Реферат

«Социальная и интеллектуальная совместимость в системе образования»

  • 14 страниц(ы)
  • 311 просмотров
  • 0 покупок
фото автора

Автор: navip

Введение 3

1. Образование как социальный институт 5

2. Информация и знание как интеллектуальный продукт 8

Заключение 11

Использованная литература 13

Образование как социальное явление – это, прежде всего объективная общественная ценность. Нравственный, интеллектуальный, научно-технический, духовно-культурный и экономический потенциал любого общества непосредственно зависит от уровня развития образовательной сферы. Однако образование, имея общественную природу и исторический характер, в спою очередь, обусловлено историческим типом общества, которое реализует эту социальную функцию.

Оно отражает задачи социального развития, уровень экономики и культуры в обществе, характер его политических и идеологических установок, так как и педагоги, и воспитанники являются субъектами общественных отношений. Образование как социальное явление, представляет собой большую ценность для общества.

С момента рождения человек является личностью и принадлежит к определенной социальной группе. У него возникают определенные отношения с собственностью, законы производства и некоторые материальные блага. В системе трудовых, семейных отношений каждый член общества пользуется определенными юридическими правилами, которые действуют в его обществе.

На развитие личности влияет совокупность взаимоотношений конкретного общества. Какие бы не выбрали родители или педагоги модели воспитания и обучения ребенка, общество диктует свои правила и вносит коррективы при становлении личности.

Каждая социальная группа способна перевоспитать индивида под свои убеждения, интересы и потребности. Уровень жизни может тоже повлиять на формирование личности, что в свою очередь косвенно выполняет образовательную функцию общества как саморазвитие, самообразование и самосознание своего места в обществе, а так же появляется стремление к большему.

Исходя из вышеизложенных фактов, актуальность данной работы очевидна.

Тема: социальная и интеллектуальная совместимость в системе образования.

Цель работы: раскрыть особенности социальной и интеллектуальной совместимости в системе образования.

Развитие каждого общества зависит от развития образовательной сферы, чем больше ее уровень, тем выше интеллектуальный, нравственный, научно-технический, экономический потенциал общества. Исторически сложившийся тип общества реализует социальную образовательную функцию. В общественных отношениях субъектами являются преподаватели и ученики, перед которыми стоит задача повысить культуру в обществе, уровень экономики, а так же задача социального развития в целом.

1. Образование как социальный институт

Признаками института образования являются: установки и образцы поведения – любовь к знаниям, посещаемость; символические культурные признаки; утилитарные культурные черты; кодекс устный и письменный; специфическая идеология – академическая свобода, прогрессивное образование, равенство при обучении.

Обладая ценностно-нормативной структурой с соответствующими ей социальными позициями, социальный институт может быть рассмотрен как самостоятельная социальная система, точнее, подсистема социального целого, деятельность которой связана с реализацией жизненно важной потребности большой социальной системы (общества).

Таким образом, между социальным институтом, рассматриваемым в качестве подсистемы, и социальной системой в целом существуют определенные (функциональные) зависимости, благодаря которым обеспечивается стабильность и развитие общества [2: 25 с.]

Проблема функций образования входит в центр отраслевой теории и прямо связана с управлением образовательными системами. Возрастание значимости управления образованием обусловлено следующими обстоятельствами:

1. Образование – крупнейшая подсистема современного общества, тесно связанная со всеми его институтами, социально-экономическими слоями и многочисленными профессиональными и культурными общностями.

2. На развитие системы образования выделяются крупные ресурсы, сопоставимые со стратегическими расходами государств. Столь же велики и ожидания общества по поводу отдачи от образования [5: 172 с.].

Исходя из концепции социального института, эффективное управление образованием достигается соответствием объективным функциям образования, т. е. комплекса его объективных связей с другими подсистемами общества, а также с учетом его внутренней структуры. Образование как институт характеризуется особой системой функций, ориентированных на определенные общественные потребности. Выполнение этих функций способствует, с одной стороны, поддержанию целостности и развитию общества и, с другой стороны, воспроизводству самого института образования.

Эти потребности, трансформируясь через социальные интересы общества и групп, доводятся тем или иным способом до сведения системы образования и так приобретают форму социальных заказов. Социальные заказы на образование многоплановы, как и спектр социальных интересов и источники заказа, которыми могут служить и государственные, и территориальные, и групповые, и индивидуальные интересы. Но в этом многообразии выделяется ведущий заказ, выражающий либо интегральный интерес, либо интерес доминантных групп. Именно ведущий заказ, сформулированный в понятиях данных групп, служит ориентиром для практического руководства системой образования и при определенных условиях переводится в статус задачи, формализованной в виде законов [5: 173 с.].

Под социокультурной интеграцией личности понимается процесс достижения устойчивости социальных акторов в полисистемном пространстве на основе взаиморазделяемых ценностей, сбалансированности поддерживающих ресурсов и механизмов внутрисистемного взаимодействия и возможности их использования [7: 81 с.]

Образование – важнейший конструкт цивилизации, поскольку главным её условием является преемственность общественной жизни, а образование служит основным элементом, транслирующим культурные достижения.

Очень важны социологические исследования, посвящённые социальным функциям и социальной роли образования. Обычно выделяют следующие важнейшие функции:

а) функция передачи (трансляции) от поколения к поколению и распространения культуры;

б) функция генератора и хранения культуры общества;

в) функция социализации личности, особенно молодёжи, и её интеграции в общество, ибо без усвоения культурного наследия немыслимы ни прогресс общества, ни развитие личности;

г) функция социального отбора (селекции), дифференциации членов общества, в первую очередь молодёжи, благодаря чему обеспечивается воспроизводство и изменение социальной культуры общества, индивидуальная и социальная мобильность, поскольку уровень образования служит сегодня одним из важнейших критериев определения социального статуса личности; д) функция социокультурных изменений, ибо именно в системе образования во многом рождаются новые идеи и теории новых технологий на обновление общества и обогащение его культуры; е) функция социального контроля [5: 176 с.].

Таким образом, в процессе нормального функционирования и развития общества исключительно важную роль играет социальный институт образования, благодаря которому накопленные трудом предшествующих поколений материальные и духовные ценности, знания, опыт, традиции передаются новому поколению людей и усваиваются им.

Образование можно охарактеризовать как относительно самостоятельную систему, задачей которой является систематическое обучение и воспитание членов общества, ориентированное на овладение определенными знаниями (прежде всего научным), идейно-нравственными ценностями, умениями, навыками, нормами поведения, содержание которых определяется социально-экономическим и политическим строем общества, уровнем его материально-технического развития.

Образование – важный социальный институт. Известно, что социальный институт – это организованная система связей и социальных норм, которая объединяет значимые общественные ценности и процедуры, удовлетворяющие основным потребностям общества. Любой функциональный институт возникает и функционирует, выполняя ту или иную социальную потребность. Успешная деятельность института возможна лишь при реализации определенной совокупности условий:

1) наличии социальных норм и предписаний, регулирующих поведение людей в рамках данного института;

2) интеграции его в социально-политическую и ценностную структуру общества, что, с одной стороны, обеспечивает формально-правовую основу деятельности института, а с другой – позволяет осуществить социальный контроль над соответствующими типами поведения;

3) необходимо наличие материальных средств и условий, обеспечивающих успешное выполнение институтами нормативных предписаний и осуществление социального контроля.

По своему смыслу и направленности социальное образование шире, чем общее образование, поскольку включает не только процесс обучения и воспитания личности, ее целенаправленного развития, но и служит социальному научению, социальному формированию и развитию личности, ее духовно-нравственной культуры.

Социокультурный подход к исследованию феномена социального образования имеет большое практическое значение, так как позволяет выделить основные условия и факторы социального характера, влияющие на формирование не только социально образованной личности, но и представления различных социальных групп, всего общества (социальная воспитанность социального сообщества). В свою очередь, общество как социальный институт создает такие условия (экономические, социокультурные, идеологические, географические, организационно-правовые, политические и др.) для успешной интеграции личности в социум.

Развитие социального образования – одна из новых тем в отечественном познавательном пространстве гуманитарных наук, появление которой продиктовано назревшей необходимостью всестороннего системного изучения социального образования в России. В настоящее время в социологической, философской, педагогической и ряде других наук обосновывается целесообразность разработки новых стратегических направлений развития личности, способствующих ее социокультурной интеграции.

В современном, динамично развивающемся социуме, когда индивиду приходится порой неожиданно изменять свой социальный статус, круг взаимодействия и общения, на первое место выдвигаются проблемы социальных связей, возможности равновесия, порядка, гармоничности изменений. Потребность преодоления возникающих противоречий вызывает необходимость снятия замкнутости социальной системы и социокультурной интеграции в открытом, изменяющемся, развивающемся обществе.

1. Жуков В. И. Социальное образование в контексте развития мировой цивилизации // Ученые записки РГСУ. Вестник УМО вузов России по образованию в области социальной работы. 2007. № 4.

2. Кутасова Т. Л., Королева К. Образование как социальный институт // Теория и практика общественного развития. 2005. №2. С. 24-27

3. Лебединцева Любовь Александровна Информация и знание как интеллектуальный продукт: социально-экономический подход // Общество. Среда. Развитие (Terra Humana). 2011. №1. С. 24-27

4. Мертон Р. Социальная теория и социальная структура. – М.: Хранитель, 2016. – 873 с.

5. Николаева Н.Н. Образование как социальный институт: функции и дисфункции // Учёные записки ЗабГУ. Серия: Философия, социология, культурология, социальная работа. 2011. №4. С.172-177

6. Пруель Н.А. Образование как общественное благо: воспроизводство, распределение и потребление. – Санкт-Петербург: Изд. СПбГУ, 2012. – 244 с.

7. Самсоненко Людмила Владимировна Социальное образование как социокультурный феномен в контексте интеграции личности в общество // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2008. №85. С.80-87

8. Тугушева Р.Р. Образование как интеллектуальное благо // Изв. Сарат. ун-та Нов. сер. Сер. Экономика. Управление. Право. 2017. №2. С.157-163

9. Тюмасева З.И., Богданов Е.Н. Системное образование и образовательные системы: Монография. – Калуга: КГПУ им К.Э.Циолковского, 2003. - 312 с.

10. Шкаратан О. И. Ожидание и реальность. Социальная мобильность в контексте проблемы равенства шансов // Общественные науки и современность. 2011. № 1. С. 5–24.

Покупка готовой работы
Тема: «Социальная и интеллектуальная совместимость в системе образования»
Раздел: Социология
Тип: Реферат
Страниц: 14
Цена: 900 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

Не подошла эта работа?

Воспользуйтесь поиском по базе из более чем 40000 работ

Другие работы автора
Наши услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика