский, О.А. Апраксина и др.). Однако, на наш взгляд, система музыкального воспитания Карла Орфа является наиболее эффективной в развитии креативных способностей детей.
Карл Орф - немецкий композитор и педагог, автор пятитомного собрания сочинений «Музыка для детей» («Schulwerk»), ставшего основой его музыкально-педагогической системы, получившей мировое признание и распространение.
Пятитомная антология музыки для детей, впервые изданная более 50 лет назад, собрана и обработана Орфом для пения и танцев с аккомпанементом ансамбля орфовских инструментов.
Игра на музыкальных инструментах - один из видов детского исполнительства. Применение детских музыкальных инструментов и игрушек (как на занятиях, так и в повседневной жизни) обогащает музыкальные впечатления младших школьников, развивает их музыкальные способности.
Обзор психолого-педагогической, искусствоведческой литературы позволили выявить противоречия:
1. Между огромным воспитательным потенциалом системы Карла Орфа и недостаточным его осмыслением в современной музыкально - педагогической практике.
2. Актуальностью проблемы формирования творческих способностей младших школьников через приобщение детей к музицированию и игре на детских музыкальных инструментах и недостаточным уровнем подготовки будущих учителей музыки в музыкально - педагогической практике. Названные противоречия обусловили проблему исследования: определение ведущих тенденций и педагогических условий формирования творческих способностей детей по системе Карла Орфа.
Актуальность проблемы, ее практическая значимость, недостаточная теоретическая и методическая разработанность определили тему нашего исследования: «Пути и условия формирования творческих способностей детей по системе Карла Орфа».
Цель исследования: выявить пути и условия формирования творческих способностей детей по системе Карла Орфа.
Объект исследования: процесс формирования творческих способностей детей.
Предмет исследования: методы и формы развития творческих способностей учащихся на уроках музыки в общеобразовательной школе по системе Карла Орфа.
В основу нашего исследования было положена гипотеза: мы предполагаем, что формирование творческих способностей детей будет успешным, если:
изучить систему музыкального воспитания Карла Орфа.
внедрить методы и формы обучения учащихся на детских музыкальных инструментах на материале К. Орфа.
провести опытно-экспериментальное исследование по внедрению системы музыкального воспитания К. Орфа в практику.
В соответствии с целью, гипотезой и предметом исследования решались следующие задачи:
1. На основе изучения психологической, педагогической, культурологической, искусствоведческой литературы исследовать педагогические условия формирования творческих способностей детей на уроках музыки.
2. Познакомить учащихся младшего школьного возраста с разновидностями детских музыкальных инструментов, приемами овладения игры на них.
3. Составить сборник музыкально - дидактических игр на основе системы К. Орфа.
Методологическую основу исследования составляют: идеи о воспитании духовных ценностей в системе педагогического образования (Б.Т.Лихачев, В.А.Сластенин, Н.А.Ветлугина); музыкально-педагогическое учение о развитии творческих и музыкальных способностей (Б.В. Асафьев, Э.Б.Абдуллин, О.А.Апраксина); теория целостности познания музыкального искусства (Д.Б .Кабалевский, Л.В .Школяр); о роли музыкального искусства в формировании творческих способностей детей (Ю.Б.Алиев, К.Орф, Н.А.Метлов).
Теоретическая значимость заключается в том, что изучена научная, музыковедческая литература о роли системы музыкального воспитания К. Орфа в формировании творческих способностей детей и обобщен педагогический опыт последователей К. Орфа в России.
Систематизированы и адаптированы методические приемы Карла Орфа на местном музыкальном материале.
Практическая значимость:
1. Выявлены пути и педагогические условия формирования творческих способностей детей.
2. Составлен сборник музыкально-дидактических игр развитию на основе системы К. Орфа. Опубликованные материалы могут быть использованы в системе общеобразовательного и дополнительного музыкального образования для учителей начальных классов, учителей музыки, родителей.
Для достижения поставленной цели, решения сформулированных задач и проверки гипотезы был использован комплекс методов исследования: изучение и анализ литературы по проблеме исследования, обобщение и систематизация теоретического материала, также наблюдение, анкетирование, тестирование.
Структура дипломной работы состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка литературы, приложения в виде учебно-методического пособия «Детские музыкально-дидактические игры».
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ НА УРОКАХ МУЗЫКИ.
1.1. Музыкально-педагогическое наследие о роли музыкального искусства в воспитании детей
Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок делается чутким к красоте в искусстве и жизни. Только развивая эмоции, интересы, вкусы ребенка, можно приобщить его к музыкальной культуре, заложить ее основы. Младший школьный возраст чрезвычайно важен для овладения музыкальной культурой. Если в процессе музыкальной деятельности будет сформировано музыкально-эстетическое сознание, это не пройдет бесследно для последующего развития человека, его общего духовного становления [2, 33].
Музыкальная деятельность включает в себя не только восприятие музыки, но и посильное детям исполнительство, основанное на опыте восприятия, - пение, игра на музыкальных инструментах, музыкально - ритмические движения. С помощью пения, игра на музыкальных инструментах можно развить другую музыкальную способность - умение представить и воспроизвести высоту музыкальных звуков в мелодии. Развитие этой способности предполагает умственные операции: сравнение, анализ, сопоставление, запоминание - и, таким образом, влияет не только на музыкальное, но и на общее развитие ребенка.
Одним из интереснейших видов деятельности для детей всегда являлась игра на детских музыкальных инструментах.
Она способствует:
- развитию музыкальных способностей, музыкального воображения, художественного и эстетического вкуса;
- формированию и развитию у детей творческого начала.
Играть на инструментах, танцевать и аккомпанировать себе, придумывать музыкальную сказку, озвучивать стихи или петь песню любимого певца - все эти формы вызывают азарт и восторг детей, дают эмоциональный всплеск, без которого нет музыки вовсе. Дети от них не устают, потому что являются деятелями, а не сторонними наблюдателями или слушателями.
В работе с детьми применяются различные музыкальные инструменты и игрушки. Они вызывают у ребенка большой интерес. Инициатором обучения детей игре на музыкальных инструментах уже в 20-е годы стал музыкальный деятель Н.А.Метлов. Ему же принадлежит идея организации детского оркестра (сначала шумового, потом смешанного). Он провел большую работу по созданию и совершенствованию детских музыкальных инструментов, имеющих звукоряд - металлофона и ксилофона. Был отобран репертуар, включающий народные попевки и другие произведения, удобные для исполнения на детских музыкальных инструментах, разработаны некоторые правила их инструментовки. В своих публикациях Н.А.Метлов дает подробные методические рекомендации по использованию, настройке инструментов, последовательности обучения детей на музыкальных инструментах, описание приемов игры на каждом из них [28, 69].
Игра на музыкальных инструментах - один из видов детского исполнительства. Применение детских музыкальных инструментов и игрушек обогащает музыкальные впечатления младших школьников, развивает их музыкальные способности. Игра на музыкальных инструментах, не имеющих звукоряда, помогает выработать чувство ритма, расширяет тембровые представления детей. Мелодические музыкальные инструменты все три основные музыкальные способности: ладовое чувство, музыкально-слуховые представления и чувство ритма. Чтобы сыграть мелодию по слуху, нужно иметь музыкально-слуховые представления о расположении звуков по высоте и ритмические представления. При подборе мелодии необходимо также ощущать тяготения к устойчивым звукам, различать и воспроизводить эмоциональную окраску музыки. Кроме того, игра на музыкальных инструментах развивает волю, стремление к достижению цели, воображение.
Важно привлекать внимание детей к выразительности тембра каждого инструмента, использовать образные сравнения, характеристики. Дети должны почувствовать выразительные возможности инструментов, научиться использовать разнообразие тембровых красок. Тем самым развивается музыкальная отзывчивость на музыку - основа музыкальности.
Обучая игре на музыкальных инструментах, педагог должен учитывать индивидуальные возможности каждого ребенка. Одни дети легко подбирают попевки, с другими необходима более детальная подготовительная работа.
Одна из задач музыкального образования - привить элементарные вокально-хоровые и навыки игры на музыкальных инструментах. Дети очень любят петь и подыгрывать себе на инструментах. А здесь широкое поле для творчества: выдумки и сочетания тембров разных инструментов, импровизации и подыгрывании пению. Вспомним на каком высоком уровне поставлен шумовой оркестр в детских садах. А как незаслуженно (в силу материальной бедности школ) эта прекрасная традиция коллективного музицирования прерывается, нанося неоценимый вред для психики детей. Ведь трудно, что сравнить с радостью, которую дети получают при совместной игре в ансамбле. Эмоционально-положительный контакт делает их добрее и отзывчивее, музыка передается «от сердца к сердцу» [9, 25].
Раскроем подробнее методы, которые были использованы в системе музыкального воспитания Карла Орфа. Метод создания проблемно-поисковых ситуаций. Он активизирует мышление детей, концентрирует слуховое внимание учащихся, развивает творческие способности. Например, при разучивании какого-нибудь танца первоклассникам предлагается определить, как его лучше исполнить: парами или стоя в кругу. Можно предложить детям выбрать детские музыкальные инструменты, которые, по их мнению, будут подчеркивать выразительность музыкального образа при исполнении сопровождения к произведению.
Стимулированию интереса к музыкальной деятельности способствует создание ситуаций успеха. Они особенно необходимы в тех случаях, когда учащиеся проявляют старание, но испытывают затруднения, например, из-за отсутствия координации между слухом и голосом не могут достичь чистого интонирования. Поощряя ребят, учитель создает ситуацию успеха, а переживание радости придает им силы, уверенность в преодолении трудностей, помогает поднять эмоциональный тонус в работе над исполнением песни.
Карл Орф считал наиболее сильным средством воздействия на ребенка творческие музыкально-театрализованные игры. В которых объединяются пение, речь, игра на музыкальных инструментах, жест, танец. Он создал музыкальные инструменты для детей, качественные, красиво звучащие, простые и удобные для игры.
Метод синтеза музыки, речи и движения К. Орфа, суть его в том, что музыка должна быть доступна переживанию в детском возрасте и соответствовать психике ребенка. Эта музыка неразрывно связанная с речью и движением: петь и одновременно приплясывать, выкрикивать дразнилку и чем-нибудь звенеть. Такая музыка есть у всех народов мира. Детская музыка любого народа, по мнению К. Орфа, генетически нераздельно связана с речью и движением.
Особенно важно для работы с детьми привнесение в разучивание элементов игры. Элементарное музицирование К. Орфа не должно миновать наших детей. Ему нужно и можно найти адекватное место в существующей системе музыкального воспитания и образования. Система музыкального воспитания К. Орфа обладает необходимой гибкостью, универсальностью.
Ценность идеи Шульверка в том, что элементарное музицирование позволяет участвовать в нем каждому ребенку независимо от его способностей, потому что элементарное музицирование - это не музыка само по себе, но и движение, слово, жест. Следовательно, если ребенок не чисто поет, он может играть на инструменте, или декламировать, или использовать элементарный танец, под которым подразумевается простейшие движения: ходьба, бег, прыжки, галоп, таким же способом организованные. В элементарном музицировании степень сложности очень подвижна, и педагог без особого труда может регулировать ее в соответствии со своими задачами и способностями детей. Ведь можно сопровождать музыку шуршанием, шелестом или звоном треугольника, бубенчиков, либо отмечать ударом тарелки конец пьесы.
Методика, положенная в основу нашей работы, представляет собой систему оригинальных игр, творческих заданий, ярких образных песен, целостно развивающих детскую личность в спектре композиторской, вокальной, хореографической, инструментально-исполнительской, актерской, исследовательской видов деятельности. На примере разных видов искусств раскрывается синтез речи, движения и музыки, способы их различной художественной трансформации. От ощущения выразительности речи, ее интонации, темпа, ритма, с одной стороны, и пластики, эмоциональной окрашенности движения, с другой, ребенок поднимается до осознания звуковысотности, сочинения простых ритмов, мелодий, танцевально-пластических композиций.
Таким образом, применяемые методы в системе Карла Орфа, игра на детских музыкальных инструментах, синтез музыки речи и движения, музицирование, музыкально-театрализованные игры, способствуют развитию творческих способностей детей.
Изучив психолого-педагогическую, научно-методическую и музыковедческую литературу, мы пришли к выводу, что проблема формирования творческих способностей детей являлась актуальной во все времена.
Система музыкального воспитания К. Орфа нашла широкое распространение не только в Германии, но и во многих странах мира. Разработанный К. Орфом «Шульверк» («Музыка для детей»), ставшее основой его музыкально-педагогической системы, обладает огромными воспитательными возможностями в музыкально-педагогической практике инструментах - один из видов коллективной исполнительской деятельности учащихся. Ее назначение на уроке - способствовать проявлению и развитию музыкальных способностей ребенка, обогащать художественный опыт младших школьников, развивать их интерес к исполнительской деятельности. При этом важно эмоциональное отношение ребят к музицированию, целенаправленное восприятие и усвоение приемов игры.
В процессе обучения игре на инструменте создаются условия, всесторонне благоприятствующие формированию и развитию первичной музыкально-ритмической способности в составе ее трех основных ответвлений (темп, акцент, соотношение длительностей).
Наработанный наглядный вспомогательный музыкальный материал позволил в простой доступной игровой форме дать детям представление о свойствах музыкального звука, о выразительных возможностях музыки, научить различать гамму чувств, настроений, передаваемых ею.
Мы пришли к выводу, что музыкальная деятельность включает в себя не только восприятие музыки, но и посильное детям исполнительство, основанное на опыте восприятия, - пение, игра на музыкальных инструментах, музыкально - ритмические движения. С помощью пения, игры на музыкальных инструментах можно развить другую музыкальную способность - умение представить и воспроизвести высоту музыкальных звуков в мелодии. Эти способности влияют не только на музыкальное, но и на общее развитие ребенка.
В результате опытно-экспериментальной работы нами были внедрены следующие методы и формы с учащимися:
- метод «синтеза музыки, речи и движения»;
- метод создания проблемно-поисковых ситуаций;
- музыкально-театрализованные игры.
Формы:
- коллективные (организация детского музыкального оркестра, театрализация песен);
- индивидуальные (сольное пение, сочинение попевок, музицирование).
Таким образом, гипотеза выдвинутая нами в начале исследования нашла свое подтверждение в опытно-экспериментальной работе.
Мы получили убедительные результаты по повышению уровня таких показателей как увлеченность детей творческим заданием, проявление инициативы и сотрудничества между детьми при выполнении заданий, побуждение детей к самостоятельности, увеличение объема музыкально- ритмических движений, согласованность и выразительность движений под музыку, более тонкое и дифференцированное восприятие отдельных музыкальных средств и умение связать их с конкретным музыкальным образом.
Динамику развития музыкально-творческих способностей первоклассников, содержит данные, доказывающие эффективность разработанной системы, позволяет утвердить необходимость целенаправленного, непрерывного и последовательного обучения для формирования специальных знаний и умений, личностных качеств, требующихся для музыкально-игровой деятельности.
Полученные результаты свидетельствуют о возможности внедрения экспериментальных формирующих приемов в практику работы школы с целью повышения качественной стороны образования и воспитания. Целесообразно включать в практику преподавания музыки элементы театрализованной игры (драматизации) и ритмики - активных формирующих приемов совместной творческой деятельности.
Проведенное исследование не исчерпало всех аспектов проблемы формирования музыкально-творческих способностей учащихся младших классов.
Представляют научный и практический интерес исследования влияния музыкально-игровой драматизации на всестороннее развитие учеников младших классов, в том числе, на формирование устойчивых эстетических представлений и нравственных норм поведения в процессе музыкально- игровой деятельности. Не менее актуально изучение методики подготовки студентов педвузов к проведению уроков музыки нового типа с использованием музыкально-театрализованных форм.
Абдуллин Э.Б. Методологическая подготовка учителя музыки / Э.Б. Абдуллин. -М., 2008. - 400 с.
2. Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта / Ю.Б. Алиев. - М.: Владос, 2007. - 120 с.
3. Алиев Ю.Б. Методика музыкального воспитания детей / Ю.Б.Алиев. - Воронеж: НПО «Модэк», 1998. - 352 с.
4. Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и 1 образовании / Б.В.Асафьев. - JL: Музыка, 1987. - 34 с.
5. Асафьев Б.В. О музыкально-творческих навыках у детей / Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. - М., Л., 1989.-98 с.
6. Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети! - М., 2004. - 10 с.
7. Апраксина О.А. Музыкальное воспитание в школе / О.А. Апраксина. -2-е изд., - М., 2006.-360с.
8. Безбородова Л. А. Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях / Л.А. Безбородова, Ю.Б. Алиев. - М.: Академия, 2002. - 215 с.
9. Ветлугина Н.А. Детский оркестр / Н.А. Ветлугина. - М., 2006. -25с.
10. Ветлугина Н.А. Структура музыкальности и пути ее исследования. Музыкальное развитие ребенка / Н.А.Ветлугина. - М., 2006. - 230 с.
11. Вахромеев В.А. Элементарная теория музыки / В.А. Вахромеев. - М., 2007. - 250 с.
12. Дмитриева Л.Г .Методика музыкального воспитания в школе / Л.Г. Дмитриева, Н.М. Черноиваненко. - М.: Просвещение, 1998. - 124 с.
13. Дмитриева Л.Г. Творческое развитие школьников на уроке музыки // Музыкальное воспитание в школе. - М.: 1999. - 100 с.
14. Зиннурова А.С. Детская национальная музыка как средство
воспитания школьников / А.С.Зиннурова. - Уфа, 2008. - 86 с.
15. Зиннурова А.С. Программа по теории и методике музыкального воспитания для студентов музыкального факультета пед. вузов. - Сибай: СИ БашГУ, 1998.
16. Кабалевский Д.Б. Программа по музыке для общеобразовательной школы 1-3 классы / Д.Б. Кабалевский. - М., 2009. – 200с.
17. Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца / Д.Б. Кабалевский. - М.: Просвещение, 2007. - 290 с.
18. Кашапова JI. М. Национальное музыкальное образование школьников: история, теория, практика. Учеб. пособие / JI.M. Кашапова. - Уфа, 2004. - 42 с.
19. Коган Г.М. У врат мастерства / Г.М. Коган. - М.: Музыка, 2009. -76 с.
20. Лихачев Б.Т. Педагогика: курс лекций / Б.Т. Лихачев. - М., 2006. -
145 с.
21. Лихачев Б.Т. Воспитательные аспекты обучения. - М., 2001. -165с.
22. Лихачев Б.Т. Эстетика детской жизни / Б.Т.Лихачев. - М.: Сев.-зап. книжное изд., 1986. -197 с.
23. Музыка детям: Сб. статей / Сост. Л. Михеева. - Л.: Музыка, 1981. — Вып.4. -128 с.
24. Музыкальное образование в школе: Учеб. пособие / под ред. Л.В. Школяр. - М., 2006. - 256 с.
25. Методология музыкального образования: проблемы, направления, концепции / отв. ред. Э.Б.Абдуллин. - М., 2009. - 89 с.
26. Методика музыкального воспитания в детском саду. Учеб. пособие / под ред. Н.А.Ветлугиной. - М.: Просвещение, 2009. - 345 с.
27. Музыкальные игрушки-инструменты в начальной школе / сост. Р.С. Амлинская. - Киев, 2006. - 5 с.
28. Метлов Н.А. Музыка - детям / Н.А. Метлов. - М.: Просвещение, 2005.- 298 с.
29. Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей / М.А. Михайлова. - Ярославль: Академия развития, 2007. - 367 с.
30. Назайкинский Е.В. Музыкальное восприятие как проблема музыкознания // Восприятие музыки - М., 2006. - 205 с.
31. Осеннева М.С. Методика музыкального воспитания младших школьников / М.С. Осеннева, J1.A. Безбородова. - М.: Академия, 2001. - 150 с.
32. Орф К. Музыкально-эстетическое образование в социокультурном развитии личности 6т. / К.Орф. - Екатеринбург, 2001. - 116 с.
33. Оркестр в классе. Песни и пьесы для оркестра детских музыкальных инструментов / Сост. и инструментовал И.Г. Лаптев. - М., 2008. - 23 с.
34. Петрушин В.И. Музыкальная психотерапия: Теория и практика: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. Заведений. - М.: Владос, 2000. - 176 с.
35. Пятин В.А. Управление педагогическим процессом в современной школе / В.А.Пятин. - М., 2000. - 6 с.
36. Попов А.П. К вопросу о дифференцированном подходе к учащимся на уроках музыки в 1 классе // Вопросы эстетического воспитания в школе. - М., 1999.-56 с.
37. Радынова О.П. Игра на детских музыкальных инструментах / О.П. Радынова. - М., 2004. - 45 с.
38. Радынова О.П. Музыкальное развитие детей / О.П. Радынова. - М., 2007. - 98 с.
39. Радынова О.П. Музыкальное воспитание дошкольников / О.П. Радынова, А.И. Катинене, МЛ. Палавандишвили. -3-е изд., стереотип. - М.: Академия, 2005. - 121 с.
40. Сластенин В.А. Педагогика: учеб. пособие для студ. пед. учеб. завед. / В.А. Сластенин, И.Ф.Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. - 3-е изд. -М.: Школа-Пресс, 2006. - 467 с.
41. Сергеева Т.П. Практикум по методике музыкального воспитания в начальной школе / Г.П. Сергеева. -2-е изд., испр. - М.: Академия, 2008. - 79 с.
42. Система детского музыкального воспитания Карла Орфа / Под ред. JI.A. Баренбойма. - Л.: Музыка, 2000. - 34 с.
43. Сухомлинский В.Л. Сердце отдаю детям / В.Л. Сухомлинский. - Киев, 2009. -56с.
44. Стоковский Л. Музыка для всех нас. - М., 2001. - 57 с.
45. Тарасов Г.С. Проблема духовной потребности (на материале музыкального восприятия). - М.,2002. - 45 с.
46. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей / Б.М. Теплов. - М., 2007. - 280 с.
47. Тютюнникова Т.Э. Уроки музыки. Система обучения Карла Орфа / Т.Э. Тютюнникова. - М., 2009. - 230 с.
48. Шабашов Л.В. Оркестр детских музыкальных инструментов // Музыкальное воспитание в школе, 1999. - Вып.6. - 95 с.
49. Шацкая В.Н. Музыка в школе и учитель // Искусство в школе. - М.: Академия, 2005. - 45 с.
50. Школяр Л.В. Теория и методика музыкального образования детей / Л.В. Школяр, М.С. Красильникова. - М., 2009. - 278 с.
Тема: | «Использование системы Карла Орфа на уроках музыки в младших классах» | |
Раздел: | Музыка | |
Тип: | Дипломная работа | |
Страниц: | 68 | |
Цена: | 2300 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Формирование познавательного интереса у учащихся средних классов к башкирской народной песне на уроках музыки
Дипломная работа:
Применение мультимедийных технологий на уроках музыки в общеобразовательной школе
Дипломная работа:
Использование произведений башкирских композиторов на уроке музыки
Дипломная работа:
Организация обучения детей с овз на уроках музыки в общеобразовательной школе