Дипломная работа

«Духовно-нравственное воспитание и развитие школьника на уроках начального общего образования»

  • 50 страниц(ы)
фото автора

Автор: navip

ГЛАВА I. ПРОБЛЕМЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ НАУКЕ 3

1.1. Духовно-нравственное воспитание как феномен 3

1.2. Исследование проблем духовно-нравственного воспитания и развития в российской и зарубежной науке 9

1.3 Роль современного российского образования в духовно-нравственном воспитании и развитии личности школьника 20

ГЛАВА 2. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНИКА НА УРОКАХ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ 27

2.1 Цель и приоритетные задачи воспитания младших школьников в современных социокультурных условиях 27

2.2 Базовые национальные ценности как факторы определяющие содержание духовно-нравственного воспитания и развития обучающихся на уроках в начальной школе 31

2.3 Результаты педагогического эксперимента 35

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40

Практические рекомендации педагогам по духовно-нравственному воспитанию школьников 40

Литература 43

1.1. Духовно-нравственное воспитание как феномен

Исторический прогресс общечеловеческой культуры оценивается степенью гуманизации отношений в обществе, расширением сферы действия нравственности в жизни людей. Школа как социальный институт воспитания может существенно помочь обществу, если решение данной проблемы посчитает одной из важнейших задач учебно-воспитательного процесса. Учебно-воспитательный процесс, осуществляемый школой, - систематизирующий фактор организации жизнедеятельности детей, и духовно-нравственное воспитание должно стать его органичной составной частью.

Вопросы духовно-нравственного развития, воспитания, совершенствования человека волновали общество всегда и во все времена. Педагогика также не оставляла эти вопросы без внимания. Существовала и существует такая теория, что духовно-нравственное воспитание не может выделяться в отдельный вид воспитательной работы. Это объясняется тем, что элементы духовно-нравственного развития присутствуют во всех сторонах становления личности.

Осмысливая проблему духовно-нравственного воспитания, необходимо определить действительные истоки духовности и нравственности.

Анализ психолого-педагогической литературы свидетельствует о том, что воспитанию духовности было уделено немало внимания. Многие из этих исследований были выполнены давно, что свидетельствует о том, что эта проблема всегда считалась важной при воспитании каждого гражданина. В кратком словаре по философии понятие нравственности приравнено к понятию мораль. «Мораль (латинское mores-нравы) - нормы, принципы, правила поведения людей, а так же само человеческое поведение (мотивы поступков, результаты деятельности), чувства, суждения, в которых выражается нормативная регуляция отношений людей друг с другом и общественным целым (коллективом, классом, народом, обществом). »

В. И. Даль толковал слово мораль как «нравственное ученье, правила для воли, совести человека». Он считал: «Нравственный — противоположный телесному, плотскому, духовный, душевный. Нравственный быт человека важнее быта вещественного.» «Относящийся к одной половине духовного быта, противоположный умственному, но сопоставляющий общее с ним духовное начало, к умственному относится истина и ложь, к нравственному - добро и зло. Добронравный, добродетельный, благонравный, согласный с совестью, с законами правды, с достоинством человека с долгом честного и чистого сердцем гражданина. Это человек нравственный, чистой, безукоризненной нравственности. Всякое самоотвержение есть поступок нравственный, доброй нравственности, доблести».

У Ожегова С.И «Нравственность — это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами».

В китайской философской мысли принято считать, что Небу свойственны постоянные явления, Земле свойственна постоянная форма, Человеку свойственны постоянные нравы. Объединить их и совместно управлять ими – это путь правителя. Поэтому высокопоставленные правители должны старательно заниматься своей нравственностью, а низко поставленные – хранить духовную чистоту. При таком соотношении духовности и нравственности, как считает данная цивилизация, правители спускаются в народ, а народ сближается с правителем, отдает свои силы полезному труду, что и ведет к благополучию и спокойствию. Порядок и хаос, по убеждению китайцев, зависит только от духовно-нравственного здоровья правителя.

ГЛАВА 2. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНИКА НА УРОКАХ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

2.1 Цель и приоритетные задачи воспитания младших школьников в современных социокультурных условиях

Российское общество переживает в настоящее время духовно-нравственный кризис. Сложившееся положение является отражением перемен, произошедших в общественном сознании и государственной политике. Российское государство лишилось официальной идеологии, общество - духовных и нравственных идеалов. Сведенными к минимуму оказались духовно-нравственные обучающие и воспитательные функции действующей системы образования. Следствием этого стало то, что совокупность ценностных установок, присущих массовому сознанию (в том числе детскому и молодежному) во многом деструктивна и разрушительна с точки зрения развития личности, семьи и государства.

В связи с этим задача духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения имеет чрезвычайную значимость; ее, без преувеличения, необходимо осмыслить сегодня как одну из приоритетных в деле обеспечения национальной безопасности страны.

Рассмотрим причину возникновения проблемы духовно-нравственного воспитания.

Российское законодательство начала 90-х годов практически не отражало необходимость духовно-нравственного воспитания в обществе. Об этом свидетельствуют отдельные нормативные документы, которые говорят о необходимости духовно-нравственного воспитания.

Так, в апреле1992 года Правительство Российской Федерации «в связи с коренными изменениями в социально - политической жизни страны в условиях перехода к рыночной экономике в целях создания необходимых условий существования и развития культуры как важнейшего фактора социальной и духовной жизни общества, обеспечения реальных возможностей для приобщения граждан Российской Федерации к культуре и искусству, историко-культурному и природному наследию, государственной поддержки и социальной защиты организаций, деятелей и работников культуры и искусства в период экономических реформ Правительство Российской Федерации» дало указание Министерству печати и информации Российской федерации, Министерству культуры и туризма Российской Федерации, Комитету по делам архивов при Правительстве Российской Федерации, Комитету кинематографии при Правительстве Российской Федерации расширить, начиная со второго квартала 1992 года программы регулярных телепередач и циклов кино-, видеофильмов по тематике культуры, сохранения культурного и природного наследия, духовно - нравственного возрождения народов России.

Более того, принятый в 1992 года Закон Российской Федерации «Об образовании», который должен был регулировать «целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов)», вообще не содержал положений о духовно-нравственном воспитании детей и молодежи.

В Законе содержалось единственное положение о необходимости нравственного воспитания, ответственность за которое возлагалось на родителей: «Статья 18. Дошкольное образование. 1. Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в младенческом возрасте». [51]

В октябре 1992 года были приняты «Основы законодательства Российской Федерации о культуре», которые практически ничего не говорили о духовно-нравственном воспитании. Статья 3 «Основные понятия» лишь установила, что «духовные ценности» относятся к культурному наследию народов Российской Федерации, а статья 11 «Право на личную культурную самобытность» провозгласила, что «Каждый человек имеет право на свободный выбор нравственных, эстетических и других ценностей, на защиту государством своей культурной самобытности». [52]

Исходя из приведенных материалов, можно сказать, что в 90-е годы духовно-нравственное воспитание не занимало важного места в государственное политики, однако, начиная с 1995 года, тема необходимости духовно-нравственного воспитания все больше находит свое отражение в нормативных актах.

В сентябре 1995 года Указом Президента РФ были утверждены «Основные направления государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации до 2000 года (национальный план действий в интересах детей)». [53]

«Основные направления» в разделе «1. Положение детей в условиях социально-экономических перемен в Российской Федерации» констатировали, что «необходимо отметить ряд тенденций, которые негативно сказываются на духовно - нравственном развитии и воспитании детей. Резко сократилось производство детских и юношеских художественных и мультипликационных фильмов. Прекратила свое существование сеть специализированных детских кинотеатров. Сокращаются тиражи детских изданий. Не полностью удовлетворяется спрос на научно - художественные, познавательные книги, отечественную классику, литературу по школьной программе».

В разделе «3.2. Поддержка семьи как естественной среды жизнеобеспечения детей» документ констатировал в качестве обобщенной оценки государственных мер с точки зрения их достаточности следующее: «Вместе с тем совместные усилия семьи и государства пока недостаточны для обеспечения каждому ребенку уровня жизни, необходимого для его полноценного физического, интеллектуального, духовного, нравственного и социального развития».

Также были намечены меры преодоления этого кризиса. В разделе «2. Основные цели и задачи государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации до 2000 года» в документе было установлено, что:

«Общая цель государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации состоит в преодолении нарастания негативных тенденций и стабилизации положения детей, создании реальных предпосылок дальнейшей положительной динамики процессов жизнеобеспечения детей.

Необходимость реализации прав детей на полноценное физическое, интеллектуальное, духовное, нравственное и социальное развитие в соответствии с нормами Конституции Российской Федерации и международными обязательствами, а также конкретные проблемы современного положения детей обусловили выбор в качестве приоритетных следующих основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации:

• Укрепление правовой защиты детства;

• Поддержка семьи как естественной среды жизнеобеспечения детей;

• Обеспечение безопасного материнства и охраны здоровья детей;

• Улучшение питания детей;

• Обеспечение воспитания, образования и развития детей;

• Поддержка детей, находящихся в особо трудных обстоятельствах.

Однако, несмотря на предпринимаемые законодательные меры, ситуация с духовно нравственным воспитанием молодежи не улучшалась.

И в последние годы уделяется большое внимание духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения.

Например, законом Российской Федерации «Об образовании» (ст. 9, п. 1) установлено, что «основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования обеспечивают реализацию федерального государственного образовательного стандарта с учётом типа и вида образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников и

включают в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие духовно-нравственное развитие, воспитание и качество подготовки обучающихся».

Работы по развитию духовно-нравственного развития ведутся не только на федеральном уровне, но и разрабатываются программы по развитию духовно-нравственных ценностей в региональном уровне с учетом национально-регионального компонента. В 2004 году была разработана программа «Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения».

А в 2009 году принят новый федеральный государственный стандарт второго поколения, где в основу легла «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России».

Таким образом, по духовно-нравственному воспитанию молодежи ведется активная работа на государственном уровне.

2.2 Базовые национальные ценности как факторы определяющие содержание духовно-нравственного воспитания и развития обучающихся на уроках в начальной школе

В проекте Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России его авторами (А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков) в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации «Об образовании», на основе ежегодных посланий Президента России Федеральному собранию Российской Федерации базовые национальные ценности определены как основные моральные ценности, приоритетные нравственные установки, существующие в культурных, семейных, социально-исторических, религиозных традициях многонационального народа Российской Федерации, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие успешное развитие страны в современных условиях. Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально- педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России. В сфере личностного развития воспитание обучающихся должно обеспечить, в том числе и принятие личностью базовых национальных ценностей, национальных духовных традиций. К их числу относятся патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд и творчество, наука, традиционные российские религии, искусство и литература, природа, человечество. В соответствии с базовыми национальными ценностями определяется содержание духовно-нравственного воспитания и развития личности.

Одной из первостепенных особенно для младшего школьника является семья (любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода). Семья лежит в основе духовно-нравственного воспитания и развития школьников, и в первую очередь определяет урочную, внеурочную и внешкольную деятельность обучающихся. По нашему мнению ведущая, содержательно определяющая роль принадлежит семье в осуществлении ряда основных принципов организации духовно-нравственного развития и воспитания. Так, говоря об организации социально открытого пространства духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России, нельзя не отметить роль семьи при реализации социально-педагогического партнёрства; индивидуально- личностного развития и т.д.

Проанализировав психолого-педагогическую литературу, мы пришли к выводу, что до сих пор вопросы духовно-нравственного воспитания и формирования духовно-нравственных качеств личности младшего школьника не получили систематического анализа. В педагогической литературе только намечаются общетеоретические подходы к решению этой проблемы, не представлена сущность и структура духовных качеств личности младшего школьника, недостаточно внимания уделяется раскрытию психолого-педагогических условий и механизмов формирования нравственности. Также отсутствует теоретический подход к определению целевых, содержательных и процессуальных основ духовно-нравственного воспитания учащихся начальных классов.

Поэтому целью исследования был: теоретический анализ и обоснование путей практической реализации духовно-нравственного воспитания и развития школьника на уроках начального общего образования.

Для достижения поставленной цели была выдвинута гипотеза исследования: процесс духовно-нравственного воспитания и развития школьников будет протекать эффективно, если

• определено содержание духовно-нравственного воспитания иразвития младших школьников на уроках начального общего образования;

• духовно-нравственное воспитание личности младшего школьника будет осуществляться на основе национальных ценностей российского общества.

Результаты работы показали, что цель исследования была достигнута, гипотезы доказаны.

Практические рекомендации педагогам по духовно-нравственному воспитанию школьников

1. Весь воспитательный процесс должен быть основан на уважении к личности каждого ребенка.

2. Воспитательный процесс необходимо строить с учетом психолого-педагогических особенностей детей.

3. Систематическое проявление высокого уровня духовности, нравственности и культуры самого учителя.

4. Расположить ребенка к воспитательному процессу, сделать его добровольным помощником в своем же воспитании.

5. Повседневное жизнь в классе, общение в классном коллективе должно соответствовать тому идеалу, который учитель стремиться вселить в ребенка.

6. Приобщение учащихся к различным видам созидательной творческой деятельности как в учебной, так и внеурочной деятельности.

7. Создание, поддержание атмосферы высокой духовности, нравственности как между учителем и учеником, так и в среде самих учащихся.

8. Вовлечение учащихся в различные виды социально значимой деятельности, где бы проявились их милосердие, сопричастность с разрешением проблем, которые стоят перед страной, городом, поселком, школой.

9. Формирование представлений о гармонии мира, взаимосвязи духовного и материального, гуманитарного и естественнонаучного знания.

10. Совместные путешествия, экскурсии в музеи, посещение различных выставок с последующим их обсуждением.

11. Индивидуальные и коллективные творческие работы учащихся, их обсуждение и взаиморецензирование.

12. Педагогическое стимулирование и развитие у учащихся ценностей и ценностных ориентаций, которые обусловлены понятиями «семья», «совесть», «любовь», «доброта», «духовно-нравственная личность» и др.

13. Постепенное расширение и углубление духовных потребностей и интересов учащихся.

14. Создание педагогических условий для перехода образования в самообразование, воспитания в самовоспитание, развитие в саморазвитие.

15. Воспитание – скрытый и длительный процесс, и потому учитель должен проявлять проницательность, последовательность и терпение во всех конкретных случаях решения воспитательных задач.

1. Андреева, Г.М. Социальная психология [Текст] / Г.М. Андреева. – М.: Аспект Пресс,2003. – 384с. - ISBN 5-7834-01066-1.

2. Асмолова А.Г., Бурменская И.А. и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя [Текст] / под ред. А.Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2008. – 367 с. - ISBN 57-9854-3850-3

3. Батыршев, А.В. Организационные и коммуникативные качества личности [Текст] / А.В. Батаршев – Таллин: УИСТ, 2001. - 108 с. - ISBN 5-7824-01066-1.

4. Бахтин, М.М. Этика словесного творчества [Текст] / М.М. Бахтин - М.: Искусство, 2002. - 448 с. - ISBN 8-7824-01066-1.

5. Белинская, Е.П. Социальная психология личности. Учебное пособие [Текст] / Е.П. Белинская – М.: Аспект, 2002. – 304 с. - ISBN: 978-5-7695-5883-2.

6. Белорыбкина, О.А. Речь и общение [Текст] / О.А. Белорыбкина – Ярославль: Наука, 2000. – 270 с. - ISBN: 2345-5-7695-5883-2.

7. Бобровская, Г.В. Активизация словаря младшего школьника. [Текст] / Г.В. Бобровская // Начальная школа – 2003. - №4. – с. 10-15.

8. Бодалев, А.А. О коммуникативном ядре личности. [Текст] / А.А. Бодалев // Сов. педагогика. - 2000. - №5. – с. 24- 29.

9. Болотова, А.К., Макарова И.В. Прикладная психология. Учебник для вузов [Текст] / А.К. Болотова – М.: Аспект, - 2001.– 383 с. - ISBN 5-7567-0150-8.

10. Бородич, А.М. Методика развития речи детей [Текст] / А.М. Бородич – М.: Просвещение, 2000. – 460 с. - ISBN 5-9567-0150-8

11. Буева, А.П. Человек: деятельность и общение [Текст] / А.П. Буева – М.: Педагогика, 2001. – 135 с. - ISBN 5-7567-6180-8.

12. Богакова, С.Е., Князькова, Т.Н., Плоскина, О.В., Лысюк, С.Н. Диагностика коммуникативных способностей [Текст] / под ред. С.Е.Богакова – Кемерово: Педагогика, 2001. – 250с. - ISBN 7-3567-6180-0.

13. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л. И. Божович. М.: Просещение, 2000. – 236 с. - ISBN 5-6767-6180-8.

14. Болотова, А.К., Макарова И.В. Прикладная психология. Учебник для вузов [Текст] / А.К. Болотова - М.: Аспект, 2001 – 478 с. - ISBN 5-3567-6180-5.

15. Власова, А.А. Утром – практика, вечером – теория [Текст] / А.А. Власова // Российская газета. – 2006. – №286. – С. 11.

16. Воюшина, М.Л. Формирование умения анализировать художественные произведения как средство литературного развития младших школьников [Текст] / М.Л. Вьюшина - СП б.: АКБ, 2000. – 345с. - ISBN 5-7367-6180-6.

17. Выготский, Л. С. История развития высших психических функций [Текст] / Л. С. Выготский // Собр. соч. : в 6 т. – М., 1995. – Т. 3: Проблемы развития психики. – С. 2-328.

18. Гришанова, И. А. Коммуникативная успешность младших школьников (Теоретический и практический аспекты) [Текст] / И.А. Гришанова – Ижевск: Институт компьютерных исследований, 2006. – 267 с. - ISBN 8-3654-6890-5.

19. Дашкин, М.Е. Коммуникативные умения специалистов «Человек-человек» [Текст] / М.Е. Дашкин – М.: Педагогика, 2000. – 256 с. - ISBN 5-5678-6450-5.

20. Дереклеева, Н.И. Развитие коммуникативной культуры учащихся на уроке и во внеклассной работе [Текст] / Н.И. Дереклеева – М.: Аспект Пресс, 2005. – 345 с. - ISBN 5-7334-36890-9.

21. Дыбина, О.В. Педагогическая диагностика компетентностей младших школьников [Текст] / О.В. Дыбина. – М.: Пресс, 2008. – 374 с. - ISBN 7-3654-6890-35.

22. Жирова, Н.А. Текстовая деятельность в обучении студентов [Текст] / Н.А. Жирова – М.: Просвещение, 2001. – 265 с. - ISBN 5-3334-36590-1.

23. Жуков Ю.М., Петровская О.А., Растянников П.В. Диагностика и развитие в общении [Текст] / Ю.М. Жуков – Киров: Наука, 2000. – 142с. - ISBN 5-3654-6890-8

24. Зимняя И.А., Путиловская, Т.С. Развитие речи как формирование умения решать коммуникативные речевые задачи [Текст] / И.А. Зимняя, Т.С. Путиловская – М.: Просвещение, 2004. – 543 с. – ISBN 67-3334-3640-0.

25. Казарцева, О.М. Культура речевого общения: Учебное пособие для студентов пед. уч. Заведений [Текст] / О.М. Казарцева – М.: Наука, 2002. – 234 с. - ISBN 5-3634-3890-9.

26. Капустин, Н.К. Педагогические технологии адаптивной школы [Текст] / Н.К.Капустин – М.: Академия, 2001. – 344 с. - ISBN 4-3654-6890-3.

27. Кидрон, А.А. Коммуникативная способность и её совершенствование [Текст] / А.А. Кидрон – СПб: Наука, 2000. – 165 с. – ISBN 7-3654-6890-0.

28. Клюева, Н. В., Касаткина, Ю. В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность [Текст] / Н.В. Клюева, Ю.В. Касаткина – Ярославль: Академия развития, 2000. – 485 с. - ISBN 5-3654-6890-67.

29. Ковалева, Г.С., Логинова О. Б. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 3 ч. Ч. [Текст] / Г.С. Ковалева, О.Б. Логинова – М.: Просвещение, 2011. – 235 с. - ISBN 8-3634-3890-34.

30. Ковалева Г.С., Логинова О.Б. Планируемые результаты начального общего образования [Текст] / Г.С. Ковалева, О.Б. Логинова – М.: Просвещение, 2010. – 453 с. - ISBN 6-3634-3890-4.

31. Козлова, В.В. Фундаментальное ядро содержания общего образования [Текст] / В.В. Козлова, А.М. Кондакова. – М.: Просвещение, 2010. – 132 с. - ISBN 7-3654-3850-9

32. Купаевцев А.В. Деятельностная альтернатива в образовании [Текст] / А.А. Купаевцев // Педагогика – 2005. - №10 – С. 27-33.

33. Кухаренко, В.А. Интерпретация текста [Текст] / В.А. Кухаренко – М.: Аспект Пресс, 2001. – 173 с. - ISBN 8-3634-3090-3.

34. Леонтьев, А.А. Психология общения [Текст] / А.А. Леонтьев - М.: Наука, 2000. – 456 с. - ISBN 3-3634-37890-4.

35. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность [Текст] / А.Н. Леонтьев – М.: Наука, 2000. – 674 с. - ISBN 7-3654-6890-6.

36. Ломов, Б.Ф. Общение как проблема общей психологии/ Методологические проблемы социальной психологии [Текст] / Б.Ф. Ломов – М.: Просещение, 2000. – 567 с. - ISBN 9-1634-3890-1.

37. Львова, С.И. Язык в речевом общении. Книга для учителя [Текст] / С.И. Львова - М.: Просвещение, 2000. – 462с. - ISBN 7-3634-3890-6.

38. Лямскина, Н.А. Формирование культуры общения младших школьников как педагогическая задача [Текст] / Н.А. Лямскина – Курск: Пресс, 2000. – 365 с. - ISBN 9-7634-3790-4.

39. Мали, Д.Д., Арямова О.С., Климова С.А., Пескова Н.С. Уроки развития речи [Текст] / Д.Д. Мали - М.: Наука, 2006. – 447 с. - ISBN 4-7544-3790-43.

40. Мудрик, А.В. Общение как фактор воспитания школьников [Текст] / А.В. Мудрик– М.: Просвещение, 2000. – 457 с. - ISBN 6-7634-3790-2.

41. Пассов, Е.И. Коммуникативная методика [Текст] / Е.И. Пассов - М.: АРКТИ, 2005. - 28 с. - - ISBN 1-5634-3790-3.

42. Петруссинский, В.В. Игры для интенсивного обучения [Текст] / В.В. Петрусинский – М.: Просвещение, 2000. – 234 с. - ISBN 6-3654-6890-2.

43. Путиловская, Т.С. Возрастные особенности решения коммуникативных задач учащимися в педагогическом общении [Текст] / Т.С. Путиловская – М.: Наука, 2004. – 125с. - ISBN 9-3634-3896-6.

44. Российская государственная библиотека [Электронный ресурс] / Центр информ. технологий РГБ ; ред. Власенко Т. В. ; Web-мастер Козлова Н. В. – Электрон. дан. – М. : Рос. гос. б-ка, 1997. - . – Режим доступа: h**t://w*w.rsl.r*, свободный. – Загл. с экрана. – Яз. рус., англ.

45. Савенков, А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников [Текст ] / А.И. Савенков - М.: «Сентябрь», 2003. – с.204 - ISBN 43-3654-6890-67.

46. Сапогова, Е.Е. Своеобразие переходного периода у детей 6-7 летнего возраста [Текст] / Е.Е. Сапогова // Вопросы психологии. – 2001. – № 4. – С. 36-43.

47. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие [Текст] / Г.К. Селевко. – М.: Народное образование, 200. – 256 с. - ISBN 8-4654-6290-8.

48. Сергеев, И.С., Блинов, В.И. Как реализовать компетентностный подход на уроке и во внеурочной деятельности: Практическое пособие [Текст] / И.С. Сергеев – М.:АРКТИ, 2007. – 132с. – ISBN 9-3654-6890-0.

49. Синицын, В.А. Современные подходы к развитию речи младших школьников [Текст] / В.А. Синицын // Начальная школа. – 2003. - №2. – с. 23-29.

50. Соловейчик, М.С., Сергеева, Н.Н. Русский язык в начальных классах [Текст] / М.С. Соловейчик – М.: Просвещение, 2003. – 347 с. - ISBN 9-6734-3856-2.

51. Стернин, И.А. Типы коммуникативных действий и коммуникативное поведение человека [Текст] / И.А.Стернин - М.: Просвещение, 2001. – 456 с. - ISBN 8-8634-3840-3.

52. Сулимова, Т.О. Социальная работа и конструктивное разрешение конфликтов [Текст] / Т.О. Сулимова – М.: Артс – Пресс, 2000. – 356 с. - ISBN 5-3654-6890-6.

53. Трофимова, Г.С. Русский язык и культура речи [Текст] / Г.С. Трофимова – М.: Наука, 2005. – 564 с. - ISBN 4-3634-3890-0.

54. Уварова, Т.В. Говорить правильно и выразительно – это радость общения друг с другом [Текст] / Т.В. Уварова // Начальная школа. – 2001. - №10. – с. 36-42.

55. Фомичёва, М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения [Текст] / М.Ф. Фомичева - М.: Просвещение, 2001. – 235с. - ISBN 1-3654-3890-4.

56. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Тест]. – введ. 2010 – 12 – 17. – Москва: М-во образования и науки Рос. Федерации; М.: Просвещение, 2010. – 28 с.

57. Фотекова, Т.А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников [Текст] / Т.А. Фотекова – М.: Просвещение, 2000. – 254с. - ISBN 1-3654-3890-4.

58. Хвостова, Е.В. Развитие коммуникативной компетенции младших школьников в учебной и внеурочной деятельности [Текст] / Е.В. Хвостова - Екатеренбург: Педагогика, 2005. – 168 с. - ISBN 4-3654-6890-3.

59. Цукерман, Г. А. Виды общения в обучении [Текст] / Г.А. Цукерман – Томск: Пеленг, 2000. – 346 с. - ISBN 5-3654-6890-9.

60. Якимов, Н.А. Проектно-исследовательская деятельность младших школьников [Текст] / Н.А. Якимов // Исследовательская работа школьников. – 2003. - №1. – С. 48-51.

Покупка готовой работы
Тема: «Духовно-нравственное воспитание и развитие школьника на уроках начального общего образования»
Раздел: Педагогика
Тип: Дипломная работа
Страниц: 50
Цена: 1600 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

Не подошла эта работа?

Воспользуйтесь поиском по базе из более чем 40000 работ

Другие работы автора
Наши услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика