Реферат
«Социальная и интеллектуальная совместимость в системе образования»
- 14 страниц
Введение 3
1. Образование как социальный институт 5
2. Информация и знание как интеллектуальный продукт 8
Заключение 11
Использованная литература 13
Образование как социальное явление – это, прежде всего объективная общественная ценность. Нравственный, интеллектуальный, научно-технический, духовно-культурный и экономический потенциал любого общества непосредственно зависит от уровня развития образовательной сферы. Однако образование, имея общественную природу и исторический характер, в спою очередь, обусловлено историческим типом общества, которое реализует эту социальную функцию.
Оно отражает задачи социального развития, уровень экономики и культуры в обществе, характер его политических и идеологических установок, так как и педагоги, и воспитанники являются субъектами общественных отношений. Образование как социальное явление, представляет собой большую ценность для общества.
С момента рождения человек является личностью и принадлежит к определенной социальной группе. У него возникают определенные отношения с собственностью, законы производства и некоторые материальные блага. В системе трудовых, семейных отношений каждый член общества пользуется определенными юридическими правилами, которые действуют в его обществе.
На развитие личности влияет совокупность взаимоотношений конкретного общества. Какие бы не выбрали родители или педагоги модели воспитания и обучения ребенка, общество диктует свои правила и вносит коррективы при становлении личности.
Каждая социальная группа способна перевоспитать индивида под свои убеждения, интересы и потребности. Уровень жизни может тоже повлиять на формирование личности, что в свою очередь косвенно выполняет образовательную функцию общества как саморазвитие, самообразование и самосознание своего места в обществе, а так же появляется стремление к большему.
Исходя из вышеизложенных фактов, актуальность данной работы очевидна.
Тема: социальная и интеллектуальная совместимость в системе образования.
Цель работы: раскрыть особенности социальной и интеллектуальной совместимости в системе образования.
Развитие каждого общества зависит от развития образовательной сферы, чем больше ее уровень, тем выше интеллектуальный, нравственный, научно-технический, экономический потенциал общества. Исторически сложившийся тип общества реализует социальную образовательную функцию. В общественных отношениях субъектами являются преподаватели и ученики, перед которыми стоит задача повысить культуру в обществе, уровень экономики, а так же задача социального развития в целом.
1. Образование как социальный институт
Признаками института образования являются: установки и образцы поведения – любовь к знаниям, посещаемость; символические культурные признаки; утилитарные культурные черты; кодекс устный и письменный; специфическая идеология – академическая свобода, прогрессивное образование, равенство при обучении.
Обладая ценностно-нормативной структурой с соответствующими ей социальными позициями, социальный институт может быть рассмотрен как самостоятельная социальная система, точнее, подсистема социального целого, деятельность которой связана с реализацией жизненно важной потребности большой социальной системы (общества).
Таким образом, между социальным институтом, рассматриваемым в качестве подсистемы, и социальной системой в целом существуют определенные (функциональные) зависимости, благодаря которым обеспечивается стабильность и развитие общества [2: 25 с.]
Проблема функций образования входит в центр отраслевой теории и прямо связана с управлением образовательными системами. Возрастание значимости управления образованием обусловлено следующими обстоятельствами:
1. Образование – крупнейшая подсистема современного общества, тесно связанная со всеми его институтами, социально-экономическими слоями и многочисленными профессиональными и культурными общностями.
2. На развитие системы образования выделяются крупные ресурсы, сопоставимые со стратегическими расходами государств. Столь же велики и ожидания общества по поводу отдачи от образования [5: 172 с.].
Исходя из концепции социального института, эффективное управление образованием достигается соответствием объективным функциям образования, т. е. комплекса его объективных связей с другими подсистемами общества, а также с учетом его внутренней структуры. Образование как институт характеризуется особой системой функций, ориентированных на определенные общественные потребности. Выполнение этих функций способствует, с одной стороны, поддержанию целостности и развитию общества и, с другой стороны, воспроизводству самого института образования.
Эти потребности, трансформируясь через социальные интересы общества и групп, доводятся тем или иным способом до сведения системы образования и так приобретают форму социальных заказов. Социальные заказы на образование многоплановы, как и спектр социальных интересов и источники заказа, которыми могут служить и государственные, и территориальные, и групповые, и индивидуальные интересы. Но в этом многообразии выделяется ведущий заказ, выражающий либо интегральный интерес, либо интерес доминантных групп. Именно ведущий заказ, сформулированный в понятиях данных групп, служит ориентиром для практического руководства системой образования и при определенных условиях переводится в статус задачи, формализованной в виде законов [5: 173 с.].
Под социокультурной интеграцией личности понимается процесс достижения устойчивости социальных акторов в полисистемном пространстве на основе взаиморазделяемых ценностей, сбалансированности поддерживающих ресурсов и механизмов внутрисистемного взаимодействия и возможности их использования [7: 81 с.]
Образование – важнейший конструкт цивилизации, поскольку главным её условием является преемственность общественной жизни, а образование служит основным элементом, транслирующим культурные достижения.
Очень важны социологические исследования, посвящённые социальным функциям и социальной роли образования. Обычно выделяют следующие важнейшие функции:
а) функция передачи (трансляции) от поколения к поколению и распространения культуры;
б) функция генератора и хранения культуры общества;
в) функция социализации личности, особенно молодёжи, и её интеграции в общество, ибо без усвоения культурного наследия немыслимы ни прогресс общества, ни развитие личности;
г) функция социального отбора (селекции), дифференциации членов общества, в первую очередь молодёжи, благодаря чему обеспечивается воспроизводство и изменение социальной культуры общества, индивидуальная и социальная мобильность, поскольку уровень образования служит сегодня одним из важнейших критериев определения социального статуса личности; д) функция социокультурных изменений, ибо именно в системе образования во многом рождаются новые идеи и теории новых технологий на обновление общества и обогащение его культуры; е) функция социального контроля [5: 176 с.].
Таким образом, в процессе нормального функционирования и развития общества исключительно важную роль играет социальный институт образования, благодаря которому накопленные трудом предшествующих поколений материальные и духовные ценности, знания, опыт, традиции передаются новому поколению людей и усваиваются им.
Образование можно охарактеризовать как относительно самостоятельную систему, задачей которой является систематическое обучение и воспитание членов общества, ориентированное на овладение определенными знаниями (прежде всего научным), идейно-нравственными ценностями, умениями, навыками, нормами поведения, содержание которых определяется социально-экономическим и политическим строем общества, уровнем его материально-технического развития.
Образование – важный социальный институт. Известно, что социальный институт – это организованная система связей и социальных норм, которая объединяет значимые общественные ценности и процедуры, удовлетворяющие основным потребностям общества. Любой функциональный институт возникает и функционирует, выполняя ту или иную социальную потребность. Успешная деятельность института возможна лишь при реализации определенной совокупности условий:
1) наличии социальных норм и предписаний, регулирующих поведение людей в рамках данного института;
2) интеграции его в социально-политическую и ценностную структуру общества, что, с одной стороны, обеспечивает формально-правовую основу деятельности института, а с другой – позволяет осуществить социальный контроль над соответствующими типами поведения;
3) необходимо наличие материальных средств и условий, обеспечивающих успешное выполнение институтами нормативных предписаний и осуществление социального контроля.
По своему смыслу и направленности социальное образование шире, чем общее образование, поскольку включает не только процесс обучения и воспитания личности, ее целенаправленного развития, но и служит социальному научению, социальному формированию и развитию личности, ее духовно-нравственной культуры.
Социокультурный подход к исследованию феномена социального образования имеет большое практическое значение, так как позволяет выделить основные условия и факторы социального характера, влияющие на формирование не только социально образованной личности, но и представления различных социальных групп, всего общества (социальная воспитанность социального сообщества). В свою очередь, общество как социальный институт создает такие условия (экономические, социокультурные, идеологические, географические, организационно-правовые, политические и др.) для успешной интеграции личности в социум.
Развитие социального образования – одна из новых тем в отечественном познавательном пространстве гуманитарных наук, появление которой продиктовано назревшей необходимостью всестороннего системного изучения социального образования в России. В настоящее время в социологической, философской, педагогической и ряде других наук обосновывается целесообразность разработки новых стратегических направлений развития личности, способствующих ее социокультурной интеграции.
В современном, динамично развивающемся социуме, когда индивиду приходится порой неожиданно изменять свой социальный статус, круг взаимодействия и общения, на первое место выдвигаются проблемы социальных связей, возможности равновесия, порядка, гармоничности изменений. Потребность преодоления возникающих противоречий вызывает необходимость снятия замкнутости социальной системы и социокультурной интеграции в открытом, изменяющемся, развивающемся обществе.
1. Жуков В. И. Социальное образование в контексте развития мировой цивилизации // Ученые записки РГСУ. Вестник УМО вузов России по образованию в области социальной работы. 2007. № 4.
2. Кутасова Т. Л., Королева К. Образование как социальный институт // Теория и практика общественного развития. 2005. №2. С. 24-27
3. Лебединцева Любовь Александровна Информация и знание как интеллектуальный продукт: социально-экономический подход // Общество. Среда. Развитие (Terra Humana). 2011. №1. С. 24-27
4. Мертон Р. Социальная теория и социальная структура. – М.: Хранитель, 2016. – 873 с.
5. Николаева Н.Н. Образование как социальный институт: функции и дисфункции // Учёные записки ЗабГУ. Серия: Философия, социология, культурология, социальная работа. 2011. №4. С.172-177
6. Пруель Н.А. Образование как общественное благо: воспроизводство, распределение и потребление. – Санкт-Петербург: Изд. СПбГУ, 2012. – 244 с.
7. Самсоненко Людмила Владимировна Социальное образование как социокультурный феномен в контексте интеграции личности в общество // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2008. №85. С.80-87
8. Тугушева Р.Р. Образование как интеллектуальное благо // Изв. Сарат. ун-та Нов. сер. Сер. Экономика. Управление. Право. 2017. №2. С.157-163
9. Тюмасева З.И., Богданов Е.Н. Системное образование и образовательные системы: Монография. – Калуга: КГПУ им К.Э.Циолковского, 2003. - 312 с.
10. Шкаратан О. И. Ожидание и реальность. Социальная мобильность в контексте проблемы равенства шансов // Общественные науки и современность. 2011. № 1. С. 5–24.
Тема: | «Социальная и интеллектуальная совместимость в системе образования» | |
Раздел: | Социология | |
Тип: | Реферат | |
Страниц: | 14 | |
Цена: | 900 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Юридическая ответственность в сфере образования
Дипломная работа:
Система деятельности социального педагога в условиях сельской школы
Дипломная работа:
Правовое регулирование системы органов государственной власти в сфере образования в Российской Федерации
Магистерская работа:
Мониторинг рынка труда в сфере образования республики башкортостан
Дипломная работа:
Соврменные механизмы противодействия коррупции в сфере образования в организациях среднего профессионального образования