Дипломная работа

«Технология создания электронных учебников»

  • 68 страниц
Содержание

Введение…. 3

Глава 1. Теоретические основы дидактического обеспечения дистан-ционного обучения…

6

1.1. Педагогическая характеристика дистанционного обуче-ния…. 6

1.2. Основные элементы дидактического обеспечения дистанцион-ного обучения…

19

Глава 2. Технология создания электронного учебника…. 29

2.1. Характеристика электронного учебни-ка….…. 29

2.2. Основные принципы подготовки и создания электронных учебников….

39

2.3. Методические рекомендации по разработке электронного учебника….….….

55

Заключение…. 64

Литература…. 65

Введение

Актуальность. Практически во всех развитых странах мира поворот в развитии педагогических технологий в ходе реформирования систем образования сделан на обучение умению самостоятельно добывать нужную информацию, вычленять проблемы и искать пути их рационального решения, уметь критически анализировать получаемые знания и применять их для решения все новых задач, так как именно самостоятельность дает возможность успешно адаптироваться к работе, в том числе и связанной с быстро меняющимися технологиями. Таким образом, одна из задач обучения состоит в том, чтобы научить и приучить обучающегося самостоятельно работать с учебной, а затем производственной и научной книгой, в частности — с электронной. Но особенно важно такое умение при дистанционном и заочном обучении, когда общение студента с преподавателем приобретает эпизодический характер. Первые учебные материалы, методические рекомендации, разра-ботки, а затем и электронные учебники стали возникать для поддержки различных курсов в системе дистанционного обучения. Постепенно «индустрия» создания электронных учебников стала распространяться за пределы систем дистанционного образования.

Сегодня, в постиндустриальный период развития общества, в период его информатизации, приоритет четко обозначается за деятельностью уче-ния. Поэтому старая парадигма образования: учитель–учебник–ученик должна быть заменена на новую: ученик–учебник–учитель. Учитель приобретает новый статус, нисколько не менее значимый, чем ранее, но другой.

Принимаясь за создание индустрии и «засучив рукава» перед реализацией электронных версий учебных пособий хотелось бы осмотреться вокруг и попытаться понять, что такое электронный учебник и как его создавать? Чем он отличается от печатного издания? Какими принципами следует руководствоваться при его создании?

Целью данной работы является ознакомление с дистанционным обучением и применение на его основе электронных учебников, а также изучение технологии создания электронных изданий.

Предметом исследования является технология создания электрон-ного учебника.

Объектом исследования является электронный учебник дистанцион-ного обучения.

Задачи исследования:

1. Определить понятия дистанционного обучения, технологии дистанционного обучения, электронного учебника;

2. Рассмотреть дистанционное обучение и роль электронного учебника в процессе дистанционного обучения;

3. Выявить способы конструирования дистанционных курсов и повышения эффективности обучения с применением электронных изданий;

4. Разработка технологии создания электронных учебников.

Гипотеза. Использование технологии создания электронного учеб-ника для дистанционного обучения будет возможным, если:

1. Создание электронных учебников для дистанционного обучения проте-кает в 11 этапов, каждый из которых требует определенных умений, навыков и знаний.

2. Издание электронного учебника требует содействие нескольких специалистов: методистов, педагогов, программистов, дизайнеров, авторов учебных публикаций и разработчиков курсов.

3. Электронный учебник для дистанционного обучения должен содержать:

• всю основную базисную информацию учебника;

• развитую системную гипертекстовую структуру, предлагаемую про-граммными комплексами;

• возможность адаптации и оптимизации пользовательского интер-фейса под индивидуальные запросы обучающегося;

• часть иллюстрированного и графического материала, а также разви-тый поисковый механизм;

• встроенную автоматизированную систему контроля и самоконтроля уровня знаний обучающихся на каждом этапе изучения материала.

Методы исследования: сравнительный анализ существующих элек-тронных учебников, применяемых в дистанционном обучении.

Фрагмент работы

Глава 1. Теоретические основы дидактического обеспечения дистанци-онного обучения

1.1. Педагогическая характеристика дистанционного обучения

Процесс обучения современного человека не заканчивается в школе, профессионально-технических училищах, вузах. Он становится непрерыв-ным. Система непрерывного образования — веление времени. Поэтому уже в настоящее время возникла очевидная потребность не только в очном обучении, но и в дистанционном, на основе современных информационных технологий [8, 12, 37].

В современных социально-экономических условиях возможность получения заочного и вечернего образования очень важна. Не менее важной является задача переподготовки и повышения квалификации, и здесь дистанционное образование является незаменимым механизмом получения качественного образования. Дистанционное образование важно для детей, которым по каким-то причинам мы не можем обеспечить полноценное образование в обычных условиях школы. Необходимо дистанционное образование для начального, среднего, профессионального и высшего образования, для социальной реабилитации детей-инвалидов. Дистанционное образование представляет собой реальную возможность получения качественного образования без непосредственного проживания в городе, в котором человек собирается учиться [43].

Можно выделить следующие факторы и процессы, приводящие к необходимости и возможности использования дистанционного обучения:

- новые требования к образованию (в частности, доступность, невысокая стоимость обучения, ограничения по времени обучения и другое);

- ограничения по пропускной способности вузов, факультетов повышения квалификации и образовательных учреждений других типов;

- повышение количества желающих получить образование из-за повыше-ния престижа образования;

- появление и развитие качественно новых средств информационных технологий и ярко выраженный процесс информатизации;

-усиление международной интеграции, а также другие процессы и факто-ры [43].

Цель дистанционного обучения состоит в приобретении обучаемым системы умений и знаний, которые формируются в соответствии с моделью специалиста и госзаказом. Обучение по определению предполагает взаимодействие учителя и учащегося в их совместной познавательной деятельности. Поэтому в системе дистанционного обучения, так же как и при очном обучении, обязательно наличие учителя и реализация им функции управления процессом обучения. Оно строится в соответствии с теми же целями, что и очное обучение (если определяется образовательными программами с тем же содержанием).

Идея дистанционного обучения не нова, а его элементы в той или иной степени реализованы в таких формах обучения как заочное и экстер-нат. Ростки и зерна технологий дистанционного обучения присутствуют во всех формах обучения, обозначенных в "Законе об образовании".

Дистанционное обучение является одним из способов получения образования, основанного на использовании специфических образовательных технологий, базирующихся на современных методиках обучения, технических средствах и передачи информации, информационных и телекоммуникационных технологиях [14].

Дистанционное обучение - это синтетическая, интегральная, гумани-стическая форма обучения, базирующаяся на использовании широкого спектра традиционных и новых информационных технологий и их техни-ческих средств, которые используются для доставки учебного материала, его самостоятельного изучения, организации диалогового обмена между преподавателем и обучающимися, когда процесс обучения некритичен к их расположению в пространстве и во времени, а также к конкретному образовательному учреждению.

Под технологиями дистанционного обучения мы понимаем совокуп-ность методов, форм и средств взаимодействия с обучающимися в процес-се самостоятельного, но контролируемого освоения определенного массива знаний. Под принципами мы понимаем определенную систему исходных основных дидактических и других требований к процессу проектирования и обучения в системе дистанционного обучения, которая и должна формироваться с учетом этих требований.

Основными дидактическими принципами дистанционного обучения, также как и при очном обучении, являются принципы научности, системности и систематичности, активности, принципы развивающего обучения, наглядности, дифференциации и индивидуализации обучения. Дистанционное обучение должно реализовывать не только принципы классической дидактики, но и в достаточно полном объеме свои специфические принципы, к числу которых относятся следующие: принципы интерактивности, рефлексии, нелинейности информационных структур и процессов, комбинированного использования различных форм обучения, комплексного использования средств мультимедиа. Поясним содержание этих принципов.

1) Принцип интерактивности выражает ведущее требование дидактики дис-танционного обучения - обучаемый должен реально ощущать на протяжении всего периода изучения курса, что его учебная деятельность протекает совместно с соответствующей деятельностью преподавателя.

2) Принцип рефлексии. Предполагает необходимость в связи с выполняе-мым учебным заданием самостоятельного завершения работы по форми-рованию определенной системы знаний.

3) Принцип нелинейности информационных структур и процессов предполагает нелинейное структурирование процесса обучения на основе разветвленных программ изучения дисциплин, предоставляющих возможность учета мотивационных установок, интересов и других личностных особенностей обучающегося.

4) Принцип комбинированного использования различных форм обучения фактически признает нецелесообразным применение в системах дистанционного обучения классических форм организации учебных занятий (лекций, семинаров, практических занятий и других форм организации учебных занятий).

5) Принцип комплексного использования средств мультимедиа требует, исходя из характера учебной задачи, использования мультимедиа возможностей современных компьютеров, в частности, звука, графики, анимации, слайд-шоу и тому подобное. При этом в мультимедийных обучающих программах пользователю отводится всё более активная роль, предполагающая свободу выбора действий и получения индивидуальных результатов.

Специфичные принципы, присущие системе дистанционного обуче-ния.

1.Принцип гуманистичности обучения. Этот принцип является определяю-щим в системе непрерывного интенсивного обучения и усиливается приме-нительно к системе дистанционного обучения [1].

2. Принцип приоритетности педагогического подхода при проектировании образовательного процесса в систему дистанционного обучения. Суть на-званного принципа состоит в том, что проектирование системы дистанционного обучения необходимо начинать с разработки теоретических концепций, создания дидактических моделей тех явлений, которые предполагается реализовать [21].

3. Принцип педагогической целесообразности применения новых информационных технологий. Он требует педагогической оценки эффективности каждого шага проектирования и создания системы дистанционного обучения. Поэтому на первый план необходимо ставить не внедрение техники, а соответствующее содержательное наполнение учебных курсов и образовательных услуг.

4. Принцип выбора содержания образования. Содержание образования системы дистанционного обучения должно соответствовать нормативным требованиям Государственного стандарта Российской Федерации.

5. Принцип обеспечения безопасности информации, циркулирующей в сис-теме дистанционного обучения.

6. Принцип стартового уровня образования. Эффективное обучение в системе дистанционного обучения требует определенного начального набора знаний, умений, навыков.

7.Принцип соответствия технологий обучения. Технологии обучения должны быть адекватны моделям дистанционного обучения.

8. Принцип мобильности обучения. Он заключается в создании информационных сетей, баз и банков знаний и данных для дистанционного обучения, позволяющих обучающемуся корректировать или дополнять свою образовательную программу в необходимом направлении при отсутствии соответствующих услуг в вузе, где он обучается. При этом требуется сохранение информационного инвариантного образования, обеспечивающего возможность перехода из вуза в вуз на обучение по родственным или другим направлениям.

9. Принцип неантогонистичности дистанционного обучения существую-щим формам образования. Проектируемая система дистанционного обучения сможет дать необходимый социальный и экономический эффект при условии, если создаваемые и внедряемые информационные технологии станут не инородным элементом в традиционной системе высшего образования, а будут естественным образом интегрированы в не-го.

В большинстве своем основные принципы дистанционного обучения известны и присутствуют в традиционной системе обучения. Они подробно изложены в трудах А.В. Барабанщикова, С.И. Зиновьева, Ю.К. Бабан-ского, С.П. Баранова и других ученых [47].

Прежде всего, познакомившись с любым действующим курсом дистанционного обучения, можно выделить в нем три уровня взаимодействия различных элементов, которые и создают достаточно сложную, но бесперебойно действующую учебную среду.

Первый уровень элементов управления, на котором происходит взаимодействие структурных подразделений организации, отвечающей за организацию и планирование учебных курсов, разработку учебных материалов и обеспечение ими обучающихся.

Второй уровень элементов взаимодействия, на котором происходит взаимодействие между различными участниками дистанционного обуче-ния – преподавателями, региональными координаторами, обучающимися, группами обучающихся.

Третий уровень элементов доставки, который включает различные телекоммуникационные средства доставки учебной информации и средств обучения от ведущей организации до обучающегося, а также средства дос-тавки отчетных материалов и экзаменационных работ от обучающихся до преподавателя.

Заключение

Стратегические направления развития образовательных систем в современном обществе – это интеллектуальное и нравственное развитие человека на основе вовлечения его в разнообразную самостоятельную целесообразную деятельность в различных областях знания.

Одной из задач обучения состоит в том, чтобы научить и приучить обучающегося самостоятельно работать с учебной, а затем производственной и научной книгой, в частности – электронной. Но особенно важно такое умение при дистанционном и заочном обучении, когда общение с преподавателем приобретает эпизодический характер.

Возникает новая, с точки зрения эргономики, ситуация: обучаю-щийся сам подбирает индивидуально наиболее эргономичные характеристики изучаемого материала. Современный обучающийся может по своему усмотрению иллюстрировать изучаемый текст, сделав его более личностным. Он может самостоятельно пересоздавать любой текст, полученный из сети, иллюстрируя его по своему усмотрению, отбирая нужные аргументы, выстраивая их в определенную логику доказательности, отражающую его собственную точку зрения, образ его мысли.

При дистанционном обучении практически мы имеем дело с электрон-ными учебниками имеющими свою специфику. В данной работе я не рас-сматриваю структуру электронного учебника, базирующегося на примитивной парадигме книги. Описанная технология создания электронных учебников требует большой потенциал и немалое количество специалистов.

Список литературы

1. Агаев В.Т. Методические рекомендации по подготовке материалов для учебных аудио-видеосредств. - М., 1996.

2. Андреев А.А. Введение в дистанционное обучение. Учебно-методическое пособие. - М., 1997.

3. Андреев А.А. Модель компьютерной сети для преподавания при дистанционном обучении. В сб. Основы применения информационных технологий в учебном процессе Вузов. - М., 1996.

4. Андреев А.А. Направление и методика применения портативных персо-нальных компьютеров в дистанционное обучение. // Дистанционное образование № 4, 1997.

5. Андреев А.А., Краюшенко Н.Г., Фокин В.Ю. Некоторые проблемы проектирования центра дистанционного обучения. // Матер. VII Междунар. конф. “Применение новых технологий в образовании (29 июня - 2 июля) Троицк, 1996.

6. Бабанский Ю. К. Оптимизация процесса образования. - М., 1977.

7. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М., 1989 г.

8. Боголюбов В.И. Педагогическая технология. - Пятигорск, 1997

9. Болотов В. А. О дистанционном образвании. // Информатика и образование, № 1, 1998.

10. Воронина Т.П., Кашицин В.П. Молчанова О.П. Образование в эпоху НИТ. - М., 1995.

11. Вуль В. Электронные издания. - М.,2003.

12. Гершунский Б.С. Философия образования для двадцать первого века. – М., 1997.

13. Громкова М.Т. Организационно-педагогические условия повышения эффективности заочного обучения. Дисс. канд. пед. наук, 1990 г.

14. Давыдова Л.П. Организация самостоятельной работы студентов заочников. - М., 1985.

15. Дистанционное образование. // Проблемы информатизации высшей школы. Бюллетень, № 3, 1995.

16. Дистанционное обучение и новые технологии в образовании - М.,1995.

17. Дистанционное обучение. / Под редакцией Полат Е.С. Владос.

18. Домрачев В.Г. Дистанционное обучение: возможности и перспекти-вы // Высш. образ. в России, № 3, 1994.

19. Евреинов Э. В., Каймин В. А., Международный пилотный прект в области дистанционного образования. // Информатика и машиностроение № 2 (апрель-май-июнь), 1998.

20. Жафяров А.Ж. Дистанционные системы образования. – Новосибирск, 1995.

21. Зайцев А.Н., Мызгин Е.А. Радиолюбительская пакетная связь в сборнике «Глобальные телекоммуникации в образовании». - М., 1996.

22. Интернет в гуманитарном образовании: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. / Под редакцией Е.С. Полат. – М., 2001.

23. Карманов А. Актуальные проблемы совершенствования системы военного образования. // Военное образование, №2, 1997.

24. Кинелев В.Г. Тенденция развития высшего образования на пороге XXI века. // Бюллетень АРВ, 1996, Спец. нов. выпуск.

25. Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике. – Рига, 1995.

26. Коджаспирова Г.М., Петров К.В. Технические средства обучения и методика их использования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.,2001.

27. Концепция системы интенсивного обучения в вузах. - М., 1992.

28. Концепция создания и развитие системы дистанционного образова-ния в России, - М., 1995.

29. Концепция создания и развития единой системы дистанционного образования в России. // Проблемы информатизации ВШ. Вып. 3, 1995.

30. Леонов В.Г. Концептуальная модель дистанционного образования // Триместр, № 1, 1996.

31. Ланге П., Барон А. Мультимедия как зеркало будущего информационного общества. // СРЕДА, № 5-6,1996.

32. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. - М., 1981.

33. Матрос Д.Ш., Полев Д.М., Мельникова Н.Н. Управление качеством образования на основе новых информационных технологий и образовательного мониторинга. Педагогическое Общество России, – М., 2001.

34. Меськов В.С. О состоянии и перспективах создания системы дистанционного обучения в России. // Проблемы информатизации ВШ, Вып. 3, 1995 г.

35. О создании центра информационно-аналитического обеспечения системы дистанционного обучения: Приказ Госкомвуза от 17 июня 1996 г., № 1062 // Бюлл. Госкомвуза, № 8, 1996.

36. Полат Е.С. Дистанционное обучение: организационные и педагогические аспекты: ИНФО, № 3, 1996.

37. Полат Е.С. Новые педагогические технологии. - М., 1997.

38. Поляков А.А. Системы дистанционного обучения // Новые знания, № 3, 1996.

39. Полякова Т.М. и др. Разработка обучающих курсов в среде мультимедиа. Материалы 2-й и 3-й конференции по дистанционному обучению. - М., 1997.

40. Приказ Министерства образования РФ N1646 от 19.06.98 о создании Федерального экспертного совета по учебным электронным изданиям.

41. Профессиональная педагогика. – М., 1997.

42. Разработка средств дистанционного обучения, компьютерных сетей и баз данных: Отчет о НИР // НИИ Микроэлектроники и информационной измерительной техники, Рук. Моисеев С.Х., 1995.

43. Растригин Л. Компьютерное обучение и самообучение. // Информатика и образование, № 6, 1991.

44. Романчук М.Н. Формирование региональной сети дистанционного образования // Дистанционное образование, № 1, 1996.

45. Самойлов В.А. Рубин Ю.Б. Система дистанционного обучения в МЭСИ // Дистанционное обучение. №1, 1996.

46. Тихомиров В.П. Дистанционное обучение: история, экономика, тенденции. // Дистанционное обучение, №2, 1997.

47. Тихомиров В.П. Технологии дистанционного обучения в России. // Дистанционное обучение, №1, 1996.

48. Тихонов А.Н. О состоянии и перспективах создания единой системы дистанционного обучения в России. // Проблемы информатизации ВШ. Бюлл.№3.,1995.

49. Тихонов А.Н., Иванников А.Д. технологии дистанционного обуче-ния // Высш. образование в России, № 3, 1994.

50. Федоров М. От дистанционного обучения к единому образователь-ному пространству // Международное сотрудничество, № 1, 1996.

51. h**t://textbook.keldysh.r*/distant/part1/main_dst.htm

52. h**t://www-2net.spbstu.r*/CD-ED/method-rec/fig4-1-2/html

Покупка готовой работы
Тема: «Технология создания электронных учебников»
Раздел: Педагогика
Тип: Дипломная работа
Страниц: 68
Цена: 990 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

У нас можно заказать

(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)

Контрольная на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Решение задач на заказ

Решение задач

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Лабораторная работа на заказ

Лабораторная работа

от 200 руб.

срок: от 1 дня

Доклад на заказ

Доклад

от 300 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

42 задания

за последние сутки

10 минут

время отклика