Курсовая работа
«Повышение уровня физической работоспособности и нормализации психоэмоционального состояния средствами физического воспитания детей с нарушением зрения в общеобразовательных учреждениях.»
- 31 страниц
Введение
Глава 1. Состояние вопроса
1.1. Виды и особенности нарушения зрения у детей.
1.2. Психологические особенности детей с нарушениями зрения.
1.3. Особенности физического развития и двигательных нарушений у детей с миопией.
1.4. Особенности физического воспитания детей снарушениями зрения
Заключение
Список литературы.
Роль зрительного анализатора в психическом развитии ребенка велика и уникальна. Нарушение его деятельности вызывает у детей значительное затруднения в познании окружающего мира, ограничивает общественные контакты и возможности для занятий многими видами деятельности. У лиц с нарушениями зрения возникают специфические особенности деятельности, общения и психофизического развития. Эти особенности проявляются в отставании, нарушении и своеобразии развития двигательной сферы, пространственной ориентации, формировании представлений и понятий, в способах практической деятельности, в особенностях эмоционально-волевой сферы, социальной коммуникации, интеграции в общество, адаптации к труду [Барсукова И.Г., 2005].
Число слабовидящих в нашей стране колеблется от 5 до 7 миллионов человек и постепенно растет. Если ничего не предпринимать для сохранения этим людям «остаточного» зрения, то многие из категории слабовидящих могут вскоре перейти в разряд полностью слепых [Ермаков В.П., Якунин ГА., 2007].
Очень большую роль в профилактике слабовидения, а также в более успешной социализации детей с нарушением зрения призваны сыграть средства физической культуры, а именно специально разработанные методики ЛФК, включающие подвижные игры.
Традиционно применяемые в общеобразовательных школах методики физического воспитания должны являться одним из важнейших средств всестороннего развития детей и приобщения их к трудовой деятельности. Однако в настоящее время в общеобразовательных учреждениях отсутствуют научно обоснованные программы по физическому воспитанию детей с нарушениями зрения. При этом физическое воспитание слабовидящих детей имеет свои особенности, которые обусловлены не только нарушением зрения, но и наличием вторичных отклонений в физическом и психическом развитии [Шкарлова С.И., Романовский В. Е., 2004]. Это предполагает разработку и внедрение современных научно обоснованных методик, учитывающих все особенности такой категории детей и максимально удовлетворяющих как их физическим, так и эмоциональным потребностям, что и определило актуальность настоящего исследования.
Цель исследования – разработка и экспериментальное обоснование
методики физической культуры для детей с нарушениями зрения, направленной на повышение уровня их физической работоспособности и нормализацию психоэмоционального состояния.
Неудачи и трудности, с которыми ребенок сталкивается в обучении, в игре, в овладении двигательными навыками, пространственной ориентировке, вызывают сложные переживания и негативные реакции, проявляющиеся в неуверенности, пассивности, самоизоляции, неадекватном поведении и даже агрессивности. Многим детям с нарушением зрения присуще астеническое состояние, характеризующееся значительным снижением желания играть, нервным напряжением, повышенной утомляемостью. Нужно иметь в виду, что дети с депривацией зрения оказываются в стрессовых ситуациях чаще, чем их нормально видящие сверстники [Демирчоглян Г.Г., Демирчоглян А.Г., 2000]. Постоянно высокое эмоциональное напряжение, чувство дискомфорта могут в отдельных случаях вызвать эмоциональные расстройства, нарушения баланса процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга. А.Г. Литвак отмечает, что среди детей с нарушением зрения можно встретить обладающих замечательными волевыми качествами, и наряду с этим наблюдаются такие дефекты воли, как импульсивность поведения, внушаемость, упрямство, негативизм.
Из-за недостатка зрения нарушено непроизвольное внимание (узкий запас знаний и представлений). Снижение произвольного внимания обусловлено нарушением эмоционально-волевой сферы и ведет к расторможенности — низкому объему внимания, хаотичности, т. е. нецеленаправленности, переходу от одного вида деятельности к другому, или, наоборот, к заторможенности детей: инертности, низкому уровню переключаемости внимания. Внимание часто переключается на второстепенные объекты. Рассеянность детей нередко объясняется переутомлением из-за длительного воздействия слуховых раздражителей. Поэтому у детей с патологией зрения утомление наступает быстрее, чем у нормально видящих сверстников [Ростомашвили Л.Н., 2002].
Рассматривая специфические особенности памяти слабовидящих, А.Г. Литвак отмечает, что дефекты зрительного анализатора, нарушая соотношение основных процессов возбуждения и торможения, отрицательно влияют на скорость запоминания. Быстрое забывание усвоенного материала объясняется не только недостаточным количеством или отсутствием повторений, но и недостаточной значимостью объектов и обозначающих их понятий, о которых дети с нарушением зрения могут получить только вербальное знание. Ограниченный объем, сниженная скорость и другие недостатки запоминания детей с нарушением зрения имеют вторичный характер, т.е. обусловлены не самим дефектом зрения, а вызываемыми им отклонениями в психическом развитии.
Дети с нарушением зрения, отличаются в своем физическом развитии, задержкой формирования двигательных способностей, навыков и умений а так же овладении пространственными представлениями и двигательными действиями. Так как количество детей с нарушением зрения растет от класса к классу и к окончанию школы более 30% имеют различные нарушения органов зрения особая роль в их физической и психоэмоциональной реабилитации принадлежит рациональной двигательной активности.
Рационально используемые физические упражнения позволяют активно влиять не только на физическое развитие детей и подростков, но и на развитие социальных навыков детей с нарушением зрения. Физические упражнения укрепляют здоровье учащихся, повышают защитные силы их организма, способствуют устранению или компенсации патологических нарушений, повышают адаптацию организма к физическим нагрузкам, компенсируют нарушенные функции, повышают как физическую, так и умственную работоспособность. Большую роль физические упражнения играют в борьбе с гипокинетическим синдромом у подростков с нарушением зрения. Именно недостаток двигательной активности негативным образом сказывается на деятельности кардио-респираторной системы таких детей, что неблагоприятным образом влияет на состояние их здоровья в целом.
При этом методика занятий физической культурой с такими детьми должна учитывать особенности не только зрительных расстройств, пол и возраст ребенка, но и особенности физического развития, функционального состояния ведущих органов и систем, физическую подготовленность и психоэмоциональный статус. Одновременно методики адаптивного физического воспитания подростков с патологией зрения должны включать не только упражнения направленные на коррекцию, поддержание функции зрительных анализаторов и развитие компенсаторных способностей, но и на общую физическую подготовку таких детей. В частности к таким видам двигательной активности можно отнести помимо общеразвивающих и дыхательных упражнений подвижные игры и элементы спортивных игр.
1. Аветисов Э.С. Близорукость / Под общ. ред. Э.С. Аветисова. – 2-е изд., перераб. И доп. – М., 2002. – 2002. – 284с.
2. Барсукова И.Г. Всероссийское общество слепых. История ВОС в лицах, цифрах, фактах – М.: Тифлоинформ, 2005. – 95 с.
3. Бодалев А.А., В.В.Столина Семья в психологической консультации. – М.: Педагогика, 1989- 254с.
4. Бойко В.В., Оганян К.М., Копытенкова О.И. Социально защищенные и незащищенные семьи в изменяющейся России. – СПБ., 1999. – 234 с.
5. Граевская В.А., Долватова Т.Л. Спортивная медицина: учебник. – М.:ФКиС, 2004. – 473 с.
6. Демирчоглян Г.Г. Как сохранить и улучшить зрение. Донецк, 2007. –125 с.
7. Демирчоглян Г.Г. Компьютер и здоровье. М.: Лукоморье – Новый центр, 2001. – 98 с.
8. Демирчоглян Г.Г., Демирчоглян А.Г. Специальная физическая культура для слабовидящих школьников. – М., 2000. – 126 с.
9. Дружинин В.П. Психология семьи. – М.: «КСП», 1996.- 167 с.
10. Дубровский В.И. Спортивная медицина: Учебник для студентов вузов. – М.: Гуманит. изд. центр. ВЛАДОС, 1998. – 480 с.
11. Дубровский В.И. Реабилитация в спорте. – М., 1991.- 357 с.
12. Евсеев С.П. Теория и организация адаптивной физической культуры: Учеб. В 2 т. / Под общей ред.проф. С.П. Евсеева. - М.: ФКиС, 2002.- 448с.
13. Евсеев С.П., Шапкова Л.В. Адаптивная физическая культура: Учебное пособие. – М.: Советский спорт, 2000. - 240 с.
14. Ермаков В.П., Якунин ГА. Основы тифлопедагогики. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрением. — М., 2007. – 246 с.
15. Зинкевич – Евстигнеева Т.Д., Нисневич Л.А. Как помочь «особенному» ребенку. Книга для педагогов и родителей. – СПБ.: Институт специальной педагогики и психологии, 2008. – 207 с.
Всего 34 источника
Работу можно использовать как первую главу дипломной работы
Тема: | «Повышение уровня физической работоспособности и нормализации психоэмоционального состояния средствами физического воспитания детей с нарушением зрения в общеобразовательных учреждениях.» | |
Раздел: | Физкультура и спорт | |
Тип: | Курсовая работа | |
Страниц: | 31 | |
Цена: | 250 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Стиль общения учителя-логопеда как фактор организации коррекционно-развивающего процесса обучения детей
Дипломная работа:
Развитие навыков ориентировки в пространстве у детей с нарушением зрения
Курсовая работа:
Методика обучения техники лыжных ходов в процессе обучения
Курсовая работа:
Образовательный геокешинг в дополнительном образовании
Реферат:
Физическая активность как норма жизни.