Дипломная работа
«Организация профилактической работы по проблеме детского дорожно-транспортного травматизма»
- 60 страниц
ВВЕДЕНИЕ….….….….
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕТСКОГО ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОГО ТРАВМАТИЗМА….….
1.1. Понятие детского дорожно-транспортного травматизма ….….
1.2. Профилактическая работа по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма в образовательных учреждениях …
1.3. Первая медицинская помощь детям при ДТП….
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ…
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОГО ТРАВМАТИЗМА СРЕДИ ШКОЛЬНИКОВ …. 28
2.1. Организация и методы исследования….
2.2. Результаты исследования….
2.3. Методические рекомендации по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма среди школьников…
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ …
ЗАКЛЮЧЕНИЕ….
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ….
Актуальность исследования. Дорожное движение стало одним из неотъемлемых частей современной цивилизации. Автомобильный транспорт изменил облик земли, воплотив в себе мощное проявление научно-технического прогресса и в значительной мере влияя на темпы экономического и социального развития каждой страны и всего человечества. Увеличение интенсивности дорожного движения создало серьезную угрозу безопасности жизни и здоровья каждого члена современного общества. Появилась потребность в обеспечении безопасности движения пешеходов, в том числе детей.
Дорожно-транспортные происшествия (ДТП) – вторая по значимости причина смерти среди молодых людей в возрасте от 5-29 лет. Смертность от ДТП в 12 раз выше, чем у других лиц, получивших травму. Пострадавшие вследствие ДТП в 7 раз чаще нуждаются в госпитализации и в 6 раз чаще становятся инвалидами (в том числе дети). В России смертность от ДТП составляет 14,0 на 100 пострадавших в ДТП, что в 5-7 раз больше, чем в развитых странах (Японии, Великобритании, США, Германии, Италии и др.) [17].
Актуальность проблемы подтверждается направленностью и активизацией работы государственной политики. Так, в 2013 году был принят Федеральный закон «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и статью 28 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» [32], направленный на ужесточение ответственности за нарушение Правил дорожного движения, эксплуатацию транспортных средств, не использование защитных приспособлений для детей внутри автомобилей, управление транспортным средством в состоянии опьянения, что сыграло заметную роль в улучшении качественных показателей последствий ДТП в последние годы. Не менее важным документом является Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года [31].
Однако следует заметить, что, несмотря на государственную работу в области предупреждения ДДТТ проблема остается актуальной. Гибель детей влияет на показатель детской смертности в целом, который в определенной степени указывает на уровень развития и благосостояния страны. Нередко детская смертность при ДТП связана с несвоевременно-оказанной первой медицинской помощью.
В предупреждении дорожно-транспортных происшествий с детьми важную роль играют административные органы, отделы ГИБДД и всеобщая общественность. Решающая роль отводится дошкольным и общеобразовательным учреждениям в профилактике детского травматизма, связанного с нарушением Правил дорожного движения. Профилактика и предупреждение ДДТТ в образовательных учреждениях определяется тем, что именно в них школьники знакомятся с требованиями, предъявляемым к пассажирам и водителям, приобретают умения, навыки и привычки дисциплинированного поведения на улицах и дорогах. Однако практика показывает, что также родители недостаточно хорошо знают правила безопасного поведения на дорогах и улицах. Поэтому профилактическая работа по предупреждению ДДТТ также должна быть направлена и на работу родителями, нуждающимися в просветительской работе с целью вооружения их элементарными знаниями ПДД, опасности их нарушения, а также формированию у них психолого-педагогических знаний о воспитании детей.
Названные причины стали основанием для поиска эффективных профилактических мер по предупреждению ДДТТ. Приоритетным направлением остается разработка учебных программ, методических рекомендаций и методик по организации профилактики ДДТТ. Все перечисленные меры на сегодня являются открытыми и актуальными. Однако, отмеченное позволяет утверждать, что накопленный теоретический и практический материал в системе общего образования по организации профилактики ДДТТ недостаточен для разрешения данной проблемы и диктует необходимость разработки предложений и методических рекомендация по дальнейшему совершенствованию организации профилактики ДДТТ, что определило актуальность, цель и задачи предпринятого исследования.
Актуальность проблемы определила выбор темы исследования: «Организация профилактической работы по проблеме детского дорожно-транспортного травматизма».
Цель исследования – определение, обоснование и апробация педагогических условий профилактики дорожно-транспортного травматизма в образовательном учреждении.
Объект исследования – детский дорожно-транспортный травматизм
Предмет исследования – профилактика дорожно-транспортного травматизма среди школьников.
Задачи исследования:
изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме профилактики дорожно-транспортного травматизма среди детей школьного возраста;
оценить уровень знаний Правил дорожного движения среди школьников;
организовать работу по профилактике ДДТТ при взаимодействии образовательных учреждений и ГИБДД.
разработать и экспериментально проверить педагогические условия профилактики дорожно-транспортного травматизма в образовательном учреждении.
В процессе исследования мы исходили из следующей гипотезы: формирование и воспитание личности, знающей ПДД и не нарушающее правил, возможно, если:
профилактическая работа по ДДТТ систематически осуществляется в образовательных учреждениях при совместном сотрудничестве с сотрудниками ГИБДД;
родители являются грамотными участниками дорожного движения и примером для своих детей.
Методологическая основа исследования. В работе использованы статистические данные, теоретические и практические разработки: по вопросам безопасности на улицах и на дорогах России и за рубежом (Н.П.Попов, А.И.Дорошенко, Л.В.Янковский и др.);
Теоретическую основу исследования составили научные труды, тематические публикации в периодической печати, материалы научных конференций и семинаров отечественных и зарубежных авторов по вопросам дорожно-транспортных происшествий, профилактики детского дорожно-транспортного травматизма и первой помощи при авариях.
Для реализации поставленных в работе целей и задач использовался комплекс методов исследования: общенаучные (сравнительный анализ и синтез литературы по исследуемой проблеме, анализ документации, терминологический анализ основных понятий) и эмпирический метод исследования (эксперимент).
Базой исследования стало МОУ гимназия № 115 Советского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан и ГИБДД МВД России.
Практическое значение исследования состоит в том, что результаты исследования можно использовать при проведении воспитательной работы и уроков по ПДД в среднем звене общеобразовательной школы.
Структура выпускной квалификационной работы. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Во введении обоснована актуальность исследования, показана степень разработанности проблемы, определены объект и предмет исследования, цель и задачи исследования.
В главе 1 раскрыты теоретические основы детского дорожно-транспортного травматизма, проанализирована профилактическая работа по его предупреждению и описаны особенности первой медицинской помощи детям при ДТП.
В главе 2 раскрыта опытно-экспериментальная работа по организации профилактики ДДТТ при взаимодействии образовательных учреждений и ГИБДД.
В заключении сделаны выводы по всей выпускной квалификационной работе.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОГО ТРАВМАТИЗМА СРЕДИ ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Проблема детского дорожно-транспортного травматизма
В настоящее время проблема дорожной аварийности является общемировой, которая затрагивает все слои общества и продолжает усложняться. Дорожно-транспортные происшествия стали частыми случаями в реальной жизни. Особую категорию пострадавших в результате дорожно-транспортных происшествий (ДТП) составляют дети. Об этом свидетельствует увеличение внимания к проблеме со стороны государственных и негосударственных органов и организаций. В связи с чем, сегодня действует Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» от 10 декабря 1995 г. №196-ФЗ (с изменениями от 25 ноября 2013 г.), основными принципами которого являются обеспечение безопасности дорожного движения и приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении [32]. Также к основным документам по обеспечению безопасного дорожного движения относятся: Федеральный закон «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 8 ноября 2007 г. №257-ФЗ (с изменениями от 28 декабря 2013 г.) [33], «Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года», утвержденная распоряжением Правительства РФ от 22 ноября 2008 года №1734-р [31]. Однако следует признать, что, несмотря на принимаемые меры, ситуация в области обеспечения безопасности движения на автомобильном транспорте в России и в мире в целом остается очень сложной.
По данным Всемирной организации здравоохранения, ежегодно почти 1,3 млн. человек погибают в дорожных авариях, что составляет более 3000 человек в день. Более половины этих людей не передвигаются на автомобиле. Еще 20-50 млн. человек подвергаются в результате аварий не смертельным травмам, которые являются важной причиной нетрудоспособности во всем мире.
По различным официальным прогнозам численность населения России к 2025 году сократится до 85-120 млн. чел. Основные причины такого сокращения - болезни, в том числе социально обусловленные, убийства и самоубийства, смерти в ДТП, алкогольные и наркотические отравления; снижение рождаемости. Согласно данным, рассчитанным по итогам 2008 года, по продолжительности жизни Россия находится на последнем месте в Евразии, отставая по данному показателю от стран Центральной Азии в среднем на 6 лет [23].
В России отмечается увеличение количества дорожно-транспортных происшествий, в которых пострадавшие получают травмы, характеризующиеся особой тяжестью повреждений. Неэффективная организация работы по оказанию медицинской помощи пострадавшим является одной из основных причин высокой смертности при дорожно-транспортных происшествиях. Общая смертность пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях в 12 раз выше, чем при получении травм в результате других несчастных случаев, инвалидность - в 6 раз выше, а пострадавшие нуждаются в госпитализации в 7 раз чаще [3].
К наиболее распространенным видам ДТП, возникающим по причине несоответствия дорожных условий предъявляемым требованиям, можно отнести:
наезд автомобиля на резко затормозившее, впереди идущее транспортное средство в случае его торможения перед крупной неровностью (выбоиной, просадкой) покрытия или на стоящий автомобиль в случае неожиданного появления его за пределами продольного профиля;
столкновение встречных автомобилей при объезде крупных не-ровностей или при локальных сужениях проезжей части;
опрокидывание автомобиля в связи с потерей управляемости транспортным средством при наезде на неровности, при несоответствии сцепных качеств покрытия требуемому коэффициенту сцепления;
занос автомобиля при потере его устойчивости на кривой в плане в случае локального уменьшения радиуса кривой, связанного с некачественным строительством кривой в плане;
другие дорожные условия, способствующие ДТП [11].
Так, по статистическим данным ГИБДД за 2011, 2012 и 2013 годы свидетельствует о том, что количество ДТП в Российской Федерации с каждым годом увеличивается, а число погибших, как и число раненых на дорогах страны становится больше (Таблицы 1,2,3, 4,5) [28].
Дорожно-транспортные происшествия стали частыми случаями в реальной жизни. Особую категорию пострадавших в результате дорожно-транспортных происшествий (ДТП) составляют дети. Об этом свидетельствует увеличение внимания к проблеме со стороны государственных и негосударственных органов и организаций.
Детский дорожно-транспортный травматизм по-прежнему остается высоким, по сравнению с дорожными происшествиями с участием взрослых, отличается тяжелыми медицинскими последствиями. По данным ГИБДД считается, что в подавляющем большинстве дети страдают по вине взрослых участников дорожного движения: управление транспортом в состоянии опьянения, превышение скорости, выезд на полосу встречного движения и т.д. Не редки случаи, когда во многих ДТП дети являются основными виновниками. Из общего числа детей, попавших в ДТП, 15 – 17% - дети школьного возраста, а именно младшего школьного возраста, который характеризуется чрезмерной импульсивностью, быстрой сменой процессов с возбуждения на торможение. Они неосознанно подражают взрослым, нарушающим правила безопасности движения и не всегда отчетливо представляющим себе причинно-следственный механизм аварийности.
Так как основной причиной ДТП с участием детей является незнание ими Дорожно-транспортных правил безопасности. В связи со сказанным, нами было организовано и проведено исследование на базе МОУ гимназия № 115 Советского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан, основная цель которого заключалась в выявлении знаний учащихся 5 классов о правилах дорожного движения как составной части культуры транспортной безопасности. Нами было выявлено, что в экспериментальной группе, в которой проводились профилактические занятия по ДДТТ, отношение к ДТП было серьезнее, чем в контрольной группе. В экспериментальной группе школьники меньше нарушают правила дорожного движения, несмотря на то, что как в контрольной группе, так и в экспериментальной группе, родители на одинаковом уровне объясняют школьникам правила дорожного движения. Хотя в обеих группах школьники однозначно ответили, что хотят получать знания по ПДД.
В связи с чем, сегодня особую значимость приобретает система целенаправленной работы с детьми и подростками по формированию у детей самодисциплины, внимательности и осторожности на дорогах. В том числе пример взрослого – самый эффективный воспитательный метод. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма во многом определяется от сознательного, личного и дисциплинированного поведения самих взрослых - постоянная работа всех участников движения, которая может дать существенный и стабильный результат в деле предотвращения детского травматизма от ДТП.
Вся деятельность по профилактике ДДТТ в общеобразовательном учреждении должна строиться строится с учетом годового общешкольного плана, с учетом индивидуально-возрастных особенностей детей и дифференцируется по следующим основным направлениям:
работа со школьниками;
ПДД на уроках ОБЖ;
работа с родителями;
работа с педагогами.
Вопросы изучения ПДД и профилактики ДДТТ должны отражаться в планах методических объединений, планах классных руководителей, в графиках патрулирования микроучастка школы. Как правило, планирование профилактической работы по профилактике ДДТТ осуществляется на основе статистических данных и факторного анализа причин и условий, способствующих возникновению аварийной ситуации на дороге. В планах определяются исполнители, сроки, формы и методы работы по профилактике ДДТТ. Профилактике дорожно-транспортного травматизма может сопутствовать правильно-организованная учебная и внеклассная работа по освоению правил дорожного движения, организация которых должна проводиться не только учителями в рамках предметов ОБЖ, но также основы безопасного поведения на дорогах должны освещаться сотрудниками ГИБДД в рамках внеклассных мероприятий и индивидуальных бесед.
Важно объяснить школьникам, что на дорогах нужно быть внимательными, предвидеть опасную дорожную ситуацию и быть готовым к тому, что из-за стоящей машины может выехать другая, что движущийся автобус может скрывать за собой другой транспорт, что недисциплинированный водитель может не пропустить вас на пешеходном переходе или у него могут отказать тормоза, а на скользкой дороге тормозной путь автомобиля, гораздо длиннее. Быть внимательным необходимо в местах ограниченной видимости.
Таким образом, гипотеза о том, что профилактическая работа по ДДТТ должна осуществляться в образовательных учреждениях при совместном сотрудничестве с сотрудниками ГИБДД и родителями нами подтверждена, а задачи поставленные в ходе исследования выполнены.
Тема: | «Организация профилактической работы по проблеме детского дорожно-транспортного травматизма» | |
Раздел: | Безопасность жизнедеятельности | |
Тип: | Дипломная работа | |
Страниц: | 60 | |
Цена: | 2400 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Современные технологии в организации внеклассной работы по информатике
Дипломная работа:
Новые формы внеклассной работы по русскому языку
Дипломная работа:
Социально-педагогические условия профилактики травматизма среди школьников
Дипломная работа:
Содержание психолого-педагогической деятельности по пропаганде здорового образа жизни школьников
Курсовая работа:
Организация и планирование работы по безопасности дорожного движения на предприятии