Дипломная работа

«Социально-педагогические условия формирования образа жизни студентов»

  • 92 страниц
Содержание

ВВЕДЕНИЕ…

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ СТУДЕНТОВ.…

1.1. Проблема становления ценностного отношения к здоровому образу жизни в обществе и образовательном процессе.….

1.2. Формирование здорового образа жизни студентов как педагогическая проблема ….

1.3. Основные направления формирования здорового образа жизни студенческой молодежи в образовательном процессе вуза ….…

ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ….….

ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ….…

3.1. Результаты и анализ исследования ценностных ориентаций и места здоровья в системе ценностей студенческой молодежи….….

3.2. Результаты и анализ исследования уровня сформированности представлений студентов о здоровом образе жизни и необходимости соблюдения основных принципов здорового образа жизни.…

ВЫВОДЫ….

ЗАКЛЮЧЕНИЕ….

ЛИТЕРАТУРА….

ПРИЛОЖЕНИЕ…

Введение

Актуальность исследования. Особенностью современной социально-экономической и социокультурной ситуации в России является изменение качественных требований к специалисту любого профиля, обеспечивающих его востребованность на рынке труда, успешную и квалифицированную профессиональную деятельность, продвижение по службе, социальную защищенность и плодотворную жизнедеятельность в целом. Безусловно, достижение всех обозначенных требований возможно при наличии у человека высокой общей работоспособности, базирующейся на здоровье и должном физическом развитии, на высоком профессионализме в любой сфере жизнедеятельности.

Однако сегодня студенческий возраст характеризуется повышенным уровнем риска заболеваний, так как наряду с общими факторами, ухудшающими здоровье, большое влияние на них оказывают психоэмоциональные и умственные нагрузки, адаптационные процессы в новых условиях проживания и обучения, материальные затруднения. В ходе обучения в вузе студенты затрачивают много ресурсов на адаптацию к учебному процессу и особенностям студенческой жизни. Но не столько неблагоприятные факторы детерминируют ухудшение здоровья студентов, сколько их индивидуальный образ жизни, разрушающий их жизненные силы, вследствие которых студенты чаще, чем их сверстники из других социальных групп, страдают различными заболеваниями.

В большинстве случаев здоровье и удовлетворенность своим здоровьем у студентов развиты на очень низком уровне и имеют тенденцию к дальнейшему снижению в процессе обучения в вузе. Уровень физической подготовленности также резко снижается сразу после прекращения регулярных занятий физическими упражнениями. В большинстве случаев у студентов старших курсов и выпускников он оказывается даже ниже, чем до поступления в вуз. Такое положение объясняется безответственным отношением к своему здоровью самих студентов, неправильно сложившимися еще в школьном возрасте взглядами на физическую подготовку, физическую культуру, на их ценность для личности и общества; малоэффективной пропагандой, носящей, как правило, декларативный характер и не затрагивающей ценностные ориентации молодых людей. Все это является результатом неграмотных убеждений о роли здорового образа жизни и физической культуры в формировании личности.

Для удовлетворения современных требований к специалисту необходим новый подход к проблемам воспитания личности новой формации, здорового, мобильного, конкурентоспособного, нравственно зрелого, профессионально-культурного человека, готового к активной жизнедеятельности в условиях современных социокультурных реалий, которые складываются еще в процессе обучения.

Отсюда актуальным сегодня является формирование здорового образа жизни у студентов за счет воспитания у них ценностного отношения к здоровью (мыслей, взглядов, представлений, убеждений, установок, чувствований, способностей) посредством организации здоровьесберегающего образования в вузе как основного педагогического условия. Приоритетной задачей вуза становится необходимость обеспечения специалисту будущего за счет его ценностного отношения к здоровью и приобщения к здоровому образу жизни, что является основой профессиональной культуры специалиста. Здесь, как и в культуре в целом, развертывается процесс освоения личностью новых ценностей, выработка на этой основе установок, ценностных ориентаций, социальных потребностей, которые и определяют тот или иной образ жизни, в том числе и особенности деятельности в трудовой сфере.

В этой связи формирование здорового образа жизни в образовательном процессе вуза, сознательного отношения студентов к собственному здоровью, физическому и психическому состоянию существенно актуализируется на всех возрастных этапах развития личности и представляет социально-значимую задачу. Вышеназванное определили проблему исследования и тему исследования, направленную на выявление педагогических условий, обеспечивающих эффективное формирование здорового образа жизни студентов в образовательном процессе вуза.

Цель исследования: выявить и экспериментально обосновать педагогические условия, способствующие формированию здорового образа жизни студентов в образовательном процессе вуза, обеспечивающего им более эффективную социальную и профессиональную адаптацию и становление.

Объект исследования – образовательный процесс вуза.

Предмет исследования – педагогические условия формирования здорового образа жизни студентов.

Гипотеза исследования. Формирование здорового образа жизни студентов в образовательном процессе высшего учебного заведения будет более эффективным, если:

 ценностное отношение к здоровью и здоровому образу жизни будет рассматриваться как целевой и содержательный компонент образовательного процесса вуза;

 в основу образовательного процесса вуза будет заложено овладение студентами ценностями здорового образа жизни, необходимыми в социально-личностном, психическом и физическом плане для повышения эффективности профессионального образования и осуществления в дальнейшем эффективной профессиональной деятельности;

 будет осуществляться системное, комплексное решение проблем формирования здорового образа жизни в образовательно-информационном и поведенческом плане.

Выявленное противоречие, цель исследования и проверка гипотезы предполагают решение следующих задач исследования:

1. Теоретически проанализировать проблему формирования здорового образа жизни студентов, в том числе в образовательном пространстве высшего учебного заведения.

2. Определить и проанализировать педагогические условия эффективного формирования здорового образа жизни в образовательном процессе вуза, влияющие на ценностные ориентиры студенческой молодежи.

4. Провести диагностику сформированности представлений студентов о культуре здоровья и необходимости соблюдения основных принципов здорового образа жизни.

Теоретико-методологической основой исследования стали статистические данные, теоретические и практические разработки по проблеме здоровья студенческой молодежи (Г.Л. Апанасенко, И.И. Брехман, В.П. Казначеев, Э.М. Казин, С.Б. Лурье, В.Г. Селятицкая, А.Г. Щедрина и др.), формирования ценностных установок на здоровый образ жизни (Е.В. Бондаревская, М.А. Волкова, Н.В. Долматова, П.К. Дуркин, М.П. Лебедева, А. Маслоу, Л.Ф.Михальцова, А.А. Ручка, Л.А.Терентьев, Н.Л. Худякова и др.) и организации педагогических условий в вузе, направленных на здоровьесбережение личности студента (Н.П. Абаскалова, И.Ю.Белкова, Э.Н. Вайнер, М.А. Волкова, Ю.И.Громыко, В.В. Игнатова, М.Х. Ионова, Э.М. Казин, В.С. Кенчешаов, Л.Н. Коваль, А.М. Козин, А.С. Койчуева, И.И. Леонова, А.В. Ляхович, И.И. Малозёмова, О.Ю. Малозёмов, Н.Б. Мирская, М.М. Мельникова, Т.И. Прокопенко, Г.Н. Сериков, Е.О.Тарасова, О.А. Шушерина, М.Г. Чухрова и другие).

Методы исследования. В исследовании использовались такие методы исследования как теоретический анализ и синтез, анкетирование и эксперимент.

База исследования. Башкирский государственный педагогический университет им. М.Акмуллы.

Практическое значение исследования состоит в том, что результаты исследования можно использовать для статистических данных по здоровому образу жизни людей в обществе в целом.

Структура выпускной квалификационной работы. Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.

Фрагмент работы

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ

ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ СТУДЕНТОВ

1.1. Проблема становления ценностного отношения к здоровому образу жизни в обществе и образовательном процессе

В современных условиях переосмысления и пересмотра ценностей проблема ценностных ориентаций личности приобретает особую значимость в нравственном самоопределении обучающихся, поэтому в качестве ведущей тенденции развития образования на перспективу намечается переход к аксиологической парадигме. Актуальность формирования ценностных ориентаций не вызывает сомнения [30].

Ценности охватывают все проявления и стороны жизни человека. В научном и бытовом обиходе насчитывается более 400 определений понятия «ценности». Данной проблеме посвящено значительное количество исследований в философии, психологии, педагогики и других науках.

При изучении работ по психологии о ценностях и ценностных ориентациях важно отметить труды А.А.Ручки, М.Рокича и А.Маслоу. Так, М.Рокич трактует понятие «ценности» как убеждение в том, что данный предмет, состояние вещей или способ действия является нужным и социально принимаемым объектом желаний и стремлений человека. Ценности составляют основу человеческих действий, а точнее - совершенного выбора» [43].

А.А.Ручка выделяет четыре группы ценностей:

 ценность как средство удовлетворения потребностей отдельных индивидов и социальных групп;

 ценность как значимость вещей, идей для жизнедеятельности субъекта;

 ценность как специфическая форма проявления отношений между субъектом и объектом с целью удовлетворения потребностей субъекта;

 ценность как специфическое образование в структуре индивидуального или общественного сознания, являющееся ориентиром личности и общества [34].

Так, А.Маслоу отмечал, что термин «ценности» для людей имеют неоднозначное понимание и приравнены к потребностям. Автор отмечает, что: «…высшая природа человека, его идеалы, стремления и способности опираются не на инстинктивное самоотречение, а на инстинктивное удовлетворение». А.Маслоу выделяет высшие (истину, добро, красоту, целостность, преодоление дихотомии, жизненность, уникальность, совершенство, полноту, справедливость, порядок и др.) и низшие ценности, ориентированные на удовлетворение какой-то фрустрированной потребности (мир, покой, сон, отдых, зависимость, безопасность и т.д.). Сданной позиции автора, можно отметить, что ценность есть потребность человека с различным функциональным и личностным смыслом. Ценности являются осознаваемыми жизненными ориентирами и направленностью личности, определяющие способ и характер деятельности, мировоззрения, мотивации жизненной активности и отношение к окружающему миру, к другим людям и к себе [28]. Ценностями могут выступать как биологическое, психофизиологическое состояние человека (жизнь, здоровье, норма и т.д.), его условия общественной жизни (социальные и природные), в которых происходит формирование, развитие и удовлетворение потребностей личности.

В гуманистической концепции Е.В. Бондаревской формирование ценностных ориентаций представлено как многоступенчатый процесс. Это серия задач, которые ставит общество, осуществляя процесс формирования:

 ценностных качеств личности (ценностный подход);

 индивидуального стиля жизни в гармошш с общечеловеческой культурой (культурологический подход);

 общечеловеческих ценностей - доброты, милосердия, любви к Родине (гуманистический подход) [7].

В концепции Е.В. Бондаревской определены задачи формирования ценностных ориентаций обучающихся:

 поддерживать индивидуальность, единственность и неповторимость каждой детской личности, опираясь на ее способность к культурному саморазвитию;

 развивать, открывать заложенные природой способности, таланты;

 формировать общечеловеческие нормы гуманистической морали (доброты, милосердия, взаимопонимания, любви, веры), культуры общения;

 воспитывать уважение к закону, нормам коллективной жизни;

 развивать гражданскую и социальную ответственность, проявляющуюся в заботе о благополучии своей страны;

 приобщать обучающихся к системе культурных ценностей, отражающих богатство общечеловеческой культуры своего Отечества, народа [7].

Осознание личностью ценности предполагает наличие у нее определенного способа ориентировки в каком-либо виде или группе ценностей. Способом ориентировки является внутренний психологический механизм, формирующий те или иные предпочтения личности, по характеру и направленности которых можно определить и особенности ценностных отношений. Следовательно, при организации воспитательного процесса приоритетной задачей педагогов является помощь в становлении и развитии ценностных отношений, которые станут проявлением внутренней позиции личности, отражающей взаимосвязь личностных и общественных значений.

В последнее время мы все чаще сталкиваемся с понятием «общечеловеческие ценности» в международных правовых документах - Всеобщей декларации прав человека (1948 г.), Европейской конвенции о защите прав человека, Конвенции ООН о правах ребенка (1989 г.), обозначающееся как гуманистические нормы общечеловеческой морали, в основе которых лежит убеждение в безграничности возможностей человека, его способности к совершенствованию, сознательному выбору нравственных ценностей, утверждение свободы и достоинства личности в её социальном бытии. Сегодня воспитательный процесс должен быть направлен на развитие в человеке креативности, стрессоустойчивости, высокой работоспособности, гибкости, целеустремленности, высокой степени самостоятельности.

Одной из приоритетных ценностей нашего времени становится борьба за утверждение здорового образа жизни молодежи. Это зачастую связано с нарушением экологического равновесия в природе, интенсивным загрязнением окружающей среды, большой плотностью населения в городах, неправильным питанием. Есть и другие причины, главными из которых являются гиподинамия, дурные привычки (табакокурение, алкоголизм и наркомания), переходящие в социальные болезни, и, самое главное, отсутствие у молодежи ценностной потребности в здоровом образе жизни. Следует отметить парадоксальный характер отношения к здоровью современного человека, т.е. несоответствие между потребностью человека в хорошем здоровье, с одной стороны, и усилиями, направленными на сохранение своего физического и психического благополучия - с другой. Между тем, совершенно очевидно, что усилия педагогов в организации профилактической работы не приносят должного эффекта — проблема сохранения и совершенствования здоровья на современном этапе развития российского общества далека от оптимального решения, так как растёт количество больных среди молодежи, у большинства из которых нет ценностной потребности в ведении здорового образа жизни.

Здоровье как категорию, прежде всего, необходимо рассматривать как духовную ценность, связанную с внутренней чистотой и гармонией личности. Под здоровьем понимается определение, принятое Всемирной организацией здравоохранения: «Здоровье — это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физической немощи» [38]. Сущность понятия здоровья определяется такими авторами как А.Г.Щедриной [42], Л.Г.Апанасенко [3], Р.И.Айзман [2], Э.М.Казиным [17, 18], В.П.Казначеевым [19] и др. В основу категории состояния здоровья авторы вкладывают: соматическое, психическое, социальное состояния человека. Они условно предлагают смотреть на здоровье с точки зрения четырех компонентной модели:

 духовный - влияет на определение его личностного уровня на основе целей и ценностей жизни с точки зрения нравственности, менталитета по отношению к себе, природе и обществу.

 физический - характеризуется уровнем физической подготовленности, саморегуляции жизнедеятельности организма;

 психический - влияет на изменения психических процессов и свойств, эмоционально-волевой сферы.

 социальный – позволяет человеку адаптироваться к изменениям в обществе и активизироваться в зависимости от нее.

Физическое здоровье рассматривается как отсутствие каких-либо функциональных отклонений, хороший уровень функций различных систем, гармоничность физического развития. Социальное здоровье понимается как состояние личности в обществе, т.е. социальное благополучие, социальная безопасность, жизненная активность, выполнение социальных ролей; рациональные социальные притязания; социальная обусловленность здоровья поведением человека, образом жизни и образом мыслей. Психическое здоровье можно представить как «состояние благополучия, при котором каждый человек может реализовать свой собственный потенциал, справляться с обычными жизненными стрессами, продуктивно и плодотворно работать, а также вносить вклад в жизнь своего сообщества» [15].

С позиции здоровья как ценности выделяются ее уровни: биологический - природное здоровье, которое предполагает саморегуляцию организма, гармонию физиологических процессов и максимальную адаптацию; социально-здоровая активность человека как деятельное отношение индивида к миру; личностно-психологическое осмысление и отрицание болезни в смысле ее преодоления. То есть, здоровье есть единство, взаимосвязь телесного физического состояния и духовного, важен уровень нормы психического, душевно-духовного здоровья личности, соблюдение нравственных норм, высших этических ценностей - мыслить и делать добро, чистота мышления, проявление лучших качеств, умение человека сохранять всегда доброе, хорошее расположение духа, быть благодарным, нести окружающим радость, сеять надежду и любовь, выражать позитивное отношение к окружающему миру, качество «благоговения перед жизнью».

С психолого-педагогической точки зрения наиболее предпочитаемым является понимание здоровья как меры реализации человеком генетических потенциалов в конкретных социокультурных условиях. Это резервы жизнеспособности человека в единстве его телесных, психических и духовно-нравственных характеристик, которые не даны изначально в готовом виде. Они формируются, развиваются и укрепляются в процессе воспитания. Воспитание, несообразное природе, истощает видовые резервы жизнеспособности [27]. Современное понимание здоровья часто связывают с формированием нового мировоззрения, экологического сознания, являющихся главным условием деятельности по защите и улучшению здоровья и направленных на становление идеала физически, психически и духовно здорового человека. Значение психологии и педагогики в становлении такого мировоззрения очень велико, так как основной фактор риска для здоровья представляет собой образ жизни, имеющий поведенческую основу [27]. Безусловно, степень здоровья зависит от самого человека, от его сознания и поведения. Как писал основоположник отечественной валеологии И.И. Брехман: «Здоровье - это та вершина, на которую каждый должен подняться сам» [8]. В связи с чем, роль системы образования должна заключаться в формировании такого мировоззрения, такой системы взглядов на мир и свое место в нем, в котором основополагающей ценностью будет являться здоровье как фундамент самореализации личности.

Следовательно, рассматривая проблему воспитания ценностного отношения к здоровью отметим позиции некоторых авторов к понятию «ценностное отношение»:

 единство направленности личности обучающегося и его готовности, проявляющееся в сознательном стремлении к овладению знаниями в соответствии с тем субъективным смыслом, который знания для него имеют;

 результат целенаправленного и организованного процесса формирования сознания, чувств к той или иной ценности, имеющей значение и определяющий стратегию поведения во всех сферах жизнедеятельности человека;

 устойчивая избирательная предпочтительная связь субъекта с объектом окружающего мира, когда объект, выступая во всем своем социальном значении, приобретает для субъекта личностный смысл, расценивается как нечто значимое для жизни общества и отдельного человека [40].

А.М. Козина для разработки теоретических оснований концепции здоровьесбережения выделяет «два вектора в работе по здравостроительству:

 формирование мотивации и восприятия здоровья как ценности, необходимой для профессиональной и творческой самореализации будущих специалистов на уровне профессионально значимых, личностно и социально желаемых стандартов, и предполагающей совершенствование и усиление того позитивного, что есть в каждом человеке, расширение его внутренних жизненных ресурсов, чувства благополучия, радости жизни;

 формирование открытой, гибкой и когерентной потребностям субъектов внутривузовской здоровьеобеспечивающей воспитательно-образовательной среды, как совокупности различных условий и возможностей, содержащихся в пространственно-предметном и социальном окружении» [21].

Однако, несмотря на накопленный в настоящее время достаточно обширный теоретический и практический материал по проблеме здоровья человека следует заметить, что в научной литературе не сформировалось однозначного подхода в определении понятий проблемы здоровьесбережения: «культура здоровья», «здоровый образ жизни», «культура здорового образа жизни», «здоровый стиль жизни» и пр.

Важно отметить, что культура здоровья - физическая и психологическая составляющие человека отражают целостность его личности, потребность и желание совершенствовать себя. В наше время в системе общекультурных ценностей высокий уровень здоровья человека во многом определяет возможность освоения им всех остальных ценностей и в этом смысле является основой, без которой сам процесс развития человека малоэффективен.

Сохранению и укреплению здоровья способствует система здоровьесберегающих форм жизнедеятельности человека - здоровый образ жизни, который закладывается с раннего возраста, поскольку качества, привитые с детства, всегда оказываются наиболее прочными и активно воздействуют на весь дальнейший процесс становления личности. Под «здоровым образом жизни человека» подразумевается максимальное количество биологически и социально целесообразных форм и способов жизнедеятельности, адекватных потребностям и возможностям человека, осознанно реализуемых им, обеспечивающих формирование, сохранение и укрепление здоровья, способность к продлению рода и достижению активного долголетия.

Эффективное формирование у человека потребности в физической культуре и здоровом образе жизни связано не только с рассмотрением его как целостности и определением роли в этом процессе физкультурной деятельности, но и с выявлением (учетом) соотношения биологических и социальных потребностей в онтогенезе человека, во взаимосвязи с возрастными особенностями, в целом, с более глубоким вскрытием закономерностей развития и функционирования физической культуры и рядом других вопросов [16].

Мы разделяем мнение Н.А. Безруких о том, что для формирования у человека эмоционально-ценностного отношения к здоровью необходимо формирование установки личности на здоровый образ жизни. Установка на здоровый образ жизни не появляется сама собой, а формируется в результате определенного педагогического воздействия [5]. При формировании ценностного отношения к здоровью у обучающихся необходимо совершенствовать их образ жизни, а также формировать потребности и устойчивые мотивы, направленные на осуществление здоровьесберегающего поведения.

К основным компонентам здорового образа жизни необходимо отнести рациональное питание, быт, организацию труда и отдыха, отношение к вредным привычкам [23]. П.К.Дуркиным, М.П.Лебедевой, В.К.Бальсевич и М.П.Лубышевой выделяется потребностно-мотивационный компонент, проявляющийся в потребности в движениях, в физическом совершенствовании, в сохранении и укреплении здоровья, которые являются основами психологической мотивации [4, 12].

Из многих констатируемых недостатков, определяющих причинно-следственные связи состояния низкого уровня культуры здорового образа жизни учащейся молодежи следует выделить:

 недостаточное внимание в педагогической деятельности преподавателей физической культуры в передаче опыта, теоретических и методических знаний, обучению обучающимся практическим умениям и навыками самостоятельного использования средств физической культуры, формированию у них устойчивых интересов, мотиваций, потребностей, установок на ценности физического самосовершенствования;

 отсутствие межпредметных связей решения проблемы формирования здорового образа жизни у обучающихся, в силу того, что пока еще не получила должного отражения в подготовке педагогических кадров валеологическая культура педагога;

 отсутствие учебников для массового использования по основам теории физической культуры и методики физического самовоспитания, основам здорового образа жизни, рассматривающих эту проблему как многогранную, многофакторную и многофункциональную;

 отсутствие фундаментальных социальных и педагогических технологий формирования культуры здорового образа жизни личности и государственной системы внедрения инноваций [14].

Таким образом, крепкое здоровье - это весьма емкое понятие, включающее в себя разнообразные аспекты реализующихся отношений человека к себе и к окружению, с собой и с окружением, объединяющих обширную сферу индивидуального бытия в мире, условие полноценной жизни необходимо интерпретировать как предпосылку здорового образа жизнедеятельности (как состояние, как процесс, как способность). Другими словами, здоровый образ жизнедеятельности ведет не только к крепкому здоровью, но и создает физиологический, психологический, нравственный плацдарм для востребованных человеком проявлений себя в социуме.

Заключение

Ценности охватывают все проявления и стороны жизни человека. Осознание личностью ценности предполагает наличие у нее определенного способа ориентировки в каком-либо виде или группе ценностей. Способом ориентировки является внутренний психологический механизм, формирующий те или иные предпочтения личности, по характеру и направленности которых можно определить и особенности ценностных отношений, в том числе ценности к здоровому образу жизни молодежи. Следует отметить, что усилия педагогов в организации профилактической работы не приносят должного эффекта — проблема сохранения и совершенствования здоровья на современном этапе развития российского общества далека от оптимального решения, так как растёт количество больных среди молодежи, у большинства из которых нет ценностной потребности в ведении здорового образа жизни.

Сохранению и укреплению здоровья должна способствовать система здоровьесберегающих форм жизнедеятельности человека - здоровый образ жизни, который закладывается с раннего возраста, поскольку качества, привитые с детства, всегда оказываются наиболее прочными и активно воздействуют на весь дальнейший процесс становления личности. Формирование у студентов эмоционально-ценностного отношения к здоровью необходимо начинать с установки личности на здоровый образ жизни, которая закладывается в результате определенного педагогического воздействия. При формировании ценностного отношения к здоровью у студентов необходимо совершенствовать их образ жизни, а также формировать потребности и устойчивые мотивы, направленные на осуществление здоровьесберегающего поведения, которое должно быть связано с определенным порядком, режимом питания и сна, с систематичными занятиями физическими упражнениями, используя при этом закаливающие и оздоровительные процедуры. Безусловно, такая организованность не должна быть временным проявлением активности студентов, а напротив, она является устойчивым критерием по отношению к изменениям окружающего мира. Поэтому в процессе у студентов между выбором здорового образа жизни и другими желаниями, соблюдение здоровой организованной жизненной позиции должно занимать ценностное положение.

Необходимо дифференцировать влияние отдельных элементов образа жизни на показатели состояния здоровья студентов. Проблема сохранения и укрепления здоровья студентов должна строиться на новом современном уровне, направленном как на изменение поведенческих навыков, так и медицинского обслуживания в высших учебных заведениях. Это в свою очередь требует разработки новых медицинских, педагогических и социальных технологий, внедрения принципов и методов лечебной педагогики, гигиенического обучения основам здорового образа жизни при активном вовлечении в этот процесс семьи, студентов и педагогов. Необходимо и далее развивать на региональном уровне Программу ВОЗ/ЮНИСЕФ «Клиники, дружественные к молодежи» по созданию Центров здоровья, как важного звена в технологии социального сопровождения студентов.

В связи с обозначенной проблемой нами была организована опытно-экспериментальная работа с целью выявления социально-педагогических условий формирования здорового образа жизни студентов БГПУ им. М.Акмуллы, в результате которой нами анализировались:

 культурно-массовая работа;

 лечебно-оздоровительная работа;

 проживание в общежитии;

 питание студентов;

 организация учебного процесса.

Также нами исследовались 5 групп опрошенных студентов - Физико-математического факультета, факультета физической культуры и исторического факультета БГПУ им. Акмуллы. На первом этапе опрашивались студенты на выявление режима и рациона питания, а на втором – на выявление здорового образа жизни студентов в условиях БГПУ им. Акмуллы.

В опытно-экспериментальной работе принимали участие студенты 1-5 курсов в количестве 106 человек. Нами было выявлено, что большую роль играет привычка в здоровом образе жизни и знания в данной области. Однако, по результатам опроса, можно сделать вывод, что большинство студентов склонны к вредным привычкам, ведут малоактивный образ жизни, плохо питаются, особенно утром, не посещают спортивные секции, ссылаясь на их недоступность и слабую организованность условий в БГПУ им. М.Акмуллы.

Несмотря на то, что студенты имеют возможность посещать бассейн, тренажерные залы, различные спортивные секции, оздоравливаться в санатории-профилактории вуза, заниматься горнолыжным спортом, однако они малоактивны и жалуются на отсутствие средств и времени вести здоровый образ жизни. Отмечается большая пассивность студентов в участии в различных спортивно-массовых мероприятиях, научной работе, они не приемлют активный образ жизни. В свободное время лишь малая часть студентов бывает в фитнесс-центрах – 13%, занимается плаванием – 10%, посещает другие различные спортивны секции – 23%, а большая часть вообще никуда не ходит или не может ходить по состоянию здоровья или из-за отсутствия возможности - 54%. Причиной является загруженность учебным процессом и отсутствие работоспособности. Более того, 34% имеют тягу к курению, хотя и хотят бросить, а также, более 53% употребляют алкоголь постоянно или изредка. В целом можно охарактеризовать студентов как людей с низким уровнем физической культуры и низким показателем ценности здорового образа жизни. Исключение составляют студенты, обучающиеся на факультете физической культуры, у которых показатель ценности своего здоровья на много превышает показатель ценности у студентов, обучающихся на других факультетах.

На основании проведенного исследования следует отметить что в БГПУ им. М.Акмуллы необходимо:

 создавать на базе вуза Центр здоровьесберегающих технологий для оказания профессиональной социльно-психологической помощи студентам и сотрудникам;

 создавать мобильную социально-психологическую службу по выявлению среди студентов и сотрудников представителей группы риска;

 способствовать формированию активной жизненной позиции студентов посредством включения их в здоровые социальные отношения;

 внедрять в учебно-воспитательный процесс современные технологии и программы по формированию здорового образа жизни для студентов, преподавателей и сотрудников;

 организовывать проведение выездных обучающих программ для студентов и преподавателей по формированию здорового образа жизни.

Хочется отметить, что проведение подобных мероприятий позволит студентам и преподавателям иначе взглянуть на культурно-нравственные ценности общества, ощутить роль и место здоровьесберегающих технологий в жизни современного человека.

Все перечисленные формы работы способствуют развитию положительных чувств и эмоций, эстетического восприятия, творческого воображения, расширению культурного кругозора, что приведет в конечном результате к осознанию значимости и целесообразности мероприятий по укреплению психического и физического здоровья, к духовному развитию и нравственному совершенствованию, формированию благоприятных межличностных отношений, к гармонизации личностных структур каждого индивида.

Список литературы

1. Абаскалова, Н.П. Системный подход в формировании здорового образа жизни субъектов образовательного процесса «школа-вуз»: монография / Н.П. Абаскалова - Новосибирск, 2011. - 316 с.

2. Айзман, Р.И. Основы безопасности жизнедеятельности / Р.И.Айзман, Н.С.Шуленина, В.М.Ширшова. – Новосибирск: Сибирское университетское издательство, 2010. – 256 с.

3. Апанасенко, Г.Л. Индивидуальное здоровье: теория и практика/ Г.Л.Апанасенко, Л.А.Попова. – Киев: Медкнига, 2011. – 108 с.

4. Бальсевич, В.К. Спортивно-ориентированное физическое воспитание: образовательный и социальный аспекты / В.К.Бальсевич, Л.И.Лубышева // Теория и практика физической культуры – 2003. - № 5. - С.19-23.

5. Безруких, М.М. Разговор о правильном питании / Институт возрастной физиологии РАО; М.М. Безруких, Т.А. Филиппова, А.Г. Макеева // Основы безопасности жизни. - 2012. - № 5. – С. 35-38.

6. Белкова, И.Ю. Стратегические принципы и педагогические условия формирования здорового образа жизни студентов // Мир науки, культуры, образования. – 2010. - № 5 (24). – С.197-199.

7. Бондаревская, Е.В. Педагогическая культура как общественная и личностная ценность / Е.В.Бондаревская // Педагогика. - 1999. - №3. – С.37-43.

8. Брехман, И.И. Философско-методологические аспекты проблемы здоровья человека / И.И.Брехман // Вопросы философии. - 1982. - № 2. - С. 48-53.

9. Вайнер, Э.Н. Стратегия и содержание здоровьесберегающего образования / Э.Н. Вайнер // Основы безопасности жизни. - 2012. - № 8. – С. 33-36.

10. Волкова, М.А. Здоровье студентов как параметр качества образовательного процесса / М.А. Волкова // Вестник ЮУрГУ. – 2010. - № 3. – С. 70-78.

11. Волкова, М.А. Формирование ценностного отношения к здоровью у студентов технического факультета университета / М.А. Волкова // Педагогический ежегодник. Выпуск 7. – Челябинск: Изд–во ЮУрГУ, 2008. – С. 19–29.

12. Дуркин, П.К. К решению проблемы формирования здорового образа жизни населения России / П.К.Дуркин, М.П.Лебедева // Теория и практика физической культуры – 2002. - №8. - C. 2 - 5.

13. Еляков, А. Расстояние до студента / А. Еляков // Высшее образование в России. - 2000. - № 4. - С.99-104.

14. Игнатова, В.В. Структурно-процессуальная модель актуализации профессионально-этического потенциала студента в процессе профессиональной подготовки / В.В. Игнатова // Педагогический журнал. - 2012. - № 1. - С. 102-108.

15. Информационный бюллетень Всемирной организации здравоохранения. - № 220. - Сентябрь 2007 [Электронный ресурс]. – URL: h**t://w*w.who.int/mediacentre/factsheets/fs220/ru/index.html. - (Дата обращения: 02.12.13.)

16. Ионова, М.Х. Влияние адаптивной образовательно-оздоровительной среды на формирование потребности в здоровом образе жизни у молодежи / М.Х. Ионова, В.С. Кенчешаов, А.С. Койчуева // Научные проблемы гуманитарных исследований. – 2009. - №11. – С. 14-25.

17. Казин, Э.М. и др. Адаптация и здоровье: теоретические и прикладные аспекты: коллективная монография, рекомендовано научным центром клинической и экспериментальной медицины СО РАМН РФ / Э.М.Казин, С.Б.Лурье, В.Г.Селятицкая и др.; под ред. Э.М.Казина. - Кемерово, Изд-во КРИПКиПРО, 2008. – 300 с.

18. Казин, Э.М. Образование и здоровье: медико-биологические и психолого-педагогические аспекты: монография / Э.М.Казин. – Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2010. – 214с.

19. Казначеев, В.П. Некоторые проблемы хронических заболеваний / В.П.Казначеев // Вестн. АМН. СССР. - 1975. - № 10. - С.6-16.

20. Коваль, Л.Н. Влияние интеллектуального компонента физической культуры на формирование здоровья: дис. . канд. пед. наук / Л.Н. Коваль, 2004. – 150 с.

21. Козин, А.М. Интерпретация системообразующих детерминант в здоровьесберегающем образовательном пространстве / А.М. Козин // Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование. Педагогические науки». - 2009. - Вып. 6. -№ 38 (171). - С. 57-64.

22. Концепция долгосрочного социально- экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года [Электронный ресурс]. – URL: h**t:// w*w.government.r*/content / govemmentactivity/ rfgovemmentdecisions / archive/ 2008/ 11/ 17/ 2982752.htm. - (Дата обращения: 02.12.13.)

23. Лаптев, А.П. Гигиена: учебник для ин-тов физич. культ. / А.П.Лаптев, С.А.Полиевский - М.: ФиС, 1990. – 368 с.

24. Леонова, И.И. Развитие и сохранение здоровья студентов вузов как социально-образовательная проблема / И.И.Леонова // Глобальный научный потенциал. - 2013. - № 9(30). – С. 23-25.

25. Ляхович А.В., Мирская Н.Б. Профилактика нарушений и заболеваний костно-мышечной системы школьников в условиях общеобразоательных учреждений / А.В.Ляхович, Н.Б.Мирская // ОБЖ.- 2011.- №2.- С.40.

26. Малозёмов, О.Ю. Здоровьесбережение: социальные и психолого-педагогические аспекты: Учебное пособие / О.Ю.Малозёмов, Ю.И.Громыко. – Екатеринбург: УрО РАО, УРГПУ, изд-во АМБ, 2006. – 286 с.

27. Малозёмова, И.И. Школа «Педагогика и психология здоровья»: проблемы и перспективы / И.И. Малозёмова, О.Ю. Малозёмов // Педагогическое образование в России. - 2011. - № 2. – С. 133-139.

28. Маслоу, А. Мотивация и личность / А.Маслоу. - СПб.: Питер, 2008. - 352с., 3-e изд.

29. Мельникова, М.М. Концептуальные подходы к системе организации здоровьесберегающего образования в вузе / М.М. Мельникова, Н.П. Абаскалова // Сибирский педагогический журнал - Новосибирск: НГПУ, 2007. - №9. - С. 304-314.

30. Михальцова, Л.Ф. Формирование ценностных ориентаций учащихся: концепции / Л.Ф.Михальцова // Основы безопасности жизни. - 2011. - № 8. - С. 3-8.

31. Педагогика: учеб. пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Михайлова, Е.Н. Шиянов. - М.: Школа-Пресс, 2013. -496.

32. Прокопенко, Т.И. Состояние здоровья студентов и факторы, определяющие формирование их здорового образа жизни / Т.И. Прокопенко // Современные проблемы и перспективы развития образования : межрегиональный сборник научных трудов. - Ставрополь: Изд-во СГУ, 2012. - С.177 – 179.

33. Рабцун, Н. В. Работа со студентами как важнейший компонент государственной молодежной политики и место вуза в ее реализации / Н.В.Рабцун // Вестник КАСУ. – 2006. - № 3. - С. 48-55.

34. Ручка, А.А. Ценностный подход в системе социологического знания. - Киев: Наукова думка, 1987. - 155 с.

35. Сериков, Г.Н. Образование и развитие человека / Г.Н. Сериков. — М.: Мнемозина, 2002.-416 с.

36. Тарасова, Е.О. Развитие лидерских качеств студенческой молодежи во внеучебной деятельности / Е.О.Тарасова // Вестник Самарского государственного технического университета. – 2010. - № 3. – С. 179-185.

37. Терентьев, Л.А. Здоровый образ жизни студентов и его формирование [Электронный ресурс] / Л.А.Терентьев, Н.В Долматова. – Режим доступа: h**t://w*w.asvomed.r*/php/content.php?id=216. – (Дата обращения: 02.12.13.).

38. Устав Всемирной организации здравоохранения [Электронный ресурс]. – URL: h**t://w*w.doctorate.r*/ustav-vsemirnoj-organizacii-zdravooxraneniya/. – (Дата обращения: 05.01.14).

39. Федеральный закон «Об образовании Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ. [Электронный ресурс] – URL: h**t://w*w.rg.r*/2012/12/30/obrazovanie-dok.html. - (Дата обращения: 02.12.13.)

40. Худякова, Л.Н. Воспитание ценностных основ здорового образа жизни: философское обоснование: научное издание / Н.Л. Худякова. - Челябинск: ЧГНОЦ УрО РАО, 2009. - 44 с.

41. Чухрова, М.Г. Психосоциальные детерминанты здорового образа жизни и роль образовательного процесса в формировании здоровья молодого поколения / М.Г. Чухрова // Международный научный журнал «Мир науки, культуры, образования» - 2009. - № 3 (15). - С.184-190.

42. Щедрина, А.Г. Здоровый образ жизни: методологические, социальные, биологические, медицинские, психологические, педагогические, экологические аспекты / А.Г.Щедрина. - Новосибирск : Альфа Виста, 2007. – 144с.

43. Rokeach, M. The nature of human values / M.Rokeach. - N-Y.: Free Press, 1973. - 153 р.

44. Малышева, А.Н. Формирование культуры здоровья студенческой молодежи средствами рекреативных технологий социально-культурной деятельности (результаты опытно-экспериментальной работы) // Вестн. Тамб. ун-та. Сер.: Гуманитар. науки. - 2012. - Вып. 2. (0,5 п.л.).

45. ВОЗ: Руководство программы СИНДИ по питанию. - ВОЗ, 2000, 49 с.

46. Нагавкина Л.С., Татарникова Л.Г. Валеологические основы педагогической деятельности: Учебно-методическое пособие. – СПб.: КАРО, 2005. – 272с.

47. Татарникова Л.Г. Валеологическое воспитание: традиции и новации: Учебно-методическое пособие. – СПб.: СПбАППО, 2007. – 257с.

Покупка готовой работы
Тема: «Социально-педагогические условия формирования образа жизни студентов»
Раздел: Безопасность жизнедеятельности
Тип: Дипломная работа
Страниц: 92
Цена: 2900 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

У нас можно заказать

(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)

Контрольная на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Решение задач на заказ

Решение задач

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Лабораторная работа на заказ

Лабораторная работа

от 200 руб.

срок: от 1 дня

Доклад на заказ

Доклад

от 300 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

42 задания

за последние сутки

10 минут

время отклика