Дипломная работа

«Особенности методики проведения урока лекой атлетики в общеобразовательной школе»

  • 46 страниц
Содержание

ВВЕДЕНИЕ.….

ГЛАВА I. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ…

1.1.Система физического воспитания школьников….…

1.2. Легкая атлетика в системе физического воспитания….….

1.3. Основные методические требования к содержанию урока по легкой атлетике в общеобразовательной школе ….

ГЛАВА II. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ…

2.1. Методы исследования….

2.2. Организация исследования….….

ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ…

3.1. Результаты исследования….….

3.2. Обсуждение результатов исследования….…

Введение

Актуальность исследования. В общей системе физического воспитания подрастающею поколения важным звеном является физическое воспитание учащихся начальных классов. В этот возрастной период закладывается фундамент личности, устойчиво сохраняющийся на протяжении всей жизни человека. В эти годы складывается отношение, интерес ребенка к занятиям физической культурой, зарождаются предпосылки физического совершенствования. В связи с этим, решая задачи физического воспитания, необходимо младшего школьника ориентировать на социально важный мотив, которым считается осмысленное и активное занятие физической культурой, понятие ее роли в полноценном развитии личности.

Легкая атлетика является одним из основных средств физического воспитания населения. В школьной программе она занимает одно из главных мест. Ходьба и бег являются «фундаментальными человеческими движениями, а состязания в метаниях и прыжках были популярными всегда. Ведь от умения далеко и точно метать, далеко и высоко прыгать нередко зависит жизнь человека».

Систематическое применение этих упражнений на уроках физической культуры в начальной школе содействует формированию морально-волевых качеств ребенка. Бег, прыжки и метания отличаются большой вариативностью выполнения, что позволяет применять их в различных условиях. Обучение младших школьников протекает более успешно, если организация и методическая последовательность этого процесса сообразуется с индивидуальными особенностями и поддержанием эмоционального комфорта обучаемых. «Младшие школьники - очень подвижные, непоседливые дети, привыкшие к относительной свободе в выборе своих занятий. Они неутомимы, когда увлечены игрой или интересным делом, но быстро утомляются, как только им становится не интересно и скучно». Известно, что эффективность урока во многом зависит от отношения учащихся к заданиям учителя и эмоционального фона, при котором эти задания выполняются. Чем выше эмоциональный фон урока, тем активнее выполняют они задания, тем выше результативность и привлекательность проводимого урока.

За 10 лет обучения в организме школьника происходят значительные морфофункциональные изменения, психофизиологические преобразования, на основе которых развиваются и совершенствуются двигательные способности. Особое значение для их развития приобретают занятия физической культурой, на которых одновременно осваиваются новые движения и совершенствуются двигательные качества. Эти процессы между собой неразрывно связаны и зависят от возрастных особенностей, веса, роста, массы скелетных мышц, кардио-распираторной системы дыхания и кровообращения и других органов и систем организма школьников.

Хорошая физическая подготовленность является основой высокой работоспособности во всех видах учебной деятельности учащихся. Повышение уровня общей физической подготовленности замедляет развитие утомления и делает работу школьников более продуктивной. Уровень общей физической подготовленности школьников определяется тем, в какой мере у них развиты основные двигательные качества: сила, быстрота, гибкость, ловкость, выносливость.

Учителя физического воспитания должны не только обучать учащихся двигательным действиям, но и целенаправленно систематически совершенствовать двигательные качества. С этой целью в уроки включают специальные упражнения для развития силы, быстроты, ловкости, гибкости, выносливости.

Школьный возраст - самый благоприятный период для развития двигательных качеств. Правда, естественный прирост результатов на различных ступенях обучения в школе имеет свои особенности. Развитие быстроты у школьников выражено не так ярко, как силы, и заканчивается раньше. Хотя двигательные качества выделяют как самостоятельные понятия, следует все же иметь в виду, что проявляются они не сами по себе, а в конкретной деятельности.

Одна из важнейших задач - обеспечить воспитание, начиная с самого раннего детского возраста, физически крепкого молодого поколения с гармоническим развитием физических и духовных сил. Единый процесс спортивной тренировки составляют четыре органически взаимосвязанные части: физическая, спортивно-техническая, тактическая и психологическая. Физическая подготовка легкоатлета представляет собой воспитание двигательных качеств, способностей, необходимых в спортивной деятельности.

В основе уроков легкой атлетики лежит методика обучения технике движений отдельных видов. Посредством обучения новым упражнениям расширяется «двигательный кругозор» учащихся, увеличиваются их физические способности. Уроки легкой атлетики воспитывают также и морально-волевые качества школьников. Но, несмотря на простоту и доступность легкой атлетики, на занятиях необходимо соблюдать требования техники безопасности.

Общая задача, которая ставится на этом этапе - овладение основой техники изучаемого легкоатлетического двигательного действия. Оно начинается с создания общего представления об изучаемом движении путем демонстрации, объяснений и практического апробирования. В зависимости от сложности, движение изучается либо путем расчленения, или при целостном исполнении. Обучение начинается с ведущего звена техники. Если же ведущее звено существенно зависит от подготовительных фаз, вначале разучиваются эти фазы. В отдельных случаях изучение техники начинается с завершающих фаз, если необходимо предупредить травмирование.

Показ движений должен быть четким, с пояснением основных элементов. Указываются ориентиры куда должно быть направлено то или иное движение, амплитуда движения и т.п. Показ может, быть повторен после пробного выполнения движения учащимися. При повторном показе, некоторые элементы, на которые должно быть обращено внимание, несколько даже утрированно. Сначала движение демонстрируют, потом в более медленном темпе, по разделениям. В заключение полезно установить оптимальный ритм движений. При объяснении необходимо пользоваться принятой в легкой атлетике терминологией.

В младших классах учитель использует показ упражнений, сопровождая его пояснениями, требуя точности в выполнении элементов техники. Большой эффект имеют образные сравнения. Для школьников младших классов, при сравнительно малом понимании ими своих ощущений, большую значимость имеет наглядный метод. Применение этого метода требует от учителя квалифицированной демонстрации деталей изучаемой техники и подводящих упражнений.

Для школьников старших классов, в связи с увеличивающейся способностью концентрировать свое внимание, предпочтителен метод объяснения. При объяснении не следует сообщать учащимся большое количество подробностей. Квалифицированный выразительней показ элементов техники сделает более ясным предлагаемое задание. Лучше усваиваются задания, когда они осмыслены в момент показа, а затем ученик делает попытку воспроизвести их по памяти. В процессе обучения усилия учеников направляются на решение главной задачи. Дополнительные замечания, пояснения, наряду с выразительным показом, одно из условий для обеспечения сознательности и активности учащихся на уроках физической культуры. Легкая атлетика является одним из основных видов спорта в современной системе физического воспитания. Легкая атлетика объединяет естественные, самые распространенные и жизненно важные упражнения - ходьба, бег, прыжки и метания, поэтому является одним из наиболее массовых видов спорта.

Большую значимость легкой атлетики в системе физического воспитания определяет, прежде всего, оздоровительное значение этого вида спорта. Занятия легкой атлетикой проводятся, как правило, на свежем воздухе. Легкоатлетические упражнения благотворно воздействуют на все группы мышц, укрепляют двигательный аппарат, улучшают деятельность дыхательных органов, сердечно-сосудистой системы. Таким образом, с помощью легкоатлетических упражнений полностью решается задача гармоничного, разностороннего развития человека. Особенно большое значение имеет легкая атлетика для растущего организма, физического воспитания подрастающего поколения.

Изучение и освоение основ техники бега, прыжков и метаний занимает заметное место в программе уроков физической культуры в общеобразовательной школе. И оттого, как построены эти занятия, в значительной мере зависит их эффективность. Решение задач обучения предусматривает методически грамотный подход к организации, структуре и содержательной части уровня физической культуры.

Целью исследования является рассмотрение особенностей методики проведения урока легкой атлетики в общеобразовательной школе.

Задачи исследования:

1. Провести анализ литературных источников по теме исследования.

2. Выявить методики проведения урока легкой атлетики.

3.Экспериментально проверить эффективность предложенной методики.

Объект данного исследования: процесс проведения урок легкой атлетики в общеобразовательной школе.

Гипотеза исследования. Предполагается, что уроки по легкой атлетике в общеобразовательной школе будут проходить эффективно, если:

-при их организации учитывать требования проектного, средового, сетевого подходов;

-при разработке методических аспектов занятий по программе «Легкая атлетика с методикой преподавания» предусмотреть упражнения, которые по своей кинематической и динамической структуре и характеру нервно-мышечных усилий адекватны основным движениям легкого атлета.

Фрагмент работы

ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ

1.1 Система физического воспитания школьников

Система физического воспитания - это исторически обусловленный тип социальной практики физического воспитания, включающий мировоззренческие, теоретико-методические, программно-нормативные и организационные основы, обеспечивающие физическое совершенствование людей и формирование здорового образа жизни [7].

1. Мировоззренческие основы. Мировоззрение представляет собой совокупность взглядов и идей, определяющих направленность человеческой деятельности.

В отечественной системе физического воспитания мировоззренческие установки направлены на содействие всестороннему и гармоничному развитию личности занимающихся, реализацию возможностей достижения каждым физического совершенства, укрепление и многолетнее сохранение здоровья, подготовку на этой основе членов общества к профессиональным видам деятельности.

2. Теоретико-методические основы. Система физического воспитания опирается на достижения многих наук. Ее теоретико-методической основой служат научные положения естественных (анатомия, физиология, биохимия и др.), общественных (философия, социология и др.), педагогических (психология, педагогика и др.) наук, на основе которых дисциплина «Теория и методика физического воспитания» разрабатывает и обосновывает наиболее общие закономерности физического воспитания.

3. Программно-нормативные основы. Физическое воспитание осуществляется на основе обязательных государственных программ по физической культуре и спорту (программы для дошкольных учреждений, общеобразовательной школы, средних и высших учебных заведений, армии и т.д.). Эти программы содержат научно обоснованные задачи и средства физического воспитания, комплексы двигательных умений и навыков, подлежащих усвоению, перечень конкретных норм и требований.

Физическое воспитание - педагогически организованный процесс передачи от поколения к поколению способов и знаний, необходимых для физического совершенствования [1].

Физическая культура - учебный предмет в школе, способствующий разностороннему физическому развитию учащихся, укреплению их здоровья, выработке у учащихся сознательного отношения к себе и своему телу, физических (сила, быстрота, ловкость, выносливость, гибкость) и нравственных (смелость, находчивость, дисциплинированность и др.) качеств личности.

Физическое развитие - комплекс морфофункциональных показателей, которые тесно связаны с физической работоспособностью и уровнем биологического состояния индивидуума в данный конкретный момент времени.

Физическая подготовленность - результат физической подготовки, достигнутый при выполнении двигательных действий, необходимых для освоения или выполнения человеком профессиональной или спортивной деятельности.

Физическое совершенство - процесс физического образования и воспитания, выражающий высокую степень развития индивидуальных физических способностей.

К основным понятиям теории физического воспитания относятся следующие:

1) «физическое воспитание»;

2) «физическая культура»;

3) «физическое развитие»;

4) «физическая подготовленность»;

5) «физическое совершенство»;

6) «спорт».

Спорт (англ. sport, сокращение от первоначального англ. disport - «игра», «развлечение») - организованная по определенным правилам деятельность людей, состоящая в сопоставлении их физических и интеллектуальных способностей, а также подготовка к этой деятельности и межличностные отношения, возникающие в её процессе.

Физическое воспитание - это вид воспитания, специфическим содержанием которого являются обучение движениям, воспитание физических качеств, овладение специальными физкультурными знаниями и формирование осознанной потребности в физкультурных занятиях.

В физическом воспитании выделяют две стороны: физическое образование и развитие физических качеств.

Физическое воспитание - это педагогический процесс, направленный на совершенствование формы и функций организма человека, формирования двигательных умений, навыков, связанных с ними знаний и развития физических качеств [8].

Физическое воспитание детей существовало уже в первобытном обществе в форме организованных подвижных игр и развлечений. По свидетельству историков, физическое воспитание возникло на основе трудовой деятельности. Первоначальные формы труда и добывание средств существования потребовали от человека необходимых физических способностей и выделили физическое воспитание в особую сферу деятельности, особенно в детском возрасте.

Огромная историческая заслуга в развитии научно-обоснованной теории и методики физического воспитания детей принадлежит доктору медицины и хирургии, профессору П.Ф. Лесгафту. В его научных работах нашли отражение передовые идеи русских философов-материалистов, достижения отечественной медицины, психологии, анатомии и физиологии. Наиболее полно идеи его оригинальной системы представлены в трудах «Руководство по физическому образованию детей школьного возраста» и «Семейное воспитание». Одной из главных идей его системы физического образования является познавательный характер занятий физическими упражнениями, развитие посредством физических упражнений не только телесных, но и интеллектуальных сил человека, воспитание «идеально-нормальной личности» [4].

В.В. Гориневский [9], ученик П.Ф. Лесгафта, врач-педиатр, гигиенист экспериментально определил специфические особенности физического развития в разные возрастные периоды жизни человека. Среди большого количества научных работ по вопросам физического воспитания особую популярность имела книга «Физическая культура школьного возраста».

С 30-50-х гг. существенный вклад в развитие теории и методики физического воспитания детей школьного возраста был сделан научными сотрудниками Центрального научно-исследовательского института физической культуры и Государственного Центрального института физической культуры Е. Г. Леви-Гориневской [9] и А. И. Быковой [5].

Врач по образованию, кандидат медицинских наук Е.Г. Леви-Гориневская в основных своих публикациях «Физическое воспитание ребенка-школьника», «Физическое воспитание в детском саду» заложила стратегию создания и функционирования системы физического воспитания в школьных учреждениях.

А.И. Быкова разработала методику развития движений ребенка, определила ее значение, содержание, организацию. Подчеркивая воспитывающий характер обучения, А. И. Быкова рассматривала развитие движений в тесной связи с игрой, применением игровых методов [5].

Большое внимание вопросам теории и методики обучения школьников физическим упражнениям уделяли А. В. Кенеман и Д. В. Хухлаева [18]. Ими были выделены общие закономерности формирования двигательных навыков у детей: роль сознания, эмоций, постановки задач, мотивов деятельности, психологической установки, создания условий для эмоционально-положительного состояния психики, влияния музыки на совершенствование двигательных навыков.

Наиболее крупным исследованием, приближенным к практике школьного воспитания, явились работа Э. С. Вильчковского «Развитие двигательных функций у детей» [7].

Важную роль для развития физической культуры школьников сыграла также деятельность многочисленных научно-исследовательских институтов и центров по школьному воспитанию при Академии педагогических наук СССР и Министерства здравоохранения СССР с их высокопрофессиональными кадрами, всячески способствовавшими углублению и совершенствованию практической работы в школьных учреждениях: НИИ школьного воспитания АПН СССР (А. В. Запорожец, Ю. Ф. Змановский, Н. Н. Поддъяков, М. Ю. Кистяковская, Т. И. Осокина, Е. Н. Вавилова, А. М. Фонарев); НИИ гигиены детей и подростков Министерства здравоохранения СССР (С. М. Громбах, Г. П. Юрко, Л. Б. Ященко, В. В. Белоярцева), а также многие педагоги и энтузиасты своего дела. [14].

В образовательных учреждениях РФ реализуются разнообразные формы организации занятий физическими упражнениями. При этом, уроки (занятия) физической культуры являются обязательными. В физическом воспитании, формы занятий классифицируются на две большие группы: урочные и неурочные. Урок является основной формой организации занятий, поскольку позволяет направленно решать задачи физического воспитания. Задачами физического воспитания школьников являются образовательные, оздоровительные и воспитательные. Урок является самой распространенной и массовой формой занятий физическими упражнениями, к нему предъявляются определенные методические и организационные требования. Неурочные формы занятий по отношению к урочным, является дополнительными и не могут заменять их собой. Основной направленностью неурочных форм занятий является – повышение работоспособности и снижение утомляемости. С учащимися школьного возраста также реализуются урочные и неурочные формы занятий. К неурочным относятся малые формы: физкультурные паузы и минутки, подвижные перемены, а к урочным – уроки физической культуры и занятия в школьных спортивных секциях.

В качестве средств физического воспитания школьников используются физические упражнения, как основные средства и оздоровительные силы природы и гигиенические факторы, как вспомогательные средства. Физические упражнения представлены в программах по физической культуре по разделам подготовки: лёгкая атлетика, гимнастика с основами акробатики, спортивные игры, лыжная подготовка и плавание. Подвижные игры являются составной частью каждого раздела подготовки. В качестве вспомогательных средств, применяется в основном, выполнение физических упражнений на воздухе (комбинированное применение основных и вспомогательных средств). В работе со школьниками используются практически все методы физического воспитания: строго регламентированный, игровой и соревновательный. При этом, для младших школьников, доля игрового метода должна быть увеличена.

К методическим особенностям физического воспитания учащихся школьного возраста в основном относится строгое дозирование и использование физических упражнений в соответствии с принципом возрастной и половой адекватности физического воспитания. Применение физических нагрузок также дозируется исходя из возраста учащихся. Для учащихся младшего школьного возраста доля аэробных упражнений довольно высока. Затем, по мере взросления школьника, увеличивается доля упражнений в смешанном и анаэробном режиме.

Таким образом, физическое воспитание представляет собой процесс решения определенных воспитательно-образовательных задач, которому присущи все признаки педагогического процесса. Отличительной же особенностью физического воспитания является то, что оно обеспечивает системное формирование двигательных умений и навыков и направленное развитие физических качеств человека, совокупность которых в решающей мере определяет его физическую дееспособность.

1.2 Легкая атлетика в системе физического воспитания

Легкая атлетика является одним из основных видов спорта в системе физического воспитания школьников. Проведение уроков физической культуры по разделу учебной программы Лёгкая атлетика содействует достижению основной цели воспитания: укрепления физического здоровья детей, формирования полноценного крепкого и здорового подрастающего поколения [14]. Трудно не согласиться с высказыванием норвежского тренера по легкой атлетике Брюнему Э.: «Физические упражнения должны приносить не только ощутимую пользу, но и доставлять детям радость». Этого можно добиться, следуя дидактическим принципам в обучении, использованию различных методов педагогического воздействия, конкретным целевым установкам.

Лёгкоатлетический бег - естественный способ передвижения. Это наиболее распространенный вид физических упражнений, который входит в другие разделы учебной программы. Значительное число разновидностей бега является органической частью различных видов легкой атлетики. При беге в большей степени, чем при ходьбе, предъявляются высокие требования к работоспособности всего организма, так как в работу вовлекаются почти все мышечные группы тела, усиливается деятельность сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем, значительно повышается обмен веществ.

Изменяя длину дистанции и скорость бега, можно дозировать нагрузку, влиять на развитие выносливости, быстроты и других качеств занимающихся в соответствии с их возможностями. Бег с более высокой скоростью предъявляет повышенные требования к учащимся, особенно к их сердечно-сосудистой и дыхательной системам, и служит отличным средством для развития выносливости.

Заключение

ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

3.1. Результаты исследования

С целью определения особенностей методик проведения урока легкой атлетики в общеобразовательной школе мы провели сравнительный педагогический эксперимент, где контрольная группа, состоящая из 15 человек, занималась по соревновательному методу, а другая (экспериментальная) – игровому методу.

До использования игрового и соревновательного метода на уроках, а также в конце ее воздействия, в качестве контроля за показателями физических качеств и моторной плотности урока 7го класса, мы использовали контрольные тестирования, состоящие из следующих тестов:

1) Бег 60м на время.

2) Бег 1500м.

3) Прыжок в длину с разбега способом «согнув ноги».

4) Прыжок в высоту способом «перешагивание».

5) Метание малого мяча (150 г.).

Рассмотрим результаты тестирований учащихся контрольной группы, которые проводились до применения на уроках соревновательного метода.

Таблица №1.

Анализируя представленную выше таблицу мы видим, что:

- В тестировании бег 60 м. занимающиеся показали следующие результаты: пробежали дистанцию за сек.; пробежали дистанцию за сек.; пробежали дистанцию за сек.; пробежали дистанцию за сек.

- В тестировании бег на 1500 м.

- В тестировании прыжок в длину «согнув ноги»

-В тестировании прыжок в высоту способом «перешагиванием»

-В тестировании метание малого мяча весом 150 г.

Результаты, показанные в контрольной группе после проведения уроков с использованием соревновательного метода представлены в таблице №3.

Анализируя представленную выше таблицу мы видим, что:

- В тестировании бег 60 м. занимающиеся показали следующие результаты: пробежали дистанцию за сек.; пробежали дистанцию за сек.; пробежали дистанцию за сек.; пробежали дистанцию за сек.

- В тестировании бег на 1500 м.

- В тестировании прыжок в длину «согнув ноги»

-В тестировании прыжок в высоту способом «перешагиванием»

-В тестировании метание малого мяча весом 150 г.

тестирований учащихся экспериментальной группы, которые проводились до применения на уроках игрового метода.

Таблица №2.

Анализируя представленную выше таблицу мы видим, что:

- В тестировании бег 60 м. занимающиеся показали следующие результаты: пробежали дистанцию за сек.; пробежали дистанцию за сек.; пробежали дистанцию за сек.; пробежали дистанцию за сек.

- В тестировании бег на 1500 м.

- В тестировании прыжок в длину «согнув ноги»

-В тестировании прыжок в высоту способом «перешагиванием»

-В тестировании метание малого мяча весом 150 г.

Результаты, показанные в экспериментальной группе после проведения уроков с использованием игрового метода представлены в таблице №4.

Анализируя представленную выше таблицу мы видим, что:

- В тестировании бег 60 м. занимающиеся показали следующие результаты: пробежали дистанцию за сек.; пробежали дистанцию за сек.; пробежали дистанцию за сек.; пробежали дистанцию за сек.

- В тестировании бег на 1500 м.

- В тестировании прыжок в длину «согнув ноги»

-В тестировании прыжок в высоту способом «перешагиванием»

-В тестировании метание малого мяча весом 150 г.

После окончания всех тестирований мы приступили к детальному анализу, обсуждению результатов. Для большей объективности выражения результатов эксперимента мы использовали методы математической обработки полученных данных.

3.2. Обсуждение результатов исследования.

По итогам эксперимента в контрольной группе, где на уроках применялся соревновательный метод, включающий соревнования во всех частях урока, можно говорить о незначительном улучшении показателей физических качеств учащихся.

Анализируя результаты в экспериментальной группе, где на уроках применялся игровой метод, который, согласно гипотезе нашего исследования, даст положительную динамику в развитии физических качеств, можно говорить о положительных количественных и качественных сдвигах. Все полученные данные мы считаем закономерными, потому что методика урока предполагала применение разнообразных средств и методов, направленных на преимущественное развитие физических качеств.

Покупка готовой работы
Тема: «Особенности методики проведения урока лекой атлетики в общеобразовательной школе»
Раздел: Физкультура и спорт
Тип: Дипломная работа
Страниц: 46
Цена: 1600 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

У нас можно заказать

(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)

Контрольная на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Решение задач на заказ

Решение задач

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Лабораторная работа на заказ

Лабораторная работа

от 200 руб.

срок: от 1 дня

Доклад на заказ

Доклад

от 300 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

42 задания

за последние сутки

10 минут

время отклика