Дипломная работа
«Развитие артистизма учителя музыки»
- 171 страниц
ВВЕДЕНИЕ….….…3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ АРТИСТИЗМА УЧИТЕЛЯ МУЗЫКИ….10
1.1. Приоритетные качества личности учителя музыки….10
1.2. Артистизм: сущность, компоненты, функции….….….31
Выводы по первой главе….…44
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К РАЗВИТИЮ АРТИСТИЗМА УЧИТЕЛЯ МУЗЫКИ….…47
2.1. Содержание, формы и методы развития артистизма учителя музыки….….47
2.2. Педагогический эксперимент и его результаты.69
Выводы по второй главе…106
ЗАКЛЮЧЕНИЕ….….109
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ….112
ПРИЛОЖЕНИЯ….115
В современном обществе все больше утверждается мысль о том, что образование - это не только способ просвещения индивида, но и механизм развития творческой личности, ее индивидуальных способностей и дарований. Поэтому возрастает культурообразующая роль образования и школы как важнейшего социокультурного института.
Овладение культурными богатствами невозможно без посредника между личностью ребенка и накопленными достижениями человеческой культуры. Творческая личность педагога и является таким посредником, стоящим на границе перевода культуры в личностную, внутреннюю форму культуры ребенка и помогающим процессу адаптации ребенка в обществе и культуре.
Современной школе нужны, прежде всего, профессионалы своего дела. Педагоги с широким диапазоном эмоциональных реакций, способные ярко и убедительно выражать чувства и отношения, творчески мыслить и действовать. Вряд ли кто оспорит мысль и утверждение о том, что профессионализм педагога-музыканта самым непосредственным образом связан с артистизмом. Артистизм - одно из приоритетных качеств личности педагога-музыканта, во многом определяющее меру его компетентности.
Артистизм педагога-музыканта проявляется в различных видах его профессиональной деятельности, но особую роль он играет в процессе художественно-педагогической коммуникации.
Каждое действие педагога музыканта на уроке музыки направлено, в конечном счете, на реализацию важнейшей задачи музыкального обучения и воспитания - научить детей любить и понимать музыку, способствовать развитию эмоциональной сферы, нравственных качеств, духовной культуры личности. Для ее решения педагогу-музыканту необходимо обладать различными способностями и качествами, в структуре которых особое место занимает артистизм.
Можно ли воспитать артистизм у студента - будущего педагога-музыканта? Это очень сложный вопрос, требующий, прежде всего, индивидуального подхода, учета исходных способностей волевых качеств и т.д. И все-таки если в общей форме отвечать на поставленный вопрос, то может быть, лучше всего перефразировать известное высказывание Л. А. Баренбойма: «Артистизм воспитать нельзя, но можно создать условия для творческой работы над его развитием».
Такими условиями являются: формирование положительного эмоционально значимого отношения будущего педагога-музыканта к развитию артистизма; приобретение необходимых знаний; развитие практических умений и навыков через технику действий. При этом особая роль принадлежит именно последнему положению, так как артистизм учителя проявляется именно в действиях, которые должны быть наполнены особой выразительностью, соответствовать драматургии урока музыки, его специфике.
Сегодня в педагогике уже не вызывает сомнения тот факт, что артистизм необходим учителю любой специальности. Но в особой мере он находит отражение в деятельности преподавателя искусства, музыки.
Изучением данного вопроса занимались такие преподаватели как Майковская Л. С, Абдуллин Э. Б, Арчажникова Л. Г, Старобинский С. Л, Целковников Б. М, Безбородова Л. А.
В музыкально-педагогической литературе довольно часто подчеркивается значение артистизма в профессиональной деятельности учителя музыки, однако, сущность самого понятия «артистизм» при этом остается до конца не раскрытой. Мы рассматриваем артистизм педагога-музыканта как особое качество его личности, как обобщенную специфическую способность, позволяющую ему успешно осуществлять художественно-коммуникативную деятельность на уроке музыки. Артистизм − это такая способность, которая интегрирует в своем содержании эмоционально-экспрессивные, художественно-интеллектуальные и художественно-операциональные стороны художественно-коммуникативной деятельности и придает ей ярко выраженный эмоционально-эстетический характер. Другими словами, артистизм учителя музыки - это его способность вызывать у школьников аффективно-эстетические переживания заданного качества, приводящие к более глубокому восприятию и усвоению музыкального материала.
Артистизм учителя музыки предполагает высокую мобильность, которая проявляется в дифференцированных реакциях на такие факторы, как характер музыки, возраст учащихся и их поведение на уроке. Необходимость проявления учителем музыки артистизма обусловлено, прежде всего, художественно-эстетической, творческой природой его профессиональной деятельности. Артистическое начало выступает важнейшей качественной характеристикой музыкально-исполнительской деятельности педагога, его неотъемлемым атрибутом.
В определенном отношении артистизм учителя музыки близок артистизму актера. Это происходит, например, когда он выступает в роли исполнителя. В других случаях, его артистизм играет более опосредованную роль, направленную на слушание музыки в грамзаписи, собственное исполнение музыки.
Видные деятели театральной педагогики, актеры, режиссеры, драматурги К.С.Станиславский, М.А.Чехов, Е.Б.Вахтангов, М.О.Кнебель, Б.Брехт, Б.Шоу и многие другие в своих трудах предложили интересные подходы, способствующие формированию человека-творца.
Идея сравнения деятельности педагога и работников искусства не является новой в отечественной педагогике, где сложилось целое направление исследования проблем развития личности средствами драматического искусства. Эта идея разработана в трудах П.П. Блонского, А.С. Макаренко, Ю.П. Азарова, Г. Лозанова, И.А. Зязюна, Н.Н. Тарасевич. В педагогической деятельности вопросы формирования артистизма и актерско-сценических умений нашли отражение в работах целого ряда исследователей - Л.А. Баренбойм, Д.А. Белухин, И.М. Гальперин, О.М. Головенко, И.А. Зязюн, С.А. Казачков, В.А. Кан-Калик, Т.М. Короткова, Ю.М. Кузнецов, Л.С. Майковская, Н.Д. Никандров.
Действительно, в сценическом и педагогическом творчестве много общего, особенно в эмоционально–коммуникативной сфере, связанной с воздействием учителя на детей. Учитель ведь по существу разрабатывает «драматургию» педагогического действия урока, а это предполагает режиссерское видение того или иного образовательного или воспитательного сюжета. Педагог при этом, безусловно, должен обладать некоторыми артистическими способностями, ибо он выступает как активный «транслятор» знаний, воспитательных идей, воздействий.
Однако и сегодня остаются проблемы требующие осмысления и дальнейшей теоретической разработки, поскольку артистизм зачастую понимается в узком значении, как проявление актерских приемов и навыков, необходимых для профессии актера. Выпускники педагогических вузов обладают теоретическими знаниями, исполнительскими умениями и навыками, абстрагируясь от вопросов артистизма. Нам представляется важным сосредоточить внимание на таких аспектах деятельности учителя, как образность и гибкость мышления, творческое самочувствие, саморегуляция психических состояний, умение привлечь и удержать внимание учеников, выразительность, эмоциональность, умения в области невербальной коммуникации, способность импровизировать. В связи с этим актуальной как в теоретическом, так и в практическом плане, представляется проблема изучения артистизма педагога.
Анализируя достижения теории и практики, мы пришли к осмыслению того, что при неоспоримой значимости упомянутых исследований, проблема эффективности методических подходов для развития артистизма личности учителя музыки остаётся недостаточно разработанной, что и предопределило тему выпускной квалификационной работы: «Развитие артистизма учителя музыки».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально определить эффективность выделенных методических подходов для развития артистизма личности учителя музыки.
Объект исследования: процесс высшего музыкально-педагогического образования.
Предмет исследования: содержание, формы и методы формирования артистизма личности будущего учителя музыки, на основе его индивидуальных творческих способностей.
В основу нашего исследования была положена гипотеза, согласно которой процесс развития артистизма личности учителя музыки, будет наиболее эффективным, если:
- опираясь на теоретико-методологический анализ, будет выявлена сущность и специфика формирования артистизма как качества и совокупности способностей личности учителя музыки.
- будут использованы оптимальные методические подходы к развитию артистизма личности будущего учителя музыки в процессе учебной, практической, концертно-исполнительской деятельности.
- будут совершенствоваться психофизический аппарат учителя, расширяться сенсорные и эмоциональные возможности, воспитываться пластическая культура, естественность и выразительность поведения в публичной обстановке, умение импровизировать и т.д.
- будет создана творческая атмосфера сотрудничества, способствующая успешному развитию межличностных отношений и овладению профессиональными навыками общения в коллективе.
В соответствии с целью, гипотезой, объектом и предметом исследования решались следующие задачи:
1. Раскрыть сущность и структуру артистизма личности как необходимого компонента профессионально-педагогической деятельности учителя музыки;
2. Проанализировать методические подходы для развития артистизма как систему личностного развития учителя.
3. Определить и экспериментально проверить эффективность выделенных методических подходов для развития артистизма личности будущего учителя музыки в процессе высшего музыкального образования.
Методологическую основу исследования составляют положения ученых в области психологии и педагогики, содержащих различные подходы к воспитанию (Ш.А. Амонашвили, В.А. Сластенин, Б.П. Теплов, Б.Г. Ананьев и др.); идеи музыкальной и театральной педагогики (Э.Б. Абдуллин, О.А. Апраксина, К.С. Станиславский, Л.Г. Арчажникова и др.); труды, где рассматривается феномен артистизма (О.С.Булатова, Л.С. Майковская, В.А. Сухомлинский, И.А. Зязюн и др.); театральная педагогика (В.А. Ильев, А.П. Ершов, А.Л. Фоминцев и др.); труды по эстетике, музыковедению (С.Х. Рапопорт, Л.Л. Надирова, Л.А. Баренбойм и др.) определяющие подходы к развитию артистизма личности будущего учителя музыки, раскрывающие закономерности художественно-творческого педагогического процесса, межличностных отношений, особенностей развития личности в процессе самопознания и самовоспитания.
Цель, задачи и специфика предмета исследования определили выбор комплекса методов. Среди них: теоретические методы - изучение и анализ научной, психолого-педагогической, методической литературы по данному вопросу; эмпирические методы - изучение и обобщение педагогического опыта, анализ результатов педагогической деятельности, педагогическое наблюдение; диагностические - интервьюирование, анкетирование, тестирование, индивидуальные и групповые беседы; экспериментальные - констатирующий и формирующий эксперимент; методы статистической обработки экспериментальных данных, полученных в ходе исследования и их анализ.
Практическая значимость исследования, заключается в том, что обобщённые материалы и полученный результат должны помочь учителям, ведущим уроки музыки усовершенствовать качество музыкального исполнения, улучшить процесс формирования и совершенствования профессиональных умений и навыков, усилить в нем художественно-эстетическую направленность.
Выпускная квалификационная работа включает введение, две главы, выводы по главам, заключение, библиографию и приложение.
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ АРТИСТИЗМА УЧИТЕЛЯ МУЗЫКИ
1.1. Приоритетные качества личности учителя музыки
Одна из самых древних профессий - это профессия учителя. Она очень важная и почетная в обществе. Ещё с древних времен профессией учителя мог обладать авторитетный, мудрый, высоконравственный и уважаемый человек. Каждая эпоха рождала своих выдающихся педагогов. Это – Конфуций, Сократ, Коменский, Песталоцци, учитель русских педагогов К.Д. Ушинский и гениальный Л.Н. Толстой, наши соотечественники, жившие совсем недавно, – А.С. Макаренко и В.А. Сухомлинский. Все эти люди отдавали себя детям и оставили свой след в истории.
Общественная значимость педагогического труда определяет высокие требования к личности учителя. Высокий моральный облик - необходимое качество личности учителя, так как учитель ежедневно дает уроки нравственности своим воспитанникам. Следовательно, циник, морально нечистоплотный человек не должен быть учителем. Влияние, которое оказывает педагог на учащихся нельзя заменить ни учебниками, ни моральными сентенциями, ни системой наказаний и поощрений.
В современном цивилизованном обществе педагог является фигурой, требующей особого внимания. На месте педагога должен находиться человек интеллектуально и морально подготовленный к работе с детьми.
Важным фактором, влияющим на эффективность педагогической деятельности, являются личностные качества учителя. Все личностные качества учителя имеют профессиональную значимость.
Педагог должен обладать такими качествами личности как ответственность, добросовестность, трудолюбие, педагогическая справедливость. Одно из самых важных педагогических качеств - это любовь к детям. Это требование к личности учителя можно найти в трудах каждого выдающегося педагога. Любить детей, значит находить радость в общении с ними, верить в то, что каждый ребенок может стать хорошим человеком, уметь дружить с детьми и никогда не забывать, что каждый из нас когда-то был ребенком.
Успешность педагогической деятельности определяют такие качества личности как терпение, выдержка, настойчивость, оптимизм, человечность, доброта, отзывчивость, уважение к людям.
Профессиональные качества являются важным компонентом в научно–теоретической модели личности преподавателя, разработанной под руководством В.А. Сластенина. К психолого-педагогическим качествам относятся:
- педагогическая эрудиция,
- педагогическое мышление,
- педагогическая наблюдательность и зоркость,
- педагогическая требовательность,
- педагогический оптимизм,
- педагогическая рефлексия,
- чувство юмора,
- доброта,
- строгость,
- требовательность.
В ряду специальных качеств преподавателя выделяются такие как:
- научная эрудиция,
- научное мышление,
- увлеченность наукой и предметом,
- чувство нового,
- стремление к самообразованию.
Завершает ряд перечень методических качеств. К их числу относятся:
- дидактические,
- экспрессивно–речевые способности,
- любовь к детям и к профессии [28].
Это необходимые качества, которые помогают достичь высокого уровня профессиональной деятельности в учебно-воспитательном процессе.
Профессионализм - это совокупность психологических, психических и личностных изменений, происходящих в человеке в процессе овладения и длительного выполнения деятельности, обеспечивающих качественно новый, более эффективный уровень решения сложных профессиональных задач в новых условиях [25].
Формирование профессионализма идет по трем основным направлениям:
1) изменение всей системы деятельности, её функций и иерархического строения. В ходе выработки соответствующих трудовых навыков происходит движение личности по ступеням профессионального мастерства, развивается специфическая система способов выполнения деятельности, то есть формируется личностный стиль деятельности;
2) изменение соответствующих компонентов установки субъекта по отношению к объекту деятельности, что проявляется в различных сферах:
- в когнитивной сфере - в уровне информированности об объекте, степени осознания его значимости;
- в эмоциональной сфере - в интересе к объекту, в склонности к взаимодействию с ним и удовлетворенности от этого, несмотря на трудности;
- в практической сфере - в осознании своих реальных возможностей влияния на объект, в результате - установка субъекта воздействовать на объект заменяется на потребность во взаимодействии, что позволяет говорить о становлении профессиональной культуры;
3) изменение личности субъекта, проявляющееся как во внешнем облике (моторика речи, эмоциональность, формы общения), так и в формировании элементов профессионального сознания (профессионального внимания, памяти, мышления и т.д.), что в более широком плане может рассматриваться как становление профессионального мировоззрения [27].
Мировоззренческое убеждение учителя музыки - суждения, выражающие на эмоционально-чувственном, художественно-логическом и духовно-практическом уровнях отношение к различным субъектам своего жизненного и профессионального бытия, в первую очередь, к важнейшим из них - к музыке и к ребенку.
Это не только определенное предметно-смысловое содержание, но и соответствующей этому содержанию сплав личностного, душевно-духовного опыта учителя-музыканта, который заключает в себе две взаимосвязанные между собой триады. В первую из них включены эмоциональный, художественно-мыслительный и волевой компоненты, а во вторую - феномены индивидуально-личностной психики учителя-музыканта, как любовь, вера и совесть.
Мировоззренческие убеждения позволяет учителю-музыканту обнаружить и утвердить определенное ценностно-смысловое отношение к явлениям музыкального искусства, к личности ребенка, к различным аспектам музыкально-педагогической теории и практики.
Музыка, во всех ее формах и проявлениях оказывает решающее воздействие на весь процесс становления мировоззренческих убеждениях педагога-музыканта, - на их художественно-эстетическую и нравственно-этическую направленность.
Каждая профессия имеет свои особенности. Отличительная черта профессии учителя музыки заключается в том, что специальные знания, умения и навыки должны находиться в единстве с педагогическими. Все виды деятельности и формы работы в школе требуют от учителя профессиональных знаний и умений не только педагога, но и музыканта.
Современный учитель музыки должен быть разносторонне образованным, владеть комплексом знаний, умений и навыков в различных областях музыкально-педагогической деятельности.
Учитель должен обучать музыкальной грамоте, давать сведения о произведениях и композиторах, развивать интересы и вкусы учащихся, их музыкальные, творческие способности, формировать взгляды, убеждения, навыки и умения, в совершенстве владеть музыкальным инструментом, вокальными навыками, быть дирижером и знатоком искусства.
Для осуществления педагогом той или иной деятельности необходимы способности, наличие определенных личностных качеств, обеспечивающих эффективность, успех этой деятельности. Эти качества являются для учителя приоритетными. К таким качествам, прежде всего, необходимо отнести:
- Музыкальность;
- Эмпатийность;
- Профессиональное мышление и самосознание;
- Артистизм;
- Креативность;
- Личностная профессиональная позиция.
Музыкальность как приоритетное качество личности учителя музыки
Музыкальность - качество личности, которое заключается в предрасположенности личности к общению с музыкой, к эмоциональной отзывчивости на неё, способность переживания, к развитию музыкального слуха, памяти, мышления, музыкальных потребностей, к успешности овладения различными видами музыкальной деятельности. Музыкальность помогает учителю воспринимать и оценивать новые веяния в искусстве, интересные, но спорные произведения.
Под музыкальностью понимается компонент музыкальной одаренности, необходимый для занятия музыкальной деятельностью. Можно сказать, что музыкальность - это комплекс музыкальных способностей, требуемых для осуществления музыкальной деятельности.
Б. М. Теплов определяет музыкальность как «.тот компонент музыкальной одаренности, который необходим для занятия именно музыкальной деятельностью в отличие от всякой другой, и притом необходим для любого вида музыкальной деятельности» [32, с.34].
Музыкальность предстает как комплекс способностей. Теплов выделяет среди них три основные, способствующие наиболее успешному выполнению музыкальной деятельности:
1. Ладовое чувство, способность эмоционально различать ладовые функции звуков мелодии, т.е. чувствовать эмоциональную выразительность звуковысотного движения.
2. Способность к слуховому представлению, т. е. способность произвольно пользоваться слуховыми представлениями, отражающими звуковысотное и ритмическое движение мелодии. Эта способность образует основное ядро музыкальной памяти и музыкального воображения.
3. Музыкально-ритмическое чувство, т. е. способность активно (двигательно) переживать музыку, чувствовать музыкальную выразительность ритма и точно воспроизводить последний в движениях.
Музыкальность - это глубокое духовное отношение к музыке, способность увлечь учеников музыкой, вызвать желание с удовольствием слушать и исполнять её, стремиться к общению с высоким искусством, помочь ребенку почувствовать себя музыкантом.
Одно из важных проявлений музыкальности учителя - это музыкальный вкус. Наличие развитого музыкального вкуса является необходимым условием достижения успехов в процессе формирования музыкальной культуры школьников.
Музыкальность учителя музыки проявляется во всех видах деятельности: в вокальном и инструментальном исполнительстве, в управлении вокально-хоровой работой с учащимися, в собственной музыкально-пластической деятельности, в управлении инструментальным детским исполнительством, в собственных импровизациях (сочинении музыки) и в руководстве этим процессом, в организации драматизации, спектакля, в отборе музыкальных произведений для занятий и т.п.
Так же музыкальность проявляется в том, что учитель музыки может дать интуитивную оценку способностей своего ученика или класса в целом. Это очень важно для всего процесса музыкального образования. Чем более музыкален учитель, тем скорее он сможет заметить способности ученика и при этом найти наиболее целесообразные пути развития музыкальности ребенка.
Музыкально-педагогическая деятельность влияет на развитие музыкальности учителя музыки, активизируя различные психические процессы. Особое значение приобретает развитие музыкальной памяти учителя музыки.
Музыкальная память «представляет собой способность человека к запоминанию, сохранению в сознании и последующему воспроизведению музыкального материала» [32, с.57].
Значение памяти очень велико. Эффективное развитие личности педагога-музыканта во многом зависит от количества музыкальных произведений, сохраненных в памяти.
Учитель – открыватель мира для детей. Эту роль он может выполнить лишь в том случае, если является высокообразованным человеком. Знание музыкальных произведений, разных стилей, жанров и форм, дает возможность учителю музыки свободно варьировать музыкальный материал на уроке, сравнивать музыкальные произведения разных жанров, стилей, исторических эпох. Это делает урок музыки уроком искусства.
Ещё влияние музыкально-педагогическая деятельности на развитие музыкальности учителя музыки можно проследить на уроке, наблюдая за деятельностью своих учеников, общаясь с ними во время совместного исполнения, педагог, отдавая детям свою музыкальную энергетику, получает от них соответствующий ответный заряд.
Развитие музыкальности учителя музыки тесно связано с развитием его духовного мира. Эта связь осуществляется в постоянном обогащении и углублении собственных музыкальных впечатлений, музыкального опыта и его выражения в музыкальном исполнительстве, как эффективном пути познания музыкального искусства.
Эмпатийность как приоритетное качество личности учителя музыки
В начале XX столетия во многих языках появилось новое слово – «эмпатия» (от греч. «эм» - «в», «внутри» и «патос» - «чувство»). Оно было введено в научный обиход психологами для обозначения сопереживания особого рода – понимания и восприятия чужих мыслей и чувств, как если бы они были собственными. Такое становится возможным благодаря способности поставить себя на место другого, умению слушать и слышать собеседника.
«Эмпатия - способность личности понимать переживания другой личности и сопереживать их в процессе межличностных отношений; обязательный компонент коммуникативных способностей полноценного общения, в процессе которого эмпатия развилась в истории человечества и развивается в онтогенезе личности», - такое определение данному явлению дает К.К. Платонов [24, c.12].
Эмоциональная отзывчивость как устойчивое свойство человека проявляется в том, что он легко, быстро, гибко и в широком диапазоне эмоционально реагирует на весьма различные воздействия - социальные события, процесс общения, особенности партнеров, идеи, эмоциональные проявления окружающих и т. д.
Эта эмоциональная особенность человека играет большую роль в общении между людьми, в восприятии ими друг друга, установлении взаимопонимания. Л. Н. Толстой считал, например, что лучший человек живет своими мыслями и чужими чувствами, а худший – своими чувствами и чужими мыслями.
Различают несколько типов эмпатии:
1) Эмоциональную эмпатию, основанную на механизмах проекции и подражания реакциям другого человека;
2) Когнитивную эмпатию, базирующуюся на интеллектуальных процессах (сравнение, аналогия и т. п.);
3) Предикативную эмпатию, проявляющуюся как способность человека предсказывать реакции другого в конкретных ситуациях.
Необходимость в эмпатии возникает в тех случаях, когда надо выявить, понять индивидуальные особенности другого человека и, возможно, воздействовать на него в нужном направлении. В этом смысле эмпатия – это орудие познания человеческой индивидуальности.
Как приоритетное качество личности учителя музыки эмпатия - это любовь к детям, способность к сопереживанию, сочувствию, расположенность к детям. Это основной стержень в структуре педагогических способностей. Под ним понимается разумная любовь и привязанность к детям, желание и стремление работать и общаться с ними. Расположенность учителя к детям выражается в чувстве глубокого удовлетворения от педагогического общения с ними, от возможности проникнуть в своеобразный детский мир, во внимательном, доброжелательном и чутком отношении к ним, не перерастающем, однако, в мягкотелость, уступчивость, снисходительность и сентиментальность, в искренности и простоте обращения с ними.
Это качество личности определяет терпимость и мудрость педагога, способность рассматривать тот или иной поступок, процесс воспитания, обучения и развития в определенной перспективе, умение выделить все то хорошее, что в нем есть. Специфика этого качества в муз педагогике в том, что все эти стратегические и тактические задачи решаются учителем с помощью музыки и любви к детям. Именно на этой основе учитель музыки способен развивать в учащихся творческие способности, фантазию и интуицию, пробуждать в ребенке более глубокое восприятие мира и осознание себя личностью.
Школьное образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере учения, познания, профессионально-трудового выбора, личностного развития, ценностных ориентаций и смыслотворчества. Это предопределяет направленность целей обучения на формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.
Главной целью школьного образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познания, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности.
Значимость педагогического труда определяет высокие требования к личности учителя. Высокий моральный облик - необходимое качество личности учителя, так как учитель ежедневно дает уроки нравственности своим воспитанникам. Следовательно, циник, морально нечистоплотный человек не должен быть учителем. Педагог должен обладать такими качествами личности как ответственность, добросовестность, трудолюбие, педагогическая справедливость.
Современный учитель музыки должен быть разносторонне образованным, владеть комплексом знаний, умений и навыков в различных областях музыкально-педагогической деятельности.
Учитель должен обучать музыкальной грамоте, давать сведения о произведениях и композиторах, развивать интересы и вкусы учащихся, их музыкальные, творческие способности, формировать взгляды, убеждения, навыки и умения, в совершенстве владеть музыкальным инструментом, вокальными навыками, быть дирижером и знатоком искусства.
Для осуществления педагогической деятельности необходимы способности, личностные качества. Эти качества являются для учителя музыки приоритетными. К ним можно отнести: музыкальность, эмпатийность, профессиональное мышление и самосознание, артистизм, креативность, личностная профессиональная позиция.
Артистизм как особое качество личности педагога-музыканта - явление сложное, специфическое и многогранное.
Артистизм, эстетические черты стиля жизни и деятельности, присущие учителю – это черты подлинных людей, независимо от их профессии. Но в учителе они сфокусированы более интенсивно.
Учитель формирует у школьников способность мироощущения, мировосприятия, мироосмысления. От учителя они получают тот заряд идей, взглядов, понятий, решения проблем, который закладывается в отношении личность - человек, в формировании мировоззрении. Задача артистичного педагога заключается в том, чтобы оказать на учеников эмоциональное воздействие, вызвать определенные переживания, впечатления в душах учеников, без которых осложняются восприятие и понимание жизни; утвердить веру в себя в сознании и сердцах ребят, заставить играть воображение. Педагог играет роль помощника и стимулятора значимого учения, должен создать психологический комфорт и свободу ученику.
Опираясь на педагогический опыт и творческое воображение, учитель может представлять себе перспективы музыкального воспитания связь уроков и внеклассных занятий, последовательно и систематически развивать интересы и вкусы учащихся, их музыкальные, творческие способности, формировать взгляды, убеждения, навыки и умения.
Часто, давая характеристики учителям, о них говорят в одном случае как о требовательных и сильных, в другом - как о любящих детей, бережно относящихся к их индивидуальностям. А вот такое определение, как учитель творческий, стоит как-то особняком.
Артистизм может проявляться как качество личности, а по мере накопления профессионального опыта интегрировать все составляющие работы педагога, синтезировать и делать целостной всю его деятельность: черта личности учителя, способность перевоплощаться, живость, острота, дар рассказчика; совокупность учебных приемов, «техник».
Целью работы было теоретически обосновать и экспериментально определить эффективность методических подходов к развитию артистизма личности учителя музыки.
В ходе работы мы:
- выявили сущность и специфику формирования артистизма как качества личности учителя музыки;
- использовали методические подходы к развитию артистизма личности будущего учителя музыки в процессе учебной, практической, концертно-исполнительской деятельности.
- постарались совершенствовать психофизический аппарат будущего учителя, расширить сенсорные и эмоциональные возможности, воспитать пластическую культуру, естественность и выразительность поведения в публичной обстановке, умение импровизировать, целесообразно действовать в условиях дефицита времени и информации.
- создали в коллективе творческую атмосферу сотрудничества, способствующую успешному развитию межличностных отношений и овладению профессиональными навыками общения.
Проведенный нами эксперимент, убедил нас в том, что артистизм подвластен развитию. Его основы закладываются еще на стадии профессионального становления, совершенствуются при помощи тренинга и упражнений, но достигают по-настоящему высокого уровня лишь в условиях живой музыкально-педагогической практики - через общение с музыкой и ребенком. Главным результатом труда артистичных педагогов является становление учеников, как личностей, в непрерывном, активном процессе.
Абдулин Э.Б. Теория музыкального образования: учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений/ Э.Б. Абдулин, Е. В. Николаева.- М.: Издательский центр «Академия», 2004.
2. Абдуллин Э.Б. Содержание и организация методологической подготовки наук / Э.Б. Абдуллин. - М., 1991.
3. Амонашвили Ш.А. В школу с шести лет// Сост. И.Н. Баженова - 2-е издание - М, 1988.
4. Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса – Минск, 1980.
5. Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогической профессии. – Минск, 1990.
6. Амонашвили Ш.А. Педагогическая симфония: В 3 ч. [Текст] / Ш.А. Амонашвили. – Екатеринбург: Изд-во Уральского ун-та, 1993.
7. Арчажникова Л.Г. Профессия – учитель музыки: Книга для учителя. М., 1984.
8. Баренбойм Л.А. Вопросы фортепианного исполнительства и педагогики. Л., 1968.
9. Боровиков Л.И. Как подготовить самоанализ профессиональной деятельности//Воспитание школьников- №5 - 2004.
10. Булатова О.С. Педагогический артистизм: Учеб. пособие [Текст] / О.С. Булатова. – М.: Издательский центр «Академия», 2001.
11. Генкин Д. М. Театрализация как творческий метод культурно- просветительской работы / Сб. научн. трудов «Театрализация как творческий метод культурно-просветительской работы». — Л., 1982.
12. Гончарова Т.И., Гончарова И.Ф. Когда учитель властитель дум. [Текст] / Т.И. Гончарова, И.Ф. Гончарова. - М.: Просвещение, 1991.
13. Демакова И.Д. Должность или призвание. М., Просвещение, 1991.
14. Ершова А. П., Букатов В. М. Режиссура урока, общения и поведения учителя. Пособие для учителя. — М, 1998.
15. Зязюн И. А. Основы педагогического мастерства. — М., 1989.
16. Ильев В. А. Технология театральной педагогики в формировании и реализации замысла школьного урока. — М., 1993.
17. Ильин Е.Н. Путь к ученику. М., Просвещение, 1988.
18. Кравченко А. Социология: Общий курс. Учебное пособие для вузов.
19. Кузьмина Н.В. Способности, одарённость, талант учителя. – М., 1985.
20. Майковская Л.С. Артистизм действий: Художественно-коммуникативная деятельность педагога-музыканта: Учеб. пособие для высших учебных заведений. – М.: Музыка, 2006.
21. Майковская Л.С. Артистизм учителя музыки: Учебное пособие / Под ред. Э.Б. Абдуллина. - М., 1988.
22. Надирова Л.Л. Струны общности: теоритические основы развития эмпатии у студентов музыкально-педагогических факультетов. - Владимир, 1999.
23. Немов Р.С. Психология. М., Просвещение, 1990.
24. Платонов К.К. Проблемы способностей. – М.: Наука, 1972 .
25. Психологический словарь. – М., 1981.
26. Рапопорт С.Х. Эстетика общения: Эстетическая культура и эстетическо воспитание [Текст] / С.Х. Рапопорт. - М., 1983.
27. Рогов Е.И. Личность учителя: теория и практика. - Ростов-на-Дону: «Феникс», 1996.
28. Сластенин В.А. педагогика: учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. - М.: Школа-Пресс, 2002.
29. Станиславский К.С. Работа актера над собой [Текст] / К.С. Станиславский // Собр. соч.: В 8 т. - Т.3. – М.: Гос. изд-во «Художественная литература», 1938.
30. Степанов П.В., Григорьев Д.В., Кулешова И.В. Диагностика и мониторинг процесса воспитания в школе / Под ред. Н.Л.Селивановой, В.М.Лизинского. М.: 2003.
31. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. М.,1974.
32. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей - М.; Л., 1947
33. Фоминцев А.Л. Уроки основ театрального искусства в начальных классах общеобразовательной школы - Красноярск, "Буква" , 2000.
Тема: | «Развитие артистизма учителя музыки» | |
Раздел: | Музыка | |
Тип: | Дипломная работа | |
Страниц: | 171 | |
Цена: | 2900 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Подготовка будущего учителя музыки к музыкальному просветительству
Дипломная работа:
Педагогические условия развития восприятия джазовой музыки у школьников средних классов
Дипломная работа:
Формирование этнической толерантности у учащихся на уроке музыки в процессе изучения азербайджанской, армянской и грузинской музыкальной культуры
Дипломная работа:
Изучение минимализма на уроках музыки в общеобразовательной школе
Дипломная работа:
Использование мультимедийных презентаций на уроках музыки