Курсовая работа

«Развитие самооценки у младших школьников с умственной отсталостью»

  • 37 страниц
Содержание

Введение ….3

Глава 1.Теоретические основы развития самооценки у детей младшего

школьного возраста с умственной отсталостью …6

1.1. Проблема развития самооценки в младшем школьном возрасте в

психолого-педагогических исследованиях…6

1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей младшего

школьного возраста с умственной отсталостью….14

1.3. Особенности развития самооценки у детей младшего школьного

возраста с умственной отсталостью….19

1.4. Коррекционно - развивающая игра как средство развития адекватной

самооценки у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью…23 Выводы по теоретической главе исследования….28

Глава 2. Эмпирическое обоснование проблемы развития самооценки у

детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью ….30

2.1. Определение исходного уровня развития самооценки у детей

младшего школьного возраста с умственной отсталостью …30

Выводы по эмпирической главе исследования…34

Заключение….35

Список литературы….36

Приложения …39

Введение

Проблема возникновения и развития самооценки у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью является одной из центральных проблем педагогики, так как формирование самооценки является необходимым компонентом коррекционно-воспитательной работы, обеспечивающей полноценное развитие младшего школьника.

Проблемой развития самооценки детей занимались такие авторы, как Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, С.С. Рубинштейн, М.Н. Скаткин, А.И. Липкина, Е.И.Савонько, Е.А.Серебрякова, В.А.Горбачева.

Личность человека представляет собой сложную структуру, являющейся продуктом его развития. Среди многих компонентов личности, один из основных является самооценка, т. е. оценка самого себя. Самооценке принадлежит важная роль в процессе саморегуляции поведения индивида и его взаимодействия с окружающей средой

Самооценка - это необходимый компонент развития самосознания, т.е. осознание человеком самого себя, своих физических сил, умственных способностей, поступков, мотивов и целей своего поведения, своего отношения к окружающим, к другим людям и самому себе. Без самооценки, т. е. оценки самим индивидом тех действий, которые он совершает, и тех его психических свойств, которые в этих действиях проявляются, поведение не может быть саморегулирующимся. Самооценка опосредует отношение ребенка к самому себе, интегрирует опыт его деятельности, общение с другими людьми. Эта важнейшая личностная инстанция, позволяющая контролировать собственную деятельность с точки зрения нормативных критериев, строить свое целостное поведение в соответствии с социальными нормами. Развитие адекватной самооценки способствует развитию познавательных процессов и усвоение общих способов действий.

Неадекватная самооценка и соответствующий ей уровень притязаний детей с интеллектуальными нарушениями младших классов ярко обнаруживается во время беседы с ними о том, кем они хотят быть, какую работу будут выполнять после того, как окончат школу.

Дети младшего школьного возраста с умственной отсталостью , не осознавая имеющихся у них отклонений в развитии, считают, что им доступна любая специальность, что они могут стать врачами, учителями и т. д., т. е. из всех известных им специальности называют самые для них недопустимые.

В настоящее время большое внимание исследователи уделяют совершенствованию содержания и средств работы по развитию адекватной самооценки у младших школьников с умственной отсталостью. Одним из эффективных средств коррекции нарушений развития самооценки младших школьников с умственной отсталостью являются коррекционно-развивающие игры.

Коррекционно-развивающие игры способствуют формированию адекватной самооценки и самоконтроля, нормализуют уровень притязаний младших школьников с интеллектуальным недоразвитием. Оценивая в игре совместно со взрослым действия сверстников, отмечая их ошибки, ребёнок усваивает правила игры, а потом и осознаёт свои собственные недочёты. Постепенно возникают предпосылки к формированию сознательного поведения и самоконтроля.

На основании этого мы определили проблему нашего исследования - какое влияние оказывает использование коррекционно-развивающих игр на развитие адекватной самооценки младших школьников с умственной отсталостью.

Объект исследования - процесс развития самооценки у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью.

Предмет исследования - коррекционно-развивающая игра, как средство развития адекватной самооценки у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью.

Цель исследования - выявить особенности развития самооценки у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью и определить способы её коррекции посредством коррекционно-развивающих игр.

В процессе проведения исследования решались следующие задачи:

1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме развития самооценки у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью.

2. Определить уровень развития самооценки у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью.

Гипотеза: Уровень развития самооценки у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью в ходе проведения специально разработанной серии коррекционно-развивающих игр станет адекватным.

Методы исследования:

1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.

2. Педагогический эксперимент.

3. Качественный и количественный анализ результатов педагогического эксперимента.

Организация исследования.

Исследование проводилось на базе специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида № 18, в 4 «А» классе.

Фрагмент работы

Игра – это сама жизнь, это детская непосредственность, наивность, иногда лукавство, иногда удивительная серьёзность. Для ребенка игра не всегда милая забава, часто это труд, преодоление себя. В игре дети овладевают новыми навыками, умениями, знаниями. Только в игре осваиваются правила общения. [12;С.3].

В основе системы коррекционно-развивающих игр лежат следующие принципы:

• совмещение в деятельности ребёнка элементов игры к учебно-познавательной деятельности;

• постепенное усложнение обучающей задачи и условий игры;

• повышение умственной активности ребёнка в решении предлагаемых задач;

• единство обучающих и воспитательных воздействий;

• органическая связь и взаимозависимость между внешней и внутренней (умственной) активностью ребёнка и постепенный переход к более интенсивной умственной работе.

В результате реализации этих принципов создаются условия способствующие становлению начальных форм самооценки и самоконтроля ребёнка, что имеет огромное значение и для его учебной деятельности [17;С.17].

Коррекционно-развивающие игры характеризуются тем, что они содержат готовый игровой замысел, предложенный ребенку, игровой материал и правила. Всё это определяется целью игры, то есть тем, для чего эта игра создана, на что она направлена. Цель игры всегда имеет два аспекта:

Познавательный, то есть то, чему мы должны научить ребёнка, какие способы действия с предметами хотим уму передать.

Воспитательный, то есть те способы сотрудничества, формы общения и отношения к другим людям, которые следует привить детям.

В обоих случаях цель должна формулироваться не как передача определённых знаний, умений, навыков, а как развитие определенных психических процессов, или способностей ребёнка.

Игровой замысел представляет собой ту игровую ситуацию, в которой вводится ребёнок, и которую он воспринимает как свою. Это достигается, если построение замысла игры опирается на конкретные потребности, а также особенности их опыта. Замысел игры может основываться на действиях с предметами.

Во всех случаях замысел игры реализуется в игровых действиях, которые предлагаются, чтобы игра состоялось. В одних игах нужно что-то найти, в других выполнить определенные действия и т. п. [17;С.21].

Игровые действия включают в себя обучающую задачу, то есть, то что является для каждого ребёнка важнейшим условием личного успеха в игре. Решение обучающей задачи требует от ребёнка активных и волевых усилий. Содержание обучающей задачи может быть самым разнообразным.

Игровой материал также побуждает ребенка к игре, имеет важное значение для обучения и развития и для осуществления игрового замысла.

Важной особенностью игры являются игровые правила. Правила игры доводят до сознания детей её замысел, игровые действия и обучающую задачу. Игровые правила бывают двух видов: правила действия может служить следующее припомнить и назвать только ту игрушку, которую ещё не кто не назвал и пр.; и правила общения могут быть следующие не показывать и не мешать другому отгадывать, действовать по очереди или по вызову учителя и т. п. [17;С.23].

Развивающая игра является довольно эффективным средствам формирования таких качеств, как организованность, самооценку, самоконтроль и т. п. Оценивая вместе со взрослым действия сверстников, отмечая их ошибки, ребёнок усваивает правила игры, а потом и осознаёт свои собственные недочёты. Постепенно возникают предпосылки к формированию сознательного поведения и самоконтроля.

Заключение

Исследование ряда авторов особенностей развития самооценки младших школьников с умственной отсталостью показало, что самооценка детей данной категории носит неадекватный, неустойчивый, аффективный характер. Страдают ее регулятивная и мобилизующие функции, т.е. функции регулятора и стимулятора проведения и деятельности. У ребенка с нарушением интеллекта снижен уровень самосознания, ему присуща некритичность при оценке собственных действий и поступков. В силу этого возникает неумение адекватно оценить результаты работы, проанализировать собственную деятельность.

Нарушение самооценки в младшем школьном возрасте вызывается незрелостью личности, непониманием выдвигаемых целей деятельности, неумением анализировать и соотносить достигнутые в ходе деятельности результаты с исходными данными и т.д.

Проведенный педагогический эксперимент показал, что формирование адекватной самооценки требует специальной коррекционной работы.

Список литературы

1. Абрамова Г. С. Возрастная психология. / Абрамова Г. С.- М., 1999.

2. Абрамова Г. С. Практикум по возрастной психологии. /Абрамова Г. С.- М., 1988.

3. Алферов А. Д. Психология развития школьников. / Алферов А. Д. – М., 2000.

4. Анимова М. К., Козлов В. Т. Психологическая коррекция умственного развития школьников/ Анимова М. К., Козлов В.Т. - М., 2000г.

5. Ануфриев А. Ф., Костромина С. Н. Как преодолеть трудности в обучении детей / Ануфриев А. Ф., Костромина С. Н – М., 2001г.

6. Баряева Л. Б., Зарин А. П. Опыт организации коррекционной помощи детям с интеллектуальным недоразвитием/ Баряева Л. Б., Зарин А. П. // Дошкольное воспитание, 1998г.

7. Берн Э. Игры, в которые играют люди: Люди, которые играют в игры / Берн Э. – СПб., 1998г.

8. Берулава Г. А. Психодиагностика умственного развития учащихся / Берулава Г. А. – Новосибирск, 1990г.

9. Богуславская З. М., Смирнова Е. О. «Развивающие игры для детей младшего школьного возраста». / Богуславская З. М., Смирнова Е. О. – М.: Просвещение,1991.

10. Вахрушев С. В. Психодиагностика трудностей в обучении учителями начальных классов./ Вахрушев С. В. – М., 1995 г.

11. Венгер А. А. Психологическое обследование младших школьников / А. А. Венгер, Г. А. Цукерман. – М., 2005

12. Выготский Л. С. Психология развития ребенка./ Выготский Л. С. – М., 2003.

13. Гамезо М. В. Старший дошкольник и младший школьник психодиагностика и коррекция развития. / Гамезо М. В. – М., 1998.

14. Зеньковский В. В. Психология детства. / Зеньковский В. В. – Екатеринбург, 1995г.

15. Забрамная С. Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. / Забрамная С. Д. – М., 1995г.

16. Зимняя И. А. Педагогическая психология. / Зимняя И. А. - Ростов – на – Дону., 1997г.

17. Карабанова О. А. Игра в коррекции психологического развития ребенка. / Карабанова О. А. – М., 1997г.

18. Кащенко В. П. Педагогическая коррекция. / Кащенко В. П. – М., 1994г.

19. Кумарина Г. Ф. Коррекционная педагогика в начальном образовании. Под ред. Кумарина Г. Ф. – М., 2001г.

20. Кузнецова Л. В., Переслюни Л. И., Солнцева Л.И. и др. Основы специальной психологии./ Кузнецова Л. В., Переслени Л. И., Солнцева Л.И. и др. - М.: Издательство центр «Академия», 2002.

21. Кулагина И. Ю. Личность школьника от задержки психического развития до одаренности. /Кулагина И. Ю. – М., 1999.

22. Специальная психология. /Под ред. В. И. Лубовского; - М., 2003

23. Любина Г. Игра – это работа ребенка над самим собой // Ребенок в детском саду. -–2002. - № 6. – С. 26 – 27.

24. Микляева Н. Игра и личность/ Микляева Н. // Игра и дети. – 2004. - № 3. – С. 2 - 4

25. Мухина В. С. Возрастная психология. / Мухина В. С. – М., 2000г.

26. Специальная педагогика. / Под ред. Н. М. Назаровой; - М., 2001.

27. Никитин Б. П. Развивающие игры. / Никитин Б. П. – М., 1985г.

28. Новиковская О. А. Сборник развивающих игр с водой и песком для дошкольников. /О. А. Новиковская. СПб., 2005.

29. Осипова А. А. Общая психокоррекция. / Осипова А. А. – М., 2000.

30. Овчарова Р. В. Практическая психология в начальной школе. / Овчарова Р. В. – М., 2005.

31. В. Г. Петрова. Психологические особенности умственных отсталых школьников //Коррекционная педагогика. – 2007. - № 1. – С. 5 - 14

32. В. Г. Петрова, И. Б. Белякова Психология умственно отсталых школьников. / В. Г. Петрова, И. Б. Белякова.- М.: Академия, 2004.

33. Поощрение и самооценка младшего школьника: учеб. Пособие. – М., 2005.

34. Психология детей с нарушениями и отклонениями психического развития. // СПб: Питер. 2001.

35. Развивающие игры // Ребенок в детском саду. – 2003 - №6 – С.60 – 63.

36. Смирнова Е. О. Психология ребенка. / Смирнова Е. О. – М., 1997.

37. Спивакавская А.С. Игра – это серьёзно. / Спивакавская А.С.– М.: Педагогика,1988.

38. Усова А. П. Роль игры в воспитании детей. /Под ред. А. В. Запорожец. – М., 1976.

39. Эльконин Д. Б. Психология игры. / Эльконин Д.Б. – М., 1999 г

40. Эльконин Д. Б. Психология развития. /Эльконин Д. Б. – М.: Академия, 2001.

41. Широкова Г. А. Практикум для детского психолога / Широкова Г. А., Жадько Е. Г. – Ростов н/Д, 2004.

Примечания

Приложение 1 Методика 1 «Круги Б. Л. Лонга»

Приложение 2 Протокол обследования

Покупка готовой работы
Тема: «Развитие самооценки у младших школьников с умственной отсталостью»
Раздел: Психология
Тип: Курсовая работа
Страниц: 37
Цена: 2000 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

У нас можно заказать

(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)

Контрольная на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Решение задач на заказ

Решение задач

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Лабораторная работа на заказ

Лабораторная работа

от 200 руб.

срок: от 1 дня

Доклад на заказ

Доклад

от 300 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

42 задания

за последние сутки

10 минут

время отклика