Дипломная работа

«Взаимосвязь межполушарной асимметрии и успешности обучения школьников»

  • 74 страниц
Содержание

Введение 3

Глава 1. Обзор литературы 7

1.1. История изучения функциональной асимметрии мозга 7

1.2. Функциональная асимметрия мозга и индивидуальные психофизиологические особенности человека 10

1.3. Взаимосвязь межполушарной асимметрии и успешности обучения школьников 13

Глава 2. Объект и методы исследования 18

2.1. Объект исследования 18

2.2. Методы исследования 18

Глава 3. Результаты собственных исследований и их обсуждение . 26

3.1. Результаты изучения особенностей функциональной асимметрии мозга 26

3.2. Результаты выявления типологии ВНД на основе соотношения сигнальных систем 28

3.3. Взаимосвязь функциональной асимметрии мозга и успешности обучения 32

Глава 4. Использование материалов выпускной квалификационной работы в школьной практике 42

4.1. Методические рекомендации по организации обучения детей с различным профилем межполушарной асимметрии . 43

4.2. Конспект урока на тему: Функции переднего мозга человека 48

4.3. Конспект кружкового занятия на тему: Тайны коры головного мозга 56

Выводы 64

Заключение 66

Литература 68

Введение

Актуальность исследования. Функциональная асимметрия больших полушарий головного мозга является одним из основных механизмов приспособления человека к постоянно меняющимся условиям внешней среды. Вопросы о межполушарной асимметрии и межполушарного взаимодействия одни из наиболее актуальных в современной науке о мозге (Фишман и соавт., 1998; Николаева 2003; Боголепова и соавт., 2004).

Функциональная асимметрия полушарий мозга означает характерные особенности структуры и функции мозговых полушарий, приводящие к тому, что при осуществлении одних психических функций главенствует левое, а других - правое полушарие (Иваницкий, 2004).

Процесс латерализации функций головного мозга в онтогенезе происходит не линейно, а с чередованием доминирования правого и левого полушария, с постепенным переходом от дублирования функций к их межполушарной специализации. Таким образом, функциональная специализация полушарий медленно формируется в онтогенезе вплоть до 14-16 лет, достигая максимальной выраженности к зрелому возрасту. Межполушарная организация психических процессов носит динамический характер: значимость каждого полушария меняется в зависимости от задач деятельности, структуры её организации, сформированности в онтогенезе (Лурия, 1973).

Уровень выраженности асимметрии, усовершенствование и усложнение механизмов межполушарного взаимодействия являются продуктом онтогенетического развития. Замедление латерализации функций нарушает когнитивное и эмоциональное развитие ребёнка и создаёт предпосылки к появлению проблем в школьном обучении (Леутин, 2005).

Многие исследователи Хомская Е.Д. (2005), Пожарская Е.Н (1996) и др., указывают на влияние межполушарной функциональной асимметрии на эффективность обучения, как у детей, так и у взрослых. Поэтому в последнее

время увеличилось количество исследований, посвящённых влиянию межполушарной асимметрии на успешность учебной деятельности детей и подростков, вопросам зависимости успешности обучения от индивидуального латерального профиля организации. Влияние межполушарной асимметрии мозга на организацию учебного процесса и успешность учебной деятельности, интересует достаточно большое количество педагогов и физиологов (Жмурова, 2016).

В настоящее время образовательный процесс, строится без учёта индивидуальных различий, и ориентирован на развитие символьно-знаковой функции мышления, т.е. левополушарного мышления. Не используются возрастные особенности головного мозга, связанные с быстрым развитием правого полушария. Между тем активное использование возможностей правополушарного способа обработки информации способствует развитию способностей ребёнка, позволяет прогнозировать эффективность школьного образования (Быкова и соавт., 1991).

Многие исследователи приходят к выводу о том, что обучение ребёнка без учёта межполушарной асимметрии мозга значительно снижает его успеваемость, мешает оптимальному физическому развитию, приводит к несформированности мотивации учиться, не способности усвоить учебную программу, а также к возникновению школьных неврозов и дезадаптированности (Лебедев и соавт., 1987).

Цель исследования: оценка влияния особенностей функциональной асимметрии мозга на успешность обучения школьников.

Задачи исследования:

- изучить литературу по рассматриваемой проблеме;

- изучить особенности функциональной асимметрии мозга школьников и типологию ВНД на основе соотношения сигнальных систем;

- проанализировать влияние функциональной асимметрии мозга и типологии ВНД на успешность обучения;

- составить методические рекомендации по организации обучения детей 4

с различным профилем межполушарной асимметрии;

- предложить формы использования материалов исследования в школьной практике.

Объект исследования: учащиеся МБОУ СОШ №2 с.Мишкино муниципального района Мишкинский район РБ.

Предмет исследования: зависимость успешности обучения от

профиля функциональной асимметрии мозга.

Материал исследования. Результаты собственных исследований, полученных в ходе работы со школьниками (252 протокола исследований).

Методы исследования. Изучение функциональной асимметрии мозга (Практикум по психофизиологической диагностике, 2000); изучение типологии высшей нервной деятельности по методике И.П.Павлова (Туник, 1997); изучение успеваемости учащихся (Копылова, 2017).

Практическая значимость. Полученные данные, могут быть применены для сопоставления с данными о характере межполушарной асимметрии и межполушарного взаимодействия полученными на ранних исследованиях. Полученные данные могут быть использованы специалистами по возрастной физиологии, представлять интерес для педагогов и психологов по организации учебно-воспитательного процесса в общеобразовательной школе. Разработанный конспект урока по теме «Функции переднего мозга» и кружкового занятия на тему: «Тайны коры головного мозга» может быть использован при изучении школьного курса Биология (раздел Человек).

Научная новизна исследования. Новизна исследования определяется контингентом испытуемых, среди которых подобного рода исследования проводились впервые.

Апробация работы. Основные положения настоящего исследования, на различных этапах выполнения работы, апробировались в процессе проведения учебных занятий в общеобразовательной школе; во время 5

прохождения педагогической практики; были представлены на 45-й Международной научно-практической конференции «Вопросы современных научных исследований» (Омск, 2019), LXXIII Студенческой международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия» (Новосибирск, 2019). По теме исследования опубликованы две работы.

Структура работы. Выпускная квалификационная работа изложена на 73 страницах, состоит из введения, обзора литературы, описания объекта и методов исследования, результатов исследования и их обсуждения, применения результатов исследования, выводов, заключения и списка литературы.

Работа проиллюстрирована 9 таблицами и 3 рисунками. Список литературы включает 59 источников, в т.ч. 5 иностранных источников.

Фрагмент работы

Глава 3. РЕЗУЛЬТАТЫ СОБСТВЕННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

3.1. Результаты изучения особенностей функциональной асимметрии мозга

Правое и левое полушария головного мозга предназначены для выполнения разных функций. Правое полушарие обеспечивает образное мышление, ориентировку в пространстве и чувственное восприятие мира, а левое отвечает за абстрактное мышление и словесно-логический характер познавательного процесса. Несмотря на специализацию полушарий головного мозга, он функционирует как единое целое благодаря межполушарному взаимодействию. Характеристика распределения психических функций между левым и правым полушариями мозга обозначается как функциональная асимметрия головного мозга (от греч. asymmetria - несоразмерность). Возможно доминирование левого полушария (правша) или правого полушария (левша), а также одинаковое проявление функций правого и левого полушарий (неопределённый тип или амбидекстр) (Мишакова, 2003).

Функциональная асимметрия оценивалась по двум сферам, двигательной и сенсорной, на основе которых определялась общая функциональная асимметрия (Практикум по психофизиологической диагностике, 2000).

Исследования показали, что основная часть испытуемых является преимущественно левополушарными (правши), так в младшей возрастной группе 93,7% мальчиков и 88,2% девочек являются правшами, в средней возрастной группе 90,7% юношей и 82,1% девушек - правши, в старшей возрастной группе доля правшей несколько снижается до 88,9% у юношей и до 88,0% у девушек (табл. 3). Причём во всех возрастных группах доля правшей выше среди юношей. Высокий процент лиц с доминированием левого полушария (правши) вероятно, связано с особенностями социальнокультурной структуры общества, которые созданы на принципах линейной логики (Сиротюк, 2000).

Таблица 3

Функциональная асимметрия по группам и полу, %

Испытуемые

Тип асимметрии Младшая возрастная группа Средняя возрастная группа Старшая возрастная группа

мальчики n=48 девочки n=51 юноши n=54 девушки n=56 юноши n=18 девушки n=25

Правша 93,7 88,2 90,7 82,1 88,9 88,0

Левша 2,1 5,9 3,7 7,2 — —

Неопределённый 4,2 5,9 5,6 10,7 11,1 12,0

Вторым по численности являются испытуемые с неопределённым типом доминирования полушарий. Так, в младшей возрастной группе у 4,2% мальчиков и 5,9% девочек выявлен неопределённый тип доминирования полушарий мозга. В средней возрастной группе неопределённый тип доминирования полушарий характерен для 5,6% юношей и 10,7% девушек, в старшей возрастной группе доля лиц с неопределённым типом доминирования увеличивается до 11,1% у юношей и до 12,0% у девушек. Следует отметить, что во всех возрастных группах доля лиц с неопределённым типом доминирования выше среди девушек.

Наименьшее количество испытуемых являются правополушарными (левши). В младшей возрастной группе выявлено 2,1% мальчиков левшей и 5,9% девочек левшей, в средней возрастной группе доля левшей несколько выше и составляет 3,7% среди юношей и 7,2% среди девушек. В старшей возрастной группе лиц с преобладанием правого полушария (левшей) не обнаружено. Как в младшей, так и в средней возрастной группе доля левшей выше среди девушек (рис. 1).

В целом, можно отметить, что с возрастанием ступени обучения наблюдается тенденция к увеличению доли лиц с неопределённым типом доминирования полушарий. Что вероятно связано с физиологическими особенностями, именно в школьном периоде в возрасте 10-15 лет, заканчивается функциональная дифференцировка полушарий и определяется ведущее полушарие.

3.2. Результаты выявления типологии ВНД

на основе соотношения сигнальных систем

Систему условно-рефлекторных связей формирующихся в коре больших полушарий головного мозга при поступлении в неё импульсов от внешних и внутренних раздражителей называют сигнальными системами. Сигнальные системы обеспечивают точное взаимодействие частей организма, а также его адекватное приспособление к окружающей среде (Павловские ., 1954).

Поступающие в мозг сигналы, которые вызываются предметами и явлениями, действующими на органы чувств, относятся к первой сигнальной системе, она имеется у человека и у животных. Но у человека есть прибавка к механизмам нервной деятельности. Эта прибавка - человеческая речь, например, в конце перемены раздаётся звонок, и дети идут в класс. Звук звонка для них - первая сигнальная система. Но на большой перемене дети могут играть около школы, где звонок не слышен. Какой-то ученик прибежал и сказал: «Звенит звонок!» В данном случае речь заменила звук звонка. Слова ученика - это уже вторая сигнальная система. Или, например, педагог рассказывает детям, что растение состоит из стебля, листьев и корней. Затем он показывает рисунок, на котором дети видят все части растения. В этом случае в процессе познания использована не только вторая, но и первая сигнальная система (зрительное восприятие рисунка). Обе сигнальные системы находятся в постоянном взаимодействии. Лишь при посредстве второй сигнальной системы (речи) человек научился расширять свои сведения, обобщая отдельные факты, устанавливая важные для себя закономерности. Благодаря второй сигнальной системе люди углубляют и сохраняют свои знания (Гоноболин, 1973).

Заключение

Влияние индивидуально-типологических особенностей на успешность обучения имеет важное теоретическое и практическое значение. Существуют разные представления о том, на что должно быть ориентировано образование: на наследственные, врождённые особенности или на

приобретённые и сформировавшиеся в процессе воспитания свойства индивида. Понимание индивидуальных особенностей школьников и специфики их проявлений в учебной деятельности позволяет определить, в каких учебных ситуациях данные проявления индивидуальнотипологических особенностей окажутся благоприятными, а в каких могут стать причиной трудностей в усвоении учебного материала и умственного развития в процессе обучения (Ледовская, 2010).

Проблема успешности обучения школьников в общеобразовательных учреждениях многогранна. Успешность учебно-познавательной деятельности содержит ряд критериев, среди которых выделяют, прежде всего, характеристики индивидуально-типологических особенностей учащихся. Кроме того, успешность обучения зависит от эмоциональности школьников, определённое место занимает тип нервной системы, психологические особенности обучающегося, его личностные качества, формирующиеся в процессе развития и обучения. Успешность обучения чаще всего формируются по результатам успеваемости учащихся. Контроль и анализ знаний, умений и навыков имеет воспитательное и образовательное значение, поскольку педагогическая оценка наряду с другими средствами влияния учителя является регулятором поведения и деятельности учащихся (Бугова, 2006; Лурия, 2006).

Следует отметить, что в педагогической и воспитательной работе школ и дошкольных учреждений редко учитываются данные об индивидуальном профиле функциональной асимметрии головного мозга ребёнка. Школьные методы обучения направлены на развитие левого полушария, т.е. на логическое мышление и не учитывают всех возможностей ребёнка.

(Аршавский, 2002).

В связи с этим, нами была проведена оценка влияния особенностей функциональной асимметрии мозга на успешность обучения школьников.

В работе использовались ттеоретические методы - анализ и обобщение литературы по рассматриваемой проблеме. Экспериментальные методы - изучение функциональной асимметрии мозга (Практикум по психофизиологической диагностике, 2000); изучение типологии высшей нервной деятельности по методике И.П.Павлова (Туник, 1997); изучение успеваемости учащихся (Копылова, 2017).

Полученные данные, могут быть применены для сопоставления с данными о характере межполушарной асимметрии и межполушарного взаимодействия полученными на ранних исследованиях. Могут быть использованы специалистами по возрастной физиологии, представлять интерес для педагогов и психологов по организации учебно-воспитательного процесса в общеобразовательной школе.

Материалы выпускной квалификационной работы могут быть использованы в преподавательской деятельности. Теоретические сведения, таблицы, результаты исследования, представленные в данной работе можно включить в содержание школьного предмета Биология (раздел Человек) при изучении соответствующих тем. Материалы методической части можно использовать при изучении раздела «Высшая нервная деятельность», предусмотренной школьной программой. В наиболее полном объёме материалы ВКР можно использовать при организации исследовательской работы, а также на факультативных занятиях.

Список литературы

6. Антропова, Л.К. Функциональная асимметрия мозга и индивидуальные психофизиологические особенности человека [Текст] /Л.К.Антропова. О.О.Андроникова, В.Ю.Куликов, Л.А.Козлова //Медицина и образование в Сибири, 2011. - № 3. - С.11-21.

7. Аршавский, И.А. Межполушарная асимметрия большого мозга человека и некоторые проблемы педагогики [Текст] /И.А.Аршавский - М.: Знание, 2002. - 165с.

8. Ахвердова, Я.В. Индивидуально-типологические особенности и их влияние на саморегуляцию подростков [Текст] / Я.В.Ахвердова //Сибирский педагогический журнал - Новосибирск: №11 - 2009. - С.306312.

9. Боголепова, Н.Н. Функциональная межполушарная асимметрия [Текст] /Н.Н.Боголепова, В.Ф.Фокина - М.: Научный мир, 2004. -728с.

10. Богомаз, С.А. Билатеральная модель структуры психики [Текст]: автореф. дис. д-ра психол. наук / С.А.Богомаз. - Томск, 1999. - С.9-11.

+ еще 59 источников

Покупка готовой работы
Тема: «Взаимосвязь межполушарной асимметрии и успешности обучения школьников»
Раздел: Биология
Тип: Дипломная работа
Страниц: 74
Цена: 2800 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

У нас можно заказать

(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)

Контрольная на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Решение задач на заказ

Решение задач

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Лабораторная работа на заказ

Лабораторная работа

от 200 руб.

срок: от 1 дня

Доклад на заказ

Доклад

от 300 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

42 задания

за последние сутки

10 минут

время отклика