Дипломная работа
«Роль крупных предприятий в обеспечении конкурентоспособности машиностроения»
- 82 страниц
ВВЕДЕНИЕ 4
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ МАШИНОСТРОЕНИЯ 7
1.1. Развитие машиностроительного комплекса в России и его экономическое значение 7
1.2. Роль крупных предприятий в обеспечении конкурентоспособности машиностроительной отрасли 16
2. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЗАО «НЕВЬЯНСКИЙ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫЙ ЗАВОД» И ЕГО РОЛИ В ОБЕСПЕЧЕНИИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОЙ ОТРАСЛИ 26
2.1. Характеристика деятельности ЗАО «Невьянский машиностроительный завод» 26
2.2. Роль ЗАО «Невьянский машиностроительный завод» в обеспечении конкурентоспособности отрасли 31
2.3. Анализ маркетинговой и сбытовой политики предприятия 39
2.4. Анализ показателей деятельности ЗАО «Невьянский машиностроительный завод» 49
3. МЕРОПРИЯТИЯ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ПРОИЗВОДСТВА ЗАО «НЕВЬЯНСКИЙ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫЙ ЗАВОД» 65
3.1. Оптимизация системы управления предприятием с целью повышение эффективности производства ЗАО «Невьянский машиностроительный завод» 65
3.2. Эффективность предложенных мероприятий в повышении конкурентоспособности машиностроения 74
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 81
ПРИЛОЖЕНИЯ 88
Актуальность темы выпускной квалификационной работы заключается в следующем.
В условиях снижения темпов экономического роста, вызванного влиянием мирового финансового кризиса, повышение конкурентоспособности на уровне отрасли имеет важнейшее значение как для предприятий отрасли, так и в целом для экономики страны.
Конкурентоспособность отрасли определяется наличием у нее технических, экономических и организационных условий для создания, производства и сбыта (с расходами не выше интернациональных) продукции высокого качества, что удовлетворяет требованиям конкретных групп потребителей.
Конкурентоспособность отрасли предусматривает наличие конкурентных преимуществ перед аналогичными отраслями за границей, которые могут выражаться в наличии рациональной отраслевой структуры; группы высоко конкурентных фирм-лидеров, которые подтаскивают другие предприятия отрасли к своему уровню; налаженной опытно-конструкторской и прогрессивной производственно-технологической базы, развитой отраслевой инфраструктуры, гибкой системы научно-технического, производственного, материально-технического и коммерческого сотрудничества как внутри отрасли, так и с другими отраслями в стране и за ее границами, эффективной системы распределения продукции. Конкурентоспособность отрасли достигается как за счет конкурентных преимуществ ее компаний, так и системы их взаимодействия.
Вопросы повышения конкурентоспособности являются актуальным и для машиностроительной отрасли.
Машиностроение сегодня выступает не только ядром всей экономики и главным плацдармом ее инновационных преобразований, но и приобретает в современных условиях особое системообразующее значение. Кроме того, перед предприятиями отрасли сегодня поставлена задача инновационного развития отечественного машиностроения, повышения качества отечественной машиностроительной продукции.
Значительную роль при этом будут играть крупные предприятия отрасли машиностроения.
Целью выпускной квалификационной работы является исследование роли крупных предприятий в обеспечении конкурентоспособности машиностроительной отрасли.
Для достижения поставленной цели предстоит решить следующие задачи:
• рассмотреть теоретические аспекты повышения конкурентоспособности машиностроения;
• осуществить анализ деятельности ЗАО «Невьянский машиностроительный завод» и его роли в обеспечении конкурентоспособности машиностроительной отрасли;
• разработать рекомендации по повышению роли ЗАО «Невьянский машиностроительный завод» в обеспечении конкурентоспособности машиностроительной отрасли.
Объектом исследования в дипломной работе выступает закрытое акционерное общество «Невьянский машиностроительный завод».
Предметом данного исследования является роль крупных предприятий в обеспечении конкурентоспособности машиностроительной отрасли.
Методологической и научной основой для выполнения работы явились труды российских и зарубежных авторов (В.Я. Горфинкель, Н.А. Зайцев, Кейлер В.А., Сафронов Н.А., Романова А.Н., Е.Дихтль, Х. Хершген), а также материалы периодической печати и интернет-сайтов.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений. В первой главе отражены теоретические основы повышения конкурентоспособности машиностроения. Во второй главе проведен анализ деятельности крупного машиностроительного предприятия и его роли в обеспечении конкурентоспособности машиностроительной отрасли. В третьей главе отражены мероприятия по повышению роли ЗАО «Невьянский машиностроительный завод» в обеспечении конкурентоспособности машиностроительной отрасли. В заключении отражены основные выводы по проделанной работе.
Машиностроение — ведущая отрасль промышленности. Машиностроение занимается производством машин и оборудования, различного рода механизмов для материального производства, науки, культуры, сферы услуг. Следовательно, продукция машиностроения потребляется всеми без исключения отраслями народного хозяйства. [22, c.18]
Машиностроение также производит предметы потребления, в основном длительного пользования. Эта отрасль имеет огромное значение для народного хозяйства страны, так как служит основой научно-технического прогресса и материально-технического перевооружения всех отраслей народного хозяйства
Машиностроительный комплекс - крупнейший из промышленных комплексов, на его долю приходится почти 25% стоимости произведенной продукции и почти 35% всех работающих в хозяйстве России, а также около 25% стоимости основных промышленно-производственных фондов. В нашей стране этот комплекс развит недостаточно. В экономически высокоразвитых странах на продукцию машиностроительной отрасли приходится 35-40% стоимости промышленного производства и 25-35% занятых в промышленности, в развивающихся странах значительно меньше.[23, c.15]
По сравнению с промышленностью в целом, машиностроение и металлообработка характеризуются более крупными размерами предприятий (средний размер предприятия в отрасли составляет по численности рабочих около 1700 человек, по сравнению с менее чем 850 по промышленности в целом), большей фондоёмкостью, капиталоёмкостью и трудоёмкостью продукции.
Сложная продукция машиностроения требует разнообразной по профессиям и высококвалифицированной рабочей силы.
В данной работе проведено исследование роли крупных предприятий в обеспечении конкурентоспособности машиностроительной отрасли.
В первой главе отражены теоретические основы повышения конкурентоспособности машиностроения.
Машиностроение во всем мире признано ведущей отраслью производства. Его развитие характеризует уровень как научно-технического потенциала страны, так и обеспечения ее безопасности.
Из всех организационно-правовых форм крупные машиностроительные предприятия чаще всего создаются в форме акционерного общества, а также государственного унитарного предприятия.
Роль крупного бизнеса в обеспечении конкурентоспособности машиностроительной отрасли сводится, главным образом, к обеспечению технологической модернизации за счет внедрения инноваций.
Во второй главе проведен анализ деятельности крупного машиностроительного предприятия и его роли в обеспечении конкурентоспособности машиностроительной отрасли.
В дипломной работе проведен анализ деятельности ЗАО «Невьянский машиностроительный завод». Данное предприятие является одним из крупнейших предприятий г.Невьянска Свердловской области. Основным видом деятельности ЗАО «Невьянский машиностроительный завод» является выпуск промышленной продукции для различных сфер применения.
Проведенный анализ качества управления и организации маркетинга ЗАО «Невьянский машиностроительный завод» в целом позволил сделать следующие выводы:
1. Ограниченность финансовых средств на развитие службы маркетинга, а также отсутствие передовых методик в области оценки внешней предпринимательской среды, приводит к тому, что данные, предоставляемые службой другим подразделениям, носят, как правило, рекомендательный характер, а не являются базой при принятии решений в области ассортиментной политики и ценообразования.
2. Связи службы маркетинга с другими подразделениями средне эффективные. Это является свидетельством того, что у работников других подразделений имеется устоявшееся мнение, что требования маркетологов к ним необоснованны, как равно и затраты. Это говорит о значительном неприятии маркетингового образа мышления в немаркетинговых подразделениях.
3. Существует объективная необходимость не только в новых знаниях, но и в системе постоянного повышения квалификации и личностного развития сотрудников службы маркетинга. Прежде всего, ощущается недостаток знаний, связанных с информационными технологиями, а также отсутствие знаний относительно передового зарубежного и отечественного опыта в свой отрасли.
Анализ использования основных фондов показал, что в целом на ЗАО «Невьянский машиностроительный завод» происходит обновление основных производственных фондов:
Обеспеченность отдельными видами машин, механизмов, оборудования, помещениями устанавливается сравнением фактического их наличия с плановой потребностью, необходимой для выполнения плана по выпуску продукции.
Анализ использования трудовых ресурсов выявил рост явочного и полезного фонда рабочего времени, что положительно характеризует использование. Однако тот момент, что вырос показатель неявок в связи с прогулами говорит об ухудшении дисциплины на предприятии.
Кроме того, у ЗАО «Невьянский машиностроительный завод» большая часть потерь связана с внутрисменными простоями, связанными с отсутствием сырья и материалов, частыми поломками оборудования.
В третьей главе отражены мероприятия по повышению роли ЗАО «Невьянский машиностроительный завод» в обеспечении конкурентоспособности машиностроительной отрасли.
Для повышения эффективности производства ЗАО «Невьянский машиностроительный завод» предлагается оптимизировать систему управления предприятием. С этой целью рекомендуется усовершенствовать функционирование службы маркетинга предприятия.
В качестве рекомендаций по совершенствованию управления системой маркетинга на исследуемом предприятии предлагается осуществить следующие мероприятия:
1) организовать систему повышения квалификации персонала службы маркетинга;
2) усовершенствовать схему взаимодействия службы маркетинга с другими подразделениями.
Организация системы повышения квалификации персонала службы маркетинга позволит регулярно повышать квалификацию персонала службы маркетинга, проводить их аттестацию. Рост уровня квалификации влечет за собой повышение уровня знаний и навыков персонала, расширение используемого маркетингового инструментария, применение инновационных методик по маркетингу и продажам, что неминуемо скажется на увеличении эффективности деятельности данного предприятия.
Другим мероприятием по совершенствованию деятельностью маркетинговой службы ЗАО «Невьянский машиностроительный завод» является организация практического взаимодействия службы маркетинга с основными структурными подразделениями предприятия.
Информационное взаимодействие между структурными подразделениями предприятия - традиционно слабое место для большинства из них. И даже высокая степень компьютеризации на предприятии редко может принципиально изменить картину в лучшую сторону. Безусловно, все горизонтальные связи можно и нужно прописать в должностных инструкциях.
Для совершенствования взаимодействия в работе предлагается внедрить новый порядок информационного взаимодействия службы маркетинга с основными структурными подразделениями предприятия.
Кроме того, в целях повышения эффективности учета основными структурными подразделениями мнений и пожеланий потребителей нами предлагается создание в рамках службы маркетинга «Единой Справочной Службы (ЕСС)».
Проведенный во второй главе анализ выявил снижение объемов инвестиций в капитальные вложения, а также снижения доли собственных средств в общей величине инвестиций предприятия. В связи с этим предлагается разработать мероприятия, направленные на увеличение собственного капитала. В качестве мероприятия предлагается осуществить реализацию неиспользуемых основных средств. Это позволит увеличить величину инвестиций исследуемого предприятия за счет собственных средств более чем на 1 млн.руб.
Внедрение всех предложенных мероприятий позволят увеличить доходы предприятия, увеличить инвестиции в основные фонды, осуществить техническую модернизацию производства, что в свою очередь, скажется на росте конкурентоспособности машиностроительной отрасли РФ.
1. Гражданский кодекс Российской Федерации.
2. Федеральный закон Российской Федерации «Об акционерных обществах» от 24 ноября 1995 г.
3. Анализ хозяйственной деятельности в промышленности: Учебник / Л.А. Богдановская, Г.Г. Виногоров, О.Ф. Мигун и др.; Под общ. ред. В.И. Стражева.– М.: Финансы и статистика, 2006. – 363 с.
4. Аникин Б. А. Высший менеджмент для руководителя. М.: ИНФРА-М, 2006.
5. Багиев Г.Л., Тарасевич В.М., Анн Х. Маркетинг: Учебник/ Под ред. Г.Л.Багиева. – М.: Экономика, 2004.
6. Балабанов И.Т. Финансовый анализ и планирование хозяйствующего субъекта. 2-е изд., доп. М.: Финансы и статистика, 2007. – 208 с.
7. Борисов В.Н. Инновационно-технологическое развитие машиностроения как фактор инновационного совершенствования обрабатывающей промышленности / В.Н.Борисов, О.В. Почукаева // Пробл. прогнозирования. - 2009. - N 4. - С.37-45.
8. Боумэн К. Основы стратегического менеджмента/ Пер. с англ. Под ред. Л.Г. Зайцева, М.И. Соколовой. — М: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2007. - 175 с.
9. Булатов А.С. Экономика: Учебник. - 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2002. – 896 с.
10. Веснин В.Р. Менеджмент для всех. - М.: Знание, 2004. - 173 с.
11. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс: Учебник. - М.: Изд-во МГУ, 2005.
12. Виханский О.С., Наумов А. И. Менеджмент: Учебник. — 3-е изд. — М.: Экономистъ, 2003.
13. Горфинкель В.Я. Экономика предприятия: Учебник для вузов. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. – 718 с.
14. Грузинова В.П. Экономика предприятия: Учебник для вузов. – М.: Банки и биржи, Юнити, 2005. – 535 с.
15. Гуреева М.А. Основы экономики машиностроения. Учебник для начального профессионального образования. – М.: Изд-во Academia, 2010. – 208 с.
16. Дихтль Е., Хершген Х. Практический маркетинг: Учебное пособие / Пер. с нем. - М.: Высшая школа, 2008.
17. Зайцев Н.А. Экономика организации. – М.: “Экзамен”, 2007. – 768 с.
18. Зубкова А. Г., Кожевников Н. Н., Ладыгина А.К. Экономика и управление в машиностроении: Учебное пособие для среднего профессионального образования. – М.: Академия, 2008.
19. Имамутдинов И.Н., Медовников Д.С. Высокое инновационное понуждение // Эксперт. – 2009. – № 43. – С.56-61.
20. Кейлер В.А. Экономика предприятия: Курс лекций. – М.: ИНФРА-М; Новосибирск; НГАЭиУ, “Сибирское соглашение”, 2006. – 132 с.
21. Котлер Ф. Маркетинг менеджмент. Анализ, планирование, внедрение, контроль / Пер. с англ. – Спб.: Питер Ком, 2002.
22. Мазер Г.Я., Мхитрян Н.А. Экономика машиностроения: Учеб.пособие. – М.: Изд-во МГОУ, 2008. – 331 с.
23. Миронов М.Г., Загородников С.В. Экономика отрасли (машиностроение): Учеб.пособие. – М.: ИНФРА-М, 2010.
24. Модернизация российской экономики: структурный потенциал / Отв. ред. Н.И. Иванова, науч. рук. - Ю.В. Куренков. - М.: ИМЭМО РАН, 2010. С.101.
25. Москвина О.С., Митенев В.В. Инновационные процессы в машиностроении Европейского Севера России. Экономические и социальные перемены в регионе: факты, тенденции, прогноз. – Вып. 26. – Вологда: ВНКЦ ЦЭМИ РАН, 2004.
26. Пелих А.С., Баранников М.М. Экономика машиностроения. – М.: ЮНИТИ, 2004.
27. Предпринимательство: Учебник / Под. Ред. М.Г. Лапусты. – М., ИНФРА-М, 2007. – 444 с.
28. Принципы и практика маркетинга/ Пер. с англ. М.: ТД «Вильямс», 2000.
29. Раицкий К.А. Экономика предприятия: Учебник для вузов. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация “Дашков и К”, 2002. – 1012 с.
30. Управление организацией: Учебник/Под ред. А.Г.Поршнева, З.П.Румянцевой, Н.А.Саломатина. – М.: ИНФРА-М, 2005. – 716 с.
31. Хершген Х. Маркетинг: основы профессионального успеха/ Пер. с англ. Е.Н.Кондратьевой – М.: ИНФРА, 2000.
32. Экономика организации (предприятия). / Под ред. Н.А.Сафронова - Экономистъ, 2003.- 301 с.
33. Экономика предприятия: Учебник. 2-е издание. / Семенов В.М. и др. - Центр экономики и маркетинга, 2000.- 519 с.
34. Организация службы маркетинга на предприятии // h**t:// w*w. w*w.my-market.r*
35. Функции и структура службы маркетинга предприятия // h**t://w*w.cfin.r*/marketing/ tema8_functions.shtml
Тема: | «Роль крупных предприятий в обеспечении конкурентоспособности машиностроения» | |
Раздел: | Экономика | |
Тип: | Дипломная работа | |
Страниц: | 82 | |
Цена: | 4000 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Значение градообразующих предприятий в социально-экономическом развитии территории
Курсовая работа:
Роль и значение предприятий в системе рыночных отношений.
Курсовая работа:
Особенности и роль экономикообразующего предприятия "Роснефть"
Курсовая работа:
Международная конкуренция и особенности ее проявления в современных условиях
Дипломная работа:
Пути повышения финансовой устойчивости предприятия в посткризисный период