Дипломная работа
«Разработка электронного задачника в системе Moodle»
- 130 страниц
Введение 4
Глава 1. Теоретические основы создания электронных задачников 6
1.1. Дидактические характеристики и сравнительный анализ традиционных и электронных учебных изданий 6
1.2. Электронный задачник как частный случай электронного учебника 12
1.3. Средства разработки электронных задачников 14
1.4. Обзор электронных задачников, представленных в сети Интернет 32
Глава 2. Разработка электронного задачника по разделу «Информационные технологии» школьного курса информатики 36
2.1. Цели и задачи разработки электронного задачника, основные принципы его реализации 36
2.2. Структура и общая характеристика содержания задачника 39
2.3 Реализация основных разделов 42
2.4. Методика использования электронного задачника
в учебном процессе 51
Заключение 54
Список литературы 55
Приложения 58
В современных условиях, когда количество информации постоянно возрастает, а занятость преподавателя такова, что на создание высококачественных мультимедийных учебных материалов не хватает ни времени, ни квалификации, особенно актуальным становится использование систем управления учебным процессом, которые позволяют просто и эффективно использовать любые виды электронных материалов для целей обучения.
Современное образование, как важнейшее условие формирования компетентного специалиста, вооруженного действенными знаниями, вытекает из насущных потребностей информационного общества. Уровень знаний выпускника вуза, обслуживающих современное производство, не может быть ниже уровня знаний, опредмеченных в технике и технологиях. От выпускника вуза требуется не просто знание отдельной отрасли науки, а овладение целостной системой знаний и современным стилем мышления, позволяющим исключить разрушительные последствия однобокого использования производственной инфраструктуры. По этой причине логика движения содержания учебных дисциплин должна создавать основу для развития у студентов умения реализовать свои знания в условиях реального производства и общественной жизни, воспитание привычки опираться на научную информацию в поиске решений производственных и социальных задач.
Все более возрастающие объемы необходимых знаний требуют новых подходов и методов их приобретения. Именно в этом заключается актуальность данного дипломного проекта, который позволяет, экономя деньги на приобретение большого количества книг по данной теме, получить необходимые знания за меньший промежуток времени.
Объект исследования: технология построения электронного задачника и его контента.
Предмет исследования: возможность создания и использования электронного задачника по информатике в системе Moodle.
Цель работы – создание задачника-практикума по информатике в системе Moodle и рассмотреть возможности его использования в учебном процессе.
Задачи исследования:
1) изучение литературы по анализу традиционных и электронных учебных изданий;
2) изучение существующих программных средств (электронных пособий) и анализ их структуры;
3) изучение литературы по конкретным разделам дисциплины;
4) подбор наиболее информативных иллюстраций;
5) разработка электронного задачника-практикума по информатике в системе Moodle.
Теоретико-методологическая база исследования: базу теоретического исследования составили труды отечественных и зарубежных ученых, методистов, учителей-предметников по созданию электронного задачника и его применения в образовании.
Научная и практическая ценность работы: заключается в создании электронного задачника по информатике в системе Moodle и возможностями использования его в учебном процессе школ.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Глава 1. Теоретические основы создания электронных задачников
Электронный задачник – электронное интерактивное пособие, предназначенное для получения практических навыков по данному учебному курсу. В пособии данного вида должен быть реализован постоянный диалог обучаемого с компьютером.
Задачник в электронном учебнике наиболее естественно осуществляет функцию обучения. Термин задачник не должен вводить в заблуждение. Задачник может быть и по гуманитарным дисциплинам. Главное в электронном задачнике – дозированная помощь. Учащийся получает именно ту и только ту учебную информацию, которая необходима для решения конкретной задачи. Главная проблема – подбор задач, перекрывающих весь теоретический материал. При подборе задач приходится решать противоречивую оптимизационную проблему. С одной стороны, каждая задача должна раскрывать или гарантировать через дозированную помощь усвоение определенного теоретического материала и быть по силам каждому из тех учащихся, на которых рассчитан электронный учебник. С другой стороны, количество задач не должно пугать школьника и не лишать его столь важной уверенности в своих силах. Формирование хорошего электронного задачника по силам только методистам самой высокой квалификации.
1.1. Дидактические характеристики и сравнительный анализ традиционных и электронных учебных изданий
Из разных источников следуют следующие определения электронного учебного издания:
1 Учебное издание, содержащее систематическое изложение учебной дисциплины или ее раздела, части, соответствующее государственному стандарту и учебной программе и официально утвержденное в качестве данного вида издания.
2 Это совокупность графической, текстовой, цифровой, речевой, музыкальной, видео-, фото- и другой информации, а также печатной документации пользователя. Электронное издание может быть исполнено на любом электронном носителе, а также опубликовано в электронной компьютерной сети.
3 Это электронное издание, частично или полностью заменяющее или дополняющее учебник и официально утвержденное в качестве данного вида издания.
4 Это текст, представленный в электронной форме и снабженный разветвленной системой связей, позволяющей мгновенно переходить от одного его фрагмента к другому в соответствии с некоторой иерархией фрагментов.
5 Должно содержать систематизированный материал по соответствующей научно-практической области знаний, обеспечивать творческое и активное овладение студентами и учащимися знаниями, умениями и навыками в этой области. Учебное электронное пособие должно отличаться высоким уровнем исполнения и художественного оформления, полнотой информации, качеством методического инструментария, качеством технического исполнения, наглядностью, логичностью и последовательностью изложения.
Для учебного процесса используется комплекс учебных изданий. Как уже говорилось, для последовательного усвоения материала необходимы программы обучения. Это может быть учебно-программное издание – учебное издание, регламентирующее состав, объем, порядок, сроки изучения учебных дисциплин, предусмотренных для данного учебного заведения. Разновидностями учебно-программных издания являются:
1 Учебный план – учебно-программное издание, нормативный документ, характеризующий основное содержание подготовки специалистов и их квалификацию. Он определяет состав изучаемых учебных дисциплин с указанием их объема, последовательности и сроков изучения, указывает формы и сроки проверки знаний и умений студентов.
2 Учебная программа – учебно-программное издание, нормативный документ, определяющий содержание, объем, порядок изучения какой-либо дисциплины (ее частей, раздела). Регламентирует как деятельность педагога, так и учебную работу студента.
Чтобы получить знания, студент изучает учебно-теоретические издания. Эти учебные издания содержат систематизированные научно-теоретические сведения, изложенные в форме, удобной для изучения и усвоения. К ним относятся:
1 Учебное пособие – учебно-теоретическое издание, официально утвержденное в качестве данного вида издания, частично или полностью заменяющее или дополняющее учебник.
2 Учебник – учебно-теоретическое издание, содержащее систематическое изложение учебной дисциплины или ее части, раздела, соответствующее учебной программе и официально утвержденное в качестве данного вида издания.
3 Конспект лекций – учебно-теоретическое издание, в компактной форме отражающее материал всего курса, читаемого определенным преподавателем.
4 Отдельная лекция – учебно-теоретическое издание, содержащее текст одной лекции. Отражает содержание, объем и форму изложения лекции, читаемой определенным преподавателем.
5 Курс лекций – учебно-теоретическое издание (совокупность отдельных лекций), полностью освещающее содержание учебной дисциплины. Отражает материал, читаемый определенным преподавателем.
6 Тексты лекций – учебно-теоретическое издание, полностью или частично освещающее содержание учебной дисциплины либо выходящее за рамки учебной программы. Отражает материал, читаемый определенным преподавателем.
Для усвоения материала и для самопроверки студенту предлагаются учебно-практические издания – учебные издания, содержащие систематизированные сведения научно-практического и прикладного характера, изложенные в форме, удобной для изучения и усвоения. Предназначены для закрепления материала, полученного из учебно-теоретических изданий, и проверки знаний.
Разновидностями учебно-практических изданий являются:
1 Сборник упражнений – учебно-практическое издание, содержащее упражнения и методические рекомендации по его выполнению в объеме определенного курса, способствующее усвоению и закреплению пройденного материала и проверке знаний.
2 Практикум – учебно-практическое издание, предназначенное для закрепления пройденного материала и проверки знаний различными методами. Содержит практические задания и упражнения, способствующие усвоению пройденного.
3 Сборник иностранных текстов – учебно-практическое издание, содержащее иностранные тексты для изучения иностранного языка и методические рекомендации в объеме определенного курса, способствующее усвоению, закреплению пройденного материала и проверке знаний.
4 Сборник задач (задачник) – учебно-практическое издание, содержащее задачи и методические рекомендации по их выполнению в объеме определенного курса, способствующее усвоению, закреплению пройденного материала и проверке знаний.
5 Сборник контрольных заданий – учебно-практическое издание, содержащее перечень типовых контрольных заданий, обеспечивающих проверку знаний и умений студентов по конкретной учебной дисциплине или комплексу учебных дисциплин.
6 Сборник планов семинарских занятий – учебно-практическое издание, содержащее тематику семинарских занятий, порядок их подготовки и проведения, рекомендуемую литературу, способствующее усвоению, закреплению пройденного материала и проверке знаний.
7 Сборник описания лабораторных работ (сборник описания практических работ, лабораторный практикум) – учебно-практическое издание, содержащее тематику, задание и методические рекомендации по выполнению лабораторных или практических работ в объеме определенного курса, способствующее усвоению, закреплению пройденного материала и проверке знаний.
8 Тесты – учебно-практическое издание, содержащее вопросы для проверке усвоения учащимися пройденного материала.
9 Хрестоматия – учебно-практическое издание, содержащее систематически подобранные литературно-художественные, официальные, научные и иные произведения или отрывки из них, составляющие объект изучения учебной дисциплины. Хрестоматия способствует усвоению, закреплению пройденного материала, дополняет и расширяет знания учащихся.
Как и в создании любых сложных систем, при подготовке электронного учебника решающим для успеха является талант и мастерство авторов. Тем не менее, существуют устоявшиеся формы электронных учебников, точнее, конструктивных элементов, из которых может быть построен учебник.
Тест – внешне, это простейшая форма электронного учебника. Основную сложность составляет подбор и формулировка вопросов, а также интерпретация ответов на вопросы. Хороший тест позволяет получить объективную картину знаний, умений и навыков, которыми владеет учащийся в определенной предметной области.
Энциклопедия – это базовая форма электронного учебника. На содержательном уровне термин энциклопедия означает, что информация, сконцентрированная в электронном учебнике, должна быть полной и даже избыточной по отношению к стандартам образования.
Задачник в электронном учебнике наиболее естественно осуществляет функцию обучения. Учащийся получает учебную информацию, которая необходима для решения конкретной задачи. Главная проблема – подбор задач, перекрывающих весь теоретический материал.
Креативная среда. Современные электронные учебники должны обеспечивать творческую работу учащегося с объектами изучения и с моделями систем взаимодействующих объектов. Именно творческая работа, лучше в рамках проекта, сформулированного преподавателем, способствует формированию и закреплению комплекса навыков и умений у учащегося. Креативная среда позволяет организовать коллективную работу учащихся над проектом.
Авторская среда. Электронный учебник должен быть адаптируем к учебному процессу. Такая среда, например, обеспечивает включение дополнительных материалов в электронную энциклопедию, позволяет пополнять задачник, готовить раздаточные материалы и методические пособия по предмету. Фактически, это подобие инструмента, с помощью которого создается сам электронный учебник.
Невербальная среда. Традиционно электронные учебники вербальны по своей природе. Они излагают теорию в текстовой или графической форме. Это является наследием полиграфических изданий. Но в электронном учебнике возможно реализовать методический прием «делай как я». Такая среда наделяет электронный учебник чертами живого учителя.
Перечисленные формы электронного учебника могут быть реализованы в виде отдельных электронных учебников либо сгруппированы в рамках единого ансамбля. Все зависит от замысла «автора». Автор должен владеть знаниями об истории и возможностях электронных учебников.
Глава 2. Разработка электронного задачника по разделу «Информационные технологии» школьного курса информатики
Для обеспечения удаленного процесса обучения мы разработаем виртуальный задачник с возможностью просмотра решения задач и обращения к учебнику по разным темам, как к подсказке. Так же учащийся может пройти самоконтроль в виде теста, который состоит из типичных заданий, предлагаемых на контрольной проверки по изученному курсу.
Электронный задачник может быть использован для работы студентов во время внеаудиторных занятий, подготовке к семинарским занятиям и к качественной подготовке к контрольной проверки по курсу.
2.1. Цели и задачи разработки электронного задачника, основные принципы его реализации
Задачник и основные принципы его реализации. Интерактивный задачник по информатике школьников представляет собой комплекс модулей, объединенный интегрирующей оболочкой и состоит из следующих программных модулей:
1. Комплект модулей виртуальных заданий (3 штуки) с банком упражнений.
2. Инструментальные средства педагога (ИСП), объединяющие инструменты анализа рейтинга учащихся, редактор задач, регистрация рабочего места учащегося в сетевой версии Задачника, инструменты доступа к папкам решений задач учащихся, инструмент назначения задач учащимся на рабочее место.
3. Инструментальные средства учащегося (ИСУ), объединяющие информационный инструмент личного портфолио учащегося (папка решений задач) и инструмент регистрации в виртуального рабочего места ученика.
4. Интегрирующая оболочка, позволяющая использовать все виртуальные заданиякак единый продукт.
Для организации учебного процесса в дистанционной форме предполагается использовать систему MOODLE. Преподаватель в данной системе имеет большие полномочия, как по администрированию, так и по созданию отдельных элементов обучения. Настройки системы позволяют преподавателю в любой момент изменять вид и структуру своего дистанционного курса. Это позволяет достаточно легко варьировать содержание дисциплин.
Первым шагом при создании дистанционного курса является установка общих параметров курса. Преподаватель должен выбрать из уже созданных категорий именно ту категорию, к которой относится его собственный курс. В качестве категории рекомендуется указывать факультет, кафедру, специальность.
Краткое описание курса должно содержать интересную информацию о структуре, содержании и основных целях курса.
Форум представляет возможность обмена информацией по определенному кругу проблем. В форуме могут участвовать как студенты, так и преподаватели. Форум удобно использовать в дистанционных курсах социальной направленности, что особенно важно для вуза, где готовят специалистов по социологии и социальной работе.
Преподаватель в любой момент может изменить все настройки, включая формат курса. Преподаватель также определяет, будут ли его студенты выполнять учебные задания в группах.
Следующим шагом является определение информационной составляющей курса. Преподаватель должен определить количество и содержание тематических разделов, основные источники информации, основные темы для обсуждения в форумах и чатах, основные формы взаимодействия со студентами.
В качестве завершенных информационных материалов рекомендуется использовать стандартные форматы файлов, созданных в Microsoft Word, Excel, Point.
Для каждого дистанционного курса необходимо обязательно составлять график временных событий. Например, срок выполнения задания, срок проведения тестирования, время доступа в чате и т.п. Преподаватель, прежде чем вводить события в систему, должен их спланировать таким образом, чтобы получилась логическая связь между изучением учебного материала и своевременным выполнением всех поставленных задач.
Следующим шагом при проектировании дистанционного курса является создание методики оценки по всему курсу в целом. Преподаватель должен выбрать шкалу оценивания (либо стандартную от 0 до 100 баллов, либо создать свою собственную) и определить, какие именно элементы дистанционного курса будут являться составляющими итоговой оценки.
В системе могут оцениваться сообщения в форуме записи в терминологическом словаре, записи в журнале (рабочей тетради), результаты выполнения заданий, которые присылаются в виде одного файла на сервер, ответы, полученные в результате выполнения практического занятия, результаты тестирования.
Методика оценки должна быть доведена студентам в начале и доступна в процессе обучения. Студенты с помощью ссылки «Оценки» в меню навигации всегда могут посмотреть, сколько баллов они набрали и сколько еще могут набрать.
В ходе выполнения работы было рассмотрено несколько систем дистанционного обучения, выявлены преимущества Moodle и исследованы ее возможности. В рамках данной системы был разработан задачник-практикум по информатике, объединяющий и систематизирующий теоретические материалы по информатике, включающий в себя лекции, тесты, задания, практические работы и т.д.
Задачник-практикум отвечает требованиям к надежности; удовлетворяет всем требованиям среды Moodle к модулям данного типа, так как построен на базе стандартного; выполняет требования совместимости, предъявляемые к модулям данного типа в системе; имеет средства для достаточно гибкой настройки.
Практическая часть является аналогом практических занятий. Практическая часть оформляется в виде тестов, заданий и др. Прохождение студента по практической части оценивается преподавателем или автоматически и отображается в журнале оценок.
Опыт Бирского Филиала Башкирского Государственного Университета показывает, что система MOODLE наиболее соответствует потребностям и задачам вуза в организации дистанционного обучения.
Созданный электронный задачник может использоваться как дополнительное средство обучения в дистанционном обучении студентов в Бирском Филиале Башкирского Государственного Университета и для контроля преподавателем самостоятельной работы студентов.
В результате дипломного проектирования было проведено техническое исследование системы Moodle. Был разработан задачник-практикум по информатике.
Таким образом, материалы дипломной работы показывают, что поставленные в ней задачи полностью решены.
1. Агеев, В.Н. Современные электронные учебные издания / В.Н. Агеев. – М. : МГУР, 2003. – 236 с.
2. Александрина, А.Ю. Работа в системе обучения MOODLE: учебное пособие / А.Ю.Александрина /ВПИ (филиал) ВолгГТУ.- Волгоград, 2011. – 51 с.
3. Александрина, А.Ю. Реализация сценариев учебной деятельности в LMS MOODLE для поддержки традиционных форм обучения / А.Ю. Александрина, Е.Н. Асеева // Известия ВолгГТУ. Серия "Новые образовательные системы и технологии обучения в вузе ". Вып. 6 : межвуз. сб. науч. ст. / ВолгГТУ. - Волгоград, 2009. - № 10. - C. 12-14.
4. Башмаков, А.И. Разработка компьютерных учебников и обучающих систем / А.И. Башмаков, И.А. Башмаков. – М. : Филинъ, 2003. – 616 с.
5. Богомолов В.А. Обзор бесплатных систем управления обучением // Educational Technology & Society, 2007. – 188 с.
6. Гершунский, Б.С. Компьютеризация в сфере образования: проблемы и перспективы / Б.С. Гершунский. – М. : Педагогика, 2002. – 264 с.
7. Гильмутдинов А.Х., Ибрагимов Р.А., Цивильский И.В. Электронное образование на платформе Moodle. – Казань: КГУ, 2008. – 169 с.
8. Горнова, Н.В. Формирование готовности студентов к использованию информационных технологий в профессионально-педагогической деятельности / Н.В. Горнова. – Саратов : Сателлит, 2004. – 132 с.
9. Демкин В.П., Можаева Г.В. Телекоммуникации для образования. – СПб.: «БХВ-Петербург», 2004. – 1136 с.: ил.
10. Дистанционные образовательные технологии: проектирование и реализация учебных курсов / Лебедева М.Б., Агапонов С.В., Горюнова М.А., Костиков А.Н., Костикова Н.А., Никитина Л.Н., Соколова И.Н., Степаненко Е.Б., Фрадкин В.Е., Шилова О.Н./ Под общ. ред. М.Б. Лебедевой. – СПб.: БХВ-Петербург, 2010. – 336 с.
11. Ефимова, О. Курс компьютерной технологии с основами информатики: учебник / О. Ефимова. – М. : АСТ, 2000. – 432 с.
12. Иванова Е.О., Осмоловская И.М. Теория обучения в информационном обществе. – М.: Просвещение, 2011. – 190 с.
13. Инновационные формы, технологии и методы обучения в высшей школе: монография / Е.А. Василенко, Л.И. Васильев, Д.К. Афанасова, С.В. Зверев, Е.В. Одинокова, И.С. Волегжанина, С.Э. Зверев. – Красноярск: Научно-инновационный центр, 2012. – 192 с. С.32-114
14. Костин, А.В. Рефлексивный анализ электронных средств обучения / А.В. Костин // Право и образование. – 2002. – № 4. – С. 110-116.
15. Лаврентьев, В.Н. Электронный учебник / В.Н. Лаврентьев, Н.И. Пак // Информатика и образование. – 2000. – № 9. – С. 91-97.
16. Лапчик, М.П. Методика преподавания информатики : учебник / М.П. Лапчик. – М. : Академия, 2003. – 624 с.
17. Лобачев С.Л., Попов А.Э. Технологии дистанционного обучения: учебно-методическое пособие. – Шахты.: ЮРГУЭС, 2003. - 90 с.
18. Малышев Н.Г., Сердюк В.А. Международный центр дистанционного обучения: концепция и бизнес-план - М.: Минобразование России, 2004. - 402 с.
19. Методические указания по технико-экономическому обоснованию дипломных проектов и работ специальности 220200 «Автоматизированные системы обработки информации и управления» / О.З. Лобковская, Н. Ю. Шабанова - Новомосковск, 2006.-40 с.
20. Нелинейный образовательный процесс и развитие компетенций студентов: Учебное пособие / [Л.И. Васильев, О.А. Антонова, Д.К. Афанасова и др.] – Уфа: Изд-во БГПУ, 2013. – 186с.
21. Носкова Т.Н. Виртуальная образовательная среда: преподаватель и студент // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. –2011. – №142. – С.119 – 126.
22. Официальный сайт LMS Moodle. Перевод статьи «Улучшения в версии Moodle 1.9» – h**t://docs.moodle.org/en/Release_Notes#Moodle_1.9.1
23. Практика электронного обучения с использованием Moodle/А. В. Андреев, С. В. Андреева, И. Б. Доценко – Таганрог: Изд-во. ТТИ ЮФУ, 2008.-146 с.
24. Преимущества Moodle [Электронный ресурс]. – Режим доступа: h**t://w*w.opentechnology.r*/info/moodle_about.mtd. Дата обращения: 01.11.2013.
25. Руднев А.Ю., Тегин В.А. Теория и практика построения и применения ИТ-систем в обучении [Электронный ресурс]. – Режим доступа: h**t://w*w.orbis-medievalis.nm.r*/library/ouvarov.html. Дата обращения: 11.11.2013.
26. Солдаткин В.И. Образовательная среда сегодня и завтра. – М.: Рособразование, 2004. – 272 с.
27. Соловов, А.В. Электронное обучение: проблематика, дидактика, технология/ А.В.Соловов. – Самара: Новая техника, 2006 - 464 с.
28. Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. 10-11. / Н.Д. Угринович. - 2-е изд. -М.: БИНОМ, Лаборатория Знаний, 2005. – 511 с.: ил.
К работе прилагается все исходники. Есть приложения.
К работе прилагается все необходимое для сдачи.
Тема: | «Разработка электронного задачника в системе Moodle» | |
Раздел: | Информатика | |
Тип: | Дипломная работа | |
Страниц: | 130 | |
Цена: | 2900 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Технология создания электронных задачников по курсу информатики
Курсовая работа:
Проектирование электронной системы визуального моделирования MvStudium
ВКР:
Использование учителем информатики системы moodle в подготовке дополнительных образовательных программ
Дипломная работа:
Разработка электронного учебного пособия использование программных продуктов adobe
Дипломная работа:
Разработка информациионной системы “Среда визуального моделирования MvStudium”