Дипломная работа

«Развитие навыков словообразования у младших школьников с общим недоразвитием речи iii уровня»

  • 55 страниц(ы)
  • 386 просмотров
фото автора

Автор: navip

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ИЗУЧЕНИЕ НАВЫКОВ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ 7

1.1. Формирование словообразования в онтогенезе 7

1.2. Особенности развития навыков словообразования у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи III уровня 10

1.3. Современные подходы к развитию навыков словообразования у младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня 13

Выводы по главе 1 19

Глава 2. ИЗУЧЕНИЕ И КОРРЕКЦИЯ РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ 21

2.1. Организация и методы исследования 21

2.2. Исследование навыков словообразования и качественно-количественный анализ результатов 23

2.3. Методические рекомендации по коррекции развития навыков словообразования у младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня 30

Выводы по главе 2 44

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 48

ПРИЛОЖЕНИЕ 52

Актуальность. Среди детей-логопатов наибольшую группу составляют дошкольники и младшие школьники с общим недоразвитием речи III уровня. Общее недоразвитие речи - это различные сложные расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речи, относящиеся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте. Первое теоретическое доказательство общего недоразвития речи было сформулировано Р.Е. Левиной и коллективом научных сотрудников НИИ дефектологии (Н.А. Никашина, Г.А. Каше, Л.Ф. Спирова, Г.И. Жиренкова и др.) в 50-60-х гг. XX в. Отклонения в формировании речи стали рассматриваться как нарушение развития, протекающие по законам иерархического строения высших психических функций.

В группу с общим недоразвитием речи объединяются дети с различными нозологическими формами речевых нарушений в случаях, когда наблюдается единство патологических проявлений по указанным компонентам.

Вопросы формирования различных сторон речи детей с общим недоразвитием речи, включая развитие лексического компонента языка, достаточно полно освещены в логопедической литературе. Разработкой проблемы, занимались такие специалисты как Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева, М.М Алексеева, В.И. Яшина, А.Г. Арушанова.

Доказано, что от полноценного овладения словообразованием и словоизменением зависит не только состояние лексико-грамматической системы языка, но и развитие языковой компетенции ребенка и его речевой коммуникации в целом. Развитие словообразования у детей в психологическом, лингвистическом, психолингвистическом аспектах рассматривается в тесной связи с изучением словотворчества детей, анализом детских словообразовательных неологизмов (К.И. Чуковский, Т.Н. Ушакова, С.Н. Цейтлин, А.М. Шахнарович и др.). Механизм детского словообразования связывается с формированием языковых обобщений, явлением генерализации, становлением системы словообразования.

Многие ученые, изучавшие вербальное и невербальное развитие речи детей с общим недоразвитием речи, указывали на трудности в овладении словообразовательными процессами, однако проблема развития навыков словообразования у младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня остается до сих пор актуальной.

Цель исследования: изучение навыков словообразования у младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня и разработка рекомендаций по их развитию.

Объект исследования: навыки словообразования у младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня.

Предмет исследования: изучение и развитие навыков словообразования у младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня.

Гипотеза исследования: у большинства младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня имеются нарушения навыков морфемного словообразования, а именно - суффиксального.

Задачи исследования:

1. Провести анализ теоретической и методической литературы по проблеме исследования.

2. Обосновать необходимость изучения навыков морфемного словообразования у младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня и подобрать методики для его изучения.

3. Провести эмпирическое исследование развития навыков морфемного словообразования у детей с общим недоразвитием речи III уровня.

4. Провести качественный и количественный анализ результатов исследования.

5. Разработать методические рекомендации по развитию навыков словообразования у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.

Теоретико-методологической базой исследования являются:

- теории А.Н. Гвоздева, А.А. Леонтьева о развитии речи в онтогенезе;

- Теория языка как знаковой системы Н.И.Жинкина;

- положения Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина о ведущем виде деятельности у детей;

- труды К.И. Чуковского, Т.Н. Ушаковой, А.М. Шахнарович о психолингвистических аспектах словообразования у детей;

- теоретические исследования Р.Е. Левиной, Г.А. Каше, Л.Ф. Спировой, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, С.Н. Шаховской, Н.С. Жуковой, Е.М. Мастюковой, Т.А. Фотековой о недостаточной сформированности словообразования у детей с общим недоразвитием речи;

- положения Р.И. Лалаевой, Н.В. Серебряковой о том, что логопедическую работу над словообразованием необходимо проводить в направлении от усвоения и закрепления от более продуктивных словообразовательных моделей к менее продуктивным моделям.

Методы исследования:

- метод теоретического анализа психолого-педагогической и методической литературы;

- метод анализа психолого-педагогической документации;

- наблюдение;

- эмпирические методы: наблюдение, метод диагностических заданий;

- методы количественного и качественного анализа результатов исследования;

Теоретическая значимость состоит в анализе и систематизации научных данных и методических подходов к исследованию и развитию навыков словообразования у детей с общим недоразвитием речи.

Практическая значимость состоит в разработке методических рекомендаций по развитию навыков словообразования у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.

База исследования: муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №7» г. Стерлитамак РБ. Контингент обследуемых - младшие школьники в возрасте 8-9 лет в количестве 10 детей.

Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.

ГЛАВА 1. ИЗУЧЕНИЕ НАВЫКОВ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ

1.1. Формирование словообразования в онтогенезе

Исследовательские работы, проведенные в области изучения закономерностей онтогенеза речевой деятельности (психолингвистика развития), были отнесены главные закономерности формирования навыков словообразования у детей младшего школьного возраста.

В результате комплексных исследований речевого онтогенеза в психолингвистике развития в качестве самостоятельного был выделен словообразовательный компонент языковой способности человека (А.Р. Лурия, А.М. Шахнарович, Л.В. Сахарный, Т.М. Черемухина и др.). Этот «словообразовательный компонент не присущ ребенку изначально, он является продуктом развития и возникает в определенный период этого развития».

Выявлено, что в дошкольный период речевого онтогенеза происходит интенсивный процесс овладения значением производных слов, а сама словообразовательная деятельность подготавливается и обеспечивается развитием навыков восприятия и понимания значения производного слова. В ходе этого процесса у ребенка складывается представление о производном слове как о языковом знаке, формируются представления о словообразовательных типах и моделях; эти представления становятся средствами анализа слов и собственно словообразовательной деятельности. Это обеспечивает качественно новый уровень развития всей речевой деятельности ребенка [37].

Исследования процесса формирования речевой деятельности детей позволили выделить несколько этапов процесса усвоения ребенком словообразовательной системы родного языка. Так, А.Г. Тамбовцева выделяет три таких этапа:

1) период формирования предпосылок словообразования (от 2,6 до 3,6 4 лет), словообразование на этом этапе имеет случайный и ситуативный характер;

2) период активного освоения процессов словообразования, период активного детского словотворчества (от 3,6 4,0 до 5,5 6,0 лет).

3) период усвоения норм и правил словообразования, формирование навыков самоконтроля, критического отношения к собственной речи, снижения интенсивности словотворчества (5,6 6,0).

В специальных лингвистических и психологических исследованиях указывается, что в это время дети уже овладевают морфемой как знаком языка, имеющее собственное значение; возникает ориентировка «на общую звуковую характеристику морфемы» достаточно быстро ребенок подходит к осознанию значения некоторых словообразующих аффиксов [29].

Таким образом, процесс овладения словообразовательными процессами в ходе речевого онтогенеза характеризуется постепенным усилением интереса детей к морфемной структуре слова, а еще c формированием умения самостоятельно создавать слова по усвоенным раньше словообразовательным моделям.

Лингвистическими исследованиями установлено, что в образовании новых слов важную роль играет образное соотнесение звучания слова и обозначенного им предмета, явления; соотнесение звуковой формы слова и обозначаемых предметных отношений.

В исследованиях А.М. Шахнаровича, Г.А. Черемухиной это определяется как процесс, вначале которого лежит освоение словообразовательной модели, а затем применение этой модели для создания нового слова [37].

Проблема развития навыков словообразования у младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня является особенно актуальной, поскольку недоразвитие словообразовательной компетенции оказывает выраженное негативное влияние на овладение младшими школьниками с общим недоразвитием речи III уровня как устной, так и письменной речью, значительно снижает успешность в овладении учебными знаниями, умениями и навыками в процессе школьного обучения, препятствует полноценному развитию языковой способности и речевой коммуникации в целом.

Словообразование в этот период имеют интенсивный характер, что обусловлено тем, что дети начинают самостоятельно оперировать в своей спонтанной речи всеми частями речи. Младшие школьники с общим недоразвитием речи III уровня отличаются от своих нормально развивающихся сверстников особенностями психических процессов, поэтому процесс воспитания можно осуществлять лишь на основе хороших знаний возрастных и индивидуальных психофизиологических особенностей каждого ребенка.

Анализ общей и специальной психолого-педагогической литературы по проблеме развития навыков словообразования у младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня показал, что психологи и педагоги занимаются исследованием навыков словообразования детей младшего школьного возраста, понимая значимость этого процесса в развитии их познавательной деятельности, дальнейшей социальной адаптации в современном обществе.

С целью изучения нарушений навыков словообразования у младших школьников и разработки методических рекомендаций к их коррекции нами было проведено исследование на базе МАОУ «СОШ №7» города Стерлитамак с использованием методик Т.А. Фотековой. В эксперименте приняли участие дети 2 класса, в возрасте 8-9 лет. В результате проведенного исследования было выявлено, что младшие школьники с общим недоразвитием речи III уровня испытывают наибольшие трудности при усвоении системы словообразования, поскольку оно осуществляется на основе мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения и предполагает достаточно высокий уровень умственного и речевого развития.

Дети с общим недоразвитием речи III уровня испытывают существенные затруднения при выборе лексико-грамматических средств выражения своих мыслей, их комбинировании, выделении словообразующей морфемы, соотнесении ее значения со звуковым образом слова. Младшим школьникам с общим недоразвитием речи III уровня необходима коррекционная работа, так как развитие лексики у детей младшего школьного возраста тесно связано с процессами словообразования, что во многом определяется тем, что по мере развития словообразования словарь детей быстро обогащается за счет производных слов. В связи с этим, для того, чтобы лексический словарь детей с общим недоразвитием речи постоянно развивался надо использовать в коррекционной работе учебные (дидактические) задания по развитию процесса словообразования, целью которых является уточнение структуры значения слова, овладение значением морфем, системой грамматических значений, закрепление семантических и грамматических связей между словами.

По каждой из глав были подведены обобщающие итоги.

Поставленная цель была полностью достигнута. Выделенные задачи в ходе работы реализованы.

1. Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку детей: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. 3-е изд. -М.: Издательский центр «Академия», 2003. -168 с.

2. Арутюнова Н.Д. О понятии системы словообразования // Филологические науки. -2015. -№ 2. -С.8-37.

3. Вершинина О.М. Особенности словообразования у детей с общим недоразвитием речи III уровня. / О. М. Вершинина // Логопед. -2004. №- 1. - С. 34-40.

4. Вознюк Л.В. Опора на словообразование при изучении морфологии // Лингвистические знания-основа умений и навыков. - М., 2016. - 177 с.

5. Вознюк Л.В. Учебные действия школьника со словообразовательным словарем при подборе однокоренных слов // Русский язык в школе. - 2017. - №3. - С.35-47.

+ еще 35 источников

Примечания к работе

Оригинал в pdf

Покупка готовой работы
Тема: «Развитие навыков словообразования у младших школьников с общим недоразвитием речи iii уровня»
Раздел: Логопедия
Тип: Дипломная работа
Страниц: 55
Цена: 2300 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

Не подошла эта работа?

Воспользуйтесь поиском по базе из более чем 40000 работ

Другие работы автора
Наши услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика