Курсовая работа

«Организация системы дистанционного образования»

  • 37 страниц
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ЕГО МЕСТО В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ 6

1.1. ПОНЯТИЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ И ОБРАЗОВАНИЯ 6

1.2. ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ 7

ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ И ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ. 14

2.1. АНАЛИЗ ОТЕЧЕСТВЕННОГО И ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА ОРГАНИЗАЦИИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В СРЕДНЕМ ОБРАЗОВАНИИ. 14

2.2. ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В СИСТЕМЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ. 15

2.3. ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ 27

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. 36

Введение

Россия располагает одной из самых крупных и авторитетных образовательных систем в мире, однако ее пропускная способность и, главное, формы предоставления образовательных услуг уже не соответствуют потребностям. Так, в результате высокого конкурса в высшие учебные заведения каждый год около 1,5 млн. абитуриентов остаются за пределами высшей школы. В силу сложных экономических условий студенты вынуждены совмещать учебу с работой и не всегда могут регулярно посещать занятия. В переподготовке по направлениям высшего образования ежегодно нуждаются до 2 млн. человек. Происходящие структурные изменения в экономике, социальной и политической жизни требуют переподготавливать по всем направлениям профессионального, гуманитарного и социально-экономического образования миллионы человек. Примерно 2/3 взрослого населения страны не охвачены никакими формами дополнительного образования и просвещения. В сложной ситуации с получением образования, особенно высшего, находятся наши соотечественники в странах СНГ и Балтии.

Эти проблемы накладываются на такие традиционные для России факторы, как распределение контингента, нуждающегося в обучении, по большим территориям и, напротив, неравномерность территориального распределения учебных заведений. Переход к постиндустриальному обществу предполагает, что не менее 40—50% населения должны обладать высшим образованием. Решение этих задач в рамках использования традиционных методов обучения требует непомерных финансовых затрат и отвлечения от активной деятельности недопустимо большого количества людей.

Реальная альтернатива этому — развитие системы дистанционного образования. За счет создания мобильной информационно- образовательной среды, базирующейся на современных информационных и телекоммуникационных технологиях, и сокращения удельных затрат на одного обучаемого в сравнении с традиционными системами образования система ДО позволяет обеспечить принципиально новый уровень доступности образования при сохранении его качества.

Одна из наиболее активно обсуждающихся в последние годы форм таких услуг – это обучение с использованием глобальной сети INTERNET или дистанционное обучение. Представление и мнение о целесообразности такой формы обучения самые различные, а часто и совершенно противоположные. Это совершенно нормально, если учесть, что еще недавно дистанционной считалась практически любая методика обучения, при которой хотя бы часть материалов выдавалась на руки для самостоятельного изучения. Особой роли не играл и носитель информации: бумажный или магнитный.

«Дистанционное образование все чаще связывают с замкнутой системой обучения, при которой основным средством общения, обучения и передачи информации является INTERNET. Разработанная в 1991 году Web-технология становится той средой, куда наиболее естественно и эффективно вписывается дистанционное обучение, не исключая использования средств FTP (File Transfer Protocol Используемый в Internet протокол (и программа) передачи файлов между компьютерами), электронной и т.п.» [23]

По прогнозам ученых, в XXI веке наиболее популярным и востребованным будет именно ДО – недаром его называют образованием будущего.

Объект исследования: дистанционная форма обучения.

Предмет исследования: организация системы дистанционного обучения.

Цель исследования: изучить проблемы и особенности организации дистанционного обучения

Гипотеза: для того, чтобы дистанционное обучение было полноценной формой образования требуется четкая организация данного процесса, с присущими ей особенностями, отличными от других форм.

Задачи исследования:

1. Изучить сущность дистанционной формы обучения.

2. Изучить отечественный и зарубежный опыт организации дистанционного обучения.

3. Изучить проблемы организации дистанционного обучения.

4. Изучить систему организации дистанционного образования.

Работа имеет следующую структуру:

Введение;

Глава 1. Дистанционное образование и его место в современном обществе. В этой главе рассматриваются понятия дистанционного образования и обучения, определяется место дистанционного образования в современном обществе;

Глава 2. Особенности и проблемы организации дистанционного образования. В этой главе рассматриваются анализ отечественный и зарубежный опыт организации дистанционного обучения в среднем образовании, организация учебного процесса в системе дистанционного обучения и проблемы организации дистанционного обучения;

Заключение;

Список использованной литературы.

Фрагмент работы

ГЛАВА 1. ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ЕГО МЕСТО В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

1.1. Понятие дистанционного обучения и образования

«Обучение - это целеустремленный, систематический, организованный процесс вооружения знаниями, умениями, навыками, а образование - это результат обучения, воспитания и развития личности.

Дистанционное обучение (ДО) является формой получения образования, наряду с очной и заочной, при которой в образовательном процессе используются лучшие традиционные и инновационные методы, средства и формы обучения, основанные на компьютерных и телекоммуникационных технологиях.» [5]

Основу образовательного процесса при ДО составляет целенаправленная и контролируемая интенсивная самостоятельная работа обучаемого, который может учиться в удобном для себя месте, по индивидуальному расписанию, имея при себе комплект специальных средств обучения и согласованную возможность контакта с преподавателем по телефону, электронной и обычной почте, а также очно.

ДО представляет собой целенаправленный интерактивный, асинхронный процесс взаимодействия субъектов и объектов обучения между собой и со средствами обучения, причем процесс обучения индифферентен к их пространственному расположению.

Заключение

Опросы, проведенные в США, показывают, что более 60% населения хотели бы получить образование дистанционно. В нашей стране по оценкам специалистов, к дистанционному обучению готовы более 1,5 млн человек. Чем же так привлекательно ДО?

Сначала отметим плюсы дистанционного обучения.

• Технологичность - обучение с использованием современных программных и технических средств делает электронное образование более эффективным.

По мнению 57% преподавателей США, результаты дистанционного обучения не уступают или даже превосходят результаты традиционных занятий.

33,3% опрошенных преподавателей считает, что в ближайшие годы результаты дистанционного обучения превзойдут результаты аудиторного.

• Доступность и открытость обучения - возможность учиться удалено от места обучения, не покидая свой дом или офис. Можно учиться находясь практически в любой точке земного шара, где есть компьютер и Интернет.

• Как правило дистанционное обучение дешевле обычного обучения.

• Свобода и гибкость, доступ к качественному образованию - появляются новые возможности для выбора курса обучения. Можно одновременно учиться в разных местах, сравнивая курсы между собой. Возможность обучения инвалидов и людей с различными отклонениями.

• При использовании дистанционного обучения учебное заведение получает большее количество иностранных студентов, университеты имеют возможность увеличить количество студентов за счет привлечения дистанционных слушателей из других стран и городов.

• Индивидуальность систем дистанционного обучения. ДО носит более индивидуальный характер обучения, более гибкое, обучающийся сам определяет темп обучения, может возвращаться по несколько раз к отдельным урокам, может пропускать отдельные разделы и т.д.

Опыт показывает, что студент, обучающийся дистанционно становится более самостоятельным, мобильным и ответственным. Без этих качеств он не сможет учиться.

Документирование процесса обучения – у обучающего может остаться сам курс обучения, электронная переписка с тьютором и он может обращаться к ним позже, по мере необходимости.

• ДО предоставление возможности обучения большему количеству людей, повышается интерес к обучению, растет продуктивность обучения, позволяет учиться тогда, когда это необходимо, привлекает людей разных возрастных групп.

• ДО делает процесс обучения более творческим и индивидуальным, открывает новые возможности для творческого самовыражения обучаемого.

• Внедрение ДО уменьшает нервозность обучаемых при сдаче зачета или экзамена.

• Совершенно новые возможности открывает использование в обучении поисковых машин.

Несмотря на множество достоинств, ДО имеет и свои недостатки:

• Отсутствие прямого очного общения между обучающимися и преподавателем.

• Необходимость в персональном компьютере и доступе в Интернет.

• Высокие требования к постановке задачи на обучение, администрированию процесса, сложность мотивации слушателей.

• Одной из ключевых проблем Интернет-обучения остается проблема аутентификации пользователя при проверке знаний. Большинство дистанционных программ предполагает очную экзаменационную сессию. Отчасти эта проблема решается с установкой видеокамер на стороне обучающего и соответствующего программного обучения.

• Необходимость наличия целого ряда индивидуально-психологических условий. Для дистанционного обучения необходима жесткая самодисциплина, а его результат напрямую зависит от самостоятельности и сознательности учащегося.

• Как правило, обучающиеся ощущают недостаток практических занятий. Отсутствует постоянный контроль над обучающимися, который для российского человека является мощным побудительным стимулом.

• Высокая стоимость построения системы дистанционного обучения, на начальном этапе создания системы, велики расходы на создание системы дистанционного обучения, самих курсов дистанционного обучения и покупку технического обеспечения.

• Высокая трудоемкость разработки курсов дистанционного обучения. Создание 1 часа действительно интерактивного мультимедийного взаимодействия занимает более 1000 часов профессионалов. Один из путей решения этой проблемы это поиск и использования существующих видео и аудио файлов, использование методов постепенного усложнения дистанционных курсов.

Мы считаем, что в ходе работа была достигнута поставленная нами цель. Изучив организацию системы дистанционного обучения, пришли к выводу, что в ближайшем будущем многие будут выбирать этот метод обучения.

Список литературы

1. Бершадский А.М., Кревский И.Г. Дистанционное образование: региональный аспект.// Дистанционное Образование – 1998. -№1.

2. Бершадский А.М., Кревский И.Г. Дистанционное обучение – форма или метод.// Дистанционное Образование – 1998. – №4.

3. Борисова Н.В. От традиционного через модульное к дистанционному. – М., 2000.

4. Василенко Л. А. Интернет и информатизация государственной службы России. Социологические аспекты. – М., 2000.

5. Образование в эпоху новых информационных технологий/ Воронина Т.П., Кашицин В.П., Молчанова О.П. – М.: ИНФОРМАТИК, 1995.

6. Густырь А.В., Долгоруков А. М. Проблемы развития дистанционного образования в системе среднего профессионального образования. //Среднее профессиональное образование. – 1999, – спец. выпуск.

7. Интернет – образование: не миф, а реальность XXI века/ Зайцева Ж.Н., Рубин Ю.Б., Титарев Л.Г. и др. Под ред. В.П.Тихомирова // М.: МЭСИ, 2000.

8. Кларин М. В. Инновации в мировой педагогике. – Рига, 1995.

9. Кузьмина И.А., Устинов В.А. Принципы и методы создания курсов дистанционного образования 2000.

10. Назарова Т.С, Полат Е. С. Средства обучения. Технология создания и использования. — М., 1998.

11. Новицкий А.Г., Свириденко Ю.А. Дистанционное обучение: проблемы, пути развития. //Журнал-каталог "Образование". – 1997. – №1.

12. Овсянников В.И. Дистанционное образование в России: миф или реальная перспектива? //Педагогика. – 1996. – №3.

13. Полат Е.С., Моисеева М.В., Петров А.Е. Педагогические технологии дистанционного обучения: Учебное пособие для студентов вузов. М.: ИЦ Академия, 2006 г.

14. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. /Под ред. Полат Е.С.– М., 2003.

15. Полат Е.С. Педагогические технологии XXI века / Современные проблемы образования. – Тула, 1997.

16. Полат Е.С., Петров А. Е. Дистанционное обучение . Каким ему быть? // Педагогика. – 1999. - №7.

17. Полат Е. С. Теория и практика дистанционного обучения // Информатика и образование. – 2001. - №5.

18. Попов В.П. Поиск новых методов обучения в период перехода к дистанционным технологиям. //Среднее профессиональное образование. – 2000. – №2.

19. Собкин В.С., Евстигнеева Ю. М. Подросток: Виртуальность и социальная реальность. – М.,2001

20. Солдаткин В.И. Информатика в системе дистанционного образования на рубеже XXI в.// Дистанционное Образование. – 1998. – №1.

21. Тиффин Д., Раджасингам Л. Что такое виртуальное обучение? – М.,1998.

22. Тихомиров В.П. Основные принципы построения Системы дистанционного образования России //Дистанционное образование. – М.,1998. – №1,.

23. Щенников С.А. Открытое дистанционное образование. – М., 2002.

24. Язык СМИ как объект междисциплинарного исследования. – М., 2003.

25. w*w. altavista. digital. Com

26. w*w. euroseek. Com

27. w*w. excite. Com

28. w*w. rambler. Ru

29. w*w. yahoo. Com

30. w*w.galaxy. tradewave. Com

31. w*w.google. Com

32. w*w.infoseek. comw*w.list. ru

33. w*w.lycos.com

Примечания

К работе прилагается презентация

Покупка готовой работы
Тема: «Организация системы дистанционного образования»
Раздел: Информатика
Тип: Курсовая работа
Страниц: 37
Цена: 1000 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

У нас можно заказать

(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)

Контрольная на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Решение задач на заказ

Решение задач

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Лабораторная работа на заказ

Лабораторная работа

от 200 руб.

срок: от 1 дня

Доклад на заказ

Доклад

от 300 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

42 задания

за последние сутки

10 минут

время отклика