Дипломная работа
«Индивидуальный подход к неуспевающим учащимся»
- 55 страниц
Введение…3
1. Неуспеваемость школьников как педагогическая проблема
1.1 Понятие и виды неуспеваемости, типы неуспевающих
школьников….….7
1.2 Причины возникновения неуспеваемости…17
1.3 Индивидуальный подход к неуспевающим: сущность,
пути реализации, пути устранения неуспеваемости…22
Выводы к главе 1…29
2. Организация работы учителя с неуспевающими школьниками
2.1 Построение урока английского языка с учетом неуспевающих
учащихся….30
2.2 Разработка системы заданий по английскому языку для
ликвидации неуспеваемости учащихся в обучении
иностранному языку…38
Выводы к главе 2….43
Заключение….44
Список используемой литературы….47
Приложение
В наши дни, когда во всех областях народного хозяйства и культуры решаются сложные задачи всемерного повышения качества работы, возрастает ответственность школы за уровень обучения и воспитания подрастающего поколения. Преодоление неуспеваемости - важнейшая задача практической и теоретической педагогики. Разрешение этой задачи в условиях общеобразовательной школы предполагает широкую пропаганду передового опыта и внедрение результатов педагогических исследований в школьную практику.
Не только решение практических и организационных задач может обеспечить преодоление неуспеваемости. Требуются новые теоретические знания о существе самого явления, о признаках и формах его проявления в современной школе. Исключительное значение имеют комплексные исследования данной проблемы.
Проблема неуспеваемости детей и способы предупреждения издавна волнует педагогов. Не случайно Я.А. Каменский посвятил им целый ряд разделов своей «Великой дидактики». Прежде всего, он вслед за Аристотелем настаивал на том, что все дети от природы имеют предрасположение, стремление к знанию, что всех их можно учить. В связи с чем, рекомендовал учитывать различие их способностей. И решающее значение придавал правильной постановке самого учения.
На основе идей выдающихся педагогов прошлого выросли специаль-ные исследования неуспеваемости, которые возникли в эпоху введения все-общего обязательного образования детей.
К настоящему времени сложились разнообразные направления, кон-цепции и теории причин школьной неуспеваемости, а также возможных пу-тей ее предупреждения.
Исследования И.Э. Унт, В.С. Цетлин, Н.А. Мечинской и других педа-гогов показывает, что среди причин, порождающих отставание школьников в учении, занимает отсутствие индивидуального подхода к учащимся. Именно по этой причине многие учащиеся испытывают трудности в учении, у них пропадает интерес к учебе, желание знать сегодня больше, чем вчера.
Э.И. Моносзон настойчиво подчеркивает важность диагностики каждого конкретного случая неуспеваемости и разработки на этой основе индивидуальных мер повышения уровня знаний. Особое внимание он рекомендует уделять развивающемуся влиянию обучения, развитию разнообразных форм и методов организации работы с учащимися на уроках.
Другие авторы основное внимание уделяли разбору условий, порож-дающих неуспеваемость, способы предупреждения неуспеваемости, оказание помощи каждому ученику.
Содержание понятия «неуспеваемость» не является раз и навсегда данным, оно меняется в ходе развития школы, в связи с изменениями целей и содержания обучения. В настоящий момент, когда школа успешно осваивает новое содержание образования, определение этих понятий представляется особенно важным.
Что касается практики, то здесь внимание в основном направлено на преодоление уже сложившейся, рафинированной, неуспеваемости. Это свя-зано с тем, что в практике признаки возникающей и развивающейся неуспеваемости не раскрыты, не описан такой важный для существования профилактической работы вид неуспеваемости, как отставание.
Поэтому в своем исследовании мы хотим опираться на полученные результаты психолого-педагогических исследований, выявить наиболее эффективные методы и формы организации учебного процесса с неуспевающими по английскому языку школьниками с учетом их индивидуальных особенностей и причин неуспеваемости. Именно это и стало целью нашего исследования.
Объектом исследования является индивидуальная работа учителя с неуспевающими школьниками. Предмет исследования – поиск эффективных приемов и средств преодоления неуспеваемости по английскому языку у школьников на основе индивидуализации и дифференциации обучения.
В основу исследования была положена следующая гипотеза: преодо-леть неуспеваемость и предупредить ее появление возможно, если осуществляется индивидуальный подход к учащимся с учетом их особенностей и причин отставания.
Исходя из цели, предмета и гипотезы поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть сущность и причины неуспеваемости.
2. Раскрыть понятие и сущность индивидуального подхода к неуспе-вающим школьникам.
3. Выявить пути реализации индивидуального подхода к неуспеваю-щим.
4. Разработать систему дидактических средств преодоления неуспеваемости школьников по английскому языку.
Мы считаем, что воспитание должно максимально опираться на индивидуальность. Индивидуальный подход заключается в управлении человеком, основанном на глубоком знании черт его личности и его жизни. Когда мы говорим об индивидуальном подходе, то имеем в виду не приспособление целей и основного содержания и воспитания к отдельному школьнику, а приспособление форм и методов педагогического воздействия к индивидуальным особенностям с тем, чтобы обеспечить запроектированный уровень развития личности. Индивидуальный подход создает наиболее благоприятные возможности для развития познавательных сил, активности, склонности и дарований каждого ученика. В индивидуальном подходе особенно нуждаются «трудные» воспитанники, малоспособные школьники, а также дети с ярко выраженной задержкой развития.
Следовательно, данную тему я выбрала, чтобы показать актуальность данной проблемы и необходимость осуществления индивидуального подхода ко всем учащимся.
Работа состоит из введения, двух глав, выводов, заключения. Списка используемой литературы и приложения.
В главе 1 рассматривается понятие и причины неуспеваемости, а также сущность индивидуального подхода к неуспевающим учащимся.
В главе 2 рассматривается организация работы учителя английского языка с неуспевающими учащимися и разработка системы заданий по анг-лийскому языку для ликвидации неуспеваемости.
1. Неуспеваемость школьников как педагогическая проблема
1.1 Понятие и виды неуспеваемости, типы неуспевающих школьников
Под неуспеваемостью понимается ситуация, в которой поведение и результаты обучения не соответствуют воспитательным и дидактическим требованиям школы. Неуспеваемость выражается в том, что ученик имеет слабые навыки чтения, счета, слабо владеет интеллектуальными умениями анализа, обобщения и др. систематическая неуспеваемость ведет к педагогической запущенности, под которой понимается комплекс негативных качеств личности, противоречащих требованиям школы, общества. Это явление крайне нежелательное и опасное с моральной, социальной, экономической позиций. Педагогически запущенные дети часто бросают школу, пополняют группы риска. Неуспеваемость - сложное и многогранное явление школьной действительности, требующее разносторонних подходов при ее изучении.
Неуспеваемость трактуется как несоответствие подготовки учащихся обязательным требованиям школы в усвоении знаний, развитии умений и навыков, формировании опыта творческой деятельности и воспитанности познавательных отношений. Предупреждение неуспеваемости предполагает своевременное обнаружение и устранение всех ее элементов.
Неуспеваемость школьников закономерно связана с их индивидуаль-ными особенностями и с теми условиями, в которых протекает их развитие. Важнейшим из этих условий педагогика признает обучение, и воспитание детей в школе.
Хотя задача раскрытия сущности неуспеваемости в литературе не поставлена, во многих работах можно обнаружить подходы к ее решению. Один из этих подходов состоит в анализе условий, порождающих неуспеваемость. Так, М. А. Данилов связывает неуспеваемость с движущими силами процесса обучения - его противоречиями. Согласно этой позиции, в тех случаях, когда противоречивое единство возможностей учащихся и того, что от них требуется, нарушается, возникает неуспеваемость. Сходные мысли высказывает В. Оконь, который определяет неуспеваемость как нарушение взаимодействия между учениками, учителями и внешними условиями.
Отставание – это невыполнение требований (или одного из них), которое имеет место на одном из промежуточных этапов внутри того отрезка учебного процесса, который служит временной рамкой для определения успеваемости. Слово «отставание» обозначает и процесс накапливания невыполнений требований, и каждый отдельный случай такого невыполнения, т.е. один из моментов этого процесса.
Неуспеваемость и отставание взаимосвязаны. В неуспеваемости как в продукте синтезированы отдельные отставания, она итог процесса отстава-ния. Многообразные отставания, если они не преодолены, разрастаются, переплетаются друг с другом, образуют, в конечном счете, неуспеваемость.
В качестве элементов неуспеваемости выступают следующие недос-татки учебной деятельности школьника:
1) не владеет минимально необходимыми операциями творческой деятельности, комбинирование и использование в новой ситуации имеющихся знаний, умений и навыков;
2) не стремится получать новые знания теоретического характера;
3) избегает трудностей творческой деятельности, пассивен при столк-новении с ними;
4) не стремится к оценке своих достижений;
5) не стремится расширять свои знания, совершенствовать умения и навыки;
6) не усвоил понятий в системе.
Указанные черты составляют признаки понятия «неуспеваемость» для тех учебных предметов, в которых ведущая роль принадлежит деятельности творческого характера, основанной на знаниях, умениях и навыках.
Неуспеваемость, как итог, характеризуется наличием всех элементов. В процессе же обучения могут возникнуть отдельные ее элементы, они то и предстают как отставание.
Выделение признаков отставания требует анализа процесса обучения.
Способы обнаружения отставаний представляют собой своеобразное сочетание средств наблюдения и контроля. Важно также отметить, что спо-собы обнаружения признаков отставаний не привносятся в учебный процесс извне, они изыскиваются в нем самом, выбираются из числа необходимых в обучении действий учителя и учащихся.
Основными способами обнаружения отставаний служат: наблюдение за реакциями учащихся на трудности в работе, на успехи и неудачи; вопросы учителя или его требования сформулировать то или иное положение; обучающие самостоятельные работы в классе. При проведении самостоятельных работ учитель получает материал для суждения, как о результатах деятельности, так и о ходе ее протекания. Он наблюдает за работой учащихся, выслушивает и отвечает на их вопросы, иногда помогает.
Отбор признаков отставаний тесно связан со способами их обнаружения: то или другое проявление отставания только в том случае может расцениваться как признак, если имеется доступный для применения на уроке способ его обнаружения.
Дадим описание признаков возможных отставаний учащихся. Они относятся к тем учебным предметам, которые характеризуются большим удельным весом творческой деятельности, опирающейся на знания, первичные умения и навыки.
1. Ученик не может сказать, в чем трудность задачи, наметить план ее решения, решить задачу самостоятельно, указать, что новое получено в результате ее решения. Ученик не может ответить на вопросы по тексту, сказать, что нового он из него узнал. Эти признаки могут быть обнаружены при решении задач, чтении текстов и слушании объяснения учителя.
2. Ученик не задает вопросов по существу изучаемого, не делает попыток найти и не читает дополнительных к учебнику источников. Эти признаки проявляются при решении задач, восприятии текстов, в те моменты, когда учитель рекомендует литературу для чтения.
3. Ученик не активен и отвлекается в те моменты урока, когда идет поиск, требуется напряжение мысли, преодоление трудностей. Эти признаки могут быть замечены при решении задач, при восприятии объяснения учителя, в ситуации выбора по желанию задания для самостоятельной работы.
4. Ученик не реагирует эмоционально (мимикой и жестами) на успехи и неудачи, не может дать оценки своей работе, не контролирует себя.
5. Ученик не может объяснить цель выполняемого им упражнения, сказать, на какое правило оно дано, не выполняет предписаний правила, пропускает действия, путает их порядок, не может проверить полученный результат и ход работы. Эти признаки проявляются при выполнении упражнений, а также при выполнении действий в составе более сложной деятельности.
6. Ученик не может воспроизвести определений понятий, формул, доказательств, не может, излагая систему понятий, отойти от готового текста; не понимает текста, построенного на изученной системе понятий. Эти признаки проявляются при постановке учащимся соответствующих вопросов.
Определение видов неуспеваемости содержится в работе А. М. Гель-монта, который выделил три вида неуспеваемости в зависимости от количества учебных предметов и устойчивости отставания: 1) общее и глубокое отставание - по многим или всем учебным предметам длительное время; 2) частичная, но относительно стойкая неуспеваемость - по одному - трем наиболее сложным предметам (как правило, русский и иностранный языки, математика); 3) неуспеваемость эпизодическая - то по одному, то по другому предмету, относительно легко преподаваемая.
Во всех случаях А. М. Гельмонт имеет в виду фиксированную неуспеваемость: к неуспевающим он относит тех учащихся, которые «приходят к концу четверти с грузом неудовлетворительных оценок»
По тем же критериям выделяет виды неуспеваемости и Ю.К. Бабан-ский. Здесь также в основном имеется в виду фиксированная, сложившаяся неуспеваемость, виды которой связываются автором с порождающими ее причинами.
Как путь проникновения в сущность неуспеваемости можно рассмат-ривать и выявление типов неуспевающих школьников.
Хотя неуспевающие школьники имеют общие черты, они существенно отличаются друг от друга. В практике повседневной работы с ними в каждом конкретном случае неуспеваемости мы встречаемся с совершенно новыми особенностями, требующими поисков новых путей индивидуального подхода. Такая «многоликость» школьной неуспеваемости создает значительные трудности в работе учителей по ее преодолению. Длительное изучение школьной неуспеваемости дает основание сделать вывод, что она имеет типические проявления. Тип неуспевающего школьника характеризуется своеобразным сочетанием важнейших свойств личности, сложившихся в результате длительной неуспеваемости, которая определяет его достижения в учебной работе.
В основу типологии неуспевающих школьников многие авторы кладут изученные ими причины неуспеваемости. Так поступает, в частности, Л. С. Славина: типы неуспевающих выделяются ею по доминирующей причине. Одну группу неуспевающих составляют те учащиеся, у которых отсутствуют действенные мотивы учения, другую – дети со слабыми способностями к учению, третью – с неправильно сформировавшимися навыками учебного труда и не умеющие трудиться. Тот же метод используют А. А. Бударный, Ю. К. Бабанский и некоторые другие авторы.
Имеются попытки построить типологию на иных основаниях, в част-ности на характеристиках учебного труда учащихся и структуре их личности. Такой подход можно обнаружить у П. П. Блонского, который, составляя общую типологию школьников, выделил и типы неуспевающих. Это, во-первых, тип, названный им «плохой работник». Его чертами являются следующие:
1) задания воспринимает невнимательно, часто их не понимает, но вопросов учителю не задает, разъяснений не просит;
2) работает пассивно (постоянно нуждается в стимулах для перехода к очередным видам работы);
3) не подмечает своих неудач и трудностей;
4) не имеет ясного представления цели, не планирует и не организует свою работу;
5) либо работает очень вяло, либо снижает темп постепенно;
6) индифферентно относится к результатам работы.
Указанные черты неуспевающего школьника, поскольку они характеризуют его деятельность в учебном процессе, могут быть использованы в определении неуспеваемости. Другой выделенный тип назван патологическим - это эмоциональные, часто имеющие неудачи в учении школьники, встречающие специфическое к себе отношение окружающих. Они заявляют «не могу» до начала работы, нуждаются в одобрении со стороны окружающих, тяжело переносят трудности и неудачи. В данном случае выделенные черты носят скорее психологический, нежели дидактический, характер.
Психологическую типологию неуспеваемости дает Н.И. Мурачков-ский: за основу в данном случае взят характер взаимоотношений наиболее существенных сторон личности школьников. [20]
Деление неуспевающих школьников на типы можно осуществить в зависимости от характера соотношения двух основных групп свойств личности школьников:
1. Особенности мыслительной деятельности, связанные с обучаемо-стью.
2. Направленность личности школьника, определяющая его отношение к учению.
На этой основе выделено три типа неуспевающих школьников:
1. Неуспевающие учащиеся, для которых характерно низкое качество мыслительной деятельности при положительном отношении к учению и сохранении позиции школьника.
2. Учащиеся с относительно высоким уровнем развития мыслительной деятельности при отрицательном отношении к учению и частичной или полной утрате позиции школьника.
3. Неуспевающие, для которых характерно низкое качество мысли-тельной деятельности при отрицательном отношении к учению и полной утрате позиции школьника, проявляющееся в стремлении оставить школу.
Первый тип неуспевающих школьников.
Для всех школьников этого типа характерна низкая обучаемость, связанная со сниженным уровнем мыслительных операций. Слабое развитие процесса мышления (анализа, синтеза, сравнения, обобщения и конкретизации) вызывает серьезные трудности в усвоении учебного материала, которые способствуют возникновению у школьников упрощенного подхода к решению мыслительных задач. При таком подходе учащиеся стремятся приспособить учебные задания к своим ограниченным возможностям или вообще избегают умственной работы, в результате чего происходит задержка умственного развития, и не формируются навыки учебной работы.
Неуспех в учебе и неумение работать вместе с классом не являются для них источником морального конфликта, так как в силу ограниченности своих познавательных возможностей свое отставание они правильно видят в неспособности усваивать отдельные предметы наравне со всеми. Отсутствие морального конфликта способствует сохранению позиции школьника и формированию положительной моральной направленности, так как понимание причин неуспеха при положительном отношении к учению является хорошим стимулом для преодоления недостатков. Об этом говорит тот факт, что школьники этого типа охотно принимают помощь учителей и товарищей.
Второй тип неуспевающих школьников.
Учащиеся этого типа в школу приходят с хорошей интеллектуальной подготовкой, с желанием хорошо учиться. Однако на качестве их учебной работы отражается, прежде всего, то, что они привыкли заниматься только тем, что им нравится при отсутствии более широкой и устойчивой мотивации в учебном труде, эти ученики избегают активной умственной работы по предметам, усвоение которых требует систематического и напряженного труда (языки, математика), задания по устным предметам усваивают поверхностно. В процессе такой работы у них не формируются навыки учения, умения преодолевать трудности. Наряду с этим у них складывается определенный подход к работе: небрежное ее выполнение, низкий темп. У школьников второго типа неуспех в учении неизбежно ведет к моральному конфликту. Он возникает в связи с противоречием между их более широкими интеллектуальными возможностями и слабой реализации этих возможностей, что объясняется отсутствием навыков самостоятельной учебной работы. Моральный конфликт обнаруживается у них на раннем этапе обучения и не только определяет отрицательное отношение к учению, но и ведет к отрыву от классного коллектива, что может стать причиной возникновения отрица-тельной моральной направленности.
Третий тип неуспевающих школьников.
Для этого типа, как и для первого характерна низкая обучаемость. Слабое развитие мыслительных процессов вызывает серьезные трудности в усвоении учебного материала. При выполнении учебных задач у этих школьников отсутствует критичность; манипулируя цифрами, они легко приходят к абсурду. Причем полученные результаты они не пытаются сравнивать с результатами других школьников. Выполнение работы подобным образом свидетельствует не только о трудностях в усвоении и неумении работать, но и о беспечном отношении к учению. У этих школьников весьма отчетливо проявляется узость мышления.
Слабое развитие мотивационной стороны познавательной деятельно-сти проявляется в отсутствии познавательных интересов, в характере общей направленности личности. Совокупность этих качеств определяет отрицательное отношение к знаниям, к школе, учителям, а также стремление оставить школу. Общее отрицательное отношение определяет интересы этой категории. В школе их больше всего привлекают такие предметы как физкультура, уроки труда.
Более частные характеристики учебного труда учащихся даны в работе Р. Л. Гинзбург. Автор имеет в виду разные уровни усвоения учащимися учебного материала. Под учебным материалом в данном случае понимается текст учебника, а различные типы усвоения соотносятся с определенным уровнем смысловой переработки текста. Так, одни неуспевающие ученики характеризуются тем, что они совсем не могут следить за ходом объяснения учителя и испытывают серьезные трудности при чтении текста учебника, другие – тем, что справляются с анализом – синтезом только в некоторых случаях, в частности, когда речь идет о конкретных предметах и явлениях. Общим для неуспевающих учащихся выступает нежелание напрягать свои умственные силы, отрицательное отношение к более сложным методам работы.
Внимание исследователей сосредоточено в основном на сформировавшейся, фиксированной неуспеваемости, и главной целью выступает изучение ее причин. В частности, Н. А. Менчинская и ее сотрудники изучают только тех учащихся, которые не успевают по многим предметам в течение ряда лет. В исследовании Ю. К. Бабанского анализ причин неуспеваемости составляет основной метод разработки средств предупреждения неуспеваемости.
Таким образом, мы вывели понятие неуспеваемости. Неуспеваемость – это несоответствие подготовки учащихся обязательным требованиям школы в усвоении знаний, развитии умений и навыков, формировании опыта творческой деятельности и воспитанности познавательных отношений. Также выделили три вида неуспеваемости:
1. общая и глубокая;
2. частичная, но относительно стойкая;
3. эпизодическая.
На этой основе выделили три типа неуспевающих школьников:
1. с низким качеством мыслительной деятельности при положительном отношении к учению;
2. с относительно высоким уровнем развития мыслительной деятель-ности при отрицательном отношении к учению;
3. с низким качеством мыслительной деятельности при отрицательном отношении к учению.
Неуспеваемость учащихся и ее предупреждение на сегодняшний день является одной из наиболее актуальных психолого-педагогических проблем. Успешность обучения во многом зависит от умения учителя организовать индивидуальную работу с неуспевающими школьниками на уроках, изучать учащихся, отбирать необходимые приемы и средства, адекватные их обученности.
Анализ педагогической, психологической, методической литературы и опытно-экспериментальные исследования помогли нам продиагностировать обученность, проанализировать причины неуспеваемости школьников, разработать систему конкретных приемов и средств по преодолению неуспеваемости школьников на уроках английского языка.
Исследование позволило определить понятия неуспеваемости, отставания, индивидуального подхода, рассмотреть индивидуальный подход к неуспевающим школьникам, разрабатывать и апробировать систему приемов и средств индивидуального подхода по преодолению неуспеваемости учащихся по английскому языку. Кроме того, нами выделены типы неуспевающих школьников и причины, ведущие к неуспеваемости учащихся.
Диагностика обученности и анализ результатов изучения причин неуспеваемости школьников по английскому языку показал, что ученикам присущ разный уровень обученности, у них не сформированы навыки учебного труда (неорганизованность, бессистемность в учебе, отсутствие самоконтроля, медлительность, невнимательность и т.д.), пробелы в знаниях и отрицательное влияние семьи. С учетом этого была разработана система приемов и средств индивидуальной разработки по преодолению неуспеваемости учащихся на уроках английского языка, куда включены:
1) копирующие задания;
2) временно облегченные задания;
3) задания по ликвидации пробелов в знаниях;
4) репродуктивные задания;
5) продуктивные задания;
6) поисковые задания;
7) творческие задания.
Исследование показало, что предупредить появление неуспеваемости и преодоление ее возможно, если осуществлять индивидуальный подход к учащимся с учетом их особенностей: обученности, способностей и причины отставания. Только зная наличный уровень знаний, усилий и навыков по английскому языку, сформулированность навыков учебного труда (умение соблюдать режим дня, планировать свою работу, работать с книгой и т.д.), состояние здоровья школьников, влияние семьи, отношение к предмету, учителю удается разработать систему приемов и средств обучения английскому языку, которая приведет ученика к успеху.
Работая над данной проблемой, мы поняли необходимость индивидуального подхода, как нужно осуществлять его в обучении, как его осуществляют в разных школах разные учителя, на чем они основываются при проведении индивидуального и дифференцированного подхода, выявили основные причины неуспеваемости и запущенности детей, определили и описали способы преодоления педагогической запущенности, и способы ее искоренения с начала обучения детей в школе.
Работая в школе с детьми, я буду стремиться сократить количество неуспевающих и педагогически запущенных детей, и при этом я, прежде всего, буду опираться на опыт учителя, у которого я проходила преддипломную педагогическую практику, которая говорит, что для преодоления педагогической запущенности необходимо:
- держать постоянную связь с семьей; рекомендовать ввести строгий режим и постоянные трудовые обязанности для детей в семье;
- включать детей в работу различных организаций, кружков, давать им на первых порах несложные, но интересные поручения;
- способствовать установлению дружбы с более сильными, организо-ванными учащимися, учитывая внушаемость и подражательность ребенка;
- повысить требования к ученику, не пропускать ни одного случая нарушения дисциплины и невыдержанности;
- контролировать приготовление домашних заданий, всякое улучшение поощрять.
Необходимо постоянно помнить, что осуществление индивидуального подхода невозможно без педагогического такта по отношению к учащимся, т.е. способности находить правильный, умелый подход к ученику.
Работа с неуспевающими детьми представляет большие трудности, требует времени, сил, настойчивости и терпения. Но результат обычно целиком оправдывает затраченное время и силы. При этом всегда надо помнить: легче предупредить возникновение неуспеваемости, нежели потом ликвидировать уже укоренившиеся ошибки, корректировать личность. И если мы сумеем правильно поставить воспитательную работу со школьниками с первых дней их пребывания в школе и нейтрализовать отрицательное влияние семьи, то не будет ни трудных детей, ни неудач, ни провалов.
Поэтому учителю в обязательном порядке необходимо знать причины неуспеваемости школьников, индивидуальные особенности этих детей, а также учитель должен знать, как организовать свою работу с неуспевающими детьми, чтобы процесс обучения и воспитания был более эффективен.
1. Абасов З. Эта вечная проблема – неуспеваемость.//Журнал «Директор школы» 1998, № 3, с.22
2. Бибинская П.К. Некоторые принципы создания системы грамматических упражнений для устной иноязычной речи. – Методика обучения иностранным языкам. Минск, 1985, с.38-44.
3. Блонский П.П. Школьная неуспеваемость. Избранные педагогиче-ские произведения. М., 1961.
4. Бударный А.А. Индивидуальный подход в обучении // Советская педагогика. 1965, № 5.
5. Верницкая Н.Н. Индивидуальная работа с учащимися.-М. 1983.
6. Владер Ю.М. Как бороться с неуспеваемостью?// Химия в школе. 2000, №5, с.37.
7. Вопросы предупреждения неуспеваемости школьников. Сборник статей./Под ред.Ю.К. Бабанского. Росто-на-Дону, 1972.
8. Гельмонт А.М. О причинах неуспеваемости и пути ее преодоления.-М., 1954.
9. Гильбух Ю.З. Психолого-педагогические основы индивидуального подхода к слабо подготовленным ученикам. - Киев, 1985.
10. Горчев А.Ю. О системном подходе к организации грамматического материала для обучения устной речи. – Отбор и организация языкового материала для обучения говорению на иностранном языке в СШ. М., 1982, с.38.
11. Деминцев А.К. Индивидуальный подход – предупреждение второгодничества.// Народное образование. 1966, № 1.
12. Кошкова О.И. Работа по интересам как способ дифференцированного обучения устной иноязычной речи. – Методика обучения иностранным языкам. Минск, 1985 г., с.31-34.
13. Кошков И.Ф. Методика преподавания иностранных языков. – Минск, с.271.
14. Кондратьева В.А. Оптимизация усвоения лексики иностранного языка. – М., 1974, с.80.
15. Концепция коммуникативного обучения иноязычной культуре в СШ./Под ред. Е.И. Пассова и В.Б. Царьковой. Москва, Просвещение, 1993, с.50-111.
16. Материалы по предупреждению неуспеваемости учащихся // Справочник администрации школы по организации учебно-воспитательного процесса. Часть II. – Москва, 2000, с.93-102.
17. Майорова Н.П. Неуспеваемость. Как выявить и устранить причины. Санкт-Петербург, 1998.
18. Менчинская Н.А. Психологические проблемы неуспеваемости школьников. М., 1971.
19. Методика обучения иностранным языкам в СШ./Г.В. Рогова, Ф.М. Рабинович, Т.Е. Сахарова. М., 1991, с.208-222.
20. Мурачковский Н.И. Как предупредить неуспеваемость школьников. – Минск, Народная асвета. 1977.-
21. Невский И.А. Индивидуальный подход к школьникам, отстающим в учебе или имеющим отклонения в поведении//Начальная школа. 1985, № 9.
22. Оконь В. Основные проблемы обучения. 1968.
23. Общее языкознание. Внутрення структура языка./Под ред. Б.А. Серебренникова.- М., 1972, с.23-30, 61-63.
24. Педагогическая энциклопедия.- М., 1965, Т.1.
25. Педагогика. Учебное пособие/Под ред. П.И. Пидкасистого. –М., Педагогическое общество России, 2001, с.638.
26. Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. – М., Просвещение, 1991, с.223.
27. Староверова М. Неуспеваемость в обучении: природные и социальные факторы и пути коррекции. // Директор школы, 2002, № 4, с.42-45.
28. Синагатуллин И.М. Некоторые вопросы обучения чтению слабоуспевающих школьников в сельской малокомплектной школе//Иностранные языки в школе, 1997, № 5, с.8-11.
29. Унт. И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. –М., 1990.
30. Фастовец Р.В. Комплект приемов и упражнений для обучения иноязычной речи на основе управляемого общения. –Методика обучения иностранным языкам. Минск, 1983, № 13, с.36-44.
31. Фридман Л.М. Как предотвратить неуспеваемость учащих-ся?//Завуч, 1999, № 7, с.54-85.
32. Фридман Л.М. Опыт предотвращения неуспеваемости учащихся.// Завуч, 1999, № 8, с.6-30.
33. Ховрина Л.Н. Серия языковых упражнений с использованием лингафонно-машинного комплекса для усвоения новой лексики. –Методика обучения иностранным языкам. Минск, 1985, с.106-111.
34. Цетлин В.С. Неуспеваемость школьников и ее предупреждение. –М., 1989.
35. Fyodorova N.V. English Grammar in chart format with tests and hu-mour.-Moscow, 2002, pp.200.
36. Speak out, 2004, № 1.
Тема: | «Индивидуальный подход к неуспевающим учащимся» | |
Раздел: | Педагогика | |
Тип: | Дипломная работа | |
Страниц: | 55 | |
Цена: | 1150 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Условия организации индивидуального подхода в образовательном процессе начальной школы
Контрольная работа:
Индивидуальный подход в физическом воспитании дошкольника.
Курсовая работа:
Обучение педагогически запущенных детей
Магистерская работа:
Индивидуальный подход как средство развития художественно-творческих способностей учащихся на занятиях по изобразительному искусству в системе дополнительного образования.
Реферат:
Методика индивидуального подхода и применение средств для направленного развития отдельных физических качеств