Дипломная работа

«ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВА (с применением музыкально-компьютерных технологий)»

  • 77 страниц
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВА 8

1.1. Эстетическое воспитание: понятие, сущность, структура 8

1.2. Роль театра в эстетическом воспитании подрастающего поколения 12

1.3. Музыкально-компьютерные технологии в образовании 30

Выводы по первой главе 36

ГЛАВА II. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВА С ПРИМЕНЕНИЕМ МУЗЫКАЛЬНО-КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ 38

2.1. Содержание, формы и методы эстетического воспитания младших школьников средствами театрального искусства с применением музыкально-компьютерных технологий 38

2.2. Анализ экспериментальных результатов исследования эстетическому воспитанию школьников средствами театрального искусства с использованием музыкально-компьютерных технологий 53

Выводы по второй главе 71

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 75

Введение

Эстетическое воспитание - важнейшее составляющее духовного облика личности. От степени эстетического развития человека зависит его интеллигентность, творческая направленность устремлений и деятельности, особая одухотворенность, стиль отношений с миром и другими людьми.

Основы эстетического развития личности закладываются с раннего возраста, но ведущая роль принадлежит школе, призванной создать фундамент для дальнейшего совершенствования этого процесса. Вопросы нравственно - эстетического воспитания школьников относятся к числу наиболее актуальных проблем современной педагогической науки и практики.

Объясняется это тем, что решение практических задач создания личности с широкими эстетическими запросами, высокой культурой художественных способностей и потребностью в активной творческой деятельности - это веление времени в изменяющихся социальных условиях, которые требуют поиска новых подходов к гармоническому развитию личности, воспитанию эстетического вкуса как показателя уровня развития этой личности.

Внутренним механизмом эстетической культуры является функционирование эстетического сознания личности, направленность которого выражается в системе эстетических отношений к разнообразным объектам среды через механизм восприятия, переживания, оценки, вкуса, идеала, взгляда, суждения.

Назначение эстетического воспитания состоит в том, чтобы обеспечить человеку достижение внутренней гармонии между различными сторонами жизни.

В современном мире технический прогресс развивается очень стремительно, каждый день появляются новейшие технологии. У каждого современного человека есть дома компьютер, сотовый телефон, почти все умеют обращаться с фото- и видеокамерами.

Информационные технологии имеют огромные возможности в качестве средств художественного выражения и обучения, эстетического развития и художественного образования детей и подростков. Доступность и разнообразие всех компьютерных технологий (трехмерность, анимация, видео, звук, имитация традиционных изобразительных техник, интерактивность, гипертекстуальность) дают возможность рассматривать компьютер как открытую учебно-развивающую среду для творчества и самообразования и учащихся, и преподавателей.

Многие думают, что использование компьютера возможно только на —технических” предметах, например, на физике, математике, химии и т.д. На наш взгляд, использовать компьютер можно и нужно на любом уроке, в том числе, на занятиях эстетического цикла, в том числе в кружковой работе.

Педагогическая теория не дает исчерпывающего ответа на вопрос о путях разрешения противоречий между:

• потребностью общества в развитии эстетического вкуса у школьников;

• наличием теоретических исследований в области воспитания эстетического вкуса и недостаточной разработкой путей их использования в педагогической практике средствами театрального искусства;

Необходимость разрешения данных противоречий позволяет определить тему моего исследования.

Проблема исследования заключается в определении необходимых педагогических условий воспитания эстетического вкуса средствами театрального искусства.

Цель исследования — теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия эстетического воспитания школьников средствами театрального искусства с использованием музыкально-компьютерных технологий.

В нашем исследовании введено ограничение: в опытной работе участвуют младшие школьники 5-6 классов образовательного учреждения.

Объект исследования - воспитательный процесс

во внеклассной деятельности учащихся образовательного учреждения.

Предмет исследования - содержание, формы и методы эстетического воспитания младших школьников средствами театрального искусства с использованием музыкально-компьютерных технологий.

Гипотеза исследования - эффективность воспитания эстетического воспитания школьников средствами театрального искусства значительно возрастет, если:

1) эстетическое воспитание в школах будет строиться в соответствии с моделью воспитания эстетического вкуса учащихся средствами театрального искусства;

2) будет реализован комплекс педагогических условий, способствующих успешному функционированию педагогическим условиям воспитания эстетического воспитания у детей средствами театрального искусства:

а) использование широкого диапазона методов

театральной педагогики для раскрытия творческой индивидуальности личности;

б) реализация личностно ориентированного подхода к учащимся с учетом их индивидуальных особенностей и творческих способностей, что способствует эстетическому самовоспитанию личности учащихся.

Задачи:

1. на основе анализа проблемы воспитания эстетического воспитания у школьников, выявить степень разработанности ее в теории и практике образования;

2. разработать педагогические условия, способствующие эстетическому воспитанию, формированию теоретических и ценностных основ эстетической культуры личности;

3. определить критерии и показатели воспитанности эстетического воспитания учащихся;

4. разработать и экспериментально апробировать эффективность выделенных педагогических условий эстетического воспитания средствами театрального искусства, с применением музыкально-компьютерных

технологий;

5. разработать одного из наиболее популярного вида детского объединения - детская театральная студия, которая позволяет объединить в своей деятельности образовательную, познавательную и творческо-

практическую деятельность, по воспитанию эстетического воспитания школьников средствами театрального искусства.

Теоретико-методологическую основу исследования составили: Исследования педагогики и психологии о развитии творчества прослеживаются в работах (И.Я. Лернера, A.M. Матюшкина, Л.Н. Столовича и др.). Идеи практической психологии и диагностики творчества изложены в работах Л.С. Выготского, P.M. Грановской, Ю.С. Крижанской, Т.Д. Марцинковской, Б.М. Теплова, Дж. Роджерса. Основные подходы, направленные на развитие творческих способностей детей, раскрываются в работах Б.В. Асафьева, Б.М. Теплова, Н.А. Ветлугиной, К.В. Тарасовой, Е.В. Назайкинского, Л.В. Школяр, Ш.А. Амонашвили, Л.А. Баренбойма О.Т. Леонтьевой, В.Г. Ражникова, Т.А. Боровик, А.И. Бурениной, В.А. Жилина, Т.А. Жилинской, Т.Э. Тютюнниковой. Влияние театрализованного искусства на формирование духовной культуры личности освещено в работах Е.Б.Вахтангова, И.Д. Гликмана, Б.Е. Захавы, Т.А. Курышевой, А.В. Луначарского, В.И. Немировича-Данченко, К.С. Станиславского, А.Я. Таирова, Г.А. Товстоногова; проблемам нравственного развития детей средствами театра посвящены труды основоположников кукольного театра в нашей стране - А.А. Брянцева, Е.С. Деммени, С.В. Образцова. Проблемам компьютерных технологий было посвящено изучение трудов С.П. Полозова, И.М. Красильникова, П.Л. Живайкина, А. Федорова.

Специфика объекта и предмета, цели и задачи исследования определили необходимость использования методов: - теоретических

методов: анализ педагогической, психологической литературы, связанной с кругом проблем, обозначенных задачами исследования, классификацию;

- эмпирических методов: наблюдение за процессом содержание,

формы и методы эстетического воспитания младших школьников средствами театрального искусства с использованием музыкально-компьютерных технологий; обобщение; изучение продуктов учебной деятельности; диагностические методы (беседы, тестирование, оценивание).

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что: - уточнено понятие «Эстетическое воспитание»; - обоснован процесс музыкально-театрализованной деятельности в целях эстетического воспитания младших школьников средствами театрального искусства с использованием музыкально-компьютерных технологий.

Практическая значимость исследования заключается в том что: - предложены уровни и критерии содержание, формы и методы эстетического воспитания младших школьников средствами театрального искусства с использованием музыкально-компьютерных технологий, которые составляют диагностическую основу процесса развития творческих способностей; - содержащиеся в исследовании теоретические и практические материалы могут быть использованы в образовательном процессе школьных учреждений.

Экспериментальной базой исследования являлся МОБУ ООШ д.Узбяково Гафурийского района Республики Башкортостан.

Структура соответствует логике исследования, включает введение, две главы, заключение, список использованной литературы.

Фрагмент работы

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВА

1.1.Эстетическое воспитание: понятие, сущность, структура

Эстетическое воспитание — направление воспитательной работы, сущность которого заключается в организации разнообразной эстетической, художественной деятельности, направленной на овладение эстетическими знаниями, формирование эстетических потребностей, взглядов и убеждений, способности полноценно воспринимать прекрасное в искусстве и жизни, приобщение к художественному творчеству, развитие способностей и умений в том или ином виде искусства.

Цель эстетического воспитания — формирование эстетической культуры личности. Эстетическая культура — важнейший компонент духовной культуры личности, характеризующий степень овладения ею эстетическими (художественными) знаниями, потребностями, чувствами, идеалами, интересами, эстетическим вкусом, эстетическим отношением к природе и искусству, а также опытом эстетической (художественной) деятельности.

Эстетическое сознание - совокупность взглядов, идей, теорий, вкусов, идеалов, благодаря которым человек получает возможность достоверно определять эстетическую ценность окружающих его предметов, явлений жизни, искусства. Эстетическое чувство — субъективное эмоциональное переживание, порождаемое оценочным отношением к эстетическому явлению. Эстетический вкус — это способность оценивать эстетические явления с позиций эстетических знаний и идеалов.

В соответствии со структурой эстетической культуры содержание работы по ее формированию нацелено на развитие эстетического сознания, эмоциональной сферы школьников средствами эстетики, природы и искусства; формирование художественных и искусствоведческих знаний; эстетизацию учебно-воспитательного процесса, окружающей предметной среды, отношений в школьном коллективе, в семье; приобщение детей и учащейся молодежи к мировой и отечественной художественной культуре, развитие и реализацию их творческого потенциала, выработку умений и навыков организации среды обитания, учебной и трудовой деятельности с учетом эстетических ценностей и норм.

Воспитание эстетической культуры предполагает организацию разнообразной художественно-эстетической деятельности (художественно-исполнительской, познавательной, исследовательской, трудовой,

природоохранной, конструкторской, эмоционально-оценочной и т.п.) учащихся. Средствами эстетического воспитания являются также искусство (разные его виды и жанры), литература, природа, эстетика окружающей жизни, труда, быта, эстетика урока и всей школьной жизни, эстетика взаимоотношений между людьми и эстетика поведения, эстетика внешнего вида.

В основе художественной культуры личности лежит ее отношение к искусству: потребность в общении с искусством, знания в области искусства, умения воспринимать произведения искусства и дать им эстетическую оценку, а также способность художественно-творческого самовыражения в том или ином виде искусства.

Большие возможности для воспитания эстетической культуры школьников предоставляет содержание всех предметов учебного плана средней общеобразовательной школы. Однако, в первую очередь способствует формированию художественной культуры учащихся группа предметов, составляющая образовательную область «Искусство» (музыка, изобразительное искусство), а также литература и технология. Эстетическое воспитание осуществляется в разнообразных формах внеучебной воспитательной работы, в учреждениях дополнительного образования и культуры.

Основными методами и формами эстетического воспитания являются: беседы, лекции, круглые столы, клубы друзей искусства, кружки, фестивали, экскурсии, посещение театра, художественных, выставок, встречи с работниками искусства, конкурсы исполнительского искусства, литературные вечера и другие. Возрастная специфика данного направления воспитания представлена в таблице 16.

Заключение

1. Проведенный теоретический анализ позволил выявить педагогические условия эстетического воспитания школьников средствами театрального искусства с использованием музыкально-компьютерных технологий, с помощью которых обеспечивается эффективность их обучения в системе образования.

2. В результате исследования были выявлены критериальные показатели эстетического воспитания школьников средствами театрального искусства с использованием музыкально-компьютерных технологий, а также осуществлению индивидуального подхода в развитии каждого конкретного ребенка.

3. Эмпирическое исследование показало, что выделенные на основе личностно-ориентированного и деятельностного подходов в обучении, апробированные на практике педагогические условия эстетического воспитания школьников средствами театрального искусства с использованием музыкально-компьютерных технологий позволяют улучшать качество их творческой подготовки.

4. Разработанная методика диагностики развитости навыков джазовой импровизации у детей позволила определить и учесть в опытно-экспериментальной работе исходный и итоговый уровень их навыков в области джазовой импровизации и пути интеграции практической деятельности преподавателя в области музыкально-компьютерных технологий с творческим потенциалом учащихся.

5. Достигнутые в ходе эксперимента высокие результаты контрольного эксперимента позволяют сделать вывод о том, что разработанные педагогические условия эстетического воспитания школьников средствами театрального искусства с использованием музыкально-компьютерных технологий действительно эффективно способствуют развитию их способностей.

Результаты проведенного исследования могут быть использованы в системе образования детей, кружковой работе, в учреждениях культуры и образования.

Полученные результаты исследования целесообразно использовать также в процессе профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников музыкального образования.

Список литературы

1. Активные методы обучения педагогическому общению и его оптимизация / под ред. А.А. Бодалева, Г.А. Ковалева. - М. : Наука, 1983. -136 с.

2. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. - Казань : Казанск. Гос. ун-т, 1996. - 568 с.

3. Анисимов В.П. Диагностика музыкальных способностей / В.П. Анисимов. - М. : Владос, - 2004. - 127 с.

4. Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. - Л., 1973.

5. Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения: в 2-х т. / П.П. Блонский. - М. : Педагогика, - 1979. - Т.2. - 400 с.

+ еще 33 источника

Примечания

Оригинал в pdf

Покупка готовой работы
Тема: «ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВА (с применением музыкально-компьютерных технологий)»
Раздел: Педагогика
Тип: Дипломная работа
Страниц: 77
Цена: 2600 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

У нас можно заказать

(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)

Контрольная на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Решение задач на заказ

Решение задач

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Лабораторная работа на заказ

Лабораторная работа

от 200 руб.

срок: от 1 дня

Доклад на заказ

Доклад

от 300 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

42 задания

за последние сутки

10 минут

время отклика