Дипломная работа

«Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках математики»

  • 72 страниц
Содержание

ВВЕДЕНИЕ…. 3

ГЛАВА 1 . ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ…. 8

1.1.Особенности универсальных учебных действий в системе начального образования ….8

1.2.Коммуникативные универсальные учебные действия….10

1.3.Особенности развития коммуникативных универсальных учебных действий у учащихся начальных классов на уроках математики….26

Выводы по первой главе . ….37

ГЛАВА 2 . ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ….38

2.1. Диагностический инструментарий по формированию коммуникативных компетенций у младших школьников на уроках математики ….38 2.2. Результаты экспериментальной работы.….53 2.3. Методические рекомендации по формированию коммуникативных универсальных учебных действий ….55

Выводы по второй главе .…58

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ….59

ЛИТЕРАТУРА….….61

ГЛОССАРИЙ ПО КАТЕГОРИАЛЬНОМУ АППАРАТУ…67

ГЛОССАРИЙ ПО ПЕРСОНАЛИЯМ ….70

Введение

Актуальность исследования заключается в том, что умение общаться является важной проблемой, как для одного конкретного человека, так и для всего общества в целом. Общество немыслимо вне общения. В сфере коммуникации человек осуществляет и свои профессиональные, и личные планы. Здесь он получает подтверждение своего существования, поддержку и сочувствие, помощь в реализации жизненных планов и потребностей. Именно коммуникативные умения и навыки - это ключ к успешной деятельности человека, да и к успешной жизни в целом.

За последние годы в образовательном процессе существенно изменились требования к содержанию образования и к процессу получения и усвоения новых знаний. С введением государственных образовательных стандартов второго поколения уровень усвоения знаний по предметам стал не единственным важным компонентом в образовательном процессе, теперь существуют еще три группы результатов: личностные, метапредметные, предметные. На современный урок мы должны идти с новой задачей: «Я формирую три группы результатов». И решить данную задачу преподавателю может помочь только сам преподаватель, его внутренняя установка понять и принять универсальные учебные действия, его умение правильно организовать учебный процесс и преподнести это ученикам. Теперь основная установка для учителя - это учить обучающихся способам действий, как учиться, то есть универсальным учебным действиям. А главным результатом современного Российского образования должно стать, конечно, это умение учиться всю жизнь, то есть полноценное освоение учениками компонентов учебной деятельности.

Изучая состояние проблемы формирования коммуникативных универсальных учебных действий в начальной школе на уроках математики, нами были выявлены следующие противоречия:

- между высоким уровнем значимости коммуникативной деятельности для успешного школьного обучения и недостаточным уровнем сформированности коммуникативных навыков младших школьников;

- между возрастающими требованиями школы к коммуникативной компетентности учителей начальных классов и затруднениями в организации процесса общения в системе «ученик-ученик», «ученик-учитель».

- между потребностью школьной практики в новых формах, методах, средствах, приемах формирования коммуникативных навыков и недостаточной их разработанностью;

Проблема успешности коммуникативной деятельности достаточно разработана педагогической психологией. В педагогических публикациях часто обсуждается учебный процесс с точки зрения раскрытия и реализации его потенциальных возможностей. Однако методический инструментарий педагога до сих пор не имеет четких критериев и практической системы формирования коммуникативной успешности детей (за исключением, вероятно, системы развивающего обучения Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова).

Тема исследования - формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках математики.

Цель исследования – изучение проблемы процесса формирования коммуникативных УУД у младших школьников на уроках математики.

Объект исследования – образовательная среда начального общего образования в контексте формирования коммуникативных универсальных учебных действий.

Предмет исследования – формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках математики и методы их формирования.

Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что процесс формирования коммуникативных универсальных учебных действий на уроках математики будет эффективным, если:

– преподаватель высокого уровня профессионализма будет обеспечивать системный подход к личностному развитию;

– будут сохраняться преемственность с другими образовательными предметами, внеурочной деятельностью и создаваться условия для самовыражения;

– если учение будет основано на деятельностном подходе и обучающийся примет позицию субъекта образования.

Задачи исследования:

1. Изучить теоретико-методологические основы формирования коммуникативных универсальных учебных действий изучить и проанализировать научно-методическую литературу по данной теме;

2. Разработать, обосновать и апробировать систему формирования коммуникативных универсальных учебных действий;

3. Разработать методические рекомендации по формированию коммуникативных универсальных учебных действий на уроках математики в младших классах.

Теоретико-методологическая основа исследования:

культурно-исторический, деятельностный подход описываемый в трудах наших отечественных психологов Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, П.Я. Гальперина, Д.Б. Эльконина и др., определяющий важные психологические условия и механизмы процесса получения новых знаний, формирования картины мира, общий состав учебно-воспитательной деятельности школьников.

Общую методологию исследования составили ведущие педагогические положения о целостности и взаимозависимости социальных явлений; поступательности развития с отмиранием старого и сохранением новых элементов; реализации противоречий как движущей силе развития.

На уровне конкретного методологического исследования основными стали положения целостного подхода, идеи здоровьезберегающего учебно- воспитательного процесса в системе начального общего образования:

− анатомо-физиологические и психологические основы развития личности (А.Г. Асмолов, Н.Н. Куинжи, Р.И. Айзаман, Г.А. Апанасенко, Л.С. Выготский);

− современные направления здоровьезберегающих педагогических технологий ( В.А. Гуров, Э.Я. Оладо, В.Ф. Базарный, Н.Ф. Казачкова, В.И. Ковалько).

− универсальные учебные действия на основе изучения математических понятий (М. И. Моро, Л.Г. Петерсон, Н.Б. Истомина).

Методы исследования определены целью, предметом, задачами и логикой исследования. К ним относятся:

1. Теоретические – анализ философской, социологической, психолого-педагогической литературы и передового опыта по проблеме исследования.

2. Эмпирические методы: наблюдение, беседа, педагогический эксперимент.

3. Методы математической обработки и статистики; метод сравнительного анализа.

Теоретическая значимость исследования: психолого-педагогическая систематизация литературы по обеспечению в формировании коммуникативных универсальных учебных действий в начальной школе на уроках математики.

Практическая значимость исследования: по результатам теоретического и опытно-педагогического исследования составлены методические рекомендации по формированию универсальных учебных действий у младших школьников на уроках математики.

База исследования. Основной опытно-экспериментальной базой являлась МБОУ СОШ с. Зайцево Янаульского района.

Апробация результатов исследования осуществлялась в форме выступления на совещании перед учителями младших классов и на методическом объединении учителей начальных классов.

Структура работы отражает логику, содержание, и результаты исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, глоссариев.

Во введении обосновывается актуальность темы, выявляются противоречия, определяются проблема, цель и задачи, объект и предмет, выдвигается гипотеза, описываются теоретико-методологическая основы исследования, методы, теоретическая и практическая значимость, база и апробация исследования.

В первой главе раскрыта сущность понятия формирования коммуникативных универсальных учебных действий в начальной школе, перспективы развития системы начального образования в рамках федеральных государственных требований, особенности развития коммуникативных универсальных учебных действий у учащихся начальной школы на уроках математики.

Во второй главе определены задачи исследования, описывается организация и содержание опытно-экспериментальной работы по формированию коммуникативных универсальных учебных действий в начальной школе на уроках математики; проанализирована динамика уровня сформированности коммуникативных компетенций у младших школьников; выявлена психологическая готовность ребенка к обучению в школе; даны методические рекомендации по формированию коммуникативных универсальных учебных действий.

В заключении изложены основные выводы по проведённому исследованию.

Фрагмент работы

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ

1.1.Особенности универсальных учебных действий в системе начального образования

Более глубоким значением термина «универсальные учебные действия» является способность учиться, другими словами умение учащихся саморазвиваться и самосовершенствоваться с помощью сознательного приобретения социального опыта в условиях современной меняющейся системы образования. А узким (психологическим) значением данного понятия следует считать разные способы действий обучающихся, их умение самостоятельно заниматься усвоением неизученного материала, и формированием организации данного процесса. Очень важно в условиях современного меняющегося общества, чтобы у учащихся развивалось умение самостоятельно, а главное успешно принять и получить новые знания, формировать способность к правильной организации данного процесса, умению учиться. Все выше перечисленное, обеспечивается тем, что универсальные учебные действия как общие действия помогают учащимся получить возможность глубокой ориентации на разных школьных предметах, так и в построении всего учебного процесса. Из всего этого следует, что достижение способности учиться осуществляет успешное усвоение учащимися всех важных частей учебной деятельности: 1) учебную цель и задачу; 2) учебные действия и операции (изменение материала, анализ, оценивание, контроль); 3) общие мотивы учащихся. Итак, умение учиться является важнейшим компонентом повышения успеваемости по всем школьным предметам. В современной системе образования существенным является формирование построения мирового образа, ценностно - смысловых оснований личностного и морального выбора учащихся. [5,27]

Функции универсальных учебных действий:

- дать школьнику возможность самостоятельно усвоить учебный материал, определить цели учения, находить и применять в учебной деятельности подходящие средства и способы для достижения цели, самостоятельно контролировать и уметь дать оценку результатам своей деятельности;

- создать необходимые условия для успешности и гармоничности развития личности в образовательно-воспитательном процессе;

- при изучении каждой предметной дисциплины формировать умения, навыки и способности, обеспечить благоприятную обстановку для успешности усвоения знаний. [5,27]

Характер универсальных учебных действий определяется в том, что они носят метапредметный и надпредметный характер; обеспечивают полноту личностного, познавательного, общекультурного развития в определенной ступени онтогенеза; в процессе усвоения новых знаний, представляют возможность преемственности на всех этапах образовательно-воспитательного процесса; организуют и контролируют основы любых видов деятельности независимо от предметной дисциплины. Итак, универсальные учебные действия гарантируют организацию изучения новых знаний на всех этапах учебной деятельности и развитие психологических способностей школьников. Реализация деятельностного подхода в образовательном процессе осуществляется в ходе решения следующих задач:

- в зависимости от сформированности универсальных учебных действий и личностных качеств учащихся выделить основные результаты обучения и воспитания;

- определение сущности содержания учебной дисциплины и образовательного процесса в целом с ориентацией на знания в определенных учебных предметах;

- в соответствии с возрастом учащихся и этапом образовательного процесса, определить функции, содержание и структуру универсальных учебных действий;

- выбор возрастно-специфической формы и качественных показателей успешности развития универсальных учебных действий для личностного и познавательного развития школьника;

- выделение тех учебных дисциплин, при изучении которых могут быть вполне успешно сформированы определенные виды универсальных учебных действий;

- на определенном этапе усвоения новых знаний разработать комплекс типовых заданий для определения сформированности универсальных учебных действий;

- разработка комплекса задач и организация ориентировки ребят в их решении, обеспечивающем формирование универсальных учебных действий.

В область коммуникативных универсальных учебных действий входят: умение высказывать свою точку зрения; взаимодействовать с преподавателем и одноклассниками; научиться учитывать мнение собеседника; воспринимать и передавать информацию; соблюдать культуру речи. Задача учителя в младшем звене формировать следующие компоненты универсальных учебных действий: научиться сотрудничать, согласовывать коммуникативные усилия, адекватно воспринимать и передавать информацию. Учителю стоит обратить внимание на задачи общения. Все коммуникативные способности формируются, опираясь на речевые средства и действия.

Коммуникативные действия

В младших классах коммуникативные универсальные учебные действия определяют владение следующими компонентами: умение слушать и понимать точку зрения собеседника, передавать информацию, вступать и активно участвовать в диалоге, учитывать мнение партнера по общению и совместной деятельности, уметь взаимодействовать в группе со сверстниками и взрослыми. Также важно уметь самостоятельно сформулировать вопрос и найти на него ответ. [5,30]

К коммуникативным действиям относят:

- совместное планирование учебного сотрудничества с преподавателем и одноклассниками, постановка цели, функций участников, пути взаимодействия;

- совместная работа в поиске и подборе необходимой информации для решения сформированных вопросов;

- общее принятие соответствующего решения и его реализация, определение проблемы, поиск и оценка наиболее подходящих приемов для разрешения конфликтной ситуации;

- умение охарактеризовать, проконтролировать и оценить поведение и поступки партнера;

- учитывая задачи и условия коммуникации, научится грамотно выражать свою точку зрения, правильно владеть диалогической и монологической речью в соответствии с синтаксическими и грамматическими нормами языка.

Формирование концепции универсальных учебных действий в группе познавательных, регулятивных, личностных и коммуникативных действий, установление формирования психологической способности личности, осуществляется в рамках нормативно-возрастного развития личностной и познавательной среды ребенка. Процесс получения новых знаний предполагает содержание и характеристики учебной деятельности учащихся и этим устанавливает зону ближайшего развития указанных универсальных учебных действий (их уровень развития, соответствующий «высокой норме») и их свойства.

1.2. Коммуникативные универсальные учебные действия

Возрастные особенности развития коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников.

Дошкольное образовательное учреждение и начальная школа-два составляющих в учебно-воспитательном процессе. Удачи в образовательном процессе во многом зависят от качества знаний и умений, приобретенных в дошкольном образовательном учреждении, от стадии формирования познавательной активности и познавательных интересов ребенка.

Некоторые коммуникативно-речевые способности детей развиты уже с самого раннего возраста. К тому времени, когда они приходят в школу, у них развит целый ряд речевых способностей. В педагогике и психологии общению и формированию речевых способностей в детском саду, а также коммуникативно-речевым компетентностям готовности детей к школе уделяется очень большое внимание. Оценка уровня развитости коммуникативных способностей школьников различен, но в общем хочется желать лучшего. Поэтому в государственных образовательных стандартах второго поколения большое внимание уделяется и развитию коммуникативной стороны личности учащихся. В этих целях теперь коммуникативные компетенции должны развиваться на всех уроках, а не только на внеурочных занятиях. В комплексе выступающего утверждения универсальных учебных действий общение определяется не только как получение и передача информации, а рассматривается более шире. Коммуникация рассматривается как смысловой компонент межличностного взаимодействия общения. Данный процесс начинается с совместного взаимодействия и продолжается даже до организации сложных форм кооперации (реализация совместной работы) установление контакта.

Так как коммуникативная компетентность содержит довольно многогранный характер, необходимо определение существенного комплекса коммуникативных и речевых действий, т.е. тех действий, которые имеют наиболее общее значение с точки зрения достижения целей образования, определенных в образовательном стандарте второго поколения. Для реализации решения данной задачи важной причиной стало определение коммуникации для личностного и психического развития учащихся: со - трудничество и со - действие определяются как реальная деятельность, именно в процессе этой деятельности происходит психологическое развитие и формирование личности. Ко всему этому, существование вербальной (знаковой) природы позволяет общению взаимодействовать с обобщением (т.е. мышлением). Слово, являясь средством общения, выступает средством мышления и формирования личностного сознания ребенка (Л.С. Выготский). Благодаря данным компонентам выступают три основных аспекта коммуникативной деятельности, при этом определяется существование характеристики разной стадии формирования коммуникации у учащихся, приходящих в младшие классы. Далее перечислим некоторые возрастные особенности выступающих компонентов. Приходя в школу, дети уже имеют определенную степень формирования коммуникации. В комплекс основных (без которых никак не обойтись при поступлении в школу) включаются такие компоненты как:

- учащимся необходимо общаться со взрослыми и сверстниками;

-для успешности сотрудничества важно владеть вербальными и невербальными средствами общения;

- благоприятное, эмоционально позитивное отношение к общему делу;

- умение слушать и понимать партнера;

- интерес к собеседнику в процессе общения.

Важно определить те возрастные особенности развития перечисленных компетенций у тех ребят, которые приходят в школу. У детей с нормальным психическим и личностным развитием к моменту окончания дошкольного образовательного учреждения должны быть сформированы следующие виды коммуникативных способностей: умение общаться с одноклассниками и теми взрослыми, с кем они ранее были незнакомы. И при взаимодействии в данном возрасте, они должны владеть определенным уровнем уверенности и инициативности. Будущие первоклассники должны уметь сформировать вопрос, и обратиться за помощью в ситуации затруднения. (О.М. Дьяченко, Т.В. Лаврентьева, 1999; Л.Л.Коломинский, Б.П. Жизневский, 1989). [5,118]

К моменту окончания дошкольного образовательного учреждения ребята должны уметь слушать и понимать речь другого человека (даже если она к нему не обращена), грамотно высказывать свою точку зрения в простых выражениях устной речи. Ребята должны владеть такими нормами культуры речи, как приветствие, прощание, обращение с просьбой, благодарность, извинение, адекватно проявлять свои эмоции, понимать чувства других, выражать чувства поддержки к одноклассникам и взрослым. Обычно у дошкольников в общении проявляются толерантность, эмпатия, зарождается осознание собственной ценности и других людей. [5,118]

Показателем успешной коммуникативной готовности детей к обучению в школе означает то, что ребята к концу дошкольного возраста обладают произвольными формами общения со взрослыми людьми - это форма общения при которой взаимодействие между детьми и взрослыми осуществляется опосредствованно каким то определенным правилам, задачам, целям, также у ребят развивается кооперативно-соревновательное общение со сверстниками. Благодаря чему у детей успешно складывается объективное опосредствованное отношение к себе. (Е.Е.Кравцова, 1991).

Но стоит учитывать и то, что все эти перечисленные компетенции характеризуют только базисный уровень формирования компонентов общения ребенка, без достижения которого теряет смысл какой - либо разговор о конкретных коммуникативных действиях.

С минимальной долей условности, коммуникативные действия делятся на три группы, так как они тесно связаны между собой. Разделение на группы идет в соответствии с тремя основными аспектами коммуникативной деятельности: коммуникацией как взаимодействием, коммуникацией как сотрудничеством и коммуникацией как условием интериоризации. Рассмотрим каждую группу коммуникативных универсальных учебных действий.[5,119]

Первую группу коммуникативных действий составляет - коммуникация как взаимодействие. Это такие действия, которые направлены на обращение внимания на партнера в общей деятельности или на собеседника (умственная сторона коммуникации). Одной из главных составляющих в развитии ребят от окончания дошкольного до младшего школьного возраста выделяют прохождение эгоцентрической позиции в межличностных пространственных отношениях. Мы знаем, что ребятам в этом возрасте кажется, что существует только то мнение, которое высказывают они. Поэтому в частых случаях дети невольно относят свое мнение другим, не выбирая, взрослый это или одноклассник. Эгоцентризм у детей наблюдается в возрастных особенностях мышления и оставляет свой след на все представление картины мира дошкольника, при этом добавляя черты характера исправлений (т.е. взамен объективности - реализм, феноменализм, анимизм и др.) (Ж. Пиаже, 1997).

В процессе общения эгоцентрический взгляд детей выражается в обращение на собственном представлении предмета, причиной чего становиться ослабление способности детей представлять окружающее и других людей. Также сосредоточение только в своей точке зрения мешает контакту в настоящем взаимодействии, еще к тому же препятствует способности познать самого себя, основанное на сопоставление с другими.

В возрасте окончания дошкольного учреждения и в момент поступления в школу ребята начинают понимать, что их точка зрения является не единственной. В общении между сверстниками происходит столкновение различных мнений - это возникает в процессе игры или других совместных видах деятельности, ребята спорят, ищут компромиссные варианты решения проблем. В результате чего происходит процесс децентрации. Поэтому в этом возрасте необходимо общение со сверстниками, т.к. взрослый человек, будучи для ребенка авторитетом не может выступать как равный партнер.[5,120]

Наблюдается, что в развитии ребенка процесс прохождения эгоцентризма не протекает быстро. Прохождение эгоцентризма носит продолжительный характер и свои сроки применительно к любым предметно-содержательным сферам. От детей приходящих в первый класс целесообразно надеяться, что децентрация каснется в крайнем случае зону отношений (дети определяют отношения левое / правое касательно не только к самому себе, но и к остальным) и еще определенные компоненты межличностных отношений (к примеру, обращенного к понятию «сестра»). Было бы не плохо, если бы поступающие в образовательное учреждение дети хотя бы обладали элементарным пониманием существования чужих позиций и мнений, - или предмет и вопрос, либо положительное отношение к точке зрения чужих людей, которое может быть и не соответствует его мнению. Именно на этом держится воспитание дружелюбия и уважения к точке зрения другого человека. И было бы неправильным ждать от поступающих в школу ребят более полной децентрации и непредвязанность. Чтобы перебороть эгоцентризм у школьников есть возможность в период обучения не только в младших классах, но и подростковом возрасте. От только что окончивших дошкольное образовательное учреждение детей мы не можем требовать перебороть в сознании сразу весь процесс эгоцентризма. Со временем приобретая опыт общения (учебное взаимодействие, совместное сотрудничество и благоприятные межличностные отношения) школьники приобретут умения не только воспринимать чужое мнение, но и предвидеть его, связанные с отличием интересов. Далее в учебном процессе они научаться грамотно предоставить свою точку зрения и доказать если потребует ситуация. В результате по окончании младшего звена дети научаться принимать возможность разных мнений (других людей) касающихся рефлексии совместного действия. Отсюда следует, что коммуникативные умения достигают более полный характер, определенный на позицию партнера. Именно так они начинают сознавать условность оценок или выбор, поступки людей. С процессом прохождения эгоцентризма ребята научаться адекватно, воспринимать мнение, стремление, желание, позицию, внутренний мир другого человека. Перечисленные характеристики являются показателем нормативно – возрастного развития речевых действий универсальных учебных действий в младшем звене.

Коммуникация как кооперация. Следующую значительно не малую группу коммуникативных универсальных учебных действий создают действия, обращенные на общение, взаимодействие.[5,121]

Основной базой данной группы коммуникативных действий является согласование усилий по достижению общей цели, организации и осуществлению совместной деятельности, а необходимой предпосылкой для этого служит ориентация на партнера по деятельности. Умение к согласованию усилий развивается в процессе всего периода освоения новых знаний в школе. К концу дошкольного возраста от детей, умеющих успешно взаимодействовать в коллективной деятельности (на занятиях, в процессе игр и т.д.) мы можем ожидать уже умения взаимодействовать и находить решение в той или иной ситуации. Таким образом, здесь мы можем говорить об общей готовности дошкольников решать вопросы по поводу какой - то одной ситуации. Все это для того чтобы ребята не пытались настаивать только на своем мнении или вообще не навязывали кому – то свою точку зрения. Дети должны научиться достойно, воспринимать авторитет другого человека. Эта способность ребят является важной, так как, работая в группе, они должны сохранять дружеские отношения друг к другу, не только тогда, когда они в этом заинтересованы, но и в часто возникающих конфликтных ситуациях. С обновлением содержания образования становление этой способности не редко отстает. И когда ребята поступают в школу, находят определенные конкретные, индивидуальные тенденции, т.е. вести совместную деятельность при этом, не учитывая мнение партнера. Поэтому становиться наиболее актуальной проблема подготовки детей к школе, именно с той точки зрения предпосылок взаимодействия содействия, а также цели определяя доподготовку в рамках образовательного учреждения (Г.А. Цукерман, К.Н. Полеванова, 1999).

Заключение

Те перемены, которые приходят в современное общество, призывают изменять образовательный процесс, определяются новые цели образования, при которых учитываются личностные и социальные потребности. Полностью меняются в современных условиях требования к подготовке выпускника по конкретным предметам. Сегодня чтобы ученик стал успешным в жизни, необходимо развивать умения выстраивать отношения с другими людьми, правильно вести себя в группе и коллективе, быть патриотом и гражданином своей страны. На данном этапе развития системы образования, объем человеческих знаний удваивается каждые 3-4 года. Ребятам не только важно получить новые знания, но и освоить универсальные учебные действия. Теперь ученики должны самостоятельно усваивать новые знания по предметам, развивать коммуникативные компетенции, включая умение учиться. Универсальные учебные действия как обобщённые действия открывают учащимся возможность широкой ориентации, как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности. Практика современной образовательной системе предполагает переход от обучения как передачи системы знаний и умений педагогом, обучающимся к активной работе учеников над заданиями, к не менее активному взаимодействию с учителем и друг другом. Отсюда вывод, что те задания, которые даются учащимся, желательно связывать с проблемами реальной жизни. Учащиеся принимают активную роль в обучении, что приводит к изменению взаимодействия детей с учителем и сверстниками. На данном этапе развития современного общества процесс обучения не рассматривается как простая передача знаний от преподавателя к ученикам, а приобретает характер сотрудничества и взаимодействия - совместной работы педагога и обучающихся на пути овладения знаниями, умениями и навыками. Единоличное руководство преподавателя в данном сотрудничестве замещается действующим участием учеников. Всё это придаёт особую актуальность задаче формирования в начальном звене всех четырёх видов УУД: коммуникативных, личностных, познавательных и регулятивных. Формирование универсальных учебных действий учащегося может быть обеспечено только в результате деятельности ученика в условиях выбора, сопровождаемой учителем средствами индивидуально-ориентированных технологий. Поэтому, освоение и внедрение технологий обучения становится актуально. Теперь в процессе обучения важную роль носит коммуникативная деятельность при взаимодействии учителя и ученика. В процессе обучения важную роль представляет коммуникативная деятельность педагога при взаимодействии с обучающимися. Коммуникация обеспечивает совместную деятельность между людьми и предусматривает не только обмен информацией, так же и достижение некой общности: установление контактов, кооперацию (организацию и осуществление общей деятельности), процессы межличностного восприятия, включая понимание партнёра. Очень важно формировать коммуникативные действия. Они обеспечивают общую компетентность и межличностное общение: умение вести диалог и слушать собеседника, научиться сотрудничать в коллективе.

Начальное звено является благоприятным для формирования коммуникативного компонента УУД. У младшего школьника индивидуальные успехи впервые приобретают социальный смысл, поэтому в качестве одной из важных задач начального образования – является создание оптимальных условий для формирования коммуникативных компетенций, мотивации достижения, инициативы, самостоятельности учащегося. На уроках математики учащиеся знакомятся с математическим языком, развивают речевые способности: учатся объяснять, доказывать, высказывать свое мнение с использованием математических понятий и терминов, учатся формулировать ответы и вопросы, структурируют этапы работы над задачами. В учебнике предусмотрены задания для работы в парах и в малых группах. Также на уроках математики они научаться достигать поставленной цели и добиваться лучшего результата, что очень важно в современном обществе для развития успешной личности.

Список литературы

1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология [Текст]/ Г.С. Абрамова. - Екатеринбург: Деловая книга, 1999. - ISBN 5-88687-064-4.

2. Айзман, Р.И. Оценка степени готовности детей к школе [Текст]/ Р.А. Великанова, Г.Л. Жарова. – Новосибирск, 1997. - ISBN 5-93196-593-9.

3. Ананьев, Б.Г. Избранные труды по психологии [Текст]/ Б.Г. Ананьев.- СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2007. - 412 с. ISBN 978-5-288-04395-6.

4. Асеев, В.Г. Возрастная психология [Текст]/ В.Г.Асеев// Учебное пособие. – Иркутск, 1998. - ISBN 5-09-007335-Х.

5. Асмолова, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя [Текст] / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.; под ред. А.Г.Асмолова. - М.: Просвещение, 2011. - 152 с. - ISBN 978-5-09-025478-6.

6. Асмолова, А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя [Текст] / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.; под ред. А.Г.Асмолова. - М. : Просвещение, 2010. - 159 с. - ISBN 978-5-09-020588-7.

7. Белова, Т.В. Готов ли ребенок к обучению в первом классе? [Текст]/ Солнцева В.А. - М.: Ювента, 2005. -ISBN 5-88429-209-2.

8. Берулава, Г. А. Психодиагностика умственного развития учащихся. [Текст]/ Г. А. Берулава. - Новосибирск, 1990. - 39 с. - ISBN 5-9967-0133-1.

9. Бохорский, Е.М. Проблема готовности к школьному обучению. [Текст]/ Эльконин Д.Б. - М.: Просвещение, 1993. – 173 c. - ISBN: 978-5-88210-516-6.

10. Бугрименко, Е. А. Готовность детей к школе [Текст]/ Венгер А. Л. - М., 1992. – 127с.

11. Введение в психодиагностику [Текст] : Учеб. Пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. / Под ред. К.М. Гуревича, Е. М. Борисовой. - М.: Издательский центр Академия, 1999.

12. Возрастная и педагогическая психология. [Текст] / Под ред. А. Ф. Петровского. - М.: Просвещение, 1993.- 286 с.

13. Волков, Б. С. Методы исследования в психологии [Текст] / Волкова Н. В.: Учебно-практическое пособие. - 3 - е изд., испр. и доп. - М.: Педагогическое общество России, 2002. - ISBN 978-5-8291-0928-8.

14. Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии [Текст]/ Л.С. Выготский. - СПб.: Союз, 1999. -220 с. - ISBN 5-87852-043-5.

15. Выготский, Л. С. Педагогическая психология [Текст]/ Л.С. Выготский. - М., 1991. -387 с.

16. Выготский, Л. С. Детская психология [Текст] / Л.С. Выготский// Собрание сочинений в 6 томах. Т. 4. - М.: Педагогика, 1991. – 480 с.

17. Ганелин, Ш.И. Преемственность учебно-воспитательной работы [Текст] / Бушля А.К. - М.: Педагогика, 1995. - 215 с.

18. Давидчук, А.Н. Обучение и игра [Текст]/ А.Н. Давидчук. – М.: Мозаика-Синтез. 2006. – 160 с. - ISBN: 5-86775-037-X.

19. Давыдов, В. В. Виды обобщения в обучении [Текст]/ В.В. Давыдов. - М.: Педагогическое общество России, 2000. - ISBN: 5-93134-060-2.

20. Давыдов, В. В. Проблемы развивающего обучения [Текст] / В.В. Давыдов // Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. - М.: Педагогика, 2006. - ISBN: 5-7695-1598-8.

21. Давыдов, В.В. Развивающее образование: теоретические основания преемственности дошкольной и начальной школьной ступени [Текст] / Кудрявцев В. Т. // Вопр. психол., 1997. № 1. - С. 3 - 18.

22. Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей [Текст] //Под ред. Д. Б. Эльконина, А. Л. Венгера. – М., 2007. - ISBN 5-89502-615-Х.

23. Должикова, Р.А. Реализация преемственности при обучении и воспитании детей в ДОУ и начальной школе. [Текст] / Федосимов Г.М., Кулинич Н.Н., Ищенко И.Н. - М.: Школьная Пресса, 2008. - 126с. - ISBN 978-5-89144-787-5.

24. Дружинин, А. Первый раз в первый класс. [Текст]/ Дружинина О. - М.: ЗАО «Центрполиграф», 2003. – ISBN 595240524X.

25. Дружинин, В.Н. Структура и логика психологического исследования [Текст]/ В.Н. Дружинин. - М.: Владос, 1994. - ISBN: 5-201-02165-4.

26. Дубровина, И.В. Школьная психологическая служба [Текст]/ И.В. Дубровина. - М., 1991. - ISBN 5-87977-033-8.

27. Елфимова, Н.В. Особенности отношения учащийся к различным формам организации обучения [Текст]/ Ильин Е.П., Маркова А.К. - М.: Педагогика, 2005. - 127 с.

28. Загвоздкин, В. О стандартах второго поколения [Текст] / В.Загвоздкин // Народное образование. - 2009. - №7.-С.9-20.

29. Загвязинский, В. И. Основы социальной педагогики [Текст]/ В.И. Загвязинский. - М.: Педагогическое общество России, 2002.

30. Зеньковский, В.В. Психология детства [Текст] - М.: Новая школа, 1995. - 318с. - ISBN 5-7695-0034-4.

31. Блинова, Л.Ф. Игровые технологии как условие формирования личности ребёнка [Текст] /Л.Ф. Блинова// Методическое пособие. - Казань: ЗАО Новое знание, 2002. - ISBN 978-5-222-11839-9.

32. Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы [Текст]/ Е.П. Ильин. - СПб.: Изд-во «Питер», 2000. - ISBN: 5-272-00028-5.

33. Ковалева, Г.С. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В3 ч. Ч.1 [Текст] / М.Ю Демидова., С.В., Иванов, О.А .Карабанова и др.; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – 3-е изд. - М. : Просвещение, 2011. – 215с. – (Стандарты второго поколения). – ISBN 978-5-09-024003-1.

34. Ковалева, Г.С. Планируемые результаты начального общего образования [Текст] / Алексеева Л.Л., Анащенкова С.В., Биболетова М.З. и др.; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – 3-е изд. – М. : Просвещение, 2011. – 120с. – (Стандарты второго поколения). – ISBN 978-5-09-025236-2.

35. Ковалева, Г.С. Стандарт второго поколения: новые идеи в оценке образовательных результатов в начальной школе [Текст] / Г.С.Ковалева, О.Б.Логинова // Школьные технологии. - 2010. - №2.-С.154-163.

36. Козлов, В. В. Фундаментальное ядро содержания общего образования [Текст]/ под ред.: В. В. Козлова, А. М.Кондакова.- М.: Просвещение, 2009. - 48 с. - (Стандарты второго поколения). - ISBN 978-5-09-19139-5.

37. Коломинский, Я.Л. Детская психология [Текст]/ Панько, Е.А. - Мн.: Университетское, 1998. – 361 с. - ISBN 978-5-7786-0329-5.

38. Конобеева, Е.А. Преемственность в формировании представлений о величинах у детей дошкольного и мл. школьного возраста [Текст] /Е.А. Конобеева. - М.: Новая школа, 2001. - 97с.

39. Корепанова, М.В. Диагностика развития и воспитания дошкольников в образовательной системе "Школа 2100": Пособие для педагогов и родителей [Текст] / М.В. Корепанова, Е.В. Харламова. - М.: РАО; Баласс, 2005. -143 с. - (Образовательная система "Школа 2100") . - Библиогр.: с.123. - ISBN 5-98167-039-3.

40. Кузнецов, А.А. Разработка Федеральных государственных стандартов общего образования [Текст] / А.А.Кузнецов // Педагогика. - 2009. - №4.-С.3-10.

41. Кочурова, Е. Э. Преемственность методик обучения математике младших школьников и дошкольников [Текст]/ Е.Э. Кочурова. - М.: Образование, 1995. - 175 с. - ISBN 5360-00061-9.

42. Кривошеев, В. Ф. Концепция новой общеобразовательной средней школы [Текст] / Иванов А. И., Федосова Н. А. - М.: ИОО Минобразования РФ, 1997. - ISBN 5-09-010727-0.

43. Ладутько, Л.К. Познаём мир и себя [Текст]/ Л.К. Ладутько. - Мн.: И.В.Ц. Минфина, 2002. - 259с.

44. Леушина, А.М. О путях создания преемственных программ обучения детей в детском саду и в начальной школе [Текст]/ А.М. Леушина // «Личность, образование и общество в России в начале XXI века С-Пб: ЛОИРО. - 2001. - 45с.

45. Люблинская, А.А. Детская психология [Текст]/ А.А. Люблинская. - М.: Просвещение, 1971. - 409 с.

46. Мухина, В.С. Шестилетний ребёнок в школе [Текст] / В.С. Мухина // Кн. для учителя нач. классов. - М.: Просвещение, 2006. – 144 с. - ISBN 5-1625134.

47. Немов, Р.С. Психология [Текст]/ Р.С. Немов // Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений: в 3 кн. - 4-е изд. -М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001. -640 с. - ISBN 5-691-00074-8.

48. Нижегородцева, Н. В. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе [Текст] /Шадриков В. Д. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.- ISBN: 5-691-00672-X.

49. Никольская, И. М. Психологическая защита у детей [Текст] /И.М. Никольская . - СПб.: Речь, 2001.

50. Новиков, А. М. Российское образование в новой эпохе [Текст] / А.М. Новиков . - М.: Эгвес, 2000.- ISBN 978-985-14-1318-4.

51. Особенности психического развития детей 6-7 летнего возраста [Текст] /Под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. – М., 1988.

52. От общеучебных умений и навыков к формированию универсальных учебных действий [Текст]//Методические рекомендации. – Тюмень: ТОГИРРО, 2008. – 28 с.

53. Подласый, И. П. Педагогика начальной школы [Текст] / И.П. Подласый. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 463 с. - ISBN: 978-5-691-00533-6.

54. Попова, Н.Я. О преемственности в обучении математике [Текст] / Стаховская В.И., Сочнева А.В. - М.: Новая школа, 1998. - 97с.- ISBN 5-7695-0284-3.

55. Преемственность в работе детского сада и школы [Текст]// Под редакцией В.И. Ядэшко и Ф.А. Сохина, М.: Просвещение, 2008. - 165 с.

56. Семенак, С.И. Социально - психологическая адаптация ребенка в обществе [Текст]/ С.И. Семенак. - М.: АРКТИ, 2004. - ISBN: 978-5-89415-832-7.

57. Смирнова, Е.О. О коммуникативной готовности шестилетних детей к школьному обучению [Текст] / Е.О. Смирнова //Результаты психологических исследований - в практику обучения и воспитания.- М., 1995.

58. Теория и практика реализации преемственности дошкольного, начального и основного образования [Текст] / Сост. Н. А. Федосова, З. Ф. Бурденюк. - М.: АПКиПРО, 2004.-

59. Федосова, Н. А. Программа «Преемственность», подготовка к школе [Текст]/ Н.А. Федосова. - М.: АПКиПРО, 2000. - ISBN:978-5-09-016093-3.

60. Федосова, Н. А. Преемственность между дошкольным и начальным образованием - основа успешного обучения в школе. Организация работы по преемственности между дошкольным и начальным школьным образованием. Сборник нормативных документов, практических рекомендаций и материалов из опыта работы ДОУ [Текст]/ Н.А. Федосова. - М., 2005. - ISBN 5360-00061-9.

61. Якиманская, И. С. Личностно ориентированное обучение в современной школе [Текст] /И.С. Якиманская. - М.: Сентябрь, 2000. - 96 с. - ISBN 5-88753-007-3.

Покупка готовой работы
Тема: «Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках математики»
Раздел: Педагогика
Тип: Дипломная работа
Страниц: 72
Цена: 2100 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

У нас можно заказать

(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)

Контрольная на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Решение задач на заказ

Решение задач

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Лабораторная работа на заказ

Лабораторная работа

от 200 руб.

срок: от 1 дня

Доклад на заказ

Доклад

от 300 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

42 задания

за последние сутки

10 минут

время отклика