Дипломная работа

«Музыкальное самообразование взрослых на основе музыкально-компьютерных технологий»

  • 76 страниц
Содержание

ВВЕДЕНИЕ .3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МУЗЫКАЛЬНОГО САМООБРАЗОВАНИЯ У ВЗРОСЛЫХ 8

1.1. Самообразование на основе музыкального искусства 8

1.2. Музыкально-компьютерные технологии как основа музыкального самообразования взрослых 24

Выводы по главе 1 37

ГЛАВА 2. УСЛОВИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО САМООБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ НА ОСНОВЕ МУЗЫКАЛЬНО-КОМПЬЮТЕРН ТЕХНОЛОГИЙ 39

2.1. Формы музыкального самообразования взрослых 39

2.2. Педагогический эксперимент и его результаты 54

Выводы по главе 2 66

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 70

ПРИЛОЖЕНИЕ А 75

ПРИЛОЖЕНИЕ Б 76

Введение

Наравне с классическими музыкальными инструментами, на которые определено стандартное обучение музыке, постепенно получает популяризация музыкально-компьютерные технологии, располагающие обширным диапазоном возможностей для развития. Информационные технологии раскрывают новые возможности необходимых для расширения музыкальных познаний, художественно-эстетического вкуса обучающихся, выработки музыкальных, умственных и творческих возможностей. Формирование развития музыкально-компьютерных технологий

предполагает применение специализированного программного обеспечения, предоставляющего различные функциональные возможности необходимых для обучения музыкальной грамоте, развития ритмических и слуховых способностей, тренировке логической, эмоциональной и двигательно-моторной памяти, а так же записи, прослушивания и музыкальной обработке аудио файлов.

Проблема особенности преподавания и обучения, формирования возможностей обучающихся становится важной и актуальной в данное время. В современном мире сотрудники образовательной системы, родители учащихся и сами взрослые начинают понимать, что учебное заведение не всегда имеет возможность гарантировать высокий уровень образованности, интеллектуального, высоконравственного и физического формирования обучающихся, это возможно только при создании условий усовершенствования всего учебно-воспитательного процесса. На данный момент в организации российской системы образования необходимо постепенное развитие и внедрения высокотехнологичных условий обучения, на основе которых осуществляется эффективное обучение дисциплин, развитие различных навыков и формирование способностей. Одним из таких условий является процесс развития информационных технологий в самообразовании, как обучающегося, так и взрослого человека. Процесс самообразования проходит через всю жизнь и напрямую зависит от процесса обучения личности, так как является основным способом ускорения развития человека. Важнейшим аспектом для самообразования человека является мотивация к проявлению интереса изучаемого предмета. Стандартные методы и подходы обучения являются сложными для человека, который не имеет представления об изучаемой дисциплине с отсутствием базовых знаний и навыков, а так же формирует отсутствие мотивации к данному предмету.

Актуальность данной темы обуславливается недостаточной реализацией усвоения музыкального предмета в процессе самообразования, сложностью освоения музыкальных дисциплин в рамках общего и дополнительного образования, которое подразумевается как

преподавательская работа учителя согласно критериям подходящих для учащихся на музыкальных занятиях с целью формирования и самореализации потенциальных способностей, а так же возможность к обучению музыкальной деятельности. Использование информационных средств в процессе самообразования взрослого человека, а так же обучающихся на музыкальных занятиях в системе образования является эффективным инструментом по стимулированию развитию

интеллектуальных и творческих способностей, художественных предпочтений, формированию творческого начала обучающегося и гармонического развития индивида в целом.

С другой стороны, неполное оснащение музыкально-компьютерными технологиями на практике и возникающими сложностями в процессе их применения в самообразовании взрослых и обучающихся любого возраста, так же определили актуальность данного направления исследования и обозначают выбор темы данной выпускной квалификационной работы как: «Музыкальное самообразование взрослых на основе музыкально-компьютерных технологий».

Тем не менее, анализ научных, методических и периодических материалов по использованию музыкально-компьютерных технологий в процессе самообразования взрослых показал недостаточную разработанность программы, необходимой для возникновения заинтересованности и мотивации обучающегося к освоению необходимого предмета в рамках процесса самообразования, а также малую изученность их влияния на развитие музыкальных способностей обучающихся.

Цель исследования: Теоретически обосновать, экспериментально проверить особенности проявления интереса и мотивации взрослого человека к самообразованию путем развития познавательной активности и самостоятельности к изучению музыкальных дисциплин с помощью музыкально-компьютерных технологий и способности самоконтроля.

Объект исследования: музыкально-компьютерные технологии как инструмент к самообразованию, а также как способ развития познавательной активности, умственных и творческих способностей взрослого обучаемого.

Предмет исследования: формы и методы обучения с использованием музыкально-компьютерных технологий необходимых для формирования интереса обучаемого к самообразованию.

Гипотеза исследования: использование музыкально-компьютерных технологий в процессе самообразования будет способствовать развитию музыкальных возможностей при условии возникновения интереса и мотивации обучающегося к освоению данного предмета и способности самоконтроля.

В соответствии с целью исследования выполнено определение задачи исследования:

- изучить и проанализировать теоретические основы самообразования и освоения музыкальной дисциплины при помощи музыкально компьютерных технологий на музыкальных занятиях и процессе самостоятельного обучения;

- проанализировать качество усвоения материала в процессе самообразования с использованием музыкально-компьютерных технологий на музыкальных занятиях и самостоятельного обучения;

- раскрыть содержание самообразования в процессе обучения с использованием музыкально-компьютерных технологий на музыкальных занятиях и самостоятельного обучения.

Методологию исследования составляют научные труды, тематические публикации в периодической печати, материалы научных конференций и семинаров авторов по вопросам использования компьютерных технологий в процессе обучения учащихся музыке и самостоятельного обучения, такие как:

- работы направленные на развитие личности с точки зрения общей психологии (С.Л. Рубинштейна, Леонтьева А.Н., Б.М. Теплова, Иванова В.М., Князевой М.Л. и др.);

- работы по общей педагогике и методике музыкального обучения

(А.Я. Айзенберга А.К. Громцевой, Ю.Б.Алиева, К.Р. Роджерса, Г.М. Коджаспировой, Калининой Л.Ю. и др);

- работы направленные на компьютеризацию музыкального образования учащихся (Заббаровой М.М. и Красильникова И.М.).

База исследования: Муниципальное бюджетное учреждение

Объединение клубов для детей, подростков и молодежи «Диалог», подростковый клуб «Северный» городского округа г.Уфа Республики Башкортостан. Выборка составила четыре обучающихся в средне-специальных учебных заведениях и будущих выпускников 11-х классов.

Теоретическая значимость исследования заключается в рассмотрении музыкально-компьютерных технологий как неотъемлемой части технологической модернизации музыкального образования и самообразования, а так же во внесение определенного вклада в теорию и методику музыкального образования.

Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанные уроки музыки с использованием компьютерных технологий могут быть полезны для студентов и преподавателей музыки. Также были подобраны специализированные программные модули, необходимые для облегчённого освоения аудиоматериала.

Методы исследования: для достижения цели и задач исследования нами применялся следующий комплекс методов:

- опросные методы (анкетирование, обсуждение,

интервьюирование);

- эмпирические методы (наблюдение, описание, анализ музыкальных занятий, анкетирование).

Структура исследований: выпускная квалификационная работа включает в себя введение, две главы, вывод по главам, заключение, список использованной литературы. Общий объем работы составляет 76 страниц.

Фрагмент работы

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МУЗЫКАЛЬНОГО САМООБРАЗОВАНИЯ У ВЗРОСЛЫХ

1.1. Самообразование на основе музыкального искусства

В 1986 году Эдвард Деминг один из основателей концепции «всеобщего качества» утверждал: «Необходимо поддерживать образование и самосовершенствование каждого. Социум нуждается не просто в хороших людях, а в людях, которые совершенствуют себя в образовании» [1, с. 142].

Самообразование— это концепция внутренней самоорганизации согласно овладению навыка предков, сосредоточенной на личное развитие. Самообразование является сильным условием, обогащающим и восполняющим образование, созданное окружением.

Педагогика нашего времени полагает, что развитие навыков и умений самообучения высшей степенью обучения и одним из требуемых обстоятельств осуществления постоянного образования.

Самообразование согласно М. Князевой имеет ряд функций[2, с. 15]:

1) ориентировочная— поиск себя в творчестве и собственного положения в социуме;

2) экстенсивная— получение и умножение неведомых познаний;

3) саморазвития — усовершенствование индивидуального представления о мире в целом, собственного мышления, сознания, креативных свойств, памяти;

4) компенсаторная— прохождение минусов преподавания в школах, устранение «белых пятен» в собственном обучении;

5) коммуникативная— определение взаимосвязей разных наук, специальностей, возрастов, сословий;

6) методологическая— прохождение профессиональной

ограниченности, расширение представления о мире;

7) омолаживания — преодоление препятствования личного рассуждения, предотвращение паралича в социальном воззрении (для полноценной жизни и развития, необходимо периодически отрекаться от статуса, обучающего и перестраиваться в положение обучающегося);

8) сотворческая-сопутствование, помощь созидательному труду, однозначное расширение его;

9) геронтологическая— сохранение взаимосвязей с обществом и при помощи них жизненности организма;

10) психотерапевтическая (а также психологическая) — поддержание всесторонности существования, чувства приобщенности к просторному фронту умственного двигателя всего человечества.

В таком случае, самообучение — нужное непрерывное составляющее жизни цивилизованного, культурного человека, деятельность, которая сопровождает его постоянно.

Самообучение имеет непосредственную связь с процессом классического обучения и представляется его неотделимой составляющей. Это понятие в основном определяется как способ развития индивида, благодаря приобретению умения, навыков, знания[3, с.325]. Данный процесс предусматривает формирование интеллектуальных и креативных возможностей. Человек имеет возможность обучатся с различных ресурсов своей общественной категории, а именно:

1) окружение семьи;

2) окружение в школе;

3) ближнее окружение;

4) СМИ (телерадиовещание, пресса и т.п.).

Существует два основных подхода к получению знаний, и они взаимосвязаны между собой. Разница в способе и подходе к получению новых знаний.

Традиционное образование подразумевает в себе школьное обучение, при помощи которого человек может получить среднее образование. Система данного образования создается государством и преподносится через учителей, которые обучают школьников по предварительно подтвержденной министерством программой. Министерство образования является верхней и главной ступенькой в данной структуре, с помощью которого государство руководит и осуществляет контроль процесса преподавания для граждан страны.

Окончив данное обучение, обучающийся имеет возможность поступить в высшее учебное заведение, в котором можно получить более углубленные и специализированные познания.

Заключение

В ходе педагогического эксперимента работы выделены основные критерии для необходимые готовности к самообразованию у взрослых обучаемых, проведен сравнительный анализ результатов опросного метода исследования, представленного в виде анкетирования и обсуждения итогов с взрослыми обучаемыми.

Проведен цикл констатирующих и экспериментальных занятий, созданных специально для педагогического эксперимента, в процессе которых установлено, что качество усвоения знаний в индивидуальной и самостоятельной формы образования в первую очередь зависит от методов подачи тематического материала. Реализация формы доступности и наглядности информации при помощи использования музыкально-компьютерных технологий в процессе изучения музыкальной дисциплины позволяют правильно и тщательно раскрыть тематическое содержание занятия.

Таким образом, музыкально-компьютерные технологии позволяют оптимизировать и сделать эффективным процесс обучения в рамках образовательной и самообразовательной деятельности за счет активизации познавательной деятельности взрослого обучаемого, обеспечивают доступ к качественной информации в области музыкального образования.

Возможность изучения музыкальных дисциплин при помощи средств музыкально-компьютерных технологий доступен для людей любого возраста ранее незнакомыми с основами музыкознания, это связанно с отсутствием обязательной необходимости в нотной грамоте и других аспектов изучения музыкальной теории. Музыкально-компьютерную технологию клавишного визуализатора допустимо применять и в образовательном процессе в рамках урочной и внеурочной деятельности, использовать в качестве наглядного помощника для закрепления материала или восстановления утерянных знаний, а также облегчения ускоренного усвоения информации для отстающих учащихся.

Эффективность занятий с использованием музыкльно-компьютерных технологий не означают, что следует отказаться от стандартных занятий, реализуемых в рамках урочной и внеурочной деятельности. Музыкальные занятия следует дополнять и разнообразить за счет: вербальных методов ведения занятия, в процессе диалога и объяснения обучаемому материала в паре с визуальной демонстрацией информации с помощью средств компьютерно-мультимедийных технологий, а так же реализацией практического процесса, в котором обучаемый самостоятельно сможет освоить предоставленный материал, а преподаватель сориентировать и подсказать обучаемому правильный путь решения задания. Такой подход будет способствовать развитию критериев необходимых для готовности к самообразованию, как у взрослых, так и учащихся любого возраста, а также помогает в расширении музыкального кругозора обучаемых и самостоятельном поиске необходимой информации.

Повышение качества знаний происходит за счет использования в самообразовательной деятельности эффективных технологий обучения в виде визуальной наглядности и доступности информации, высокой материально-технической базой организуемые музыкально-компьютерными технологиями. Мотивация и проявление познавательной активности взрослого обучаемого к изучению музыкальных дисциплин с помощью средств музыкально-компьютерных технологий, реализует развитие интеллектуальных способностей, физико-моторной и умственной памяти, а так же способствует формировании творческих навыков и личностного развития, необходимого для определения дальнейшей музыкальной деятельности взрослого человека.

Список литературы

1. Деминг, У. Э. Выход из кризиса. Новая парадигма управления людьми, системами и процессами [Текст] /У.Эдвард. Деминг; пер. с анг. Ю. Адлера и В. Шпера. — Москва: Альпина Паблишер, 2019. — 417с.

2. Князева, М. Л. Ключ к самосозиданию [Текст] / М. Л. Князева. - Москва: Молодая гвардия, 1990.— 255с.

3. Яценко, Н.Е. Толковый словарь обществоведческих терминов [Текст] /Н.Е. Яценко. — СПб: Лань, 1999. — 528с.

4. Веб портал "Ваш Урок" [Электронный ресурс] / О. Сазонов. — Электрон. текстовые дан. — Режим доступа: http://vas**rok.ru/, свободный(дата обращения: 20.12.18).

5. Веб портал "Studwood" [Электронный ресурс] /. — Электрон. текстовые дан. — 2017. — Режим доступа: https://st**wood.ru/, свободный(дата обращения: 16.11.18).

+ еще 36 источников

Примечания

Оригинал в pdf

Покупка готовой работы
Тема: «Музыкальное самообразование взрослых на основе музыкально-компьютерных технологий»
Раздел: Педагогика
Тип: Дипломная работа
Страниц: 76
Цена: 2600 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

У нас можно заказать

(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)

Контрольная на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Решение задач на заказ

Решение задач

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Лабораторная работа на заказ

Лабораторная работа

от 200 руб.

срок: от 1 дня

Доклад на заказ

Доклад

от 300 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

42 задания

за последние сутки

10 минут

время отклика