Дипломная работа

«Организационно-педагогические условия социальной работы с молодёжью»

  • 113 страниц
Содержание

ВВЕДЕНИЕ.3-5

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ.6-32

1.1. Сущность и содержание понятия «Молодежь».6-18

1.2. Основные направления, методы и технологии работы с молодежью.18-30

Вывод по первой главе.31-32

ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ ОРГАНИЗАЦИОННО–ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ ПО МЕСТУ ЖИТЕЛЬСТВА.33-80

2.1. Мониторинг организации социальной работы с молодежью «ЗАТО Знаменск Астраханской области».33-70

2.2. Рекомендации по организации досуга и свободного времени молодежи «ЗАТО Знаменск Астраханской области».70-77

Вывод по второй главе.78-80

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.81-85

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.86-91

ПРИЛОЖЕНИЯ.92-113

Введение

Актуальность бакалаврской работы. Сущность деятельности любого государства и ее чиновников состоит в том, чьим интересам они служат. А государство не имеет смысла, если в нем нет тех, ради кого оно существует, то есть людей. По Аристотелю, человек – «политическое существо, то есть социальное, несущее в себе стремление к «совместному сожительству», отличающееся способностью к интеллектуальной и нравственной жизни». Только человек способен к восприятию таких понятий, как добро и зло, справедливость и несправедливость. И только человек может научить другого человека мыслить и поступать правильно, по совести.

Современное общество утратило стремление к познанию подобных ценностей, которые должны закладываться в подрастающее поколение с рождения. Так, например, одна из наиболее подверженных негативному воздействию современной ситуации групп, – это молодежь. Проблемы, возникающие в процессе социализации вышеуказанной группы, не принимаются всерьез и накладываются лишь на родителей или опекунов данных детей. А что делать детям вне дома, вне опеки родных и близких? Кто научит их вести себя среди себе подобных? Кто даст им уверенность за пределами родительской заботы? Согласно принятым законодательным законам, в целях создания экономических, правовых и организационных условий и гарантий для социального становления молодежи и создана в России такая ветвь исполнительной власти, как социальная работа с молодежью. В нашей стране данная работа осуществляется по месту жительства в школах, молодежных организациях по интересам социальными педагогами.

Но сегодня проблемы социализации молодежи скорее намечены, чем глубоко проанализированы. Пути становления и реализаций программ помощи молодому поколению недостаточно развиты. Именно поэтому тема нашего исследования и является актуальной.

Целью бакалаврской работы является изучение организационно-педагогических условий социальной работы с молодежью.

Объектом бакалаврской работы является работа социального педагога с молодежью.

Предмет бакалаврской работы – организационно-педагогические условия социальной работы с молодёжью.

Гипотеза: социальная работа с молодежью будет более качественной и эффективной, если:

1) будут определены организационно-педагогические условия социальной работы с молодежью;

2) будут разработаны рекомендации по организации досуга и свободного времени молодежи МО «ЗАТО Знаменск Астраханской области».

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи исследования:

1. Определить сущность и содержание понятия «молодежь».

2. Охарактеризовать основные направления, методы и технологии работы с молодежью.

3. Изучить, проанализировать организацию социальной работы с молодежью МО «ЗАТО Знаменск Астраханской области» и на основании мониторинга определить организационно-педагогические условия данной деятельности.

4. Разработать рекомендации по организации досуга и свободного времени молодежи МО «ЗАТО Знаменск Астраханской области».

Теоретическая значимость бакалаврской работы заключается в определении сущности и содержания понятия «молодежь» и в характеристике основных направлений, методов и технологий работы с молодежью, что расширяет современные представления об исследуемом феномене.

Практическая значимость бакалаврской работы состоит в разработке рекомендаций по организации досуга и свободного времени молодежи. Результаты исследования могут быть использованы в профессиональной деятельности социальных педагогов и психологов.

Методы исследования бакалаврской работы. Для решения поставленных задач использовались следующие методы: теоретический анализ, обобщение, изучение документации, эмпирический метод, диагностические (анкетирование, наблюдение, беседы, тесты), практические занятия.

Структура работы. Бакалаврская работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений.

Фрагмент работы

1.1. Сущность и содержание понятия «Молодежь»

Молодежь представляет собой весьма сложный объект изучения, находящийся в постоянном биологическом и историческом становлении. Под молодежью понимаются граждане в возрасте от 14 до 30 лет, то есть социально активная часть населения, которая представляет собой наиболее перспективную часть наших граждан, желающих обеспечить реализацию своих интересов.

В широком смысле слова молодежь можно определить как обширную совокупность групповых общностей, которые образуются на основе возрастных признаков и связанных с ними субкультур, менталитета, социальной психологии и основных специфических видов деятельности в различных сферах жизни.

В более узком смысле молодежь – это социально-демографическая группа, выделяемая на основе обусловленных возрастом особенностей социального положения молодых людей, их места и функций в социальной структуре общества, специфических интересов и ценностей, потребностей и видов жизнедеятельности.

Определение в науке молодежи как объекта специального исследования началось на рубеже конца XVIII–начала XIX веков. В это время сформировались предпосылки теоретического осмысления этого социального феномена.

Существует множество теорий о молодости. Биологические теории рассматривают молодость как определенный этап эволюции организма. Психологические теории фиксируют внимание на закономерностях психической эволюции. Психоаналитические теории видят в молодости определенный этап психосексуального развития. Все эти теории рассматривают молодость с точки зрения внутреннего процесса развития человека как индивида или как личности. Но такое развитие будет по-разному протекать в различной социальной и культурной среде.

Заключение

Работа социального педагога с молодежью по месту жительства очень своеобразна и имеет свои нюансы. Для ее успешной реализации необходимо иметь не только теоретические знания, но и уметь их применять на практике.

В ходе исследования нами были получены следующие результаты, которые являются ответами на поставленные во введении задачи.

Проанализировав психолого-педагогическую литературу по проблеме, было выяснено, что молодежь представляет собой весьма сложный объект изучения, находящийся в постоянном биологическом и историческом становлении. Под молодежью понимаются граждане в возрасте от 14 до 30 лет, то есть социально активная часть населения, которая представляет собой наиболее перспективную часть наших граждан, желающих обеспечить реализацию своих интересов. Как социальная группа данная категория населения обладает рядом характеристик, отличающих ее от других групп. К основным из них относят: возрастные границы молодежного возраста, специфика социального статуса, ролевые функции и особенности поведения, характеристики социально-демографической группы, социально-психологические характеристики, процесс социализации в конкретный период, а также самоидентификация и самоопределение молодежи.

В исследовании молодежи можно выделить следующие подходы: психоаналитический, социологический, структурно-функциональный, культурологический.

Среди основных социальных проблем современной молодежи можно выделить следующие: здоровье молодежи, семейные отношения молодежи, профессиональное образование, трудовая занятость, досуг, динамика ценностных ориентаций.

Направления работы с молодежью строго специфические и направлены на различного рода социально – демографические группы населения. Они включают социально – терапевтическую, социально – реабилитационную и профориентационную работу специалистов. Такая работа подразумевает применение разнообразных методов и технологий работы социальных педагогов, а именно: психологические, социально – экономические, организационно – распорядительные, медико – социальные.

Социальная терапия, консультирование, арт – терапия, музыкотерапия, библиотерапия, логотерапия и многие другие социально – педагогические технологии, - вот основные технологии работы с молодежью в современном мире. Их реализация производится путем использования в работе социального педагога таких форм, как индивидуальная, групповая и общинная. Наиболее эффективными считаются индивидуальные консультации, «почта доверия», «телефон доверия», адресные мероприятия, тематические вечера, клубы по интересам, просветительская работа.

Молодежные общественные организации – это объединения граждан в возрасте от 14 до 25 лет, целью которых является осуществление и защита своих прав и свобод и удовлетворения политических, экономических, социальных, культурных и других интересов. Для них важно быть уверенным в эффективности той общественной работы, в которой они принимают участие.

Мониторинг организации социальной работы с молодежью в «ЗАТО Знаменск Астраханской области» показал, что данный вид работы в городе развит недостаточно. Нехватка рабочих мест, специалистов, отсутствие стимулирования, - все это оказывает негативное влияние на развитие социальной работы с молодежью в условиях закрытого административно-территориального образования.

Для решения вышеуказанных проблем необходимо создание организационно – педагогических условий социальной работы с молодежью по месту жительства. В ЗАТО такая работа состоит в обеспечении включенности молодежи в социально значимую деятельность, совершенствование основ нормативно-правовой деятельности общественных объединений молодежи и программирование их общественной деятельности.

С целью выявления состояния социальной работы с молодежью в МО «ЗАТО Знаменск Астраханской области» было проведено диагностическое исследование по следующим методикам:

- мониторинг состояния социальной работы с молодежью ЗАТО Знаменск (анкетирование);

- диагностическое тестирование «Что я знаю и чего не знаю о наркотических веществах?»;

- скриниговый тест на диагностику алкогольной и / или наркотической зависимости;

- тест Фагерстрема на определение никотиновой зависимости;

- графический тест «Ваши суицидальные наклонности» (З. Королёва);

- анкетирование по опроснику для определения профессиональной готовности Л.Н. Кабардовой.

По результатам проведенного исследования был выявлен ряд проблем, которые необходимо было решить. Как показала диагностика, дальнейшие планы на жизнь молодежи ЗАТО Знаменск разнообразны. Большая часть из них (68%) не планируют связывать свою жизнь с родным городом, 25% в будущем планируют остаться в городе, либо вернуться туда после получения профессионального образования. И лишь 7% респондентов не имеют точного ответа на данный вопрос.

Проанализировав состояние молодежной политики ЗАТО Знаменск, изучив особенности деятельности основных учреждений, работающих в сфере молодежной политики города и после внедрения организационно - педагогических условий в их работу, нами было проведено повторное анкетирование респондентов, которое показало положительную динамику: процент респондентов, которые пользуются учреждениями сферы культуры и спорта, увеличился вдвое, уровень риска появления у молодежи зависимого поведения от ПАВ снизился на 50%. Кроме того, вовлеченность молодежи города в общественно значимые мероприятия позволило большинству респондентов определить приоритетные направления своей будущей профессиональной деятельности, изменить свое отношение к жизни в условиях ЗАТО.

Основываясь на полученных результатах нами были предложены рекомендации по организации досуга и свободного времени молодежи «ЗАТО Знаменск Астраханской области», а также некоторые пути совершенствования деятельности Общественного молодежного парламента при Совете ЗАТО Знаменск в целях реализации основных задач молодежной политики.

При реализации мероприятий по повышению информированности населения и доступности информации возрастет мотивация молодежи в принятии активного участия в улучшении качества жизни населения и села в целом. Эти мероприятия позволят изменить взгляды и жизненные приоритеты молодого населения, а так же развить чувство значимости и причастности к его развитию.

Добровольческая работа даст молодому человеку возможность про-явить себя в различных моделях социального взаимодействия, приобрести навыки, необходимые в его дальнейшей жизнедеятельности. Она позволит молодёжи выразить свою гражданскую позицию не просто выражением своих взглядов, но активной социально значимой и социально полезной деятельностью. Благодаря таким мероприятиям молодежь воплощает в себе сильные личностные качества.

Досуговая сфера даст молодым людям возможность заниматься любимым делом, встречаться с интересными персонажами, посещать значимые для него места, быть участником важных событий. В процессе досуга гораздо легче сформировать уважительное отношение к себе, даже личные недостатки можно преодолеть посредством досуговой активности.В сфере досуга юноши и девушки более открыты для влияния и воздействия на них самых различных социальных институтов, что позволяет с максимальной эффективностью воздействовать на их нравственный облик и мировоззрение. В процессе активного досугового времяпровождения происходит укрепление чувства товарищества, стимулирование трудовой активности, выработка жизненной позиции, научение нормам поведения в обществе.

Кроме того, фандрайзинг, подготовка кадров, волонтерская деятельность, расширение источников финансирования, реклама, - все это позволит повысить популяризацию деятельности молодежных общественных организаций города Знаменска.

Следовательно, в рамках данного исследования нашла свое подтверждение гипотеза о том, что социальная работа с молодежью будет более качественной и эффективной, если организация досуга и свободного времени молодежи МО «ЗАТО Знаменск Астраханской области» будет осуществляться в соответствии с организационно-педагогическими условиями и разработанными рекомендациями.

Список литературы

1. О федеральной целевой программе «Молодежь России (2001-2005 годы)». Постановление Правительства РФ от 27 декабря 2000 г. № 1015 (с изм. и доп. от 29 мая 2002 г., 6 сентября 2004 г.) [Текст] // Собрание законодательства Российской Федерации от 13 сентября 2004 г. - № 37. - ст. 3737.

2. О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы». Постановление Правительства РФ от 16 февраля 2001 г. № 122 [Текст] // Собрание законодательства Российской Федерации от 26 февраля 2001 г. - № 9. - ст. 862.

3. О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений. - Федеральный закон № 98-ФЗ от 25 июня 2005 г. [Текст] // Вестник Московского университета. – сер. 18. - Социология и политология.- 2010. - № 3.

4. Акмалова, А., Капицын, В.М., Миронов, А.В., Мокшин, В.К. Словарь-справочник по социологии. Учебное издание. [Текст] // под ред. А. Акмаловой. – М.: Политиздат, 2011. – 248 с.

5. Алмазов, Б.Н., Беляева, М.А., Бессонова, Н.Н. и др. Методика и технологии работы социального педагога [Текст] // Под ред. М.А. Галагузовой и Л.В. Мардахаева. - М.: Академия, 2012. - 192 с.

6. Басов, Н.Ф. Основы социальной работы: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Социальная педагогика» [Текст] // под ред. Н. Ф. Басова. – М.: Академия, 2017. – 286 с.

7. Безрукова, О.Н. Социология молодежи: Учебно-методическое пособие. Факультет социологии СПбГУ [Текст] // О.Н. Безрукова. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2014. – 263 с.

8. Волков, Б.С. Психология юности и молодости [Текст] // Б.С. Волков. – М.: Акад. проект: Трикста, 2016. – 256 с.

9. Горшков, М.К. Молодежь России: Социологический портрет [Текст] // М.К. Горшков, Ф.Э. Шереги. - Москва: «Союз», 2017. - 591 с.

10. Государственная молодежная политика. Региональный опыт реализации [Текст] // Под ред. Т.В. Новиковой, Б.А. Ручкина. - М.: БЕК, 2018. - 237 с.

+ еще 33 источника

Покупка готовой работы
Тема: «Организационно-педагогические условия социальной работы с молодёжью»
Раздел: Педагогика
Тип: Дипломная работа
Страниц: 113
Цена: 3000 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

У нас можно заказать

(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)

Контрольная на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Решение задач на заказ

Решение задач

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Лабораторная работа на заказ

Лабораторная работа

от 200 руб.

срок: от 1 дня

Доклад на заказ

Доклад

от 300 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

42 задания

за последние сутки

10 минут

время отклика