Дипломная работа
«Развитие навыков словообразования у младших школьников с общим недоразвитием речи iii уровня»
- 55 страниц
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ИЗУЧЕНИЕ НАВЫКОВ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ 7
1.1. Формирование словообразования в онтогенезе 7
1.2. Особенности развития навыков словообразования у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи III уровня 10
1.3. Современные подходы к развитию навыков словообразования у младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня 13
Выводы по главе 1 19
Глава 2. ИЗУЧЕНИЕ И КОРРЕКЦИЯ РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ 21
2.1. Организация и методы исследования 21
2.2. Исследование навыков словообразования и качественно-количественный анализ результатов 23
2.3. Методические рекомендации по коррекции развития навыков словообразования у младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня 30
Выводы по главе 2 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 48
ПРИЛОЖЕНИЕ 52
Актуальность. Среди детей-логопатов наибольшую группу составляют дошкольники и младшие школьники с общим недоразвитием речи III уровня. Общее недоразвитие речи - это различные сложные расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речи, относящиеся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте. Первое теоретическое доказательство общего недоразвития речи было сформулировано Р.Е. Левиной и коллективом научных сотрудников НИИ дефектологии (Н.А. Никашина, Г.А. Каше, Л.Ф. Спирова, Г.И. Жиренкова и др.) в 50-60-х гг. XX в. Отклонения в формировании речи стали рассматриваться как нарушение развития, протекающие по законам иерархического строения высших психических функций.
В группу с общим недоразвитием речи объединяются дети с различными нозологическими формами речевых нарушений в случаях, когда наблюдается единство патологических проявлений по указанным компонентам.
Вопросы формирования различных сторон речи детей с общим недоразвитием речи, включая развитие лексического компонента языка, достаточно полно освещены в логопедической литературе. Разработкой проблемы, занимались такие специалисты как Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева, М.М Алексеева, В.И. Яшина, А.Г. Арушанова.
Доказано, что от полноценного овладения словообразованием и словоизменением зависит не только состояние лексико-грамматической системы языка, но и развитие языковой компетенции ребенка и его речевой коммуникации в целом. Развитие словообразования у детей в психологическом, лингвистическом, психолингвистическом аспектах рассматривается в тесной связи с изучением словотворчества детей, анализом детских словообразовательных неологизмов (К.И. Чуковский, Т.Н. Ушакова, С.Н. Цейтлин, А.М. Шахнарович и др.). Механизм детского словообразования связывается с формированием языковых обобщений, явлением генерализации, становлением системы словообразования.
Многие ученые, изучавшие вербальное и невербальное развитие речи детей с общим недоразвитием речи, указывали на трудности в овладении словообразовательными процессами, однако проблема развития навыков словообразования у младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня остается до сих пор актуальной.
Цель исследования: изучение навыков словообразования у младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня и разработка рекомендаций по их развитию.
Объект исследования: навыки словообразования у младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня.
Предмет исследования: изучение и развитие навыков словообразования у младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня.
Гипотеза исследования: у большинства младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня имеются нарушения навыков морфемного словообразования, а именно - суффиксального.
Задачи исследования:
1. Провести анализ теоретической и методической литературы по проблеме исследования.
2. Обосновать необходимость изучения навыков морфемного словообразования у младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня и подобрать методики для его изучения.
3. Провести эмпирическое исследование развития навыков морфемного словообразования у детей с общим недоразвитием речи III уровня.
4. Провести качественный и количественный анализ результатов исследования.
5. Разработать методические рекомендации по развитию навыков словообразования у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Теоретико-методологической базой исследования являются:
- теории А.Н. Гвоздева, А.А. Леонтьева о развитии речи в онтогенезе;
- Теория языка как знаковой системы Н.И.Жинкина;
- положения Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина о ведущем виде деятельности у детей;
- труды К.И. Чуковского, Т.Н. Ушаковой, А.М. Шахнарович о психолингвистических аспектах словообразования у детей;
- теоретические исследования Р.Е. Левиной, Г.А. Каше, Л.Ф. Спировой, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, С.Н. Шаховской, Н.С. Жуковой, Е.М. Мастюковой, Т.А. Фотековой о недостаточной сформированности словообразования у детей с общим недоразвитием речи;
- положения Р.И. Лалаевой, Н.В. Серебряковой о том, что логопедическую работу над словообразованием необходимо проводить в направлении от усвоения и закрепления от более продуктивных словообразовательных моделей к менее продуктивным моделям.
Методы исследования:
- метод теоретического анализа психолого-педагогической и методической литературы;
- метод анализа психолого-педагогической документации;
- наблюдение;
- эмпирические методы: наблюдение, метод диагностических заданий;
- методы количественного и качественного анализа результатов исследования;
Теоретическая значимость состоит в анализе и систематизации научных данных и методических подходов к исследованию и развитию навыков словообразования у детей с общим недоразвитием речи.
Практическая значимость состоит в разработке методических рекомендаций по развитию навыков словообразования у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
База исследования: муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №7» г. Стерлитамак РБ. Контингент обследуемых - младшие школьники в возрасте 8-9 лет в количестве 10 детей.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.
ГЛАВА 1. ИЗУЧЕНИЕ НАВЫКОВ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ
1.1. Формирование словообразования в онтогенезе
Исследовательские работы, проведенные в области изучения закономерностей онтогенеза речевой деятельности (психолингвистика развития), были отнесены главные закономерности формирования навыков словообразования у детей младшего школьного возраста.
В результате комплексных исследований речевого онтогенеза в психолингвистике развития в качестве самостоятельного был выделен словообразовательный компонент языковой способности человека (А.Р. Лурия, А.М. Шахнарович, Л.В. Сахарный, Т.М. Черемухина и др.). Этот «словообразовательный компонент не присущ ребенку изначально, он является продуктом развития и возникает в определенный период этого развития».
Выявлено, что в дошкольный период речевого онтогенеза происходит интенсивный процесс овладения значением производных слов, а сама словообразовательная деятельность подготавливается и обеспечивается развитием навыков восприятия и понимания значения производного слова. В ходе этого процесса у ребенка складывается представление о производном слове как о языковом знаке, формируются представления о словообразовательных типах и моделях; эти представления становятся средствами анализа слов и собственно словообразовательной деятельности. Это обеспечивает качественно новый уровень развития всей речевой деятельности ребенка [37].
Исследования процесса формирования речевой деятельности детей позволили выделить несколько этапов процесса усвоения ребенком словообразовательной системы родного языка. Так, А.Г. Тамбовцева выделяет три таких этапа:
1) период формирования предпосылок словообразования (от 2,6 до 3,6 4 лет), словообразование на этом этапе имеет случайный и ситуативный характер;
2) период активного освоения процессов словообразования, период активного детского словотворчества (от 3,6 4,0 до 5,5 6,0 лет).
3) период усвоения норм и правил словообразования, формирование навыков самоконтроля, критического отношения к собственной речи, снижения интенсивности словотворчества (5,6 6,0).
В специальных лингвистических и психологических исследованиях указывается, что в это время дети уже овладевают морфемой как знаком языка, имеющее собственное значение; возникает ориентировка «на общую звуковую характеристику морфемы» достаточно быстро ребенок подходит к осознанию значения некоторых словообразующих аффиксов [29].
Таким образом, процесс овладения словообразовательными процессами в ходе речевого онтогенеза характеризуется постепенным усилением интереса детей к морфемной структуре слова, а еще c формированием умения самостоятельно создавать слова по усвоенным раньше словообразовательным моделям.
Лингвистическими исследованиями установлено, что в образовании новых слов важную роль играет образное соотнесение звучания слова и обозначенного им предмета, явления; соотнесение звуковой формы слова и обозначаемых предметных отношений.
В исследованиях А.М. Шахнаровича, Г.А. Черемухиной это определяется как процесс, вначале которого лежит освоение словообразовательной модели, а затем применение этой модели для создания нового слова [37].
Проблема развития навыков словообразования у младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня является особенно актуальной, поскольку недоразвитие словообразовательной компетенции оказывает выраженное негативное влияние на овладение младшими школьниками с общим недоразвитием речи III уровня как устной, так и письменной речью, значительно снижает успешность в овладении учебными знаниями, умениями и навыками в процессе школьного обучения, препятствует полноценному развитию языковой способности и речевой коммуникации в целом.
Словообразование в этот период имеют интенсивный характер, что обусловлено тем, что дети начинают самостоятельно оперировать в своей спонтанной речи всеми частями речи. Младшие школьники с общим недоразвитием речи III уровня отличаются от своих нормально развивающихся сверстников особенностями психических процессов, поэтому процесс воспитания можно осуществлять лишь на основе хороших знаний возрастных и индивидуальных психофизиологических особенностей каждого ребенка.
Анализ общей и специальной психолого-педагогической литературы по проблеме развития навыков словообразования у младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня показал, что психологи и педагоги занимаются исследованием навыков словообразования детей младшего школьного возраста, понимая значимость этого процесса в развитии их познавательной деятельности, дальнейшей социальной адаптации в современном обществе.
С целью изучения нарушений навыков словообразования у младших школьников и разработки методических рекомендаций к их коррекции нами было проведено исследование на базе МАОУ «СОШ №7» города Стерлитамак с использованием методик Т.А. Фотековой. В эксперименте приняли участие дети 2 класса, в возрасте 8-9 лет. В результате проведенного исследования было выявлено, что младшие школьники с общим недоразвитием речи III уровня испытывают наибольшие трудности при усвоении системы словообразования, поскольку оно осуществляется на основе мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения и предполагает достаточно высокий уровень умственного и речевого развития.
Дети с общим недоразвитием речи III уровня испытывают существенные затруднения при выборе лексико-грамматических средств выражения своих мыслей, их комбинировании, выделении словообразующей морфемы, соотнесении ее значения со звуковым образом слова. Младшим школьникам с общим недоразвитием речи III уровня необходима коррекционная работа, так как развитие лексики у детей младшего школьного возраста тесно связано с процессами словообразования, что во многом определяется тем, что по мере развития словообразования словарь детей быстро обогащается за счет производных слов. В связи с этим, для того, чтобы лексический словарь детей с общим недоразвитием речи постоянно развивался надо использовать в коррекционной работе учебные (дидактические) задания по развитию процесса словообразования, целью которых является уточнение структуры значения слова, овладение значением морфем, системой грамматических значений, закрепление семантических и грамматических связей между словами.
По каждой из глав были подведены обобщающие итоги.
Поставленная цель была полностью достигнута. Выделенные задачи в ходе работы реализованы.
1. Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку детей: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. 3-е изд. -М.: Издательский центр «Академия», 2003. -168 с.
2. Арутюнова Н.Д. О понятии системы словообразования // Филологические науки. -2015. -№ 2. -С.8-37.
3. Вершинина О.М. Особенности словообразования у детей с общим недоразвитием речи III уровня. / О. М. Вершинина // Логопед. -2004. №- 1. - С. 34-40.
4. Вознюк Л.В. Опора на словообразование при изучении морфологии // Лингвистические знания-основа умений и навыков. - М., 2016. - 177 с.
5. Вознюк Л.В. Учебные действия школьника со словообразовательным словарем при подборе однокоренных слов // Русский язык в школе. - 2017. - №3. - С.35-47.
+ еще 35 источников
Оригинал в pdf
Тема: | «Развитие навыков словообразования у младших школьников с общим недоразвитием речи iii уровня» | |
Раздел: | Логопедия | |
Тип: | Дипломная работа | |
Страниц: | 55 | |
Цена: | 2300 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Формирование умения образовывать и изменять слова у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 3 уровня
Дипломная работа:
Особенности связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи iii уровня
Дипломная работа:
Развитие словарного запаса у дошкольников с общим недоразвитием речи посредством формирования навыков словообразования
Дипломная работа:
Развитие навыков словообразования у дошкольников с нарушением речи
Дипломная работа:
Особенности грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (3 уровень)