Дипломная работа
«Изучение произведений Р.Касимова в условиях подготовки детей»
- 64 страниц
Введение….3
Глава I. Теория и практика музыкального воспитания учащихся
1.1. Возрастная психология школьников: к теории вопроса…. 8
1.2. Региональный компонент в музыкально-образовательной практике …20
Глава II. Педагогические условия изучения произведений Р.Касимова в условиях подготовки детей различных возрастных категорий
2.1. Развитие эмоциональной сферы учащихся в процессе знакомства с произведениями Р.Касимова…. 30
2.2 Опытно-экспериментальная работа и её результаты…. …50
Заключение….58
Список литературы…60
Приложение…62
В переходный период развития общества, обостряющий процессы поиска человеком смысла существования и своего места в мире, приводит к необходимости эстетического воспитания средствами искусства, способствующего развитию нравственного начала личности, передаче духовного опыта человечества, восстановлению связей между поколениями.
Большая роль отводится музыкально-эстетическому воспитанию школьников не только для расширения кругозора, а, прежде всего, для воспитания гуманистической личности, которой характерно познание своей сущности, осмысления современных явлений духовной культуры.
Задачи общеобразовательных учреждений сформировать у детей и подростков критическое отношение к поступающей экранной и окружающей информации. Важно формировать у детей самостоятельность в нравственно-эстетической оценке действительности путем познания музыкального искусства, умножения собственного духовного потенциала, формирования нравственно-эстетической культуры через интерес к духовным ценностям национальной, отечественной культуры.
Из лучших достижений национальных культур складывается общечеловеческая культура. Поэтому формируя личность современного школьника нежелательны условия ограниченного пространства, стирание национального в мировой культуре. Следовательно, искусство, отражающее духовные традиции народа, сегодня может выступить для подрастающего поколения «защитной оболочкой», охраняющей от всех средств массовой информации, распространяющих идеи насилия, жестокости, национализма.
Основные задачи музыкального образования выступают как ближайшая педагогическая интерпретация его цели, которые направлены на музыкальное воспитание, обучение и развитие ребёнка:
– развитие в детях культуры чувств, художественной эмпатии, чувства музыки и любви к ней; творческого эмоционально-эстетического отклика на произведения искусства;
– знакомство учащихся с народной, классической, современной музыкой, прежде всего с шедеврами музыкального искусства во всём богатстве его форм и жанров;
– педагогическое руководство процессом усвоения учащимися знаний о музыке в их духовной связи с жизнью;
– развитие музыкально-творческих способностей, умений и навыков у учащихся в слушательской, исполнительской и «композиторской» деятельности;
– развитие потребности в общении с высокохудожественной музыкой;
– арттерапевтическое воздействие на учащихся средствами музыки;
– целенаправленная подготовка учащихся к осуществлению музыкального самообразования;
– помощь ребёнку в осознании себя как личности в процессе общения с музыкой.
В зависимости от того, какие из этих и других задач оказываются приоритетными в конкретной учебной программе, цель музыкального образования приобретает определённую направленность.
Ведущая роль в непрерывном национальном музыкальном образовании отводится учителю музыки, так как именно он формирует у школьников истинное понимание красоты, музыкальный вкус — через духовный и глубокий интерес к искусству и традициям национальной музыкальной культуры.
Насыщая программу музыкального воспитания национальным и региональным материалом, преподаватели приближают концептуальную основу, «государственный стандарт» музыкального воспитания, к особенностям и задачам музыкальной работы, проводимой районами, областью, городом, школой или даже школьным классом.
Идея воспитания гармонически развитой личности, предложенная античными философами, получила осмысление в теории образования и воспитания детей в трудах отечественных педагогов О.А.Апраксиной, Н.Л.Гродзенской, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинского и других. Обращение к духовному опыту человечества, к национальной музыкальной культуре способствует нравственно-эстетическому и художественному воспитанию школьников, обогащая их эмоциональный и духовный потенциал, развивая чувства взаимопонимания, дружбы, раскрывая творческие способности и потребности современной молодёжи. Об этом говорят исследования Б.В.Асафьева, В. А. Афанасьева, Б.Бартока, Л.П.Дугановой, Д.Б.Кабалевского, З.Кодая и других.
Сегодня важно вернуть к истокам и традициям национальной культуры не только одарённых ребят, а всех без исключения, так как необходимо научить детей в музыке «говорить» и «думать» на своём родном языке. Прежде чем они «придут» своим слухом к мировой классической и современной музыке, они должны освоить фольклор своего народа и народов данного региона наряду с национальной профессиональной музыкой. Такой подход предстанет надёжной основой музыкального воспитания подрастающего поколения, формирования его личностных качеств подготовки к жизни в современных этно- и социокультурных условиях.
Процесс сохранения национальной культуры не должен приводить к самоизоляции. Обращение к традициям национальной музыкальной культуры разных этносов особенно актуально в регионах с многонациональным составом населения. Богатые традиции музыкально-эстетического воспитания этих народов способствуют осознанию детьми музыки своей и другой нации как особого эмоционального языка, способствующего дружбе и взаимопонимания между ними.
Задача современной педагогики – воспитывать духовно развитую, эмоционально-богатую личность. Задачи музыкального образования современной школы включают как один из важнейших параметров — становление национальной широты музыкального вкуса, стремление слушать образцы национальной музыки своего народа, а также желание показать инонациональную музыку, как в фольклорных образцах, так и в аранжировках композиторов-профессионалов. Обозначенная проблема представляется одной из наиболее актуальных для педагогики музыкального образования, чем и обусловлен выбор темы дипломной работы.
Цель данной работы – теоретически изучить, и экспериментально определить пути использования произведений Р. Касимова в развитии эмоциональной сферы учащихся. В связи с избранной темой выдвигается ряд задач:
1) дать характеристику психофизиологических особенностей учащихся дошкольного, младшего школьного и подросткового возраста;
2) проанализировать пьесы Р. Касимова для детей, группируя их с позиций специфики восприятия различными возрастными категориями;
3) организовать опытно-экспериментальную проверку гипотезы;
4) выработать методические рекомендации.
Объектом исследования является музыкально-образовательный процесс. Предметом – педагогические условия развития эмоциональной сферы учащихся.
В работе выдвигается гипотеза, согласно которой целенаправленное использование произведений Р.Касимова на уроках музыки в работе с дошкольниками, учащимися младшего и подросткового школьного возраста, способствуют:
1) воспитанию уважения к обычаям, традициям и культуре своего народа;
2) развитию патриотических чувств;
3) расширению эмоциональной сферы учащегося;
Методологической базой работы явились психологическая теория художественного восприятия, концепция непрерывного этномузыкального развития школьников, психолого-педагогическая теория личности и творчества, положение о культуре как источнике формирования содержания образования, идеи о роли народа в создании духовной культуры и об отношении его к наследию прошлого, идеи гуманизации и модернизации образовательного пространства.
В работе использовались следующие методы исследования:
1) теоретические – анализ специальной литературы;
2) эмпирические – педагогическое наблюдение, беседа, анкетирование;
3) опытно-экспериментальной базой работы явилась СОШ №2 села Кандры, Туймазинского района РБ.
Работа состоит из Введения, двух глав, Заключения, списка литературы и Приложения.
Глава I. Теория и практика музыкального воспитания учащихся
1.1. Возрастная психология школьников: к теории вопроса
Весь музыкально-педагогический процесс, вся деятельность учителя музыки должны быть направлены на личность ребёнка, на его воспитание, обучение, развитие в процессе общения с музыкой. В последние годы такая позиция в педагогике музыкального образования всё более утверждается. Свидетельством тому является тот факт, что в качестве приоритетной цели музыкального образования выдвигается развитие ребёнка; при этом ребёнок, как подчёркивает Г.М.Цыпин, характеризуется не как «маленький взрослый, а психологически своеобразное существо».
Каждое новое поколение детей, сохраняя стратегически важные возрастные характеристики, преподносит педагогам и родителям новые проблемы и задачи. Сегодняшние школьники – дети конца XX – начала XXI века. Они сильно отличаются от детей даже начала второй половины XX века. По наблюдениям учителя музыки Санкт-Петербурга Б.С.Рачиной, заслуженного учителя России, имеющей более чем 30-летний опыт работы в школе, есть несколько объективных факторов, которые определяют существенные возрастные особенности современных школьников.
Первый из них – фактор социальный. Речь идёт о влиянии на школьников новых общественных отношений, колоссальной дифференциации общества, существенной разницы в материальном обеспечении семей и в их социальном положении. Большая занятость родителей на работе создаёт у ребёнка дефицит общения, любви, формирует чувство одиночества. Это губительно сказывается на формировании духовного мира ребёнка его личности, так как потребность в общении с взрослыми является первой (в порядке появления) социальной потребностью ребёнка. Мнение взрослых, особенно для младшего школьника, определяет самооценку ребёнка. Недостаточность, неполноценность диалога с окружающими его взрослыми способствует появлению у него психического и психологического напряжения, зажатости, нарушения контактов со сверстниками. Тем самым создаются предпосылки для возникновения проблем в учебной деятельности, для формирования у ребёнка заниженной и ущербной социальной позиции. В этой тревожной ситуации учитель музыки, внимательно наблюдая за детьми и выявляя сильные стороны их музыкального развития, способен изменить отношение учащегося к самому себе, дать возможность ему почувствовать себя личностью, способной к творческому самовыражению и приобретению нового личностного статуса в коллективе.
Вторым важным фактором, определяющим особенности современного школьника, как считает Б. С. Рачина, является серьёзное ухудшение здоровья детей. По данным, опубликованным в Санкт-Петербурге, около 80-90% детей страдают сегодня различными хроническими заболеваниями, причём процент здоровых детей падает. Как известно, дети с ослабленным здоровьем быстро утомляются, их внимание более рассеяно, им трудно сосредоточиться.
Растёт процент детей с различными нервными нарушениями: повышенной двигательной активностью, нервной возбудимость, различными нарушениями координации, особенной слабостью процессов торможения, дефектами развития речи. Среди таких детей всё более увеличивается и процент учащихся со слабой координацией голоса и слуха (так называемых «гудошников»). В последние годы он, по наблюдению педагогов, составляет 30% детей в классе.
Всё вышесказанное существенно затрудняет работу учителя музыки, нарушая слаженный ритм коллективной работы, требуя от него виртуозного владения сочетанием коллективной, групповой и индивидуальной форм работы на музыкальных занятиях. Особое значение приобретает поиск наиболее привлекательных для конкретного класса видов музыкальной деятельности.
Третьим фактором, оказывающим влияние на сегодняшних школьников, по мнению Б. С. Рачиной, является научно-технический и информационный прогресс.
На детей обрушивается огромный массив самой разной, в том числе и музыкальной, информации, но это информация за редким исключением бессистемна, хаотична, поверхностна, а иногда и не вполне достоверна.
Однако у детей создаётся представление о том, что они «всё знают». Теле- и радиоэфир, обилие звуковоспроизводящей аппаратуры, сделав музыку более доступной, превратили её в привычный звуковой фон жизни. Жанровое однообразие, низкое качество музыкального материала, отсутствие упорядоченности художественных впечатлений отрицательно сказываются на развитии музыкальных способностей учащихся, на формировании их художественных, музыкальных предпочтений, интересов, вкуса и потребностей.
В качестве четвёртого фактора следует отметить процесс более интенсивного чем прежде, умственного развития школьников. Это проявляется в более развитой у них способности к обобщениям, стремлении интересно, самостоятельно, творчески выполнять задания, а при ответах на заданные преподавателем вопросы, например: « Какую музыку ты слушал дома?» – в умении дополнять их оригинальными, порой остроумными комментариями.
В настоящее время обязательное музыкальное образование охватывает детей только младшего и подросткового возраста. Охарактеризуем в общих чертах каждую из этих групп.
В содержании и организации музыкальных занятий с детьми дошкольного и младшего школьного возраста (7-10 лет) необходимо учитывать, что в этот период происходит активный рост всего организма ребёнка. Характеризуя объективно существующие особенности младших школьников, с которыми встречается учитель на музыкальных занятиях, Г.С.Тарасов выделяет следующие из них:
• разрозненный, неорганизованный музыкальный опыт;
• недостаточная вокально-слуховая (иногда и двигательно-слуховая) координация;
• преобладание роли зрелищно-событийных впечатлений по отношению к слуху;
• склонность к гедонистически окрашенным чувствованиям; (гедонизм – стремление к получению удовольствий)
• потребность в смене эмоциональных состояний, своеобразная импульсивность, бесконтрольность эмоциональных состояний;
• склонность к непосредственному сопереживанию, эмоциональной идентификации в ситуации общения (со взрослыми, с персонажами произведений музыки);
• регуляция деятельности, общение в опоре на чувственные ощущения, образы, но не на слово (стремление «увидеть» за словом конкретное представление; предпочтение тем словам, которые обобщают живые образы, представления детей);
• интеллектуально-волевая регуляция только во имя субъективно привлекательных, «важных» причин;
• личностная доминанта: стремление к самовыражению в самых
разнообразных формах – звуковых, зрительных, двигательных и
т.д.
К сказанному следует добавить, что для ребёнка этого возраста характерна непосредственность проявления чувств, при этом наблюдается отчётливое проявление и восприятие полярных эмоций, и непонимание или неадекватное восприятие и проявление эмоциональных оттенков. Часто внутреннее состояние и переживания взрослых недоступны для понимания младшего школьника и тем более не могут вызывать у него сопереживания, без которого невозможен процесс его общения с музыкой. Вместе с тем детям этого возраста присуще яркое, образное воображение.
Одной из особенностей является небольшой объём внимания, что обусловливает необходимость частого переключения их с одного вида деятельности на другой. Поэтому возникает целесообразность мозаичного построения урока с включением в него разнообразных видов музыкальной деятельности, но с приоритетом практических: пения, игры на музыкальных инструментах, музыкально-пластической деятельности, инсценировки песен и т.п.
Необходимо иметь в виду и то, что для младших школьников характерно моторная активность. Вот почему так полезно включение в план урока музыки инструментального музицирования, разных видов музыкально-пластической деятельности, драматизации и т.п.
В психологических исследованиях отмечается, что у детей этого возраста проявляется потребность в общении с взрослыми. В свете сказанного чрезвычайно важной становится роль учителя музыки, который для младшего школьника (особенно в 7-8 лет) может стать главным авторитетом.
Характерно, что дети приходят в школу с различной степенью подготовленности к общению с учителем, со своими сверстниками. Некоторые из них не умеют соблюдать принятые в школе правила. А урок музыки многим учащимся представляется как свободная разрядка от учебной деятельности. Поэтому, с одной стороны, учителю необходимо как можно внимательнее отнестись к особенностям поведения некоторых детей, найдя ключ общения с каждым из них, поощряя проявления музыкальных способностей и особенно стремление к творческой деятельности у слабо одарённых в музыкальном отношении детей. С другой стороны, следует постепенно, терпеливо воспитывать умение действовать сообща, чему способствуют коллективные формы музицирования.
В содержании и процессе музыкального образования младших школьников следует учитывать и то, что у учащихся этого возраста наблюдается постепенная переориентация с игрового способа постижения мира, характерного для дошкольников, на учебную деятельность. По мере обучения в школе она становится определяющей в его деятельности в целом.
На основе многолетних наблюдений за детьми младшего школьного возраста на уроках музыки Б.С.Рачина пришла к следующим практическим выводам.
Первое, чему приходится учить первоклассников, – это внимательно вслушиваться в каждый звук, в красоту звучащей музыкальной ткани.
Второе, дети, поступившие в школу, воспринимают музыку в качестве фона, не воспринимая ее художественного смысла и содержания. А потому многие из них не способны пережить, прочувствовать, понять логику развёртывания музыкального образа.
Третье, подавляющее число детей, приходящих в первый класс, не владеют азбукой музыкального языка (имеется в виду умение слышать, понимать и определять в процессе музыкальной деятельности интонацию, лад, регистр, темп, динамику, тембр и т.д.). Дети 7-8 лет лучше слышат интонационные мелодические особенности музыки, несколько хуже воспринимают явления, особенно его изменения. Самым неразвитым является ладовое мышление.
К отмеченным Б.С.Рачиной особенностям следует добавить, что на всём протяжении пребывания учащихся в школе могут прослеживаться явления адаптационного синдрома (стресса). Наиболее резко такой синдром выражен у первоклассников в первые шесть недель обучения в школе, поскольку у детей в этот период в результате адаптации к школе возникает перестройка функциональных систем, что находит своё выражение в изменении и условно-рефлекторных, и поведенческих реакций (А.Г.Хрипкова, М.В.Антропова).
Для педагогики музыкального образования важно, что стресс может оказывать огромное воздействие – как отрицательное, так и положительное. Основное условие, превращающая стресс в источник положительных влияний на организм человека, – эмоциональная и двигательная активность (В.С.Ротенберг, В.В. Аршавский). Соответственно музыкально-педагогический процесс в данный период должен строиться с учётом сильных и слабых сторон адаптационного синдрома.
У детей в этот период отмечаются с одной стороны высокая концентрация внимания, с другой – повышенная утомляемость, что вызывает необходимость принятия со стороны педагогов оптимальных мер педагогического воздействия для регуляции их психологического состояния и приведения учащихся к определённой комфортности, эмоциональной удовлетворённости. Такую работу целесообразно проводить не только на начальном этапе музыкальных занятий в учреждениях общеобразовательного типа, но и в течение всех лет обучения.
Истоки проблемы художественно-эстетического воспитания зародилось давно, ещё в Древней Греции. Известные мыслители: Пифагор, Аристотель, Сократ и др. говорили о необходимости воспитывать гармонически развитую личность. Вопрос художественно-эстетического образования проходит в системе народного образования. Однако с развитием различных отраслей наук современное обучение стало односторонним, многих интеллектуально-развитых людей это не устраивает, что является побудительным моментом к дальнейшему обучению в других учебных заведениях или самообучению.
Этот пробел в обучении человек начинает ощущать уже в зрелые годы, будучи способным ценить время и знания. Поэтому педагоги-практики XX века отстаивают позицию художественно-эстетического образования в обучении. Эта проблема была затронута в трудах отечественных педагогов:
О.А.Апраксиной, Н.Л.Гродзенской, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинского. С точки зрения психологии ценные мысли были высказаны в трудах JI.С.Выготского, Л.В.Занкова, Б.М.Теплова и др.
Сегодня важно объединить усилия школы, семьи, учреждений дополнительного образования и общественности в деле воспитания подрастающего поколения, в формировании нравственных и духовных основ личности ребёнка. Воспитательный долг школы — воспитание чувств — целая проблема теоретической и практической педагогики, которая требует специального исследования. Одной из важных граней этой проблемы является формирование личности на основе изучения национальной музыкальной культуры в системе общего музыкального образования.
Развитие эмоциональной сферы учащихся осуществлялось в процессе изучения сочинений Касимова. В работе были выделены три группы произведений, которые соответствуют трём возрастным категориям детей. Критерием служили: масштабы пьес, степень сложности мелодики, гармонии, ритма, фактуры, а также использование в практике.
Педагог должен иметь многие качества, обладать музыкальностью, творческой инициативой, уметь играть, владеть инструментом, петь, дирижировать, а главное любить своё дело, интересоваться всем новым, что есть в литературе, критически оценивать свою работу, всё время искать новые пути.
За последние годы интерес к вопросу изучения творчества Р.Касимова заметно возрос. Детям нравятся сочинения Р.Касимова, они легко воспринимаются детьми, близки им по духу, композитор сумел отыскать тот самый ключик, помогающий проникнуть в детские души, «окутать» теплом и лаской, наполнить добром, зажечь в глазах огонёк. Его музыка близка детям наверно ещё и потому, что написана в современную эпоху, отражает дух настоящего времени. Она рассказывает (о радостях и горе, о великих свершениях и рушениях надежд, испытавших лирическими персонажами) гораздо полнее и подробнее, чем это могут сделать порой книги, исторические телепередачи, посещение музеев. У школьников выстраивается репертуар поведенческих реакций: принятия – неприятия, агрессии и конформизма, открытость для общения и замкнутость, отстранённость. Важно направлять детей в нужное русло, добиваясь эмоциональной отдачи, отзыва на музыку.
В современном обществе музыкальное воспитание призвано решать не только задачи в области музыкального образования, но и широкие задачи, связанные с эстетическим и культурным ростом всего общества.
1. Абдуллин Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе: Пособие для учителя. М.: Изд-во « Прометей» МГПУ им. В.И. Ленина, 1990.-188 с.
2. Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000.-336с.
3. Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания в школе: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. №2119 «музыка и пение г.М.: Просвещение, 1983.-224с.
4. Арчажникова Л.Г. Профессия – учитель музыки: книга для учителя - М.: Просвещение, 1984.- 111с.
5. Асафьев Б.В. О народной музыке/ Сост. И.Земцовский, А.Кунанбаева г.Л.: 1987г. - 248с.
6. Башкирская профессиональная музыка/ Сост. А.С.Рашитова, Г.Я.Байбурина г.Уфа, 1994.-168с.
7. Воробьёва Е.Л. Башкирская фортепианная миниатюра с 1930-х по 1990-е годы (к вопросу об эволюции жанра): Дипломная работа/7 УТАИ; Рук. С.М.Платонова. - Уфа 1995.-132с.
8. Виноградов Г.С. Русский детский фольклор г.Иркутск, 1930.-223с.
9. Воспитание музыкой: Из опыта работы / Сост. Т.Е.Вендрова, И.В. Пигарева ТМ.: Просвещение, 1991.-г201 с.
10. Выготский Л.С. Психология искусства.-Минск: Современное слово, 1998г480с.
11. Гарипова Н.Ф. Фортепианная музыка башкирских композиторов. - Уфа, 2000.-120с.
12. Гродзенская Н.Л. Школьники слушают музыку г.М.: Просвещение, 1969.- 77с.
13. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения, г.М.: Педагогика, 1986.-240с.
14. Касимов Р. Пьесы для фортепиано: Тетрадь 2/СК РБ. Уфа, 1999.- 61с.
15. Кашапова Л.М. Этномузыкальное образование школьников: история, теория, практика. Учебное пособиелУфа: БИРО,2004.-168с.
16. Касимов Р. Сборник пьес для скрипки, ансамбля скрипачей и фортепиано: Тетрадь 2/Ред. Швайштейн, Е.Касимова г.Уфа 1999.
17. Краткая философская энциклопедия г. М., 1994.-575с.
18. Музыка в детском саду: Старшая группа. Игры, песни, пьесы для фортепиано/ Сост. Р.К.Мухаметзянова, Д.Р.Янкина, А.М.Кубагушев г.Уфа: Китап, 1995.-255с.
19. Мухина B.C. Возрастная психология: Учебник г.М., 1997.-431с.
20. Педагогическая хрестоматия для ф-но Рафаила Касимова: На башкирском интонационном материале/ Сост. Ред. Хамидуллина.- Уфа: Узорица, 1998.- 36с.
21. Платонова С.М. Пьесы для фортепиано Рафаила Касимова из сборника 1998 года Рукопись.
22. Произведения башкирских композиторов для фп. (Пед. репертуар муз. училищ) –М.: Сов. Комп., 1983.-55с.
23. Петрушин В.И. Музыкальная психотерапия: Теория и практика г.М.; Гуманит. Издат. Центр ВЛАДОС, 2000.- 272с.
24. Рафаил Касимов: Буклет г.Уфа: Союз композиторов РБ.- 6с.
25. Тютюнникова Т. Карл Орф в начальной школе/Искусство в школе 1999.№6, -10-16с.
26. Школяр В.А. Обновление содержания музыкального образования с методологических позиций: Опыт исследования проблемы.- М.: Флинта, 1999.- 88с.
Тема: | «Изучение произведений Р.Касимова в условиях подготовки детей» | |
Раздел: | Музыка | |
Тип: | Дипломная работа | |
Страниц: | 64 | |
Цена: | 2700 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Развитие навыков ориентировки в пространстве у детей с нарушением зрения
Дипломная работа:
Изучение истории татарского языка в школе
Дипломная работа:
Использование музыкально-компьютерных технологий в процессе приобщения детей младшего дошкольного возраста к русским народным традициям
Дипломная работа:
Система деятельности социального педагога в условиях сельской школы
Магистерская работа:
Проектирование образовательной среды в условиях школы для одаренных детей