Дипломная работа
«Соотношение особенностей общения и тревожности у детей подросткового возраста»
- 80 страниц
Введение ….….
Глава I: Проблемы общения подростков в современной психологии….
1.1. Категория общения в психологии, и её характеристики ….…
1.2. Психологические особенности и характеристики общения детей в подростковом возрасте ….….
1.3. Факторы и особенности проявления тревожности в подростковом возрасте ….….
Выводы…
Глава II: Эмпирическое исследование соотношения особенностей общения и тревожности у детей подросткового возраста …
2.1. Организация и методы эмпирического исследования….
2.2. Анализ результатов эмпирического исследования….
2.3. Исследование связи между особенностями общения и тревожностью у детей подросткового возраста….
Выводы….
Заключение….
Литература ….
Приложение ….
Актуальность проблемы. В настоящее время, когда идут масштабные перемены и быстрые процессы социально-экономических и политических изменений в обществе, труднее всего приходится подросткам с их еще не устоявшимися мировоззрением, подвижной системой ценностей. Подростковый возраст традиционно считается самым трудным в воспитательном отношении. Чаще всего трудности подросткового возраста связывают с половым созреванием как причиной различных психофизиологических и психических отклонений. В подростковом возрасте могут впервые возникать или заметно обостряться разного рода патологические реакции, связанные с развитием психических заболеваний или затруднениями процесса формирования личности.
В решении сложных и многогранных задач воспитания личности значительная роль принадлежит изучению умения личности общаться, которая в зависимости от ее психологических особенностей может стимулировать, а может подавлять активность личности, способствовать ее нравственному росту или тормозить его.
Постановкой и разработкой проблемы общения занималось много различных авторов.
Впервые в отечественной психологии вопрос о роли общения как факторе психического развития человека поднимает В.М. Бехтерев.
Л.С. Выготский, рассматривая психические функции, отводит общению значительное место и выделяет его как фактор психического развития, условие его саморегуляции. Общение, по Л.С. Выготскому, - это процесс, основанный на разумном понимании и намеренной передаче мыслей и переживаний, требующих известной системы средств.
В трудах Б.Г. Ананьева общение выступает как одна из форм жизнедеятельности, условие социальной детерминации развития личности, формирование психики человека.
В.Н. Мясищев подчеркивал избирательность, активность, положительный и отрицательный характер отношений, складывающихся в процессе общения. Описал способы и формы общения.
Роль общения, как средства приобщения личности к теории и практике общественного опыта, как условие развития мышления выделил А.Н. Леонтьев. Он также рассматривал общение как отдельную сторону деятельности. Общение включено в любую деятельность - есть ее неотъемлемый элемент.
В основе понимания общения лежит концепция деятельности, развиваемая Д.Б. Элькониным и А.В. Запорожцем. В толкование общения на передний план они выдвигают его содержательную сторону, они ставят в центр внимания анализ потребностно-мотивационных аспектов. Д.Б. Эльконин рассматривал развитие общения в различных возрастных периодах.
Подход к общению, как к деятельности, имеет, по мнению, М.И. Лисиной, ряд преимуществ по сравнению с рассматриванием его как особого рода поведения или совокупности условных реакций человека на сигналы, поступающие от другого лица. Важное преимущество подхода к общению как к деятельности в том, что он позволяет соотнести общение с другими видами деятельности человека, понять место общения в их системе и, в конечном счете, определить связь общения с общей жизнедеятельностью индивида.
Г.М. Андреева, рассматривая общение с точки зрения социальной психологии, выделяет три взаимосвязанные стороны – коммуникативную, интерактивную и перцептивную.
Идея опосредованности системы отношений человека к бытию, его отношениями с другими людьми получает философско-теоретическое обоснование в трудах С.Л. Рубинштейна.
Исследование общения ведется как в практических, так и теоретических направлениях. Разработкой проблемы общения занимались и ряд других психологов, таких как А.А. Бодалев, М.М. Рыбакова, А.В.Мудрик, Л.М. Фридман, М.Ю. Кулагина, Р,С. Немов, Л.А. Петровская, В.А. Кан-калик, А.С. Прутченков и многие другие. Проблема психологических особенностей общения у подростков приобретает особую актуальность в связи с выявлением условий эффективного управления взаимодействием подростка со сверстниками, родителями, педагогами, которое предполагает знание возрастных и психологических представлений о развитии подростка.
Теоретическое значение дипломной работы определяется тем, что результаты и выводы дипломного исследования об особенностях общения как сложного межличностного отношения представляет собой определенный материал для теоретических обобщений и дальнейшего более глубокого изучения общих закономерностей.
Практическая ценность работы определяется тем, что на основании результатов исследования психологических особенностей общения подростков сформированы выводы и рекомендации, позволяющие в определенной мере способствовать процессу формирования и ее влияния на характер нравственного воспитания, превратить в педагогически управляемый процесс.
Результаты исследования позволяют понять характер связи между способностью общаться и степенью тревожности подростков, что позволит классным руководителям лучше ориентироваться в выборе мер педагогического воздействия при формировании коммуникативных способностей у подростков.
Наряду с этим, использование в исследовании методики изучения подростковой тревожности и коммуникативных способностей в той или иной модификации могут успешно использовать педагоги в целях изучения взаимоотношений подростков со сверстниками, для изучения возникающих у подростков трудностей в общении и управления процессом их формирования.
Гипотеза исследования состоит в том, что уровни коммуникативных способностей подростков зависят от ряда определенных свойств личности, в том числе и тревожности. Гипотеза строилась на том, что в подростковом возрасте происходят качественные изменения общения по сравнению с детьми младшего школьного возраста, а также усиливается потребность в общении в целом.
Целью исследования является определение соотношения коммуникативных способностей и личностной тревожности у детей подросткового возраста.
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать научно-психологическую литературу по проблемам общения в подростковом возрасте.
2. Выделить и изучить психологические особенности общения подростков.
3. Выявить степень тревожности и коммуникативных способностей у детей подросткового возраста.
4. Определить взаимосвязь между коммуникативными способностями и уровнем тревожности.
5. Проанализировать и обобщить результаты эмпирического исследования.
6. Подобрать практический и психологический материал для построения модели программы коррекции коммуникативных особенностей и тревожности у детей подросткового возраста.
Объектом исследования является особенности общения детей подросткового возраста.
Предметом исследования выступает соотношение личностной тревожности с особенностями общения у детей подростков.
Глава I: Проблемы общения подростков в современной психологии.
1.1. Категория общения в психологии, и её характеристики.
Значение общения в общепсихологической теории настолько велико, что данная категория по праву очень быстро заняла одно из ведущих мест и стала одной из базовых категорий в психологической науке.
В психологии общение определяется как взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или аффективно- оценочного (т.е. эмоционально-оценочного) характера \36\. Рассматривая образ жизни человека, можно выделить две стороны: контакты с природой и контакты с живыми существами. Первый тип контактов называется деятельностью, второй – общением. На уровне человека общение обусловлено речью. Являясь универсальным средством общения, речь приобретает свое значение при условии включения ее в систему деятельности.
Р.С. Немов в общении выделяет следующие аспекты:
содержание – передаваемая информация;
цель – ради чего возникает данный вид активности;
средства – способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, передаваемой в процессе общения, и механизмы воздействия. К таким механизмам традиционно относят: психическое заражение, внушение и подражание. Данные механизмы часто используют в своем общении подростки.
Изучение общения показывает сложность, разнообразие, многоуровневость проявлений и функций этого феномена. Указанная сложность феномена общения требует выделения отдельных его составляющих, описания структуры. Существует несколько подходов к структурированию общения.
Одним из наиболее часто употребляемых является подход, при котором выделяют три взаимосвязанные стороны: коммуникативную, интерактивную и перцептивную.
Коммуникация заключается в обмене информацией между общающимися индивидами. Интерактивная сторона общения проявляется в организации взаимодействия между участниками общения, т.е. в обмене не только знаниями, идеями, состояниями, но и действиями. Перцептивная сторона общения представляет собой процесс восприятия партнерами по общению друг друга и установления на этой основе взаимопонимания между ними.
Общение как обмен информацией. Специфика межличностных коммуникаций раскрывается в ряде процессов и феноменов: обратной связи, наличии коммуникативных барьеров, коммуникативном влиянии и существовании различных уровней передачи информации (например: вербального и невербального). Проанализируем эти особенности подробнее.
Основная цель информационного обмена в общении – выработка общего смысла, единой точки зрения и согласия по поводу различных ситуаций или проблем, т.е. особой проблемой является интерпретация сообщения, поступающего от коммуникатора к реципиенту. Это связано с тем, что, во-первых, форма и содержание сообщения существенно зависят от личностных особенностей самого коммуникатора, его представлений о реципиенте, от отношения к нему, а также от всей ситуации в целом.
Во-вторых, посланное им сообщение не остается неизменным – оно трансформируется, изменяется под влиянием индивидуально – психологических особенностей личности реципиента, а также в зависимости от отношения последнего к автору, самому тексту и ситуации общения.
В психологии общения существует следующая проблема, которая представлена как коммуникативный барьер, – это психологическое препятствие на пути адекватной передачи информации между партнерами по общению. Можно говорить о существовании барьеров понимания, барьеров социально – культурного различия, барьеров отношений.
Принято выделять два основных типа коммуникативного воздействия: авторитарную и диалогическую коммуникацию. Прежде всего, эти два типа коммуникации различаются характером психологической установки, возникающей у коммуникатора по отношению к реципиенту.
1. Коммуникации между людьми имеют ряд специфических особенностей: двух индивидов, каждый из которых является активным субъектом. При этом взаимное информирование их предполагает налаживание совместной деятельности.
2. Возможность взаимного влияния партнеров друг на друга посредствам системы знаков. Другими словами, обмен информацией предполагает воздействие на поведение партнера и изменение состояний участников коммуникативного процесса.
3. Коммуникативное влияние лишь при наличии единой или сходной системы кодификации и декодификации у коммуникатора и реципиента.
4. Возможность возникновения коммуникативных барьеров.
Общение как взаимодействие.Интерактивная сторона общения включает в себя те компоненты общения, которые связаны с взаимодействием людей, с непосредственной организацией их совместной деятельности. Под воздействием обычно подразумевается не только обмен знаками, но и организация совместных действий, позволяющие в группе реализовать общую деятельность. Интерактивная сторона общения – это условный термин, обозначающий характеристику тех аспектов межличностного общения, которые связаны, прежде всего, с взаимодействием людей. В ходе общения его участникам можно не только обмениваться информацией, но и организовывать обмен действиями, спланировать общую деятельность, выработать формы и нормы совместных действий.
Существует несколько теорий, описывающих межличностное взаимодействие:
- Теория обмена – Дж. Хомана: люди взаимодействуют друг с другом на основе своего опыта, взвешивают возможные вознаграждения и затраты.
- Теория символического интеракционизма – Дж. Мида, Г.Блумера: поведение людей по отношению друг к другу и предметам окружающего мира определяется тем значением, которое они им придают.
- Теория управления впечатлениями – Э. Гофмана утверждает, что ситуации социального взаимодействия напоминают драматические спектакли, в которых актеры стремятся создавать и поддерживать благоприятные впечатления.
- Психоаналитическая теория – З.Фрейд – в рамках данной теории межличностное взаимодействие, в основном, определяется представлениями, усвоенными в раннем детстве, и конфликтами, пережитыми в этот период жизни.
Общение как познание людьми друг друга (перцептивная сторона общения). Социальную перцепцию определяют как восприятие внешних признаков человека, соотнесение их с его личностными характеристиками, интерпретацию и прогнозирование на этой основе его поступков. В ней обязательно присутствует оценка другого и формирование отношений к нему в эмоциональном и поведенческом плане. На основе внешней стороны поведения мы как бы «читаем» внутренний мир человека, пытаемся понять его и выработать собственное эмоциональное отношение к воспринятому. В целом в ходе социальной перцепции осуществляется эмоциональная оценка другого, попытка понять причины его поступков и прогнозировать его поведение, построение собственной стратегии поведения.
Перцептивная сторона общения включает процесс межличностного восприятия одним человеком другого. Представление о другом человеке зависит от уровня развития собственного самосознания, представления о собственном Я (Я – концепция). Осознание себя через другого имеет две стороны: идентификацию (уподобление себя другому) и рефлексию (осознание человеком того, как он воспринимается партнером по общению).
Выделяются два главных аспекта изучения процесса межличностной перцепции. Один связан с исследованием психологических и социальных особенностей субъекта и объекта восприятия, а другой – с анализом механизмов и эффектов межличностного отражения.
К механизмам перцепции относят:
- Идентификацию – способ познания другого человека, при котором предложение о внутреннем состоянии строится на основе попытки поставить себя на место партнера.
- Эмпатию – эмоциональное чувствование или сопереживание другому, основана на правильном представлении того , что происходит внутри другого.
- Аттракцию (привлечение) – познание другого человека, основанное на формировании устойчивого позитивного чувства к нему ( привязанность или интимно- личностные отношения).
- Рефлексию – механизм самопознания, в основе которого лежит способность человека представлять то, как он воспринимается партнером по общению.
- Каузальную атрибуцию – механизм интерпретации поступков и чувств другого человека (стремление к выяснению причин поведения субъекта).
Важной сферой исследования перцепции является изучение процесса формирования первого впечатления о другом человеке.
По своему назначению общение многофункционально. Можно выделить пять основных функций общения \16\:
1. Прагматическая функция общения. Реализуется при взаимодействии людей в процессе совместной деятельности.
2. Формирующая функция общения. Проявляется в процессе формирования и изменения психического облика человека.
3. Функция подтверждения. В процессе общения с другими людьми человек получает возможность познать, утвердить и подтвердить себя.
4. Функция организации и подтверждения межличностных отношений. Восприятие других людей и поддержание с ними различных отношений (от интимно- личностных до сугубо деловых) для любого человека неизменно связано с оцениванием людей и установление определенных эмоциональных отношений.
5. Внутриличностная функция общения реализуется в общении человека с самим собой (через внутреннюю или внешнюю речь, построенную по типу диалога). Такое общение может рассматриваться как универсальный способ мышления человека.
В зависимости от данных аспектов общение можно разделить на несколько видов.
По содержанию оно может быть представлено как материальное (обмен предметами и продуктами деятельности), когнитивное (обмен знаниями), кондиционное (обмен психическими или физиологическими состояниями), мотивационное (обмен потребностями, побуждениями, целями, интересами, мотивами), деятельное (обмен действиями, операциями, умениями, навыками).
По целям делится на биологическое (необходимое для удовлетворения органических потребностей) и социальное (для расширения и укрепления межличностных контактов, личного роста).
По средствам общение может быть непосредственным (осуществляться с помощью естественных органов), опосредованным (с использованием специальных средств и орудий), косвенное (осуществляется через посредников).
Среди видов общения выделяют \3\:
• Деловое общение (цель находится вне самого воздействия субъектов, служит средством повышения качества их деятельности ).
• Личностное общение (цель общения состоит в приобщении партнера к опыту, ценностям, эмоциональному состоянию).
• Целевое (цель общения заключена в нем самом).
• Инструментальное (не является самоцелью, преследует другие цели).
• Вербальное (предполагает использование звуковой речи, естественного языка).
• Невербальное (общение при помощи мимики, жестов и пантомимики, через сенсорные или телесные контакты).
Изменения, происходящие в нашей стране, - это реальность, обусловленная общественными потребностями. Эти изменения не могли не обострить и естественно юношеского нигилизма. Безвыходность и ее результат – потребительско-эгоистическое отношение к жизни взрослых порождает апатию у молодых людей, безразличие к себе и другим. Особенно значительны изменения, происходящие в сфере общения.
Так как в подростковом возрасте общение выдвигается на первое место, оно играет важную роль в формировании личности. Отсутствие навыков общения заставляет подростка быть угрюмым, недовольным собой. Такие подростки заметно отстают в учебе, нередко конфликтуют со взрослыми и со сверстниками.
Формирование моральных норм поведения. Активной жизненной позиции возможно при положительных взаимоотношениях в коллективе сверстников; негативные отношения отрицательно влияют на общее развитие подростка, дисциплинированность. Следствием неправильных взаимоотношений могут быть искаженные взаимоотношения в среде взрослых, приводящие к дальнейшему развитию отрицательных черт личности.
Не успешность в общении со сверстниками, родителями, педагогами часто приводит к мучительным переживаниям подростка. Именно сферой межличностных отношений обусловлено возрастание тревожности у подростков. Тревожность, закрепившись, становится достаточно устойчивым образованием. Чтобы этого не случилось, перед нами встает принципиально новая задача – готовить юных граждан к общению.
От общения все в большей мере зависит успешность профессиональной деятельности, активности в общественной жизни, наконец, личное счастье каждого.
Нужно помнить, что отношения со взрослыми у детей в подростковом возрасте носят сложный и на первый взгляд противоречивый характер, но складывается ситуация нарастания потребности в личностном общении с педагогами и родителями, и невозможности её удовлетворения. Исходя из этого нужно; участвовать в жизни подростка, помогать в решении его проблем, быть для него другом и товарищем.
Сверстники – тоже значительная фигура в жизни подростка. Изменение внутренней позиции приводит к тому, что подростку уже недостаточно быть просто хорошим учеником, иметь высокие показатели, получать одобрение учителя. Гораздо важнее для него иметь репутацию хорошего товарища, пользоваться доверием сверстников, иметь близких и постоянных друзей. Следовательно, не нужно ограждать ребёнка от общения со сверстниками. Ведь только в ситуации общения появляется чувство эмоционального благополучия и устойчивости. А всё это чрезвычайно важно для их будущей жизни.
От общения всё в большей мере зависит успешность профессиональной деятельности, активность в общественной жизни, наконец, личное счастье каждого.
1. Алякринский Б.С. Общение и его проблемы. –М.,1982г.
2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. - Л., 1968.
3. Андреева Г.М. Социальная психология. – М.,1981г.
4. Байярд Р. и Д. Ваш беспокойный подросток. – М., 1991г.
5. Белкин А.С. Ситуация успеха. Как её создать. – М., 1991г.
6. Бодалев А.А. Популярная психология для родителей. – М., 1989
7. Бодалев А.А. Личность и общение. – М., 1989.
8. Бодалев А.А. Общение и формирование личности школьника: Опыт. Эксперимент. Исследование., НИИ общей и педагогической психологии АПНСССР. – М., 1987 г.
9. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. – М., 1968.
10. Бурлачук Л.Ф. Словарь-справочник по психодиагностике. М. – 2000.
11. Вирджиния Н.К. Прикладная психология. М – 2000.
12. Выготский А.С. Вопросы детской психологии – собр.соч. в 6т.- М., 1984.
13. Галяутдинова С.И. Методика изучения личности ребенка. Уфа – 1995.
14. Годфруа Ж. Что такое психология? – М. 1992.
15. Горшкова Е.А. Формирование взаимоотношений подростков в коллективе сверстников. Советская психология №8, 1984г.
16. Гульдан В.В., Антонян Ю.М. Криминальная потопсихология.- М., 1991г.
17. Добрович Л.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. – М., 1987г.
18. Драгунова Т.В. Подросток. - М., 1976.
19. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. М. –2000.
20. Дубровина Т.В. и др. Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога. – М., 1987.
21. Жутикова И.В. Учителю о практике психологической помощи. – М., 1988г.
22. Злобина Е.Г. Общение как фактор развития личности. –Киев., 1981г.
23. Зюзько М.В. Психологические консультации для молодого учителя. М. – 1995.
24. Иностранная психология (Журнал) №6, 1996.
25. Кан-Калик В.А. Грамматика общения.- Грозный., 1990г.
26. Кан-Калик В.А. Тренинг профессионально – педагогического общения. –М., 1990
27. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. –М.,1987г.
28. Колесов Д.В. Учителю о психологии и физиологии подростка. – М.,1986.
29. Кон И.С. Психология старшеклассника. – М., 1980.
30. Крутецкий В.А., Лукин Н.С. Очерки психологии старшеклассника.- М., 1963г.
31. Лешман Э. Когда Ваш ребенок сводит Вас с ума. – М., 1990г.
32. Ломов Б.Ф. и др. Психологическое исследование общения.- М., 1976г.
33. Матвеев В.Ф. Профилактика вредных привычек у школьников. – М., 1987г.
34. Мудрик А.В. Общение как фактор воспитания школьников. – М., 1984.
35. Мясищев В.Н. Психология отношений. – М., 1995г.
36. Немов Р.С. Общие основы психологии. –М.,1994.
37. Петровская Л.А. Компетентность в общении: Социально – психологический тренинг. –М., 1989г.
38. Под ред. Бруденого. Философские проблемы психологии общения. –М., 1976г
39. Прутченков А.С. Социально – психологический тренинг межличностного общения . – М., 1988г.
40. Психологическая наука и образование (Журнал) №1, 1996.
41. Рахимов А.З Словарь-справочник по нравологии. Уфа – 2000.
42. Рахимов А.З. Нравственная психология. Уфа – 1995.
43. Рыбакова М.М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом коллективе. – М., 1991г.
44. Сафин В.Ф. Введение в психодиагностику личности школьника. Уфа – 1990.
45. Сафин В.Ф. Вопросы самоопределения личности и ее активности. Уфа – 1985.
46. Сорокина А.И. Конфликтность в поведении детей и подростков. Уфа – 1996.
47. Спок Б. Разговоры с матерью. – М., 1987.
48. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. М. – 1998.
49. Фильдштейн Психология современного подростка. – М., 1991г.
50. Фридман Л.М. , Волков К.Н. Психологическая наука – учителю. – М., 1985г.
51. Фридман Л.М. Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. – М., 1991г.
52. Фромм Э. Азбука для родителей. – Л.,1991г.
53. Хрипкова А.Г. Мир детства: подросток. – М., 1989г.
54. Швандвин Н.И. Социальная психология в образовании. – М.,1995г.
Есть приложения. Авторская работа.
К работе прилагается все необходимое для сдачи.
Тема: | «Соотношение особенностей общения и тревожности у детей подросткового возраста» | |
Раздел: | Психология | |
Тип: | Дипломная работа | |
Страниц: | 80 | |
Цена: | 900 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Зависимость видов негативных эмоций и агрессивности от типа темперамента
Курсовая работа:
Изучение особенностей формирования навыков самообслуживания у дошкольников с нарушением зрения
Дипломная работа:
Изучение понимания речи у детей раннего возраста
Дипломная работа:
Изучение ритмической организации движений и речи у детей с нарушением речи
Дипломная работа:
Особенности развития навыков звукового анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста из моно- билингвальной среды