Курсовая работа

«Повышение уровня физической работоспособности и нормализации психоэмоционального состояния средствами физического воспитания детей с нарушением зрения в общеобразовательных учреждениях.»

  • 31 страниц(ы)
  • 3307 просмотров
фото автора

Автор: Alex0111

Введение

Глава 1. Состояние вопроса

1.1. Виды и особенности нарушения зрения у детей.

1.2. Психологические особенности детей с нарушениями зрения.

1.3. Особенности физического развития и двигательных нарушений у детей с миопией.

1.4. Особенности физического воспитания детей снарушениями зрения

Заключение

Список литературы.

Роль зрительного анализатора в психическом развитии ребенка велика и уникальна. Нарушение его деятельности вызывает у детей значительное затруднения в познании окружающего мира, ограничивает общественные контакты и возможности для занятий многими видами деятельности. У лиц с нарушениями зрения возникают специфические особенности деятельности, общения и психофизического развития. Эти особенности проявляются в отставании, нарушении и своеобразии развития двигательной сферы, пространственной ориентации, формировании представлений и понятий, в способах практической деятельности, в особенностях эмоционально-волевой сферы, социальной коммуникации, интеграции в общество, адаптации к труду [Барсукова И.Г., 2005].

Число слабовидящих в нашей стране колеблется от 5 до 7 миллионов человек и постепенно растет. Если ничего не предпринимать для сохранения этим людям «остаточного» зрения, то многие из категории слабовидящих могут вскоре перейти в разряд полностью слепых [Ермаков В.П., Якунин ГА., 2007].

Очень большую роль в профилактике слабовидения, а также в более успешной социализации детей с нарушением зрения призваны сыграть средства физической культуры, а именно специально разработанные методики ЛФК, включающие подвижные игры.

Традиционно применяемые в общеобразовательных школах методики физического воспитания должны являться одним из важнейших средств всестороннего развития детей и приобщения их к трудовой деятельности. Однако в настоящее время в общеобразовательных учреждениях отсутствуют научно обоснованные программы по физическому воспитанию детей с нарушениями зрения. При этом физическое воспитание слабовидящих детей имеет свои особенности, которые обусловлены не только нарушением зрения, но и наличием вторичных отклонений в физическом и психическом развитии [Шкарлова С.И., Романовский В. Е., 2004]. Это предполагает разработку и внедрение современных научно обоснованных методик, учитывающих все особенности такой категории детей и максимально удовлетворяющих как их физическим, так и эмоциональным потребностям, что и определило актуальность настоящего исследования.

Цель исследования – разработка и экспериментальное обоснование

методики физической культуры для детей с нарушениями зрения, направленной на повышение уровня их физической работоспособности и нормализацию психоэмоционального состояния.

Неудачи и трудности, с которыми ребенок сталкивается в обучении, в игре, в овладении двигательными навыками, пространственной ориентировке, вызывают сложные переживания и негативные реакции, проявляющиеся в неуверенности, пассивности, самоизоляции, неадекватном поведении и даже агрессивности. Многим детям с нарушением зрения присуще астеническое состояние, характеризующееся значительным снижением желания играть, нервным напряжением, повышенной утомляемостью. Нужно иметь в виду, что дети с депривацией зрения оказываются в стрессовых ситуациях чаще, чем их нормально видящие сверстники [Демирчоглян Г.Г., Демирчоглян А.Г., 2000]. Постоянно высокое эмоциональное напряжение, чувство дискомфорта могут в отдельных случаях вызвать эмоциональные расстройства, нарушения баланса процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга. А.Г. Литвак отмечает, что среди детей с нарушением зрения можно встретить обладающих замечательными волевыми качествами, и наряду с этим наблюдаются такие дефекты воли, как импульсивность поведения, внушаемость, упрямство, негативизм.

Из-за недостатка зрения нарушено непроизвольное внимание (узкий запас знаний и представлений). Снижение произвольного внимания обусловлено нарушением эмоционально-волевой сферы и ведет к расторможенности — низкому объему внимания, хаотичности, т. е. нецеленаправленности, переходу от одного вида деятельности к другому, или, наоборот, к заторможенности детей: инертности, низкому уровню переключаемости внимания. Внимание часто переключается на второстепенные объекты. Рассеянность детей нередко объясняется переутомлением из-за длительного воздействия слуховых раздражителей. Поэтому у детей с патологией зрения утомление наступает быстрее, чем у нормально видящих сверстников [Ростомашвили Л.Н., 2002].

Рассматривая специфические особенности памяти слабовидящих, А.Г. Литвак отмечает, что дефекты зрительного анализатора, нарушая соотношение основных процессов возбуждения и торможения, отрицательно влияют на скорость запоминания. Быстрое забывание усвоенного материала объясняется не только недостаточным количеством или отсутствием повторений, но и недостаточной значимостью объектов и обозначающих их понятий, о которых дети с нарушением зрения могут получить только вербальное знание. Ограниченный объем, сниженная скорость и другие недостатки запоминания детей с нарушением зрения имеют вторичный характер, т.е. обусловлены не самим дефектом зрения, а вызываемыми им отклонениями в психическом развитии.

Дети с нарушением зрения, отличаются в своем физическом развитии, задержкой формирования двигательных способностей, навыков и умений а так же овладении пространственными представлениями и двигательными действиями. Так как количество детей с нарушением зрения растет от класса к классу и к окончанию школы более 30% имеют различные нарушения органов зрения особая роль в их физической и психоэмоциональной реабилитации принадлежит рациональной двигательной активности.

Рационально используемые физические упражнения позволяют активно влиять не только на физическое развитие детей и подростков, но и на развитие социальных навыков детей с нарушением зрения. Физические упражнения укрепляют здоровье учащихся, повышают защитные силы их организма, способствуют устранению или компенсации патологических нарушений, повышают адаптацию организма к физическим нагрузкам, компенсируют нарушенные функции, повышают как физическую, так и умственную работоспособность. Большую роль физические упражнения играют в борьбе с гипокинетическим синдромом у подростков с нарушением зрения. Именно недостаток двигательной активности негативным образом сказывается на деятельности кардио-респираторной системы таких детей, что неблагоприятным образом влияет на состояние их здоровья в целом.

При этом методика занятий физической культурой с такими детьми должна учитывать особенности не только зрительных расстройств, пол и возраст ребенка, но и особенности физического развития, функционального состояния ведущих органов и систем, физическую подготовленность и психоэмоциональный статус. Одновременно методики адаптивного физического воспитания подростков с патологией зрения должны включать не только упражнения направленные на коррекцию, поддержание функции зрительных анализаторов и развитие компенсаторных способностей, но и на общую физическую подготовку таких детей. В частности к таким видам двигательной активности можно отнести помимо общеразвивающих и дыхательных упражнений подвижные игры и элементы спортивных игр.

1. Аветисов Э.С. Близорукость / Под общ. ред. Э.С. Аветисова. – 2-е изд., перераб. И доп. – М., 2002. – 2002. – 284с.

2. Барсукова И.Г. Всероссийское общество слепых. История ВОС в лицах, цифрах, фактах – М.: Тифлоинформ, 2005. – 95 с.

3. Бодалев А.А., В.В.Столина Семья в психологической консультации. – М.: Педагогика, 1989- 254с.

4. Бойко В.В., Оганян К.М., Копытенкова О.И. Социально защищенные и незащищенные семьи в изменяющейся России. – СПБ., 1999. – 234 с.

5. Граевская В.А., Долватова Т.Л. Спортивная медицина: учебник. – М.:ФКиС, 2004. – 473 с.

6. Демирчоглян Г.Г. Как сохранить и улучшить зрение. Донецк, 2007. –125 с.

7. Демирчоглян Г.Г. Компьютер и здоровье. М.: Лукоморье – Новый центр, 2001. – 98 с.

8. Демирчоглян Г.Г., Демирчоглян А.Г. Специальная физическая культура для слабовидящих школьников. – М., 2000. – 126 с.

9. Дружинин В.П. Психология семьи. – М.: «КСП», 1996.- 167 с.

10. Дубровский В.И. Спортивная медицина: Учебник для студентов вузов. – М.: Гуманит. изд. центр. ВЛАДОС, 1998. – 480 с.

11. Дубровский В.И. Реабилитация в спорте. – М., 1991.- 357 с.

12. Евсеев С.П. Теория и организация адаптивной физической культуры: Учеб. В 2 т. / Под общей ред.проф. С.П. Евсеева. - М.: ФКиС, 2002.- 448с.

13. Евсеев С.П., Шапкова Л.В. Адаптивная физическая культура: Учебное пособие. – М.: Советский спорт, 2000. - 240 с.

14. Ермаков В.П., Якунин ГА. Основы тифлопедагогики. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрением. — М., 2007. – 246 с.

15. Зинкевич – Евстигнеева Т.Д., Нисневич Л.А. Как помочь «особенному» ребенку. Книга для педагогов и родителей. – СПБ.: Институт специальной педагогики и психологии, 2008. – 207 с.

Всего 34 источника

Примечания к работе

Работу можно использовать как первую главу дипломной работы

Покупка готовой работы
Тема: «Повышение уровня физической работоспособности и нормализации психоэмоционального состояния средствами физического воспитания детей с нарушением зрения в общеобразовательных учреждениях.»
Раздел: Физкультура и спорт
Тип: Курсовая работа
Страниц: 31
Цена: 250 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

Не подошла эта работа?

Воспользуйтесь поиском по базе из более чем 40000 работ

Другие работы автора
Наши услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика