Курсовая работа
«Взаимодействие с родителями в процессе подготовки ребёнка к школе»
- 69 страниц
Введение 3
Глава 1 Теоретические аспекты проблемы взаимодействия с родителями в процессе подготовки ребенка к школе 7
1.1. Сущность понятия «Психолого-педагогическая готовность к школе» 7
1.2. Проблема взаимодействия ДОУ с семьей в современной психолого-педагогической литературе 15
1.3. Состояние проблемы взаимодействия ДОУ и семьи в процессе подготовки дошкольников к школе в теории и практике дошкольного образования 20
Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по взаимодействию с родителями 28
2.1. Организация опытно-экспериментальной работы 28
2.2. Опыт организации эффективного взаимодействия ДОУ с семьей 31
2.3. Сравнительный анализ результатов опытно-экспериментальной работы 37
Заключение 49
Список литературы 51
Приложения 54
Формирование личности ребенка – основанная задача родителей и воспитателей в детском саду.
В данной ситуации можно говорить, что их влияние на социализацию ребёнка, примерно одинаково. Семья влияет на ребенка, приобщает к окружающей жизни. Отсутствие компетенции у родителей в вопросах воспитания может привести к отсутствию личностных качеств у их детей. Разумеется, важную роль играет и проявление любви, забота и ласка, но, чтобы ребёнок получил правильные жизненные ориентиры, рос и развивался в правильном направлении и в дальнейшем стал достойным членом общества, необходимо, чтобы родители могли спокойно преодолевать трудности, возникающие в процессе воспитания ребёнка.
Конечно, желательно наличие у родителей определённых знаний по психологии ребёнка, особенностям его воспитания. Но ведь не у всех есть возможность искать необходимую литературу, посещать курсы или получать соответствующее образование, а тот минимум педагогических знаний, который имеют современные родители, не всегда удовлетворяет требованиям обстановки в современном обществе. Современным родителям часто не хватает времени, чтобы самостоятельно справляться со всеми заботами, возникающими в их доме, в том числе и касающимися ребёнка.
Поэтому в настоящее время, для всестороннего развития личности ребенка очень важно взаимодействие семьи и детских садов, где работают люди, компетентные в вопросах воспитания детей.
В данном случае воспитатель положительно влияет не только на детей, но и на их родителей. Вот почему он должен хорошо знать «болевые» точки семейной педагогики.
Вероятность воспитать сильную личность заметно выше, если привитие ребёнку положительных черт характера, навыков и привычек происходит при грамотном взаимодействии семьи и детского сада. Это может быть обусловлено тем, что ребёнок получает правильную установку в двух социальных группах, оказывающих на него наибольшее влияние.
Отсутствие согласия в действиях родителей и воспитателей приводит к трудностям в воспитании ребёнка, его социализации и дальнейшем развитии.
Важная задача дошкольных учреждений, по мнению Медковой Д. В. [12], - оказание повседневной помощи родителям в воспитании детей, содействие их педагогическому просвещению.
О том, что данная тема была актуальна всегда, говорит ещё и то, что она нашла отражение в трудах выдающихся учёных. Например, Доронова Т.Н. [6], Зеленцова С.А. [9], Макаренко А.С. [11], Меренков А.В. [13], Петрушенко Н.А. [19], Сухомлинский В.А. [20], Тонкова Ю.М. [21], и многие другие.
Программы по взаимодействию семьи и детского сада составляют и сами воспитатели, а также другие сотрудники дошкольных образовательных учреждений, что является ещё одним подтверждением важности темы, в виду заинтересованностью ей многих лиц.
Кроме того, для предупреждения и преодоления трудностей, которые возникают у родителей в процессе воспитания их детей, педагогам, по мнению Куликовой Т.А. [10], необходимо координировать и вести работу как с родителями, так и с детьми. Тем самым, попытаться обеспечить преемственность в воспитании и обучении детей в условиях семьи и детского сада.
В связи с тем, что в недалёком прошлом господствовала позиция, что ребёнок должен воспитываться обществом, и сейчас можно увидеть родителей, которые считают, что это не их обязанность. Педагоги должны помочь родителю понять, что воспитание подрастающего поколения, передача детям своего опыта – это не только обязанность родителей по закону, но и замечательный способ сплочения семьи, уникальная возможность научить ребёнка тому, что умеешь сам, оградить его от будущих ошибок. Именно это и необходимо объяснить родителям в первую очередь.
Семья и детский сад имеют свои особые функции и не могут заменить друг друга. Важным условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьей и детским садом, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей, педагогов.
Более того, особое внимание хотелось бы обратить на институт отцовства. Позиция, что мужчина – кормилец, а женщина ведёт быт, прочно закрепилась в сознании половины населения. И здесь снова поможет взаимодействие детского сада и семьи. Педагогам под силу возродить «умирающий» институт отцовства, показать папам, что они должны помогать ребёнку ничуть не меньше, чем мама, и что они могут это делать.
Таким образом, тема достаточно актуальна. При подробном её изучении можно заметить, что в настоящее время взаимодействие детского сада и семьи способствует разрешению целого спектра проблем, касающихся самого ребёнка и обстановки в его семье.
Цель исследования: теоретическое и экспериментальное обоснование использования современных форм взаимодействия детского сада и семьи.
Объект исследования: сотрудничество ДОУ с родителями.
Предмет исследования: поиск эффективных интерактивных форм взаимодействия ДОУ с семьей и создание для этого соответствующих педагогических условий.
Гипотеза исследования: взаимодействие ДОУ и семей воспитанников посредством современных интерактивных форм является необходимым условием для:
- привлечения внимания родителей к проблеме воспитания и обучения детей дошкольного возраста с целью подготовки ребенка к школе;
- целенаправленного образования родителей с целью повышения их функциональной грамотности и способности к полноправному сотрудничеству с педагогами образовательного учреждения в процессе подготовки ребенка к школе;
- формирования активной позиции воспитательной роли семьи.
Основные задачи работы:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме;
2. Дать определение основным категориям исследования («семья», «формы взаимодействия» и др.);
3. Выявить современные формы взаимодействия детского сада и семьи в процессе подготовки ребенка к школе;
4. Провести опытно-экспериментальную работу по выявлению эффективности системы взаимодействия ДОУ с семьей в процессе подготовки ребенка к школе.
Методы исследования: анализ, обобщение, систематизация литературы по проблеме исследования, педагогический эксперимент.
Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в том, что обоснована проблема оптимизации взаимодействия ДОУ и семьи в процессе подготовки ребенка к школе, выявлены оптимальные формы взаимодействия ДОУ и семьи, и разработана программа, направленная на оптимизацию взаимодействия ДОУ и семьи в процессе подготовки ребенка к школе.
База исследования: МБДОУ №51, г. Псков.
Структура работы обусловлена целью, задачами исследования и включает введение, 2 главы, заключение, список использованной литературы, приложения.
Глава 1 Теоретические аспекты проблемы взаимодействия с родителями в процессе подготовки ребенка к школе 1.1. Сущность понятия «Психолого-педагогическая готовность к школе»
В словаре «Педагогическая психология, термины» дается определение психологической готовности к обучению — это сформированность у ребенка психологических свойств, без которых невозможно успешное овладение учебной деятельностью. Выделяют: общую психологическую, специальную и личностную готовность к обучению. В общую психологическую готовность входят показатели интеллектуального и сенсомоторного развития. Специальную готовность к обучению составляют достижения по программам дошкольного обучения (состав числа в пределах десяти, умение читать) и общая личностная готовность содержит интегративный показатель уже достигнутого психического развития (произвольность деятельности, адекватность общения со взрослыми и сверстниками, положительное отношение к школе и обучению). Индивидуальные показатели этих форм готовности оцениваются при их сравнении с показателями возрастной нормы.
В психологическом словаре «готовность к школьному обучению» рассматривается как совокупность морфофизиологических особенностей ребенка старшего дошкольного возраста, обеспечивающая успешный переход к систематическому, организованному школьному обучению.
Проблема психологической подготовки к школе носит культурно-исторический характер.
В России к этой проблеме одним из первых обратился К.Д. Ушинский. Изучая психологические и логические основы обучения, он рассмотрел процессы внимания, памяти, воображения, мышления и установил, что успешность обучения достигается при определенных показателях развития этих психических функций. В качестве противопоказания к началу обучения К.Д. Ушинский назвал слабость внимания отрывистость и бессвязность речи, плохой «выговор слов».
Значительный научный вклад в проблему готовности к обучению внес Л.С. Выготский. Он утверждал, что именно в дошкольный период формируются предпосылки для обучения в школе: представления о числе, о количестве, природе и обществе, в этот период происходит интенсивное развитие психических функций: восприятия, памяти, внимания, мышления. Л.С. Выготский в своем труде «Избранные психологические исследования» обратил внимание на следующие два аспекта, которые имеют общий характер: во-первых, предпосылки к определенному типу, виду и уровню обучения должны закладываться на предыдущем этапе развития и, во-вторых, обращение к развитию высших психических функций как предпосылке школьного обучения. Вместе с тем Л.С. Выготский указывал, что успех обучения обуславливается не столько изменениями отдельных функций, сколько перестройкой функциональных связей и отношений. Он подчеркивал, что уровень развития психических функций есть лишь предпосылка для школьного обучения. Его успешность определяется тем, как построен учебный процесс с опорой на эти предпосылки [3].
С.Л.Рубинштейн в исследовании не рассматривает специально проблему готовности к школьному обучению, но отмечает принцип единства сознания и деятельности, а его проявление трактовал с позиций единства обучения и развития. Он писал: «Поскольку продвижение детей с одного уровня или ступени психического развития на другой совершается в процессе обучения… надо изучать ребенка, обучая его»… С.Л.Рубинштейн выделял роль игры в подготовке ребенка к школьному обучению, в которой происходит развитие не только способностей ребенка, но и самой деятельности ребенка. Он постоянно подчеркивал связь игры с практической деятельностью, с воздействием на мир и с отношением к окружающей действительности. «Игра человека – порождение деятельности, посредством которой человек преобразует действительность и изменяет мир. Суть человеческой игры – в способности, отображая, преображать действительность».
Анализируя предпосылки, необходимые для успешного овладения учебной деятельностью, Д. Б. Эльконин считает, что готовность ребенка к школьному обучению предполагает «выращивание» социального правила, то есть системы социальных отношений между ребенком и взрослым [5].
Л.А.Венгер в работе «Психологическая готовность детей к обучению в школе // Развитие мышления и умственное воспитание дошкольника», дает наиболее полное понятие «готовности к школе», под которой он понимал определенный набор знаний и умений, хотя уровень их развития может быть разный. Составляющими этого набора является мотивация, личностная готовность, в которую входят «внутренняя позиция школьника», волевая и интеллектуальная готовность. [7]
В исследовании Л.И. Божович «Личность и ее формирование в детском возрасте» отмечается новая позиция ребенка, она становится со временем содержательнее. Автор называет ее «внутренней позицией школьника», считая это новообразование критерием психологической готовности к обучению в школе.
Проблема взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи одна из самых актуальных в наши дни. В современных условиях возникает все большая необходимость взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и родительского сообщества в воспитательном процессе. Это связано с тем, что в настоящее время идет перестройка системы дошкольного воспитания, и в центре этой перестройки стоят гуманизация и деидеологизация педагогического процесса. Его целью признается не воспитание члена общества, а свободное развитие личности. Большое внимание начинает уделяться взаимодействию дошкольного образовательного учреждения и семьи.
Семья и дошкольное образовательное учреждение имеют свои особые функции и не могут заменить друг друга. Важным условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьей и ДОУ, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей, социальных педагогов, что особенно необходимо для социально-личностного развития дошкольника.
Поэтому взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи требует тщательного изучения системы и форм взаимодействия. При этом изучение должно быть не ради изучения, а ради оптимизации воспитательного процесса дошкольников.
Результаты нашего исследования показали, что взаимодействие ДОУ и родителей в воспитательном процессе возможно и может быть эффективным. В результате эксперимента позиция по вопросу взаимодействия, как родителей, так и воспитателей стала более гибкой, признавая, что и те и другие - активные участники воспитательного процесса.
Для определения эффективности усилий, затраченных на взаимодействие с родителями, использовали опрос, экспресс-диагностику, применяемые сразу после проведения того или иного мероприятия. Не менее важным являлся самоанализ педагогов. Повторная диагностика, собеседование с детьми, наблюдения, учет активности родителей и т.п. была использована для отслеживания и оценки отсроченного результата. Анализ полученных результатов позволяет нам сделать следующие выводы.
Содержание работы по взаимодействия дошкольного образовательного учреждение с семьей по подготовке детей к обучению в школе позволила нам повысить уровень педагогической культуры родителей, привлечь внимание родителей к актуальности проблемы исследования. Большинство родителей пришли к выводу, что посещение круглых столов, собраний-студий, семинаров – практикумов, родительского клуба и др. помогло им решить многие проблемы с организацией подготовки детей к дальнейшему обучению в школе. Дети стали охотнее заниматься дома. У детей сформировалось позитивное отношение к регулярным домашним занятиям. Родители благодарны за интересные формы проведения родительских собраний, содержательные материалы мобильного стенда для родителей и полезные семинары-практикумы. Также нам удалось оказать помощь воспитателям в подготовке и организации разнообразных групповых и индивидуальных форм сотрудничества с родителями в процессе подготовке детей к обучению в школе, которые позволили родителям по-иному взглянуть на данную проблему. Для детей группы риска (низкий уровень психологической готовности к обучению в школе) были организованы индивидуальные консультации по типу «Душевный разговор», проведены индивидуально-практические занятия по обучению детей грамоте, подобраны соответствующие методики, направленные на повышения мотивации к школьному обучению.
Таким образом, в ходе исследования нами были апробированы разнообразные инновационные формы работы с родителями, которые позволили нам наладить доверительные и партнерские взаимоотношения с ними. Повысить их педагогическую культуру по вопросам подготовки детей к школе.
1. Агавелян М.Г., Данилова Е.Ю., Чечулина О.Г. Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями / М.Г. Агавелян, Е.Ю. Данилова, О.Г. Чечулина. - М.: ТЦ Сфера, 2009. - 128с. (Библиотека журнала «Воспитатель ДОУ»).
2. Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи / А.И. Антонов, В.М. Медков. - М.: Изд-во МГУ: Изд-во Международного университета бизнеса и управления ("Братья Карич"), 2006. - 304с.
3. Арцишевская И.Л. Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду / И.Л. Арцишевская. – М.: Книголюб, 2011. – 64с.
4. Буре Р.С, Островская Л.Ф. Воспитатель и дети: Пособие для воспитателя детского сада / Р.С. Буре, Л.Ф. Островская. - 3-е изд., испр. и доп.- М.: Просвещение, 2005. - 143 с, ил.
5. Виноградова Н.В. «Воспитателю о работе с семьей» / Н.В. Виноградова. 2-е изд., испр. и доп.- М.: Просвещение, 2003 – 192 с.
6. Доронова, Т.Н. Дошкольное учреждение и семья – единое пространство развития: методическое руководство для работников дошкольных образовательных учреждений / Т.Н. Доронова, Е.В. Соловьева, А.Е. Жичкина, С.И. Мусиенко. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2001. -224 с.
7. Дружинин В.Н. Психология семьи / В.Н. Дружинин // Психология. Журнал Высшей школы экономики. - 2005. - № 3. - С. 60–77.
8. Журахова М.Н., Муляр Н.В., Хаустова В.Г. Взаимодействие семьи и детского сада в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников / М.Н. Журахова, Н.В. Муляр, В.Г. Хаустова // Молодой ученый. — 2012. — №7. — С. 271-273.
9. Зеленцова С.А., Заздравных И.И. Взаимодействие детского сада и семьи в воспитании ребенка / С.А. Зеленцова, И.И. Заздравных // Педагогика: традиции и инновации: материалы междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.).Т. I. — Челябинск: Два комсомольца, 2011. — С. 82-84.
10. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание / Т.А. Куликова. – Самара: Издат. Дом «Бахрах-М», 2000. - 232 с.
11. Макаренко А. С. Педагогические сочинения: в 8-ми т. Т. 4/Сост.: Л. Ю. Гордин, А. А. Фролов. 2-е изд., испр. и доп. – М.: Педагогика, 2003. - 365 с.
12. Медкова Д. В. Семейные ценности как объект социологического анализа / Ломоносовские чтения 2003 г. Студенты. Том №2. – С. 103.
13. Меренков А. В. Родители и педагоги: растим ребенка вместе / А.В.Меренков. — Екатеринбург: Изд-во Дома учителя, 2005. – 143 с.
14. Николаева Е.Н. Психология семьи: Учебник для вузов / Е.Н. Николаева. - СПб: Питер, 2013. -336с., ил.
15. Нормативная база современного дошкольного образования: Закон об образовании, ФГОС ДО, порядок организации образовательной деятельности [Текст]. – М.: Просвещение, 2014. – 112с. - (Работаем по ФГОС дошкольного образования).
16. Обществознание: профил. уровень: учеб. для 10 кл. общеобразоват. учреждений / Л. Н. Боголюбов, А. Ю. Лазебннкова, Н. М. Смирнова и др.; под ред. Л. Н. Боголюбова и др. — М.: Просвещение, 2008. 415 с.
17. Обществознание: учеб. для 11 кл. общеобразоват. учреждений: профил. уровень / Л. Н. Боголюбов, А. Ю. Лазебникова, А. Т. Кинкулькин и др.; под ред. Л. Н. Боголюбова [и др.]. — М.: Просвещение, 2008. — 415 с.: ил.
18. Осипова Л.Е. Родительские собрания в детском саду. Подготовительная группа / Л.Е. Осипова. - М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008. - 56с.
19. Осипова Л.Е. Родительские собрания в детском саду. Старшая группа / Л.Е. Осипова. - М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008. - 64с.
20. Петрушенко Н.А. Детский сад и семья - взаимодействие и сотрудничество / Н.А. Петрушенко, Н.Е. Зенченко// Воспитатель ДОУ. - 2009, №9. – С.35.
21. Сухомлинский В. А.: Родительская педагогика / составили О.С. Богданова, В.З. Смаль, А.И. Сухомлинская // избранные педагогические сочинения: В 3 Т. 3-е изд., испр. и доп. - М.: Педагогика, 2001 - Т3 - 640с.
22. Тонкова Ю.М., Веретенникова Н.Н. Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи [Текст] / Ю.М. Тонкова, Н.Н. Веретенникова // Проблемы и перспективы развития образования: материалы II междунар. науч. конф. (г. Пермь, май 2012 г.). — Пермь: Меркурий, 2012. — С. 71-74.
Тема: | «Взаимодействие с родителями в процессе подготовки ребёнка к школе» | |
Раздел: | Педагогика | |
Тип: | Курсовая работа | |
Страниц: | 69 | |
Цена: | 900 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Информационно-методическое сопровождение процесса подготовки младших школьников к олимпиадам по математике
Дипломная работа:
Развитие творческого потенциала личности студентов в процессе подготовки к концертно-зрелищным мероприятиям вуза
Реферат:
Взаимодействие семьи и ДОО при подготовке детей к школе
Отчет по практике:
Организация взаимодействия с родителями (лицами их заменяющими) и сотрудниками образовательной организации
Курсовая работа:
Совместная работа с родителями по формированию гендерной идентичности детей 5-6 лет