Дипломная работа
«Особенности психологической защиты у младших школьников с высокой тревожностью»
- 66 страниц
Введение
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ОСОБЕННОСТЕЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ВЫСОКОЙ ТРЕВОЖНОСТЬЮ
1.1. Механизмы психологической защиты, их характеристика и роль в развитии личности.
1.2. Психологические особенности младшего школьного возраста
1.3. Психологические аспекты тревожности
Вывод
ГЛАВАII. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ВЫСОКОЙ ТРЕВОЖНОСТЬЮ
2.1. Организация и методы исследования
2.2. Анализ результатов исследования
Вывод
Заключение
Литература
Приложение
Актуальность. Актуальность выбранной темы определяется тем, что еще в раннем детстве, и в течение всей жизни, в психике человека возникают и развиваются механизмы, традиционно называемые «защитные механизмы», «психологические защиты», «защитные механизмы психики», «защитные механизмы личности». В психологической науке не существует единого понятия «психологическая защита». Понятие «психологические защиты» изначально прорастает из психоанализа и до сегодняшнего дня преимущественно рассматривается в рамках общей психологии в психоаналитической канве. Описание феноменов психологической защиты часто определяется деятельностью самого исследователя, его общетеоретической, методологической позицией. Общие закономерности формирования и функционирования психологической защиты, характер внутренних взаимосвязей, особенности структурирования защитных механизмов – остаются аспектом, требующим высокой активности исследования.
Психологическая защита, по определению, выполняет функции самосохранения [2;54] и осуществляя адаптивную перестройку восприятия и оценки, приводит к внутренней согласованности, равновесию и эмоциональной устойчивости, поддерживает целостность самосознания, без которых в принципе невозможно говорить о позитивном результате адаптационного процесса. В то же время многие теоретики видят в психологических защитах по преимуществу скорее фактор дезадаптации [37;48].
Вопрос выявления особенностей проявления защитных механизмов психики, а также взаимосвязь с другими особенностями личности является актуальным, прежде всего потому, что затрагивает особенности функционирования нормальной психики.
В настоящее время увеличилось число тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Возникновение и закрепление тревожности связано с неудовлетворением возрастных потребностей ребенка. Развитие ребенка с повышенной тревожностью носит конфликтный, противоречивый характер, что находит свое отражение во всех сферах психической жизни, особенно в сферах самосознания и переживания ребенком своих отношений с родителями. Тревога вызывает психологическую защиту, которая в качестве средства защиты для восстановления утраченного душевного равновесия на внутриличностном уровне использует механизмы психологической защиты, снижающие ощущение дискомфорта до приемлемого, примеряет ребенка с самим собой; а на межличностном уровне использует способы психологической защиты, которые могут достигать или не достигать своей цели. В психологии под психокоррекцией понимают обоснованное воздействие на дискретные характеристики внутреннего мира человека. Она строится на определенных методологических и методических основах, имеет свои направления и объект воздействия.
Тревогу принято считать фактором возникновения психологической защиты, которая оказывает влияние на адекватность и конструктивность защиты и является показателем неэффективности защитных механизмов.
В завершении анализа актуальности работы можно выделить основные противоречия, связанные с темой исследования. Несмотря на их огромную практическую значимость, методический арсенал для оценки выраженности основных защитных механизмов, которым располагает отечественная наука, несколько ограничен. Анализ публикаций обнаруживает разрозненность имеющихся исследований психологической защиты. В современной психологии накоплен значительный материал, раскрывающий динамику, механизмы и факторы становления психологических защит у взрослых и подростков, однако эмпирических исследований, посвященных изучению разных видов психологической защиты в младшем школьном возрасте, еще крайне мало.
Недостаточная определенность защитных проявлений детей с повышенной тревожностью и особенности протекания процесса психологической коррекции неадекватных и неконструктивных способов защиты свидетельствует о необходимости углубленного изучения данных явлений в психологической науке.
Степень разработанности. Механизмы психологической защиты личности изучали З. Фрейд [45], А. Фрейд [43], К. Хорни [48], Ф.Б. Бассин[2], К. Роджерс [37] и др. В отечественной психологии исследование механизмов психологической защиты в течение ряда лет с детьми младшего школьного возраста на базе общеобразовательных школ проводили Н.М. Никольская и Р.М. Грановская[27].
Объект исследования – механизмы психологической защиты
Предмет исследования – особенности психологической защиты у младших школьников с высокой тревожностью
Цель исследования – изучить особенности психологической защиты у младших школьников с высокой тревожностью
Задачи исследования:
1. На основе анализа работ отечественных и зарубежных психологов выявить основные характеристики понятия «механизмы психологической защиты», их виды, функции, взаимосвязь с другими психологическими категориями, проанализировать исследования по проблеме тревожности.
2. Изучить особенности психологической защиты у младших школьников и уровень их тревожности.
3. Выявить взаимосвязь особенностей психологической защиты у младших школьников и уровеня тревожности
Гипотеза исследования: особенности психологической защиты у младших школьников взаимосвязаны с уровнем тревожности, чем выше уровень тревожности, тем чаще используются такие механизмы психологической защиты как фантазирование, эмансипация, замещение, имитация, различные виды разрядки, чаще обращаются к социальной поддержке.
Методологической основой исследования являются системный и деятельностный подходы в психологии (Б.Ф.Ломов, А.Н.Леонтьев, А.В.Петровский, М.Г.Ярошевский), личностно-ориентированный подход (В.А. Ганзен, И.А. Зимняя, Н.И. Кузнецова, А.А. Леонтьев).
Методы исследования: Для достижения поставленной цели, решения указанных задач и проверки выдвинутой гипотезы в работе использован комплекс методов исследования, включающий:
I. Монографический метод (теоретическое изучение и анализ философской, социологической, психолого-педагогической литературы отечественных и зарубежных авторов);
II.Эмпирические методы (тестирование, анкетирование) представлены следующими методиками:
Детский апперцептивный тест (САТ)
«Опросник копинг-стратегий детей младшего школьного возраста», адаптированный Н.А. Сиротой и М.В. Ялтонским (1994) (упрощенный И.М. Никольской и P.M. Грановской, 2000)
Шкала личностной тревожности (А.М.Прихожан)
Шкала явной тревожности CMAS (адаптация А.М.Прихожан)
Методика диагностики уровня школьной тревожности (Филлипса)
III. Методы математической обработки результатов исследования: критерий ранговой корреляции rs Спирмена и U-критерия Манна-Уитни
Эмпирическая база исследования: исследование было проведено на базе лицея № 60. В нем приняли участие 52 учащихся 2-3 классов, из них 22 мальчика и 30 девочек в возрасте 8-10 лет.
Научная новизна исследования определяется тем, что осуществляется изучение взаимосвязи защитных механизмов психики и тревожности детей младшего школьного возраста, разработаны пути коррекции способов психологической защиты, определены методы работы с тревожными детьми.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что его результаты расширяют научные представления о взаимосвязи защитных механизмов психики и тревожности детей младшего школьного возраста. Проведен системный анализ представлений о защитных механизмов психики в зарубежной и отечественной литературе, получено разностороннее представление о видах защитных механизмов. Представлены новые эмпирические факты, позволившие уточнить содержание понятия «защитные механизмы психики». Теоретическое значение работы заключается в выделении базовых способов психологической защиты и паттернов защитного поведения у детей с повышенной тревожностью, находящихся в разных социальных условиях.
Практическая значимость исслёдования. Материалы исследования могут широко применяться в обучении специалистов в области детской и педагогической психологии.
Структура и объем работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка литературы. Работа изложена на …. страницах текста. Список литературы насчитывает 54 наименования.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ОСОБЕННОСТЕЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ВЫСОКОЙ ТРЕВОЖНОСТЬЮ
1.1. Механизмы психологической защиты, их характеристика и роль в развитии личности.
В работе 3. Фрейда[45] «Защитные нейропсихозы» впервые в психологии появился термин «защита» в 1894 году. Термин «защита» обозначал переживания людей в процессе борьбы «Я» с болезненными для человека идеями, представлениями и аффектами. Импульсы, исходящие от бессознательного инстинктивного начала, сталкиваясь с защитными механизмами сознательного «Я», внутренней «цензурой», подвергаются различным преобразованиям: вытеснению, изоляции, проекции, сублимации и др. Позднее они получили название «механизмы защиты», были дополнены и обобщены А. Фрейд[43]. 3. Фрейд[45] и А. Фрейд [43] предавали большое значение защитным механизмам и считали, что если механизмы защиты личности не справляются со своей функцией, то еще в детстве образуются подсознательные комплексы, которые определяют основные особенности личности, и значимым изменениям в дальнейшем не поддаются.
Последователи 3. Фрейда[45], касались вопроса о психологической защите, рассматривали ее истоки и механизмы.
К. Юнг, защитные проявления личности связывал с процессом индивидуализации. Индивидуализация состоит в дифференциации индивида как существа, отличного от общности, от коллективной психологии. Достижение высшей точки "самости", целостности и полного единства всех психических структур, является конечной целью процесса индивидуализации [55].
Рассматривая «Самость» и «Тень» в личности, К. Юнг[55], в отличие от 3. Фрейда, не противопоставлял их друг другу, а считал, что теневая сторона личности, хоть и является антисоциальной, но стремится примириться с «Я» и уживается с ним. Когда человек живет преимущественно или исключительно по коллективным нормам, что наносит ущерб его жизнедеятельности, в таком случае возможна задержка индивидуализации. Несоответствие основной типологической установки индивида (интровертированная или экстравертированная личность) и требований внешней среды и вызывают психологическую защиту.
Г. Салливан [40] утверждал, что, ребенок рождается с «неким побуждением к власти». Устремление к могуществу и первые неудачи на этом пути приводят к компенсаторному поведению и поиску способов приобретения могущества. Уже «Я-система» ребенка вступает в борьбу с беспокойством, исходящим извне. Для этой борьбы индивид прибегает к помощи других людей. В данном случае психологическая защита кроется в механизмах межличностных отношений, в сублимации. Если они оказываются неэффективными, вступает в действие механизм в форме избирательного невнимания, когда человек просто прекращает замечать то, что вызывает дискомфорт.
Таким образом, 3. Фрейд[45] и его последователи признавали необходимость реализации психологической защиты при возникновении у субъекта чувства собственной неполноценности, тревоги, угрозе ценности и значимости личности.
Основными чертами психологической защиты в психоанализе являются:
– наличие тревоги как фактора, который несет угрозу и обуславливает необходимость защиты.
– наличие структуры, которую необходимо защищать. Как правило, это Эго и его атрибуты: самооценка, Я-образ, Я-концепция и т.п. [45].
В отличие от психоанализа, другие ученые такие как А. Маслоу [21], К. Роджерс[37], К. Левин[по 35], Б.В. Зейгарник[12] считали психологическую защиту следствием противоречий возникающих в структуре «Я», особое внимание при этом обращали на интраличностные и на интерличностные механизмы, продолжая и развивая идеи Э. Фромма[по 35]. Достижение согласования между реальным содержанием сознания и Я-концепцией это является конечной целью защитного механизма.
В гуманистической психологии подчеркивалась отрицательная сторона действия защитных механизмов, появление которых свидетельствует о нарушении конгруэнтности между представлениями о себе и окружающем мире. А.Маслоу[21] рассматривал психологическую защиту как препятствие личностному росту. В.Франкл[12]затрагивал определенные аспекты психологической защиты в процессе анализа поведения и переживаний людей в ситуации сильнейшей психологической травмы, связанной с заключением в концентрационный лагерь.
В отечественной психологии теоретической базой для дальнейшего развития идей психологической защиты явились основные положения теории установки и в теории отношений В.Н.Мясищева[24]. Ф.В.Бассин [2] рассматривал психологические защиты как особые формы взаимодействия психологических установок. Также в отечественной психологии защита была описана в терминах смыслового и психологического барьера.
Кон И.С. [18] отмечает, что концепция защитных механизмов, разрабатываемая в психоанализе, привлекает тем, «что в нее хорошо вписываются «житейские факты». Другие считают, что явление защитных механизмов может и должно быть предметом действительно научного исследования [2,3,38]. Третьи сетуют на то, что использование психологической защиты в конфликтных, травмирующих ситуациях здоровыми людьми редко становится объектом изучения в научной психологии [11,12]. Наконец, четвертые начинают вводить категориальный аппарат психологической защиты в исследования и практику психотерапии и психокоррекции [8,9,26,32].
Защитные механизмы психики изучаются давно и их описано уже достаточно большое количество, но единой классификации до сих пор нет. Предлагаются различные варианты, используются различные критерии [10].
Как известно, в различные классификации защит положены специфические критерии: блокировка или искажение информации; степень активности личности в формировании защит; особенности переработки информации, подлежащей «недопуску» к сознанию; природа препятствий, с которыми сталкивается субъект; результат защиты – достижение награды или избегание опасности; базисность или вторичность защит и др.
З. Фрейд первый кто выделил основные защитные механизмы, в его теории их семь [45]:
1) подавление желаний – удаление желаний из зоны сознания, по причине невозможности их удовлетворения;
2) отрицание − уход в фантазию, отрицание какого-либо события как «неправды»;
3) рационализация − построение и выдвижение приемлемых моральных, логичных, социально адекватных обоснований, аргументов для объяснения, оправдания неприемлемых форм поведения, мыслей, поступков, желаний;
4) инверсия − подмена действия, мысли, чувств, отвечающих подлинному желанию, диаметрально противоположными формами поведения, мыслями, чувствами;
5) проекция − приписывание другому человеку своих соб-ственных качеств, мыслей, чувств, т.е. таким образом старается отдалить угрозу т себя. В ситуациях когда что-то осуждается в других, именно это человек, скорее всего, и не принимает в себе, но не может признать это, не хочет принять, что эти же качества присущи и ему;
6) изоляция − отделение угрожающей части ситуации от остальной психической сферы. Это чревато разделенностью, раздвоенностью личности;
7) регрессия − возврат к более раннему, примитивному способу реагирования на определенные ситуации, человек оправдывает свои поступки с позиции мышления ребенка, не признает логики, отстаивает свою точку зрения, несмотря на правоту аргументов собеседника, порой возвращаются детские привычки (грызть ногти и т. п.) [45].
Позднее классификация З Фрейда[45] была дополнена и уточнена Р. Плутчиком [по 44], он механизмы психологической защиты разделены на 4 группы, в своей работе мы будем опираться на его классификацию:
1 группа: защитные механизмы, которые объединяет отсутствие переработки содержания того, что подвергается вытеснению, подавлению, блокированию или отрицанию.
Вытеснение – активное недопущение в сферу сознания или устранения из нее болезни, противоречивых чувств и воспоминаний, неприемлемых желаний и мыслей (примитивные механизмы), их применяют дети, незрелые личности. Процессы происходят бессознательно.
Механизмы перцептивной защиты – автоматические реакции невосприятия при наличии болезненного расхождения между поступающей и имеющейся информацией.
Механизмы подавления – более сознательное чем при вытеснении избегание тревожащей информации, отвлечение внимания от осознаваемых аффектогенных импульсов конфликтов
Механизм блокирования – задержка или торможение эмоций, мыслей или действий, вызывающих тревогу.
Отрицание – непризнание или отвергание ситуации, неприемлемых мыслей, игнорирование болезненной действительности, фактов. Человек, для которого отрицание является фундаментальной защитой, всегда настаивает на том, что «все прекрасно и все к лучшему».
2 группа связана с искажением или преобразованием содержания мыслей, чувств, поведения человека.
Рационализация – Данная защита связанная с осознанием и использованием в мышлении только той части воспринимаемой информации, благодаря которой собственное поведение предстает как хорошо контролируемое и не противоречащее объективным обстоятельствам. Рационализация проявляется в псевдообьяснениях либо ложной аргументации собственных неприемлемых желаний утверждений, поступков. Интерпретация по своему различных личностных черт с целью самооправдания, т.к. осознание истинного их содержания может привести с снижению чувства собственной ценности, повышению тревоги и другим переживаниям.
Интеллектуализация – проявляется в контроле над эмоциями и импульсами путем преобладания размышления по их поводу вместо непосредственного переживания, отбрасывает эмоции и реагирует умом.
Изоляция – отделение эмоций от конкретного психологического содержания, в результате этого эмоции вытесняются либо связываются с другим менее значимым представлением. Человек, использующий изоляцию, обычно говорит, что не испытывает чувств
Механизм формирования реакций – характеризуется совладением неприемлемыми импульсами, эмоциями, личностными качествами посредством замены их на противоположный (человек хочет вытеснить агрессию и принимает облик доброго человека).
Замещение проявляется в том, что реальный объект, на который могли быть направлены негативные чувства заменяется более безопасными или менее значимыми.
Проекция – приписывание другим людям собственных неприемлемых мыслей, чувств, мотивов.
Идентификация – человек отождествляет себя с более сильной, авторитетной для себя личностью, возвышение себя до другого путем расширения границы «Я». Идентификация связана с процессом, в котором человек, как бы включив другого в свое Я, заимствует его мысли, чувства и действия.
3 группу составляют механизмы разрядки отрицательного эмоционального напряжения.
Реализация в действии – аффективная разрядка осуществляется посредством экспрессивного поведения.
Сублимация – преобразование энергии инстинктивных влечений в социально-приемлемую деятельность или активность.
4 группа – механизмы манипулятивного типа.
Регрессия – возвращение к более ранним инфантильным, детским личностным реакциям. Проявляется демонстрацией беспомощности, зависимости.
Фантазирование – приукрашивание себя, своей жизни, тем самым повышает самооценку и контроль над окружением.
Уход в болезнь – человек отказывается от ответственного и самостоятельного решения проблем, оправдывает болезнью свою несостоятельность, ищет опеки и признания, берет на себя роль больного [18].
В выпускной квалификационной работе мы проанализировали особенности защитных механизмов детей младшего школьного возраста, а также тревожность.
Организация защитного процесса является важной и необходимой частью развития личности ребенка. Возможность ребенка стать здоровым, независимым и ответственным во многом зависят от того, насколько его собственное «Я» способно справиться с внешним и внутренним дискомфортом. Благодаря подсознательным защитным процессам одна часть инстинктивных желаний вытесняется, другая направляется на другие цели. Одни внешние события игнорируются, другие переоцениваются в нужном для ребенка направлении. Защита позволяет отвергать некоторые стороны своего «Я», приписывать их посторонним лицам или, напротив, дополнять свое «Я» за счет качеств, «захваченных» у других людей. Такое преобразование информации позволяет сохранить устойчивость психики.
В защитных процессах у ребенка обычно участвует не один, а сразу несколько защитных механизмов. Одним из факторов определяющих становление психологической является тревожность. Причины тревожности могут быть связаны с внутренним конфликтом, неадекватным уровнем притязаний, недостаточным обоснованием цели, предчувствием объективных трудностей, необходимостью выбора между различными образами действия, могут быть физиологические причины. Причины, вызывающие тревожность и влияющие на изменение ее уровня, многообразны и могут лежать во всех сферах жизнедеятельности человека.
В результате проведенного исследования цель была достигнута, особенности психологической защиты у младших школьников с высокой тревожностью были изучены.
Гипотеза подтвердилась, особенности психологической защиты у младших школьников взаимосвязаны с уровнем тревожности.
Дети младшего школьного возраста с высокой тревожностью активно используют различные виды разрядки (эмоциональное отреагирование, двигательную активность) и отвлечения, а так же поиска дополнительной информации, прилагают дополнительные силы, чтобы забыть неприятности. Они чаще, чем дети с нормальным уровнем тревожности, обращаются к социальной поддержке, но не ищут ее самостоятельно, а ожидают инициативы от взрослых, оставаясь пассивными, используют деструктивные способы совладания, социально неодобряемые стратегии, кроме того, они подверженные длительному и тяжелому стрессу.
Дети с высоким уровнем школьной тревожности стараются избежать критики в свой адрес и заменяют реальный объект, на который могли быть направлены негативные чувства более безопасным или менее значимым. Уровнем самооценочной тревожность взаимосвязан с защитными механизмами фантазирование, эмансипация, таким детям свойственно приукрашивать себя, свою жизнь, бороться за самоутверждение, самостоятельность, свободу. Чем выше уровень межличностной тревожности, тем больше прибегают дети к защитным механизмам замещение и имитация. Школьники с проявлением явной тревожности чаще демонстрируют беспомощность и зависимость, стремятся избежать критики.
В ходе проведенного исследования мы столкнулись с проблемой диагностики защитных механизмов детей младшего школьно возраста, диагностический инструментарий не достаточно развит в отечественной психологии. Дальнейшие исследования данной темы могут быть направлены на адаптацию существующих зарубежных методик или разработку методике, а также на изучение особенностей защитных механизмов дошкольного и младшего школьного возраста, так как организация защитных механизмов детей является важным фактором развития их личности.
1. Акмеологический словарь / Под ред. Деркач А.А. – М.: РАГС, 2005.
2. Алешина Л. Как оценивать успехи школьников Здоровье детей. – 2005. - № 1. – С. 18-13.
3. Андреева И.С. Семья: Книга для чтения [Текст] / Андреева И.С. Гулыга А.В. - М.,1990. – 692 с.
4. Белкин А.С. Нравственность. Здоровье. Семья [Текст] / А.С. Белкин. - Екатеринбург., 2000. – 277 с.
5. Белкин А. С. Ситуация успеха. Как ее создать?. – М., 1998.
6. Бене Е. Детский тест Диагностика эмоциональных отношений в семье» // Семейная психология и семейная терапия. – 1999. - №2. – С. 14 – 41.
7. Бенин В.Л. Педагогическое зло [Текст] / В.Л. Бенин // Культура и образование / Под ред. В.Л.Бенин. – Вып. 4. - Уфа: БГПУ, 2002. – 10с
8. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. – СПб.: Лениздат, 1992. – 400с.
9. Битянова М. Успеваемость и успешность// Школьная психология. – 2003. - № 40. – С. 4.
10. Божович Л.И. Проблемы формирования личности [Текст] / Л.И. Божович; под ред. Д.И. Фельдштейна. – М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. – 352 с.
11. Выготский Л.С. Педагогическая психология [Текст] / Л.С. Выготский – М., 1991. – 480 с.
12. Гарбузов В.И. От младенца до подростка [Текст] / В.И. Гарбузов. - СПб, 1999. – 319 с.
13. Гершунский Б.С. Философия образования для ХХI века [Текст] / Б.С.Гершунский. – М., 1998. – 697 с.
14. Гозман Л.Я., Шлягина Е.И. Психологические проблемы семьи // Вопросы психологии – 1985. - №2. – С. 186 – 187.
15. Голод С.И. Стабильность семьи. – Л.: Наука, 1984. – 136с.
16. Гордон Т. Р. Е. Т. Повышение родительской эффективности. – Екатеренбург: АРД ЛТД, 1997. 150с.
17. Гребенников И.В. Воспитательный климат семьи. – М.: Знание, 1976. – 40с.
18. Джайнотт Х. Родители и дети // Знание. – 1996. - №4. – С. 17 – 29
19. Дубровина И.В. Школьная психологическая служба [Текст] / И.В. Дубровина. – М., 1997. – 528 с.
20. Загвязинский В. И. «Личностно-социальный подход в воспитании» // журнал «Педагогика»-№ 3, 2006г.
21. Захарова Л. Дитя в очереди за лаской [Текст] / Л.Захарова. – М., 2009. – 219 с.
22. Зборовский Г.Е. Образование: от ХХ к ХХI веку [Текст] / Г.Е. Зборовский – Екатеринбург: Изд-во Урал.гос. пед. ун-та, 2000. - 301 с
23. Зверева О.Л. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учеб.пособие для студентов вузов [Текст] / О.Л. Зверева, А.Н.Ганичева. – М.: Академия, 2000. – 160с.
24. Земская М.Р. «Семья и личность», М.: изд. «Прогресс»,2006 г.
25. Ковалёв С.В. Психология современной семьи [Текст] / С.В. Ковалев. - М., 1988. – 208 с.
26. Ковалева Л.Е. Микроклимат в семье [Текст] / Л.Е. Ковалева. – М., 1999. – 351 с.
27. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: для студ. высш. и сред.пед. учеб. Заведений [Текст] / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 176с.
28. Кондаков И.М. Психология. Иллюстрированный словарь. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2003.
29. Костицкий В. И. Эти трудные почти нормальные семьи // Семья и школа. 1979. - №8. – С. 32.
30. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание [Текст] /Т.А. Куликова. - М., 1999. – 232 с.
31. Лопатин А. Р. Встречные усилия, успех – неуспех в образовательном процессе// Педагогика. – 2003. - № 8. – С. 41-48.
32. Лопатин А. Р. Создание ситуации успеха – основа гуманизации образовательного процесса// Народное образование. – 2004. - № 8. – С. 143
33. Маленкова Л.И. Педагоги, родители и дети [Текст] / Л.И. Маленкова. - М., 1999. – 245 с.
34. Марковская И. М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. – СПб., 2000. – 150с.
35. Межличностные отношения ребенка от рождения до семи лет. / Под ред. Е. О. Смирновой. – М., 2001. – 240с.
36. Минияров В. М. Психология семейного воспитания. – Воронеж, 2000. – 256с.
37. Мир детства: дошкольник [Текст] / Под ред. А.Г.Хрипковой; Отв. ред. А.В.Запорожец. – М.: Педагогика, 1987. – 256с.
38. Навайтес Г. Семья в психологической консультации. – М.-В., 1999. – 224с.
39. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. – М., 1995. – 360 с.
40. Овчарова Р.Ф. Семейная академия: вопросы и ответы [Текст] / Р.Ф. Овчарова. - М., 1996. – 247 с.
41. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка [Текст] / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. – М.: Азбуковник., 1997. – 944 с.
42. Папп П. Семейная терапия и ее парадоксы. – М.: Независимая фирма «Класс», 1998. – 288с.
43. Пезешкиан Н. Позитивная семейная психотерапия: семья как психотерапевт.- М., 1993. – 380с.
44. Першина Л.А. «Возрастная психология», М.: изд. «Академический проект», 2005г.
45. Петровский А. В. Дети и тактика семейного воспитания. – М.: Знание. 1981. – С. 95.
46. Популярная психология для родителей. / Под ред. А. А. Бодалева. – М., 1989. – 380с.
47. Практическая психодиагностика./ Под ред. Д. Я. Райгородского. – Самара, 1998. 672с.
48. Психологический словарь [Текст] / Под ред. Давыдова В.В. - М., 1983. – 375 с.
49. Психологические тесты [Текст] , в Т.2 / Под ред. А.А Карелина.– М.: ВЛАДОС, 1999. – 248с.
50. Психология. Учебник. – М.: Проспект, 1998. – 584с.
51. Райгорский В.С. Психология семейных отношений [Текст] / В.С. Райгорский. – Самара, 2002. – 672 с.
52. Рапацевич Е.С «Педагогика»: Большая современная энциклопедия / сост. Рапацевич Е.С, М., 2005г.
53. Роджерс К.И. Сбор. Сочинения // Хрестоматия по истории образования и педагогической мысли / Под ред. Б.П. Джуринского [Текст] – М., 1998.
54. Сатир В. Психотерапия семьи. – СПб., 2000. – 283с.
55. Сластёнин В.А. «Педагогика», М.: изд. «Школьная пресса», 2002г.
56. Семья в психологической консультации. / Под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина. – М.: Педагогика, 1989. – 208с.
57. Справочник социального педагога [Текст] / Под ред Т.А. Шишковец.– М.: ВАКО,2005. – 208 с.
58. Степанов С.С. Психологический словарь для родителей [Текст] / С.С. Степанов. - М., 1996. – 154 с.
59. Сухомлинский В.А. «Родительская педагогика» - М., 2005г.
60. Теория личности в западно-европейской и американской психологии./Под ред. Д.Я. Райгородского. – Самара, 1996. – 480с.
61. Фельдштейн Д.И. Социальное развитие в пространстве-времени детства [Текст] / Д.И. Фельдштейн. – М., 1997. – 160 с.
62. Хоментаускас Г. Т. Семья глазами ребенка. – М.: Педагогика, 1989. – 160с
63. Эйдемиллер Э. Г. Методы семейной диагностики и психотерапии. – М. – СПб., 1996. – 365с.
64. Эйдемиллер Э.Г. Семейная психотерапия [Текст] / Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкий, Н.В. Александрова. - СПб., 2000. – 512 с.
65. Эйдемиллер Э. Г., Юстицкий В.В. Анализ семейных отношений подростков при психопатиях, акцентуациях характера, неврозах и неврозных состояниях. – М., 1994. – 96с.
66. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства [Текст] / Ф.Энгельс // К.Маркс, Ф. Энгельс; Избранные произведения: в 3-х т. Т.3. - М., 1986. – 639 с.
67. Зимняя И. А. З-62 Педагогическая психология. Учебник для вузов. Изд. второе, доп., испр. и перераб. — М.: Издательская корпорация «Логос», 2000. — 384 с.
68. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. М., 1989.
69. Габай
70. Эльконин Д. Б. Психологические вопросы формирования учебной деятельности в младшем школьном возрасте // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. Работы советских психологов периода 1946—1980 гг. / Под ред. И. И. Ильясова, В. Я. Ляудис. М., 1981.
71. h**t://slovari.yandex.r*
72. h**t://ru.wikipedia.org/
73. h**t://shkola3000.r*/NEW_Shkola-detskoy-radosti.html
74. Амонашвили Ш.А. Школа жизни Издательский дом Шалвы Амонашвили; ISBN: 5—89147—020—9; 1998.- 76 с.
75. Макаренко А.С. Книга для родителей.- М.: Лениздат, 1981.-319 с.
76. Маркова А.К. и др. Формирование мотивации учения: Книга для учителя. М.: Просвещение,1990
77. Смирнова Е. В., Мещерякова С. Ю., Ермолова Т. В. Игры и игрушки для детей раннего возраста. Методическое пособие для воспитателей. — М.: МГППУ, 2004. — 72 с.
78. Венгер Л.А., Марциновская Т.Д., Венгер А.Л. Готов ли ваш ребенок к школе. -М: Знание. 1994-192с.
79. Маркова А.К. и др. Формирование мотивации учения: Книга для учителя. М.: Просвещение,1990
80. Титова Т. Е. Мотивация успеха: советы родителям первоклассников Начальная школа. – 2007. - № 10. – С. 11-12.
81. Малкина-Пых И.Г. Семейная терапия. – М.: Изд-во Эксмо, 2006. – 992 с., ил.
82. Житникова Л. «Учите детей запоминать.» М.: Просвещение, 1985
83. Ковалева Л.Е. Микроклимат в семье.- М., 1999, 295 с.
84. Теория и практика образования в современном мире: материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.) / Под общ. ред. Г.Д. Ахметовой. - СПб.: Реноме, 2012. - 428 с. Марчукова О.Ю. «проблема эффективности учебной деятельности»
85. Психология современной семьи // Андреева Т.В. / Речь год: 2005, С.: 436
86. Г.: 1999, Поливаева Н.П., Красова Е.Ю.// Психология семьи и брака// ВГПУ, с.: 108.
87. Берко Дмитрий Васильевич «Влияние стилей родительского воспитания на личностные особенности девушек» / Педагогическая психология/ АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук /Ставрополь 2000г.
88. Куфтяк Е. В. Психология семейного совладания : монография [Текст] / Е. В. Куфтяк. – Кострома : КГУ им. Н. А. Некрасова, 2010. – 320 с. (13,5 п.л.)
89. Сапоровская М.В. Исследование межпоколенных связей в семейном контексте [Электронный ресурс] // Психологические исследования: электрон. науч. журн. 2008. N 2(2). URL: h**t://psystudy.r*
90. Марковская И. М. //Тренинг взаимодействия родителей с детьми //. — СПб.: Речь, 2005. — 150с, илл.
91. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. — 4-е изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. — Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. — 640 с.
92. Волков Б.С. Психология младших школьников./ Б.С. Волков - М, 2002-396 с.
93. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения/ В.В. Давыдов. - М, 2006-274 с.
94. Ковалева Е., Синицина Е. Готовим ребенка к школе. / Е. Ковалева., Е. Синицина - М.: Лист-Нью, - 2000. - 336 с.
95. Венгер А.Л., Цукерман Г.А. Психологическое обследование младших школьников./ А.Л. Венгер, Г.А. Цукерман. - М.: Просвещение. - 2001-367 с.
96. Волков Б.С. Психология младших школьников./ Б.С. Волков - М, 2002-396 с.
97. Эльконин Д.Б., Давыдов В.В. Возрастные возможности усвоения знаний./ Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов. - М, 2004-384 с.
98. Матюхина М.В., Саблина Т.А. Некоторые аспекты развития мотивации достижения в младшем школьном возрасте // Психолого-педагогические вопросы обучения и воспитания дошкольников и младших школьников /ВГПУ. - Волгоград, 1992. С. 62-73.
99. М. В. Матюхина, Т. Ф. Иванова «Мотивация достижения и настойчивость младших школьников» // h**t://psychology.net.r*
100. Максимов Л.К. О некоторых вопросах исследования мотивации учения младшего школьника // Мотивация учения. - Волгоград, 1976. С. 53-60.
101. Обухова Л.Ф. “Детская психология: теория, факты, проблемы, - М: Тривола, 1995 г.
102. Битянова М. «Мотивация и профанация» «Школьный психолог № 2, 2000 год
Максимов Л.К. О некоторых вопросах исследования мотивации учения младшего
Тема: | «Особенности психологической защиты у младших школьников с высокой тревожностью» | |
Раздел: | Психология | |
Тип: | Дипломная работа | |
Страниц: | 66 | |
Цена: | 2400 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Развитие навыков словообразования у младших школьников с общим недоразвитием речи iii уровня
Дипломная работа:
Изучение ошибок на письме у младших школьников с нарушением внимания
Дипломная работа:
Выявление и преодоление дисграфических ошибок у младших школьников с задержкой психического развития
Дипломная работа:
Сравнительный анализ состояния диалогической речи у детей младшего школьно возраста
Дипломная работа:
Коррекция нарушений звукопроизношения у младших школьников с умственной отсталостью