Дипломная работа
«Подготовка студентов к концертному выступлению в оригинальном жанре»
- 56 страниц
Введение 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ К КОНЦЕРТНОМУ ВЫСТУПЛЕНИЮ В ОРИГИНАЛЬНОМ ЖАНРЕ 6
1.1. Понятие оригинальный жанр в концертном исполнении 6
1.2. Формы внеаудиторной самостоятельной работы студентов педагогического вуза 12
1.3. Концертное выступление как средство развития творческих способностей 17
Выводы по первой главе 22
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕТОДОВ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ К КОНЦЕРТНОМУ ВЫСТУПЛЕНИЮ В ОРИГИНАЛЬНОМ ЖАНРЕ 24
2.1. Содержание, формы и методы организации подготовки студентов к концертному выступлению в оригинальном жанре 24
2.2. Педагогический эксперимент и его результаты 36
Выводы по второй главе 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 48
ПРИЛОЖЕНИЕ 53
На сегодняшний день наше общество нуждается в высококвалифицированных учителях с высоким уровнем образования, которые владеют различными технологиями, методами и подходами преподавания. В связи с этим подготовка будущих педагогов должна включать особые условия, способствующие формированию и развитию таких качеств, как: инициативность, артистизм, креативность, раскрепощенность, трудолюбие и т.п.
Особо важной в процессе формирования личностных и профессиональных качеств будущего педагога является развитие творческих способностей (креативность, целеустремленность, многозадачность, умение держать себя перед публикой) студентов. Развивать творчество необходимо у всех будущих студентов-педагогов, потому что профессия учителя непрерывно связана с творческой деятельностью. В связи с этим мы полагаем, что важно использовать потенциал внеаудиторной работы, особенно таких ее форм, как культурно-творческие мероприятия, как студенческая осень, студенческая весна, межвузовский студенческий бал, всевозможные внутрифакультетские мероприятия и т.д. В данном процессе мы выделяем такую форму работы со студентами, как подготовка к концертным выступлениям, поскольку в процессе подготовительной работы над концертным номером раскрывается потенциал студента, его творческое начало.
В научной литературе эта проблема рассмотрена не полностью, т.к. в основном рассматривают подготовку к концертному выступлению именно тех студентов, чья будущая педагогическая профессия связана с музыкой. Данной проблеме посвящены работы, как О.В. Капитанова.
Мы же предполагаем, что участие в концертах необходимо всем будущим педагогам, т.к. данная профессия связана с творчеством и творческим взаимодействием.
В результате анализа мы пришли к противоречию между необходимостью развивать творческие способности будущих педагогов и отсутствием специально-организованного процесса развития творческих навыков у студентов в педагогическом вузе.
Анализ современной ситуации, научной литературы, а также выявление противоречия позволили определить тему выпускной квалификационной работы «Подготовка студентов педагогического вуза к концертному выступлению в оригинальном жанре».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить технологии подготовки студентов педагогического вуза к концертному выступлению в оригинальном жанре.
Объект исследования: процесс внеаудиторной работы студентов в педагогическом вузе.
Предмет исследования: содержание, формы и методы организации подготовки студентов к концертному выступлению в оригинальном жанре.
Задачи:
1. Проанализировать научную литературу по теме исследования;
2. Раскрыть понятие оригинальный жанр в концертном исполнении;
3. Проанализировать виды деятельности студентов во внеаудиторное время;
4. Выявить технологии подготовки студентов педагогического вуза к концертному выступлению в оригинальном жанре;
5. Педагогический эксперимент и его результаты.
Методологическую основу исследования составили:
- философские, культурологические и социологические теории о самореализации личности (Л.Н. Боголюбов, Л.Н. Коган, В.Е. Кемеров, А.А. Швейцер, Э. Фромм);
- идеи зарубежных психологов-гуманистов о самоактуализации личности (А. Маслоу, К. Роджерс, В. Франкл);
- идеи отечественных ученых о способах самореализации личности (Л.А. Коростылева, А.К. Маркова, Е.Ф. Рыбалко, Л.А. Рудкович);
- педагогические теории самореализации личности (Л.В. Ведерникова, И.С. Кон, Л.М. Митина, В.А. Сластенин);
- теория творчества в художественном аспекте (Б.М. Неменский, З.Н. Новлянская, Г.Н. Кудина);
- идеи о специфике концертной деятельности (Е.Н. Богатырева, В.В. Быков, Л. Измайлова, Д.Б. Кабалевский, Ю.В. Капустин, И.И. Щедрин);
- работы специалистов в области музыкального воспитания и образования, затрагивающие различные аспекты психологии музыкальной деятельности (Э.Б. Абдуллин, A.C. Базиков, A.A. Базикова, Т.И. Бакланова, A.B. Малинковская, Т.Г. Мариупольская, А.И. Николаева, Е.В. Николаева, A.B. Торопова, О.П. Радынова, Г.П. Стулова, М.С. Старчеус, П.А. Хазанов).
Методы исследования:
- теоретические: анализ педагогической, научной и методической литературы по данной теме;
- эмпирические: педагогический эксперимент, диагностирование, анкетирование.
Теоретическая значимость исследования заключается в обосновании эффективных методов подготовки студентов к концертному выступлению в оригинальном жанре.
Практическая значимость исследования заключается в возможности применения результатов данной работы в педагогическом вузе.
Структура работы: введение, две главы, заключение, список использованной литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ К КОНЦЕРТНОМУ ВЫСТУПЛЕНИЮ В ОРИГИНАЛЬНОМ ЖАНРЕ
1.1. Понятие оригинальный жанр в концертном исполнении
Оригинальный жанр - это один из древнейших и необычных видов сценического искусства. По своему содержанию он не похож ни на один традиционный. Он не имеет классический и всем понятный сценарий, это авторский номер, который может быть основан на импровизации артиста. Этот жанр подразумевает публичное, театрализованное выступление с использованием реквизита, сюжета и интерактива. Артисты, которые выступают в оригинальном жанре, стараются вызвать у зрителя удивление, смех, страх, восторг, удовольствие и радость от представления. Такие номера запоминающиеся и яркие, ведь главная цель номера заключается в том, чтобы оставить неизгладимое положительное впечатление. Возведенные на яркой индивидуальности исполнителя, номера оригинального жанра комбинируют в себе момент сенсационности со зрелищностью и красочностью. Чаще всего артисты оригинального жанра участвуют в цирковых или специализированных представлениях. Это акробаты, фокусники, эквилибристы, жонглеры, воздушные гимнасты и т.д. Мнемотехника, художественный свист, сверхметкая стрельба, звукоподражание, «живая счетная машина», чревовещание, психологические опыты, трансформация, фигурное катание на роликах, велосипедах, факирское искусство, тантамарески - это всё тоже считается оригинальным жанром.
Направление, которое включает в себя разнообразные артистические номера, представляющие собой некое сплетение театральной постановки, эстрадного представления и циркового искусства - так принято называть оригинальный жанр в эстрадном искусстве. Взаимосвязь эстрады и цирка в России имеет глубокие исторические корни. Они исходят из творчества скоморохов, которые представляют собой синтетическое эстрадно-цирковое исполнительство. Самым важным в данном виде искусства является то, что здесь нет каких-либо ограничений и правил, это безудержный полет творческой фантазии.
Мы же рассматриваем оригинальный жанр как концертный номер с использованием элементов современной техники композиции - сонористика, в которой используются необычайные составы исполнителей (например, ансамбли ударных инструментов, в частности, и без определенной высоты звучания), необычные приемы у традиционных акустических инструментов, электронные звучности, немузыкальные шумы в симбиозе с музыкальной эксцентрикой.
Поиски новых способов звукоизвлечения, новых тембров велись музыкальными деятелями издревле и только в конце 50-х - начале 60-х годов XX века возникла сонористика. Американский композитор Генри Коуэлл еще в 1911 году применил комплексы «звуковых гроздьев», которые исполнялись на фортепиано ладонью, кулаком или предплечьем. Так же в 1923 году он ввел игру непосредственно на самих струнах фортепиано. Однако это еще не была сонорная музыка, так как в основе этой музыкальной деятельности не лежал тембр.
Польский композитор, педагог и дирижер К. Пендерецкий, который в 1960 году написал для симфонического оркестра реквием «Памяти жертв Хиросимы», стал основоположником сонористики. С. Буссотти, К. Сероцкий и другие продолжили это музыкальное начинание. В крайне авангардистском сочинении «Флюоресценции» Кшиштоф Пендерецкий проявил невероятную изобретательность в создании необыкновенных, фантастических тембровых звучаний. Польский автор Збигнев Гранат определял сонористику как стиль польской музыки 1960-х годов, для которого характерны контрасты инструментовки, фактуры, тембра, артикуляции, динамики, движения и экспрессии, трактуемые как первичные формообразующие элементы [3, с.14].
Как мы уже говорили ранее, мы рассматриваем оригинальный жанр как симбиоз сонористики и музыкальной эксцентрики. Давайте подробнее разберемся в последнем понятии.
Музыкальная эксцентрика исходит из более широкого понятия эксцентризм, который основан на выборе впечатляемых моментов и на новой, не автоматической их связи. Эксцентризм - это борьба с привычностью жизни, отказ в её традиционном восприятии и подаче [50, с.5].
Музыкальная эксцентрика - это художественное явление, под которым понимают исполнение музыки на разных предметах, которые применяются в качестве музыкальных инструментов.
Именно в фольклоре зародилась эксцентрика - это народные игры, карнавальные и ярмарочные шутовства. Музыкальная эксцентрика раскрылась во всём своём многообразии в начале XX века, но ее составляющие проявляются уже в музыке XVIII века. К примеру, у Йозефа Гайдна в партитуру «Детской симфонии» введены неклассические для этого жанра, потешные детские музыкальные игрушки - рожки, детская труба, трещотки, свистульки.
Проведенное научно-теоретическое и экспериментальное исследование позволило сделать следующие общие выводы.
Само понятие «оригинальный жанр», именно в той интерпретации, в которой мы ее рассматривали, оказалось шире, чем мы предполагали. Мы рассмотрели такие понятия, как: сонористика, музыкальная эксцентрика, перфоманс, авангардная музыка, экспериментальная музыка. Всё это дало более чёткое представление о студенческом концертном номере в оригинальном жанре.
Мы выяснили, что самообразование и самопознание важно и необходимо каждому студенту для расширения его компетенций. Помимо аудиторной работы, формирование профессионально-педагогических и личностных качеств осуществляется и на внеаудиторных занятиях, поскольку именно они создают дополнительные условия для реализации внутреннего потенциала будущих педагогов. Чтобы сформировать творческую независимость будущих специалистов, мы постарались разработать формы и методы организации самостоятельной работы студентов, способствующую успешному обучению. Описали процесс подготовки к концертному мероприятию в оригинальном жанре.
Было доказано, что концертная деятельность создает благоприятную среду обучения и атмосферу. Это также:
- активизирует учебную деятельность;
- меняет мозговые волны;
- улучшает концентрацию внимания;
- улучшает объем памяти;
- облегчает многосенсорный опыт обучения;
- снимает напряжение;
- обогащает воображение;
- продвигает групповую работу через развитие сотрудничества.
Концертное выступление очень важно для педагогической практики. Умение проявлять свой талант на сцене, чётко передавая ту или иную информацию необходимо в работе будущего педагога.
Нами были решены следующие, поставленные ходом эксперимента, задачи:
1. Проанализировать научную литературу по теме исследования;
2. Раскрыть понятие оригинальный жанр в концертном исполнении;
3. Проанализировать виды деятельности студентов во внеаудиторное время;
4. Выявить технологии подготовки студентов педагогического вуза к концертному выступлению в оригинальном жанре;
5. Провести педагогический эксперимент и проанализировать его результаты;
В результате апробации научного исследования и экспериментального опыта, мы выделили следующие образовательно-воспитательные параметры при подготовке студентов к концертному выступлению в оригинальном жанре:
н необходимо применять такие формы, как репетиция,
содержащие: прослушивание с последующей корректировкой, взаимный творческий поиск, создание исполнительского образа, показ необходимого уровня игры конкретного сочинения, неоднократное повторение и отдельно самостоятельная работа студента
• применять как индивидуальную, так и групповую формы работы.
Подготовка студентов в педагогическом вузе к концертному выступлению в оригинальном жанре способствует творческому развитию, преодолению страха публичного выступления, развитию артистизма, креативности, раскрепощает и позволяет мыслить неординарно, что в дальнейшем послужит хорошей основой для педагогической деятельности.
1. Benitez, Joaquim M. Avant-Garde or Experimental? Classifying Contemporary Music. International Review of the Aesthetics and Sociology of Music 9, no. 1 / Benitez, M. Joaquim. - June, 1987. - 53-77
2. Cage, John. 1973. Silence: Lectures and Writings, Wesleyan University Press Paperback (first edition 1961). ISBN 0-8195-6028-6
3. Granat Z. Sonoristic legacies: towards new paradigms in music theory, aesthetics and composition / Z. Granat. - Muzyka, 2008. - 53/1
4. Larry Sitsky Music of the Twentieth-Century Avant-Garde: A Biocritical Sourcebook / Sitsky Larry. - Westport, Connecticut: Greenwood Press, 2002. - 203
5. Torrance E. P. Guiding creative talent — Englewood Cliffs. NY: Prentice-Hall, 1964.
+ еще 45 источников
Оригинал в pdf
Тема: | «Подготовка студентов к концертному выступлению в оригинальном жанре» | |
Раздел: | Педагогика | |
Тип: | Дипломная работа | |
Страниц: | 56 | |
Цена: | 2500 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Подготовка дошкольников с фонетико - фонематическим недоразвитием к обучению грамоте с использованием компьютерных технологий
Курсовая работа:
Художественно-образовательная среда в профессиональной подготовке студентов-дизайнеров
Дипломная работа:
Методика преодоления сценического волнения у учащихся-музыкантов
Дипломная работа:
Деятельность социального педагога общеобразовательной школы по подготовке старшеклассников к осознанному родительству
Курсовая работа:
Взаимодействие с родителями в процессе подготовки ребёнка к школе