Дипломная работа
«Правовое образование и его роль в становлении гражданского общества»
- 79 страниц
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА 8
1.1. Концепции гражданского общества 8
1.2. Взаимодействие государства и гражданского общества 15
1.3. Условия и этапы становления гражданского общества в России 26
Глава 2. РОЛЬ ПРАВОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СТАНОВЛЕНИИ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА 40
2.1. Правовое образование в российском социокультурном пространстве. .40
2.2. Правовая и политическая культура как необходимое условие становления гражданского общества 51
2.3. Методические рекомендации по разработке рабочих программ правовых дисциплин 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 75
ПРИЛОЖЕНИЯ 79
В последние годы все большую популярность приобретают разнообразные модели право - воспитательной деятельности, взаимосвязанные с многочисленными концепциями правовой культуры и образования в различных регионах России.
Актуальность нашего исследования обусловлена, прежде всего, состоянием правового образования и правовой культуры, учитывая их значимость в процессе формирования гражданского общества в современной Российской Федерации. Проанализировав существующие научные публикации по данной проблематике, можно констатировать отсутствие единства в понимании специфики российской правовой культуры и правового образования, недостаточную теоретическую и методологическую разработанность данных понятий.
Правовое образование - современная актуальнейшая проблема, поскольку без неё нельзя реализовать потенциал гражданственности, заложенной в Конституции, а также формировать само гражданское общество и правовое государство.
Известно, что правовая культура, как и правовое образование, является важным комплексным компонентом механизма правовой социализации личности - процесса усвоения, принятия и реализации субъектами правовых ценностей общества, идей, переживаний, чувств и эмоций людей, правовых оценок, норм и моделей поведения.
Актуальность вопросов правового образования в современных условиях обусловлена тем, что понятие права во многих случаях становится условием и предпосылкой для формирования гражданского общества, где не могли бы доминировать различные формы насилия. Почему происходят данные явления, учитывает ли право реальные и разнообразные социокультурные ценности людей, их представления о справедливости и предназначении права - все это требует исследования права в комплексе социокультурной и антрополого - философской проблем.
Сложность, многогранность и комплексность проблемы правового образования являются причиной того, что некоторые его аспекты разработаны не в достаточной мере. Сегодня существуют различные подходы к формированию правовой культуры через образование, разнообразные концепции правового и патриотического воспитания, системы демократического гражданского образования и т.д.
Эффективность формирования гражданского общества зависит от уровня и качества правовой образованности молодежи и учащихся при помощи правовых дисциплин, что, в свою очередь, утверждает предположение о том, что среди многообразия внешних и внутренних условий для формирования правообразованной личности необходимы:
— опора на различные виды и организационные формы правообразовательной деятельности, что позволит молодежи овладеть высокой правовой культурой и занять достойное положение субъекта социальной действительности в обществе;
— разработка и систематические обновления учебных методик и программ по правовому образованию для достижения высокого уровня правовой культуры и формирования гражданского общества;
— создание в школьных и студенческих сообществах демократического микроклимата, который способствовал бы повышению уровня правового образования подрастающего поколения;
— широкое использование региональных традиций и компонентов правового образования граждан.
В нынешних социально - экономических условиях знание права как основы гражданского общества приобретает все более ощутимую жизненную значимость. Россияне приходят к пониманию того, что, кроме законов, у них нет и не будет в меняющемся обществе средств защитить свои права и интересы. Поэтому задачей правового образования является обучение не только молодого поколения, но и людей более старшего возраста правовым знаниям, которые помогут им в нынешних условиях риска и кризиса.
Степень изученности проблемы. Теоретической основой исследования являются работы отечественных и зарубежных учёных, содержащие базовые положения и концепции, раскрывающие роль правового образования и правовой культуры в жизни общества. В процессе работы проанализированы труды зарубежных социологов в области социологии права - М. Вебера, Э. Дюркгейма, П. Бурдье, А. де Токвиль и др.; отечественной представителей - Л.И.Петражицкого, П.И. Новгородцева, М.М. Ковалевского, Н.М. Коркунова, В.С. Соловьёва, Н.А. Бердяева, Б.Н. Чичерина, П.А. а также работы современных советских и российских политологов и социологов - А.С. Алексеева, В.Э. Бойкова, И.В. Василенко, В.А. Ядова, Ф.А. Хайек, А.А. Галкина, А.В. Кива, В.П. Сальникова, Т.И. Заславской, Ю.А. Красина, Н.И. Лапина, П.П. Баранова, В.И. Курбатова, Н.В. Гончарова, А.Г. Сапрунова, В.С. Данилова, Н.Н. Кожевникова, С.Х. Корпенко, А.Ю. Шадже, О.Н. Дамениа, А.А. Хашира, Р.Д. Хунагова, Т.И. Афасижева, М.К. Горшкова, Ю.А. Агафонова, М.Ю. Попова и других. В работах Е. Сухомлинского, В. Лазарева, П. Виноградова раскрываются вопросы социально - правовой компетенции личности как элемента социально - правовой культуры.
Параметры и ориентиры правового образования также исследуются на основании материалов, представленных в аналитических вестниках органов государственной власти Российской Федерации и её субъектов. В настоящее время достаточно широко освещаются вопросы правовой культуры, просвещения и воспитания в России.
Нашему исследованию наиболее близкими являются работы Е.А. Певцовой и Н.И. Элиасберг, которые рассматривают вопросы правовой культуры и правового образования в истории России.
В то же время проанализировав указанные работы, мы пришли к выводу: несмотря на существование обширных публикаций по правовому образованию и воспитанию как средству формирования и повышения правовой культуры, не все теоретические аспекты были разработаны в достаточной степени.
Объектом исследования выступает правовое образование в системе сложившихся социальных отношений гражданского общества современной России.
Предмет исследования - правовое образование и его роль в развитии правовой культуры формирующегося гражданского общества современной России.
Источник база ВКР. В ходе работы были проанализированы и использованы научно - методическая, нормативная, литературная база, периодические издания, а также интернет публикации и электронные материалы.
Цель исследования - социологический анализ роли правового образования в развитии правовой культуры формирующегося гражданского общества в современной России.
Достижение намеченной цели предполагает решение следующих научно - исследовательских задач:
— показать эффективность сформулированных теоретических оснований для анализа места и роли правовой культуры с позиций их влияния на процесс формирования гражданского общества;
— показать, что механизм формирования гражданского общества блокируется низким уровнем правовой культуры;
— выявить на основе эмпирических данных, что правовая культура влияет на формирование гражданских позиций в процессе становления гражданского общества;
— проанализировать условия развития современного правового образования как основы правовой культуры;
— определить место и роль правового образования в культуре российского общества;
— разработать методические рекомендации по составлению учебных программ правовых дисциплин.
Новизна данной ВКР является то, что правовое образование только начинает складываться. Важной частью данной тематики, что нашло отражение в данной ВКР, становится анализ и оценка перспектив совершенствования системы правового образования и его роли в становлении гражданского общества.
Практическое значение ВКР. Материалы исследования могут использоваться при модернизации действующих учебных планов и программ подготовки будущих специалистов профессионального обучения, а также в системе дополнительного профессионального образования.
Структура данной работы состоит из введения, двух глав по три параграфа, заключения, списка использованной литературы и источников, приложений. Список литературы и источников включает 44 наименований.
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА
1.1. Концепции гражданского общества
Современный научный анализ историко - правовых аспектов формирования концепции гражданского общества невозможно представить без всестороннего и подробного изучения процесса зарождения и развития институтов гражданского общества, связанного с рассмотрением правовых интерпретаций в структурировании организации гражданского общества.
Начало конструирования такого исторического явления, как гражданское общество, проходит далее на определенном этапе развития и осознания положения индивида в обществе и связано с формированием совокупности обозначенных определенных социальных институтов. Впоследствии эта идея, подвергаясь политическому, социальному и идеологическому влиянию, претерпевает изменения. Даже в настоящее время происходит трансформация и созревание институтов гражданского общества, его идеологических компонентов и ценностей.
Формирование основных представлений о гражданском обществе происходит ещё в древности. Задаваясь вопросасми тайны жизни, древние мыслители прошлого обращались к вопросам, касающимся взаимоотношений личности, общества и государства. Даже в работах Платона и Аристотеля этому вопросу уделялось пристальное внимание.
Например, размышляя о гармоничном обществе, Платон подчеркивает важность распределения функций государства, не противопоставляет общество государству и пытается сформулировать принцип его устойчивого развития. Мыслитель указывает, что в социальной системе в любом случае нужно стремиться к идеалу, поскольку именно такое стремление обеспечивает социальное развитие.
В своих размышлениях Аристотель также пришел к выводу о существовании гражданского общества, поскольку государство рассматривалось им как самодостаточная структура для существования граждан. В целях обеспечения интересов населения Аристотель одним из первых философов предложил определить необходимость разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, указав на верховенство законодательной власти.
В чистом виде понятие гражданского общества отсутствует в трудах Платона и Аристотеля, по причине того, что государство и общество рассматривалось мыслителями как единое целое, в основе которого закладывались определённые этические и правовые принципы, обеспечивающие стабильное социально правовое развитие.
Таким образом, предпосылками формирования гражданского общества в античности выступили идеи связанные с обеспечением незыблемости и верховенства закона, как средств а имеющего своё божественное и справедливое назначение в процессе регулирования общественных отношений. В трудах мыслителей впервые указывается на необходимость соответствия закона и права.
В античности формирование гражданского общества связывалось с активным поведением человека, его морально - этической оценкой поведения. Гражданин полиса обладал правами, совпадающими с обязанностями. Это означало, что он не только мог принимать участие в ритуалах, нести воинскую службу, заниматься судопроизводством, но и был обязан реализовывать данное ему право. Свобода гражданина древнегреческого полиса предполагала, прежде всего, меру его ответственности, а не меру самовыражения.
Что касается следующего этапа становления институтов гражданского общества - римского, то он выделился с получением самостоятельного существования гражданственно - индустриального аспекта политической системы. Изменился и смысл понятия «гражданское общество» в контексте взаимообусловленности отношений экономики, обществ а и государства.
В соответствии, с нормами римского права гражданское общество трактовалось как частная сфера жизни людей, которая регулируется с помощью права и в определённом отношении является автономной от государства.
Правовая культура относится к наиболее актуальным проблемам нашего общества, поскольку тысячами невидимых нитей связаны с задачей построения демократического, правового государства.
Повышение правовой культуры, всеобщее правовое образование является общенациональной задачей. Для этого необходимы концепции и долгосрочные программы правового образования и воспитания, которые в настоящее время должны быть не только на федеральном, но и на муниципальном уровнях.
Если мы хотим жить в демократическом правовом государстве, то государство, общество, сама личность нуждаются в сильном правовом образовании.
Проведенное нами исследование является одним из первых работ по рассмотрению правового образования в России. В современной юридической и социологической литературе вопрос правового образования не нашел пока еще достаточного освещения как в теоретическом, так и в практическом плане. Значимость нашего исследования в области правового образования граждан России обусловлена тем, что построение правового государства и гражданского общества в Российской Федерации взаимосвязано с повышением всеобщей правовой культуры, что, в свою очередь, приведет Россию в новое правокультурное пространство.
Необходимость повышения уровня правового образования вызвана высоким значением роли права, законности в условиях совершенствования правовой основы жизни общества. Состояние правопорядка, развитие демократии оказывают огромное влияние на уровень правосознания и политической активности граждан.
В правовом образовании необходимо сформировать и укрепить у населения правовые убеждения, мотивы правомерного поведения, осознания нравственного отношения людей к правовым нормам, уважения к закону, правосудию, правам личности и интересам общества.
Правовое образование призвано сформировать современное правовое мышление; способствовать созданию нравственных и правовых ценностей; укрепить умения в применении положений законов; повысить уровень правового сознания, а также выработать активную правовую позицию.
Правовое образование направлено на обеспечение процесса формирования у молодого поколения уважения к закону, включение молодых людей в задачу государства по укреплению законности, обеспечению прав человека и гражданина, повышению их активности в избирательном процессе.
Цели правового образования и гуманистического образования совпадают, но направлено на формирование духовно свободной, законно ориентированной нравственной личности с развитым правосознанием, которая понимает роль и место права, закона в современных условиях правового государства, умеющей защитить свои права и свободы надлежащими правовыми средствами.
Правовое образование - неотъемлемая часть общей культуры гражданина, условие формирования правосознания. Жизнь в гражданско - правовом обществе формирует правовое сознание (позитивное или негативное), независимо от того, происходит ли это стихийно или целенаправленно в рамках правового образования. Но правовое образование является залогом того, что право станет регулятором жизни индивида, а не помехой, препятствием на его пути реализации своих личных задач. В современных условиях именно правовое образование может стать важнейшим фактором развития личности, становления гражданского общества и демократического правового государства в современной России, граждане которого смогут жить в социально - правовом согласии друг с другом и с государством.
В условиях российской действительности развитие правового образования - актуальная проблема, ибо на протяжении всего исторического развития в нашей стране было распространено пренебрежение к праву, которое в современных переходных условиях усугубляется целым рядом негативных факторов, таких как несоблюдение конституционных прав и свобод граждан; принятие законов, не соответствующих Конституции РФ; несоблюдение государственными органами, ведомственными и должностными лицами установленных государством предписаний; проявления правового нигилизма, связанного с несовершенством законодательства; повсеместное проявление крайних степеней деформации правосознания, выражающееся в криминализации общественных отношений, распространение взяточничества и др.
Правовая культура встроена в институциональную систему общества, определяет контуры нормативных фигур, характер отношения к формальным нормам в ходе развертывания социальных практик, качество и уровень правосудия и законотворчества, эффективность правовой регуляции и пропорциональную долю неправового сектора социального пространства.
Для развития правового сознания человека и правовой культуры общества в целом необходимо развивать и совершенствовать правовое образование населения, государственных служащих, от которых в значительной мере зависит реальное обеспечение прав и свобод человека.
Нормативные правовые акты
1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // Официальный интернет - портал правовой информации. http://www.pravo.gov.ru. 01.08.2014.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая. Федеральный закон Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. № 51 - ФЗ. Российская газета 22 декабря 2006 года.- Федеральный выпуск 4255.
3. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273 - ФЗ от 29 декабря 2012 года Российская газета 25 декабря 2018 г. - Федеральный выпуск №497 (303).
4. Приказ Минобрнауки России от 14.06.2013 № 464.О6
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования // Минюст России 30.07.2013 № 29200.
Литература
5. Абдигалиев, А.У. Деформация правовой культуры: понятие, последствия, пути преодоления./А.У.Абдигалиев // История государства и права. 2006. № 3.С.19 - 27.
+ еще 39 источников
Оригинал в pdf
Тема: | «Правовое образование и его роль в становлении гражданского общества» | |
Раздел: | Право | |
Тип: | Дипломная работа | |
Страниц: | 79 | |
Цена: | 2800 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Договор купли-продажи товаров и его роль в организации коммерческой деятельности
Курсовая работа:
Гражданское общество и его развитие в современной России
Курсовая работа:
Организация системы дистанционного образования
Курсовая работа:
Воспитательный потенциал поликультурного образования и его реализация в современной школе
Дипломная работа:
Роль крупных предприятий в обеспечении конкурентоспособности машиностроения