Дипломная работа
«Качество сна учащейся молодёжи: возрастные и гендерные особенности»
- 76 страниц
Введение 3
Глава 1. Обзор литературы 6
1.1. Общая характеристика сна, как психофизиологического процесса 6
1.2. Структура суточного сна и состояние вегетативной сферы в различные фазы сна 14
1.3. Особенности сна учащейся молодёжи по материалам отечественных и зарубежных исследований 18
Глава 2. Объект и методы исследования 28
2.1. Характеристика объекта исследования 28
2.2. Характеристика методов исследования 28
Глава 3. Результаты собственных исследований и их обсуждение. 34
3.1. Результаты изучения качества сна 34
3.2. Результаты изучение дневной сонливости 37
3.3. Результаты исследования степени нарушений основных правил сна 40
3.4. Результаты исследования суточного хронотипа 43
Глава 4. Методические рекомендации по изучению физиологии сна в школьном курсе биологии 47
4.1. Характер и объем изучения особенностей сна в школьном курсе биологии (раздел Человек и его здоровье) 47
4.2. Конспект урока на тему: « Бодрствование и сон» 50
4.3. Разработка внеклассного мероприятия на тему: «Здоровый сон и его роль в учёбе» 56
4.4. Методические рекомендации для школьников и их родителей по улучшению качества сна 62
Выводы 65
Заключение 67
Литература 69
Актуальность исследования. В современном мире жизнедеятельность человека характеризуется повышенной активностью, что влечёт высокие требования к отдыху, особенно в достаточном количестве «сонного времяпровождения» нуждается учащаяся молодёжь (Здоровый сон., 2017). Сон является одним из важнейших факторов развития ребёнка с момента его рождения. Сон - естественный физиологический процесс нахождения организма в состоянии минимума мозговой активности и пониженной реакции на внешние воздействия, с активными анаболическими процессами. Сон воздействует на работу нервной, сердечно-сосудистой, эндокринной и ряда других систем организма, существенно влияет на физическое и психомоторное развитие, эмоциональный баланс, память и умственную работоспособность. Плохое качество сна ассоциируется с повышением риска умственного отставания, ухудшением коммуникативной функции, низкой академической успеваемостью, избыточной массой тела и целым рядом других нарушений здоровья и качества жизни (Коломейчук, 2017).
Процесс обучения в школе является мощным стрессовым фактором, изменяющим уклад жизни ребёнка, распорядок его дня, режим занятий и отдыха (Коломейчук, 2017). Школьникам требуется в среднем от 8 до 9 часов сна в сутки. Недостаточный сон усиливает дневную сонливость, утомляемость, вялость и раздражительность, способствует снижению способности воспринимать и запоминать информацию. Помимо физиологических изменений в организме, характерных для подросткового периода, к нарушению сна также могут привести следующие факторы: неправильный режим дня, чрезмерная умственная, эмоциональная и физическая нагрузка, неправильное питание, общение в социальных сетях допоздна и другие причины (Алексеева и соавт., 2016; Augeretal, 2015).
Правильно организованный режим дня учащегося благоприятствует сохранению относительно высокой работоспособности в течение
длительного времени. Регулярность отдельных режимных моментов и их чередование обеспечивают выработку определённого ритма в деятельности организма (Хрипкова и соавт., 1990).
Цель исследования: изучение возрастных и гендерных особенностей сна учащейся молодёжи.
Объект исследования: учащиеся 7-11 классов МБОУ СОШ№5 р.п.Чишмы муниципального района Чишминский район РБ.
Предмет исследования: качество сна учащейся молодёжи.
Задачи исследования:
- анализ литературы по рассматриваемой проблеме;
- оценка качество сна школьников;
- изучение характера дневной сонливости;
- определение степени нарушений основных правил гигиены сна;
- определение хронобиологических особенностей учащейся молодёжи;
- анализ характера и объёма изучения особенностей сна в школьном курсе биологии (раздел Человек и его здоровье);
- разработка форм использования материалов исследования в школьной практике.
Материал исследования: Результаты собственных исследований, полученных в ходе экспериментальной работы со школьниками (156 бланков первичного материала).
Методы исследования: анкета балльной оценки субъективных характеристик сна (Рассказова и соавт., 2012); модифицированная шкала оценки дневной сонливости Эпворта (Алексеева и соавт., 2016); шкала качества гигиены сна (Шкала качества ., 2017); анкета Остберга для
определения хронотипа (Копосова и соавт., 2002).
Практическая значимость. Результаты исследования дополняют знания об особенностях сна учащейся молодёжи. Материалы работы могут 4
быть использованы специалистами по возрастной физиологии, представлять интерес для педагогов и психологов в организации учебно-воспитательного процесса в общеобразовательной и в высшей школе. Методические рекомендации и разработки могут быть использованы при изучении школьного курса биологии (раздел Человек и его здоровье).
Научная новизна исследования. Научная новизна исследования определяется контингентом испытуемых, среди которых подобного рода исследования не проводились.
Апробация работы: Основные положения настоящего исследования, на различных этапах выполнения работы, апробировались во время прохождения педагогической практики, были представлены на 44-й Международной научно-практической конференции «Вопросы современных научных исследований» (Омск, 2018). По теме исследования опубликованы две работы.
Структура и объем работы. Диссертация объёмом 75 страниц состоит из введения, обзора литературы, описания объекта и методов исследования, результатов собственных исследований, применения результатов исследования, заключения, выводов, списка литературы.
Список использованной литературы включает 61 источник в т.ч. 6 иностранных источника. Работа иллюстрирована 6 таблицами, 10 рисунками.
Глава 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ
1.1. Общая характеристика сна, как психофизиологического процесса
Сон - это особое генетически детерминированное состояние организма человека (и теплокровных животных), характеризующееся логической поочерёдной сменой определённых полиграфических картин в виде циклов, фаз и стадий» (Сон ., 2016). Ритм «сон - бодрствование» является
основным суточным циклом, базой и фоном для протекания всех других ритмов. У человека и многих животных период сна и бодрствования приурочен к суточной смене дня и ночи (Агулова, 2013).
Одна из основных функций сна заключается в возобновлении физических и психологических сил, которые помогают адаптироваться к изменению условий внутренней и внешней среды. Сон предполагает собою смену разных функциональных состояний головного мозга. В период сна перестраивается мозговая деятельность, требуемая для переработки и сохранении информации, попавшей в период бодрствования, перехода её с промежуточной в долговременную память. Динамичность нейронов в разных отделах коры большого мозга и глубинных структурах мозга во время сна практически не меняется, как и при бодрствовании (Алейникова, 2002).
Здоровый сон - это немаловажный фактор, влияющий на состояние здоровья человека и продолжительность его жизни. Неполноценный сон или недостаточная его продолжительность, не говоря уже о бессоннице, могут стать причиной существенного сбоя в процессе обмена веществ. Люди, страдающие нарушениями сна, чаще склонны к ожирению, а качественный сон, напротив, способствует нормализации массы тела. Современный ритм жизни и специфика многих профессий, появившихся в последнее время, часто приводят к тому, что люди страдают от недосыпания хронического характера и, как следствие, от иммунных нарушений. Здоровым, а самое главное - достаточным сном сегодня могут похвастаться единицы. А все ли знают о том, к чему приводит недостаток сна? Эта серьёзная проблема присуща не только россиянам. Её исследуют и в Европе, и за океаном. И выводы учёных неутешительны - безобидный на первый взгляд недосып запускает такие реакции, что «вам и не снилось» (Овсянников, 2014)
Продолжительность сна зависит от возраста. Новорождённый ребёнок спит 20 часов в сутки, причём в основном, это быстрый сон. По мере взросления длительность сна уменьшается, и растёт доля медленного сна. Годовалый ребёнок спит 13-14 часов, 4-5-летний -12-13 часов, у8- летнегоребенка время сна приближается к продолжительности взрослого - 10-11 часов, но длительность цикла и доля быстрого и медленного сна достигают взрослой нормы лишь к 14 годам. К этому времени быстрый сон занимает около 25% всего времени сна (рис.1) (Алейникова, 2002).
В таком виде сон сохраняется примерно до 50- 60-летнего возраста, когда начинаются нарушения сна, в том числе и его длительности, которая сокращается до 4-5 часов (при сокращении и медленного и быстрого сна), что сказывается на работоспособности человека. После 75 лет часто возникает невротическая бессонница, сон становится дискретным, нарушаются циклы сна. Отмечено, что у одарённых детей, а в ряде случаев и у взрослых, время сна сокращено по сравнению со среднестатистическим (Алейникова, 2002).
Согласно последним биологическим исследованиям, за наш здоровый сон ночью и активность днём отвечает также особая железа внутренней секреции, расположенная в головном мозге, - эпифиз, или шишковидное тело, которое является частью фотонейроэндокринной системы. Свет оказывает блокирующее влияние на его активность, а темнота - стимулирующее (Попова, 2011).
Данные этих исследований были экспериментально подтверждены во время военных операций, проводившихся британским Министерством обороны. Для того чтобы солдаты находились в состоянии бодрствования в течение 36 часов, им выдавались специальные очки. Микроскопические оптические волокна, вставленные в стёкла, постоянно создавали кольцо яркого белого света со спектром, идентичным восходу солнца, вокруг края сетчатки глаз солдат. Опрос испытуемых показал, что практически никто из них в течение заданного времени не ощущал сонливости (Попова, 2011).
В первых неврогенных теориях сна, возникших в конце прошлого и начале нынешнего столетия в результате клинических наблюдений после эпидемии летаргического энцефалита, отражаются эти две противоположные тенденции. Так, Л.Маутнер пришёл к выводу, что причиной наступления сна при этом заболевании была опухоль в области среднего мозга, вызывавшая сдавление афферентных путей и прекращение потока сенсорных импульсов в высшие отделы мозга. Фон Экономо же считал, что сон наступает в результате торможения таламуса и коры больших полушарий «центром сна». Исходя из противоположного характера ведущих симптомов заболевания (сонливости или бессонницы) он полагал, что центр сна состоит, по крайней мере, из двух частей - каудальной части, являющейся как бы центром бодрствования, и ростральной, действующей как центр сна (Александров, 1997).
Первыми экспериментальными исследованиями, свидетельствующими о существовании центра сна, явились работы В. Гесса. Показав, что слабое электрическое раздражение чётко ограниченной области промежуточного мозга у подопытных кошек вызывало сон со всеми подготовительными фазами (потягивание кошки, умывание, принятие характерной позы), В. Гесс высказал предположение, что существует центр, возбуждение которого обеспечивает наступление естественного сна. В дальнейшем опыты В. Гесса были подтверждены многочисленными исследователями, которые вызывали наступление сна у подопытных животных при помощи электрического и химического раздражения гипоталамуса и прилежащих структур, и теория о центре сна получила значительное признание (Александров, 1997).
Сон является важным интегративным показателем состояния человека, отражением влияния на организм различных внешних и внутренних факторов. Сон призван обеспечивать оптимальное взаимодействие организма с окружающей средой, подготавливая его к успешной деятельности в период предстоящего бодрствования (Буриков и соавт., 2010).
Для полноценного отдыха организма крайне важно обеспечить не только необходимую продолжительность ночного сна, но и достаточную его глубину. Неглубокий ночной сон, даже при достаточной продолжительности, не обеспечивает хорошего отдыха организму. Здоровым детям и подросткам глубокий сон можно обеспечить выполнением определённых правил (Хрипкова, 1990).
Гигиена сна важна для жизни любого человека. Благодаря неудовлетворительному качеству или недостаточному количеству сна можно получить серьёзные проблемы со здоровьем, как кратковременные, так и долгосрочные. Неполноценный отдых может неблагоприятно сказаться на внимательности и продуктивности работы (Алимкулова, 2008).
Сон играет существенную роль в координировании процессов формирования памяти (Петров, 2012). Часы, предназначенные для сна, нельзя рассматривать как некий резерв времени, который можно часто и безнаказанно использовать для других целей. Это, как правило, отражается на продуктивности умственного труда и психоэмоциональном состоянии. Беспорядочный сон может привести к бессоннице, другим нервным расстройствам (Организация сна, 2017).
Учёные, изучающие качество сна сошлись во мнении, что недосыпание негативно влияет на процесс обучения. Многочасовые подготовки к домашним заданиям, поздний отход ко сну и злоупотребление компьютером приводят к развитию у детей уже в средней школе гастрита, близорукости, сколиоза и нервных расстройств.
Влияние сна на обучение и память - один из интегрирующих аспектов нейробиологии XXI века (Ковальзон, 2008). Напряжённую умственную работу необходимо прекращать за 1,5 ч. До отхода ко сну, так как она создаёт в коре головного мозга замкнутые циклы возбуждения, отличающиеся большой стойкостью. Интенсивная деятельность мозга продолжается даже тогда, когда человек закончил заниматься. Поэтому умственный труд, выполняемый непосредственно перед сном, затрудняет засыпание, приводит к ситуативным сновидениям, вялости и плохому самочувствию после пробуждения. Перед сном необходимо проветривание комнаты, а ещё лучше сон при открытой форточке (Организация сна, 2017).
Проблемы и не соблюдение гигиены сна вредны для качества сна детей школьного возраста. Исследование важно для изучения тенденций качества сна и относительных факторов включая образ жизни, семью и социальную окружающую среду для того чтобы улучшить качество сна детей (Beebe, 2011).
Сон является очень важной составляющей жизни любого живого организма. Необходимо научить школьников соблюдать гигиену сна, рационально планировать свой день и вести здоровый образ жизни.
1. Агаджанян, Н.А. Нормальная физиология [Текст] /Н.А.Агаджанян М.: 2001. -116с.
2. Агулова, Л.П. Хронобиология [Текст] / Л.П. Агулова - Томск, 2013 - 259с.
3. Алейникова, Т.В. Возрастная психофизиология [Текст] /Т.В.Алейникова Ростов-на-Дону, 2002. - 145с.
4. Александров, Ю.И. Основы психофизиологии [Текст] /Ю.И. Александров - М.: ИНФРА, 1997 - 340с.
5. Алексеева, А.Н. Циркадные нарушения сна у школьников старших классов крупного промышленного города Сибири [Текст] /А.Н.Алексеева, В.Н.Жданова, Н.А.Шнайдер, К.А.Газенкампф //Международный студенческий научный вестник. - 2016. -№ 4 (часть 5). Режим доступа: https://files.sch**l-science.rU/pdf/1/20211.pdf.-25.02.17.
+ еще 50 источников
Тема: | «Качество сна учащейся молодёжи: возрастные и гендерные особенности» | |
Раздел: | Биология | |
Тип: | Дипломная работа | |
Страниц: | 76 | |
Цена: | 2800 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Развитие речевых умений школьников младшего этапа обучения на основе использования видеоматериалов
ВКР:
Гендерные особенности психологической готовности студентов к браку и родительству
Дипломная работа:
Совершенствование лексических навыков на основе зрительных опор на среднем этапе обучения
Курсовая работа:
Гендерные особенности ценностных ориентаций личности
Дипломная работа:
Формирование коммуникативной компетенции на основе использования компьютерных игр на старшем этапе обучения в средней школе